- 373 Просмотра
- Обсудить
27. Единый чистый, кто чист пред Тобою, если Ты Сам не очистишь избранных своих? Научи меня, глубочайшая бездна, Зиждительная Премудрость, поставившая «на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40,12), и поддерживающая тяжесть земли; и сию плотяную тяжесть, которую ношу я, поддержи невидимыми Твоими перстами, чтобы увидеть и познать мне, сколь «чудно имя Твое по всей земли!» Древнейший свет, сиявший прежде всякого света на святых горах древней вечности, пред которым «все обнажено и открыто» (Евр.4, 13) еще прежде нежели пришло что либо в бытие, Свет, которому, как чистейшему и чуждому всякой скверны, ненавистна всякая нечистота, какое утешение Тебе от человека? «Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6, 14) Что в человеке утешает Тебя? Где во мне достойное святилище величия Твоего, чтобы войти в него и обрести утешение любви Твоей? Чистая трапеза прилична Тебе, всеочищающая Сила; ибо видеть Тебя, а тем паче обладать Тобою, могут только чистые сердцем. В человеке же где столько чистый храм, чтоб мог он принять Тебя? Кто может сделать чистым зачатое от нечистого семени? Не Ты ли один чист? А от «нечистого что очистится?» (Сир. 84, 4) Ибо и по закону, который дал Ты отцам нашим в огне, попаляющем гору, и в облаке, покрывающем «мрак вод» (Пс.17, 12), к чему прикоснется нечистый, «нечисто будет» (Чис.19, 12). «Все мы сделались - как нечистый» (Ис.64, 6), происходя от растленной и нечистой плоти, имеем на челе своем знаки нечистоты нашей, которых не можем сокрыть от Тебя Всевидящего. А потому не можем быть и чистыми, если не очистишь Ты, единый чистый. Очищаешь же тех из нас сынов человеческих, в которых угодно обитать Тебе, и которых по недоступно-глубоким тайнам непостижимых судеб премудрости Твоей, всегда справедливых, хотя и сокровенных, не по каким либо предварительным их заслугам предопределил Ты прежде мира, призвал из мира, оправдал в мире, и возвеличишь по конце мира. Чему изумевая, дивятся все мудрые земли. И я, Господи, размышляя о сем, прихожу в ужас и оцепенение от «глубины богатства и премудрости и разума» (Рим.11, 33), которой не досязаю. И непо-стижимы судьбы правды Твоей; потому что из «из той же смеси сделать» одни сосуды «в честь», другие же в «вечное безчестие» (Рим. 9, 21). Посему, которых из множества избрал Ты Себе в храм, предуведал, что соблюдут они себя достойными святыни Твоей, тех очищаешь, изливая на них воду чистую, тех и имена и число знаешь Ты, «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Пс.146, 4). Написанные у Тебя в книге жизни, никогда они не погибнут; им все споспешествует во благое. «когда он будет падать, не упадет» (Пс.36, 24), потому что поддерживаешь их рукою Твоею, храня «вся кости их, да ни едина от них сокрушится». Но «смерть грешников люта» (Пс.33, 22), т. е. тех, которых Ты, прежде нежели сотворил небо и землю, по неисповедимой глубине сокровенных, но всегда праведных, судеб Твоих предуведал достойными вечной смерти. Счисление же имен и злых дел их у Тебя, исчислившего множество песка морского и измерившего глубину бездны, и их оставил Ты в нечистотах их; посему все им служит во зло. Великое недостоинство их делает, что и самая молитва их обращается в грех, и если до небес взыдут, и главою коснутся облаков, «и положат гнездо свое среди звезд» (Авд.1, 4), и тогда погибнут наконец по грехам и беззакониям своим. Оглавление 28. Трепещу при мысли, как изменчив человек и как праведен Ты, Судия земли! Велики судьбы Твои, Господи Боже Судия праведный и сильный, судящий и дающий праведный суд; они не испытаны и глубоки. Когда помышляю о сем, в трепет приходят все кости мои; потому что человек, живя на земле, не может уверить себя, что все дни жизни своей благочестиво и свято будет служить со страхом, и радоваться с трепетом; а не будет служение его без страха, и радость без трепета. «Пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся» (3Цар. 20, 11), да не хвалится пред Тобою всякая плоть, но да убоится и вострепещет от лица Твоего; потому что не знает человек, любви ли достоин он, или гнева, но все сие блюдется в неизвестности до будущего века. Ибо видим, Господи, и от отцов наших слышали, (о чем не могу воспомянуть без великого трепета, и сказать без многого страха), что многие первоначально восходили до небес, и полагали гнездо свое среди звезд, а после ниспадали до бездн, и души их оцепенели во зле. Видели мы, что звезды спали с неба чуть удара змеиного ошиба, а лежавшие во прахе земном, при помощи восставляющей десницы Твоей, Господи, чудесно возвысились. Видели мы живых умершими, и умерших востагощими от смерти. Видели мы, что ходившее между сынами Божиими, среди каменей огненных, как брение обратились как бы в ничто. Видели мы, что свет омрачался, и из тьмы воссиявал свет; потому что «мытари и блудницы … идут в Царство Божие» (Матф.21, 31) тех, которые, по видимому, достойны обитать в нем «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Матф.8, 12). И за что же это? Не за то ли, что и они взошли на ту гору, на которую первоначально взошел некто Ангелом, а сошел диаволом? Которых же предопределил Ты, предусмотрит их достойными, тех и призвал и освятил и очистил, чтобы действительно они были достойною обителью величия Твоего. С ними и в них обретаешь Ты Себе святое и чистое утешение; или увеселяешься, и увеселяешь юность их, обитая с ними посреди их, и они-то—святый храм Твой, в чем великое достоинство человеческого нашего естества. Оглавление 29. Один Ты можешь насытить желание души моей и никто кроме Тебя! Душа, которую сотворил Ты не из Себя, но Словом Твоим, не из стихийного какого-либо вещества, но из ничего, душа словесная, разумная, духовная, всегда живая, всегда действующая, которую запечатлел Ты светом лица Твоего, и освятил силою купели Твоей,—создана столько удобоприемлемою к славе величия Твоего, что только Тобою одним, а не другим чем может она удовлетвориться. Когда обладает Тобою, тогда исполнено желание ее, и ничего уже не остается больше желать ей. А если желает она чего-либо внешнего, то очевидный признак, что не обладает Тобою внутренне: ибо кто обладает Тобою, тому нечего больше желать. Ибо Ты— верховное и всецелое Благо; а кто обладает всецелым благом, тому нечего больше желать. Если же не желает всецелого блага, то остается ей желать чего-либо такого, что не есть всецелое благо, следовательно, желать не высочайшего блага, желать не Бога, но твари. А когда желает твари, тогда непрестанно алчет; потому что, хотя и получает от тварей, чего желает, однако же остается не наполненною, так что ничто не может удовлетворить ее, кроме Тебя, по образу Которого она создана. Но Ты наполняешь тех, которые ничего не желают кроме Тебя; тех соделываешь достойными Тебя, святыми, блаженными, непорочными и присными Божиими, которые «и все почита(ют) за сор, чтобы приобрести» Тебя единого (Фил. 3, 8). Вот блаженство, которое уготовал Ты человеку; вот честь, которою почтил Ты человека между всеми и пред всеми тварями, чтобы «чудно было имя Твое по всей земли». Вот, Господи Боже мой, обрел я место, где обитаешь Ты Всевышний. Преблагий и Всемогущий: обитаешь Ты в душе, которую сотворил Ты по образу и по подобию Твоему, и которая Тебя единого ищет и желает; но не обитаешь в той душе, которая Тебя не ищет и не желает. Оглавление 30. Искал я Тебя в мире, а нашел только в себе, ибо Ты Сам открыл, Себя мне. Как овца погибшая заблуждался я, ища Тебя вне, тогда как Ты внутри. Много трудился, ища Тебя вне себя, а Ты обитаешь во мне, только бы мне возжелать Тебя. Обошел я веси и градские стогны в мире сем, ища Тебя, и не нашел, потому что я худо искал того вне, что было внутри. Посылал вестников своих—все внешние чувства обрести Тебя, и не нашел, потому что искал худо. Ибо вижу, Боже, Свет мой, просветивший меня, что худо искал я с помощью чувств внешних; Ты пребываешь внутри; они же не знали, откуда вошел Ты. Очи говорят: «если не имел Он цвета, то не чрез нас вошел». Уши говорят: «если не дал гласа, то не чрез нас прошел». Обоняние говорит: «если не издал запаха, то не чрез меня прошел». Вкус говорит: «если не было в Нем вкуса, то не чрез меня вошел». Осязание присовокупляет: «если Он бестелесен, то и не спрашивай меня о Нем». Всего же этого нет в Тебе, Боже мой. Ибо не телесного вида, не временной красоты, не светлой белизны или цвета, не приятных сладкогласий или каких сладостных звуков, не запаха цветов, мастей и благовоний, не меда или манны услаждающих вкус, не чего-либо приятного для осязания или объятия; и вовсе не чего-либо иного подлежащего сим чувствам ищу я, когда ищу Бога моего. Как и помыслить, чтоб Бог мой был чем-либо объемлемым чувствами, которых не лишены и животные бессловесные! И однако же, когда ищу Бога моего, ищу некоего света, который превыше всякого света, и которого не уловляет око; ищу некоего гласа, который выше всякого гласа, и которого не уловляет слух; ищу некоего благоухания, которое выше всякого благоухания, и не уловляется обонянием; ищу некоей сладости, которая выше всякой сладости, и не познается вкусом; ищу некоего объятия, которое выше всякого объятия, и неощутимо внешним человеческим осязанием. Свет сей сияет, где не объемлет его место; глас сей звучит, где не похищает его время; благовоние сие благоухает, где не разносит его веяние ветра; сладость сия вку-шается, где нет алчности; объятие сие осязается, где ничто не расторгается. Таков есть Бог мой, и не уподобится Ему другой; сего ищу, когда ищу Бога моего, сие люблю, когда люблю Бога моего. Поздно возлюбил я Тебя, Красота столь древняя и столь новая, поздно возлюбил я Тебя; Ты был внутри меня, а я искал Тебя вне, там искал я Тебя, и в этот прекрасный, Тобою созданный мир, вторгался я безобразный. Ты был со мною, но я с Тобою не был. Вдали от Тебя держало меня то, что может существовать только Тобою. Все обходил, ища Тебя, и ради всего оставлял себя самого. Спросил я землю: «не Бог ли она мой?» И она отвечала: «нет»; и все, что на земле, подтвердило мне тоже. Спросил я море и бездны и пресмыкающихся в них, и отвечали: «мы не Бог твой, ищи Его выше нас». Спросил я веющие ветры, и весь воздух со всеми обитателями своими сказал мне: «обманывается Анаксимен, я не Бог твой». Спросил я солнце, луну и звезды; говорят «мы не Бог твой». Сказал я всему окружающему двери плоти моей: «сказали вы мне, что вы—не Бог мой, скажите же мне что-нибудь о Боге». И все велегласно воскликнуло: «Он сотворил нас». Спросил я после сего громаду мира: «скажи мне: Бог ли ты мой, или нет?» и громко отвечал мир: «нет, я не Бог, но Богом существую, и Кого ты ищешь во мне, Тот создал меня; выше меня ищи Того, Кто управляет мною, Кто создал и тебя». Так вопрошал я тварей, углублялся в рассматривание их; так отвечали они мне и засвидетельствовали о Боге; потому что все они вопиют: «Бог нас сотворил»; и как говорит Апостол, «невидимая» Божия «от создания мира творенми помышляема видима суть» (Римл.1, 20). И возвратился я к себе самому, вошел в себя и говорю себе: «кто ты?» И отвечал сам себе: «я —человек разумный и смертный». И стал я рассуждать, что бы это значило? и сказал: откуда сие живое существо? Откуда, если не от Тебя, Господи Боже мой? Ты сотворил меня, а не сам я создал себя. Но кто же Ты? Тобою живу я: Тобою живет все. Кто же Ты? Ты, Господи, Бог истинный и единый, всемогущий и вечвый, непостижимый и неизмеримый, Ты всегда живешь, и в Тебе ничто не умирает; Ты бессмертен, обитаешь в вечности, чуден для очей Ангельских, неисповедим, неиспытуем, и неименуем, Бог единый и истинный, страшный и крепкий, не знающий ни начала ни конца, начало и конец всего, Ты был до начатка веков и прежде всякого начала веков. Ты - Бог мой и Господь всего сотворенного Тобою; у Тебя причины всего постоянного, у Тебя пребывают неизменяемые начала всего изменяющегося и вечный закон всех существ разумных и неразумных и временных. Скажи мне, смиренному рабу Твоему, Боже мой; умоляю Тебя милосердием Твоим, скажи милосердый, бедному рабу Твоему: откуда сие живое существо, как не от Тебя, Боже? Ужели каждый сам был художником бытия своего? Ужели из иного начала, а не от Тебя происходит бытие и жизнь? Не Ты ли — высочайшее бытие, от которого всякое бытие? Ибо что ни существует, от Тебя существует, а без Тебя нет ничего. Не Ты ли—источник жизни, из которого истекает всякая жизнь? Ибо все, что живет, живет Тобою, а без Тебя ничто не живет. Посему Ты, Господи, сотворил все. Спрашиваю: кто создал меня? Создал меня Ты, Господи, «без Негоже ничтоже бысть». Ты—мой Отец; я— дело рук Твоих. Благодарю Тебя, Господи Боже мой, Которым живу я, и Которым живет все; благодарю, что Ты создал меня. Благодарение Тебе, Создатель мой, что «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня» (Иов. 10, 8)! Благодарение Тебе, свет мой, что Ты просветил меня, и я нашел Тебя и себя! Где нашел себя, там познал себя; где нашел Тебя, там познал Тебя; а где познал я Тебя, там просветил Ты меня. Благодарение Тебе, свет мой, что просветил меня! Что такое сказал я? познал Тебя? Не Ты ли—Бог непостижимый и неизмеримый, «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тимоф.6, 15-16)? Не Ты ли—Бог сокровенный и неиспытуемого величествия, единый высочайшей ведец и чудный зритель Себя Самого? Ибо кто познал то, чего никогда не видел? Твоя истина изрекла: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). И проповедник Твой, по истине Твоей, сказал: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1, 18). И кто же посему познал то, чего никогда не видел? Истина также Твоя рекла: «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Матф.11, 27). Единая Троичность Твоя, превышающая всякое разумение, Себе Единой всецело ведома. Посему что же такое сказал я—человек суете уподобившийся, будто бы я познал Тебя? Ибо кто познал Тебя, кроме Тебя Самого? Ты един в святом и пребожественном писании именуешься Богом всемогущим, прехвальным, преславным, превознесенным, всевышним и пресущественным; потому что пресущественно и непостижимо для ума существуешь Ты выше всякой умной или смысленной и чувственной сущности, и выше всякаго имени, именуемого не только в веке сем, но и в грядущем; потому что Ты пресущественным и сокровенным Божеством Своим, выше всякаго ума и смысла и выше всякой сущности, неприступно и неиспытанно обитаешь в Самом Себе, где свет неприступный и свет-лость неиспытуемая, непостижимая, несказанная,— светлость, до которой не достигает никакая другая светлость; потому что она неудобосозерцаема, невидима, выше всякаго ума и смысла, и пренеприступна, и пренепременна и пренесообщима, и никто из Ангелов и из человеков никогда не видит и не может ее видеть. Это—небо Твое, Господи, небо, сокрывающее в себе пресокровенную превысшую ума и смысла, пресущественную свет-лость; о нем то говорится: «Небо - небо Господу» (Пс.113, 24), «небо – небо», пред которым все небо есть земля, потому что пречудно оно превознесено превыше всякаго такого неба, для которого сие видимое небо есть земля. И сие-то «Небо - небо Господу», не иному кому, а только Господу. На сие-то небо «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес» (Ин. 3, 13): потому что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» и Дух (Матф.11, 27). Ибо Тебе Единой всецело ведома Ты, Троица Святая, Троица пречудная, пренеисповедимая, пренеисследованная, пренеприступвая, пренепостижимая, пренедомыслимая, пресущественная, Ты пресущественно превышаешь всякое чувство, всякий ум, всякий смысл, всякое разумение, всякую сущность пренебесных духов. Откуда же познал я Тебя, Господи Боже мой, превознесенный над всею землею, и над всем небом,— Тебя, Которого не познают в совершенстве ни Серафимы, ни Херувимы, но крылами созерцаний своих закрывая лица пред «сидящего на престоле высоком и превознесенном», взывают и глаголют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его»?(Ис.6,2-3) И Пророк ужаснулся и сказал: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» (Ис.6, 15). И сердце мое ужаснулось, потому что не умолчал я, как «человек с нечистыми устами», но сказал: познал я Тебя. Впрочем, Господи, горе и умолкающим о Тебе; потому что и доброречивые без Тебя делаются немыми. И я не умолчу, что Ты сотворил и просветил меня. Я нашел и познал себя, обрел и познал Тебя, потому что Ты просветил меня. Но как познал я Тебя? Познал Тебя в Тебе же Самом; познал Тебя, не каков Сам Ты в Себе, но каков Ты ко мне, познал не без Тебя, но в Тебе, потому что Ты свет, просветивший меня. Каков Ты в Себе, таковым ведом Себе одному; но каков Ты ко мне, это, по благодати Твоей, известно и мне. Но каков Ты ко мне? Скажи сие, милосердый, бедному рабу Твоему; скажи мне по щедротам Твоим, каков Ты ко мне? «скажи душе моей: `Я - спасение твое!» (Пс.84, 3). Не сокрывай от меня лица Твоего, да не умру. Дозволь мне, земле и пеплу, вещать к милосердию Твоему; дозволь, потому что велико милосердие Твое ко мне, — «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18, 27). Скажи мне смиренному, скажи, милосердый, бедному рабу Твоему, скажи мне по щедротам Твоим: каков Ты ко мне? И возгремел Ты свыше гласом великим во внутренний слух сердца моего, разрешил Ты глухоту мою, и услышал я глас Твой; просветил Ты слепоту мою, и увидел я свет Твой, и познал, что Ты—Бог мой. Посему-то и сказал я, что познал Тебя. Познал я о Тебе, что Ты—Бог мой; познал «Тебя единого истинного Бога, и его же послам еси Иисусе Христа». Было время, когда не познавал я Тебя. Горе тому времени, когда не познавал я Тебя; горе той слепоте, когда не видел я Тебя; горе той глухоте, когда не слышал я Тебя! Слепой, глухой и безобразный устремлялся я на прекрасный создания Твои. Со мною Ты был, но я не был с Тобою; вдали от Тебя удерживало меня то, что не существовало бы, если бы не получило бытья от Тебя. Ты просветил меня, о свет, и увидел я Тебя, и возлюбил Тебя. Ибо никто не может любить Тебя, разве только кто видит Тебя; и никто не может видеть Тебя, разве только кто любит Тебя. Поздно возлюбил я Тебя, красота столь древняя и столь новая, поздно возлюбил я Тебя. Горе тому времени, когда не любил я Тебя! Оглавление 31. Познал я Тебя в Троице славимого и поклоняюсь Тебе. Благодарение Тебе, Свет мой, просветивший меня так, что познал я Тебя? Как я познал Тебя? Познал в Тебе единого Бога живого и истинного Творца моего; познал в Тебе Творца неба и земли, всего видимого и невидимого, Бога истинного, всемогущего, бессмертного, невидимого, неописуемого, беспредельного, вечного, неприступного, непостижимого, неисследимого, непременяемого, неизмеримого, бесконечного начала всех видимых и невидимых тварей, Которым все создано и Которым все стихии поддерживаются в бытии, Которого величие, как не имело никогда начала, так и не прекратится во век. Познал я Тебя единого, истинного, вечного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, три Лица, но единую сущность, совершенно простое и нераздельное естество; Отца безначального, Сына от Отца рожденного и Духа Святого от Отца же исходящего, безначально всегда и бесконечно Бога Триипостасного, единого единственного истинного Бога веемогущего, единое начало вселенной, Творца все-го видимого и не видимого, духовного и телесного, Который всемощною силою при начале времен создал из ничего ту и другую тварь—и духовную и телесную, т.е. мир Ангельский и мир видимый, а потом и человеческую природу, как нечто общее, составленное из тела и духа. Познал я и исповедую Тебя Бога Отца нерожденного, Тебя — Сына Единородного, Тебя—Духа Святого, Утешителя ни нерожденного, ни рожденного, но от Отца исходящего, познал и исповедую святую и нераздельную Троицу в трех равных единосущных и совечных Лицах, Троицу в единице и единицу в Троице, «потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 10). Познал я Тебя истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, Творца, Спасителя, искупившего меня и весь человеческий род, и исповедую Тебя от Отца рожденным прежде век, Богом от Бога, светом от света, Богом истинным от Бога истинного, не сотворенным, но рожденным, единосущным и совечным Отцу и Святому Духу, Которым все из начала сотворено; твердо верую и истинно исповедую, что ты Бог Единородный Иисус Христос для спасения людей, по советам Пресвятой Троицы, воплотился и от Приснодввы Марии наитием Святого Духа зачат стал истинным человеком, состоящим из разумной души и человеческой плоти; что Ты, по. Божеству Единородный Бог, бесстрастный и бессмертный, по неизреченной любви Твоей, какою возлюбил нас, Тот же самый Божий Сын по человечеству соделался страждущим и смертным; что Ты, единый Божий Сын, для спасения человеческого рода на древе крестном изволил претерпеть страдание и смерть, чтобы спасти нас от смерти вечной; что Ты начальник света, сошел во ад к пребывающим во тьме отцам нашим, и в третий день, Ты же, славный победитель, от преисподних восшел на высоту и воскресил святое тело Свое, которое за грехи наши лежало мертвым во гробе, оживотворив оное, по Писанию, в третий день, чтобы спосадить одесную Отца. Ибо, восприяв с Собою плен из ада, плененный древним врагом человеческого рода, Ты, истинный Божий Сын, с естеством плоти нашей, т. е. с душою и плотью человеческою, восприятою от преславной Девы, восшел превыше всех небес, превосшедши все чины Ангельские, седишь одесную Бога Отца, где источник жизни и свет неприступный и мир Божий, превосходящий всяк ум. Там сущему Тебе, истинному Богу и человеку — Иисусу Христу, покланяемся, веруя и исповедуя, что Бога имеешь Ты Отцем, и ожидаем, что оттуда придешь Судиею при конце века, судить живых и мертвых, и всем добрым и злым воздать по делам их, соделанным ими в сей жизни, наградив или наказав каждого по достоинству его, или покоем, или мученьем. Ибо в день тот, по гласу силы Твоей, все люди, все имевшие в себе душу человеческую, восстанут в той плоти, какую имели в настоящей жизни, чтобы весь человек, по заслугам, восприял или славу, или геенну Ты — «наше … жительство» и воскресение, «откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филп.3, 20. 21). Познал я Тебя Бога истинного, животворящего Духа Святого, от Отца исходящего, единосущного и совечного Отцу и Сыну, Утешителя и Ходатая нашего, в виде голубя нисшедшего на Бога и Господа нашего Иисуса Христа, и на Апостолах явившегося в виде огненных языков, даром благодати, Своей от начала научавшего всех святых я избранных Божиих, и отверзавшего уста Пророкам, чтобы поведали они чудеса Царствия Божия; и полоняемого и спрославляемого вместе со Отцем и Сыном от всех святых Божиих, с которыми и я — сын рабы Твоей, от всего сердца прославляю имя Твое; потому что просветил Ты меня. Ты— истинный свет, истиноглаголивая светлость, огнь Божий и учитель духов, помазанием Своим наставляющий нас на всякую истину, Ты—Дух истины, без Которого невозможно угодить Богу, потому что Ты Бог от Бога и свет от света, неизреченно исходя от Отца светов, единосущен, равен и совечен Отцу и Сыну, и с Ними во едином существе Троицы пресущественно спрославляешься и царствуешь. Познал я Тебя—Единого Бога живого и истинного, Отца и Сына и Духа Святого, Троичного в Лицах и Единого в сущности; и Тебе покланяюсь, Тебя исповедую и прославляю всем сердцем моим, истинного Бога, Единого святого, бессмертного, невидимого, непременяемого, неприступного, неисследимого, единую светлость, единое солнце, единый хлеб, единую жизнь, единое благо, единое начало, единый конец, единого Творца неба и земли, Которым все живет, все поддерживается в бытии, все приводится в устройство, управляется и оживотворяется, что ни есть на небе и на земле и под землею,—кроме Которого нет Бога ни на небе, ни на земле. Так познал я Тебя, Господи Боже, познавший меня! Так я познал Тебя. Познал я Тебя верою, которую вдохнул в меня Ты, свет мой, светлость очей моих, Господи Боже мой, надежда всех концов земли, радость веселящая юность мою, и благо, подкрепляющее старость мою. О Тебе, Господи, все кости мои торжествуя взывают: «Господи, Господи, кто подобен Тебе?» (Пс.34, 10) «Кто подобен Тебе в бозех, Господи» (Пс.85, 8), — Тебе не руками человеческими соделанному, но создавшему руки человеческие? «Их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих» (Пс.113, 12). Но не таков Ты, Создатель человеков. «Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95,5). «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный, … боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10,10.11). Бога же, сотворившего небо и землю, да благословят небеса и земля! Оглавление 32. Не искал я Тебя,—Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой! «Кто подобен - Тебе в бозех, Господи?» Кто подобен Тебе, великий в святости, страшный и хвальный, «творяй чудеса». Поздно познал я Тебя, истинная Светлость, поздно познал я Тебя. Великое и темное облако покрывало очи суетности моей, и не мог я видеть Тебя, Солнце правды и Свет-лость истины. Во мраке погружен был я сын мрака; любил я мрак мой, потому что не знал светлости; слеп я был, и любил слепоту, и из мрака переходил во мрак. Кто же извел меня из сей тьмы и сени смертной, в которых слепотствовал я? Кто взял меня за руку, чтобы извести оттуда? Кто просветитель мой? Не я искал Его, но Он меня взыскал. Не я взывал к Нему, но Он меня призвал. Кто же это? Ты, Господи Боже мой, милосердый и милостивый, Отец щедрот и Бог всякаго утешения; Ты, Святый Господи Боже мой, Которого исповедую всем сердцем моим, принося благодарение имени Твоему! Не искал я Тебя, но Ты меня взыскал; не взывал я к Тебе, и Ты призвал меня; призвал меня именем Твоим; возгремел свыше гласом сильным во внутренний слух сердца моего: «да будешь свет: и стал свет» (Быт. 1,3), и снизошел свет великий, и истаяло темное облако, покрывавшее очи мои, и возвел я взор свой, и увидел свет Твой, и познал глас Твой, и сказал: воистину, Господи, Ты—Бог мой, и извел меня из тьмы и сени смертной, и призвал в чудный свет Твой,— и вот я вижу. Благодарение Тебе, Бог мой! Ибо вот я вижу. Благодарение Тебе, Просветитель мой! И обратился я, и увидел тьму, в которой был, и мрачную бездну, в которой лежал, и вострепетал и ужаснулся, и сказал: Увы, увы! в какой тьме пребывал я! Увы, увы! в какой слепоте находился я, и не мог видеть света небесного! Увы! каково прошедшее мое невежество, в котором не познавал я Тебя, Господи! Благодарю Тебя, Просветитель мой и Избавитель мой за то, что просветил Ты меня, и познал я Тебя. Поздно познал я Тебя, Истина древняя; поздно познал я Тебя, Истина вечная. Ты был во свете, а я был во тьме, и не познавал Тебя; потому что не мог просветиться без Тебя, и нет света кроме Тебя. Оглавление 33. Боже неисповедимый! Просвети очи мои, да узрю Тебя лицом к лицу! Святый Святых, Боже неисповедимого величества, Бог богов и Господь господей, чудный, неизглаголанный, недомыслимый, пред Которым трепещут на небе Ангельские Власти, Которому поклоняются Господствия и Престолы, и пред взором Которого объемлются страхом все Силы; Которого могуществу и премудрости нет числа; основавший мир ни на чем и море собравший в воздухе, как в мехе; Всемогущий, Святейший, крепкий Бог духов и всякой плоти, пред лицом Которого обращаются в бегство небо и земля: и мановению Которого покорствуют все стихии! Тебе покланяются, Тебя славят все творения Твои. И я—сын рабы Твоей, с верою преклоняю выю сердца моего к ногам величества Твоего, принося благодарение за то, что по милосердию Твоему благоизволил Ты просветить меня, Светлость истинная, Светлость святая, Светлость радующая, Светлость чудная, Светлость прехвальная, просвещаю-щая всякого человека, грядущего в мир сей, и даже Ангельские очи. Вот стал я видеть, и приношу благодарение. Вот вижу небесную светлость, горний луч от лица светлости Твоей осиявает очи ума моего и веселит все кости мои. О, если бы усовершился он во мне! Тебя, Содетель света, умоляю, приумножь осиявающую меня светлость. Да расширяется во мне более и более исходящий от Тебя луч светлости Твоей. И что такое чувствую я в себе? Какой это огонь согревает сердце мое? Какой это свет озаряет своими лучами сердце мое? Ты—горящий и никогда не угасающий огнь, воспламени меня! Ты—всегда сияющий и никогда не темнеющий Свет, просвети меня! О, если бы возгореться мне огнем Твоим! Как приятно говоришь Ты, святый огнь! Как таинственно сияешь, как вожделенно возжигаешь! Горе тем, которые не горят Тобою! Горе тем, которые не просвещаются Тобою, истиноглаголивая Светлость, озаряющая весь мир, и наполняющая его светом! Горе слепотствующим очам, которые не видят Тебя, Солнце, освещающее небо и землю! Горе очам помраченным, которые не могут видеть Тебя! Горе отвращающим очи, чтоб не видеть истины, и не отвращающим очей, чтоб не видеть суеты! Очи, привыкшие ко тьме, не могут видеть лучей высочайшей истины; не умеют судить о светлости живущие во тьме, и видят они тьму, и любят тьму, и одобряют тьму; из тьмы переходя во тьму, не знают сии бедные, где падут и сокрушатся; они не знают, чего лишаются. Но еще бедственнее те, которые знают, чего лишаются; падают с отверстыми очами, и живые нисходят во ад. О, блаженнеший Свет, который может быть видим только самыми чистыми очами! «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5, 8). Очисти меня, Сила очищающая! Исцели очи мои, да здравыми очами созерцаю Тебя, на Которого взирают только здравые очи. Сними с очей моих чешую древнего мрака лучами озаренья Твоего, неприступное сияние, чтобы мог я взирать на Тебя неуклонными взорами, и во свете Твоем узреть свет. Благодарение Тебе, Свет мой! Ибо вот стал я видеть. Умоляю Тебя, Господи, да расширится Тобою зрение мое. «Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоею» (Пс.118,18), дивный во Святых Твоих, Боже. Благодарение приношу Тебе, светлость моя! Ибо вот стал я видеть, и вижу, «как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно». Когда же «лицем к лицу»? (1Кор. 13, 12) Когда наступит день веселья и радования, в который «пройду в место селения дивна, даже до дому Божия» (Пс.41,5), или увижу Того, Кто видит меня лицом к лицу, и насытится желание мое? Оглавление 34. Когда приду и явлюсь лицу Твоему, Боже мой! «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (41-3) Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс.41, 2.3) Когда к водам сладости Твоей, источник жизни, родник живых вод, приду из земли пустой, непроходимой и безводной, чтобы увидеть мне силу Твою, и славу Твою, и водами милосердия Твоего утолить жажду свою? Жажду, Господи, источник жизни, — напои меня. Жажду, Господи, жажду Тебя Бога живого. О, когда приду и явлюсь лицу Твоему, Господи? Увижу ли день тот, день радости и веселия, «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный»(Пс.117, 24)? День пресветлый, незнающий вечера, не имею-щий запада, в который услышу глас хвалы, глас радования и исповедания, услышу: «в радость господина твоего» (Мф.25, 21), войди в радость вечную, в дом Господа Бога твоего, где творятся «дела великие и неисследимые, чудные без числа» (Иов. 5, 9); войди в радость беспечальную, заключающую в себе вечное веселие, где будет всякое благо и не будет никакого зла; где будет все, что вожделенно, и не будет того, что не таково; где будет жизнь живоносная, сладостная и вожделенная и приснопамятная; где не будет ни врага нападающего, ни обольщений, но высочайшая и несомненная безопасность, безопасная тишина, тихая приятность, приятное счастье, счастливая вечность, вечное блаженство и блаженная Троица, и троичное единство, и единое Божество, и бла-женное созерцание Божества,—в этом то и состоит радость Господа моею. О радость радостей, радость превосходящая всякую радость, вне которой нет и радости! Когда войду в тебя, чтоб видеть мне Господа моего, обитающего в тебе? Приду и увижу «сие великое явление» (Исх. 3, 3). Что же меня удерживает? «Увы мне, яко пришелствие мое продолжися» (Пс.119, 5)! Долго ли будут говорить мне: «где есть Бог твой» (Пс.41, 4)? Долго ли будут говорить мне: «терпя потерпи»? И ныне не Ты ли, о Господи, ожидание мое? Ждем «ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филип.3, 20, 21); ожидаем Господа, когда возвратится Он от брака, чтобы нас ввести на вечерю Свою. Приди, Господи, и не умедли; приди, Господи Иисусе Христе, приди и посети нас миром; приди и изведи сего связанного из темницы; да возвеселится пред Тобою сердцем совершенным; приди, Спаситель наш; приди, чаяние всех языков, яви лице Твое, и спасемся. Приди, свет мой, Искупитель мой; «изведи из темници душу мою исповедатися имени Твоему» (Пс.141, 8). Долго ли я бедный буду влаяться в волнах смертности моей? Вопию к Тебе, Господи, и не внемлешь мне... Услыши, Господи, вопиющего из моря сего великого, и введи меня в пристань вечного блаженства. Блаженны те, которые изведены из опасностей моря сего, сподобились дойти к Тебе, Боже, безопаснейшей пристани. Истинно блаженны пришедшие из моря на берег, из изгнания в отечество, из темницы в чертог. Они наслаждаются уже вожделенным покоем, потому что, прияв венец вечной славы, заслуженный здесь многими скорбями, вечно веселятся. Они истинно блаженны, трекратно и четырекратно блаженны, потому что избавившись от всех зол, не сомневаясь уже о своей неувядаемой славе, сподобились достигнуть царства лепоты. О вечное царство, царство всех веков, где немерцающая светлость «и мир Божий, который превыше всякого ума» (Фил. 4, 7), в котором упокоеваются души святых! «радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35, 10). Как славно царство, в котором, с Тобою, Господи, царствуют все святые, облеченные светом, как ризою, имея на главе «венец из чистого золота» (Пс.20, 4)! О царство вечного блаженства, в котором Ты, Господи, упование святых и венец славы, лицем к лицу узришься святыми Твоими, веселя их миром Твоим, превосходящим всяк ум! Там радость бесконечная, веселие без печали, здравие без болезни, жизнь без труда, свет без тьмы, жизнь без смерти, всякое благо без всякого зла; там юность никогда не стареет, там жизнь не знает себе предела; там красота никогда не увядает; там любовь никогда не охладевает; там здравие никогда не изнемогает; там радость никогда не умаляется; там не ощущается никогда печаль; там не слышно никогда воздыхания, там не видно ничего скорбного; там всегда есть веселие; там не страшно никакое зло; потому чего там обладают верховным благом, и оно есть непрестанное созерцание лица Господа Сил. Посему блаженны те, которые из настоящей многобурной жизни сподобились уже достигнуть стольких радостей. Но, увы, злосчастны и жалки мы, которые влачим корабль по волнам сего великого моря и по бурным пучинам, не зная, будем ли в состоянии достигнуть пристани спасения. Несчастны, мы, которых жизнь в изгнании, путь в опасности, конец сомнителен, которые не знаем конца своего, потому что все в неизвестности соблюдается до будущего века, а мы влаемся еще в волнах морских, воздыхая о пристани. Издали видим тебя, отечество наше, отечество безопасное. Приветствуем тебя с моря сего, воздыхаем о тебе в юдоли сей, и со слезами усиливаемся, как бы то ни было, достигнуть тебя. Упование рода человеческого, Христе, Бог от Бога, прибежище наше и сила, светлость Твоя издали, сквозь темные облака среди бурь морских осиявает очи наши, как луч звезды, указующей путь к пристани. Ты, Господи управь корабль наш десницею Твоею, кормилом креста Твоего, да не погибнем в волнах, да не потопит нас буря водная, да не поглотит нас глубина; но силою креста Твоего влеки нас из моря к Тебе, единственному нашему утешению; слезящими очами издали, как звезду утреннюю солнце правды, едва видим Тебя, ожидающего нас на бреге небесного отечества. Вот к Тебе взываем Тобою искупленные, но и ныне еще пребывающие в изгнании, взываем мы, которых искупил Ты драгоценною кровью. «услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко» (Псал. 64, 6). В бурном носимся мы море; Ты, стоя на бреге, видишь крушения наши; спаси нас ради имени Твоего. Дай нам, Господи пройти среди двух пучин, и безопасно сохранив корабль и куплю нашу, достигнуть пристани. Оглавление 35. Тогда насыщуся. Когда же придем к Тебе — Источнику мудрости к Тебе—немерцающей Светлости, к Тебе — невечернему Свету, чтоб узреть нам Тебя уже не зерцалом в гадании, но лицем к лицу; тогда насытится во благих желание наше; потому что ничего не останется нам больше желать. Ты, Господи, верховное Благо, будешь наградою блаженных, и венцом славы их, и радосттю вечною над главою их, и внутренне и совне умиротворяя их миром Твоим, превосходящим всяк ум. Там узрим, возлюбим и восхвалим Тебя. Во свете Твоем узрим свет Твой; «ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс.35,10). И какой свет? Свет безмерный, свет невещественный, непостижимый, свет немерцающий, свет невечерний, неприступный, свет несозданный, свет правдивый, свет Божественный, который просвещает очи Ангельские, веселит юность святых, и есть светлость светлостей и источник жизни, то есть Ты, Господи Боже мой. Ибо Ты - вот свет, во свете Которого узрим свет, то есть, Тебя— в Тебе, во светлости лица Твоего; потому что узрим Тебя лицем к лицу. Что значит узреть лицем к лицу? Не то ли самое, что говорит Апостол: познать, «подобно как я познан» (1Кор.13, 12)? Познать Троичность Твою значить узреть лицем к лицу; познать всемогущество Отца, премудрость Сына, милость Духа Святого, единую и нераздельную сущность всевысочайшей Троицы, значит узреть лице Бога живого. И это есть высочайшее благо, радость для Ангелов и всех святых, награда жизни вечной, слава духов, вечное веселие, венец лепоты, воздаяние блаженства, обильный покой, красота дара, внутренняя и вечная радость, рай Божий, Иерусалим небесный, блаженная жизнь, полнота блаженства, радость вечности, «мир превосходящий всяк ум». Вот полное блаженство и всецелое прославление человека—зреть лице Бога своего, зреть Того, Кто сотворил его, Кто спас его, и Кто прославил его. Человек узрит Его познавая Его, возлюбит Его вожделевая Его, и восхвалит Его обладая Им. Ибо Сам будет наследием людей Своих, людей святых, которых искупил Он. Сам будет блаженным достоянием их, наградою и ожидаемою мздою. Буду, говорит, «награда твоя весьма велика» (Быт. 15,1)! Истинно, Господи Боже мой, велик Ты весьма над всеми богами, и мзда Твоя весьма велика. Ибо великому и прилично великое; и не мала мзда Твоя, когда Сам Ты велик; но как велик Ты, так велика и мзда Твоя. Ибо не иное—Ты, а иное—мзда Твоя. Но Сам Ты велик весьма, Сам Ты—и венчающий и венец. Сам Ты—и обетователь и обетование; Ты и мздовоздаятель и мздовоздаяние; Ты—и раздаятель наград, и награда вечного блаженства. Ты—венчающий и венец, Боже мой, венец упования моего, украшенный славою; веселящая светлостьт свет обновляющий, украшающая лепота, упование мое великое, желание сердца святых и чаяние их. Итак, созерцание Тебя есть всецелая награда, всецелая мзда и всецелая радость, какой ожидаем. Это есть жизнь вечная; —так говорит премудрость Твоя: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Посему, когда узрим Тебя Единого Бога, Бога истинного, Бога живого, всемогущего, невидимого, неописуемого, непостижимого; и Единородного Сына Твоего, Тебя единосущного и совечного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Которого послал Ты в мир для спасения нашего, и Духа Святого—узрим Бога Троичного в Лицах и Единого в сущности, Единого Бога Святого, кроме Которого нет Бога: тогда будем иметь, чего взыскуем, будем иметь вечную жизнь, нескончаемую славу, какую уготовал Ты любящим Тебя, какую сокрыл для боящихся Тебя, и дашь ищущим Тебя, всегда взыскующим лица Твоего. И Ты Господи Боже мой, Создатель мой от чрева матери моей, которая вверила меня деснице Твоей, не попусти мне более от единого развлекаться во многое; но собери меня от внешнего в меня самого, а от меня в Тебя, чтоб сердце мое всегда вещало Тебе: «взыска Тебе лице мое. Лица Твоего, Господи, взыщу» (Пс.26, 8),—лица Твоего, Господи Сил, в Котором одном состоит вся слава блаженных,—которое зреть есть вечная жизнь и вечное веселие святых. Посему, да возвеселится сердце мое, и да убоится имени Твоего; да возвеселится сердце ищущих Господа, а тем паче сердце обретающих Тебя. Ибо если и искать—уже веселие, то какое веселье—обрести? Посему ревностно и непрестанно буду искать лица Твоего. Да отверзнется когда-нибудь и мне дверь и врата правды, чтобы войти в радость Господа моего. «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс.117, 20). Оглавление 36. Толку, отверзи мне, Господи! Три равные и совечные Лица! Единый и истинный Бог, Отец, Сын и Дух Свитый, един обитающий в вечности и во свете неприступном, основавший землею веемогуществом Твоим, и премудростью Твоею правящий во вселенной; Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, страшный и сильный, праведный и милосердый, дивный, хвальный, достолюбезный, единый Бог, три Лица в единой сущности, всемогущество, премудрость, благость, единая и нераздельная Троица, отверзи мне вопиющему, «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа» (Пс.117,19). Вот во дверь Твою, Верховный Домовладыка, ударяю я нищий; повели отверзть для меня ударяющего — Ты, сказавший: «стучите, и отворят вам» (Матф.7,7). Ударяют в дверь Твою, премилосердый Отец, желания стенающего сердца моего и слезные вопли очей моих. «пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Пс.37, 10). И Ты, Господи, «не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего» (Пс.26, 9). Услыши, Отец щедрот, вопль сирого Твоего, и простри наилучшую помощницу—руку Твою, да извлечет меня из глубоких вод, из блага бедствий, и от брения тины (Пс.39, 3), и не погибну пред милосердым взором очей Твоих, в виду благоутробия Твоего; но да прийду к Тебе—Господу Богу моему, и увижу богатство царствия Твоего, и буду вечно созерцать лице Твое и вещать хвалу имени Твоему святому, Господи, творящий дивное, веселящий сердце мое памятно о Тебе, просвещающий юность мою, не презирающий старость мою, но соделывающий, что радуются все кости мои, и обновляется старость моя, яко орля. Всякая слава, всякая похвала, всякая сила, всякое могущество, все велелепие, все блаженство, да будет Богу Отцу и Сыну и Духу Святому! Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.