- 370 Просмотров
- Обсудить
Бог сотворил мир из ничего Люди могут делать что-либо не из ничего, а при посредстве материи. Но Бог, собственно, и превосходит людей тем, что Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала. Святитель Ириней Лионский (113, 149). Как горшечник, с одинаковым искусством сделавший тысячи сосудов, тем не истощил ни искусства, ни силы, так и Создатель этой вселенной, имея творческую силу, не только достаточную для одного мира, но бесконечно ее превосходящую, привел в бытие все величие видимого одним мановением воли (4, 6). Не из Себя творит Бог Свои создания, а Своей деятельностью приводит их в бытие, подобно тому как человек, обделывающий что-нибудь руками, не из себя производит свое дело. Святитель Василий Великий (113, 150). Представлять, что Бог сформировал мир из готового вещества,-это значило бы приравнивать его творчество к человеческому искусству, которое всегда нуждается в каком-либо веществе (как, например, гончар нуждается в глине, строитель-в кирпиче и камне, плотник и кораблестроитель-в дереве, ткач-в шерсти, кожевник в коже, живописец-в краске и т. п.), и не понимать разницы между человеком и Богом, не понимать того, что невозможно образу иметь все то, что имеет Первообраз. Блаженный Феофилакт (113, 149). Нужно представлять себе в Боге все в совокупности: волю, премудрость, могущество и сущность вещей. Если же это действительно так, то пусть никто не затрудняет себя, доискиваясь и спрашивая о веществе, как и откуда оно, подобно тем, которые говорят: если Бог невеществен, то откуда вещество? Как произошло количественное от неколичественного, зримое от незримого?.. На все подобные вопросы о веществе у нас один ответ: не надо предполагать, будто бы Премудрость Божия не всемогуща и Его Всемогущество не премудро. Напротив, должно держаться той мысли, что одно с другим неразрывно, что то и другое оказывается одним и тем же, так что вместе с одним усматривается и другое. Если же в одном и том же Бог есть премудрость и могущество, то Он не мог не знать, как найти вещество к созданию существ, и не мог не иметь нужного могущества, чтобы осуществить мысль. Святитель Григорий Нисский (113, 149). Что было бы великого, если бы Бог создал мир из готовой материи? И у нас художник, получив от кого-либо вещество, формирует из него что угодно. Но могущество Бога в том и проявляется, что Он из ничего произвел все, что только пожелал. ... Бог привел все из небытия в бытие, чтобы из творений было познаваемо Его величие. Святитель Феофил Антиохийский (епископ Макарий (Булгаков), с. 14, 32). Моисей, совершая на горе сорокадневный пост, видит Бога в ведении, как написано, а не в гадании, и беседует с Ним, и говорит как кто говорит со своим другом. Он научен Богом, и сам учит о Нем, учит, что Бог присносущен и ни от чего не зависит, но и не существующее признает как сущее, и из небытия приводит все в бытие, и не допускает, чтобы оно возвратилось в небытие,-Он, Который в начале мановением и единым желанием произвел из ничего все видимое творение. Святитель Григорий Палама (65, 69). Если бы все произошло само собой без Промысла, как утверждают эпикурейцы, то надлежало бы всему произойти однообразно и быть одним и тем же, а не различным; во вселенной, как в едином теле, всему надлежало бы быть солнцем или луной, а у людей целому телу надлежало бы быть или рукой, или глазом, или ногой. Но ничего этого теперь нет; мы видим, что одно-солнце, другое-луна, а иное-земля; и в человеческих телах также одно-нога, другое-рука, иное-голова. А такой распорядок дает знать, что все это произошло не само собой, и даже показывает, что всему предшествовала причина, из которой можно познать и приведшего в порядок, и сотворившего вселенную Бога. Если Бог не Сам-первопричина вещества, а всякое существо творит из вещества готового, то явно, что Он бессилен, потому что ничего действительного не в состоянии произвести без вещества, подобно тому, как и резчик по дереву, без сомнения, не может сделать никакой вещи без дерева. Святитель Афанасий Великий (113, 149). Вселенная сотворена, а не породил ее Бог из Самого Себя, чтобы быть ей тем же, чем является Он Сам. Напротив, Он создал ее из ничего, чтобы не было равного ни Тому, Кем она создана, ни Сыну Его, через Которого создана... Из ничего Бог сотворил все, а из Самого Себя Он не сотворил, но родил равного Себе, Которого мы именуем Сыном Божиим. Блаженный Августин (113, 150). Не из сущности Божией произошел тварный мир, а волей и силой Божией приведен из небытия в бытие... Рождение состоит в том, что из сущности рождающего происходит рождаемое, равное ему по сущности. Творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего или созидающего, и, без всякого сомнения, не подобно ему по сущности. Преподобный Иоанн Дамаскин (113, 150). Из ничего создал (Бог мир) для прославления Своего величия. Тертуллиан (епископ Макарий (Булгаков), с. 32). Итак, пусть никто не спрашивает, из какого вещества Бог произвел столь великие и удивительные создания; Он произвел все из ничего. Лактанций, епископ Макарий (Булгаков), с. 14. По свидетельству Писания, небо, земля, огонь, воздух и воды сотворены из ничего. Свет же, сотворенный в первый день, и все прочее, что сотворено после него, сотворено уже из того, что было прежде. Ибо когда Моисей говорит о сотворенном из ничего, он употребляет слово "сотворил": "сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1). Преподобный Ефрем Сирин. Творения, ч. 8, М., 1853, с. 259. ...В первый день Бог, по Своему всемогущему слову, сотворил все из небытия, а в остальные дни уже творит все из существовавшего (созданного в первый день). Святитель Иоанн Златоуст (40, 755).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.