- 461 Просмотр
- Обсудить
Бог дает пребывание избранным, поскольку силен исполнить то, что обещал 36. Итак, Сам Бог делает их добрыми, чтобы они делали добро. Ведь Он обещал их [т. е. избранных] Аврааму вовсе не потому, что предузнал, что они станут добрыми сами по себе. Ибо если это так, то не Свое обещал Он, а их. Но не так уверовал Авраам; ведь он не изнемог в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен исполнить обещанное (Рим 4:19-21). Не говорит [Писание]: «Силен обещать предузнанное», или: «Силен явить предсказанное», или: «Силен предузнать обещанное», но: Он силен исполнить обещанное. Итак, Тот делает их пребывающими в добре, Кто делает их добрыми. А те, кто падают и гибнут, не были в числе предопределенных. Поэтому, хотя о всех возрожденных и живущих благочестиво апостол говорит, восклицая: А ты кто, судящий чужого раба? Для своего госпо-дина стоит или падает, однако тотчас обращается к предопре-деленным и говорит: И восстанет, а чтобы никто не считал этого своим делом, добавляет: Ибо силен Бог восставить его (Рим 14:4). Итак, именно Тот дает пребывание, Кто силен утвердить стоящих, дабы стояли они более непоколебимо, или же восставить тех, кто пали; ибо Господь восставляет согбенных (Пс.145:8). Оглавление Богу, всегда подавляющему человеческую гордыню, угодно, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Ним 37. Итак, первый человек не получил этого дара Божия, то есть пребывания в добре, но пребыть или не пребыть - это было оставлено в его решении, и соответствующие силы имела его воля, которая была создана без всякого греха, и ничего внутри ее самой страстно не противоборствовало ей, чтобы таковой благости и таковой легкости пребывания в доброй жизни достойно соответствовало ее решение о пребывании. Причем Бог заранее знал, что неправедно совершит [Адам], но то, что Он предузнал, не означает, что Он вынуждал к этому; ибо вместе с тем Он знал, что Он сделает из всего этого праведно. А ныне, после того как из-за греха потеряна эта великая свобода, немощь нуждается в поддержке большими дарами. Ибо угодно Богу, Который как можно сильнее подавляет гордыню человеческого превозношения, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Ним, что значит: никакой человек. А на каком основании может хвалиться перед Ним плоть, если не из-за своих заслуг? Она вполне могла иметь их, но пренебрегла этим, и посредством чего могла иметь их, при помощи этого и пренебрегла, то есть через свободное решение, почему и не остается у подлежащих избавлению ничего, кроме благодати Из-бавляющего. И в силу этого никакая плоть не хвалится перед Ним. Ибо не хвалятся неправедные, которым нечем хвалиться, не хвалятся и праведные, поскольку в Нем причина их похвалы, и нет у них иной похвалы, кроме Того, Кому говорят: Ты - слава моя, и Ты возносишь главу мою (Пс.3:4). И потому ко всякому человеку относится написанное: Чтобы не хвалилась никакая плоть перед Ним (1Кор 1:29). А к праведным относится и это: Кто хва-лится, да хвалится в Господе. И это вполне ясно показывает апостол, который, после того как сказал, чтобы не хвалилась никакая плоть перед Ним, не желая, чтобы сочли святые, что они остались без похвалы, тотчас добавляет: От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы, как написано, хвалящийся хвалился в Господе (1Кор 1:30-31). Вот почему в этом месте страдания, когда жизнь человека на земле есть не что иное, как искушение (Ср.: Иов.7:1), сила в немощи совершается (2Кор.12:9); и какая сила, как не то, чтобы хвалящийся хвалился в Господе! Оглавление Хвалящийся пусть хвалится в Господе 38. Поэтому Бог желает, чтобы святые Его из-за своего пребывания в добре хвалились не своими силами, но Им, ибо Он не только дает им помощь, какую даровал первому человеку, без которой они не могут устоять, если желают, но производит в них также и желание. Итак, поскольку они не устоят [в добре], если не будут и мочь, и желать, то и желание, и возмож-ность пребывания даруются им щедростью Божественной благодати. Ибо воля их так воспламеняется Духом Святым, что они могут, поскольку желают этого, и потому желают этого, что Бог производит в них желание. Ведь если бы в таковой немощи этой жизни (а надлежало, чтобы именно в этой жизни совершалась сила ради обуздания превозношения) их воля была предоставлена им самим, так что они пребыли бы, если пожелали, в помощи Божией, без которой не могут устоять, и если бы Бог не производил в них желания, то среди подобных многочисленных и великих искушений по своей немощи воля пала бы, и они не смогли бы устоять, поскольку по слабости, терпя недостаток [сил], даже не захотели бы этого, или же по немощи воли захотели бы не так, чтобы смочь. Потому слабость человеческой воли нуждается в помощи, чтобы быть ей неуклонно и неотделимо ведомой Божественной благодатью, и потому, хотя и слабая, она не испытывает недостатка, и ничто противное не побеждает ее. Устроено так, чтобы немощная и слабая человеческая воля устояла в пока еще малом благе силой Божией; тогда как сильная и здоровая воля первого человека не устояла в лучшем благе, имея силу свободного решения; и хотя не лишен он был помощи Божией, без которой не мог устоять, если бы захотел, но это была не та помощь, которой Бог производит в человеке желание. Ибо сильнейшему Он дозволил и предоставил делать то, что тот желает; а для немощных Он сохранил то, чтобы по дару Его они непобедимо желали добра и непобедимо не желали покидать его. Поэтому, когда говорит Христос: Я молился за тебя, чтобы не оскудела вера твоя (Лк.22:32), то думается нам, сказано это возведшему дом на камне (Ср.: Мф.7:24; 16:18). Итак, человек Божий, хвалясь, пусть хвалится в Господе (1Кор.1:31), причем не только из-за того, что он унаследовал милосердие, дабы стать верующим, но и из-за того, что у него имеется в избытке и сама эта вера. Оглавление Глава 13. Число избранных точно определено, оно не может быть ни уменьшено, ни увеличено 39. Это говорим мы о тех, кто предопределены к Царству Божию (причем число их столь точно, что никто к ним не добавляется и от них не отнимается), а не о тех, кто, как возвещал и говорил [псалмопевец], умножились сверх числа (Пс.39:6). Ибо последних можно назвать призванными, но нельзя - избранными, поскольку призваны они не по намерению [Божию]. А число избранных точно, и не подобает ему ни уменьшаться, ни увеличиваться. Это показывает и Иоанн Креститель, когда говорит: Итак, сотворите достойный плод покаяния, и не желайте говорить сами к себе: имеем отцом Авраама; ибо силен Бог и из этих камней воздвигнуть детей Авраама (Мф.3:8-9). Этими словами он обнаруживает, что будут отсечены они, если не принесут плода, однако не оскудеет число, обещанное Аврааму; Но более открыто сказано об этом в «Откровении»: Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр.3:11). Ведь если другой восхитит лишь в том случае, когда первый прежде потеряет, то число - точно. Оглавление С пользой сокрыто, кто именно входит в число предопределенных 40. А что эти слова обращены и к святым, которые пребудут [до конца в добре], причем обращены так, как если бы пребывание их не было точным, - то и им надлежит слушать их, поскольку полезно им не высокомудрствовать, а бояться (Ср.: Рим.11:20). Ибо кто из множества верных, пока живет он в этой смертности, может предположить, что он находится в числе предопределенных? Ведь надлежит, чтобы это было сокрыто, [пока пребываем мы] в том месте, где так следует остерегаться превозношения, что даже великий апостол был угнетаем ангелом сатаны, чтобы он не превозносился (Ср.: 2Кор.12:7). Потому и сказано апостолам: Если пребудете во Мне (Ин.15:7), хотя и говорил Тот, Кто, разумеется, знал, что они пребудут. И через пророка [сказано]: Если пожелаете и послушаете Меня (Ис.1:19), хотя и знал Сам Бог, в ком Он произведет желание (Флп.2:13). И многое говорится подобным же образом. Ибо, принимая во внимание полезность этой тайны для того, чтобы никто не стал превозноситься, но все, даже и те, кто подвизаются хорошо, страшились, поскольку сокрыто, кто достигнет [цели], - итак, принимая во внимание полезность этой тайны, надлежит признать, что некоторые из сынов погибели, не принявшие дара пребывания до конца, начинают жить в вере, действующей любовью, и некоторое время живут верно и праведно, а затем падают и удаляются из этой жизни лишь тогда, когда это с ними случится. Если бы не происходило так ни с кем из них, то люди лишь до тех пор имели бы тот спасительнейший страх, которым подавляется порок возноше-ния, пока не достигли бы благодати Христа, благодаря которой живут они благочестиво, а затем были бы уверены, что никогда уже не отпадут от Него. Но подобное предвосхищение не полезно в этом месте искушений, где немощь столь велика, что уверенность способна произвести гордость. Потом будет также и это, однако тогда будет также и у людей то, что уже есть у ангелов, когда станет невозможной любая гордость. Итак, святые, предопределенные благодатью Божией к Царству Божию, получив пребывание до конца, все без исключения препровождаются в целости туда и соблюдаются там с высочайшей целостью, будучи бесконечно блаженными. И всегда сопутствует им милосердие их Спасителя - и когда обращаются они, и когда сражаются, и когда увенчиваются. Оглавление Предопределенным также необходимо милосердие Божие 41. А о том, что и тогда необходимо им милосердие Божие, свидетельствует Священное Писание, когда святой [Давид] говорит душе своей о Господе Боге: Он венчает тебя милостью и милосердием (Пс.102:4). Также и апостол Иаков говорит: Суд без милосердия тому, кто не сотворил милосердия (Иак.2:13). Этими словами он показывает, что даже на том Суде, на котором праведные увенчиваются, а неправедные осуждаются, одни будут судимы с милосердием, а другие - без милосердия. Поэтому и мать Маккавеев говорит своему сыну: чтобы в той милости я приняла тебя вместе с братьями (2 Мак.7:29). Ибо когда праведный царь, - как написано,- сядет на троне, не будет противиться ему никакое зло. Кто похвалится, что имеет чистое сердце? Или кто похвалится, что он чист от греха? (Притч 20:8-9). Поэтому и там необходимо милосердие Божие, благодаря которому будет блажен тот, кому не вменит Господь греха (Пс.31:2). Но тогда, на праведном Суде, само милосердие будет воздаваться как награда за заслуги добрых дел. Ибо когда говорится: Суд без милосердия тому, кто не сотворил милосердия, то этим обнаруживается, что для тех, в ком найдутся добрые дела милосердия, суд совершается с милосердием, а потому даже само милосердие воздается как награда за заслуги добрых дел. Ныне же не так, ибо хотя не только никакого добра [не предшествовало], но, напротив, предшествовало множество злых дел, милосердие Божие предваряет человека, чтобы избавить его от зла: и того зла, которое сотворил он, и того, которое сотворил бы, если бы не был направляем благодатью Божией, и того, которое претерпевал бы вечно, если бы не был исторгнут из власти тьмы и перенесен в Царство любви Сына Божия (Ср.: Кол.1:13). Однако поскольку и сама вечная жизнь, которая, несомненно, должна воздаваться за добрые дела, столь великим апостолом именуется благодатью Божией (Рим.6:23), хотя благодать не за дела воздается, а подается даром, то без всякого сомнения следует признать, что жизнь вечная называется благодатью потому, что воздается она за те заслуги, которые благодать предоставляет человеку. Именно так будет правильно понимать то, что читается в Евангелии: Благодать на благодать (Ср.: Ин.1:16), что значит, [благодать воздается] за те заслуги, которые предоставила благодать. Оглавление Те, кто не входят в число предопределенных, оставляют добро и бывают сами оставлены Богом 42. Итак, весь этот сонм предопределенных благодать Божия ведет в Царство [Божие], при том что они или не имеют еще никакого свободного решения своей воли, или же [действуют] с решением воли, потому воистину свободным, что освобождено оно самой этой благодатью. А те, кто не относятся к этому точнейшему и блаженнейшему числу предопределенных, вполне справедливо осуждаются по [своим] заслугам. Ведь они или подпадают под грех, который по происхождению несут с рождения, и с этим наследственным долгом, не оставленным посредством возрождения, отходят отсюда, или же посредством свободного решения добавляют сверх этого еще грехи. Решения, говорю я, свободного, но не освобожденного, свободного от праведности, но порабощенного греху, из-за которого увлекаются они различными преступными желаниями, одни большими, другие меньшими, но все злыми, и из-за этого различия подобает быть им осужденными на различные наказания. Или же воспринимают они благодать Божию, но на время, и не пребывают в ней, но оставляют ее и сами бывают оставлены. Ибо они, не принявшие дара пребывания, из-за своего свободного решения подвержены тайному и справедливому суду Божию. Оглавление Глава 14. Пусть люди терпят, когда их упрекают, а упрекающие пусть действуют с любовью 43. Итак, пусть терпят люди, что их упрекают, когда они грешат, и пусть из-за этого упрека не выступают против благодати или из-за благодати против упрека, поскольку за грех причитается справедливое наказание, к которому принадлежит и упрек, применяемый в качестве лекарства, хотя бы и не было уверенности в исцелении больного. И если тот, кого упрекают, относится к числу предопределенных, то упрек станет ему средством к выздоровлению, если же не относится, то упрек будет ему казнящим мучением. По причине такой неопределенности следует с любовью применять упрек, исход которого неизвестен, и молиться, чтобы исцелился тот, к кому он применяется. А если люди приходят или возвращаются на путь праведности благодаря упреку, то кто производит спасение в их сердцах, если не Бог, взращивающий независимо от того, кто сажал, поливал или трудился на поле и в саду (Ср.: 1Кор 3:6-7)? Если угодно Ему спасти, то неспособно противостоять этому никакое человеческое решение. Ибо желание или нежелание заключены во власти желающего или нежелающего таким образом, что они не мешают Божественной воле и не превосходят [Божественное] могущество. Ведь даже из тех, кто делает неугодное Ему, Бог делает то, что Ему угодно. Оглавление Почему, если Бог желает, чтобы все люди спаслись, спасаются не все? 44. А написанное: Он хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим 2:4), с учетом того, что спасаются не все, можно понимать многими способами, из которых в других сочинениях наших мы некоторые упоминали; а здесь я приведу один. Сказано так: Он хочет, чтобы все люди спаслись, чтобы мы понимали под этим: «все предопределенные», ибо среди них есть люди всякого рода. В этом же смысле сказано было фарисеям: Вы даете десятину со всех овощей (Лк 11:42), и понимать следует здесь: «со всех, которые есть у вас», - ведь не со всех же овощей, какие есть по всему миру, они давали десятину. В соответствии с таким же способом высказывания говорится и в другом месте: Так и я угождаю всем во всем (1Кор 10:33). Ведь разве скажет кто, что апостол угождал своим весьма многочисленным гонителям? Но он угождал людям всякого рода, которых собирал в Церковь Христову, - или уже находящимся в ней, или тем, кого надлежало в нее ввести. Оглавление Если Бог властен над волей человека, то именно Он и делает упрек спасительным 45. Итак, не подобает сомневаться, что человеческие воления не могут противостоять воле Бога, Который сотворил на небе и на земле все, что восхотел (Ср.: Пс.134:6), и уже создал то, чему только предстоит быть (Ср.: Ис.45:11), - противостоять так, чтобы не сделал Он желаемого Им. Ведь даже и из самих человеческих волений, когда желает, Он делает то, что желает. Я вспомню лишь некоторые свидетельства из весьма многих: разве когда Бог пожелал даровать Саулу царство, настолько во власти израильтян было подчиниться этому мужу или не подчиниться (а это, разумеется, находилось в их воле), что могли они противостать Богу? Однако исполнил Он это не иначе как через волю этих людей, без сомнения, имея всемогущую власть склонять человеческие сердца, куда Ему угодно. Ибо написано так: И отпустил Самуил народ, и пошел каждый в место свое, и Саул пошел в дом свой в Гиву; и пошли сильные, сердец которых коснулся Бог, с Саулом. А сыны пагубные сказали: Кто спасет нас? Он? И презрели его, и не поднесли ему даров (1 Цар.10:25-27). Разве скажет кто, что не предстояло пойти с Саулом кому-либо из тех, чьих сердец коснулся Бог, чтобы они шли с ним, и разве пошел кто из пагубных, сердец которых Господь не коснулся, чтобы поступили они так? Точно так же о Давиде, которого Бог с большим успехом, [чем Саула], поставил на царство, говорится так: И ходил Давид, преуспевая, и возвышался, и Господь был с ним (1 Пар.11:9). После того как предпослано это, немногим ниже сказано: И Дух объял Амасая, главу тридцати, и сказал он: «Твои мы, Давид, и с тобою будем, сын Иессеев. Мир, мир тебе, и мир помощникам твоим, поскольку помогает тебе Бог» (1 Пар.12:18). Разве мог он сопротивляться воле Божией и не выполнил ли скорее волю Того, Кто через Духа Своего, Которым был он исполнен, произвел в его сердце [такое движение], что он пожелал этого, и так сказал и сделал? Также и немного ниже говорит то же Писание: Все эти мужи воины, держа строй, со спокойным сердцем пришли в Хеврон, чтобы поставить Давида над всем Израилем (1 Пар.12:38). Разумеется, по своей воле поставили они Давида царем. Кто не видит этого? Кто станет это отрицать? Ведь сделали они от души и по доброй воле то, что сделали со спокойным сердцем, и однако же совершил это в них Тот, Кто делает в людских сердцах то, что желает. Поэтому Писание и говорит выше: И ходил Давид, преуспевая, и возвышался, и Господь Всемогущий был с ним. Отсюда ясно, что Господь всемогущий, бывший с ним, подвиг их поставить Давида царем. А каким образом подвиг? Разве связал некими телесными узами? Изнутри подействовал, сердца объял, сердца подвиг и привлек их теми их волениями, которые Сам произвел в них. Итак, если Бог, когда желает поставить царей на земле, более властвует над волей людей, чем они сами, то Кто другой делает так, что упрек бывает спасителен и в порицаемом сердце появляется исправление, дабы приобрел человек Небесное Царство? Оглавление Глава 15. Пусть предстоятели упрекают братий, но с любовью 46. Итак, пусть предстоятели упрекают вверенных им братий упреками, проистекающими из любви; упреками различными, большими или меньшими в соответствии с различием вины. Ибо и то, что именуют осуждением, которое произносит епископский суд, - а больше этого наказания нет в Церкви, - может, если будет угодно Богу, обратиться в спасительный упрек и принести пользу. Ведь нам неизвестно, что случится на следующий день, и не следует прежде конца этой жизни терять надежду в отношении кого-либо, ибо вполне может Бог обратиться, даровать покаяние и, приняв в жертву сокрушенный дух и скорбящее сердце (Ср.: Пс.50:19), освободить [человека] от со-стояния хотя бы и справедливого осуждения, а осужденного - не осудить. Но обязанностью пастыря является, чтобы не перешла пагубная зараза на многих, отделить от здоровых овец больную, которая посредством самого этого отделения, быть может, будет исцелена Тем, для Кого нет ничего невозможного. Ведь не зная, кто относится к числу предопределенных, а кто не относится, мы должны быть так влекомы движением любви, чтобы всем желать спасения. И происходит это, если, как только окажутся перед нами те, в отношении кого мы способны это сделать, мы тотчас пытаемся привести их всех к тому, чтобы, оправдавшись верою, они имели мир с Богом (Ср.: Рим.5:1). Этот мир проповедует также и апостол, когда говорит: Итак, мы определены в посольство Христово, и как бы Сам Бог увещевает через нас: «Просим ради Христа: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). А что означает примириться с Ним, как не иметь с Ним мир? Об этом мире говорит и Сам Господь Иисус Христос ученикам Своим: В какой дом войдете, сперва говорите: «Мир дому сему». И если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится (Лк 10:5-6). И при возвещении этого мира теми, о ком предсказано: Как прекрасны ноги тех, кто возвещает мир, кто возвещает благо (Ис.52:7), для нас тогда начинает быть кто-либо сыном мира, когда послушается, уверует в это благовествование и, оправдавшись верою, начнет иметь мир с Богом; а согласно предопределению Божию, он [и прежде] уже был сыном мира. Ведь не сказано: «На ком почиет мир ваш, станет сыном мира», но говорит: Если будет там сын мира, почиет над ним мир ваш. Поэтому еще до того, как был возвещен ему этот мир, был здесь сын мира, ибо его узнал и предузнал не благовестник, но Сам Бог. Итак, поскольку мы не знаем, кто сын мира, а кто - нет, наше дело - не делать никакого исключения и никого не отличать, но желать, чтобы спаслись все, кому возвещаем мы этот мир. Ведь не следует бояться, что мы напрасно расточим его, если тот, кому мы проповедуем, не является сыном мира, а мы не знаем об этом, - к нам возвратится мир, то есть нам принесет пользу эта проповедь, а не ему. А если почиет на нем проповедуемый мир, то и нам, и ему. Оглавление В нас взывает и желает Бог, побуждающий нас к этому 47. Итак, поскольку Бог повелевает нам, не знающим, кто будет спасен, желать, чтобы спаслись все, кому мы возвещаем мир, и Сам Он производит это в нас, проливая любовь в сердца наши Духом Святым, данным нам (Ср.: Рим 5:5), то сказанное: Бог хочет, чтобы все люди спаслись, может быть понято и в том смысле, что Он побуждает нас желать этого. Ведь слова: [Бог] послал Духа Сына Своего, взывающего: «Авва, Отче!» (Гал.4:6), мы понимаем так, что [Бог послал Духа], побуждающего взывать нас. И об этом Духе [апостол] говорит в другом месте: Мы приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче» (Ср.: Рим.8:15). Итак, мы взываем, но назван взывающим Тот, Кто побуждает нас взывать. Поэтому если Писание правильно именует взывающим Духом Того, Кто побуждает нас взывать, то справедливо считать и волящим Богом Того, Кто производит в нас воление. И потому, - ведь упрекая мы не должны делать чего-либо иного, как только [убеждать человека], чтобы не отступал он от мира с Богом, а если отступил, чтобы вернулся к нему, - без уныния станем делать то, что делаем. Если тот, кого мы упрекаем, сын мира, то почиет на нем мир наш; а если нет, то вернется к нам. Оглавление Мы не должны быть ленивыми и небрежными в деле упрека 48. Итак, даже когда чья-либо вера вдруг рушится, твердое основание Божие стоит, поскольку знает Господь тех, кто Его (2 Тим 2:19). Однако это не означает, что мы должны быть ленивыми и небрежными, упрекая тех, кого надлежит упрекать. Ведь не зря сказано: Дурные сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15:33), и: От знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос (1Кор.8:11). Не станем выступать против этих предписаний и спасительного страха, говоря: «Что нам до того, что дурные сообщества развращают добрые нравы и что немощный погибает? Твердое основание Божие стоит, и никто не погибнет, кроме сына погибели». Оглавление Глава 16. Да не случится так, что, болтая подобным образом, мы решим, будто надлежит нам быть беспечными, [успокаиваясь] в подобном легкомыслии. Ведь воистину, никто не погибнет, кроме сына погибели; но Бог говорит через пророка Иезекииля: Он умрет в грехе своем, а кровь его Я взыщу от руки видящего (Иез.3:18). Оглавление С упреком должны быть соединены молитва и любовь 49. Поэтому, что касается нас, тех, кто неспособны отличить предопределенных от не предопределенных, и кому вследствие этого надлежит желать спасения всем, - мы должны применять строгий упрек в качестве лекарства ко всем, чтобы они не погибли или не погубили других. А сделать его полезным для тех, кого Он предузнал и кому предопределил быть подобными образу Сына Своего (Рим.8:29), - это дело Божие. Ведь если иногда мы не упрекаем из страха, как бы кто из-за того не погиб, то почему бы нам также не [начать] упрекать из страха, что некто из-за отсутствия этого скорее погибнет? Ибо не показать нам большей глубины любви, чем была у блаженного апостола, который говорит: Упрекайте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте терпеливы ко всем: смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло (1Фес 5:14-15). Отсюда следует уразуметь, что тогда воздают в большей степени злом за зло, когда не упрекают того, кого надлежит упрекать, но пренебрегают этим по лукавому лицемерию. Ибо [апостол] говорит: Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие имели страх(1Тим 5:20). Это нужно считать сказанным о тех грехах, которые не остаются сокрытыми, чтобы не подумать, будто он говорит противное изречению Господа: Если согрешит против тебя брат твой, обличи его между тобою и им одним (Мф.18:15). Однако и Господь вплоть до того простирает строгость упрека, что говорит: Если и Церкви не послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:17). А кто более возлюбил немощных, чем Тот, Кто сделался немощным ради всех и был распят ради всех по этой немощи? И если все это так, то ни благодать не запрещает упрека, ни упрек не отвергает благодати. Поэтому надлежит так заповедовать праведность, чтобы при этом испрашивалась у Бога в верной молитве благодать, с помощью которой может быть совершено то, что предписано. Причем надлежит делать это таким образом, что бы не оказался в пренебрежении и справедливый упрек. И все это пусть совершается с любовью, ибо любовь не творит греха и покрывает множество грехов (1 Пет 4:8).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.