Меню
Назад » »

Блаженный Августин / О 83-х различных вопросах (4)

Вопрос 59. О десяти девах 1. Среди притч, рассказанных Господом, обычно весьма занимает вопрошающих та, что предложена в отношении десяти дев. И многие извлекли из нее многое, не противоречащее вере. Нужно, однако, позаботься о том, чтобы в изъяснении ее все части были согласованы. Я прочел даже в некоем писании, вроде тех, что называются апокрифами, то, что не противно кафолической вере, но мне, когда я обдумывал все части этой притчи, показалось, что [это] мало чем соответствует данному месту. Причем что касается этого изъяснения, я не отваживаюсь высказать что-либо необдуманно, опасаясь [не того], что его несоответствие вызовет у меня затруднение, но [страшась], что мое тугодумие не обнаружит его согласия. И то, что, как мне кажется, не глупо принять в данном случае, я изложу, насколько смогу кратко и тщательно. 2. Итак, Господь наш, будучи спрошен учениками втайне о скончании века, среди многого другого, о чем говорил, сказал также и следующее: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые взяли светильники свои и вышли на-встречу жениху. Из них пять было неразумных и пять мудрых. Но пять неразумных, взяв светильники свои, не взяли с собой елея. А мудрые взяли с собой елей в сосудах своих, со светильниками. И поскольку жених медлил, все уснули. Но в полночь раздался крик: Вот, жених идет, вставайте навстречу ему. Тогда встали девы эти и поправили светильники свои. И сказали неразумные мудрым: Дайте нам от елея вашего, ибо светильники наши гаснут. Мудрые же ответили, говоря: Как бы не случилось недостатка у нас и у вас; пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же те пошли покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. Позже же приходят остальные девы, говоря: Гос-поди, Господи, отвори нам. И Тот, отвечая, сказал: Аминь говорю вам, не знаю вас. Итак, бодрствуйте, поскольку не знаете ни дня, ни часа» (Мф.25:1-13). То, что из десяти дев пять впускаются, а пять изгоняются — означает, разумеется, разделение добрых и злых. Однако если имя девства почетно, то почему оно общее и для принятых и для изгнанных? Затем, что означает пятеричное число с каждой стороны? И что означает елей? Ибо кажется удивительным то, что мудрые не поделились с просящими, поскольку и отказывать из недоброжелательства грешно для тех, кто настолько совершенен, что принимается женихом, — а этим именем, несомненно, обозначается Господь Иисус Христос, — и подобает им быть милосердными, уделяя из того, что имеют, ибо предписывает это изречение Господа, сказавшего: «Всякому, просящему у тебя, дай» (Лк.6:30). Что это такое, чего из-за даяния может не хватить ни тем, ни другим? Это все весьма увеличивает трудность исследования; хотя и в отношении тщательного разбора всего прочего следует соблюдать великую осторожность, чтобы все соединилось в одно целое, и то, что говорится в одном месте, не противоречило бы сказанному в другом. 3. Итак, мне кажется, что пять дев обозначают пятичастное воздержание от плотских соблазнов. Ибо должно, чтобы стремление души воздерживалось от пожелания глаз, от пожелания ушей, от пожелания обоняния, вкуса, осязания. Но поскольку это воздержание совершается отчасти перед Богом, дабы угодить Ему во внутренней радости совести, а отчасти перед людьми лишь для того, чтобы стяжать человеческую славу, то пять называются мудрыми и пять неразумными. Однако и те и другие — девы, поскольку и те и другие воздержанны, хотя радуются в силу разных побуждений. А светильники, которые несут они в руках, — это дела, совершаемые ими в соответствии с их воздержанием. Ибо сказано: «Да светят дела ваши перед людьми» (Ср. Мф.5:16). Итак, все «взяли светильники свои и вышли навстречу жениху». На основании этого подобает думать, что те, о ком говорится здесь, запечатлены именем Христовым, ведь те, кто не суть христиане, не могут выйти навстречу Христу. «Но пять неразумных, взяв светильники свои, не взяли с собой елея». Ведь многие, хотя и надеются весьма сильно на Христову благость, однако, живя воздержанно, не имеют [иной] радости, кроме как от людских похвал. Поэтому и нет у них с собой елея. Ибо я полагаю, что елей обозначает саму радость. «Посему помазал Тебя, — говорит [псалмопевец], — Боже, Бог Твой елеем радости» (Пс.44:8). А тот, кто радуется не потому, что внутренне угоден Богу, у того нет с собой елея. «А мудрые взяли елей в сосудах со светильниками своими», то есть радость от добрых дел поместили в сердце и в совести. Так и апостол наставляет: «Да испытывает себя человек, и тогда в себе самом будет иметь славу, а не в другом» (Ср. Гал.6:4). И поскольку жених медлил, все уснули, ведь люди, относящиеся как к одному, так и к другому роду воздержания, как те, кто ликовал пред Богом, так и те, кто находили утешение в людской славе, в этот промежуток времени умрут, пока не произойдет воскресения мертвых во время пришествия Господня. Но в полночь, то есть когда никто не знал и не ждал, — ведь и сам Господь сказал: «О дне же том и часе никто не знает» (Мф.24:36), и апостол: «День Господень придет, как вор ночью» (Ср. 1Фес.5:2), и из этого ясно, что Он вполне скрыл, когда придет, — «раздался крик: вот, жених идет; вставайте навстречу ему. Во мгновение ока, при последней трубе все мы воскреснем» (Ср.1Кор.15:51-52). Итак, встали все эти девы и поправили светильники свои, — то есть отчет, который должны дать о своих делах. Ибо всем нам надлежит предстать перед судом Христовым, чтобы каждый там получил воздаяние за то, что сотворил в теле, или доброе, или злое (Ср. 2Кор.5:10). «И сказали неразумные мудрым: Дайте нам от елея вашего, поскольку светильники наши гаснут». Ведь те, чьи дела поддерживаются чужой похвалой, если пропадает она, испытывают недостаток; и по привычке они всегда стремятся к тому, от чего привык радоваться дух. Итак, они желают обладать свидетельствами людей, не знающих сердец, перед Богом — испытателем сердец. Но что ответили мудрые? «Как бы не случилось недостатка у нас и у вас». Ибо всякий даст за себя отчет, и чужое свидетельство никому не окажет помощи у Бога, для Которого открыты тайные [помыслы] сердца. Каждому едва достанет на самого себя, чтобы его совесть представила ему свидетельство. Ибо «кто может похвалиться, что у него чистое сердце?» (Ср. Притч.20:9) Поэтому и апостол говорит: «Для меня очень мало [значит], чтобы быть судимым от вас или от другого человека; и сам я не сужу себя» (Ср.1Кор.4:3). Ибо если в отношении самого себя всякий или вовсе не может, или едва может произнести верное мнение, то как же сможет он судить о другом, если никто не знает происходящего в человеке, кроме духа человеческого? (Ср. 1Кор 2:11) «Пойдите лучше к продающим и купите себе». Не следует думать, что они дали совет, но — что со стороны напомнили [тем] об их преступлении. Ибо елей продают льстецы, которые или ложной, или невежественной похвалой вводят души в заблуждение, и, поскольку те [становятся] как бы слабоумными от тщетной радости, то, склонив [их к себе], получают от них, не понимающих сказанного: «Те, кто называет вас счастливыми, вводят вас в заблуждение (Ис.3:12), некую награду в виде пищи, денег, почестей или других временных выгод. Но лучше быть порицаемым праведником, чем быть восхваляемым грешником. «Исправит меня, — говорит [Давид], — праведник в милосердии и обличит меня; елей же грешников да не помажет моей головы» (Пс.140:5). Поэтому идите к продающим и купите себе, то есть теперь посмотрим, чем помогут вам продававшие вам похвалы и вводившие вас в заблуждение, чтобы вы искали славы не перед Богом, но от людей. «Когда же те пошли покупать, пришел жених», то есть когда они склонились к тому, что вовне, и взыскали привыч-ных радостей, ибо радостей внутренних не знали, пришел Тот, Кто судит, «и готовые», то есть те, кому совесть предоставляла благое свидетельство перед Богом, «вошли с Ним на брачный пир», то есть туда, где чистая душа соединяется, чтобы быть оплодотворенной, с чистым, совершенным и вечным Словом Божиим, «и дверь была закрыта», а именно после того, как были приняты изменившиеся в ангельскую жизнь, — «ибо все мы воскреснем, — говорит [апостол], — но не все изменимся» (1Кор.15:51), — был закрыт доступ в Царство Небесное. Ведь после суда не остается места молитвам и заслугам. «Позже же приходят остальные девы, говоря: Господи, Господи, открой нам». Не сказано, что они купили елея, и потому надлежит думать, что они, когда уже не осталось никакой радости от чужих похвал, в стесненном положении и большой скорби, вновь стали просить Бога о помощи; но строгость Его после суда велика, ибо невыразимо Его милосердие, предлагаемое до суда. А потому Он сказал, отвечая: «Аминь говорю вам, не знаю вас», на том основании, надо думать, что не дозволяет Замысел Божий, то есть Премудрость Божия, чтобы вошли в радость Его те, кто, как оказалось, делали нечто в согласии с его заповедями не перед Богом, но дабы угодить людям. И заключает так: «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете дня и часа», не только того последнего времени, когда придет Жених, но никто не знает [также и] дня и часа своего успения. Итак, всякий, кто сделался готовым прежде сна, то есть до [дня] смерти, которой подлежат все, точно так же будет найден готовым и тогда, когда в полночь прозвучит голос, пробуждающий всех. 4. А то, что, как Он сказал, девы вышли навстречу жениху, — это, я полагаю, следует понимать в том смысле, что из этих самых дев состоит именуемая невестой. Ибо поскольку все христиане соединяются в Церковь, называются они сынами, соединяющимися в Матери, хотя из самих собравшихся сынов составляется зовущаяся Матерью. Ибо ныне Церковь обруче-на и является Девой, ведомой на брачный пир, так как удерживает себя от мирской порчи, а Женой станет тогда, когда, с гибелью всей смертности, будет оплодотворена бессмертным [брачным] соединением. «Я обручил, — говорит [апостол], — вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девой» (2Кор 11:2). «Вас, — говорит, — девой», переходя от множественного числа к единственному. Поэтому могут называться и девами, и девой. А почему сказано, что их десять, — это, как мне кажется, уже объяснено. «Но ныне мы видим... в загадке, тогда же лицом к лицу» (1Кор 13:12); и ныне отчасти, а тогда целиком. А то, что ныне познают нечто в Св. Писании в загадке и отчасти, и притом совершается это в соответствии с кафолической верой, — это происходит благодаря тому залогу, который получила Дева-Церковь во время смиренного пришествия своего Жениха. Супругой же станет она Ему в последнее пришествие, когда придет Он в славе, так что она будет уже познавать лицом к лицу. Ибо Он «дал нам в залог Духа» (Ср. 2Кор 5:5), как говорит апостол. И потому это изъяснение не заботится неукоснительно ни о чем другом, кроме как о том, чтобы быть в согласии с верой, и не осуждает заранее других [толкований], ибо и они могут в не меньшей степени быть согласны с верой. Оглавление Вопрос 60. [О словах:] «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын Человеческий, но только один Отец» (Ср. М.24:36) Что Бог знает [нечто], говорят также и тогда, когда Он делает [кого-то] знающим, как написано: «Искушает вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любители вы Его» (Ср. Втор.13:3). Ибо сказано так не потому, что Бог не знает, но для того, чтобы они сами узнали, насколько усовершенствовались в любви к Богу. А это не познается людьми в полной мере иначе как через случающиеся искушения; и само слово «искушает» поставлено в том [смысле], что «позволяет быть искушаемыми». Так и когда говорится, что [Бог] не знает, то это говорится или в том смысле, что Он не одобряет, то есть не признает этого в Своем наставлении и учении, как сказано: «Не знаю вас» (Мф.25:12); или же [так выражаются], когда ради пользы делает Он [людей] незнающими [то], знать что им не полезно. Поэтому относительно утверждения, что [о дне том] знает только один Отец, будет верно думать, что сказано это так, поскольку Он дает знать Сыну. А когда говорится, что Сын не знает, это означает, что Он не дает знать людям, то есть не открывает им того, что не полезно им знать. Оглавление Вопрос 61. О том, что Господь, как написано в Евангелии, насытил толпы людей на горе пятью хлебами (Ср. Ин 6:9-13) 1. Пять ячменных хлебов, которыми на горе накормил Господь толпу, обозначают Ветхий Закон или в силу того, что он был дан еще не духовным, но пока что плотским [людям], то есть преданным пяти плотским чувствам, ведь и сама толпа была в пять тысяч человек; или же поскольку этот самый закон был дан через Моисея, а Моисей написал пять книг. И то, что хлеба были ячменными, превосходно обозначает или сам закон, данный таким образом, что в нем животворная для души пища скрывалась телесными обрядами, — а ядро ячменя покрыто жесткой шелухой; или же [это обозначает] народ, не избавившийся еще от плотского желания, которое, как шелуха, прилипло к его сердцу, то есть [народ], еще не обрезанный сердцем. Ведь [этот народ] не отложил плотских покровов вследствие молотьбы мучений, через просвещение ума, когда он был водим сорок лет по пустыне, подобно тому, как ячмень не освобождается от шелухи молотьбою поверхности. Итак, такому народу был дан соответствующий закон. 2. А две рыбы, придававшие приятный вкус хлебу, по-видимому, обозначают те два лица, которые правили этим народом, так что при помощи их умерялись его замыслы, а именно царя и священника, к которым относилось также и священ-ное помазание. Их обязанностью было никогда не ломаться и не сокрушаться под напором народных порывов и волнений, постоянно рассекать яростные противодействия толп, как противные волны, двигаться среди них, сохраняя свою чистоту, и вообще, подобно рыбам в бурном море, заниматься беспокойным делом управления народом. Эти два лица были также прообразами нашего Господа; ведь Он один воспринял их оба, и один исполнил не образно, но в собственном смысле. Ибо Иисус Христос — Царь наш, поскольку явил нам образец борьбы и победы; Он воспринял в смертном теле грехи наши, не уступив ни соблазнительным, ни устрашающим ис-кушениям неприятеля, наконец, совлекшись плоти, Он уверенно лишил власти начальства и силы и одолел их в Себе Самом (Ср. Кол.2:15). Итак, под Его предводительством мы освобождаемся от бремени и тягостей этого нашего странствия, как из Египта, и преследующие нас грехи потопляются в таинстве крещения, когда мы восходим [от него]. И пока мы пребываем в надежде Его обетования, ныне еще невидимого, мы как бы ведомы по пустыне, причем утешает нас Слово Божие в Святых Писаниях, как тех [израильтян] — манна с небес. Мы ожидаем, что под этим самым предводительством сможем мы войти в небесный Иерусалим как в землю обетованную и во веки будем соблюдаемы там благодаря Его правлению и охранению. Итак, ясно, что Господь наш Иисус Хрис-тос является Царем нашим. Он есть также и Священник наш вовек по чину Мелхиседекову (Ср. Пс.109:4), ибо Он принес Сам Себя в жертву всесожжения за грехи наши и заповедал, чтобы подобие Его жертвы совершалось в воспоминание о Его страданиях. Поэтому то, что Мелхиседек принес Богу (См. Быт.14:18), мы ныне видим приносимым по всему миру в Церкви Христовой. Итак, поскольку Царь наш взял на Себя грехи наши, дабы показать нам образец борьбы и победы, то евангелист Матфей, обозначая восприятие этих самых грехов и царское лицо, начинает Его родословие по плоти с Авраама, отца верного народа, и, исчисляя преемственность потомства сверху вниз, достигает Давида, в котором явился наиболее очевидно оплот царской власти; а оттуда через Соломона, рожденного от той, в отношении которой согрешил отец его, следуя царскому роду, доводит родословие вплоть до Господа (Ср. Мф.1:1-17). Другой же евангелист, Лука, — ведь и он предпринял изложение родословия Господа по плоти, но [Господа] в лице Священника, а к этому лицу относятся очищение и прощение грехов, — начинает постепенно излагать род его предков не в начале книги, как Матфей, но в том месте, где [говорится, как] был крещен Иисус, [то есть] где предобразил Он очищение грехов наших; и движется не сверху вниз, как тот, кто представлял Его как бы нисходящим для взятия грехов, но снизу вверх, как бы показывая Его восходящим после прощения грехов. И при этом упоминает он не тех предков, которых первый (Ср.Лк.3:23-38). Ибо иным было священническое происхождение [Христа], которое осуществилось через одного из сынов Давидовых, взявшего по жребию, как было принято, супругу из колена священнического; так что Мария состояла в кровном родстве с двумя коленами, а именно с царским и священническим. Ибо, когда Мария и Иосиф отправились на перепись, написано, что они были из дома, то есть из рода Давида (Ср.Лк.2:4). И Елизавета, о которой точно так же написано, что она родственница Марии, была из рода священнического (Ср. Лк.1:5, 36). Поэтому как Матфей, представляя Христа Царем, сходящим для восприятия грехов наших, через Соло-мона спускается от Давида, ведь Соломон был рожден от той, по отношению к которой согрешил Давид; так и Лука, изображая Христа Священником, как бы восходящим после прощения грехов, через Нафана восходит к Давиду, поскольку благодаря обличению посланного [к нему] пророка Нафана Давид вымолил в покаянии прощение как раз этого самого греха (Ср. 2Цар 12:1-13). Итак, после того, как проходит Лука лицо Давида, он не расходится с Матфеем в именах родословий. Ибо тех же самых называет он, восходя от Давида до Авраама, кого и тот, нисходя от Авраама до Давида. От Давида же на два семейства, царское и священническое, распределяется это происхождение, и из этих двух семейств, как было сказано, Матфей следует царскому, нисходя, а Лука — священническому, восходя; так что Господь наш Иисус Христос, Царь и Священник наш, находится в кровном родстве с родом священников и в то же время не принадлежит к роду священников, то есть к роду Левиину, но происходит из рода Иудина, то есть из рода Давидова, а из этого рода никто не был посвящен алтарю. И по большей части называется Он по плоти сыном Давидовым, поскольку и Лука, восходя, и Матфей, нисходя, встречаются на Давиде. Ибо надлежало, чтобы Тот, Кому предстояло отменить жертвоприношения, совершавшиеся по чину Ааронову левитским священством, не был бы из колена Левиина, дабы не казалось, что к самому колену и к самому священству, которые были временной тенью грядущего, относится очищение грехов. Его и совершил Господь, предложив Свою жертву всесожжения, что прообразовывалось в ветхом священничестве. И образ Своей жертвы всесожжения Он предал для совершения в Церкви в память о Его страданиях, чтобы быть Священником вовек, не по чину Аааронову, но по чину Мелхиседекову (Ср.Евр.6:20). Таинство всего этого можно рассмотреть еще более тщательно, но уже рассмотренного достаточно в отношении [вопроса о] двух рыбах, которыми, как мы сказали обозначались два лица, царское и священническое. 3. А то, что на траве возлегла эта толпа, означает, что принявшие Ветхий Завет, поскольку им было обещано временное царство и временный Иерусалим, предались плотской надежде; «ибо всякая плоть — трава, и слава человека, как цвет травный» (Ис.40:6). И то, что оставшимися кусками пищи были наполнены двенадцать корзин, означает, что ученики Господни, к которым и относится число двенадцать, были наполнены разъяснением и раскрытием того самого закона, который оставили и бросили иудеи. Ведь еще не было Писания Нового Завета, когда Господь, как бы преломляя то, что было сурово, и обнаруживая то, что сокрыто в законе, наполнил учеников, когда после воскресения открыл Он им Ветхие Писания, начав от Моисея и всех пророков, толкуя им во всех Писаниях то, что относилось к Нему. Ведь и тогда двое из них познали Его в преломлении хлеба (Ср. Лк.24:25-31). 4. И поэтому верно думают, что второе насыщение народа, совершенное семью хлебами (Ср. Мф.15:34-38), относится к проповеди Нового Завета. Ибо не сказано другим евангелистом, что эти хлеба были ячменными, как о тех пяти сказал Иоанн. Итак, это насыщение семью хлебами относится к благодати Церкви, познаваемой по известнейшему седмеричному действию Святого Духа. И потому написано, что здесь было не две рыбы, как в ветхом законе, где помазывали лишь двоих, царя и священника; но немного рыб, то есть тех, кто первыми поверили Гос-поду Иисусу Христу, и были помазаны во имя Его, и посланы для проповеди Евангелия и для укрощения бурного моря века сего, что исполняют они по поручению самой великой «Рыбы», то есть Христа, как говорит апостол Павел (Ср.2Кор.5:20). И в этой толпе было не пять тысяч человек, как там, где обозначались плотские, принявшие закон, то есть преданные пяти плотским чувствам, но четыре тысячи; и этим числом обозначаются духовные, по причине четырех добродетелей души, при помощи которых в этой жизни живут духовно: благоразумия, умеренности, мужества, справедливости. Из этих добродетелей первая — познание вещей, которых должно добиваться и которых следует избегать, вторая — обуздание страсти к доставляющему временное удовольствие; третья — твердость духа против временно являющегося тягостным, четвертая, простирающаяся на все прочие, — любовь к Богу и ближ-нему. 5. Разумно и там пять тысяч, и здесь четыре тысячи упоминаются за исключением женщин и детей; и это, как мне кажется, к тому служит, чтобы мы поняли, что и в народе Ветхого Завета были люди, нетвердые в исполнении праведности по закону, а апостол Павел без жалобы говорил, что он жил в этой праведности (Ср. Флп.3:6); были также и другие, кого легко было совратить к поклонению идолам. И эти два рода, то есть слабость и заблуждение, обозначаются именами женщин и детей. Ибо женский пол немощен в действии, а детство удобно для игры. А что столь же похоже на детскую игру, как почитание идолов, если и апостол отнес сюда этот род суеверия, когда сказал: «Не станем служить идолам, подобно некоторым из них, как написано: Народ сел есть и пить, и встал играть?» (Ср. 1Кор.10:7) Итак, женщинам подобны те, кто, не пребывая стойко в трудах ожидания, чтобы достигнуть обещанного Богом, искушали Бога; а детям те, кто сели «есть и пить и встали играть». Однако не только здесь, но и в народе Нового Завета тех, кто по причине слабости сил, или из-за легкомыслия, оказывается неспособным достигнуть совершенного мужа (Ср. Еф.4:13), должно сравнивать с женщинами и детьми. Ибо первым сказано: «Если только начало устойчивости сохраним твердым до конца» (Евр.3:14); а вторым: «Не будьте детьми умом, на злое будьте младенцами, чтобы умом быть совершенными» (1Кор.14:20). И потому ни в Ветхом, ни в Новом Завете таковые не включаются в число, но там ли пять тысяч, здесь ли четыре тысячи, говорится о них за исключением женщин и детей. 6. И хотя и там и тут, ради самого Христа, который постоянно в Писаниях называется горой, и тот и другой народ был насыщен на горе, однако во втором случае возлегли не на траве, а на земле. Ибо там вершина Христа покрыта плотской надеждой и влечением из-за плотских людей и земного Иерусалима, а здесь, когда удалено всякое плотское вожделение, сотрапезников Нового Завета содержала на себе без промежутка травы твердь вечной надежды, подобно твердости самой горы. 7. И поскольку весьма верно говорит апостол: «Прежде, чем явилась вера, мы были соблюдаемы под законом» (Ср. Гал.3:23), то, кажется, это же обозначает и Господь, когда говорит о тех, кого намеревался насытить пятью хлебами: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф.14:16). Ибо этими словами они как бы образно удерживаются для соблюдения, ведь ученики убеждали Его отпустить их. А о толпах, относящихся к семи хлебам, Он сказал, что весьма жалеет их, ибо уже третий день они, голодные, не покидают Его. Ибо во всем веке человеческого рода третье время — то, в которое дана благодать христианской веры. Первое время — до закона, второе — под законом, третье — под благодатью; и поскольку еще остается четвертое, когда достигнем мы полнейшего мира небесного Иерусалима, куда направляется всякий правильно верующий во Христа, то и говорит Господь, что Он укрепит эту толпу, чтобы не ослабели они в пути. Ведь совершая домостроительство, Господь удостоил нас своего временного и видимого явления в человеке и дал нам как залог Святого Духа, седмеричным действием Которого мы оживляемся, в соединении с апостольским авторитетом, как бы со вкусом немногих рыб. Итак, это домостроительство к чему другому служит, как не к тому, чтобы мы могли достигнуть славы высшего призвания без недостатка сил? «Ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор 5:7). И сам апостол Па-вел говорит, что он еще не достиг Царства Божия: Но «забывая заднее и простираясь вперед, в соответствии с намерением стремлюсь к славе вышнего звания... Впрочем, до чего мы достигли, в том да и ходим» (Ср. Флп.3:13-14, 16), поскольку присоединившиеся в третий день к Господу и насыщенные Им, мы не ослабнем в пути. 8. Даже и тут оказалось невозможным благоразумно достичь конца пиршества, но остались крошки. Ибо не напрасно о будущем сказано: Не полагаешь ли ты, «что придет Сын Человеческий и найдет веру на земле?» (Ср. Лк.18:8) И верую, что так произойдет из-за женщин и детей. Однако остатки кусков напол-нили семь корзин, к которым относится седмиобразная Церковь, описываемая также и в Откровении (Ср. Откр.1:4), то есть всякий, кто сохранится до конца. Ибо Тот, Кто говорит: «Не полагаешь ли ты, что придет Сын Человеческий и найдет веру на земле?» — дает понять этим, что даже в конце пира Его крошки могут быть оставлены и брошены, но поскольку Он говорит также: «Устоявший же до конца спасется» (Мф.24:13), то выражает этим, что Церковь не оскудеет, ибо она приобретет в семь раз более изобильно те же семь хлебов и удержит [их] широтою сердца, которую, по-видимому, обозначает сохранение в корзинах. Оглавление Вопрос 62. О том, что написано в Евангелии, что Иисус крестил больше, чем Иоанн, хотя Сам Он не крестил, но ученики Его (Ср. Ин.4:1-2) Спрашивают: приняли ли Святого Духа те, кто был крещен тогда, когда, как написано, Господь через учеников своих крестил больше, чем Иоанн; ибо в другом месте Евангелия говорится так: «Ибо Дух еще не был дан, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ср.Ин.7:39). И проще всего ответить следующим образом: Господь Иисус, Который даже мертвых воскрешал, мог бы не дать умереть никому из этих [крещеных] до тех пор, пока они не приняли бы Духа Святого после Его прославле-ния, то есть воскресения из мертвых и восшествия на небо. Но приходит на ум тот разбойник, которому было сказано: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43), не принявший даже и самого крещения. Хотя Корнилий и уверовавшие вместе с ним из язычников восприняли Святого Духа прежде, чем были крещены (Ср. Деян.10:44-47); [так что] я не вижу, каким образом и разбойник этот смог бы без Святого Духа сказать: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк.23:42); ведь говорит же апостол: «Никто не назовет Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3). Плод веры [разбойника] Господь показывает Сам, сказав: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Следовательно, как благодаря невыразимому могуществу властвующего Бога и справедливости самое крещение было вменено верующему разбойнику, так что в качестве принятого наличествовало в свободной душе то, что принять распятым телом он был неспособен, так же точно и Дух Святой втайне был даруем до прославления Гос-подня, а после явления Его Божественности преподавался более явно. И сказано так: «Ибо Дух еще не был дан»; то есть еще не явился таким образом, чтобы все признали, что Он дан; так же как и Господь еще не был прославлен среди людей, однако вечная Его слава [никогда] не прекращалась. В соответствии с этим и пришествие Его называется явлением в смертной плоти, ибо пришел туда, где был, поскольку «пришел к своим, и в этом мире был, и мир через Него начал быть» (Ин.1:10-11). Поэтому как под пришествием Господним понимается Его телесное явление, хотя и до этого явления Он Сам говорил во всех святых пророках, будучи Словом Божиим и Премудростью Божией, так и пришествие Святого Духа есть Его явление телесным очам, когда стал видим огонь, разделяющийся над апостолами, и они начали говорить на языках (Ср. Деян.2:3-4). Ибо, если бы не было у людей Святого Духа до видимого прославления Господа, то как мог бы сказать Давид: «И Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс.50:13); или каким образом исполнились [Его] Елизавета или Захария, ее муж, когда они пророчествовали, и Анна и Симеон, ведь о них всех написано, что читаемое нами ныне в Евангелии они говорили, исполнившись Духа Святого? (Ср. Лк.1:41-45,60-69; 2:25-38). А то, что Бог совершает нечто тайно, а нечто ради видимой твари видимым образом, — это относится к управлению Промысла, посредством которого все Божественные действия в соответствии с порядком и различием времени и места производятся прекраснейшим образом, тогда как само Божество и местом не ограничивается, и не перемещается, не бывает Оно также ограничено или изменяемо временем. Но как Сам Господь, разумеется, имел в себе Духа Святого, когда пришел к Иоанну, чтобы креститься; [имел] в том самом человеке, [образ] которого носил; и, однако, после того как Он был крещен, явился Дух Святой, сходящий на Него в виде голубя (Ср. Мф.3:13-16), — так же точно надлежит думать, что и до явного и видимого пришествия Святого Духа все святые [люди] могли втайне иметь Его. Мы столь уверенно утверждаем это, поскольку полагаем также, что в самом видимом явлении Святого Духа, которое называется Его пришествием, невыразимым или даже непо-стижимым образом в сердца людей более обильно пролилась Его полнота. Оглавление Вопрос 63. О Слове В начале было Слово (Ин.1:1). То, что по-гречески называется λόγος, означает по-латыни и 'разум' (ratio), и 'слово' (verbum). Но в этом месте лучше переводить 'слово', чтобы было обозначено не только отношение к Отцу, но также и к тому, что было сотворено через Слово деятельной силой. А разум, даже если ничего через него не творится, [все равно] верно называют разумом. Оглавление Вопрос 64. О женщине самарянке (Ср. Ин.4:5-43) 1. Евангельские таинства, выраженные в делах и словах Господа нашего Иисуса Христа, не всем ясны, и некоторые [люди], менее тщательно и менее трезво толкуя их, по большей части ведут вместо спасения — к погибели, а вместо по-знания истины — к заблуждению. Среди подобных и то таинство, что, как написано, Господь в шестой час дня пришел к колодцу Иакова, и, устав от пути, сел, и у женщины самарянки просил пить, и прочее, что излагается в том же месте Писания и что нужно обсудить и разобрать. Занимаясь этим, в первую очередь должно придерживаться того [правила], которое для всех Писаний подобает соблюдать с высочайшей бдительностью, чтобы изложение Божественного таинства происходило в соответствии с верой. 2. Итак, в шестой час дня пришел Господь наш к колодцу. Я вижу в колодце мрачную глубину. Почему и вынужден считать, что это нижние, то есть земные, области этого мира, куда пришел Господь Иисус в шестой час, то есть во время шестого возраста человеческого рода, как бы в [дни] старости ветхого человека, которого нам предписывается отложить, чтобы мы облеклись в нового, сотворенного по Богу (Ср. Еф.4:22-24). Ибо шестой возраст — старость, как первый — младенчество, второй — детство, третий — отрочество, четвертый — юность, пятый — зрелость. Итак, жизнь ветхого человека, которая проходит по плоти во временном состоянии, как бы завершается шестым возрастом старости. Во время этой старости человеческого рода, как я сказал, и пришел к нам Господь наш, Творец и Обновитель для нас, чтобы, поскольку ветхий человек умирает, устроить в Себе нового и, освободив его от земной порчи, перенести в Небесное Царство. Поэтому колодец, как было сказано, обозначает мрачной глубиною земные тяготы и заблуждения этого мира. И поскольку ветхий чело-век — внешний, а новый — внутренний (ведь сказано апостолом: «Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор 4:16), то совершенно верно (так как все видимое, от чего отрекается христианское учение, относится ко внешнему человеку), что в шестой час пришел Господь к колодцу, то есть в середине дня, когда видимое солнце уже начало клониться к закату. Ведь если мы призваны Христом, то наслаждение видимым у нас уменьшается, чтобы внутренний человек, воссозданный любовью к невидимому, обращался к внутреннему свету, никогда не меркнущему, ища, в соответствии с учением апостольским, не того, «что видимо, но невидимого; ибо видимое — временно, а невидимое — вечно» (2Кор 4:18). 3. А то, что пришел Он к колодцу утомленным, означает немощь плоти; то, что сел — смирение, так как и болезненность плоти ради нас воспринял, и счел приличным смиренно явиться людям как человек. Об этой немощи плоти гово-рит пророк: «Человек, пребывающий в страдании и сознательно несущий болезнь» (Ис.53:3), а о смирении свидетельствует апостол, говоря: «Смирил Себя, став послушным даже до смерти» (Флп.2:8). Хотя, — ведь обычно учителя сидят, — то, что Он сел, иначе понятое, может показывать не покорность смирения, но лицо учителя. 4. Но могут спросить, зачем у женщины самарянки, пришедшей, чтобы наполнить кувшин водою, попросил Он пить, если позже Сам заявил, что Он может дать просящим изобильное течение духовного источника. Надо думать, Господь жаждал веры этой женщины, поскольку она была самарянка, и принято было в Самарии придерживаться обычая идоло поклонства; ибо они [самаряне], будучи отделены от народа иудейского из-за идолов бессловесных животных, то есть золотых коров, продавали добродетель своих душ. А Иисус, Господь наш, пришел, чтобы привести множество язычников, которые служили идолам, под покров христианской веры и истинной религии; ибо сказал Он: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). Поэтому и жаждет Он веры тех, за кого пролил кровь. Итак, «говорит ей Иисус: женщина, дай Мне пить» (Ин.4:7). И чтобы ты понял, чего жаждет Господь наш, то вот, спустя некоторое время возвращаются ученики Его, отправившиеся в город купить пищи, и говорят Ему: «Учитель, ешь. Но Он сказал им: У Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили меж собой: Разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:31-34). Разве здесь разумеется другая воля Отца, пославшего Его, и дело Отца, относительно которого Он ответил, что хочет совершить его, а не то [дело], чтобы обратить нас в Свою веру от гибельного заблуждения этого мира? Итак, какова пища Его, таково и питие. А потому жаждал Он в этой женщине исполнить волю Отца и совершить дело Его. Но, мысля по-плотски, та ответила: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». Господь наш сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин.4:9-10), чтобы показать этим, что Он не той воды просит, о которой она думает, но поскольку Сам жаждет веры ее, то и ей, жаждущей, желает дать Святого Духа. Ибо то правильно станем мы считать этой водой живою, что есть дар Божий; как и Сам [Господь] сказал: «Если бы ты знала дар Божий», и тот же евангелист Иоанн свидетельствует в другом месте, говоря, что «стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:37-38). Ясно, что сказал Он так: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут потоки воды живой», поскольку мы сперва веруем, чтобы удостоиться этого дара. Эти потоки живой воды, которые Он желал дать женщине, есть награда за веру, которой Он жаждал в ней прежде всего. А для этой воды живой [евангелист] предлагает следующее толкование: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не был дан Дух; потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:39). Итак, дар Святого Духа — это то, что после своего прославления [Иисус] дал Церкви, как говорит другое писание: «Взойдя на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:8). 5. Но женщина эта все еще мыслит плотски, ибо отвечает так: «Господин, у тебя и ковша нет, а колодец глубок, откуда дашь Ты мне воды живой? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» Теперь уже Господь объясняет то, что сказал [прежде], говоря: «Всякий пьющий от воды этой, будет жаждать опять, а кто будет пить от воды, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода та, которую Я дам ему, будет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Но женщина все еще придерживается плотского образа мыслей. Ибо что она отвечает? «Господин, дай мне этой воды, чтобы я не жаждала и не приходила сюда черпать. Иисус говорит ей: Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Если Он знал, что у нее нет мужа, то спрашивается, зачем сказал это. Ибо после того, как женщина произнесла: «У меня нет мужа», Иисус возразил ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе, это истинно сказала ты» (См. Ин.4:11-18). Однако не следует понимать это плотски, чтобы не оказаться нам самим до такой степени подобными этой женщине самарянке. Но если мы уже вкусили нечто от этого дара Божия, будем рассуждать об этом духовно. 6. Некоторые считают, что пять мужей — это пять книг, которые были преподаны через Моисея. А то, что сказано: «И тот, которого ныне имеешь, не муж тебе», [относительно этого] думают, что Господь сказал [так] о Самом Себе, так что смысл таков. Сперва ты служила пяти книгам Моисея, словно пяти мужам; Тот же, Кого ныне имеешь, то есть Кого слушаешь, Кто говорит с тобой, не муж тебе, ибо ты еще не уверовала в Него. Но поскольку, не веруя во Христа, она все еще непременно пребывает в соединении с этими пятью мужами, то есть пятью книгами — то может возникнуть [вопрос], каким образом мог Он сказать: «Пять мужей ты имела», как если бы ныне она уже не имела их, хотя все еще живет, подвластная им. Затем, так как пять книг Моисеевых не возвещают ничего иного, кроме Христа, как и Сам Он сказал: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин.5:46) то разве можно заключить, что человек отходит от этих пяти книг, дабы перейти ко Христу, если [даже и] тот, кто верует во Христа, не оставляя эти пять книг, но понимая их духовно, более пламенно привязывается к ним? 7. Итак, есть иное понимание — что под пятью мужами должно понимать пять телесных чувств; первое — относящееся к зрению, при помощи которого мы различаем этот видимый свет и любые цвета и формы тел; другое — слух, которым мы чувствуем толчки голоса и всех звуков; третье — обоняние, благодаря которому мы получаем удовольствие от сладости различных запахов; четвертое — вкус в устах, чувствующий сладкое и горькое и оценивающий всевозможные вкусовые ощущения; пятое — [распространенное] по всему телу осязание, различающее теплое и холодное, мягкое и жесткое, гладкое и шероховатое и что угодно другое, что мы ощущаем через прикосновение. И вот этими пятью плотскими чувствами пропитан по необходимости смертной природы первый возраст человека, и из-за этой [природы] после греха первого человека мы рождаемся таким образом, что если свет разума еще не возвращен, то, подчиненные плотским чувствам, мы ведем плотскую жизнь без всякого познания истины. Таковыми по необходимости являются младенцы и маленькие дети, которые еще не в состоянии пользоваться разумом. И поскольку эти чувства, управляющие начальным возрастом и дарованные нам Богом Творцом, естественны, то верно называются мужами, то есть как бы законными супругами, поскольку то, что они заблуждаются, не причисляет их к пороку в собственном смысле; но по природе [своей] они относятся к произведению Божию. Когда же всякий достигнет такого возраста, что уже будет способен пользоваться разумом, если удастся ему тотчас овладеть истиной, то не будет уже пользоваться этими чувственными руководителями, но получит в качестве мужа разумный дух, в услужение которому отдаст эти чувства, подчиняя тело свое рабству; [и], так как душа подвластна уже не пяти мужам, то есть пяти телесным чувствам, но слово Божие имеет законным мужем, с которым соединена и связана; так как и самый дух человека прилепляется ко Христу, поскольку глава мужу — Христос (Ср. 1Кор 11:3), то в духовных объятиях без всякого страха отлучения он будет всецело наслаждаться вечной жизнью. Ибо «Кто может отлучить нас от любви Христовой?» (Ср. Рим.8:35) Но поскольку эта женщина была объята заблуждением, и это обозначало, что она весьма долгое время находилась в рабстве у пустых суеверий, то, по прошествии периода пяти телесных чувств, которыми, как мы сказали, управляем начальный возраст, Слово Божие не приняло ее в супружество, но в прелюбодейном объятии завладел ею диавол. Итак, Господь говорит ей, видя, что она плотская, то есть рассуждающая плотски: «Иди, призови мужа твоего и приди сюда», то есть удались от плотского состояния, в котором ты ныне пребываешь, почему и не можешь понять, что Я говорю, «и призови мужа твоего», то есть стань причастной духу познания. Ибо дух человека есть некоторым образом как бы супруг души, который управляет душевным состоянием, как женой. Но это не тот Святой Дух, который пребывает неизменным с Отцом и Сыном и неизменно даруется достойным душам, но дух человека, о котором апостол говорит: «Никто не знает, что в человеке, кроме духа человека». А Святой Дух — это Дух Бога, о Котором, напротив, говорит: «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор 2:11). И если этот дух человека наличествует, то есть находится внутри, и с благоговением подчиняет себя Богу, то человек понимает то, что говорится духовно; а когда заблуждение диавола как бы при отсутствии разумения господствует в душе, та является распутной. Итак, [Господь] говорит: «Призови мужа твоего», то есть дух, который в тебе; с его помощью человек способен разуметь духовное, если просветит его свет истины; да и сам [Свет] присутствует здесь, говоря с тобой, дабы могла ты по-лучить духовную воду. И когда она сказала: «Не имею мужа», Он говорит: «Хорошо ты сказала, ибо у тебя было пять мужей», то есть пять плотских чувств обладали тобой в начальном возрасте, «и тот, кого ныне имеешь — не муж тебе», поскольку нет в тебе духа, познающего Бога, чтобы ты могла вступить в законный брак, но скорее господствует заблуждение диавола, которое губит тебя блудным осквернением. 8. И возможно, чтобы указать размышляющим, что под именем пяти мужей обозначаются упомянутые пять чувств, после пяти плотских ответов женщина эта в шестом ответе называет Христа по имени. Ибо первый ее ответ был: «Ты, будучи иудей, каким образом просишь пить у меня?» Второй: «Господин, у Тебя и ковша нет, и колодец глубок». Третий: «Гос-подин, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Четвертый: «Не имею мужа». Пятый: «Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе». Ибо и этот ответ плотский. Ведь плотским дано было земное место, где поклоняться, духовными же Господь назвал тех, кто будут поклоняться в духе и истине. Когда это было сказано, жена в шестом ответе признает, что Христос — учитель всего этого; ибо говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, Сам возвестит нам все» (Ин.4:25). Но она все еще заблуждается, ибо не видит, что [уже] пришел Тот, на Чье пришествие надеется. Однако милосердие Господне изгоняет ныне это заблуждение как прелюбодея. Ибо говорит ей Иисус: «Это Я, говорящий с тобою». Когда она услышала это, то не ответила, но тотчас, оставив кувшин свой, торопясь, пошла в город, чтобы не только уверовать ей в Евангелие и пришествие Господне, но и возвестить об этом. Не следует оставлять в небрежении и того, что ушла, оставив кувшин. Ибо кувшин, быть может, означает любовь века сего, то есть страстное желание, которым люди себе из мрачной глубины, образ которой представляет собой колодец, то есть из земного образа жизни, черпают наслаждение и, овладев им, снова воспламеняются желанием этого, как и сказал [Господь]: «Всякий, пьющий воду эту, будет жаждать снова». А нужно, чтобы верующий во Христа отказался от этого века и, оставив кувшин, показал, что он оставил страстное желание века сего, не только сердцем веруя к праведности, но намереваясь и устами исповедовать и проповедовать ко спасению (Ср. Рим.10:10) то, во что уверовал.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar