- 377 Просмотров
- Обсудить
3. 61.К М.М. Вера не имеет сомнения; где вера — там ничто не смущает, все мирно и покойно. Надеющиеся на себя и на собственное исправление своей жизни не разумеют, что под мечтательными цветами кроется наносящий им самонадеяние — мечтатель змий! Но кто себе не доверяет и каждый день опасается и боится всякого преступления, тот действительно спасается, тому надежда — Бог! Большая добродетель есть добро творить и ненавидящим нас. Истинно высокий ум никогда не может предпочесть намерению угождать единому Богу — страстную привязанность и житейские суетности; но ежели не из смирения Христова истекает высокий ум, то такое высокоумие — грех; за это Ангел диаволом стал. Святой Ангел Божий пребудет, неотступно охраняя вас, ежели вы пребудете всегда в молитве Иисусовой, от которой рождаются благие мысли... Ничем вы столько не дадите чувствовать противо-разумеющим силу истины во истинной любви, как скромным молчанием. Весьма нам нужно наблюдать чистоту сердца и умеренность в словах. Я радуюсь желанию вашей маменьки причаститься Святого Тела и Крови Иисуса Христа с таким намерением, чтобы уже сердцем наблюдать Его заповеди и уклоняться от всего, что противно учению Христову. Тогда познаете, сколь приятна свобода от земных пристрастий... В общую предосторожность скажу вам: слышно мне, что умножаются ныне юродствующие! А как это дело очень требует великой осторожности, чтобы ходить в правом духе, и бывает свыше человеческого разума, то за лучшее считаю не осуждать их и не знакомиться с ними, чтобы не ошибиться и не принять ложного духа вместо правого. Горе тем, которые прельстились! Они уже мечтают о себе, что лучше всех разумеют и действуют. А милостыню можно подавать без разбора каждому, требующему ради имени Христова. Если кто говорит не от истины — то от себя. А на лестные и легкомысленные слова нужно отвечать молчанием и удаляться от произносящих оные. Сентября 22-го, 1824 года 3. 69. К М.М. Что высоко пред людьми, то мерзость есть пред Богом. Подумайте, матушка, чем мы можем похвалиться? Какими науками, какими познаниями? Самая преимущественная и высочайшая наука есть еже знати Господа и творити волю Его,— но мир о сей науке небрежет... Очень опасно полагаться на самость: мы себя спасти не можем, так спасем ли кого другого? Хорошо, что ваше сердце сострадает о брате,— но печется ли оно о себе? Ведь только пекущиеся о своем спасении могут и другим послужить на пользу, при помощи Божией. Если же сего нет, то нужно рассмотреть мысль свою: не прелесть ли? Богу и миру служить еди-номысленно нельзя. Душа не делится надвое: двоедушными называются колеблющиеся на обе стороны, и потому они не устраиваются в мирное состояние истинного спасения. 25 августа 1825 года 3. 84. Е.П. Промысел Божий свят! Что скрывает ночь, то являет день... Судьбы всевышнего суда нам неисповедимы. Кто ничего не определяет себе по уклонению сердца своего, тот управляется во благо Промыслом Божиим. Но обстоятельствами и попечениями удерживаемое сердце почитает за лучшее и надежнейшее следовать своим предрассудкам. Поэтому и лишается, собственным произволением своим той благости небесной, которая дается в утешение возлагающим печаль свою на Бога... Утешьтесь святою надеждою о Господе! Прошедшее время невозвратно: прежнее следует забывать и простираться в будущее, чтобы всеми средствами благоугождать Богу. Господи! дай мне мысль благую, и страх Твой буди в сердце моем, да исчезнут все посторонние страхи, одержащие душу мою. Часто ли вы читаете книжку Святителя Тихона? 30-ю Января, 1825 т. 3. 88. Е.П. Благоразумным терпением приобретается душевное стяжание, в сравнении с которым весь мир ничто: какая польза человеку, если весь мир приобретет, душу же свою потеряет? Пользуйтесь, матушка, словом Божиим; а что мир делает против Христа, за то примет суд: каждому воздастся по делам его. Когда вы предпримете во имя Господне жизнь уединенную, где вам угодно, тогда познаете, коль благо есть надеяться на Господа и петь имени Господа Вышнего! 12-го Марта, 1826 г. 3. 91. К Е.Я.Т. Вы пишете: „все головою страдаю до сих пор. Не знаю что делать?" — Не часто ли вы задумываетесь? Не много ли мыслите и представляете себе то, чего еще нет и может не быть? — Не довольно ли для нас о будущем только разуметь, но много не беспокоиться? Довольно позаботиться только о нынешнем дне, как бы провести его пред Господом благоугодно и успеть хорошо в порядке хозяйственном; но при этой заботе душа христианская остается свободною во всем, не привязывается ни к какой вещи, предпочитая всему любовь к Господу и назидание души в блаженное жилище неизменяемых радостей, и не полагается на свое помышление, как бы оно полезным ни представлялось, а более всего надеется на промысел Божий, и всегда просит от Господа благую мысль. „Господи, дай мне мысль благую", так молился Св. Златоуст. Когда дастся мысль благая, тогда сердце радуется и душа бывает в неизреченном спокойствии, и всякое дело идет своим порядком. Еще вы пишете: „а в свете, как ни живи смирно и кротко, не уйдешь от празднословия". Но, по крайней мере, от осуждения других нельзя ли освободиться? И это кажется трудным? — Так представим же себе, что труднее: любить или осуждать? Чтобы судить о других, для этого требуется много испытания, большой рассудок и великий ум, да и тут не избегнем погрешностей; ибо, не всякий ли судит по своим мыслям и по своему нраву? — А чтобы об имени Христовом всех любить, для этого требуется только одно простое сердце, в котором почивает Бог. Любящий ближнего, любит Бога, и, пребывая в любви, в Боге пребывает. Бог именуется Любовью! 8-го Мая, 1825 г. 3. 92. К Е.Я.Т. День святого Ефрема. Очень приятно и хорошо о будущем разуметь, верить и надеяться, а делать только то, что надлежит в сию минуту. Теперь вы читаете —- вот дело внимательного ума; после этого что ж будете делать? Самая мысль будет показывать и побуждать ваши силы к деятельности, когда ваше произволение уклоняется во благо. Господь любит выслушивать молящихся Ему и не хочет, чтобы вы печалились о вещи, подлежащей тлению. Полезнее и вернее можно надумать, что нужно после утренней молитвы... Но кто много думает, тот мало делает. Не шлют того, что вам нужно?.. Надобно необходимую свою нужду сознать пред Владычицей и помолебствовать пред чудотворной Ее иконой... Я сознаюсь вам: в первые дни моего прибытия сюда я был в большом смущении; со всех сторон меня бороли мысли, и, будучи в церкви, глубоко размышлял я о вере к чудотворной иконе Божией Матери Владимирской; я стоял в теплой церкви с нищими и приходил в некое мысленное исступление. Но только что помыслил, что «Царица твари видит мысленную войну мою; о, когда бы милостиво решила Она мое недоумение!» — как вдруг является старица (блаженная Евфимия Григорьевна Попова), берет меня за руку и с суровым видом решает в моем сердце глубокую и тайную мысль мою, и это было явно, а не привидением. Какая радость неизреченная тогда объяла меня всего! В тот день не мог я вкусить пищи, питаясь пищею чрезвычайного утешения. Со временем, сокровенную под дурными видами, как видят гордящиеся самомнительные, эту старицу милостью Своею Господь мне явил в ясной простоте ее сердца, и потом с тех пор я начал пользоваться правыми ее обличениями. Промысл Божий свят, и строение Его чудно! Господь о преданных воле Его сердцах промышляет, вразумляет и спасает их так, как хочет! Он всегда научает их смирению, кротости, деятельному исполнению заповедей Его и любви, которою покрывается множество грехов. Так свидетельствует святой апостол Павел: друг друга любите прилежно, горяще духом. 16-го мая 1825 г. 3. 95. К Е.Я.Т. В болезнях нет лучшего облегчения, как скорее прибегать ко Господу, исповедоваться, каяться и принимать Его неизреченные милости. Он предал Себя нам в пищу: такова к нам Его любовь! Любящим же Господа вся споспешествуют во благое (Рим 8, 28). Кто претерпевает здесь ради Господа, тот там будет радоваться с Ним вечно. Неосуждающие других будут и сами не осуждены по милости Божией... Горе не живущим по заповеди Господней! Когда почаще будете воздыхать пред иконой чудотворной Божией Матери Владимирской, скоро получите пользу. Еще вас прошу: ежели кто вам говорит что-нибудь к осуждению других, не внимайте тому; Иисусова молитва буди всегда на вашем сердце: ею мы освобождаемся от опасностей. 3. 101. К Е.Я.Т. Богатство душевное — в терпении, — и радуется сердце, назидающееся о Господе. Где любовь, там и спасение. Молитва от сокрушенного сердца износится мыслью в благоговении и страхе! Болящий царь Езекия, лежа на одре своем, молился Господу искренне, и был услышан и помилован. Молитесь самым сердцем, стоя, сидя и лежа, душою и телом! Грех за небрежение; а за усердие милость Божия. Пост и молитва — два крыла: ими душа возносится к небесному. Августа 31-го, 1825 г. 3. 108. К Е.Я.Т. Мы любовью назидаемся, верою получаем утешение и надеждою укрепляемся в благонамеренном претерпении находящих. Какая бы ни приходила на сердце мысль, мы обязаны искренне и чисто, без сомнения, открывать ее друг другу: а паче можем сами собой прельститься. Ах! какой чувствительный бывает урон, когда мы приемлем мнительную мысль против истины! Это нас томит, смущает, удерживает от доброго предприятия, — и благо, веселящее душу, скрывается от нас. Ныне огорчают вас медленностью своею должники ваши: что же делать? — Надобно покрывать это любовью. Когда Господь дает нам благую мысль и обращает нас к благотворению: бескровных ввести в дом, и призреть бедных сирот спасительным призрением, то не должно бояться нам находящих искушений: они более послужат в пользу, чем сколько могут вредить, при нашей преданности Господу. Я болею сердцем, если близкие к вам люди бедствуют от пагубного несогласия меж собою. Вы их знаете, можно ли вам примирить сердца их в любовь о Господе. Где мирное согласие, там любовь и благодать. 23-го Сентября, 1825 г. 3. 115. К Е.Я.Т. День Св. Илариона Великого. Слава Богу, спасающему нас! Св. царь Давид ясно объявляет о тех, которые мнят о себе много, что, они „не познав, ни уразумев, во тьме ходят". Они имеют волю мечтать и называть тьму светом: на дела же Господня не взирают... Таких людей, сопротивно упорствующих истине, можно оспаривать самим делом: спорить же с ними нам не следует; к любящим спорить Св. Апостол говорит: мы такого обычая не имеем. У вас, как видно мне из строк ваших, спор был о том, что не написано в Евангелии о преставлении света, а сказано там о кончине века и о втором пришествии Христовом, но в том и другом, не один ли разум и не одно ли значение слов? Об этом спорить стыдно. Стократно полезнее верить и спасаться Словом Божиим, нежели уклоняться в свое самомнение. Лучше нам чаще повторять со Св. царем Давидом: Господи, скажи мне кончину мою, и число дней моих, кое есть: да разумею, что лишаюсь я. Хороший открывается вам случай просить милости от начальства. Но истинная надежда ваша — Бог и Святые Его щедроты. Прежде надобно просить милости Божией и призвать в помощь Св. Ангела; потом уже, с верою и преданностью в волю Божию, можно просить и генерала. Искренно вам пишу сие и желаю милости небесной к спокойствию вашему здесь и там во веки без конца. Октября 21-го, 1825 г. 3. 118. К Е.Я.Т. День Св. Мученика Иерона. Вы уверены, что любовь о Господе свидетельствуется самим житием и деланием заповедей Христовых. Обымите мыслью всею волю Божию, не свою, — и душа ваша озарится светом Господних повелений, как Святой царь восклицает ко Господу: свет повелений Твоих на земли! Вам много наносят скуки любящие много говорить, и еще с осуждением других. — Ведь всякий слух неполезный нарушает спокойствие. Мне вас жаль, и потому прошу вас: не позволяйте себе ничего бесполезного; пусть любящие говорить поносительные слова сами за себя отвечают праведному и страшному Судии—Богу. Ноября 7-го. 3. 119. К Е.Я.Т. День Св. Апостолов. Вы отправляетесь в трудную дорогу. Предайте себя Господу и молите Его, да даст вам терпение к перенесению находящих. Не можем нигде в жизни сей укрыться и избежать от неудовольствия; ежели уходим от меньшего, то встречаем большее; и нет иного прибежища, кроме Единого вездесущего Бога. Имя Господа, Иисуса Христа, призываемое в сердце вашем, успокоит вас: буди вам покров Матерь Божия! Да не будет вам в тягость мое предложение от искреннего сердца; примите и еще труд, облегчающий все труды, имеющие быть в дороге: завтра еще отслушайте утреню, еще преклоните сердце и колени пред чудотворной иконой Божией Матери Владимирской, и испросивши предстательство всех Святых, благоугодивших Господу и ныне обитающих в небесах, с Богом отправляйтесь в свой путь. 10-го Ноября, 1825 г. 3. 120. К Е.Я.Т. День блаженного Максима, Московского Чудотворца. Благословен Господь Бог, благоволящий повсюду, благоустроить спасение наше! Он видит наше сердце; веруйте, надейтесь и всю печаль свою возлагайте на Него. Любовь Его повсюду покоит творящих волю Его: сердце ваше во всякое время да услаждается именем Иисуса Христа; кроме Его никто утешить не может. Господь с вами! Не грустите в пути вашем; покойтесь в Господе! — Мне приятно было в дороге, когда я читал псалмы и молитвы: чего и вам желаю. Когда где-либо встретятся бедные и нищие, не оставляйте их вашею милостью: так и Господь удивит на вас милость Свою. 11-го Ноября, 1825 г. 3. 121. К Е.Я.Т. Этому я сорадуюсь, что вы читаете и молитесь Господу, как научил нас старец, почивающий в Господе, отец Амфилохий. Я люблю его, и он меня осыпал благословениями. Продолжайте поступать по его правилу: это послужит к истинной пользе души вашей. Вот и портрет его! Посмотрите, похож ли он на старца, который вас любил и научил молиться. 29-го Сентября, 1828 г. 3. 135. К А.Т.Б. Слава Богу! Великий пост! Примите радостное поздравление с постом от благодарящего вас за усердие ваше. Акафист Святому великомученику Георгию желал бы я напечатать и разослать по всем церквам, созданным во имя его, по воле Божией; но желание немощного исполнится ли когда? Может быть, кому-нибудь, могущему исполнить, Господь даст по сердцу и тогда исполнится... Благодарю вас за календарь на нынешний год; я пользуюсь замечаниями, относящимися к славе Божией и Промыслу. Есть ли вам время каждый день прочитывать жития Святых в Четь-Минеи? Размышление об их святой ревности приносит нам крепость и утверждение в делании с верою заповедей Господних. Размышление о Святых мучениках нас ободряет с удовольствием переносить оскорбления ради Христа, ради приобретения вечного блаженства. Февраля 10-го, 1828 г. 3. 151. К А.Т.Б. Нельзя не смутиться воде, приемлющей в себя мутные потоки; но когда устоится, тогда можно видеть, что еще на дне осталось... Терпением и постоянным пребыванием в слове Божием уничтожатся суетные слова многословящих на вас. Уповайте на истину! Радуйтесь о Господе. Помнящий вас непотр. р. Е. Июля 26-го, 1829 года 3. 155. К А.Т.Б. Мир Божий, превосходящий всякий ум, да покроет вас! возлюбленная сестра о Господе! Ни пространство, ни теснота ваших внешних комнат не утешить, не стеснить вас не могут; что есть внутри на сердце вашем, то самое или оскорбляет и стесняет или расширяет ваше сердце в истинном разуме спасения, и веселит в надежде воскресения и неизреченной радости за принесение истинного покаяния. Марта 21-го, 1830 г. 3. 185. К А.Т.Б. За все слава Богу! В скорби утешение, в трудах покой, в скудости довольство, за претерпение награда и радость сердцу — Божие Слово Иисус Христос! Кроме Его нет иного истинного утешения и отрады в житии нашем. Помянул Бога, милостиво призывающего к Себе всех труждающихся и обремененных, — и возвеселился — о надежде избавления от опечаливающих душу. Так как есть в мире по внешним обстоятельствам и по различным мнениям разнообразные от находящих внутрь помыслов представления, которыми смущается сердце, то бывает нередко, что мысль сердечная падет в недоумение и делается так темно, как в глубокую ночь. — Что же делать?— Просить: Господи дай мне мысль благую, просвети темноту мою и избави мя от всякого неведения и забвения, малодушия и окамененного нечувствия. Помоги неверию моему, да верую неизреченной благости Твоей и снисходительнейшему милосердию Твоему. Ибо Сам повелел еси всю мою печаль возвергнуть на святой Промысел Твой, которым вся тварь благоустрояется; очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу во благовремении; отверзаешь Ты руку Твою, и исполняешь всякое животно благоволения... Возлюбленная сестра о Господе! Когда волею Божией попущаются и скорби, то и сие также ко спасению нашему благоустрояется Господом, чтобы надежда наша была един Всемогущий Бог. В терпении же приобретается благое стяжание души, а потом и вечное спасение, вечное блаженство и радость, свет и веселье—без конца!.. Горе тем, которые уклоняются от спасительного терпения и не хотят нимало здесь поскорбеть ради Христа, призывающего в жизнь вечную! Тысячу крат лучше тысячу лет страдать и мучиться, нежели без конца. Господь же наш не положил нам тысячу лет здесь пришельствовать, но дни наши кратки; да и заповеди Его не тяжки, и всякое терпение в них приносит нам утешение со избытком сердечный радости. Уповающих же на Господа милость обыдет: это объявлено к уверению нашему, чтобы несомненно уповали на Господа, и в самой скорби, от внешних причиняемой, радовались бы о спасающем нас св. Его Промысле. Покойтесь в Господе! Июля 1-го, 1834 г. 3. 187. К А.Т.Б. Ничто временное вас не утешит, когда вы во всем видите изменение и непрестанную превратность. — Ах! где искать истинной отрады утомившемуся от болезней сердцу вашему? — Идите скорее, только не тем путем, которым вы ходите, но самою мыслью сердца вашего к Слову Божию: вы в нем и ночью и днем, во всякое время скорби вашей, найдете истинное успокоение души вашей. Оставьте все, что ни оскорбляет вас, за собою; возьмите Псалтирь с молитвами:— вы тотчас в ней услышите глаголющего к вам Господа, и получите неизреченную милость Его. Одна надежда — Бог! Августа 17-го, 1884 г. 3. 198. К А.Т.Б. Побеждать врагов своих любовью добро творить ненавидящим нас, за нападающих на нас молиться — это дело наше: мы христиане; мы извещены о том, что комуждо воздастся по делом его (Пс 61,13). Кто же вас может покорить строптивому духу мира сего, чтобы воображать и думать в сердце вашем что-нибудь противное слову Божию?.. Веду вас к святителю Василию Великому; послушайте его: «Не видишь ли, какое зло есть лицемерие? — и оно есть плод зависти. Двоякое бо лице наипаче от зависти в человеках бывает: когда, в глубине содержа ненависть, показуют любовью прикрытый взор наподобие морских камней, кои, малою водою будучи покрыты, погибель нечаянную неосторожным наносят. Когда убо от зависти, как от источника, истекает нам и смерть, и от благих отпадение, от Бога отчуждение, законов смешение и превращение всех купно житейских благ, то да повинемся Павлу и не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал 5, 26), но паче блази, милосерди, прощающе друг друга, якоже и Бог простил есть нам». Вот слышите сами, как надобно нам удерживать порывы сердца своего и нудить себя всяко на дела благие по учению Христову, а не по какому-нибудь, один только вид учения имеющему. Божиею милостью искренно вам соучаствующий в снискании небесных благ, не подлежащих изменению, непотребный раб Георгий 3. 199. К А.Ф.А. Усердие, какое Господь дает тебе, храни, блюди и покрывай терпением, которому Господь научает нас: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк 21, 19). Смиренное послушание слову Божию просто возводит послушных делом и словом от земных к небесным: тамо жизнь наша, веселие наше и бесконечная радость! Мне приятно знать: какие каждого дня были занятия ваши относительно спасения души? 2 ноября 1826 года 3. 206. К А.Ф.А. Скажи находящему помыслу, чтобы он не мечтал пред душой твоей напрасно и не вспоминал бы ничего другого, как только единого Господа Иисуса Христа, и Того распята. Душа — существо нераздельное: не может наслаждаться вместе временным и вечным; она или вся во временном, или вся в вечном может только пребывать. Душе свойственно вечное, а временное — телу. Когда презирается временное, тогда оскорбляется чувственность телесная, душа же благими размышлениями вся пленяется в вечное блаженство. Теперь видно и из самой сущности души нашей, что многими скорбьми подобает нам войти в Царствие Божие (см.: Деян 14, 22). А когда вам мысль воображает меня в памяти вашей, тогда молитесь: Господи, избави мя от мечтания, даждь ми память смертную и умиление; плени все желание мое к небесным, да не мечтается ничто земное во уме моем. Прочтите святого Ефрема Сирина 101, 102, и 103-е Слово. Января 23-го 1829 г. 3. 208. К А.Ф.А. Чтобы покоиться в Господе, не приятно ли будет вам оставить всякую переписку неполезную для примирения своих мыслей со словом Божиим? Вас удостоверит самый опыт, сколь тяжело душе, прилежно внимающей спасению своему, произнести без нужды какое-нибудь слово... А кому сие благорасположение души не нравится, тот оставляется при собственной его воле. Однако, хотя и неприметно, но с каждым часом умаляется время, если продолжим отлагать день за днем надлежащий спасения подвиг, то навеки можем лишиться стяжания вечного блага. Помнящий вас о Господе н. р. Е. Июля 6-го, 1830 г. 3. 212. К А.Ф.А. Уединенная жизнь требует твердого намерения и непрестанной памяти в разуме. Для чего ж уединяемся? Чтобы нужда сего предприятия сделалась явною пред нашими глазами и чтобы не иметь никакого сообщения с живущими в бесстрашии и угождающими своему самолюбию. Но при этом же разумении цели уединения нужно крайнее смирение и зазрение себя так, чтобы признавать себя изо всех грешных самопоследнейшею. А иначе не можно терпеть в благочестии постоянного уединения. Занятие же нужно здесь беспрерывное: то чтение, то молитва, то поклоны, то рукоделие; отдохнувши, снова начинать то же, как будто сейчас только принимаетесь за начало дела, а прошлого как будто и не было... Нужно также сердце затворять от непотребных помыслов; к старшим всякое иметь уважение и почитание с послушанием, когда сие послушание относится к славе Божией и к назиданию души в смирении. Сентября 7-го, 1830 года 3. 215. К А.Ф.А. Прошу повторять с особенным вниманием Св. Ефрема Сирина: эта книга очень душеспасительна; она учит благоразумному смирению и любви. Каждую службу надобно вам ходить в церковь, чтобы и там внимать Слову Божию, но по сторонам на других никак не смотрите: да сохранит вас в Божественном внимании Св. Ангел Божий! Радуйтесь о Господе и не унывайте. Января 31-го, 1832 г. 3. 217. К А.Ф.А. Вам нужно опасно блюсти себя от движений чувственности. Страхом Божиим укрепляется изнемогающая душа и ревностно прилежит молитве. Терпение и молитва свобождают душу от страстей. Господь предающихся Ему всем сердцем никак не оставит помощью Своею во благо. Да уклоняемся от зла и да творим благо! Опишите мне распорядок нынешних ва ших упражнений во спасение души вашей — от самого пробуждения до отхождения ко сну. Попечение о спасении вашем убедило меня просить вас об этом. Июля 10-го, 1832 года 3. 222. К А.Ф.А. Что ж делать? — Когда надобно терпеть, тогда нужно молиться. Скоро, скоро все престанет; Вот, вот смертный час настанет! Смирился, и спасет мя Господь: извещает царь Давид. В кротости и смирении обретается душевный покой. Все временное идет, но слово Божие не прейдет; что сказано, то все сбудется. О мир! повсюду весь прельщенный суетою: Поистине спасен,— расстался кто с тобою. Господи спаси! Господи помилуй! Молись, друг мой, пока время не ушло; а пустяков не слушай. Июля 16-го, 1833 г. 3. 225. К А.Ф.А. Благое начало — от благой мысли, а сие испрашивается молитвой от Бога; продолжение же есть труд до самого совершения благого конца. Многие охотно начинают, но редкие охотно продолжают до самого конца. Начало венчается концом! Не подражайте девам юродивым, а подражайте мудрым: юродивые остались вне, а мудрые вошли внутрь... Ноября 5-го, 1833 года 3. 228. К А.Ф.А. Как должно с опасностью проходить кратковременную жизнь в мире сем, всегда шумном бедствиями и завлекательном прелестями, это подробно описал Св. Ефрем Сирин, которого книгу вы имеете. Смотритесь в нее, как в зеркало; чтобы видеть себя и обмываться от источника воды, который течет от сокрушенного сердца. Спасайтесь о Господе и поминайте, что Каждый день и каждый час, Со смертию сближает нас! 18-го Ноября, 1834 г. 3. 238. К В.В.Г. Скажите, какой вы чувствуете страх во время молитвы? Что вам мысль представляет тогда? От чего бывает вам смущение? И что это за мнение, которое при сущей вере наносит вам сомнительность?.. Опасно отложение молитвы; а молиться есть спасение и щит против невидимых и видимых врагов спасения. В Евангелии глаголет Христос: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф 26,41). Видите, какая крепкая надежда и как нужна молитва! Она нас избавляет от напасти. Ежели вам скучно, то вы еще поскучайте ради Христа — и тотчас скука ваша переменится на радость. Терпения ли вам недостает? Обратите мысль ко Господу и воздохните: Господи! видишь мое нетерпение и малодушие; буди милость Твоя, даруй мне терпение и великодушие, и как Тебе угодно, благоустрой о моем спасении. Да призывается непрестанно имя Твое в сердце моем, да люблю Тебя паче души моей и паче всей твари, точно так, как Ты Сам повелел еси. Царю мой и Боже мой! не оставь меня. Христос посреди нас — радуйтесь! Ни о чем другом не радуйтесь без Господа; да пребудет радость ваша о всем ради Господа. Святой Ангел Божий, Хранитель ваш, да охраняет всегда ваше сердце от находящих возмущений! Января 15-го, 1827 года 3. 240. К В.В.Г. «О Боже мой! Ты пребываеши весь во веки вечные, никогдаже изменяяся. Ты един утешение мое и вечное наслаждение да будешь, Господи; радость же и веселие пресвятая Твоя Божественная любовь». Какое святое восхищение святителя Димитрия Ростовского! Посредством нашего внимания его выражению и наш ум уловляется в подобное восхищение. Такое убедительное слово Спаситель миpa произнес к много-молвящей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе! Едино же есть на потребу!...—Внимание Слову Божию обновляет ветхого человека и пременяет на нового, бессмертного... Ежели вы уединенную у тетушки вашей имеете комнатку, то спокойное внимание чтению и молитве неразлучно с вами. Но кто к чему стремится, тому и малейшее препятствие наносит сердцу скорбь. А за претерпение награждается утешением от Господа. Некто из египетских ревнителей небесной доброты произнес сии слова: Горя любовью благ превечных, Пролью мой вздох из недр сердечных; Ни гнев, ни бедствий миллион Не сильны сделать мне препон. Конечно, в том, к чему стремится. Утешайтесь именем Христовым. Святой Ангел Божий, Хранитель ваш, буди с вами неотступно! 26 января 1827 года Полезно вам каждый день прочитывать житие святых в Четьях-Минеях. 3. 244. К В.В.Г. Есть ли у вас маленькая Псалтирь? Всякую скуку удобно прогонять чтением Псалтири с молитвами. Мы, взаимно назидая сами себя при помощи Божией, не находимся, как изъяснить чувствуемую благодарность, которую во взаимности нашей от всей души обязываемся приносить вседействующему Богу! Действует же на нас благодать Божия при внимании нашем слову Божию и любви Христовой. Соусердствую вашему вниманию вниманием моим; приятное приняв от песней Святой Церкви, любезно сообщаю вам: утешьтесь святым выражением, изнесенным на похвалу ныне воспоминаемой Церковью Св. Мученице Агафии: Агница твоя, Иисусе, Araфия зовет велиим гласом: „Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя да живу с Тобою: но яко жертву непорочную приими мя с любовию пожершуюся Teбе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси, Господи, души наша". —Ах! подлинно все Святые Мученицы не щадили себя, стремясь от земиых к небесным. Вы часто ходите в церковь или ездите на лошади. Скажу вам на пользу приятное для ума и сердца: что читают или поют в церкви, о всем этом просите Господа, чтобы самое слово разумно было в вашем сердце; и не смотреть бы на читающего или поющих, кто бы они ни были, но только самое слово удерживать в сердце. Февраля 5-го, 1827 года 3. 253. К В.В.Г. Ревнуя, возревновал я по Господе, и уязвилось сердце мое скорбью за неблагого-вейство людское во святом храме Его; особенное же сострадание мое к вам, возлюбленная сестра моя. Убедительно прошу вас: не вверяйте себя легкомыслию других, в бесстрашии ходящих и не внимающих в церкви слову Божию. Там Силы Небесные невидимо служат: то с каким трепетным сердцем нам должно внимать к и быть в неподвижном стоянии, проливая слезы благодарности! Но что я услышал к поражению души моей о вас? Прямым словом говорю вам и не раскаюсь, ежели и больно оскорблю вас ради спасения души вашей. Вчера, во время ранней обедни, вы шептались и смеялись с N.N-ой и оставили слушать слово Божие — пошли куда-то. Это с болезнью видел Григорий Степанович и сказал мне. Я не могу скрыть от вас этого слуха, потому что желаю вам быть истинной христианкой и рабой Всевышнего Господа Бога. Мне кажется, вы не были прежде так смелы к нарушению должного благоговения и скромности в храме Божием. Эта мысль катит слезы. Мне помнится, и прежде я вам объяснял, как надлежит быть уединенным и среди тысячи людей, стоя в сокровенном месте, внимать единственно слову Божию. Просите N. N.. чтобы она ни о чем не спрашивала вас в церкви, пока не окончится святая служба, да и тогда блюдите себя от легкомысленных отзывов и пустых слов. Душой моей упрашиваю вас: пожалуйте, не подражайте любящим невоздержную вольность. Увы! сколь пагубно такое вольное обращение! Однако вы не обвиняйте других, а только себя. Прошу вас прочитать о смехе в «Духовном алфавите». Подражайте благому и будьте боязливы и опасны в искании Царствия Божия. Часто ли вы слышите, что многими скорбъми подобает внити в Царствие Божие (Деян 14, 22)? Горе смеющимся ныне, яко восплачутся и возрыдают тогда, но поздно и бесполезно. Рассуждайте сами. Ежели и на дороге в Киев будет смех, то лучше остаться и наслаждаться словом Божиим в ограде монастырской. Не опечалил ли я вас?.. Скажите мне. Но стоит и поскорбеть! Благо прилепляться Господеви, а не человеку; одно помните всегда: что истинная и непорочная радость — от Господа; взыщите Его и утешитесь вечно. Уныния и лености берегитесь, как смертного греха; любите всегда быть заняты трудами. 9 мая 1827 года 3. 254. К В.В.Г. Я радуюсь, что вы пошли в монастырь для спасения своей души; слава Богу! Внимайте ж своему спасению; не смотрите на других, небрегущих о должном благоговении... Не презревши воли сердца своего, невозможно жить по воле Божией. Душой моей душу вашу убеждаю и сердечно говорю: не вдавайте себя в такую привязанность, чтобы безотвязно быть влачимою по разным путям всякой продерзости и неблагочиния. Не вдавайтесь таким вождям, которые и сами не видят, куда идут, безостановочно следуя туда, куда ветер желания увлекает их по беструдному пути. Труден для таковых путь истинный, потому и не прилежат идти по нем. Сердцем моим сердцу вашему, по духу сострадания, теперь предлагаю мое просительное и вместе спасительное слово от слова Божия. «О разумом одаренная сестра моя! пленяй разум твой в послушание Христово; подражай благонравию святых мужей и жен, которых благоугождение Господу Богу засвидетельствовано Святым Писанием; открывай пред се^я всякий день жизнь их; внимай, подражай им; слушай их, право прошедших, и ревнуй им, презирая противящееся умствование осуетившихся душ, которые мнят благоугождать Богу, сообразуясь с обращениями мира сего, и не разумеют, что противоследуют повелению Духа Божия: не сообразуйтеся веку сему». А это повеление дано всем христианам всякого состояния; особенное же блюдение оного предлежит христианам, особенно посвятившимся Богу. Все мысли ваши посвятите прилежному прочитыванию святых книг; в них вы видите, как скромно и благоговейно проходили чин монастырского установления спасающиеся мужи и жены. При усердном внимании вашем вы лучше познаете, как и чему должно повиноваться, как и чему должно противостоять, хотя бы и весь мир на вас восстал за ваше презрение его воли и уклонение от пагубного послушания. Ваша целость духовной мудрости невидимо другим заключается в единственном хранении слова Божия: более всего любить Бога и любить ближнего, как себя. И мир имеет свою любовь, враждующую на Бога; но истинной любви образец представляет в Себе Христос: да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы (Ин 13, 34). А Он возлюбил учеников Своих и всех человеков не в сладости, не в радости, но в горести и скорбях, в трудах и слезах и был прискорбен даже до смерти — смерти же крестныя, поноснейшей между разбойниками. Вот в какую сострадательную друг к другу любовь вводит нас Господь! Он объявляет нам: аще кто слово Мое соблюдет, той есть любяй Мя (см.: Ин 14, 23); любяй Мя творит заповеди Моя (см.: Ин 15,10). Видите свидетельство Христовой любви: теперь видно вам и послушание, которое состоит в точном соблюдении слова Божия. Благодарю вас за сознательность вашу: вот вы и сами чувствовали, что делали недолжное, из послушания рабствуя вольному нраву N. N-ны. Сознаю и я вам поистине, что такое послушание бедственно и отводит от должного послушания слову Божию. Послушание спасительно, когда бывает ради Бога; но оно же и па-губно, когда оное оказываем ради угождения страсти человеческой. Буди Божий страх на сердце вашем! Искренностью сердца пишу вам: вразумляйтесь словом истины, любезная сестра моя. Взгляните на прельстившуюся в раю праматерь нашу Еву, ведь и она беспрекословным послушанием тому, что ей ласкало и обольщало слух, преступила заповедь Божию, когда, склонясь в разговор с ложно ласкательствующим духом, произвольно отпала от послушания воле Божией, а чрез сие лишилась райского божест-венного наслаждения. Вот какое наказание за послушное соизволение внушению против сло-ва Божия! Диавол вошел в змия и склонил Еву в послушание прелести. Так в объяснительном моем разговоре с вами открылись два рода послушания — одно другому возбранительное и противное; и послушание, противное Богу, не явно, кажется, но, окрадывая чистую, благую мысль и примешивая нечто лукавое под красным видом добродетели, пленяет неосторожную душу в недоброе делание. Любезно предлагаю вам, не угодно ли рассмотреть себя при первом вступлении в теперешнюю вашу келью: не искушается ли сердце ваше довольно явным уклонением от спасительной привязанности к слову Божию, к чтению святых книг? Кажется, вам мешает другая привязанность, более склонная к твари, нежели к Творцу. Не говорят ли вам на ухо посторонних слов, коими отвлекается от души божественное речение? Не внушают ли вам, к ослаблению ревности вашей, чтобы вы не вдруг на небо возлетали, так как вы еще молоды? Так неблагомыслящие отводят влево, в противную сторону, живущих нерадиво и почитающих себя в таком небрежении смиренными. Такого пагубного смирения должно страшиться. Отчего им неприятно, ежели вы прилежно читаете книги или часто уединяетесь для молитвы? Причина та, что сим обличается их жизнь, невнимательная к спасительным средствам. Они не представляют того, что много моложе вас показали великие подвиги в посте и молитве прославленные Богом, любовью совершившиеся девы. И кто же из этих людей, отвращающих вас от должного подвига, может удостоверить вас, что вы дожи-вете до старости? Да мало ли есть стариков, не начавших еще и младенчествовать в жизнь вечную? Какое многое множество душ, пренебрегших свое спасение, восхищается в пагубу вечную! Ах! не внимайте вы уклоняющим вас от спасительного речения; будьте свободны от вредной вам привязанности к ним; рассуждайте здраво: «Вот смерть! что ж тогда произойдет из этой привязанности? Скорбная и несносная развязка — разлука вечная, томление души, смущение, отчаяние и конечная погибель слепо пристрастившимся друг к другу!» Будьте свободны словом Божиим от такой пагубной привязанности! Повсечасно предавайтесь единому Богу, всегда нас могущему утешить, обрадовать и вечно спасти. Покров ваш — Матерь Божия да покроет вас от всякого неистового и ложного послушания, предлагаемого прельстившимся! Благоговейте ко Владычице, да владычествует над вашим сердцем благодать Ее! Усердствуйте навыкнуть благопотребному правилу молитв, чтению житий святых, слушанию в церкви слова Божия и смиренному стоянию с покорным преклонением главы для удобнейшего внимания и избежания видимых соблазнов. Уверяюсь преданностью вашего сердца о Господе, что такое навыкновение благочестию будет вам любезно, будет пленять вашу душу в любовь к Богу,— и вы нимало не пожелаете в киевскую дорогу. Молитва возвратила вас от намеренного, предприятия. Припоминаю вам слова покойного дядюшки вашего, Василия Федоровича Голофеева. Он мне говаривал, что «повсюду слышно — одни говорят: "Мы поедем в Киев", другие — "в Ростов", иные — "к Соловецким"; но какими отъезжают, такими же и возвращаются; и не слышно, чтобы кто сказал: «Я переменил жизнь свою из подражания Божиим угодникам». А ездящие из одного обычая, не подражая нимало жизни святых, не на поклонение ездят или ходят, а только на оскорбление угодников Божиих; ибо бесстрашием и нерадением о своем спасении оскорбляют их». Вы можете приятно пользоваться сим замечанием почивающего в Задонском монастыре смиренно и терпеливо потрудившегося старца. 14 мая 1827 года
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.