- 341 Просмотр
- Обсудить
1. 183. Л. Л. К-й Слава Богу о всем. Вы будете пользоваться великим утешением, ежели побудите сами себя каждое утро, по прочтении утренних молитв, со вниманием — прочитывать и благодарные молитвы, что читаются по причащении Святых Тайн. Приимите поздравление с получением оных. Благодарение Господу, подающему Себя нам в пищу. Меня еще в малолетстве спросила родная мать: умеешь ли ты размышлять и рассуждать о вечности?.. Помысли о времени десять лет? — немало; а еще десять, еще сто лет? Это очень долгое время. А сто тысяч лет? — какое долгое время! Миллион! сто тысяч миллионов! И далее, и еще более, и все число, сколько человеческий ум постигает и сколько можно вообразить песчинок при крае моря! Бесчисленное множество! Что ж думаешь? Ведь это только еще начало к понятию о вечности; вечность же без конца!!! Рассуждай теперь о муке вечной и о Царствии Небесном: хорошо быть в радости и веселиться без конца; но каково будет плакать и мучиться без конца? Вот видишь: то и другое от воли твоей зависит. Чтобы избавиться от мук, нужно усерднее молиться Господу и жить по заповеди Его, как научает Евангелие: кротости и смирению — в сих приобретается душевный покой. А ежели не хочешь терпеть и жить по заповедям Господним и не будешь соблюдать учения Христова,— то суди сам себя: как же будешь и нехотящий претерпевать нестерпимое мучение без конца? Теперь ты имеешь волю избрать себе лучшее и последовать Христу до самой смерти — и будет милость Божия с тобой... Сообщаю вам и сие к пользе вашей. Спасайтесь о Господе! Сентября 18-го, 1828 года 1.184.1. К Т. С. Милостивая государыня! Милость Божья буди с вами предстательством Ангелов Царицы Матери Божьей! Новопреставленная от кратковременной в вечную жизнь—душа оставшимися душами, здесь сближенными ей по родству, поминается в славу Божьей поминовениями, установленными православною церковью, да и самые ее поминающее приносят ей и себе пользу милостынями и славословием, благочестиво выполняя обязанности христианской любви, милостью Божьею. Господь и правою верою в него исповеданием почитается и умоляется; а деланием и любовью по заповеди Христовой совершается всякая добродетель. Сердце ваше правым духом приятно подвиглось на прошение благости Божьей, во спасение душ ваших. Всемогущей Бог да утвердит вас по истине! Человек судится за самовластное уклонение воли своей против воли Божьей. Но, чтобы неотступно пребывать в воле заповедавшего, соблюдать спасительное слово и свидетельствовать оное самым делом, нужно всегда испрашивать помощь Божью, предаться всей душой воле Господней, часто рассуждать о вечности и о воздаянии на суде Христовом каждому по делам его... Действительно, нужно увериться, что здешняя жизнь дана нам на взыскание царствия Божьего, и что многими скорбями подобает войти в царствие Божье. Материнскими скорбями о благонравном воспитании детей и благонамеренном их поведении Господь не уничижит. Святой хранитель Ангел да сохранит семейство ваше от всяких злых неприятностей! Благодарение Господу Богу и вам за ваше усердие. О Господе соусердствующий вам непотребный раб Е. Декабря 10-го, 1827 г. 2.2. Марии Петровне Колычевой Крест нам похвала, Крест нам утверждение, Крест нам радование! Не воздыхайте друг на друга, братие, да не осуждени будете: се суд пред дверьми стоит. Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковный, и да молитву сотворят о нем (о сем пишет св. апост. Иаков: 5,14). Гроб мой с одним крестом белым ныне получил, рубашку с двумя красными крестами. Наружности насмертные готовы. Скажи ми, Господи, кончину мою, и число дний моих, кои есть, да разумею, что лишаюся аз (Пс 38, 5). Все видимое мимо идет. Имеет быть Второе Пришествие Христово не с усмотрением времени, но — подобно молнии, блистающей от востока до запада: и все изменится!!! Грядет скоро Судия живых и мертвых, и кто не вострепещет? 2.22. Марии Петровне Колычевой «О преселении в вечность писала я не потому, чтобы этого желала; нет, я и думать боюсь о таких желаниях». На это вам отвечаю искренностью сердца, что я не принимаю, чтобы сии слова принадлежали вашему сердцу: они наносные вам от мысленного врага. Не желать преселения в вечность есть привязанность ко временной жизни и отчуждение себя от Царствия Божия. Ах! можно ли желать лучшего, вечного, уготованного по воле Господней? Не Сам ли Господь зовет нас от порабощения сей жизни, когда говорит: приидите ко мне вси труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы (Мф 11, 28)? Не царь ли святой Давид произносит жалобное взывание: когда прииду и явлюся лицу Божию (Пс 41,3); или, как елень желает на источники водныя, еще желает душа моя к Тебе, Боже (Пс 41,1)! Святой Павел тоже говорит: желание имам разрешитися и со Христом быти (Фил 1, 23) — и сие много лучше? Да ежели не желать преселения в вечность, то все христианство нарушается, которое на том только и основывается, чтобы желать о Господе преселиться в вечность. Сколько святых мучеников! А все они основывались и утверждались на возненавидении здешней жизни и на пламенеющем желании преселиться в вечность. Вы пишете: «Мне жизнь моя начинает нравиться; Бог благословил и меня жизнью не без цели,— то и грешно скучать ею». Теперь прошу вас снисходительно выслушать о Господе брата вашего. Ищущим Царствия Божия жизнь сия не может нравиться; стремление лучшему не попущает обращаться на худшее. А цель жизни временной одна — всем и каждому: вся эта жизнь — краткая ли, долгая ли — дается на покаяние, на труд, на претерпение скорбей и болезней, одним словом: жизнь плачевная, странническая и бранная с сопротивными силами. Не для того ли каждый родится, чтоб пройти и умереть? Смерть же побеждается смертью, а не наслаждением жизни, к которой так привязан весь мир, что страшится и помыслить о разлучении своем с временными приятностями. Поэтому как может он пожелать себе преселения в вечность? Ведь мирствующим со страстьми вечность мучительна. Не начитал еще я из Священного Писания, чтобы кому-либо из благоугождающих пред Богом нравилась здешняя жизнь; все они желали, по воле Господней, преселения себе вечность на лучшую жизнь; о том только и ста-рались, и трудились, и мыслили, и говорили: скоро ли приидет тот день, в который, милостью Божиею, имеют преселиться в вечную радость? Все они скучали, и многие жаловались Господу о продолжительном и опасном пути странничества своего и были услышаны и преселяемы по Желанию их. Очень грешно и пагубно роптать на Промысл Божий, но претерпевать находящее и желать преселения в вечность — спасительно и праведно. Горе, горе не желающим преселения в вечность! Они не готовятся к смерти и будут внезапно восхищены к суду,— в чем кого застанет смертный час. Ах! не уклоняйтесь во временное приятство и в то, что нравится. Не лучше ли нам единодушно желать, по воле Господней, преселения в вечность и готовиться к оному? 2.36. Марии Петровне Колычевой Вот уже за полночь 2-й час, и в царствовании глубокой тишины одни лишь часы отзываются и секундами, как шагами, проходят и сближают каждого смертного со смертью его. О смертные! мы не примечаем, как пропускаем невозвратное время в забвении нашем, в котором теряется спасение наше: и скольких поглотил внезапно смертный час нераскаянных в греховной жизни душ в ночь сию! Сколько в ночь сию поглотила злая смерть людей, и сколь разнообразно! Кого в чем нашла, кого в каком деле застала, в том и повлекла непокаянную душу на Страшный о Суд, и тем уже окончились дни ее страстей — ах, невозвратно!.. О многомилостиве Господи, призри на нас и помилуй! Вот уже за полночь ударило 2 часа: видно, сон мой меня оставит нынешнюю ночь; в лампадах светильники пылают, и горящая на столике свечка неприметным своим умалением дает мне разуметь об умалении также неприметном в сей жизни дней моих; и как от ветра свечка, так и наша жизнь от грехов безвременно гаснет. Помилуй нас, Господи. О мир, волнуемый грехами! Ты море, ты идол, ты кумир! Ты пространен и глубок грехами, как море, и, приобыкший в злых навыкновениях, бесчувствен, как идол или кумир. О мир, прелестный суетою, Кто гонится безумно за тобою, Тот подлинно погибший человек, Во зле свой провождает век. Все на свете тленно, все минет, все, как искорка из кремешка, появится — и нет. Я алчу и жажду Христа, и вы тоже. Когда благоволит Он милостью Своею к нам, мы приимем Его в сердца наши, работая Ему со страхом. Сколько претерпевающих ужасные бедствия! Обращаю мысль и смотрю на ту вдовицу младых лет, что держит на лоне своем сына, возвещая ему жалобную песнь: В матерней еще утробе, Сын мой, стал ты сиротой. Ах! родитель твой во гробе Первый плач не слышал твой. Лишь взглянул ты на вселенну, Бог судьбу тебе изрек: Зри печально мать сраженну. А отца не узришь век: Не увидишь его боле, Он окончил бытие На широком чистом поле За отечество свое. Сын мой, ты не ощущаешь, Сколько важен твой урон: О невинность! ты играешь, Слыша мой печальный стон. Такъ младенец утешался тем, чем терзалось сердце матери его! И ныне есть младенцы, утешающиеся тем, о чем чувствительные болеют и претерпевают скорбь до самого гроба. Господь нас известит: аще не будете яко дети, не внидете в царствие небесное. Это слово Святый Апостол протолковал так: не будьте младенцы умом, но злобою младенчествуйте, т. е. не памятозлобствуйте. И Св. Давид поет: храни незлобие, и виждь правоту. Сокращенно слово Св. Писания, и потому нужно искать на оное изъяснения. Об этом же незлобии сказал Иисус Христос: аще кто ударит тебя в ланиту, обрати ему и другую; также: добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть. Видите сестра, моя во Господе, вся спасительная цель Евангелия та, чтобы все всяко были мирны и любили бы друг друга без всякого взыскания. Поэтому все явно, что кто не любит, тот не знает Бога. Сколь сладко и приятно сердцу быть в святой любви, столь же горько и отвратительно быть в ненависти. 2.42. К М.П. Колычевой В песни царя Давида видится явно, что Господь вселяет единодушных в дом Свой. Что же еще приятнее этого: быть единодушным и наследовать дом Божий, радоваться в веселии, веселиться в свете неизреченном и самим сиять как солнце? Сказано: лица праведных просветятся как солнце в царствии небесном. Какой неизреченный свет и какая приятность вселиться в таком свете и наслаждаться Божественною любовью вечно, без конца! Будем молиться Господу, чтоб Его благость и милосердие никогда не удалялись от нас, но, вразумляя, просвещая и укрепляя вас в любви небесной, всегда бы действовали на нас, да действуем и мы в заповедях Господних. 7-го Декабря, 1824 г. 2. 47. Марии Петровне Колычевой Мысль моя углубилась во внимание; сердце содрогается, слезы льются, и всего страх объемлет. Ум остановился на предмете выразительных слов о смерти, дражайших для предосторожности: помни последняя твоя! И силою духа гремит во глубине внутренности моей сей глас: о Георгий! помни смертный час!., тайна!., исступление духа! изменение плоти... преселение... Ах! прельщаются высокомудрствующие; они неистину вместо Истины разумеют. Страшно лжет их неправда им. Господь меня оградил во время странствования моего всеми силами сущей Истины, да созиждутся стены иерусалимския (Пс 50, 20) души моей. Вот явные знаки моей ничтожности: вот малый гроб меня обымет. О ты, высоко носящаяся мысль в пространстве небесного круга! Приникни здесь, тут прележит тебе урок смирения — выучи его! Тогда вознесет тебя выше всей твари Промыслитель твой Христос. Вот за гробом вдали виден храм. Истинный ли я храм Святого Духа? Вот лопата готова на испытание: что окажется, пшеница или плевел? Увы высоко мечтающему о себе грешнику! Вот мрачная могила, которая предъявляет тебе тьму кромешную; тут гордый и надменный смиряется, тут славного и превознесенного мирскими громкими похвалами люди оставшиеся почитают посыпанием земли и отступают как от непотребного; вместо благовония уже объемлет его зловонный смрад; черви и гады начинают быть ближайшими ему; милые друзья с прочими единогласно произносят последнее «прости» и отходят. О, не гордись, плоть моя! Не льстись утешением, услаждающим твои чувства! Вот картина последнейшей участи твоей! Зри в могилу! виждь гроб, имущий заключить тебя в себе, и лопату, имеющую засыпать тебя землею. Посмотри пристально на сии знаки твоего ничтожества! вникни, содрогнись! и не забывай сего предмета, спасающего тебя от лестного сладострастия! Помни последняя твоя, и во веки не согрешиши,— говорит Иисус Сирахов (Сир 7, 39). 2.59. К М.П. Колычевой Нам явлено из Св. писания и из самого опыта нашей жизни, что мысли, как волны, а мы, как корабль, носящийся по морю, и потому неизбежно подлежим всякому терпению против нашего предложения. О, когда мы достигнем до гавани благой надежды и будем наслаждаться обедом всех сладостей сладчайшей любви! Так, пленяясь сим выражением скудным, мыслью уже мы перешли за гроб, в селения пространные—из ничтожества. Я чувствовал эту приятность, которой священно восхищались вы при чтении Св. Апостола Иакова. Целую сие таинство, проникающее всю душу, и тотчас погружаюсь в безмолвное море всякого смирения. Да спасет нас просвещающий Господь! Верою и надеждою покойтесь, матушка, во Иисусе Христе, Спасителе нашем. Слава Богу! Счастлив я о Господе! По вашей христианской любви имею долю сострадать бедствующим к ограде. Кто жизнь проводит во слезах Тому награда в небесах. Поплачем, братья, покуда время есть, так сказал некто из великих святых, ожидавших от него великого поучительного слова. Услышавши внезапно столь проницательное, произнесенное им слово, братья зарыдали, и продолжалось сие, покуда разошлись, изъявив друг другу земное смирение. Ваш брат, пылинка, червь, непотребный раб Егор. 1-го Мая, 1825 г. 2.61. К М.П. Колычевой Трудами, терпением, бдительными молитвами и постом всег-да приобретается богатство вечное. О, радостная вечность! без конца услаждающая неизреченным светом, применяй и здесь нам горесть в сладость, печаль в радость и скорбь в веселье. Н. р. Е. Июля 18-го, 1825 г. 2.64. К М.П. Колычевой О как все видимое временно и мгновенно! Все изменяется; земля есть мы, и в землю ввергнемся; горделивое и надутое тело делается червям пищею. Взгляни на мнимые сего мира удовольствия и на столь страшное изменение! О, страшная картина мертвецов! Какие ты рождаешь ужасы, когда и самый смрад прочь прогоняет зрителей! Сердце! обратись к приятностям вечным, тебе к приятию отверсто небо: там царствуют Св. Ангелы в раю, тут веселятся души праведных; все они объемлются сладчайшею любовью, и освещаемые светом Божьим, восхищаются в радость неизреченную. Там-то бесконечное удовольствие! Дела милосердия, делаемые любезно, конечно проведут в сию радость своих делателей смиренных. Небесный наш учитель, небесной славы Царь, внушил нам научиться от него лично двум предметам: кротости и смирению. — Вот что ему угодно предпочесть всем святым урокам! Будем же учиться во всякое время до конца, до гроба, и войдем в покой вечный. О, мой друг! когда мы все оставим, тогда истинно все обретем. И самую душу свою, помраченную страстями, должно оставить, чтобы вновь принять ее просвещенную делами правды и Господа прославить! Благословен Господь, благоволивый так, да спасет нас молящихся ему усердно! Господи! удиви на нас милость Твою, и мысль благую дай нам на всякое благоугождение пред Тобою, да жаждем непрестанно быть с Тобою! Сентября 15-го, 1825 г. 2.65. Марии Петровне Колычевой ….Теперь вечер, сентября 20-е число. Сегодня, по окончании обедни надлежащей службы, опустили в яму гроб и пропели вечную память старцу батюшке — отцу Агапиту. Это третий день, как он скончался очень томительным и трудным разлучением души от тела: прежде отнялся язык, а по долговременном томлении, широко разверзши рот, исторгнулась душа, в 12 часов днем 18-го числа в пятницу. Он был телом очень худ; но по смерти оно приметно приподнялось, и запах тления каждому напомнил общую участь неизбежного часа и предания земле от земли взятого. Помяните его, да помилуется душа его неизреченною милостью Божиею: упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего иеросхимонаха Агапита в недрах Авраамлих с праведными Твоими и сотвори ему, по благости Твоей, вечную память. Не плачете ли вы? О чем же? Ведь честна смерть преподобных Его! Из здешнего мира преселение в вечность может ли быть печалью! Слава Господу Богу, преселяющему рабов Своих! Должно и нам готовиться к вечному позыву; лишь только позовут, тотчас и переселимся. Господи! не остави нас!.. Покойтесь в Господе; святой Ангел, охраняяй вас, да сохранит от козней диавольских! Покров нам Матерь Божия! Сентября 20-го, 1825 года Он преселился в вечную обитель!.. Поэтому и я не здешний житель. О ты, душа моя, покрытая грехами, Очистись! Скоро час ударит и над нами. 2. 73. Марии Петровне Колычевой (Это выписано из ручной книжки, изд. в 1819 году). О душа моя! Если бы и всякий день мы здесь были мучимы, если бы надлежало и самую геенскую муку долговременно претерпеть для того, чтобы Христа увидеть во славе Его и соединиться со святыми Его, то не должно ли было бы перенести всякую скорбь, чтоб столь великого благополучия и славы участниками быть? Пусть же демоны искушают, пусть посты изнуряют тело, одежда оскорбляет плоть, труды отягощают, бодрствования иссушают, пусть поносит меня сей, беспокоит тот и тот, пусть стужа стужает, рассудок упрекает, жар сожигает, пускай голова рассекается. Пускай грудь пламенеет, пускай надымается желудок и пускай бледнеет лицо, да немощен буду весь, да изнеможет в болезни живот и лета мои в воздыханиях, пусть внидет гнилость в кости мои и подо мною да течет, только чтобы я опочил в день печали и вошел в лики торжествующих! Ибо какая будет слава праведным и сколь велика радость святых! Когда лице каждого из них воссияет, как солнце, когда Господь в царствии Отца Своего, разделив лики людей, начнет призывать, и по делам и заслугам каждому, как он обещал, воздаст за земные—небесные блага, за временные—вечные, за малые— великие; когда Он приведет Святых Своих в видение славы Отца Своего и посадит на небесных, и когда Он будет всяческая во всех. По истине полнота блаженства тогда будет! И что сея жизни блаженнее, где нет ни страха, ни нищеты, ни болезни, ни оскорбленья, ни гнева, ни зависти, ни ужаса от диавола, ни нападков, ни козней демонских; боязнь геенны удалена; нет смерти ни телесной, ни душевной, ни злоключений, ни раздора, одним словом, нет никакой опасности; но спокойствие и согласие между Святыми, и повсюду владычествует мир и радость! Все спокойно! все тихо! всегдашнее сияние, не такое, какое ныне видим, но толико светлейшее, колико блаженнейшее. Ибо там не будет ночи, ни темноты, ни стечения облаков, ни стужи, ни жара,—но такое благорастворение воздуха, такие красоты, каких ни око не видывало, ни ухо не слыхало и какие на сердце человеку не всходили (разве только тем, коих имена написаны в книге жизни): но паче сего всего преславно соединиться с хорами Ангелов, и Архангелов и всех небесных сил, зреть Патриархов, Пророков, Апостолов и всех Святых, и видеть родителей наших. Подлинно преславно сие: но много преславнее — зреть присущее лице Божье и видеть неописанный свет. О какая слава! сему виденью не будет конца. О блаженная сладость и сладкое блаженство! видеть Святых, быть со Святыми и быть святым! видеть Бога—и быть с Богом. О неизглаголанная радость! О непостижимое торжество! Там слышны Ангельские песни: Свят, Свят, Свят, и прочие песни радости! глас воскликновения и спасения и благодарения и глас хвалы! Аллилуйя во веки! Там верх блаженства превосходного! Слава преизбыточествующая, радость и вся благая! все свет и все любовь! Вот о сем-то мы тщательно и непрестанно помышлять должны; сего-то нам всем вожделением желать надлежит и для сего-то следует презирать плоть свою, отсекать страсти, страдать, претерпевая находящее, и все переносить, чтобы сего достигнуть и не лишиться столь высочайшего блаженства! Ибо лишение такового блаженства не мучительнее ли будет и самых геенских мук? Об этом стоит подумать! «О если бы отсечены были возмущающие вас (это писал Св. Ап. Павел к Галатам 5-6!) К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к (угождению) плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух-противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Не льститеся, Бог поругаем не бывает; еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет: яко сеющий в плоть свою от плоти пожнет истление, а сеюший в дух, от духа пожнет жизнь вечную. Вы желаете знать по истине, что означают три креста, по-ставленные мною на письме вам? Они означают Голгофу, прославленную страданием Христовым. А чтобы крестами означать собственное наше терпение и скорби, это выражение М. В.; но мы веруем, что по назначению Христову должны только один крест нести и идти в след Господа. Как Христос бесчисленные скорби и все неизъяснимые в претерпении Его о нас болезни заключал в едином кресте своем, так посему и мы всю бедственную жизнь нашу и прискорбный путь свой совершаем в едином кресте. Благодарю вас за дневные записки ваши: мы всегда обязаны друг другу служить искренностию сердца. Из них видна мне ваша скорость; а рассматривание себя научает нас благоразумной медленности, чтобы не доверять себе и быстроте ума в делании заповедей Господних. Теперь я припоминаю вам о себе, улыбнувшись вашему наказанию вольного Алеши. Покойная мать моя пламенно меня любила, жалела и плакала о мне; но когда найдет меня в преслушании и шалости, тогда, сделавши пристойное взыскание, лишает меня ласки на весь день и более. Больно было ей и самой переносить такое наказание меня; но она, смотря на конец моей жизни, преодолевала свою нежность и руководилась премудрыми правилами Иисуса сына Сирахова касательно воспитания детей, и страхом Божиим, пребывавшим в сердце ея. Хорошо и предложение ваше Алеше, что он хочет: пить ли чай и молиться, или не молиться и не пить? Прошу вас не браните А. Ф. при Алеше, для того, чтобы он мог ее почитать и слушать. Прошу вас оставлять ту компанию, в которой критикуют и поносят христиан. Несравненно лучше плакать, чем празднословить и смеяться; после плача радость; а после смеха — уныние и печаль и отчаяние. Умом молиться—не это только значит, чтобы мыслью выго-варивать слова молитвы; но углубление всего человека в разум истинного познания Бога и воли Его... Молитесь и обо мне, чтобы и мне о вас усугубить моление мое ко Господу. Соединяяй сердца наши и мысли во едино здесь во времени, да сподобит нас и там—в вечности единодушно наслаждаться вечным блаженством. Января 16-го, 1826 г. Коль возлюблена селения Твоя, Господи сил: желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Возсияй ми свет Твоего разума, о Боже мой!.. 2.107. К М.П. Колычевой Сообщаю вам и эту мысль мою: Прочь все суеты мирские! Прочь и вы, все слухи злые!— Не мешайте размышлять, Как ко Господу предстать! Там примут допрос не только дела, но и самые мысли, и слова, и желания, и воля, когда к чему склонна была, и чем услаждалось сердце? Слово Боже, глаголющее ныне в Евангелии, и Апостолах, и Пророках, там будет судить нас: как здесь мы слушали его, или уклонялись от него?.. От самого начала жития в сем мире—до скончания оного каждая душа сама за себя допрошена будет, как жила в теле, и кому угождала, к чему стремилась и чего искала? — Стоит того, чтобы подумать об этом! Страшен час истязания!!! Но пока время нашей жизни не прекратилось, покуда Господь призывает во спасение, долго терпя нас и ожидая нашего покаяния; покаемся от всего сердца, от всей души, обо всем, когда что неугодное Господу сделали, или пожелали, или слово какое бесполезное сказали, или помыслили что непотребное, и прочее—словом, делом и помышлением неисчислимые погрешения и прегрешения приводя себе на память. Покаемся, и к тому не обратимся, то же преступление творя и прогневляя Господа! ни! ни! не буди нам неподобающие дела творить, и оскорблять теми за нас распятого Иисуса Христа, Сына Божьего; да помилует нас покаявшихся и избавит вечных мук, совводя с благоразумным разбойником в рай — в жилище бесконечного наслаждения. 2.125. Марии Петровне Колычевой Часто мне представляется, что в последний раз пишу к вам, сознавая свое ничтожество. Но милость Божия велика и продолжительна во спасение до самого конца моего в бедственной жизни сей. Обращаюсь к смотрению недоведомых судеб Всевидящего и взываю от болезни сердца моего: «Господи! прибежище мое, не отврати лица Твоего от мене; в день скорби моей, когда душа моя лобзает подножие ног Твоих, призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Просвети лице Твое на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. Господи! Ты един просвещение мое, и спасение мое, в вышних живый, и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй, изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему. Да прославится и о мне грешноом всесвятое имя Твое Отца, и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь. «Время проходит, Время летит, Время проводит Все, что ни льстит». Я повторяю стихи благомыслящих, которые, здраво рассуждая о временных вещах, сознают и пишут, как что видят и находят в разуме своем.— Державин пишет: «Что нам в золоте с чинами? На что многого желать? И покрытого крестами Будет в гроб червь терзать. Все увянет, все истлеет, И злодей во мрак пойдет. В мире все конец имеет, И в чреду свою пройдет» Так всегда одно за другим течет и погружается в бездну судеб Всевышнего! Бессмертная же душа человеческая, имеющая в день воскресения всеобщего соединиться с телом своим, не оканчивается как прочие вещи; но она по делам своим примет воздаяние, и начнет другую жизнь, будущую, бесконечную, благодатью Господа своего. Господи! обрати меня от прелести мира сего и возведи мя от земных к небесным, да обращусь к Тебе всем сердцем моим, всею душою моею и всем помышлением моим. Господи! сподоби мя любити тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою. Господи! покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякие иные неподобные вещи. Господи, веси, яко твориши, яко же Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешном, яко благословен еси во веки, аминь. Вы теперь читаете мысль мою, погружающуюся в молитву: это пища души моей, подающая здравие сердцу моему; сие же самое и питие есть, прохлаждающее жажду мою. Благодарим Господа на всякое время благоустрояющего наше спасение. Матерь Божия да сохранит вас под кровом Своим! Простите от искренности сердца, соучаствующего спасению вашему о Господе, непотребного раба Егора. Июля, 10-го 1827 г. 2. 145. Марии Петровне Колычевой Воистину, воистину воскресе Христос! Радуйтесь о Господе, сестра моя! Скажу вам радость: мой посыльный возвратился и только что подал мне письмо ваше с несколькими словами о исполнении моего к нему поручения, в то ж мгновение душа пала в новую радость. И кто может описать мое веселие? Я этой радости не мог снесть один и тотчас отворил дверь к принятию изволяющих и принимал всех, как родных ближайших, с неизъяснимым в сердце удовольствием, и продолжалось сие радование всю Светлую неделю; потом умерил себя и тотчас запер дверь. Об этом вы уже слышали, что я ныне и в мыслях не имею отворять ее для приема и обымаюсь желанием, сколько возможно глубже, погрузиться в пучину безмолвия. Теперь скажу вам, как меня упокоил служащий и что он сделал: положил для построения новой кельи старый фундамент. Он вот что сделал и мне сказал: «Разыскал повсюду; утешил, сколько мог; алчущие, из коих некоторые по три дня совершенно лишены были куска хлеба, теперь получили пищу; бескровные нашли кров; нагие прикрылись одеждой; заключенные в темницах награждены отрадою, из коих один бедный старичок получил свободу по просьбе обители за него к городничему; разноместно в селах и городах плачущие отерли свои слезы; и вообще отягченные бедствиями, до коих, по смотрению Божию, коснулась рука милости, восхитившись чудною отрадою, принесли жертву хваления и прославили пекущегося Господа Иисуса Христа. Можно ли сомневаться, чтобы Ангелы не радовались сему назидательному строению, коего Зиждитель — Бог, Иже везде Сый и вся исполняяй? Слава Богу! Закладку заложили, которая и тогда не поколеблется, когда будут все стихии гореть и небо совьется, как свиток. Ах, сестра моя! Нет ничего милее, как всегда утверждаться в любви, ничем же не отпадающей от Всеблагаго Господа! В ней, в ней мы зиждемся и друг другу любезны делаемся; а без нее все погибли! Погибнет мир, не терпящий чистейшей любви, погибнет внезапно, подобно как в бывшем прежде потопе... Спаситель наш говорит о кончине: тогда две вместе — одна возьмется, а другая оставляется! Душа, благоугодившая Господу, возьмется в собрание веселящихся; а небрегущая, бесстрашием помраченная душа, не угодная Господу, останется уже навеки и последует с осужденными в муку вечную! Ей конца нет! Тысячи лет, миллионы, биллионы и сколько ум может себе представить и сочесть,— пусть все пройдут! И только что продолжается мучение, но конца получить не может, потому что его там в вечности нет! Нет конца; не прельщайтесь, вольнодумцы! Слово Божие гремит: вечным мукам нет конца! Там ведь я вечности счетов временных не знают. Все мы самовластием почтены и по уклонению нашему примем суд и воздаяние, кто что сотворил, бывши в теле своем, с которым имеет предстать всенародно во всеобщее воскресение. Спаси нас, Господи, и укрепи, пока здесь странствуем, чтобы делали мы то, что Ты нам повелел, и не сообразовывались бы веку сему. Сохрани нас благодатию Твоею, благий Господи! И не попусти нам жить по злонавыкновению, но обрати на правый путь Твой, да не погибнем в пагубных сетях вечно! Еще струитесь, токи слез сердечных, Еще стремитесь, мысли, к небеси! Георгий! Нет тебе утехи в здешних, Прямая наша жизнь на небеси: Так ничего здесь не проси!.. 2.149. Марии Петровне Колычевой Царствие Божие приближилось; покаяние и вера проповеданы и проповедуются во всей вселенной. Второе Христово пришествие имеет быть внезапно, подобно молнии: так свидетельствует Святое Писание. Есть на небеси солнце, и на земли есть день. Идущие днем озаряются солнцем, но сие видимое есть временное, а временное изменяется... Временная же наша должна сопровождаться в любовь вечную послушанием заповедям Божиим. Июля 1-го дня, 1828 г. 2.151. Марии Петровне Колычевой На втором пришествии возглаголет Иисус Христос благочестивым: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Какая радость!!! И какой ужас, когда речет грешникам: Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. И пойдут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный. Слово Божие не мимо идет. О Христе брат ваш Георгий. 1юля 3-го, 1828 г. 2. 155. Марии Петровне Колычевой Христос посреди нас! Известно, что умрем; но когда и как умрем,— не знаем. Горе же тому, кого в грехе застанет смерть; в том бо и судить нас будет Бог. Грех есть изобретение и дело диавольское. Греха, как змия ядовитого, должно беречься; а чтобы о всякой вещи правильно рассуждать, надобно просить и молиться, да дарует нам Господь разум правый и истинный разум. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их (Пс 33,16)... О Христе преданный раб Георгий Июля 8-го, 1828 года 2.195. Марии Петровне Колычевой Вот тускло догорает свечка! Так мой сближается конец. Блажен, кто кроток, как овечка; Уже сплетен тому венец. Вот и еще немножко светит… Истаевает до конца. Ах! скоро жизнь другая встретит Тоскующего на земли певца... О радость! О великий свет! Лучи на землю солнце льет И тысячи лампад пред ним, Как тень бледнеют, померкают: Так мудрость, слава, честь, как дым, Пред Солнцем вечным—исчезают! Мир Божий, превосходяй всяк ум, да покроет вас от всего препятствующего вашему спасению. 9-го Февр., 1830 года. 2.206. Марии Петровне Колычевой Как молния, Христос придет со славою! Все воскреснут -будет суд и приимет кийждо по делам своим... Тогда и самоближайшие по плоти разлучатся, ежели были неодномысленны и жили противно заповеди Божией. Мир вам! Июля 27-го, 1830 г. 2.209. Марии Петровне Колычевой Человеческие умствования суетны; суд Божий праведен. Смертный серп пожинает тысячи и миллионы как единого; оставшимся же грешникам дает время покаяния. Гнев Господень с милостью. Божья Матерь да сохранит вас под Своим покровом! Сентября 21-го, 1830 г. 2.224. Марии Петровне Колычевой Сообщаю вам мысль, припоминающуюся в моем сердце: хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гонимы будут. Непрестанно молитеся, да не внидите в напасть. Был спрошен я, что значит дух бодр, плоть же немощна? Вот что значит: чтобы не превозносился человек сам собою о себе, но чтобы молился со смирением и просил Божией помощи, да совершается в немощи его сила Божия. Сам Господь заповедал всем верующим во имя Его: будите готовы: не весте бо, в кую годину Господь (Судия) приидет: утром ли, или в полдень, или в вечер, или в полночь; тайна неиспо-ведимая! Готовьтесь на всякий час; когда не мните и не ожидаете, тогда приидет. Когда все рекут: мир и утверждение, тогда внезапно—всегубительство... Мнози возстанут лжепророки и антихристы, и многих прельстят; блюдитеся, будьте осторожны; разумевайте духа истины и духа лестча; смотрите, како опасно ходите... непрестанно молитеся, да не внидите в на-пасть. Не прельщайтеся! плоть духовная будет по воскресении мертвых; а ныне плоть душевная, которая страдает, скорбит, болит и молится, да укрепит Господь претерпети в чистоте и целомудрии до конца... Спасайтесь о Христе Иисусе Господе нашем.—Истинная добродетель не имеет здесь цены: она ценится благами вечными на небеси. Когда в тесноте и скорби многой пребываете от ненавидящих Сиона, тогда радуйтесь о Господе; ибо мзда ваша умножается на небеси. За приумножение беззакония изсякнет любы многих. Но кто до конца претерпит в вере и любви, той спасется. Матерь Божия да сохранит вас под кровом Своим! Искренностию моею соусердствующий вниманию вашего сердца. н. р. Е. 20-го Сентября, 1832 г.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.