Меню
Назад » »

Георгий затворник, Задонский / Письма (23)

1. 174. Варваре Александровне Сухотиной Матушка! Слава Богу, что вы приехали сюда просить ходатайства в Бозе почившего святителя Тихона! По вере вашей буди вам — так сказал к просящим Спаситель мира Иисус Христос (Мф.9,29). Многие скорби оканчиваются радостью. Приятны скорби, претерпеваемые за добродетель,— и это попущением Божиим бывает. Как только я вступил сюда в монастырь, смутился дух мой! — не находил я, кому открыть тайну сердца моего... Вообразил в уме моем чудотворную икону Божией Матери Владимирской, углубил к ней просительную мысль мою, и тотчас получил решение в сокровенном помышлении моем; потому и остался здесь под покровом Владычицы. Предстательством Божией Матери и ходатайством святого Тихона буди вам милость Божия! Слабый, непотребный раб Е. Мая 25-го, 1828 года 1. 175. Варваре Александровне Сухотиной Что не видится глазами, то веруется и разумеется умом. Мне приятно было представить благонамеренные труды ваши и выразуметь из совершения дела надлежащую пользу. Простою мыслию говорю с вами, представляя пред глазами простое здание, которое может служить единственно для упокоения бедных людей, не имущих покрова; и такое построение всеми одобряется и похвально во всем свете. Но ваше строение, как только теперь видно, стесненное многими препятствиями, от которых многие скорби наносятся вашему сердцу, не имеет сравнения с простым зданием: оно имеет вмещать таких людей, которые всем сердцем горят к Богу и ищут спасительного пристанища, где бы плакаться о грехах и приносить непрестанные молитвы, чтобы сердцами и устами славословить имя Божие! Так на сей священнейший предмет возбужденное ваше сердце, хотя и оскорбляемое, но, с терпением снося обиды, приятно простирает, какие только от изволения вашего зависят, щедрые пожертвования на совершенное устроение храма Божия и обители для спасающихся душ. Поэтому-то ваше строение и не имеет сравнения с простыми зданиями, хотя и много полезными: те здания служат только для телесного упокоения, но ваше строение собственно для спасения бессмертных душ, усердно погружающихся в любовь Божию. Вот что я мог представить в рассуждении моем и совершенно выразуметь к обрадованию вашего сердца. Прошу вас с тем намерением, чтобы прославить имя Божие в сокрушенном сердце вашем, попросите отслужить обедню собственно за обидящего вас, не означая его имени. Не знаю, есть ли примеры служить обедню за обидящего; однако знаю по справедливости, что и отговориться нельзя,— когда вся Церковь имеет непременным правилом молиться сими словами: «ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче, благотворящим благосотвори». Нищих, которые находятся здесь, благоволите утешить милостынею. И сколько вы могли видеть несправедливостей, собственно вас касающихся, от притеснителя, от начала вступления по сие время! Ради Бога простите ему и не имейте гнева на него — вы ясно увидите правду Божию и покровительство Небесной Царицы, предстательствующей о спасении душ. Да поспешествуют вам и ныне молитвы тех душ, которые имеют о вас молиться в благоустраиваемой вами обители. За временные труды и скорби — вечный покой и неизреченная радость от Господа, призирающего на сокрушенное и смиренное сердце. Правдою, любовью и милостью побеждается всякая злоба — это известно всему свету. Господи! удиви на нас милость Твою, да прославится имя Твое. Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим! Мая 27-го дня, 1820 года Побудился дополнить вам мое слово ради Господа: Ежели нет видимых средств примирить враждующих, то есть возможность приступить к молитве о них. Они недугуют болезнью душевною; прикажите поминать их по церквам за здравие. Сия добродетель будет сокровенна от мирских умов, но дело доброго сердца вашего прославит Бог перед всеми, и вы по всей возможности удержитесь. Не ропщите на них пред другими, только себя вините пред Господом; и так, видя Бог смирение и сокрушение сердца вашего, заступит вас. Вы можете убеждать всех богомыслящих, которых знаете, чтобы помолиться Господу о благоустроении и окончании дела вашего в славу Божию. Молитесь и сами усердно; не скучайте, слезы ваши будут в радость вам. Это я сообщаю вам мою искренность, прошу и вас принять искренно; по вере вашей буди вам милость Божия, и будет слово явлено самым делом! Смиренномудрие есть, чтобы только самих себя осуждать внутренно, о прочих же не роптать, но ожидать с надеждою праведного суда Божия и просить о милости Его ко всем. Любите всех; любовь преодолевает все. Еще вам повторяю мою искренность. Слово Божие буди вам утешением!.. 1. 177. Варваре Александровне Сухотиной Нужно проверить свое сердце, не помнится ли на кого какое неудовольствие или гнев,— тотчас просить Господа о истреблении из памяти моей всякого зла, да благо будет душе моей... Вы меня утешаете! С радующимися о Господе радоваться, с плачущими о бедственных злоключениях плакать и составлять в том и другом душевную пользу — об этом мне внушала мать моя, и я чувствую наклонность: мне приятнее быть среди плачущих, нежели посреди смеющихся; откровенно с вами говорю, благодаря вас за усердие. Вечер, мая 27-го дня, 1827 года 1. 182. Л.Л.К-й Непотребный раб Егор советует вам не увеличивать свое несчастье. Истинное несчастье состоит в одном только непокаянии о грехах, которыми душа уклоняется от Бога. Скорби же, и притеснения, и гонения — не несчастья: это путь, которым благодарно идут рабы Божий. Не лучше ли и вам идти таким путем без ропота? Укрепляйтесь, веруйте — Господь утешит вас. 1.187. К Т. С. Милость Божья буди с вами! В кратковременной сей жизни многими скорбями посещает Господь любящих Его. Да войдут в царствие небесное и наследуют вечное блаженство! Тесен и прискорбен путь жизни этой. Каждый претерпевает свои болезни и немощи; но убла-жается душа, которая благодарно приемлет все посылаемое от Господа, и с несомненною верою всегда предается в святой промысел Его о всякой вещи. Да воздаст вам Господь мило-стью своею за усердие ваше. Декабря 17, 1831 г. 2. 1. Марии Петровне Колычевой Матушка Марья Петровна! В сем мире одно проходит — другое приходит, и все изменяется; так и до самой последней минуты будет изменяться. Видно, матушка, здесь нет постоянства; в беспокойном мире искать покоя — тщетное дело. Читаете ли вы когда-нибудь славянские книги — Четьи-Минеи? Ежели их читать да подражать по возможности своей, то человек, как золото в горниле, может во имени Христове очиститься. Странник, грешный Егор. Сентября 21-го, 1823 года 2.8. К М.П. Колычевой Воистину Христос воскрес! Очистим чувства, и узрим: кого более всего мы любим, к тому больше всего и прилепляемся в опасности. Несчастен тот, кто угождает своему сердцу, уклоняясь от Христа. Христос есть весь любовь чистейшая, весь сладость и неизъяснимое утешение. Он сказал: вы в мире скорбные будете; мир возрадуется, вы же восплачете и возрыдаете. Всепровидящий Господь ублажает плачущих ныне, а к смеющимся обращается: горе! горе смеющимся ныне! Наступит час конечный их; тогда восплачут и возрыдают и не получат утешения себе в бесконечной скорби: увы, без конца! Но сетующие и плачущие ныне о грехах своих, и из сострадания к страждущим в тот день, возрадуются. И радости их не будет конца. Они вступят в жилище бесконечно веселящихся, и уже радость их не отнимется от них. Убеждай, матушка, и слезами и делами и благим словом Н.Н., чтобы он оставил вовсе вольнодумство и обратился бы к долготерпению и милости Господа нашего Иисуса Христа. Надобно ему призвать священника и исповедать, как пред самим Богом, весь грех свой подробно, что он предпринимал и сколько душ уклонил в прелесть сию от правой веры. Когда чистосердечно во всем сознается, то Господь, дивный в милости, за правое исповедание его устами, простит его и изымет от рук дьявольских под руку смотрения своего. Не могу умолчать пред вами о страждущих. Келью мою, по милости Божьей, день и ночь окружают стонущие и плачущие о бедствиях и нищете своей. Ах! могу ли я сам от себя делать что благое? Всех и вся наставляет Христос, он посылает бедных убеждать меня жестокого к состраданию; я плачу, да пошлет на них Господь милость свою чрез милостивых. 1824 г., Апр. 7. 2.28. Марии Петровне Колычевой Лишь только предадим себя Промыслу Отца Небесного, тотчас пременяемся на лучшее и уже не ищем ничего, кроме только Его святого благоволения о нас, да будет воля Его, якоже на небеси и на земли. Ведь отчаяние — самая погибель; почто ж отчаиваться нам, когда что делается не по-нашему, а как угодно Его святому назначению? Буди имя Господне благословено (Иов 1, 21). Скорбный путь всегда ведет нас к Царствию Божию; и в самой лютейшей болезни мы обязаны благодарить Господа и просить Его, да подаст нам великодушное терпение к перенесению болезней; уже никто не может противиться судьбам Божиим, и что делать бедствующей душе, как только предаваться Богу и охотно повиноваться Его святому Промыслу? Надобно спросить свое сердце: ежели оно любит более всего Господа своего Иисуса Христа, то поэтому уже ничего предпочесть Его святой любви не захочет, и что не угодно Богу, то не угодно и сердцу, любящему Бога; а как изволяет Бог, так изволяет и сердце, преданное Богу. Сердце, любящее Бога Иисуса Христа, не уклоняется в суетную печаль и не противится судьбам Его, но всегда любит с благоговением покоряться святым Его предопределениям и благословляет, подобно Иову: буди имя Господне благословено! Якоже восхоте Господь, тако и бысть. Слава Богу о всем! Не вдавайтесь в наносимую от врага печаль. 2.62. К М.П. Колычевой Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается. Жертва Богу дух сокрушен. Господь прибежище и сила. Терпите, матушка, вся находящая; все прейдет, минет, и все изменится, а правда воцарится и всякая ложь исчезнет. Сострадаю вам. Ах! не можно избежать скорбей! Это добрый путь наш к вечной радости. Покойтесь в Господе. Св. Ангел да не отступит от вас, подавая вам святое утешение чрез писания священных книг. С нами Бог—Спаситель наш Христос! Мы в его любви утверждаемся во веки; наша крепость — неизреченное Слово—Бог. Июля 26-го, 1825 г. А душевный человек не может молиться духом: это ответ молодому вольнодумцу. 2.74. К М.П. Колычевой Одна радость наша — с нами Бог! Чувствую скорбь твою, и принимая как свою, вопию к Уте-шителю: святым утешением Твоим, Душе Святый, утешь нас скорбью объятых, и пленяй нас в любовь Твою, Царь Небесный! Сердцеведче, царствуй в сердцах наших благодатью Твоей, прощая нам согрешения наши. В скорби распространил меня еси. Дивен Бог во Святых Своих, Бог Израилев! Молитвами Святых Твоих! Господи, помилуй нас. Начинаю выписывать. Один учитель церковный пишет: христианам свойственна добродетель, а те, которые думают противное, благодарить Создателя, и в самых пагубах и бедах воздавать Богу благодарение всегда, говоря: благословен Бог! Знаю, что меньшее терплю, чем достоин терпеть; мала суть сия против грехов моих; ничто же мне по воздаянию воздается. Сей ум христианский, который крест свой нося, последует Спасителю: и никакая обида, ни лишения не оскорбят Его. К сему же добрая весть, что не всегда за грехи попускаются скорби и печали и злоключения: но иногда человеколюбивый Бог, любя раба своего, нарочно влагает его в различный беды, как же в огонь руду златую, да как злато в горниле искусив, сделает его достойным себе. Как искушается в горниле золото и серебро, глаголет Приточник, так избранных сердца от Господа. Смотри Иова и Товию, праведных и любимых Богом людей: как многими скорбями и печалями были долгое время как злато искушаемы, потом каковыми радостями и веселиями утешены: претерпели же много зла не грехов ради своих; но да большая их вера любви к Богу явилась. Вот и Моисей к Израилю говорил: искушает Господь Бог вас, узнать хотя, любите ли Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душою вашею. Если Бога любишь, не скорби об окруживших тебя неприятностях, ибо любящим Бога вся способствует во благое. Все, которое думаются быть неприятностями мира сего, как то гонения, досады, озлобления, уничижения и многое другое, все для любящих Бога не пагубу, но спасение приносит обычно. Силен же есть Бог, рыдание и плач на веселье и утешенье приложит вскоре. Услышь злато глаголивые уста говорящие: все кажущееся быть скорбным, как беда, как нищета, как узилища, как глады, как смерти, как и иное что-либо злое найдет, силен Бог во благое все это преложить: есть это все несказанные Его силы, думающие нужное и огорчающее легко нам сотворить и в нашу обратить помощь. Почему прискорбна душа моя; и почему смущаешь меня? Уповай на Бога, и Тот изведет как свет, правду твою, и судьбу твою, как полудне. Словом, или делом, или самым молчанием моим оскорбил вас, матушка, простите меня; я любезно вас прощаю. 2.77. К М.П. Колычевой Благодать Господа Иисуса Христа — буди с вами! Видно из Св. писания предреченное к утверждению спасаю-щихся: что хотящие о Христе благочестиво жить гонимы будут. Посещаемые многими скорбями, они имеют надежду вечных благ—в воздаянии за кратковременное претерпение скорбей. Буди нам сие крепким основанием в подвиге нашем, да не потребуем самим себе ни от кого ни малейшего уважения, ни почестей от презирающих нас. В нас вера и любовь всегда пребудет нам неизменною наградою здесь и там вечно без конца. Не смущайтесь в уповании на Господа: не делами спасаемся, но верою, свидетельствуемою делами. Истинное слово не требует для объяснения своего от мира сего умственных приложений, Господь чрез пророка Иеремию говорит: что плевы ко пшенице? Мы уверены в том, что сами по себе не можем творить ничего: поэтому бежим от всякого самомнения, и воссияет в сердцах наших свет истинный, благодатью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мир вам, покойтесь в Господе! Покров ваш — Матерь Божья! Да сохранит нас Св. Хранитель Ангел Божий! Марта 28-го, 1826 г. 2.78. К М.П. Колычевой Обышедше обыдоша меня, как пчелы соты, и как огонь в тернии разгорелись сопротивные: и именем Господним сопротивлялся им. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Сие псаломник вопиет, и мы, ему подражая, повторим единодушно прискорбными сердцами от находящих. Многими скорбями подобает нам войти в царство Божье. Радуюсь приближающемуся празднику Воскресенья Христова. Если с ним страждем, с ним и прославимся, свидетельствует Апостол. Дух Божий устами Иоанна Богослова говорит: не любите мир, ни того, что в мире: весь мир во зле лежит. Христос воскрес! Кто хочет мудрствовать и мудрствует в смирении о спасении души, тот всегда должен покоряться промыслу Божьему и никогда себе не искать от людей почтения и не желать того, чтобы угождали ему, — но чтобы всегда, храня любовь взаимную, угождали Богу деланием заповедей Его. В нем пылающую взаимную любовь погасить ничто не может. Не оскорбляйтесь на меня за немощь мою в деятельности по внешнему человеку: я слаб и непотребен; я есть червь, а не человек! поношение человеков и уничижение людей. Простите меня: вас Бог примет. Апреля 4-го, 1826 г. 2. 83. Марии Петровне Колычевой Слава Богу о всем! Кротким духом, смиренным сердцем, благою мыслью благоволи во мне, Господи, прославити имя Твое и сообщить верующей ду-ше благоприятное и спасительное слово. Вы утешили меня своею искренностью. Я знаю эту благодатную сладость, которая не дает чувствовать верующим тиранства, наносимого ударами от обидящего, и радостно приветствую вас искренним поздравлением. Вы удостоились принять подобное тому, что претерпел Царь Небесный, Господь Иисус Хрис-тос, приявший ударение по ланите от раба железной рукой, от которой звук раздался по всему судилищу и двору. Все облеченные во Христа радуются, когда случится претерпевать какую-либо обиду напрасную. Это видно и на апостолах гонимых. О, пустите нас вы, немилосердые, надутые и запаленные духом ненависти и злобы; отсторонитесь, держащие суетные и ложные свидетельства,— все прочь! Теперь вступим в палату Пилатову. О жалостное зрелище! Увы! коль горьких слез исполняешь ты наше зрение! Покройтесь, глаза, слезами; вы не можете видеть сухо такое славное и ужасное видение. Кто это приемлет по ланите от раба Своего сильный удар? Это Бог и Человек! Это Сам Творец и Владыка всей твари, Которому Херувимы и Серафимы предстоят с трепетом! Это праведный и страшный живых и мертвых Судия самовластно благоволил так смириться и позволить неправедному суду осудить Себя на крестную смерть, чтоб претерпением напрасной смерти научить нас явным Своим примером терпению ради имени Его в сей жизни до конца. Теперь, пользуясь спасительным воззрением на Спасителя нашего Иисуса Христа, побеседуем о перенесении обид. Христиане всегда Должны ожидать оскорблений от гонителей Христа; нам надлежит со всех сторон ограждаться терпением и блюдением благих мыслей сердца и ума; надлежит побеждать зло благим делом, словом и мыслью. Мы призрели школу мира сего и не ощупью приемлем истинное познание небесной жизни, но видим и достойно познаем верою Господа нашего Иисуса Христа, что нам не опасно быть обидимыми, и поносимыми, и оплеванными от гонителей Креста Христова, в Котором вечная жизнь наша. Опаснее для нас притворные ласки и ложные угождения от обольщающих чувства наши; от таковых искусных приятелей приятнее принимать раны, нежели ласки, и есть великая мзда на небеси за претерпение напрасных ран. Приличное нам дело всегда побеждать зло благом. Нужно обратить мысль и на вашу женщину. В ее пользу ей нужен страх; и долг почитания, какой требуется от рабов к господам их, никак бы не допустил до такой крайней оплошности, в которой усматривается явное небрежение ее о сохранении вашего спокойствия. Иногда издали виднее, чем вблизи. Непрекословящий раб со страхом и уважением исполняет волю господина своего, не противную закону Божию. Благодать в дому, где нет прекословящих; повиновение с любовью производит благоговейный мир, приносит сладость небесного безмолвия. Спасительно внушать рабам долг их: они тем смиряются и познают самих себя. Ежели раб за исправление его назовет своего господина или госпожу гордыми, то какой гордости не превзошел сам он? Ах, повсюду нужно привлекательное слово смирения и побеждать гордых силою Креста Господня. В книге «Сокровище духовное» преосвященного Тихона, есть желание, счастие и свеча горящая. С особенным назиданием себя я читал о сих предметах и внимал действующей благодати. 2. 84. Марии Петровне Колычевой Слава Богу и Господу Иисусу Христу! Пишу сии строки с надписью: «Господь по нас, кто на ны?» Это выражение свойственно сердцу, преданному воле Божией; упование не посрамит! Получение письма вашего меня обрадовало; прочитание нанесло маленькое уныние; помыслил: какая тому причина, что вам спасаемая обитель уже представляется не светом Утешителя Духа, но мраком, носящим скуку и некоторое томление души? Место, где славословится устами и сердцем имя Божие, душе, дышащей именем Христовым, всегда благоприятно. Место, где хулится языками Спаситель мира, спасающейся душе несносно: хотя и может она по нужде пребывать на оном, только это ей мучительно и прискорбно. Впрочем, и тут она может, слезами омываясь, в сердце своем славословить имя Христово. Матушке Евфимии Григорьевне теперь немножко полегче, а потом вновь страданиями посещается. Утешилась, услышавши от меня о вас; на лице радостная улыбка покрыла всю болезнь. «Ну слава Богу! Здорова ли она?» — отвечаю: «Жалуется на слабость».— «Мне представлялась дорога,— продолжала она,— как будто она едет к нам. Но возвратилась вспять по немощи своей: у них там переменилась погода, да и мысль с погодою заодно также переменилась». При ответах сострадательность ее сердца свидетельствовалась слезами. К чему стремится сердце, к тому и обращается... Воля всегда действует и уклоняется по направлению сердца. Воля Божия есть спасительное призывание: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы (Мф 11, 28). Прочее ж — идти или не идти — есть воля человеческая. Спасайтесь во имени Христовом. Июля 4-го, 1826 года 2. 85. Марии Петровне Колычевой Н.Н. запрещает вам и грозит: что ж из этого? Это — проба вашего сердца и правого намерения: ежели что против совести, то боязнь и страх человеческие обымут душу; а когда во славу Божию и ради спасения,— тогда суетно такое запрещение. Не трудно и не велико жить и обращаться по влечению чувственного пожелания и сообщения, но то славно и пред святыми Ангелами честно, что смертный человек старается и нудится, подобно им, провождать жизнь свою. Вы припомните, когда вас расслабляла страсть к чувственному плотскому услаждению... и мощи святых были вам ограждением. Поэтому явно разумеется, что непорочная чистота и воздержание очень приятны Господу. При этом нужно каждый час предаваться в покровительство Матери Божией и не полагаться нимало на взаимные ласки, которые по страсти, а не о Господе... Но чем ближе вы к Богу сердцем, тем ближе N. N. к обращению, где бы он ни был и в каком бы расстоянии от вас ни находился. Молитва, пост и уединение, которые могут быть ограждением вашим о имени Христове, проженут всякую мрачность и всякую лесть бе-совскую обнаружат и разорвут, да не связана будет душа ваша, дышащая именем Господним и стремящаяся к Царствию Божию... Смирение — высота. Пылкость, скорость, жаркий на минуту гнев, продолжающийся только до здравого рассуждения,— вот ваш характер; сии качества души вашей да обратит Господь Бог наш во благо именем Своим!.. Не любопытство, но вера спасает нас. От сердца сердцу сообщаю мысль мою, чтобы вы, при помощи Всемогущего, были долготерпеливы и не мнительны в отношении себя к посторонним вещам. Июля 11-го, 1826 года 2.97. К М.П. Колычевой Бог в нас! Да облегчит Господь правосудный и милостивый тяжесть вашей болезни! Верую и умоляю вас: к славе Божьей повторите трижды нижеследующую сию молитву Метафраста, по стихом, 3. Давший пищу мне плоть Твою волею, огнь этот и опаляющий недостойные, да не опалишь меня, Создатель мой, паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всю мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякого дела и слова душетленного: очисти и омый, и украси мя. Удобри, вразуми, и просвети меня. Покажи мне Твое селение единого духа, и не ктому селение греха. Да как Твоего дома, входом причащения, яко огня, меня бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу все Святые, чиноначалия же бесплотных, Предтечу Твоего, Премудрые Апостолы, к сим же Твою нескверную, чистую Матерь. Их же мольбы благоутробне приими Христе мой, и сыном света соделай служителя Твоего. Ты же есть освящение, и единый наших, блаже, душ и светлость, и Тебе лепоподобно, как Богу и Владыке, славу все воссылаем на всяк день. И еще прошу вас: во всяком случае не оставьте повторять сию молитву пред образом Спасителя. Силен Бог по благости Своей удивит на нас милость Свою, укрепит вас и утешит о Христе! Ноября 8-го, 1826 г. 2. 110. Марии Петровне Колычевой Прочитал письмо священника и ваши строки. Что делать? По здравому суждению, в горестнейших и смертельных обстоятельствах нужно всеми мыслями стремиться к единому могущему облегчить страдание — Господу Богу! Господи, прости ми согрешения мои, делом, или словом, или мыслью прогневал благость Твою, помилуй мя, призри на смирение мое, вразуми мя познать правду и милость Твою; управи сердце мое по словеси Твоему благодарно повиноватися судьбам Твоим, подобно благодарному рабу Твоему Иову, лишенному всего имения и любезнейших чад, и уязвленному от диавола по всему телу болезнью; и тако, искушенный, не похулил он смотрения Твоего, но благословлял имя Твое. Истинно, Господи праведен еси, и судьбы Твоя недоведомы нам; да будет воля Твоя! Покойная моя родительница открывала мне смертельную горесть свою и скорое облегчение от оной милостью Божиею — посредством ежедневных молебнов. А когда я или сестра моя очень заболеем и близ смерти, тогда она призовет священника особоровать маслом, прольет просительные слезы ко Господу, Врачу душ и телес — и мы в тот же час как будто вновь отрождаемся, начинаем вставать и вы-здоравливать; а радость материнского сердца никаким словом перо описать не может, пото-му что радость выше всякого человеческого слова, по благодати Божией, тогда действовала на ее сокрушенное сердце. Еще припоминаю вам ее слова. Ей казалось, что она нетерпелива и неблагодарна в несении находящих горестей, по смотрению Божию попущаемых; и она говорила себе: «Когда на все это есть воля Божия, от коего ж духа наносится мысль ропотливая? Нет! я не соизволяю ей, разумея верно, что многие несравненно более меня претерпевают горькие скорби с благодарностью! Вселенная обширна и пространна. Кто может видеть, сколь много есть скорбящих и бедствующих по разным приключениям и несравненно более меня! Буди имя Господне благословенно! Укрепи, Господи, сердце мое на терпение и повиновение судьбам Твоим!..» По молитве душа получает упокоение в Господе. Состраждущий вам о Христе, негодный раб Е... Марта 18-го, 1827 года 2. 128. Марии Петровне Колычевой Ах! мне ли уклоняться от скорбей, когда они сопутствуют в любви моей к достижению, по преселении нашем в вечность, совершенного блаженства? Пусть буду я печален и грусть стесняет грудь мою многими воздыханиями, но печаль о небесных и воздыхания к Вездесущему Богу приятно ходатайствуют, мне в отраду, благость Божию и премирный покой неизреченного утешения. Оскорбление, наносимое чрез человека, уклонившегося завистным духом древней злобы, и нехотя содействует к вышнему просвещению моему — в крепости терпения о имени Христовом. Господь просвещение мое и Спаситель мой... Наше украшение существует внутрь нас, и нет нашего изволения наружно нравиться уклоняющимся от истины, коим прелесть не кажется прелестью, но приятным наслаждением, и так ложно представляется тьма — светом, темный — светлым. Августа 21-го, 1827 года 2. 129. Марии Петровне Колычевой День празднования Божия Матери чудотворной иконе Владимирской. Поздравляю вас, возлюбленная о Христе сестра ноя, с освящением храма в славу Божию в Кирсанове. Сим священным содействием спасению спасающихся много-много я утешился. Сознаюсь смиренно: многоболезненное сердце, по претерпении многих скорбей, восхищается к созерцаниям небесных благ. Ах! оно погружается в безмолвный мир и в нем приятно объемлемое неизреченною радостью, утешается надеждою Царствия Божия. От радости сердца свидетельствую вам любовь и благодарность—путешественник, идущий по дороге к Иерусалиму. На сей дороге бывает и великая мгла, или пар от дышущей земли, и тою мглою все покрывается от взора путешествующего странника; глаз его не проникает в даль сгустившегося воздуха: и бывает скучно—не видеть, какая дорога и та ли самая? Однако странник все идет, трудится и претерпевает наносимые сомнения.............. Я должен более ста рублей, и никого не могу отягчать моей просьбой, и меня ничто так не томит, как долг. Любовь же к нищим заменяет мне всю скорбь надеждою утешения, какая радость! По таком недоумении вдруг солнце, светлейшими лучами мгновенно прогнавши мрак, освещает путь, и озарением своим, к утешению путешественника, ясно и весело являет взору его всю поднебесную страну; ведь нельзя не улыбнуться: рад, рад, что видит столбы, удостоверяющие его о шествии его по правому пути.... Многими скорбьми подобает внити в царствие Божие: это наш предмет. Мудрствуйте небесная, а не земная, напоминает Св. Апостол Павел. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, вещает Св. Царь и Пророк Давид. А Господь Иисус Христос к претерпевающим скорби на сердце утешительную весть приносит: претерпевый до конца, той спасен будет! Враг тот, кто не друг во Христе Иисусе верою и любовью! Господь крепость и утверждение наше: Его благость простирается на всех призыванием в соединение веры и в разум неприступныя славы Его: но очень мало тех, которые избираются и решаются всем сердцем последовать званию Его. Многие во многая уклоняются и представляют свои изветы: кто заботится о своем имении, кто о скотах своих, а кто о женитьбе, и не имеют уха слышати призывающего их в покой вечной радости. Не каждый ли ищет жить по одному желанию сердца своего, и не терпит, ежели сердце оскорбляется, хотя бы то и спасительно было; тотчас отвергает меру спасительного терпения и предается весь греховному удовольствию по воле сердца своего? Стократно лучше иметь сокрушенное сердце. Августа 26-го, 1827 г. 2.142. Марии Петровне Колычевой Покойтесь в Господе, Д. М. Горесть и оскорбления, которые вы чувствуете на сердце вашем, силен Господь пременить в радость и утешить вас о истине... Долготерпите! Не земля, но небо ожидает злостраждущих о имени Христове. Смиренные не могут возноситься, Сам Бог возносит их. Даруй, Господи, безропотно терпеть оскорбления, но чтобы самим ни-кого не оскорблять... Кто равен был А. Павлу? однако и он все время препроводил в напастях, в слезах и воздыханиях день и ночь. Со слезами, говорит он, три лета нощь и день не престаях уча; и еще говорит: нападение еже по вся дни; не сегодня радовался, завтра болезновал, но каждый день печалиться не переставал... Для того праведные здесь в скорбех живут, что они странные и пришельцы, и что на чужой земле живут: следовательно праведные для искушения сия сносят. А грешники если иногда и страждут нечто подобное, то за грехи наказываются. Почему о всем да благодарим Бога хотя Он таким, хотя иным образом творит: ибо и то и другое нам полезно. Ничего он не делает, или ненавидя, или отвращая нас: но обоя, имея попечения о нас. Свидетельствуете сие Св. Златоуст. Господь же да исправит сердце ваше в любовь Божию и в терпение Христово. Февраля 22-го. 2.165. Марии Петровне Колычевой Христос посреди нас! Известно вам, что многие скорби многую пользу приносят претерпевающим во благочестии. Судите же здраво, благоразумно ли бежать, или скрываться от скорби? По этому видно, какая мысль смущает вашу душу и услаждает сердце уклонением от терпения... Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя?... Господь просвещение мое и Спаситель мой... + Претерпевайте до конца. 5-го Октября, 1828 г. 2.166. Марии Петровне Колычевой Слава Богу! Едино утешение мое в печали Спаситель мой! Не попусти мне уклонится от Тебе: приими сие взывание сердца моего, о радосте моя! Боже сердца моего! Услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Д. М.! слышу во мне вещающее слово: в терпении вашем стяжите души ваши: повинуюсь слову Божию и уповаю на него... Возлюбленная сестра моя о Господе! Не только не роптать на Бога, что есть страшно и ужасно, но не роптать на ближнего своего убеждает нас христианский нрав... Что же есть любить врагов, по заповеди Божией?—не иное что видится, как только во всякое время побеждать злобу благотворением. Без любви же не может быть благотворения... Приими к сердцу своему слово, вещающее во мне с тобою в памяти моей: душа, внимающая слову Божию, не пожелает не подвергнуться приходящим по воле Божией страданиям, не пожелает по воле своей уклоняться от временных горестей, которыми она сопровождается в сладость вечную. О радость моя, истребляющая всякую печаль мою, душу же и сердце исполняющая неизреченного веселия, и сие вечно—без конца!... Но что-то не охотно ступается на многоскорбный путь; мысль смущается от какого-то находящего устрашения. Ах! почто многие мнения помрачают веру во единого Бога? Пусть кажется сначала больно и прискорбно идти путем многоскорбным; но потом—благо и легко, а наконец очень приятно. Сей путь Христов идущих по нем вводит в царствие Божие! Ах! есть ли что страшнее разлуки той, которою душа разлучается от Бога?... Теперь я душой моей молюсь единомысленно с тобою: Господи помилуй; помилуй, —не разлучи меня от Тебе: весь Тебе предаюсь; Тебе единому вручаюся; простри руку Твою; изми от страха вражия обуреваемую душу мою; как ступающему по волнам воздымающегося моря и устрашившемуся Петру подал еси руку спасения, так и меня маловерного, утвердив словом Твоим, спаси, Господи! Ты мне Сам, по благости Твоей, дал сердце самовластное, да взыщу усердно всем изволением моим Тебя, Создателя моего; Господи, помилуй нас! Ты веси, что и сие самое взывание по изволению моему к Тебе произношу, побужденный Твоею благостью непотребный и многогрешный раб Твой: услыши мя, Господи; не попусти никогда уклониться сердцу моему в посторонние пожелания; но все желание мое и воздыхание мое в Тебя да углубится; радосте моя! избави мя от обышедших мя. Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою... Теперь я обращусь сердцем моим к сердцу вашему: когда Господь наше упование, то удостоверяемся, что сие нас нигде не посрамит... блажени хранящии слово Божие и творящии е. Октября 12-го, 1828 г. 2. 168. Марии Петровне Колычевой Напишите мне о ваших страданиях и простите меня, много оскорбившего вас моим молчанием. Мое намерение и все желание — никого не оскорблять: как больно сердцу оскорбление, разлучающее со Христом! Все то грех, что бывает, хотя и в малой мере, противу воли Господа и заповеди Его. А наше наблюдение покрывает нас мраком и удаляет от познания таковых тайных движений сердца, и мы, охотно уклоняясь от спасительных скорбей, попадаем в сеть, услаждающую непостоянные чувства наши, и так забываемся, покоясь в чувственности. Ни, Господи! Не попусти нам сего забвения. Лучше временные скорби претерпеть до конца имени Твоего ради и быть от всего мира презираемым, нежели уклоняться от святой любви Твоей по воле сердца, к чему-либо пристрастного, и погибать или навлекать на себя праведный гнев Твой! Накажи нас здесь временно и помилуй там вечно. Любовь и мир царствуют, покойно наслаждая преданных Тебе в любви Твоей, Царь царей и Бог богов, вовеки; мое сердце, покуда Ты удерживаешь, не уклоняется от Тебя. Истинная любовь подлежит сражениям и оскорблениям от находящих, но не подлежит изменению. О вечная любовь! Люблю тебя искренно. Видим из Писания, что Господь всегда обращается более с претерпевающим скорби и плачущих ныне ублажает, а, напротив, смеющимся ныне предопределяет нечто страшное и ужасное, глаголя: горе, горе смеющимся ныне (см.: Лк 6,25)! Это я разумею о тех смеющихся, которые не хотят разуметь грехов своих и того, что ими отпадают от Бога и прогневляют Его спасительную благодать, а потому и не перестают грешить и осмеивать других, не подражающих им в грехах. Презирающие Истину — Христа — не могут терпеть свято почитающих ее, не могут быть мирными, покуда не склонят кого к своей вольности и греховному подражанию, чтобы жить по сердцу в свое удовольствие. Но Спаситель человеческого рода насыщающимся ныне угрожает горестным алканием. Что же говорить к любящим Его, которых Он, премного любя, возводит к вечному утешению? Он им указывает неминуемо имеющее последовать знамение, что мир возрадуется, а вы восплачете: в мире скорбни будете. Какая тайна! Вот чем прикрывается любовь!.. Декабря 7-го, 1828 года
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar