- 342 Просмотра
- Обсудить
3.4. К А.П.Р. Ни о чем столько не радуется сердце, как о том, если кто, по окончании сей бедственной жизни, удостоится быть в преблаженной вечности. Какое там неизреченное празднование! Праотцы наши радуются; Пророки торжествуют; Святые и Праведники все веселятся; Ангельские хоры произносят вечное воскликновение в радостном восторге, и трисвятою песнью проливают божественную сладость во все сердца, объятые любовью. Каждого праведника лице сияет как солнце: и свет неизреченный умножится повсеместно. Представьте, какой там светлый праздник! И еще тем радостнее, что там все увидимся, объятые святою любовью; и сие превосходное утешение уже не изменится и не кончится! Подумавши об этом, какое сердце не почувствует земной тягости сей темницы, в коей заключены мы за наше преступление! Очень прилично здесь припомнить, как прекрасно играл Царь Псалмопевец на божественной лире, когда он, будто с жалобою, взывал к Господу: Господи! изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему:—мене ждут праведницы! О сладкозвучный Псалмопевец! проиграй еще божественную песнь твою! побудь с нами, утешитель чад Церкви! утешь и нас, как утешал и утешаешь ты всех верующих. Прошу вас на меня никому не сказывать, что кому любопытствовать, кто пишет? Лучше то знать, что написано: перо на бумаге, а на сердце пишет Бог! Июля 2-го, 1822 г. 3. 87. Е.П. Не иное что истинно обрадовать сердце ваше может, как провещающее все радости радование о Господе... У вас голова болит, и за это вы благодарны Господу: как же при этом быть нетерпеливо? Ведь нетерпеливые благодарными быть не могут. Благодарность свидетельствуется благоприятным терпением: и тогда посещением святым сердце восхищается в небесную радость, минуя земную суету. Помилуй, Господи, от лености требующих научаться благим делам. 27-го Октября, 1826 г. 3. 140. К А.Т.Б. Слава Богу! О, радость сердца моего! О, утешение души моей! О, небесное посещение — душевных и телесных чувств моих! Оно объемлет и животворит все силы мои; оно упоевает меня до восхищения умилительным вином, приснотекущим от вечной любви... О, таинство неисследимое! О, премудрость непостижимая! Упремудри меня, да благодарю Тебя, яко же подобает, до самого истощения жизни моей и в самую минуту скончания моего, по неизреченной милости Твоей. Благостью Твоею благоволи приять предающийся в руки Твои дух мой, Боже мой! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Приношу вам благодарность мою и взаимное поздравление с принятием Св. Таин Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в жизнь вечную. Сердечную изъявляю вам мою сознательность о радости нашего спасения! Едва, едва в силах излагать мысль мою скачущим пером... Августа 17-го, 1828 г. 3. 167. К А.Т.Б. Поздравляю вас с праздником Рождества Христова, с наступающим Новым годом и с блаженным переселением в премирный мир души вашего родителя... Однако вы не сирота, когда ваш Отец на небеси: Он призывает к Себе всех труждающихся и обремененных на вечное упокоение. Может ли еще привязывать вас к себе обращение и прелесть многосуетного мира? Ежели вам угодно, Сам Господь поможет вам, ищущим найти смиренную обитель или место, где удобнее для вас провести дни вашей жизни в заповеданной Господом непрестанной молитве. Благодарение Господу за дарование христианской кончины вашему родителю... Всегда мне очень приятно слышать о той душе, которая, произвольно оставляя все земное, предается единому Богу. Радуйтесь о Господе, спасающем весь мир и радостно приемлющем обращающихся к Нему всем сердцем. 25 декабря 1831 года 3. 190. К А.Т.Б. Нельзя нарадоваться о Господе! Помянул Бога, и возвеселился. И самое воспоминание в сердце вашем о Боге веселит всю вашу душу. Явный знак любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Ибо что любишь, о том и радуешься: так и любовь к Богу без радости быть не может. Сия радость есть духовная, небесная, есть предвкушение сладости вечной. Душа, любящая Бога, все, что в мире есть, презирает: честь, славу, богатство и все мира сего утехи за ничто вменяет. Ей один Бог есть многоценный бисер; о Нем поминает, размышляет и тем утешается, и восхищается к Нему: где же есть сокровище ваше, тут и сердце ваше... Ноября 9-го, 1834 г. 3. 274. К В.В.Г. Пишу слово, произнесенное жаждущей душою. Якоже желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Тебе, Богу, источнику живому. Когда прииду и явлюся лицу Твоему, о источниче жизни, источниче воды живой! Когда приду к водам сладости Твоея от земли пустой, непроходной и безводной, и утолю от вод милосердия Твоего жажду мою? Жажду, Господи, Тебя, источника жизни; насыти мене: жажду, Господи, жажду Тебя, Бога живого. О, когда приду, Господи, и явлюся лицу Твоему? Когда увижу день оный, день веселья и радости, день, его же сотвори Господь, да возрадуемся и возвеселимся в онь? Блаженны удостоившиеся войти в радость Господа своего! О, воистину счастливы те, иже от моря ко брегу, от изгнания в отечество, из темницы в светлую палату пришли и наслаждаются покоем вечным, его же чрез многие скорби достигли, да радуются во веки. О радость над радостями, радость побеждающая радость, вне коей нет радости! Радуйтесь о Господе! 23-го Ноября, 1828 г. 3. 309. К П.И.А. Христос посреди нас, если два или три собраны во имя Его! Радуйтесь, возлюбленные сии о Господе! Вы видите, какое благоприятное собрание во имя Христово посвятившихся Ему душ, окружающих вас. Тут нет места унынию, где славословится имя Божие! Печалится и унывает враг человеческого рода, когда видит душу, обращающуюся к Господу. Поздравляю вас с наступающим праздником Воскресения Христова. Какая неизреченная радость, когда запоют: Христос воскрес!!! 9-го Апреля, 1831 г. 3. 323. К П.И.А. Воистину Христос воскрес! Радость неизреченная всем верующим во имя Его. Всякая печаль исчезла; день веселья настал! Нет места гневу, когда все сердце радостью кипит! Рцем, братие: и ненавидящим нас простим все воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых: смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Мир вам и благоволение Господом нашим Иисусом Христом! Спасительно вам будет эту всю Светлую неделю читать с размышлением и особенным вниманием Святое Евангелие, не смотря на то, что мир делает: ваше утешение и радость никак не мир, но Иисус Христос, Его же возлюбила душа ваша! Да любит она Его более и да делает все то, что угодно Господу. О любовь, распеншаяся ради нашего спасения! Да сраспнемся и мы божественной любви: пострадаем в сей жизни, да прославимся в будущей вечной,—и тогда-то радости нашей не будет конца! 3. 346. К П.И.А. Истинная радость наша и утешение—Христос посреди нас. Господи, покрый нас от человек нвкоторых и бесов и страстей и от всявия иныя неподобныя вещи! Радуйтесь о Гос-поде! Нет такой скорби и грусти, которую бы Господь не мог пременить в радость и утешение, когда Его благость и самую нашу смерть пременяет нам в жизнь вечную. Святый Пророк и царь Давид ничего не хотел ни на земли, ни на небеси, кроме Господа. Достоверно знал он, что без Господа нет нигде истинной радости и утешения, и потому непрестанно искал и желал всем сердцем и всей душой Господа Бога, и стремился к Нему так, как жаждущий олень стремится на источники водные... Буди вам благоволение Божие, упокоивающее ваше сердце и напояющее душу благодарными струями во псалмопении и молитве, в поучении и прочитыванииа книг божественных и во внимании житию Святых, прославивших Бога! Ничего не осталось, чего бы они не претерпели ради Бога. Слава Богу! Да дарует Господь и нам терпение, чтобы мы не только безропотно, но и с радостью переносили всякие скорби ради Господа нашего Иисуса Христа. Так нам подобает войти в царствие Божие: и тогда радости нашей никто не возьмет от нас. Ныне же очень нужно бодрствовать, быть осторожным, всегда молиться, чтобы избавиться от лукавого. Мое и ваше покровительство одно—истинное всемилостивое, спасающее нас от неприязни—Матерь Божия, заступница беззаступных и всех скорбящих радость. Спасению вашему, как в скорби, так и в радости, милостью Божией соучаствующий о Христе Иисусе ваш брат, непотр. р. Е. 27-го Мая, 1833 г. 3. 351. К П.И.А. Не унываете ли вы? Христос посреди нас, когда двое или трое собраны во имя Его! О, радость, радующая печальных, утешающая унывающих, воскрешающая мертвых! Где только Ты предстанешь как хочешь, тут гробы отверзаются, мертвые оживают и торжествуют воскресение. О веселье неизреченное! О, жизнь небесная, вечная, бессмертная! Христос посреди нас, и все стало светло!!! Радуйтесь о Господе, возлюбленная сестра моя; с радостью сердца приимите лиру царскую—Псалтирь, вещающую Слово Божие и мыслью благою летая по струнам чувств ваших, внимайте гласом разума песнь благоугодную Господу: "Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его!.. Продолжайте песнь сию святую до конца. Оглавление Об истинном покаянии и сокрушении 3.10. К А.П.Р. Покатися Иеремиина слеза по ланитам моим. Увы мне, увы! доколе, доколе будет претерпевать напасти новый Иерусалим, поражаемый находящими в него пленителями! Увы: увы! идем, душа моя, на вавилонские реки, сядем там плакати. Здесь некогда израильтяне, повесив на вербах органы свои, сидели и плакали о разорении внешнего Иерусалима; нам же о внутреннем еще более надлежит проливать слез. Ах, нет! Мало этих слез нам; ступим еще поглубже, приближимся к начальному источнику сей воды покаяния: посмотрим прилежно на самого начальника нашего рода; внемлем усердно всем его движениям. Ах, мы видим, как лицо его избито от произвольных ударов покаяния; слышим вопль рыдающего сердца и произношение жалостнейших слов, коими воспоминается преслушание заповеди и лишение достоинства, которым наслаждался он в прекраснейшем всех красот блаженстве. Глаза его, потупленные в землю, были ему двумя источниками, или беспрерывно текущими реками истинного покаяния. Таким-то образом Адам оплакивал свое преступление и научал своих потомков сокрушению сердечному и покаянию! Что же чувствует душа наша, помышляя о своих грехопадениях? Чувствует ли она то, что мы несравненно более сделались преступниками пред Господом, нежели наш праотец Адам? И когда он столь ревностное и чувствительное приносит покаяние, будем ли мы правы, ежели не только каяться, подобно ему, не расположены, но и не жалеем о преступлении заповедей Божиих и охотно вновь предаемся той же страсти, которая ужасно прогневляет Божию благость! Щедр и мило-стив Господь (Пс 102, 8) — к боящимся Его; и гнев Его почиет на грешницех некающихся, как уверяет пророк — царь-псалмопевец! Теперь перейдем из древних веков в новоблагодатные лета и посмотрим на того, который, как пылким огнем, горел любовью ко Господу! Он горько плачет за три слова, кои неумышленно произнес под страхом! Правда; он языком произнес отречение, сказав: не знаю человека сего, то есть Иисуса Христа; но о сердце его кто судить может, кроме Самого Сердцеведца Господа? Петр был покрыт тогда смертным страхом и тем наказывался за самонадеянность, с которою уверял Господа своего, что он и на смерть идти готов с Ним и никак не оставит Его. Вот причина Петрова греха, то есть его самонадеянность. Зная сие, Господь и прежде научал Своих учеников самоотвержению (Мф 16, 24): аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. И святой Петр до самой смерти оплакивал свой грех. Ах! оплакиваем ли мы так грехи наши? Но кто может оплакать тех, которые не только не хотят возненавидеть содеянные ими грехи, но еще жалеют о том, что по какому-либо случаю не могут вновь предаваться им, и которых душа так погружается в страсть беззаконную, что и слышать не хочет о воздержании! Увы! горе дошедшим до такого состояния душевного! Горе, горе некающимся грешникам! Их ждет мука вечная! Конец приближается: покайтеся и веруйте! Февраля 16-го дня, 1824 года 3. 54. К М.М. Примите мою убедительную просьбу к вам. Ежели о скором нашем обращении ко Господу радуются Св. Ангелы, ежели Сам Господь стремительное дерзновение к Нему любезно приемлет от всякого кающегося и исповедающего грехи свои в то же мгновение разрешает се условием, чтобы вновь к ним не обращались: то напечатлейте сии истины на сердце вашем и с несомненною верою поспешите с искренним покаянием ко Господу. Не отлагая до другого времени, воззовите к Нему от всего сердца: Господи! Тебе открыто все сердце мое, все мысли, слова и дела мои, все грехи мои, волею и неволею, в знании и по незнанию сделанные мною, явны Тебе! Жалею и сокрушаюсь, что оскорбляла Тебя! Каюсь со всею преданностью себя в волю Твою, Господи; дай мне истинно всегда приносить Тебе в жертву сокрушенное сердце; дай ми помысел исповедания грехов моих. Прости немощи моей, и вместо многого моления и поста, удостой принять мое скорое послушание на гласе призывания Твоего: приидите ко Мне вси труждающиеися и обремененные. Господи! прибегаю и падаю к стопам Твоим, по подобию омывшей слезами ноги Твои. Не отвержи мене от лица Твоего; помилуй мя по велицей милости Твоей. Благослови, Господи, посредством служащего Тебе, Богу моему, священника принять исповедание мое и отпустить грехи мои, и сподоби достойно причаститися Святых Таин тела и крови Твоей, во освящение души моей и в жизнь вечную (поклон Господу). Возлюбленная сестра моя о Господе! Сегодня или завтра поутру, желаю вам принести исповедание духовнику и у ранней обедни да сподобит вас Всещедрый и Непостижимый в милосердии Господь Бог Иисус Христос принять Его, и да внидет Сам в сердце ваше, в душу, в чувства, в мысли и во все тело ваше! И да возрадуются все Ангелы о скором с верою приобщении вашем Господу во всякое благоустроение жизни вашей, в утверждение и укрепление сил ваших. Аминь. Слава, честь и поклонение Единому Богу в Троице! При сем прошу вас искренне относиться ко мне просто; я не могу соответствовать тому, чем вы меня именуете, поэтому и надеюсь более не получать от вас мне налагаемых титулов; я нимало ничем не желаю оскорбить вас, а это есть долг моего сознания. Простите меня. Святой Ангел-хранитель да сохранит вас с матушкой Ангелиной от всякого смущения! От всего сердца желаю вам обеим, в действительное утверждение и укрепление спасительной жизни, удостоиться неосужденно принять Господа Иисуса Христа. Аминь. 10-го Мая, 1824 г. 3. 68. К М.М. „Грех содеян — совесть мучит, пока покаянием не очистится. Берегись же греха, как яда змеиного, хотя во избежание угрызения совести. Все то грех есть, что делается словом, или делом, или помышлением, против святого и вечного закона Божиего и воли Его святой". Вот что, любя нас, объясняет нам Святитель Тихон: „Не говорящий Мне, Господи! Господи! войдет во царствие небесное: но творящий волю Отца Моего, Иже есть на небесах. Если не покаетесь, все также погибнете, Христос говорит: Отойдите от меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, Христос скажет на страшном суде не покаявшимся грешникам: и идут сии в муку вечную, праведники же в жизнь вечную. И ныне всякие наказания от Бога за грехи посылаются на людей. Как то: брани, кровопролития, трясение земли, глады, нашествия иноплеменных, междоусобные брани, болезни, немощи, скорби, печали и проч. Приблизитесь Богу и приблизится вам, очистите руки грешники, и исправите сердца двоедушные. Пострадайте и слезите, и плачьте: смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Послание Иакова глава 4). Коль велика милость Господня, и очищение обращающимся к Нему! (Сирах, глава 17). Не требуют здравые врача, но болящие: не пришел призвать праведников, но грешников на покаяние, Христос говорит (Матф. гл. 9). Не медли обратиться к Господу, и не отлагай день от дня (Сирах, гл. 5): потому что сие откладывание бедственно, во 1-х, потому, что многих постигает внезапная смерть; как это всякому видно! внезапно изойдет гнев Его, и во время мести погибнешь; во 2-х, потому, что Бог хочет твоего обращения, и прощение обещает тебе, но завтрашнего дня, или далее не обещает (рассуждай сие грешник!); опять же всегда велит готовым быть к исходу: и вы будьте готовы, так как в который час не думаете, Сын человеческий придет". (Лук. гл. 12). Все это выписал я из сочинений Святителя Тихона. Пользуйтесь сим, молитесь, претерпевайте во всякой чистоте и смирении ради Господа, и меня помяните об имени Христове. 30-го Мая, 1825 г. 3. 113. К Е.Я.Т. Слава Богу! Сегодня преподобной Пелагии. Прочитывая жития Святых, я заметил, что есть истинное покаяние грешников; это — совершенная решимость и обращение всей душой к Господу кающихся невозвратно. Они, за исповедание грехов своих, и за самоотвержение удостоились великой милости и освящения от Господа. Св. Пелагия в один час за непременное ее намерение, исповедание и покаяние столь чисто очистилась от греховной скверны, что уподоблена чистой белой голубице. Об этом свидетельствует св. епископ Ноин. Потом она в Иерусалиме затворилась в отшельнической келье под именем евнуха Пелагия, и до смерти провождала постническую жизнь... Ах, пожалей обо мне, возлюбленная сестра; я столь слаб, что не могу себя призреть и не могу оставить сладкой пищи; а когда услаждаюсь земным, тогда всячески лишаюсь небесных... Трудно отвыкнуть! Особенно вам: но не стоит ли того сладость небесная, чтобы призреть услаждение земное? Любовь мне внушает: чего себе, того и вам желать. Октября 8-го. 3. 162. К А.Т.Б. Был такой, который назвал слезы ангельским питием; слезы кающихся — вино есть ангельское, ибо радость бывает Ангелам о грешнике кающемся. Христос, Господь безгрешный, пришел на свет за наши грехи пострадати, вземляй грехи мира плачет в пеленах, аки грешник: убо оные Его слезы вином суть для Ангелов. Видишь, что Его рождение посетили гости с неба, святые Ангелы; источает для них вино — слезы Свои; слезы — вино ангельское. Подвеселились Ангелы святые вином тем необыкновенным; радость Ангелам! Учинили себе пения и лики воспевают: Слава в вышних Богу!» Сообщая вам благоприятное сие слово святителя Димитрия, повторяю мое поздравление с празднованием Рождества Христова. Когда сердце ваше занято воплощенным Богом, тогда душа ваша неприступна иным находящим помышлениям... В немощи сила Божия совершается. Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин 1, 14) — Христос посреди нас! Радуйтесь о Господе! Декабря 26-го, 1830 года 3. 170. К А.Т.Б. Слава Богу, призывающему послушающих Его в жизнь вечную. Господь хочет всем спастись и в разум истины придти. Он кающихся грешников и обращающихся к Нему всем сердцем милостиво приемлет и прощает; не кающихся же ждет мука вечная. Если кто у кого-либо просит прощения, Сам Господь смотрит на дело сие и воздает каждому по сердцу его. Правосудие с милостью восставляет падшего человека, и тем убеждает его более не согрешать, да не горше что будет. Нужно, чтобы он молился Богу и боялся оскорблять благость Его. Когда смерть похитит душу, тогда поздно каяться, тогда каждый примет награду по делам своим. Буди милость Божия с вами и благоволение Господне в долготерпении вашем: все временное кончится и пройдет, настанет вечное и не будет конца. Мая 6-го, 1832 г. 3. 182. К А.Т.Б. Когда бывает очень скорбно сердцу от стеснения горестных обстоятельств, от которых болит душа, будучи угнетаема горькими помышлениями о своем состоянии, тогда делается плач, сокрушается сердце и слезы струятся, как потоки. После слез чувствуется облегчение на сердце; оно очищается ими от тяжкой тьмы, и как после сильного дождя проясняется приятный день, и лишь только сквозь разносимые облака проглянет солнышко, уже на нежных веточках по горам и рощам хоры птиц воспевают Творцу своему хвалебные песни, — и, радуясь, славят Его, каждая по своей природе: так после слез временная скорбь переменяется на радость. Вы можете и зимой, к отраде души вашей, представить весну вечную в светлом духовном мире, в котором солнце есть Христос, Творец видимого солнца. — Утешьтесь милостью Божией: вы удостоверены, что Бог не оставляет нигде обращающихся к Нему с сокрушенным сердцем; Он есть всемогущий промыслитель вашего спасения. Прошу вас искренним словом сердца моего, погружайтесь глубже в разум святых молитв, как рыба в воду, от находящего обуревания. Ноября 10-го, 1838 г. Слава Богу за все!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.