- 320 Просмотров
- Обсудить
1. 160. N.N. Чувствую в себе жажду говорить с вашим сердцем,— хотя бы оно и оскорблялось, хотя бы и отвлекали вас обычные ваши помышления, только бы занимались вы разумом и суждением, в чем состоит правое дело истинного спасения, чтобы истинно пользоваться сегодняшним временем и употребить настоящие часы на познание воли Божией, на соблюдение заповедей Божиих, на разумение бесконечной вечности и что воскреснут все мертвые и приимут каждый себе воздаяние от праведного суда Божия. Тогда явно откроется пред всем светом дело каждой души с телом ее, в которое она одета была и с которым сопряжена для прохождения сей временной жизни, для угождения Богу и соблюдения веры и непорочности: как и что она делала, помышляла, и кому угождала и служила, и что чему предпочитала — разом все предстанет с нею все, что имела душа в жизни тела своего, с которым вместе и получит себе радость бесконечную или муку. В воле вашей состоит, на что вам угодно употребить сие время; а как оно пройдет, то уже будет невозвратно. Сие время дано нам на угождение Богу, на сопротивление диаволу и миру, на покорение плоти своей Духу Божию, на терпение скорбей, трудов и на стяжание вечного блаженства о имени Христове. Вот на что дано сие время — и, как быстрая река, протекает; какое бы ни было, оно скоро пройдет, и неизвестно, сколько еще осталось до последней минуты нашего в мире сем пребывания. Скажите, ежели отлагаете,— сколько еще осталось? Припоминаю себе некое повествование: некто обещался при друзьях своих на будущий год переменить жизнь свою, чтобы лучше жить,— «а теперь погуляю»; при сих словах он пал — и стал мертв!.. Видно, что привык и прежде прельщаться лукавым духом и потому не ощутил приблизившейся к нему смертной минуты... Надобно иметь опасное внимание, чтобы разуметь, когда враг льстит надеждою будущего времени, и тотчас разрушать его коварства. Итак, посредством пера разговаривая с вами искренним сердцем, скажу вам, что я — недобрый и негодный раб, не заслуживающий не только вашего особенного внимания, но и самого имени человека; только одно Божие неизреченное милосердие промышляет о спасении моем и внушает мне, чтобы и я сам занимался непрестанно делом спасения души моей, и объявляет мне Своим словом, что ежели когда-нибудь воля моя не противится пожелательным угождениям плоти, то не может истинный разум царствовать в сердце моем,— но тьма страстей и чувства, прилепившиеся к земным сластям и физическому по стихиям мира сего мудрованию, не допускают тогда меня ру-ководствоваться истинным разумом, который даруется противящимся волею своею всякой злобе льстивого духа, которого сети простерты на весь мир. И потому убеждает меня Божие милосердие блюстись от праздного слова и помышления, исходящего от лукавых духов, которые невидимо носятся и вредят неосторожной душе, смущая мирное сердце. Смотрите, я говорю с вами искренно словом души моей и сообщаюсь, как с душою, боящейся Господа, желающей исполнить заповедь Божию: «возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе» (см.: Лк 10,27; Мф 19,19; 22, 39), или чего себе желаешь, то и другому твори. Господь мне дал, как о себе, пожалеть о вас, что вы более по-лагаете надежду свою на временное и видимое, хотя и знаете, что это все тленное и прилепляющуюся к оному душу лишает веры и упования на единого Бога. Понимаю ваши обстоятельства, которыми, под предлогом добра, удерживается ваше мнение и не простирается сердце в надежду благую, а благая надежда приемлется несомнительною верою. Имейте, имейте все вещи для нужного пребывания во временной жизни вашей и ближних; но так имейте, как бы вы ничего не имели. Будет ответ как за употребление, так и за удержание оных. Кому много дано, с того много и взыщется. Употребляйте во славу Божию; что даете нищему ради Христа, то Сам Христос приемлет. Богатый обнищал, чтобы представляться вам в лице нищего, и за вашу милостыню Господь обогатит вас Своею милостью и сделает вашим и моим наследством Царствие Божие без конца. 1.168. К М. А. Г. Милостивая Государыня! Намерение, помышление и желание сердца вашего всегда явно пред Господом; помните, что Господь глаголет: не любите мира, ни того, что в мире; весь мир во зле лежит. Любовь мира сего вражда на Бога: друг же мира враг Божий, врагу же Божьему уготована геенна огненная на бесконечное мучение. Какая же верующая душа не содрогнется от ужаса и страха будущего суда?.. Вообразите: Херувимы и Серафимы со страхом и трепетом предстоят славе Божьей... Снисхождение же Господне милостью и любовью к прельстившемуся человеческому роду непрестанно взывает: прейдите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас. Идти же к Господу, значит всем сердцем слушать и соблюдать слово Его, и жить по воле Его, которая чрез Священное Писание ясно открыта и явлена всему меру, или проповедана всей твари, и совершенно не может ничто воспрепятствовать спастись. Любящим Господа довольно разумно правильно понимающим, что кто любит более всего, к тому и стремится, того и ищет: кто любит покоиться и утешаться в наслаждение мира, тот мира ищет и все, что есть в мире забавного и приятного для чувств, все то любит. Но, кто любит Бога, тот всегда отрицается от мира. И все, что делается в мире против Божьих заповедей, то ненавидит душа его, прочь бежит и удаляется от мира, да приблизится к Богу, возлюбит его более и более всей душой и всем сердцем, и всем помышлением и да угождает ему единому до смерти, до последнего издыхания... Чего кто ищет? Иной ищет избавиться от временных скорбей, а иной ищет многими скорбями войти в царствие Божье, что и сам Господь заповедал, ищите, прежде всего, царствия Божьего и правды его, прочее же само приложится вам. Небо и земля мимо идете, Слово Господне не мимо идет; что сказано, то исполнится... временное же изменяется. Кто читает церковную историю о житиях Святых, тот видит, как охотно и усердно последующие учению Христову, оставляли все имение свое, раздавали нищим и сами, радостно обнищавши, искали единого Христа, небесного источника неисчерпаемого богатства. Удивительно ли, что цари презирали свою славу и оставляли земное царство для искания себе небесного; или вельможи, презревшие честь мира сего, оставив родных, друзей и близких сердцу, от всех окружающих их стремительно удалились и уединялись в пустыню: да не будет пуста душа в милости Божьей, и воля Божья в них да совершится. Простите, матушка. Да вразумит вас Господь наследовать вечное блаженство. Видимое временно, а невидимое вечно. Усердствующий вам небесных благ, непотребный раб Г. Советуют же Святые Отцы оставлять все то, что не назидает душу словом Божьим; писано: если и весь мир приобретем, душу же свою оставим, ничто не поможет. Буди вам единственная надежда ваша — Бог! Только очень нужно ради Бога хранить свое сердце от роптания. Бог есть Отец благочествующих сирот и покровитель добрых вдовиц. Вы счастливы: не унывайте же во мнениях своих, но верою ограждайтесь и уповайте твердо на него. Слава Богу за все! Когда молитесь о себе, молитесь и обо мне грешном. Декабря 5-го, 1828 г. 1.189. К Т. С. Матушка! Ищущим прежде всего царствия Божьего прочее само приложится... Господь пришел взыскать и спасти погибшего... Господь ради грешников пришел и зовет их на покаяние: придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас от трудов и от обременения. Господь всех призывает на покой к себе ... Идти и не идти остается на воле каждого человека. Кого Господь наказывает здесь во временной жизни, того к себе приемлет в жизнь вечную, где радость и веселье не имеют конца. Все видимое временно, а невидимое вечно... Итак, многими скорбями подобает нам войти в царствие Божье. Без сравнения лучше идти тесным и прискорбным путем: сей путь ведет в жизнь вечную; горе будет тем, которые, уклоняясь от спасительного пути, идут пространным путем — всяких забав и веселья: по нему весело идти, только такой путь ведет в муку вечную. Избави, Господи, от этого пространного пути, но дай нам истинный разум и терпение по тесному идти и жить по заповедям твоим. Удиви на нас, Господи, милость твою: презри вся согрешения наша и помилуй нас по великой милости Твоей. Отчаянных не отчаянная надежда, к тебе прибегаем, Мать Божья, сохрани нас под кровом твоим. — Ангел Божий, Хранитель мой Святой, от всякого зла сохрани мя. Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем ти раби твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся Невесто неневестная. Мир вам о Христе Иисусе! Буди милость Божья на вас и на все семейство ваше спасающееся. Слово Божье свет; слушающие его просвещаются.— Достопочтеннейшей матушке госпоже игуменье Афанасии да поможет Господь странствовать и благоустраивать спасение душ, вверенных ее материнскому попечению в жизнь вечную, чрез многие скорби на некой неимущей конца. Прошу святых ее молитв. 1833 г., Июля 23-го. 2. 9. Марии Петровне Колычевой Замечания ваши мне приятны, утешаюсь ими, и вот одно посвящаю вам для памяти — из книги святого Исаака, слово 36-е: «Не Дух Божий живет в тех, которые пребывают в покое… Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем. Ибо не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении, в утружденном теле, в отречении от сродников, в печальных мыслях, имели иной взгляд на всю тварь, место жительства, непохожее на обыкновенное человеческое, жилище иноческое, которое безмолвно, невидно по человеческому взгляду, не заключает в себе ничего такого, что веселит здесь человека. Иноки плачут, а мир смеется. Они воздыхают, а мир веселится. Они постятся, а мир роскошествует. Трудятся они днем, и ночью предаются подвигам в тесноте и трудах. Некоторые из них пребывают в добровольных скорбях, другие - в трудах, борясь со страстями своими, иные гонимы людьми, а иные бедствуют от страстей, от демонов и от прочего. И одни были изгнаны, другие умерщвлены, иные «проидоша в милотех» (Евр.11:37) и прочее. И исполнилось на них слово Господа: «...в мире скорбни будете, но о Мне возрадуетесь» (Ин.16:33). Господь знает, что живущим в телесном покое невозможно пребывать в любви Его, и потому воспретил им покой и услаждение оным. Христос Спаситель наш, любовь Которого превозмогает телесные смерти, да явит нам крепость любви Своей». Аминь. Путь Божий — крест есть повседневен, и от сего познавается, яко человек от Бога промышляем есть, егда пошлет ему присно печали. Сие же есть пещися о истине. Прочее не егда будеши в пространстве, радоватися тебе подобает, о скорбех же лицем дряхловати, и яко чужди пути Божию сия непщевати: от века бо и от родов крестом и смертию наступаема есть стезя его. Не по следу ли святых хощеши ходити или ин путь особен себе хощеши устроити и не страдательне шествовати в нем?» Днем все видно! А ночью темно, ничего не видать. Христос — свет. А мир — тьма. Изволяющие быти во тьме называют тьму своим светом, и свет Христов уже не освящает их. 2.27. Марии Петровне Колычевой Сообщаю на ваши вопросы ответ. Кто за исповедание Истины не щадит и самой жизни своей, тот хороший исповедник. Качества души его духовны во Христе, и мудрствующие плотское не могут его разуметь; а телесные качества его суть чистота тела и всецелая покорность духу; следовательно, и сии духовны, но, по-видимому, показывают изнурение за усердное исповедание повсюду Господа нашего Иисуса Христа. Теперь по вашему желанию буду вас бранить: зачем вы не довольны настоящим крестом, которым довольно обязаны к рачительности вашего спасения? И где вы сыскали такие весы, на которых взвешиваете всю крестную тягость? Вы просите креста; и сами, еще не получив, уже кладете его на весы и судите с робостью о какой-то тяжести, совершенно неизвестной. Это стыдно. Повторяю вам, что Промысл Божий свят. Бог не даст вам паче меры понести; этому должно верить и о всем благодарить Господа. Охотное терпение находящих оскорблений скоро сближает душу с Царствием Божиим. Истинно нас во всем обеспечивает Господь; любящим Его ничто не тяжело переносить из любви к Нему: человеческое же обеспечивание маловременно, непостоянно, скоро изменяемо и потом оскорбительно. Поэтому должно ли жалеть, когда кто лишается такого минутного обеспечения и покоя! Скорбная дорога — прямой путь к ненарушимому покою! Идем, идем по ней, не унывая, но взаимно радуясь о Господе. Сентября 21-го, 1824 года 2.29. Марии Петровне Колычевой Слава Богу, милостивому Промыслителю нашего спасения! О, коль сладок и приятен нам сей глас Его: милости хощу, а не жертвы (Ос 6,6; Мф 9,13) и нет больше той любви, ежели кто душу свою положит за друзей своих (см.: Ин 15, 13). Кого же друзьями Своими признает Христос? Тех, которые живут верою и исполняют заповеди Его: таковые суть и мать, и братия Его. О человеколюбивый Господи! взыщи нас, уклоняющихся от заповедей Твоих; обрати, плени и удиви нас милостью Твоею; прости и укрепи, да не согрешаем к тому, да не горше нам будет; соедини нас с Тобою, да возрадуем-ся о спасении Твоем во веки веков. Аминь. О желании совершенно быть свободною во всем душа моя радуется, вас приветствует в этом: даруй нам, Господи, по воле Твоей, мысль благую. Не обинуясь, милостью Божиею открываю вам: не будете свободны там, где желаете себе иметь домик, а в своей деревне, при своей церкви, в собственном домике, благоустроенней Божиим, действительно можете быть свободны. Если мысль ваша с этим не согласна, то она тьму противностей представит вам, а вы мне: и так мы с вами при свечке разберем, что такое может противиться милости призывающего нас во едино спасение. Пусть представится нам в пример некая госпожа, предавшаяся на службу Богу; вот ее распорядок: при помощи Божией, опасаясь волков и другого рода, под видом овечек, зверей, благоизволяет она о Господе спасаться в домашней ограде, уже свыше огражденной, по вере ее, Божиею благодатью. Будучи при своей церкви, она выстроила особенный дом, удобный ко спасению; объявила своим крестьянам из старых людей и молодых девушек, что ежели кто усердно желает посвятить себя Господу и ходить молиться в церковь, то она таковых очень охотно принимает под свое покровительство и готова за них свою душу положить, в благоугождение Небесному Царю. И когда все устроилось по надлежащему, желающие немедленно собрались, как дети к любезнейшей своей матери, и ее к ним приветствие пленило их сердца в любовь Божию и любовь к ней; добрые сердца источали из глаз источники и откровенно по ланитам каждого катились благодарные и радостные слезы. О приятное и благоговейное зрелище! о свобода святая! о освобождение своих от своих! о сильная молитва от своих о своих, трудящихся в земледельчестве! И благодать Божия орошает нивы. В каком же восторге госпожа и мать, взирающая на них! Октября 8-го, 1824 года 2.91. К М.П. Колычевой Оставь, оставь все то, что в мире ни приятно! За все вознаградит Бог в вечности стократно. Ты с Богом не делись, разделу нет причины; Все сердце просит Бог, не просит половины. … На небесах нет жен и нет мужей, где области Царевы; Там Девы — Ангелы, и Ангелы — там Девы. Что есть девичество? Спроси, что есть твой Бог? Будь чист в душе, дабы познать ты девство мог. 2.100. К М.П. Колычевой Христос рождается, славьте! Святая радость все сердце ваше да покроет утешениями святыми! Все в нас зиждется Богом, когда мы сами не противились Ему неверием нашим и мнениями своими. Жизнь мужей и жен, прославленных Богом и славословимых Церковью во Святых, довольно ясная картина, по которой жить нам надлежит: в них содействовал им Христос! По их молитвам и ревности к благому угождению Богу. Он же и в нас преклоняет нас благодатью Своею во всякое святое благое угождение, чтобы не лишились мы вечного блаженства, уклоняясь от Христа в какое-нибудь человеческое угождение по плоти порабощением души и утешением телесным в похоти плотской. Плоти угождения не творите в похоти! Благодарение Св. Апостолу за се спасительное и назидательное выражение ко внимающим! Господь с небес на землю пришел взыскать и спасти погибшего: то есть ли какое неверие злее сего, чтобы думать, что нас, не оставляющих Христа, оставил Христос? «Я есть с вами до скончания века»; кто сему не верит, тот враг истины святой. Если погибающий, злое мудрствуя помышлением своим, гордится и противится спасительному воззванию Христову, то осторожность и опасность надлежит иметь и другому, в чем-либо соучаствующему в оскорбительных его поступках против Спасителя Бога Иисуса Христа, чтобы не погибнуть с тварью, презирающею милостивое воззвание своего Творца. Нам нужно смотреть на слово Господне право, исполнять его свято и ни мало не превращать его по своему желанию, в угодность злого мудрствования плотского. Пусть кичатся разумные и хвалятся премудростью своею: мы же, безумные Христа ради, просто повинуемся Господу разумом и погружаемся в любовь бесстрастную. Назиданием всеспасительного слова да созиждется сердце наше во обновлении духа! Истинно духовные духом ходят и свободою совершают заповеди Господни в разуме истинного познания познанного нам Иисуса Христа. Быть младенцем злобою, и мужем быть совершенным мудростью, пленяя разум в послушание Христово—вот предмет здравомыслящего христианина. Блюдите себя, како опасно ходите, предостерегает нас Св. Павел! Поэтому в самом испытании себя каждый своею мыслью получает известие в вере и надежде спасения своего. Каждый имеет свою мысль и изволение сердца своего. Пусть кто-нибудь особенною искренностью заслуживает внимание и любовь ближнего, и не получает воздаяния здесь; то какое неизреченное вознаграждение ожидает таковую душу в воздаянии будущего века! Только нужно здесь сохранить до конца безропотное терпение. Святой Ангел-Хранитель да сохранит вас от привидений и огорчений, оскорбляющих вас! Декабря 26-го, 1826 г. 2.122. Марии Петровне Колычевой Должно удаляться вам от празднословящих, чтобы опаснее внимать своему спасению. Предмет спасения важнее временной жизни; лучше каждый день умирать смертельно, только чтоб вечно спастись. Плоть и мир на спасающихся всегда держат брань. Плоть покоряется постом, а мир до конца гнать будет. Спаситель мира, Творец и всех благ Податель ученикам своим говорит: «Меня изгнали и вас изженут. Мир возрадуется, а вы восплачете и возрыдаете: но слезы ваши обратятся в радость». Вот еще мало, и не закоснит прийти грядущий со славою!... Те, которые здесь в терпении болезненно ищут царствия Божия и правды Его, конечно, найдут его. Что-то во мне сердце стало сокрушаться от воспоминания грядущия вселенныя; все чувства тают, и слеза приятно катится из глаз. Мирный Ангел Б. да сохранить тебя! Не могу продолжать более: изнемог. Июля 5-го, 1827 года. 2. 130. Марии Петровне Колычевой Сугубая есть христианам брань, сугубое и сражение. Едина с видимыми вещами, возбуждающими, раздражающими и позывающими нас к пристрастию к ним и соуслаждению. Другая к началом и ко властем и миродержателем тмы века сего (Еф 6, 12). Так изъясняется из святых Великий Макарий. Он же говорит: хотящим повиноваться слову Божию и благие творящим плоды знамения последуют сия: воздыхание, плач, потупление лица, тихость, преклонения главы, молитва, молчание, пребывание на едином месте, горестное рыдание и труд сердца, о благочестии подъемлемый. Дела же: бдение, пост, воздержание, кротость, молитва непрестанная, чтение Божественных Писаний, вера, смирение, братолюбие, покорность, труд, злострадание, любовь, благость, честность и весь свет, иже есть Господь. Не творящих же плодов живота знамения суть сии: уныние, прехождение за границы, рассыпанность очей на все страны, небрежение, роптание, легкая тела вертлявость. Дела же: обжорство, гнев, ярость, клевета, кичение, празднословие, неверствие, непостоянность, забвение, замешательство, лихоимание, сребролюбие, ревнование, свары, презорство, лгание, пустой смех, своевольство и вся тьма, яже есть сатана. Благодарение святому Макарию за доставление сего необходимо нужного сведения; поэтому удобно нам усматривать себя, что в нас есть: свет или тьма! Покойся во Господе, дорогая Мария! Любовь николиже отпадает (1 Кор 13, 8); любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим 8, 28). Сентября 2-го, 1827 года 2.136. Марии Петровне Колычевой Помышления человеческая суть суетна: но наше основание не на помышлениях человеческих, а на всесильном слове Божии. Мы веруем всему, что угодно Господу Всемогущему, и смиряемся под крепкую Его руку... Умолкаем, не дерзаем тре-бовать, чтобы наша воля исполнилась как нам хочется; но молимся и просим милости, да будет воля Его, да помилует Он нас, недостойных милости, и ущедрит как Ему угодно. Единодушно предаемся Ему... Не буди здесь нам наслаждения, получаемого от внешних прелестей мира сего; не буди нам обманчивая радость внешнего утешения! — Мы обязаны искать самим Господом, внутрь нас царствия Божия. Господь оплеван был, хулим был, поруган был, уязвлен, осмеян и попран был: но не мстил за себя; все, что ни делали над ним, смиренно претерпел, чтобы нас спасти. Как же нам не потерпеть ради Христа, чтобы спастись и блаженствовать вечно и быть неразлучными со Христом? Горняя мудрствуй, не земная: Если угодно тебе в небесах часть благая; Отрекись себя, смирись, как прах, Решись на скорби;—исчезнет враг! Гори любовью, презрев себя: И светлое небо приимет тебя, И будет Господь твоя слава и честь. Во веки и днесь. Ноября 27-го, 1827 г. 2. 137. Марии Петровне Колычевой Христос посреди нас! Нигде никто из видимых не может покоить нас собою: Един Господь Иисус Христос невидимо покоит нас сокрушенных сердцем. На всякий день и ночь нужно нам приносить усердное покаяние о наших согрешениях пред Господом Богом, да дарует нам прощение грехов и исправление жития. Ежели мы всегда посвящаем себя на благоугождение Господу, то как можем искать чего-либо по своей воле, или желать вести вольную жизнь по своим чувствам? Ах, сколь больно терпеть и переносить то, чему противятся изнеженные наши чувства! Нести крест свой, идти в след Христа—значит претерпевать скорби ради Христа и неуклонно пребывать верою и делом в духе истинном. Работающие Богу всей душой подлежат разным искушениям: всякие мысли приходят на сердце под видами приятными, чтобы ослабить душу и уклонить от настоящего терпения, без которого не приобретется душа вашего N. N. Сердечную мысль нужно сообщать друг другу по любви, преданной Господом, когда наше стремление одно—чтоб вечно спастись, а спастись не можно без искреннего сознания и исповедания души. Не по плоти, но по духу мы себя должны изследовать и утверждаться в Господе. Храните сердце ваше от стужающих помышлений. Господь с нами! Смирение и терпение да ограждают нас в пути прискорбном. Ах, куда, куда мы хотим от себя бежать? Не золотой ли крест скинуть колеблет ваша мысль? Да подаст Господь вам крепость—и уклоняться от тесного пути. 4-го Дек. 1827 г. 2. 138. Марии Петровне Колычевой Ненависть — от диавола, а любовь непорочная — от Господа. Не побежден бывай от зла; побеждай благим злое — так написано в Священном Писании. Сие нужно свидетельствовать самим делом. Не можно делить душу, чтобы служить миру и Богу. Кого Господь удостоил благотворить другим от избытков своих, тому нужно хранить благочестие, тому нужен страх Божий. Нужно все презреть на свете, Чтоб одно иметь в предмете — вечное спасение! Оно окрадывается минутою, разлучающею от Бога. Душой моей душу вашу убеждаю хранить себя от гнева и от праздных слов. Декабря 18-го, 1828 года 2. 154. Марии Петровне Колычевой Христос посреди нас! Что сделается словом, или делом, или помышлением против святого и вечного закона Божия и воли Божией святой, все то грех есть. Спасайтесь поручением Господним и рассматриванием себя во всякое время в деле, и слове, и помышлении. Июля 7-го, 1828 года 2. 161. Марии Петровне Колычевой Слава Богу! Христос посреди нас. Малое обращение ока творит, чтоб нам или с солнцем быть, или с тенью тела нашего. Взирающему к солнцу открыт свет; к тени же уклоняющемуся следует потемнение. Вашего спасения—о Христе жаждущий Георгий. Сердцем предаваться Богу— Се есть подвиг выше всех! Мир теснит и гонит иного Душу, алчущу утех Царствия небесного— Единого любезного. Сентября 7-го, 1828 г. 2.172. Марии Петровне Колычевой Всегда в виду моем жизнь и свет, тьма и смерть: вечно буду я счастлив, когда тесным и прискорбным путем достигну моего отечества... Да покровительствует вас Небесная Царица! Спасайтесь, Матушка! да сохранить Св. Ангел нашего Г. С. от раскольнических толков и сетей диавольских! Куда ни пойдем, всюду они расставлены на уловление спасающихся; и где бы ни быть, повсюду нужно иметь безропотное терпение — до самого конца. Убедительно прошу вас, не преставайте в сердце вашем именовать всегда имя Христово; не внимайте находящим, пусть кто что хочет говорить, но ложь во истине не стоит: довольно вам внимать своему спасению, Евангелию и Апостолам и поучаться в книгах, преданных святою Церковью. Берегитесь от голов, высоко парящих: дым вредит глазам чистым. Да сохранит вас Матерь Божия—под своим покровом! Января 18-го, 1829 г. 2.183. Марии Петровне Колычевой Где жизнь и свет – Там Бог живет, Уныния нет! Тьму гонит свет! А вы о чем грустите? Единого ищите, Что мертвых воскрешает, От ада свобождает, Жизнь новую дает, К небесным нас зовет! Земное наслаждение— С небесным разлучение. Грусть, скука и мучение— Земных сластей томление. Пойдем туда, где вечное спасение!— 2.187. Марии Петровне Колычевой Когда душа и сердце скитается во временных, умом же своим обходит и рассматривает состояние житейского непостоянства и самую человеческую любовь, колеблющуюся, как волна от обуревания, тогда поистине видит, что любовь человеческая ничтожна без любви Божией. По этому созерцанию и поверяется сердце словом Божиим: любит ли оно более всего Бога так, что, хотя бы и всего в свете лишиться, только бы нимало не уклониться от Бога? Ибо без Него мы не можем и друг друга любить, как Он заповедал. Взгляните на достойную внимания картину: вот земля под вами — и небо над вами! Кто ж художник сего чудного дела? Бог, Творец наш, Иже везде Сый, вразумляет нас познавать Его невидимую силу чрез видимую красоту и благоустройство, чтоб мудрствовали мы небесная, а не земная; и притом Его благости угодно, чтоб мы более всего одного Его любили. Опасно и бедственно житие тех, которые только и ищут довольствоваться земными, чтоб в них всегда наслаждаться и благожительствовать. Люта смерть не умирающим благожительствованию земному и любящим сладостраствовать. Питающиеся пространно не способны понимать, что есть будущая жизнь и какое то уму непостижимое блаженство, которого, как вас, так и меня, недостойного, да удостоит Господь по велицей милости Своей. Здесь же буди нам произволение наше благодарно терпеть тесноту и скорби ради имени Христова. В чем да укрепит нас Господь до последней минуты нашего в жизни сей пребывания. Чего себе, того и вам искренне желаю, о Христе Иисусе любящий вас, н. р. Георгий Октября 13-го, 1829 года 2.188. Марии Петровне Колычевой Мир вам о Господе! Чтобы право разуметь и рассуждать о всякой вещи, сие приемлется от Господа сердцами кроткими и смиренными, во утверждение истинного исповедания веры в Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа. Кому из верующих неизвестно, что Писание объявляет: плоть и кровь не внидет в царствие Божие? Все живущие по плоти гордятся плотью и великомудрствуют земная. Неверующие говорят о будущей жизни: пока жив, по тех пор и веселись! и так прилагаются скотам несмысленным и уподобляются им: прилагаются и уподобляются чувственно, по своему самовластному изволению, уклонившись от заповеди Христовой. Повеление же Господне есть свет, как выражает вдохновенный Псалмопевец: Свет повеления Твоя на земли. Теперь явно, что уклоняющиеся от повеления Господня ходят во тьме и мечтают неподобная... Будем молиться Господу смиренною молитвою, да просветит нас право разумети заповеди Его и научит, якоже подобает оные творити в славу имени Его, да спасемся, благоугождая Ему смиренномудренно. Вы уверены, что милость и гнев людей пред Божиим гневом и милостью ничтожны. Радость наша на небеси! Октября 20-го, 1829 г. 2.190. Марии Петровне Колычевой Сообщенные вами к сердцу моему богословские и философские изречения приносят мне неизреченное утешение. О искренний друг! прости мне, что краткостью моего слова не удовлетворяется жаждущее твое сердце; но силен разумом Господь и единым зернышком удовлетворит алчущую душу, прохлаждая благодатною росою пылающее сердце. Пишет святитель Димитрий: «Не мни восхитити небо, аще небесне не поживеши». Мир души, пространство совести, свобода духа, радость, беспечалие и ко всем нелицемерная любовь — в сих состоит духовное божественное наслаждение,— и чем более за добродетель умножаются скорби, тем пространнее распространяется о Господе сердце. Много любящий вас о Христе Георгий 17 ноября 1829 года 2.193. Марии Петровне Колычевой Слава Богу! Жизнь, свет, тьма, смерть, суд и воздаяние комуждо по делам его... Господи помилуй нас! Скорби и болезни обыдоша душу мою; но именем Господним противляхся им, и, ограждался перстным знамением, поборах борющия мя с высоты и низу: помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.— Чем вы теперь занимаетесь? Благоприятно ли время к вечному спасению? Читанное при вас поучение Златоустово о жизни временной и вечной по внимании вашем, приятно живит меня. Живи, сестра моя о Господе; преодолевай все трудности терпением. Христос посреди нас! В Нем наша радость, утешение, крепость и утверждение во веки. Ничто временное не вяжет нас и земное не пленяет сердец наших; все такое — видимое и внешнее — изменится, а нас соединяет и делает единомысленными слово Божие. Готово сердце мое к Тебе, Боже! восклицал Св. Царь Пророк Давид. Готов он был к тому, к чему стремилася вся душа его. И нам нет иного истинного утешения: надобно следовать Господу и предаваться Ему делом, словом и исполнением, да пребудем вечно в любви Его, в радости небесной. Пусть ныне течет ток слезный от сокрушенного сердца; а тогда, во блаженном успении, возрадуется душа моя о Господе, утешаемая вечно. За сими строками остаюсь, слава Богу, жив. Себя и вас отдаю сотворшему нас и промышляющему о спасении нашем, Господу Богу Иисусу Христу, Спасителю нашему, да спасет нас временно и вечно. Навсегда вам преданный о Христе, претерпевающий под крестом Георгий. 2.204. Марии Петровне Колычевой Слава Богу о всем! Возлюбленная сестра о Господе! Ведь спасение—премудрость: а премудрость начинается в сердце от страха Божия. Милость и любовь, безропотное терпение и труды ради спасения Господь знает, когда наградить. Спасающихся душа несомненно верует всему реченному от Господа: она жаждет любить его паче всея твари и более всего; с радостию жаждет угождать Ему и соблюдать все заповеди Его; всеми силами уклоняется от того, что противно Ему, и ищет всегда пребывать в дому Божии, не терпя жить в селениях грешничих, как изъясняется пророческим гласом в псалмопении Св. Царь Давид. Все спасительное испрашивается молитвою у Господа; все к нашему спасению подается Господом. Св. Ангел Хранитель да охраняет вас от находящих озлоблений и от всего, что смущает душу! Буди вам во всякое время неотступной покровительницею вашею Царица Ангелов, Матерь Божия! Июля 6-го, 1830 г. 2.205. Марии Петровне Колычевой Любить, внимать, искать, страдать И с смертию сближаться, Чтоб душу Господу отдать И вечно наслаждаться: Вот наше заветное слово! Июля 20-го, 1830 г. 2.211. Марии Петровне Колычевой Я нашел в записках моих касающееся меня слово: отрекись сам себя и жизни своея; умри всем вещам прежде смерти твоея, как будто не живешь на сем свете, когда хочешь начать делать дело Божие. Непотребный Егор. Декабря 7-го, 1830 г. 2.226. Марии Петровне Колычевой Ах, зари ясней священная лампада! Ты святую мне икону озаряй. Зри, душа моя, спасенная от ада, Молись пред нею, поклоняйся и внимай; Богу служи,— не миру подражай. Что тебя от Спасителя отводит, все оставь: Хотя телом мы и на земли, Но душою будь на небеси: Вечного спасения проси. Настал день, светло стало, и солнце красное обрадовало. От искры до лампады, от лампады до луны — это ночью освещаемся мы. Как и в духовном мире до Рождества Христова освещалися пророками. Прошу вас разуметь истину святую: что мудрование плотское есть вражда на Бога, закону Божию противная. Вы христианка, потому в странные учения не вдавайтесь. Не пером, но сердцем вам о Господе пишу. Да сохранит вас святой Ангел Божий и избавит от лукавого. Почаще представляйте себе последний час смертный и готовьтесь ко исходу в вечность! Повторяю, что писал прежде: как рыба без воды, так душа без молитвы не может быть жива. Искренно соусердствующий вам н. р. Е. Ноября 8-го, 1831 года
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.