Меню
Назад » »

Псалом 118 / Толковая псалтирь Евфи́мий Зигабе́н (2)

45. И хождах в широты, яко заповеди Твоя (усильно) взыскам. Я, говорит, был благоуспешен и счастлив во всех делах моих и находил пространство и удобность; потому что любил заповеди Твои. Или хотя я и скорбел по причине искушений, но я не был стесняем; потому что доброе свидетельство совести моей, уверяющее внутренно, что я искал заповедей Твоих с любовью, распространяло меня в скорби моей; ибо добрая совесть утешает того, в ком она есть.*) *) Оригена: Любовь к Богу производит в сердцах людей пространство. Ибо любовь не стесняется. А любовь к Богу есть искание и исполнение заповедей Его. Так сказал Господь: если любите меня, заповеди мои соблюдите. Посему ищущий заповедей Божиих справедливо ходить в широте, т. е. живет в пространстве; потому что кто любит Господа, тот все покрывает, все терпит и следовательно, не подлежит никакому стеснению. 46. И глаголах о свидениях Твоих пред цари, и не стыдяхся. Я, говорит, произносил закон Твой пред царями благоуспешно и получал смелость от заповедей Твоих, так что не стыдился и не боялся славы и силы начальствующих. По словам Евсевия, сии слова приличны Христовым мученикам, которых водили к правителям и царям за имя Христово. *) *) Златословесного: Жизнь по закону доставляет смелость. Таков был Павел, таков Петр, таков лик святых апостолов. Таким образом прекрасные победители мученики презирали нечестивых царей. Феодорит присовокупляет и то, что свидетель тому Давид (т. е. тому, что жизнь по закону доставляет смелость); ибо до учинения грехa с великою смелостию разговаривает с Саулом, а по учинении грехa, он бегал отцеубийцы, ходил с поникшею и покрытою головою. Дидима: Тому, кто произносит устами слова Божии, надобно иметь ум мученика (свидетеля) и быть в полной готовности страдать; так как пророк посему и назвал слова Божии свидетельствами (мученичеством). К сему прибавляет Безименный и то, почему мы должны говорит пред царями свидетельства Божии смело; потому, говорит, что тот, кто говорит в нас, больше всех царей, или лучше есть царь царей, когда говорим Божие! Ибо с нами случается не то, что достойно стыда, когда мы истинно достойны говорящего в нас; так что Он узнается не только из слов, но и из дел, говорящих за нас. 47. И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело. 48. И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся (углублялся) во оправданиих Твоих (мыслию). Читая, говорит, заповеди Твои, я поучался в них; потому что душа моя весьма любит их; я воздвигал и руки мои к заповедям Твоим, т. е. исполняя их делами; так как руки суть выражения действия. Наконец будучи побуждаем любовью к заповедям Твоим, я часто и прилежно размышлял о них. А что значит: ηδολεσχουν о том мы сказали выше. *) *) Златоуста с Феодоритом: Не в слове царствие Божие, но в силе. Потому-то и божественный пророк к размышлению присовокупляет и действие, сказывая: я поучался в заповедях Твоих, которые возлюбил много, и показав пламенное вожделение к ним и присовокупил: и я воздвигал руки мои к заповедям Твоим. Ибо чему я изучался из Божиих слов, то исполнял делами. Оригена: Цель упражнения в заповедях Божиих есть исполнение их и действие по заповедям; почему хорошо, кажется, прибавлено: я поучался в заповедях Твоих; и воздвигал руки мои к заповедям Твоим, которые я возлюбил. Ибо, по размышлении о заповедях и получении разумения их, прилично возносить руки к действиям по заповедям, без скорби и без принуждения исполняя заповеданные ими дела с любовью и ревностью. Феодорита: Поучение в заповедях Божиих есть не только чтение, но и исполнение их: ибо кто любит что-либо, тот и исполняет это непременно. А кто еще и сильно любит (как говорит здесь Давид), тот нисколько не замедлит все перенести для верного приобретения того, что любит. Афанасия: Руками здесь называет деятельные произведения, а «углублялся», значить: много рассуждал об оправданиях Твоих. 49. Помяни словеса Твоя рабу (ради раба) Твоему, ихже упование дал ми ecи. Ради меня, говорит, раба Твоего, вспомни, Господи, слово Твое, на которое Ты повелел мне надеяться. Какое же это слово? Что Ты помилуешь и спасешь хранящих повеления Твои: ибо Я, говорит, творящий милость в тысячи любящих Меня и хранящих повеления Мои (Исх. 20, 6). Но выражение: «помяни» должно понимать в отношении к Богу богоприлично в смысле: исполни и приведи в действие сие слово Твое. *) *) Феодорита: Когда Бог дал закон, то хранящим Его обещал свою милость, а преступникам угрожал наказанием. Итак, он просит, чтобы Бог вспомнил свои обещания. Оригена: Какое слово, о воспоминании которого молится Ему, как не то, что Он пребудет с ними, по своему обещанию, которое и служило им во время гонений утешениием. Так Он говорит: и се Я с вами во все дни до скончания века. 50. То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. «То». Что? Это упование на—то, что Ты сотворишь со мною милость. Оно-то, говорит, утешило меня, и оно воодушевило меня в смирении, то есть в страдании и бедствии моем по причине искушении и скорбей, и то слово, о котором я сказал выше, что Ты помилуешь хранящих повеления Твои, оживило меня, после того, как я почти был мертв от чрезмерных скорбей. *) *) Безименного: Ни что другое не дает словесной душе иметь собственно ей принадлежащую жизнь, как только слово Божие, когда оно постигается и принимается человеческою душою. По мере сего умножается и то, что относится к жизни. Оригена: Одно, говорит, обещание истинной жизни способно утешить нас в страданиях. Ибо если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. А будущая жизнь есть новая жизнь души (оживление). 51. Гордии законопреступоваху до зела; от закона же Твоего не уклонихся. Гордые, говорит, преступали закон Твой долговременно; а я не последовал злонравно и беззаконно их. Или, гордые делали беззаконие, смеясь надо мною, потому что я занимаюсь всегда божественным законом Твоим. *) Я однако же не оставлял упражнения в законе Твоем по причине насмешек их. А гордыми называет презрителен и преступников закона Божия; так как преступники сии горды. **) *) По Златоусту и Феодориту: Гордыми называет Саула и Авессалома, царя амаликитян, сделавшего столько беззаконий против посланных от него (Давида); почему и Евсевий сказал: мать беззакония гордость. **) Феодорита: Сие могли говорит и доблестные мученики, когда столько мучений и бедствий терпели от жестоких правителей. Феодора: Тогда как гордецы преступали закон не просто, но много, я нисколько не уклонялся от закона Твоего; но жил, сберегая ум свой посредством закона, чтобы тайное слово не обратилось в сердце моем в беззаконие. Безименный говорит, что под беззаконием до чрезвычайности, иначе чрезвычайным, пророк без сомнения разумел то, когда кто не только преступает закон, но и других подстрекает к тому, передразнивая живущих по закону и смеясь над ними. 52. Помянух судьбы Твоя от ежа, Господи, и утешихся. Я, говорит, вспомнил, Господи, о праведных судах Твоих, которые Ты производишь от начала, возвышая и прославляя страдающих за добродетель, а живущих благополучно по причини порочности своей предавая бесчестию; и таким воспоминанием я утешился в скорбях и страданиях своих. *) *) Феодорита: Я вспомнил, говорит, что случилось с Авелем, что с Авраамом, что с Исааком, что с Иаковом, что с Иосифом, что с Иовом, что с Моисеем, что им попущено было пасть в искушение, и Ты чрез сие сделал их впоследствии времени знаменитыми и славными; почему отсюда я получил надлежащее утешение для души. 53. Печаль прият мя (объяла меня) от (по причине) грешник, оставляющих закон Твой. Я, говорит, Господи, скорбел по причине грешников, с одной стороны потому, что гневался на них за презрение ими закона Твоего, с другой потому, что чрез пренебрежение закона Твоего они погибнут и подвергнутся мучении. *) *) Златословесного: Время печали не то в которое страдаем, а то, когда делаем худо. И как лекарства, когда употребляются не по свойству болезней, но одни вместо других, более усиливают оные; так и печаль, будучи врачевством против порока, страждущей и обремененной заботами душе вредна, потому что еще более расслабляет ее. Феодорита: Когда я находился в несчастии, то памятованием твоих судов успокаивался; но когда видел, что многие без страха преступают Твои законы, я скорбел и досадовал. Дидима: Когда страдает один член, с ним страдают и все члены; почему мы должны страдать о братиях своих, что они таковы, и таким образом подражать в любви сему святому. Ибо для грешника богопочтение есть смешной обычай, как говорит Безименный; а для богобоязненного беззаконие ужасно, потому что он предвидит страшное наказание. 54. Пета бяху мне (мною) оправданья Твоя на месте пришельствия (странствования) моего. Повеления Твои, говорит, Господи, были мною петы, то есть составляли занятие мое везде, где бы я ни находился. Или иначе, повеления Твои, Господи, были у меня в песнях, или я обращал их в песни, и когда пел о них, радовался. 2) *) Opигeнa: Местом странствования называет настоящую жизнь. Итак, когда я пел об оправданиях Твоих, я веселился. И это только, по словам Феодора, я почитал благом в странническом и чужом, ничего не могущем иметь истинно доброго, жилище; потому что для странника дом свой приятен и все до возвращения в него неприятно. 55. Понянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой. Я, поминал, говорит, Господи, имя Твое во время ночи. Ибо как злые духи наиболее тогда возмущают душу, по словам Дидима, помыслами плотской нечистоты; то посему, воспоминая Тебя, я хранил целомудрие и страх к Тебе. Или я, говорит, воспоминал Тебя, Господи, в нощи страстей, когда ими омрачался рассудок мой *). *) Феодорита: Лик святых всегда встает ночью молиться и петь Богу всех. Ибо вожделение к заповеди и к словам Божиим не дает им даже уснуть, но по причини чрезмерного подвижничества днем и во время сна повторяет в уме своем занятие дневное, и таким образом исполняют повеление поучаться в законе Господнем день и ночь. А ночью, я думаю, здесь называется время искушений; поскольку они наводят мрачность и настигают на людей на подобие ночи; при чем особенно нужно памятование о Боге всяческих, которое успокаивает душу и ободряет ее и прогоняет противные помыслы. Оригена: Во всякое время мне нужно памятование слов Божиих, а особенно тогда, когда тьма вокруг меня, и стены, по словам пророка, скрывают меня, почему во владычественный ум входит нечистая похоть и смущает меня. 56. Сей бысть мне (это было у меня), яко оправданий Твоих (прилежно) взысках. Это, то есть, припамятование, которое, по словам Феодорита, я делал ночью. Ибо Давид часто имеет обыкновение превращать глагол в имя того же корня, как здесь глагол: поминал, превратил в тождезначущее имя памятования; так он сделал и в 49-м стихе в словах: на которые упование Ты дал. Оно (т. е. упование) утешило меня во смирении моем. Итак, Давид говорит, что сие припоминание и памятование о Тебе, Господи, было во мне; поелику я всегда сильно искал повелении Твоих, а от такового памятования, я возимел в сердце моем страх Твой. 57. Часть моя ecи. Господи; рех (дал слово) сохранити закон Твой. Ты, говорит, Господи, участок и наследство и богатство мое; потому что я презрел участок земной, временное наследство и земное богатство. Потому-то я и сказал, т. е. дал слово и обещание хранить закон Твой ненарушимо. *) *) Слова Феодорита: Не все частью своею имеют Бога, но только любящие Его совершенство. Таким образом Он сделался частию и жребием священников и левитов. Ибо для сынов Левия, говорит, нет части среди братий их, ибо часть их Я Господь (Чис. 18,20). Евсевия: Кто отрекся от житейских дел и у кого нет никакой части на земле, и даже желания к чему либо подобному, но кто доволен вместо всего прочего одним Господом, тот может сказать: часть моя, Ты, Господи, и ему следует говорит: я дал слово хранить закон Твой, т. е. духовный, о котором говорит Павел: знаем, что закон духовен. Ибо как не сохранять закон, или заповеди Господни те, которые, подобно левитам, имеют своею частию Господа? 58. Помолихсл лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему (по Твоему разумению). Я, говорит, помолился, лицу Твоему, т. е. Тебе, Господи, всем сердцем моим о грехе моем: посему помилуй меня по слову Твоему: потому что в законе написано, что кающиеся будут помилованы. Или помилуй меня, по обещанию, или суду Твоему. *) *) Златоуст и Феодорит изъясняют так: Не неопределенно просит о помиловании, но желает получить милость по слову Божию. Это может сказать и врачу имеющий разум больной: лечи, как знаешь, как внушает твоя наука. Это может сказать и кормчему разумный купец: правь кораблем по правилам твоего искусства; поворачивай рулем, как того требует наука. Так и мы должны просить милости Божией. Ибо тот, кого просим (т.е. Бог), знает, как помиловать: ибо Он часто дает спасение и чрез наказание; и наказание сие служит вместо человеколюбия. Так и врач рассекает и делает прижигания, чтобы доставить больному здоровье. Так должны просить милости и мы; ибо случается, что милость подается и чрез бедность, и чрез болезнь оказывается человеколюбие, и по закону лечения противное врачуется чрез противное. Оригена: Лице Божие есть образ ипостаси Его. Итак, кто всем сердцем желает Господа, чтобы чистым сердцем видеть Его и видением Его быть помилованным, по слову содержащемуся в Его учении, тот может сказать сии условия слова. А каков тот, кто может увидать лице Божие, сему да научит тебя Иисус, говорящий: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 59. Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои в свидения Твоя. Я, говорит, размышляя о законе Твоем Господи, сравнивал путь жизни моей с заповедями. В некоторых списках читается: я помыслил о путях моих, т. е. наперед размышлял, что должно делать, и что говорит; почему и поступал по заповедям Твоим. *) *) Слова Оригена: Я, говорит, никогда не говорил опрометчиво, не подумавши прежде, говорить ли MHЕ, ИЛИ молчать; и ничего не делал торопливо, не обдумав, прилично ли это дело. Я все делал рассудительно, и посему обращал ноги мои к свидетельствам Твоим. Феодорит сказывает, что и еврейская Псалтирь и Семидесяти в шестистолбцовом и другие переводы заключают в себе чтение «о путях моих». 60. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя. Я, говорит, был готов и оказался усердным к хранению заповедей Твоих, Господи; почему я не смущался строгостью и трудностью сих заповедей, каковая представляется в них нерадивым и ленивым; потому что предусмотренное и наперед ожидаемое что либо бывает гораздо удобоисполнимо и легче. Или, говорит, то, что я не смущался, когда бесы и искушения напали на меня; потому что я наперед знал, что они будут постигать меня, почему я и приготовился ко встрече их. *) *) Златоуста вмести с Феодоритом: Приготовясь к приключениям зол, от внезапного сего стремления оных я не подвергся волнении; ибо по словам Феодорита, с приготовленною мыслию, я мужественно перенес беДСТВИЯ, которые наперед себе воображал, что они имеют случиться со мной: ибо, зная сказанное: чадо! когда приступаешь служить Господу Богу, то приготовь свою душу к искушению, и размышляя всегда о сем по причине нападения завидовавших пути Божию, или искушений, я не смущался. У Евергетидийца сии слова приводятся препод. Зосимою так: я приготовился и не смущался; ибо начало, например, победы над гневом есть то, когда кто хотя и возмущается, не говорит ничего; так как из удержания языка может произойти то, что и вовсе не будет возмущаться в сердце от гнева. Так и авва Моисей, когда в первый раз был уничижаем отцами, хотя и возмущался, ничего не говорил; почему во второй раз быв оскорблен принадлежавшими к клиру, нисколько не возмутился. 61. Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых. Верви демонов, которые суть грешники, по словам Феодорита, суть злые помыслы, посредством которых они силятся искушать подвижников. Сии-то, говорит, верви злых духов—злые помыслы обвились около меня; но не смотря на сие я не забыл закона Твоего; но страхом к закону твоему, как мечем, я рассек сии верви и таким образом избавился от них. *) *) Феодорита: Вервиями называет ухищрения бесов и людей, от пленения взяв повод к такому образу выражения. Так и Исаия выразился: горе привлекающим грехи к себе как долгим вервием (почему и некоторые из отцов—учителей трезвения называют бесов веревочниками по причини сплетений, хитростей и злоумышлений, сплетаемых ими на людей). А Ориген вервиями называет сплетшиеся и непрерывные грехи; потому что те, которые сделали один грех, бывают принуждены плесть для него и другой, как например Давид по причине прелюбодейства присовокупил к нему и убийство; Каин по причине братоубийства соединил с оным ложь. Впрочем хотя они и сплелись около первого, но он, говорит, не забывал закона Божия, без сомнения потому, что обращаясь к покаянию он расторгал вервь грехa. 62. Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея. Я, говорит, вставал в полночь, когда злые демоны воюют против людей преимущественно, одних поощряя к размышлении и воображении злых дел, а других к самым грехам. Или говорит так, что когда сладкий сон, покрывает глаза, тогда я вставал с одра моего, чтоб исповедоваться, т. е. благодарить за праведные суды Твои, так как Ты положил оные в закон, промышляя о нас—людях, для того, чтобы мы боясь оных, жили в целомудрии и не подвергались козням за грехи свои. Или я вставал от сна для исповедования пред Тобою грехов своих по причине праведных судов Твоих, т. е. боясь оных. *) *) Феодорита: Не днем, говорит, только, но и ночью—в самую полночь. Когда сон с большим удовольствием находит на людей, я восхвалял Тебя и прославлял праведные суды Твои (и это не однажды, но каждую полночь, находя сие время способным к молитве, потому что днем связывали меня заботы); тоже и божественный апостол Павел делал вместе с Силою; ибо будучи связан и имея ноги забитые в колоду по претерпении биения и ран, он соединял песнопение с молитвою и получил пользу от сего доброго бдения, удостоившись божественной милости. 63. Причастник (соучастник) аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя. 64. Милости Твоея, Господи, исполнь земля; оправданием Твоим научи мя. Я, говорит, соучастник, то есть сообщник боящихся Тебя, Господи, и хранящих заповеди Твои; так как и я имею такой же страх, как и они, и подобным образом храню заповеди Твои, иначе сказать, и я один из числа их. *) Далее, Ты, Господи, оказываешь милость всей земле, питая всех и промышляя о всех и долготерпя ко всем; посему, как изъясняет Феодорит, помилуй и меня и научи меня оправданиям Твоим в высшей степени и вернее. Хотя и сам Давид получал милость от Бога вместе с прочими; но он так сказал для того, чтобы слово свое сделать более пламенным. **) *) Дидима: Участником Христовым быть может тот, кто совершен, как сказано: мы сделались причастными Христу. А вводимое здесь лице говорит, что оно есть участник боящихся Господа и не только боящихся, но и хранящих из страха к Богу заповеди Его. Признак же страха Божия есть хранение заповедей. Итак, под участником мы должны разуметь друга и сообщника (так как и сирский перевод, по словам Феодорита, вместо причастник, содержит: друг). Посему и Екклезиаст сказал: когда падут, один поднимет участника своего (Екк.4, 10). Итак, он хочет сказать следующее: я друг и сообщник боящихся и хранящих заповеди Его. Так и Феодорит говорит: я имел сообщниками и товарищами тех, которые дорожат страхом Твоим и желают жить по закону. То же сказал и в другом псалме: мне весьма честны друзья Твои, Боже! Безименного: Есть и такие, которые хранят заповеди более, нежели из страха; это те, которые исполнены любви, причастники любви Божией. **) Евсевия: Когда ты увидишь множество согрешающих, нечестивых, неправду говорящих на высоту, и помыслишь о долготерпении Божием к таковым грехам, что Бог и после всех столь важных преступлений повелевает солнцу своему светить на злых и добрых и идти дождю на праведных и неправедных; то ты тогда скажешь: милости Господней полна земля. Оправданиям Твоим научи меня. 65. Благость (милость) сотворил ecи с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему. Ты, говорит, Господи, благодетельствовал мне рабу твоему; так передает и Симмах. По слову Твоему, т. е. написанному в законе, что угождающие Тебе будут облагодетельствованы. Или, по слову Твоему, значит то же что: по приличию Тебе. Давид благодарит Бога, как надлежало, поелику был облагодетельствован Богом. *) *) Дидима: Из сего учащийся божественному закону научается не быть бесчувственным к дарованному ему Богом благо деянии и знать, что по благости Божией к нему он удостоился быть рабом Божиим и благодарит за оказанные ему благодеяния, а выражение: по слову Твоему, означает, что благость Господня бывает с разумом и с целью разумною. 66. Благости и наказанию (исправлению) и разуму (знанию) научи мя, яко заповедем Твоим веровах. Научи, говорит, меня, Господи, чтобы мне иметь благость к единоплеменникам и единоверным со мною, и исправление, по словам Дидима, в деятельной добродетели, а знание в созерцательной. Итак, вразуми меня для самых добродетелей; потому что я веровал заповедям Твоим, верил, что они могут вразумить меня. *) *) Златословесного вместе с Феодоритом: Пророк знал пользу от исправления, и что Владыка, по человеколюбию к людям, употребляет оное; почему он просит о том, чтоб и ему удостоиться оного. Ибо по благости своей Бог подвергает исправлению (наказанию), а исправление доставляет знание. Так и Иеремия просит: исправь нас, Господи, однако же судом, а не яростью. Так и больной, желая здоровья, умоляет, чтоб употреблено было (врачом) и сечение посредством инструментов и жжение. По изъяснению же другого, благость есть истинное разумение произведений Божиих, исправление, умерeние страстей, а знание есть созерцание святой Троицы. А если угодно, под благостью можешь разуметь любовь, а под вразумлением смирение, наконец под знанием—разумение божественного Писания. И это, по словам Безименного, имеет сходство с следующими словами: пожелав мудрости, соблюди заповеди (Сир. 1, 25). 67. Прежде даже не смиритимися (угнетен был), аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних. Прежде нежели, говорит, я подвергся страданию, я согрешил; ибо по согрешении уже я был наказан и смирен; почему и храню закон Твой, чтобы не согрешить еще и не быть наказанным; потому что за грехом следует смирение чрез искушение и наказание. Или под смирением надобно разуметь добродетель смирения, которая производится в сердца внимательных размышлением и сознанием грехов их. Ибо человек смиряется, когда размыслит о своем грехе, почему грех и преступление Давидовы были причиною его смирения. *) *) Златоуст вместе с Феодоритом: Я сам, говорит, исправлял себя. Ибо приговор к исправлению безобиден. За грехом последовало исправление, а за исправлением—хранение законов. Я занемог, употребил сечение, и выздоровел. Григория Богослова: Между преступлением и исправлением поставил смирение, как рождаемое первым (преступлением) и производящее второе (исправление); ибо грех рождает смирение, а смирение есть мать обращения. Кирилл впрочем разумеете сии слова иначе: он преступлением называет мысленный грех, а смирением—состоящий в самом деле. Ибо до падения в действительный грех, человек грешит в разуме и помышлении. Вот его слова: Итак, слова: прежде нежели я смирен был, я согрешил, означают то, что до совершенного падения в грех мы грешим разумом и помышлениями, склоняясь ко греху и одобряя оный и таким уже образом отворяя вход и давая место сатане. А начертание и образ сего представляет падение предателя (Иуды). Ибо прежде самых действий усиливаются в нас удовольствия; так как прежде последствий ум с полным удовольствием погружается в преступление, воображая себе сладость; впрочем, как грех состоит еще в одних только похотях, то ум стоит на средине, не решительно смотря на ту и на другую сторону и имея свободу наклониться на что будет ему угодно; и доколе зло состоит только в предначертаниях ума, еще нет смерти. 68. Благ ecи Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Поелику, говорит, Ты, Господи, благ и человеколюбив и благолюбив, то посему научи меня ясно естественной Твоей благости и человеколюбии, чтобы и мне подражать ему по силе. Давид те же слова, которые употребил выше, повторяет и здесь, чтобы усилить молитву свою и потому, что весьма желает получить непосредственное наставление от Бога. *) *) Слова Исисхия: Дело праведника принимать все, уделяемое Промыслом, с удовольствием и хотя бы что-либо послано было и тягчайшее, он говорит: благ Ты, Господи, и от самого Господа, дающего познания, просит наставления в словах оправданий Его. А сказал: благостью, потому что у Бога есть и строгость, т. е. гнев, по словам апостола. 69. Умножися на мя неправда гордых; аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя. Гордые, по его словам, делают мне обиду; но я не стану подражать им, и не удалюсь от заповедей Твоих, но буду испытывать их, и из них получать утешение душевное, где под гордыми можешь разуметь и бесов и людей, презирающих закон Божии; так как пренебрежение к закону Божию происходит от гордости. *) *) Оригена: Чем кто более праведен, тем более прилепляется к Богу; и чем более умножается в нем мир Божии, тем более умножается против него, как величайшего подвижника, неправда желающих делать ему зло гордых, каких бы то ни было враждебных ли сил, или людей. Но, надеясь по таком состоянии, праведник ни сколько не ослабеваете в испытании всем сердцем заповедей Божиих для исполнения их. 70. Усырися (приняло свойство сыра) яко млеко, сердце их, аз же закону Твоему поучихся. Ожесточилось, говорит, против меня сердце гордых людей, на подобие молока, так как молоко, когда сгустится и сделается сыром, бывает жестко. Или говорит то, что сердце гордых, питаясь неправдами, тучнеет, так как и молоко, делаясь сыром, представляется более тучным. *) *) Слова Феодора: Вместо «стало, как сыр», Акила выразился: утучнилось и стало, как жир, сердце их; но сердце, говорит, их утучнялось настоящим удовольствием; а я упражнялся в законе Твоем, достигая чрез сие упражнение познания Твоего промысла. Безименного: Пока не были горды, враги, говорит, мои были, по сердцу, тучны и нежны, так что могли быть сравниваемы с самым питательнейшим молоком; а когда приняли на себя вид гордый, то совершенно ожесточившись превратились как бы из молока в сыр. 71. Благо мне, яко смирил мя ecи; яко да научуся оправданием Твоим. Полезно, продолжает, для меня то, что Ты, Господи, наказал меня искушениями, чтобы мне таковым наказанием вразумиться в правде Твоей, с каковою Ты наказываешь грешников, и чтобы познать, что если ты и здесь наказываешь, то не гораздо ли более там. *) *) Симмах перевел: Полезно для меня было потерпеть бедствия, чтобы научиться повелениям Твоим. Григория Богослова: Сокрушению предшествует гордость, а славе—смирение. Зная сие, и Давид полагает одним из благ быть смирену, и исповедует благодарение смирившему его, так как от смирения рождается познание оправданий. И еще: те благоразумно поступают, которые вразумляются несчастиями и очищаются как золото огнем, с которыми тоже бывает, что и с Петром, призвавшим спасение, когда уже утопал (слово к жителям Назианза). Божественного Кирилла: Скорби делают нас благоразумнейшими, и извлекают нас из глубин нерадения, убеждая любить кротость нравов и неукротимого как бы нужно и страхом подчиняя игу святости и послушания. Посему-то и певец, находя удовольствие в скорбях, которые и называет здесь смирением, благоволит к немощам, к нуждам, чтобы чрез перенесение оных был признан достойным познания оправданий Божиих, так что никто не познает оных, не быв прежде смирен и угнетен многими скорбями. К сему присовокупим и слова выше упомянутого Григория: Благоразумные люди вразумляются несчастьями для того, чтобы чрез болезнь более прижались к Богу и чрез скорбь усвояли себе Благодетеля: потому что болезнующая душа близка к Богу и скудостью обращается к могущему дать (т. е. Богу), тогда как при изобилии даров могла бы презреть Его. 72. Благ мне, закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра. Благ, т. е. несравненно дороже для меня закон Твой, Господи, который Ты внушил своими устами Моисею, нежели тысячи золота и сребра: потому что закон Твой, по словам божественного Кирилла, руководствует тело и вмести с тем исправляет и нравы и вразумляет душу. *) *) Прибавление из того же Кирилла: Земное богатство едва продолжается вместе с жизнью тела; а по смерти тела проходит и оно, как служащее плотским похотям. Но кто золоту и сребру предпочитает божественные слова и собирает в сердце своем небесное сокровище, тот будет весьма блажен, и получит у Бога непоколебимую надежду, состоящую во всех благах. Безименного: Закон Божии доставляет упражняющимся в нем довольство; а тысячи злата и сребра раздражают в обладающем оным желание богатства и похоть корыстолюбия. И таковой, как непрестанно желающий большего, никогда не бывает без нужды, но всегда находится в недостатке и скудости. Или, по словам Дидима, законом называет закон евангельский, а устами—Христа, который своими устами проповедывал Евангелие. 73. Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. Ты, говорит, Господи, создал меня; посему Ты же и вразуми и научи меня, чтобы чрез вразумление Твое я научился исполнять заповеди Твои. Некоторые, впрочем, под руками Отца разумеют Сына и Святого Духа, посредством которых сотворил все. *) *) Слова Василия: Говорящий здесь научает, какой чести удостоился человек от Бога, что прочим животным Он повелел произойти по одному приказанию, а человека удостоил своих рук; и еще достоинство его в том, что он может принимать и вмещать в себе учение Его и вразумление от Него. Одну из рук Божиих показывает Иов сими словами: Дух Божий сотворивший меня, а другую руку объясняет Соломон, сказывая: Боже отцев, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека; а сила Божия и Божия премудрость есть Христос. Итак, Он сотворил внутреннего человека и создал внешнего. Нисского: Создание прилично брению, а творение созданному по образу; посему создана плоть, а сотворена душа. По мнению же святого Иустина, есть различие между творцем и зиждителем, или создателем; поелику творец, не требуя ничего другого в поcoбие себе, творит тварь собственною своею силою и властью, а зиждитель, взяв силу творения из вещества, устрояет производимое. Другой говорит: Или, быть может, сказав, что Он сотворил, изъясняет и то, как сотворил, то есть чрез создание. Итак, создавали, говорит, меня и устроивший меня способным к разумению, вразуми меня, чтобы мне познать заповеди твои. Феодорита: Бог называется создавшим естество человеческое, не посредством рук, ибо Он без плотен, но посредством употребления большей расположенности к сему творению. Безименного: Бог, создав все словом, приступив к человеку, сказал: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Кому же другому Он говорит: сотворим человека, как не единородному своему Сыну и Святому Духу, которых теперь называет руками? И у Иова написано: руки Твои сотворили меня и создали меня, и после сего обратясь Ты поразил меня (Иов.10, 8); и глагол: сотворим (сотворили), по мнении некоторых, сказывается в отношении к первому творении, а создали, в отношении к бани возрождения и воссоздания. 74. Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся; яко на словеса Твоя уповах. Те, продолжает, которые боятся Тебя, Господи, увидят меня, что успеваю, когда Ты вразумишь меня и следовательно, будут веселиться об уповании моем на заповеди Твои, а не на что либо другое. *) *) Слова Оригена: Имеющие чистый страх к Богу так, что не лишаются ни в чем, совершены; ибо нет, говорит, недостатка у боящихся Его. Таковые и благи соответственно Тому, которого они боятся; почему и всем они желают успеха и пользы и веселятся о благоугождающих Богу. Дидима: Не все при воззрении на праведника веселятся; ибо тот, которого они видят, тяжел для некоторых по несогласию жизни его с другими и различию стезей его (Пр. 2, 26); почему они не охотно видят его. А как для них тяжел видимый ими, так для благочестивых напротив он составляет веселие. Далее зрение здесь принимается чувственное, или умственное душою; сказывая как бы так, что он видит слово его, мысли его, мудрость его. Сим-то образом постараемся видеть его и веселиться сим разумением. 75. Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистинну (праведно) смирил мя ecи. Я, говорит, дознал опытом, что суды Твои, Господи, праведны; и посему с истинною целью и справедливо Ты смирил меня искушениями для вразумления меня, как согрешившего. *) *) Аполлинария: Что суды Божии суть правда, тому верит верующий. Но он не знал бы, если бы не получил слова знания. А неверный не верит, но обвиняет промысл. Лучший же не только верит, но и знает, каков суд Божий в них. 76. Буди же милость Твоя, да утешит мя, по словеси Твоему, рабу Твоему. Да будет, говорит, Господи, милость Твоя со мною— рабом Твоим, чтобы она утишала меня в злострадани и скорби моей, пусть она придет ко мне по обещанию Твоему; так как в законе Ты обещал вспомоществовать кающимся. *) *) Феодорита: Ибо кающимся Ты обещал снисхождение, о чем говорится и у Исаии: когда обратясь восстенаешь, тогда спасешься. Или, по словам Афанасия, милость Отца—Сын, который утешил сердца наши, бывшие под жестоким владычеством сатаны. Замечай, говорит Тимофей, что он, как мужественный борец и научившийся переносить все случающееся, молится не о том, чтобы отступило от него все оскорбительное, но чтобы подан был во время искушений сильный дар утешения, который мог бы доставить ему с полным удовольствием и успокоением и силу к перенесению приключения. В сем-то, говорит, помилуй меня, чтобы дано было мне утешение и успокоение. Прибавление из слова Афанасия: Многие, получившие утешение, ошибочно полагают, что они приобрели его своим благоразумием и собственным разумом. Итак, чтобы с ними не заблуждать и мне, да будет мне рабу Твоему милость Твоя утешением. 77. Да приидут мне щедроты Твоя и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть. Да придут, говорит, Господи, щедроты Твои ко мне, утопающему от печали, и я буду жить ими, да придут ко мне, потому что закон Твой составляет поучение мое, а не что либо мирское. *) *) Кирилла: Справедливо просить милости, поелику и сам от себя исполняет сие, т. е. новый народ, не смотря на смирение свое, или искушения, рассуждая о законе, разумеется, евангельском. Ибо мы уже заметили, что сей псалом относится к лицу нового народа. Феодорита: Почитает себя мертвым, как лишенного благоволения Божия. Потому-то и просит как бы оживления божественным человеколюбием. 78. Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя; азь же поглумлюся (углублюсь мыслью) в заповедех Твоих. Пусть, присовокупляет, Господи, постыдятся гордые, быв побеждены и не имея успеха ни в чем, где гордыми называет выше означенных, т. е. бесов и презрителей закона Божия. Ибо они не справедливо грешили против меня, противясь мне по одной зависти своей. 2) *) Феодорита: Не проклинает чувственных врагов, но с силою молится о них: потому что стыд по причине грехов производит спасение. Феодора: Пророк молится о них: ибо кто согрешает, тот доколе не чувствует того, что он грешит, дотоле не стыдится; а когда придет в чувство своих грехов, тогда начинает стыдиться. Итак, придут, говорит, в стыд и познают, что они несправедливо преступали закон против меня. Синесия Киринейского: но и стыд есть, по крайней мере, вторичное благо. Ибо быть без грехa свойственно Божескому естеству и существу, а стыдение по причине не хороших дел можно называть целомудрием 79. Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя. Если, прибавляет, здесь иногда уклонюсь от заповедей Твоих, то пусть возвратят меня на прямой путь те, которые боятся Тебя, Господи, и знают слова Твои. *) *) Афанасия: От твоих рабов да получу наставление. А таковое будет, когда сделается способным к обращению душ по причине изобилования страхом Твоим. Феодорита: Поелику, говорит, он стал далеко от лика праведных за грех и все они подобно Богу отвратились от него, то он просит, чтоб опять соединен был и получил общение с ними. Оригена: Пророк желает, чтобы боящиеся Бога обратились к нему и усвоили его себе, чтоб он мог сообщить им находящееся в нем. 80. Буди сердце мое непорочно в оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. Да будет, говорит, Господи, сердце мое совершенно и непорочно чрез постоянное упражнение в оправданиях Твоих и очищение страхом Твоим, дабы по сей причине мне не постыдиться, сделав какое либо худое дело, достойное стыда и посрамления. *) *) Феодора: Все грехи достойны стыда. Итак, доколе сердце несовершенно, много нужно заботиться и трудиться, чтобы оно как-нибудь не ослабело и не сделалось хуже прежнего. Но когда достигнет крайнего совершенства, то уже утвердившись чрез навык в добродетели, более не имеет опасности постыдиться. Потому-то и в самом начале псалма называет блаженными непорочных, а это согласно с следующим: сердце чисто создай во мне, Боже! 81. Исчезает во спасение Твое душа моя; на словеса Твоя уповах. Душа моя, по выражению его, некоторым образом разлучается с телом, разрешается и изнемогает, будучи не в состоянии перенести чрезмерности и пламенности божественного стремления к Тебе, при чем спасением называет, по словам Евсевия, спасительное вочеловечение Христово. Итак, он говорит, что весьма желаю спасения сего и на слова Твои надеюсь, что сие сбудется непременно, т. е. на те слова, которые написаны в законе о вочеловечении Христовом. Некоторые же вместе с Феодоритом думают, что Давид говорит о спасении своем, то есть, что я желаю у Тебя, Господи, спасения, и уповаю на заповеди Твои, что исполнением их я спасусь. Далее здесь без различия можно сказать и во множественном числе: на слова Твои, и в единственном: на слово Твое. *) *) Феодорита: Те, которые сильно желают чего-либо и не получают желаемого, исчезают, как говорят; так исчезают те которые имеют сильную жажду и недостаток в воде, а равно и те, которые ожидают кого-либо из знакомых из дальнего пути. Они желают всегда и истаевают, не получая желаемого, так исчезают и те, которые борются с несчастьями, ожидают благоволения Божия и видят, что оно отдаляется. 82. Исчезоша (истощились) очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя. Изнемогли, присовокупляет, и расстроились мысленные глаза души моей, взирая постоянно на закон Твой, при том изнемогли, ожидая, когда утешишь и вразумишь меня, открыв сокрытое в заповедях Твоих богатство. *) *) Феодора: Тем словом, которым имел быть утешен, называет Господа нашего Иисуса Христа; ибо Он утешитель наш от Отца; Он очищение о грехах наших по словам Иоанна: Его-то ожидая с сокрушенными очами душа и всецело занимаясь взиранием на Него, просит удостоить утешения своего, как сказал Евсевий. Феодорита: Словом называется Божие обещание и богодухновенное Писание. Итак, исчезает не только тот, кто ожидает Божия обещания и надеется прекращения обременяющих его зол, но и тот, кто занимается Божиим словом и желает в точности узнать смысл его, и открытие его считает своим утешением и успокоением. 83. Зане бых, яко мех на слане (инее); оправданий Твоих не забых. Некоторые говорят, что мех на инее от холода сбегается; таким-то, как мех, сделался, говорит, и я, как сжатый и обузданный искушениями; почему впредь я не забуду оправданий Божиих, чтобы не подвергнуться опять искушениям. Но другие говорят СОВСЕМ иначе, что мех будучи покрыт инеем смягчается, легко растягивается и бывает мягок; таковым, сказывает, сделался и я, ибо чрез искушение я ослабел и изнемог, при всем моем бессилии я не забывал более оправданий Твоих, чтобы мог сделать что либо противное закону. Или можно понимать и иначе: что я сделался, как мех, мертвым для страстей и грехов, как мертв и грех, а вместительным для Божиих слов, как мех вместителен для жидкостей, и сделался таковым чрез иней и росу божественной благодати, снисшедшей в душу мою свыше и охладившей вход страстей. Посему я не удалился от закона Твоего, зная, что посредством его я удостоился получить горнюю благодать Твою. *) *) Феодорита и Златоуста: Мех от теплоты смягчается и будучи надуваем надымается, а под инеем от холода делается жестким и сжимается: так и тело, по свойству своему, от роскоши изнеживается и вздымается и восстает на душу, а от подвижнической строгости и от инея благодати Всевышнего понижается и подавляется и мертвеет для страстей. Так точно и пророк, когда был гоним от Саула, тогда был выше страстей и скромен, а во время мира получил вред от взыграний чрез роскошь. Усмирив тело, он возобновил памятование о законе Божием. Оригена: Во многих местах Писания ты найдешь, что тело уподобляется меху, например: не вливают вина молодого в мехи старые. Сии слова означают то, что новое учение не может быть вместило ветхим человеком, тлеющим в обольстительных похотях, но только в обновляемом спасительным учением: я умертвил, говорит, земные мои члены, охладил телесный жар Божиим словом; я уже не пламенел желанием того, что относится к чреву, или к вещам телесным. Посему мех под инеем есть тот, который изнуряет свою плоть и не допускает в ней ничего огненного и похотного, и который как бы охлаждает ее. Феодора: Слово Божие, как иней (поелику оно часто называется росою и дождем), охлаждает необузданный пламень страстей моих, чтобы мертвость Иисуса я носил в теле своем. 84. Колико есть дней раба Твоего? Когда сотвориши ми от (над) гонящих мя суд? Сколько, говорит, дней моих, Господи? Без сомнения не много: ибо дней лет наших, сказано, 70 лет (Псал. 89, 10). Итак, поелику мне осталось немного времени жить; то когда Ты произведешь для меня суд над преследующими меня врагами, как невидимыми—бесами, так и видимыми—людьми? А произведешь суд и защитишь тогда, когда обратишь их назад и прогонишь от меня далеко. *) *) Оригена: Все человеческие дни малочисленны. Итак, поелику мало времени я живу на земли, то я хочу увидать суд над гонителями моими, и прошу Тебя не откладывать сего. А гонители наши суть сатана и духи злобы. Хотя же и человек представляется гонителем нашим, но первый гонитель не человек, а диавол, которому человек только подражает. 85. Поведаша мне, законопреступницы глумления (многословия), но не яко закон Твой, Господи! Преступники, говорит, закона из людей передали мне многословное свое учение, но оно было противно закону Твоему, Господи! Или пересказали свои болтливости, в каковых будто изъяснили закон Твой; но они не были согласны с законом Твоим. Сии слова можно относить ко всем словам еретиков. *) *) Божественного Кирилла: И новый народ предостерегается от бабьих иудейских басен, от учения и заповедей человеческих, или и от болтливости мудрых века сего, поскольку они не заключают в себе ничего истинного. Феодорита: Мы должны убегать не только еллинских басен и неверия иудейского, но и богохульного учения еретиков. Оригена: Многие усиливаются изъяснять божественное Писание, но не все говорят хорошо. Ибо редко кто имеет от Бога дарование для сего. Многие обещаются говорить, но не живут хорошо, а беззаконно; почему, что не говорят таковые, говорят пустословие и болтливость. Ибо в душе беззаконного не может быть слово сильное, здравое и спасител ьное. 86. Вся заповеди Твоя—истина; неправедно погнаша мя, помози ми. Все, продолжает, заповеди Твои истинны; в них Ты повелел не обижать других; а как меня обижают, то посему помоги мне, или лучше, помоги и защити Твои законы, нарушаемые неправедными. Сии слова относятся к видимым врагам.*) *) Аполлинария: Заповеди Твои не суть образ, или символ. Несправедливо гонят меня; так как есть гонения и справедливые и несправедливые; справедливо преследуется живущий беззаконно, а несправедливо—праведный и любящий истину, сделавшийся врагом у людей за истину. 87. Вмале не скончаша мене на земли (едва не до кончины довели меня на земле), аз же не оставих заповедей Твоих. Едва говорит, не умертвили меня враги мои, Господи; так как кончиною называется и прекращение жизни. Или заключили и истребили меня на земле; но я и столько страдая не удалился от рассматривания и хранения заповедей Твоих. *) *) Кончина на земле, по мнению Дидима, значит смерть, не общую, но принятие овеществления, которое назвал землею; а равно получить кончину значит принять свойства его. 88. По милости Твоей живи мя; и сохраню свидения уст Твоих. Оживотвори меня, Господи, присовокупляет, по милости Твоей, поскольку Ты милостив, чтобы жить при помощи (милости) Твоей и сохранить свидетельства уст Твоих, которые Ты внушил Моисею, а он написал их. *) *) Феодорита: Смиренномудрием украсил сие слово; ибо просит воздаяния жизнью не за правду, но умоляет о даровании оной по милости, обещаясь сохранять свидетельства Божии. 89. Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси. 90. В род и род истина Твоя; основал ecи землю, и пребывает. Всегда, говорит, повеление Твое, Господи, непоколебимо пребывает на небе, касательно, то есть, порядка: оно то сохраняет и содержите небо в том порядки, в котором оно создано в начале. И самая истина Твоего повеления имеет свойства истины во всяком роди, без изменения того порядка, который назначен и дан ему в закон в начале. Ты, сказано, основал землю, и пребывает неподвижною, как заповедано ей Тобою. *) *) По словам Афанасия, Василя и Кирилла, слово здесь не есть слово прекращающееся, но, по словам псалмопевца, пребывающее во век, и мне кажется, пророк, как говорит Феодор, касается высших предметов. Знаю, говорит, что Твое Слово, которым Ты сотворил все, находящееся горе и на небе, пребывает во век веки. Посему он упоминает о присносущном Слове Отца, бывшем в начале и об устроении всего; и явно называет всю тварь работающею Ему. Слова Феодорита, согласные с Афанасиевыми, показывают, что Ангельские соборы, обитающие на небе, сохраняют Божественный закон, и чужды всякого преступления. Оригена: Если хочешь точнее рассмотреть сказанное здесь пророком, то исследуй все небесное и земное. Солнце с своим светом не делает никакого преступления, но ненарушимо сохраняет течение свое. Воззри и на пути, порядок и изменения луны; после сего взойди и к прочим звездам и к прочей твари и ты найдешь, что все управляется словом Творца. Дидим: Хорошо сказал: во век, а не во век века. Ибо после сего века небо и земля прейдут. А родом и родом Феодорит и Безименный называют один иудейский, а другой—языческий. Ибо когда первый—иудейский род отвергнул истину, и сказал: возьми Его от земли, тогда сия истина от оного рода перешла к сему роду. 91. Учинением (по устроении) Твоим пребывает день, яко всяческая работна Тебе. По Твоему, говорит, Господи, распоряжении и повелении продолжается день, храня тот порядок, который Ты устроил; а такового продолжения причиною не только то, что небо и земля и день суть Твои слуги, но и ВСЕ твари вместе; почему они повинуются и повелении своего Владыки, как подчиняются своим владыкам и словесные слуги. *) В высшем смысле сии слова значат то, что слово Твое всегда пребывает на небе—в Ангелах: сильны, говорит, крепостью, творящие слово Его (Псал.102, 20). Далее и истина Твоя пребывает как в роде ветхого закона (завета), так и в роде нового евангельского закона; так как в том и другом законе слово Божие признается истинным. Ты основал землю, по словам Оригена,—церковь и утвердил ее верою в Евангелие; ибо церковь прежде была землею, поскольку рассуждала о земном и занималась земным; почему она и пребывает, и как Ты устроил ее, и многие искушения, устремившись на церковь, не победили и не превозмогли ее; так что врата адова не преодолеют ее (Матф.16,18). День же пребывает, сказано о свете благочестия, который воссиял чрез евангельскую проповедь и не превращается и не уничтожается от силы врагов—бесов и людей, что, очевидно, Давид говорит пророчески. *) Феодорита: Ибо все служить Тебе и повинуется Твоему мановению: поелику Ты— Творец всех, а дело Творца служебно. 92. Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Если бы, продолжает, и я не был освобожден от искушений за то, что я постоянно упражнялся в законе Твоем, то, без сомнения, я умер бы от смирения, т. е. от страдания, которому я подвергся во время нападения на меня сильных искушений. *) *) Златословесного с Феодоритом: Это мог говорить всякий благочестивый во время приключения ему бедствий, и Иосиф, избежавши рабства, любодейства и клеветы, и Даниил, когда ему запрещено было молиться, и победоносные мученики, перенесшие различные роды наказаний. Без сомнения и блаженный Давид сказал сие, когда изгнан был Саулом и принужден был жить у иноплеменников и врагов; ибо он сделался участником в нечестии, если бы, скитаясь, не упражнялся в божественном законе. Аполлинария: Время искушений и бедствий называется смирением. Итак, блаженному мужу свойственно находиться в смирении и не погибать. Например, меня постигло искушение —свидетельство (мученичества): если закон Божии до моего падения был постоянным моим занятием, то пришедши в смирение и подвергшись искушению мученичества, я не погибну. Так прилично говорит и при всяком искушении: ибо, во время брани со мною злых помыслов и враждебных сил, я погиб бы, если бы Твой закон не был для меня подкреплением. 93. Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя ecи. Во весь, прибавляет, настоящий век я не забуду заповедей Твоих, Господи, поелику Ты по причине оных оживотворил меня угнетенного искушениями. И я освободился от искушений за то, что постоянно упражнялся в Твоем божественном законе *) *) Златословесного: Счастлив тот, кто возносит глас сей с истиною к Богу, и живет в мире сем оправданиями Его. Ибо грешник не может сказать: во век не забуду оправданий Твоих, как преступник заповедей Божиих. Феодорита: Пророк, наученный опытом, говорит, что Твои оправдания рождают жизнь, и я сохраню память о них незабвенною. Дидима: Как тот, кто получил выздоровление от великой болезни врачебными какими-либо пособиями, не забывает сих врачебных средств: так и сей святой, будучи оживотворен Богом посредством полученных от Него оправданий, говорит, что он во весь век не забудет оных, усвояя им то, что Бог ими оживил его, т.е. оживотворил, как сказано: человек, который сотворил их, жив будет ими, вместо: чрез них (Лев. 18, 5). Афанасия: В Твоих словах я найду жизнь. Посему один только праведник живет, хотя бы, казалось, он и умер; а неправедные мертвы, хотя, по-видимому, и живут. Первые бытие жизни сами по себе имеют в правде; а неправедные, не имея оной, подобны бездушным, движущимся не собою, но внешнею силою. 94. Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих (тщательно) взысках. В законе написано: человек, который сотворит их, жив будет ими (Лев. 18, 5). Итак, поелику я, говорит, твой, Господи; то посему спаси меня от злоумышляющих на меня. Я Твой, поелику тщательно ищу Твоих оправданий и заповедей.*) *) По Феодориту: Не все можем употреблять сии слова: ибо раб грехa лжет, если называет себя Божиим: ибо кто кеем побежден, тот тому и раб. Итак, если, освободясь от оного, мы изберем божественные законы и будем поступать в мыслях, словах и действиях богоугодно, тогда можем сказать Богу: Твой я. Из чего это видно? Из того, что я соблюдаю Твои оправдания. Но таковой подвергается злоумышлениям грешников, от которых просит спасения. А выражение: Твой есмь, по словам Евсевия и Афанасия, можно понимать различно: может говорит и как раб владыке: Твой я, и как сын отцу, и как овца пастырю. Впрочем, во всех сих видах он умоляет Бога так: сохрани для себя твою принадлежность; ибо, по словам Афанасия, здесь подразумевается: я Твой раб, или сын, по благости, или служитель. Слова Златоуста: Если ты Божлий, то делай дела Божии; воинствуй Ему одному, ищи прилежно оправданий Его; ничего не ищи житейского, или земного, ибо никто не может быть рабом двум господам: Богу и мамоне, никто не имеет дружбы со врагом и царем. Итак, будем только Божии, удалясь от дружбы с миром (ибо она вражда против Бога); и тогда смело можем сказать: Твой я, спаси меня. А Он, еще как ты будешь говорит сие, скажете: вот Я здесь. 95. Мене ждаша грешницы (чтобы) погубити мя; свидения Твоя разумех. Против меня, говорит, злоумышляли грешники и стояли на дороги с ожиданием, чтобы умертвить меня, так как злоумышляющие и делающие засады выжидают с терпением того, на кого заседают: но я, будучи вразумлен словом Твоим и научен свидетельствами Твоими, утешаюсь ими. *) *) Феодорита: Симмах и Феодотион выражение: υπεμειναν заменили словом: προσεδυκησαν, они надеялись предать меня смерти; а я, внимая Твоим свидетельствам, получил отсюда жизнь. 96. Всякия кончины видех конец; широка заповедь Твоя зело. Я, продолжает, знаю конец всякого занятая и хитрости как человеческой, так и бесовской: потому что заповедь Твоя, Господи, весьма широка; она не стесняет ум в познании, но расширяет. Посему, имея ум, развитый ею, я узнал предел каждого искусства и движения. Или можно понимать и иначе, что я узнал конец всякого разрушения; ибо окончанием называется, по словам Дидима, и разрушение, т. е. какой конец смерти грешника. За сим читается следующее: пространна заповедь Твоя весьма. Заповедь, говорит, Твоя, Господи, распространяет того, кто находится, или живет в скорбной тесноте, как говорит Евсевий, но не причиняет она стеснения, или бедствий исполняющим ее, хотя она и представляется ленивым утомительною и трудною. *) *) Симмах перевел: Всякого устроения я видел конец; пространна заповедь Твоя весьма. Все, по изъяснению Феодорита, человеческое, и богатство, и бедность, и сила, и владычества, и военачальничества, и господства, и царства имеют конец, притом конец скорый: но заповедь Твоя широка и бесконечна, и хранящим ее доставляет бесконечную оную и вечную жизнь и те блага, которые не подлежать никакому изменению. Слова Афанасия: Скончание относит к навету со стороны бесов. Его-то я видел конец, обращающейся в ничто; чрез что заповедь сделалась для меня широким путем. Ибо кто идет путем тесным и прискорбным, тот ходит путем заповедей широким: никто не стесняется ни пути заповеди Божией, делаясь великодушным и весьма умным от сего хождения по нему. Мне, говорит, широка стала заповедь Твоя по причине исполнения ее. Кто ходит путем, противным заповедям Божиим и наказуется за зло, тот почитает исполнение заповедей Божиих тесным и прискорбным; но кто усовершился в добродетели, тот уже без труда сохраняет заповедь Божии, почему и называет ее широкою для себя. А по словам Кирилла, я видел предел всякого скончания, значит—всякого бедствия. Прежде начатия оного я старался узнать конец и размышлял наперед, куда поведет и чем окончится. Сказывая: широка заповедь Твоя, он смеется над теснотою по причине закона. Тесен закон; но мы расширяемся верою и любовью, почти прилипнув ко Христу. А расширяется для малого и великого путь славы, когда каждый, по силе своей, приносит плоды; ибо Бог похваляет духовное мужество, воздержание, терпение и прочие добродетели. Тимофея: Хотя и один конец добродетели, состоящей в полном успехе, но есть некое окончание и каждого порознь успеха. Итак, кто достиг посредством всякого успеха конца добродетели, тот может сказать: всякого окончания видел я конец; так как идущий к совершенному благу полагает многие начала и концы; ибо достижение первого успеха есть начало следующего за ним, и конец сего есть основание дальнейшего. Почему и сказано: когда оканчивает человек, тогда начинает; и когда перестает, тогда усомнится (Сир. 18, 6); Давид сими словами говорит как бы так: я достиг конца всякого духовного успеха и добродетели; но Твоя, Господи, заповедь широка и не имеет конца; почему и я не мог достигнуть совершенства ее. Ибо чем более человек усиливается сделаться совершенным в заповедях, тем более видит, что он ничего не стоящий раб и что еще далек от совершенства оных (заповедей). 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar