Меню
Назад » »

Память святых отцов VII Вселенского Собора. Апостола Иакова Алфеева

Память святых отцов VII Вселенского Собора. Апостола Иакова Алфеева.

Память святых отцов VII Вселенского Собора (787). Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андрони́ка и жены его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361–363). Св. Поплии исп., диакониссы Антиохийской (ок. 361–363). Прп. Петра Галатийского (IX). Сщмчч. Константина Сухова и Петра Вяткина пресвитеров (1918); сщмч. Константина Аксенова пресвитера (1937). Обре́тение мощей прп. Севастиана Фомина исп. (1997). Корсунской иконы Божией Матери. Утр. – Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19–31. Лит. – Гал., 200 зач., I, 11–19. Лк., 30 зач., VII, 11–16. Свв. отцов (под зачало): Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Ин., 56 зач., XVII, 1–13. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Лк., 51 зач., X, 16–21. Тропарь и кондак воскресные 3-го гласа Тропарь: Да веселя́тся Небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость. Кондак: Воскре́сл еси́ днесь из гро́ба, Ще́дре,/ и нас возве́л еси́ от врат сме́ртных;/ днесь Ада́м лику́ет,/ и ра́дуется Е́ва,/ вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно// Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́. Тропарь отцов, глас 8: Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́. Кондак отцов, глас 6: Иже из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно/ из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м,/ его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но, сие́ благоче́стно начерта́юще,/ почита́ем ве́рно./ И Сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва. Тропарь апостола Иакова Алфеева, глас 3: Апо́столе святы́й Иа́кове),/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим. Кондак апостола Иакова Алфеева, глас 2: Тве́рдо му́дрости догма́ты в ду́ши благочести́вых вложи́вшаго,/ похвала́ми да ублажи́м я́ко боговеща́теля вси Иа́кова:/ Престо́лу бо сла́вы Влады́чню предстоя́,/ и со все́ми Áнгелы ра́дуется,// моля́ непреста́нно о всех нас. На самом деле когда человек погружается в жизнь Церкви, в реальный духовный опыт, он начинает понимать, какая огромная сила его питает. Мы говорили о целостности человеческой личности, о внутренней силе – именно это дает Божия благодать, которую мы почерпаем в Церкви, в сочетании, конечно, с человеческими усилиями. Мне кажется, никакие слова, даже выступления Патриарха по телевидению, не могут помочь человеку понять то, что открывается только в глубине религиозного опыта. Я могу лишь призвать людей познать этот опыт, пройти через него, и тогда они, может быть, скажут лучше, чем я, о том, что произошло в их душах и почему нужны вера и Церковь. Но это открывается лишь в глубине религиозного опыта. В VIII сто­ле­тии им­пе­ра­тор Лев Ис­аври­ец воз­двиг же­сто­кое го­не­ние на св. ико­ны, ко­то­рое про­дол­жа­лось при сыне его и вну­ке. В 787 го­ду про­тив этой ико­но­бор­ной ере­си ца­ри­цею Ири­ною со­зван был Седь­мой Все­лен­ский Со­бор в г. Ни­кее, на ко­то­рый яви­лись 367 от­цов. Все­лен­ские Со­бо­ры (ко­то­рых бы­ло все­го семь) со­би­ра­лись для уяс­не­ния во­про­сов ве­ры, непо­ни­ма­ние или неточ­ное ис­тол­ко­ва­ние ко­то­рых вы­зы­ва­ло сму­ты и ере­си в Церк­ви. Так­же на Со­бо­рах вы­ра­ба­ты­ва­лись пра­ви­ла цер­ков­ной жиз­ни. В кон­це VIII ве­ка в Церк­ви обо­зна­чи­лась но­вая ересь — ико­но­бор­че­ство. Ико­но­бор­цы от­ри­ца­ли по­чи­та­ние зем­ной свя­то­сти Ма­те­ри Бо­жи­ей и свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков и об­ви­ня­ли пра­во­слав­ных в по­кло­не­нии твар­но­му со­зда­нию — иконе. Во­круг во­про­са о по­чи­та­нии икон воз­ник­ла оже­сто­чен­ная борь­ба. На за­щи­ту свя­ты­ни под­ня­лись мно­гие ве­ру­ю­щие, на ко­то­рых об­ру­ши­лись тяж­кие го­не­ния. Все это по­тре­бо­ва­ло дать пол­ное уче­ние Церк­ви об иконе, яс­но и чет­ко опре­де­лить его, вос­ста­нав­ли­вая ико­но­по­чи­та­ние на­равне с по­чи­та­ни­ем Свя­то­го Кре­ста и Свя­то­го Еван­ге­лия. Свя­тые от­цы VII Все­лен­ско­го Со­бо­ра со­бра­ли цер­ков­ный опыт по­чи­та­ния свя­тых икон с пер­вых вре­мен, обос­но­ва­ли его и сфор­му­ли­ро­ва­ли дог­мат об ико­но­по­чи­та­нии на все вре­ме­на и для всех на­ро­дов, ко­то­рые ис­по­ве­ду­ют Пра­во­слав­ную ве­ру. Свя­тые от­цы про­воз­гла­си­ли, что ико­но­по­чи­та­ние — это за­ко­но­по­ло­же­ние и Пре­да­ние Церк­ви, оно на­прав­ля­ет­ся и вдох­нов­ля­ет­ся Свя­тым Ду­хом, жи­ву­щим в Церк­ви. Изо­бра­зи­тель­ность икон нераз­луч­на с еван­гель­ским по­вест­во­ва­ни­ем. И то, что сло­во еван­гель­ское со­об­ща­ет нам через слух, то же са­мое ико­на по­ка­зы­ва­ет через изо­бра­же­ние. Седь­мой Со­бор утвер­дил, что ико­но­пись есть осо­бая фор­ма от­кро­ве­ния Бо­же­ствен­ной ре­аль­но­сти и через Бо­го­слу­же­ние и ико­ну Бо­же­ствен­ное от­кро­ве­ние ста­но­вит­ся до­сто­я­ни­ем ве­ру­ю­щих. Через ико­ну, как и через Свя­щен­ное Пи­са­ние, мы не толь­ко узна­ем о Бо­ге, мы по­зна­ем Бо­га; через ико­ны свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их мы при­ка­са­ем­ся к пре­об­ра­жен­но­му че­ло­ве­ку, при­част­ни­ку Бо­же­ствен­ной жиз­ни; через ико­ну мы по­лу­ча­ем все­о­свя­ща­ю­щую бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха. Каж­дый день Свя­тая Цер­ковь про­слав­ля­ет ико­ны Ма­те­ри Бо­жи­ей, празд­ну­ет па­мять свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков. Их ико­ны кла­дут пе­ред на­ми на ана­лой для по­кло­не­ния и жи­вой ре­ли­ги­оз­ный опыт каж­до­го из нас, опыт на­ше­го по­сте­пен­но­го пре­об­ра­же­ния через них, де­ла­ет нас вер­ны­ми ча­да­ми Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви. И это ис­тин­ное во­пло­ще­ние в ми­ре тру­дов свя­тых от­цов VII Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Имен­но по­это­му из всех по­бед над мно­же­ством раз­но­об­раз­ных ере­сей од­на толь­ко по­бе­да над ико­но­бор­че­ством и вос­ста­нов­ле­ние ико­но­по­чи­та­ния бы­ла про­воз­гла­ше­на Тор­же­ством Пра­во­сла­вия. А ве­ра от­цов Се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров есть веч­ная и непре­лож­ная ос­но­ва Пра­во­сла­вия. И про­слав­ляя па­мять свя­тых от­цов VII Все­лен­ско­го Со­бо­ра, мы долж­ны пом­нить, что имен­но им мы обя­за­ны воз­да­вать бла­го­дар­ность за то, что освя­ще­ны на­ши хра­мы и до­ма свя­ты­ми ико­на­ми, за то, что теп­лят­ся пе­ред ни­ми жи­вые огонь­ки лам­па­док, что по­вер­га­ем­ся мы с по­кло­на­ми пе­ред свя­ты­ми мо­ща­ми, и фими­ам ла­да­на воз­но­сит серд­ца на­ши к небе­сам. И бла­го­дар­ность от­кро­ве­ния от этих свя­тынь мно­гие и мно­гие серд­ца на­пол­ни­ла лю­бо­вью к Бо­гу и оду­хо­тво­ри­ла к жиз­ни уже со­всем умер­ший дух. Святой Иаков Алфеев – апостол от 12-ти, брат святого евангелиста Матфея. После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным (память 30 ноября), проповедуя в Иудее, Одессе, Газе, Елевферополе, обратив многих на путь спасения. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью. Преподобные Андроник и жена его Афанасия жили в Антиохии в V веке. Святой Андроник был ремесленником. Свой заработок он делил на три части, одну часть отдавал в церковь, другую бедным, а третью оставлял для своей семьи. Когда Господь взял у Андроника и Афанасии сына и дочь, благочестивые супруги решили полностью посвятить себя служению Богу, помогая бедным и больным. Вскоре святые супруги отправились в Александрию, и Андроник поступил в скит, а Афанасия – в женский Тавеннисиотский монастырь. Через 12 лет подвижнической жизни преподобный Андроник пошел в Иерусалим на поклонение святым местам. Ему встретился попутчик – инок Афанасий. Это была Афанасия, которая, предугадывая опасности путешествия, переоделась мужчиной. Они не узнали друг друга, ибо долгие подвиги изменили их облик. Вернувшись из Иерусалима, оба инока поселились в одной келлии и много лет подвизались в безмолвии. После кончины преподобной Афанасии осталась записка, раскрывавшая ее тайну. Вскоре преставился и преподобный Андроник. Праотец Авраам - ветхозаветный патриарх и его племянник Лот жили в 2000 году до Рождества Христова. Праотец Авраам - ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен. С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2). Имя Авраам имеет следующее значение: евр. – «отец множества» (библейская этимология), «отец высоты»; греч. Αβραάμ; евр. – «великий отец». Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом. Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа, Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе - в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву. После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и посредине ее протекает река Иордан. Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись. Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты - направо, то я - налево». Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона. Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот. Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу. Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его. О Мелхиседеке, его происхождении и смерти, ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит «царь правды»: слово салим значит «мир». Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его - он как бы во веки жив, - так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа - Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. Святое причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама. Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи. Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею. Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать их. И они ели. И сказали они ему: «Где Сарра; жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын». Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: «Мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?» Но странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя и у Сарры родится сын». Сарра же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но он сказал ей: «Нет, ты засмеялась». Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог. Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре 89. Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот. Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников. Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город». Авраам снова спросил: «Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?» Господь сказал: «Не истреблю, если найду там сорок пять праведников». Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?» Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотою, и вывели Лота с его семейством - с женой и двумя дочерьми - за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть. И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря, в котором не может жить ничто живое. Жена же Лотова, когда убегала из города, оглянулась назад, на Содом, и тотчас превратилась в соляной столп. Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни - оглянулась, задержалась, - и сразу превратилась в соляной столп. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем. Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына. Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией. Бог явился Аврааму и сказал: «Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь. На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: «Отец мой! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?» Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня». И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака. За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира. Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей. Исаак, являясь прообразом Спасителя за две тысячи лет до Рождества Христова, предизобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы. Как Иисус Христос нес на Себе крест, так и Исаак на себе нес дрова для жертвоприношения. Гора, на которой Авраам приносил в жертву Исаака, получила название горы Мориа. Впоследствии на этой горе был построен царем Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм. О праведном Аврааме праотце и племяннике его Лоте смотреть также в книге Бытия, 12 - 25. Святые мученики Еввентий (Иувентин) и Максим были телохранителями императора Юлиана Отступника (361–363). Прибыв в Антиохию, император повелел окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках и воду в колодцах. Святые Еввентий и Максим воспротивились этому указу, и Юлиан приказал казнить их. Святая мученица Поплия (Публия) исповедница, диакониса Антиохийская, рано овдовев, все свои силы обратила на воспитание сына Иоанна в христианском благочестии. Иоанн стал пресвитером, а Поплия за целомудренную, подвижническую жизнь удостоилась сана диаконисы. Она собрала под своим руководством вдов и девиц, желавших посвятить себя на служение Богу, и устроила в своем доме монастырь. Во время гонения на христиан императора Юлиана Отступника (361–363) святая Поплия с сестрами обличили еретика. Когда император проезжал у дома Поплии, сестры громко запели 113-й псалом, обличающий идолопоклонство. Воины правителя жестоко избили почтенную старицу, но она терпеливо перенесла побои. Недолго пожив после этого, Поплия с миром отошла ко Господу. Преподобный Петр Галатийский. О нем известно, что девяти лет от роду, стремясь к духовной жизни, он покинул родительский кров, отправился сначала в Иерусалим, а затем в Антиохию. Там он затворился в пещере, предавшись молитве и подвигам строгого воздержания, принимая лишь через день хлеб и воду. В этих подвигах он стяжал от Бога дар чудотворений, исцеляя недуги и прогоняя бесов. Скончался преподобный около 429 года в возрасте девяноста девяти лет, из которых девяносто лет служил непрестанно Богу. Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери. Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне. Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре. По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая). Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 г. поставила его в храме Божией Матери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления. В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец, где находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года. В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме г. Торопца находится список с чудотворной иконы. Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками – в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, г. Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и др. Священномученик Петр Вяткин, пресвитер16 ян­ва­ря 1882 г. в еди­но­вер­че­ской кре­стьян­ской се­мье Ди­мит­рия Ер­мо­ла­е­ви­ча и Па­рас­ке­вы Вят­ки­ных в де­ревне Ка­ра­баи (Ильин­ский рай­он Перм­ской гу­бер­нии) ро­дил­ся маль­чик. К то­му вре­ме­ни в се­мье уже был взрос­лый – 17-лет­ний – сын. Мла­ден­ца кре­сти­ли в се­ле Кри­вец с име­нем Пётр. В две­на­дцать лет Пётр Вят­кин окон­чил курс уезд­но­го зем­ско­го учи­ли­ща. В се­ле Кри­вец встре­тил и вер­ную спут­ни­цу жиз­ни Еле­ну. «Еле­на бы­ла гра­мот­ной в се­мье, – вспо­ми­на­ют род­ствен­ни­ки, – а Пётр сам овла­де­вал гра­мо­той, был тол­ко­вый па­рень. Лю­бовь про­то­ри­ла до­рож­ку друг ко дру­гу». Пётр на­чал слу­же­ние в церк­ви в 1904 го­ду, ис­пол­нял обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка в Ми­хай­ло-Ар­хан­гель­ском хра­ме се­ла Сит­ни­ко­во Охан­ско­го уез­да. Через три го­да он ру­ко­по­ла­га­ет­ся во диа­ко­на, а спу­стя ещё год – 14 мая 1908 го­да – ста­но­вит­ся свя­щен­ни­ком еди­но­вер­че­ской церк­ви. В ян­ва­ре 1912 го­да 30-лет­ний пас­тырь ко­ман­ди­ро­ван на Все­рос­сий­ский еди­но­вер­че­ский съезд в Пет­ро­град. В 1914 го­ду Перм­скую епар­хию воз­гла­вит епи­скоп Ан­д­ро­ник, вла­ды­ка уде­ля­ет осо­бое вни­ма­ние еди­но­вер­че­ским об­щи­нам, неред­ко слу­жит в их хра­мах. Сво­им ука­зом ар­хи­пас­тырь пе­ре­ме­ща­ет от­ца Пет­ра на на­сто­я­тель­ское ме­сто. К это­му вре­ме­ни у Пет­ра и Еле­ны уже на­ро­ди­лось трое де­ток: Ра­и­са (1906–1980), Ма­рия (1911–1977) и Ми­ха­ил (1914–1943). В 1915 го­ду ба­тюш­ка ис­пол­ня­ет обя­зан­но­сти бла­го­чин­но­го в Перм­ском еди­но­вер­че­ском окру­ге, в 1917 го­ду за­чис­лен штат­ным бла­го­чин­ным. Осе­нью 1918 се­мья жи­ла в се­ле Сре­тен­ском. Здесь крас­ные схва­ти­ли свя­щен­ни­ка Пет­ра, рас­стре­ляв пря­мо на гла­зах су­пру­ги. Де­тей дер­жа­ли в по­ме­ще­нии, из ко­то­ро­го они пы­та­лись вы­лез­ти через ок­но. Ба­тюш­ку «за­ры­ли у до­ма под ок­на­ми его ка­би­не­та». Еди­но­вер­че­скую цер­ковь в се­ле Вос­кре­сен­ском со­жгли, а пра­во­слав­ный храм раз­ру­ши­ли. В ав­гу­сте 2000 го­да Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви опре­де­лил вклю­чить в Со­бор Но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских свя­щен­ни­ка Пет­ра Вят­ки­на. 9/22 ок­тяб­ря – день па­мя­ти се­го свя­щен­но­му­че­ни­ка, уби­ен­но­го в 1918 го­ду.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar