- 304 Просмотра
- Обсудить
Единогласному мнению своему шесть членов дали такое заключение: «Если смотреть без предупреждения, то общеобразовательные реальные училища оказываются крайне настоятельною необходимостью и имеют за себя самую сильную опору не в умозрении некоторых ученых и педагогов, а в самых точных и положительных указаниях опыта. С другой стороны, обращаясь к тому, с какою осмотрительностью необходимо для России следовать примерам Западной Европы, нельзя не прийти еще к следующим соображениям. Западная Европа имеет повсюду распространенное элементарное образование, огромное количество гимназий, реальных училищ, низших промышленных школ, учительских институтов для приготовления преподавателей. При такой-то постановке образования и при существующем уже замещении различных поприщ образованными деятелями, прусское правительство не только не отвергает пользы общего реального образования и не берет на себя решать спор между классическим и реальным образованием, но обращается к своим университетам с вопросом: следует ли допустить к слушанию университетских лекций учеников реальных училищ, и на основании ответов шести университетов из девяти и представлений различных городских обществ допускает их, хотя и с ограничением. Таково ли положение нашего отечества? Наше элементарное образование еще находится в проекте, учительские институты — в проекте, профессиональных школ — совершенно нет, реальных гимназий — только девять, классических — по одной на 380 тысяч душ мужского населения. При этом на двух из главнейших практических поприщ, учительском и медицинском, замечается крайний недостаток в деятелях. Имеем ли мы право при таких данных в настоящую минуту отвергнуть один из двух путей общего образования, признаваемых всею Западною Европою, и избрать исключительно другой, труднейший? А вместе с тем, при характере наших университетов, имеющих только наружную форму германских университетов, а внутренний строй — вполне схожий с французскими специальными школами, можем ли мы заявлять те же исключительные требования относительно подготовления в наших общеобразовательных заведениях к факультетским занятиям? Не говоря уже о том, что наши высшие специальные заведения требуют окончивших общее образование до 600 человек (все военно-учебные заведения здесь в расчет не принимаются), а все гражданские гимназии, за выпуском прямо на службу и вступлением в университеты и Медико-хирургическую академию, дают в это число только до 150 человек, и что количество это, вследствие введения во все гимназии еще греческого языка едва ли увеличится — нужно припомнить, что физико-математический факультет представляет единственный рассадник учителей математических и естественных наук для всех существующих заведений среднего курса, а медицинский факультет, в последнее время столь уменьшившийся вследствие огромного отвлечения слушателей в юридический факультет, служит единственным источником медицинской помощи для целой России, исключая военное ведомство. Можем ли мы, ввиду таких насущных потребностей, еще неудовлетворенных, затруднять получение высшего образования вследствие только спора между приверженцами классицизма и реализма, спора, который не берут на себя решать и государства, богатые по образованию, и право на решение которого у нас связано с предварительным распространением и упрочением тех образовательных учреждений по всем категориям, какие видим в западных странах, с таким избытком уже пользующихся ими и, однако же, не отвергающих тот путь, от которого мы, при нашей скудости во всех степенях образования, так легко хотим отказаться». В силу всех этих соображений шесть членов полагали: 1) ввиду быстрого развития, которое получили в последнее время науки естественные и дознанной уже общеобразовательной силы их, а также для удовлетворения в благоразумных размерах видимо возрастающей потребности общества в знаниях по этим наукам, необходимо предоставить математике и естествоведению должное место в общей системе образования в государстве; 2) посему мысль, положенная в основание устава 1864 года, что для среднего общего образования существуют два способа: классический и реальный, должна и впредь служить основанием наших законоположений для средних учебных заведений; 3) вследствие этого денежные средства, предоставленные министру народного просвещения на среднее общее образование, должны, по справедливости и по настоятельной государственной потребности, быть равномерно употреблены на учебные заведения, в которых главным способом развития служат древние языки, и на те заведения, где для сего употребляются науки естественные и математика; 4) следуя этой основной мысли, из всего числа нынешних гимназий: с двумя древними языками, с одним латинским языком и реальных, должно бы иметь половинное число классических, а другую половину преобразовать постепенно в реальные, с восьмилетним курсом и приготовительным классом; 5) в сии последние гимназии ввести факультативное изучение латинского языка, с тем чтобы окончившие в них курс и изучавшие латинский язык были допускаемы на общем основании в физико-математический и медицинский факультеты университетов; 6) затем уже вовсе не учреждать предлагаемых проектом Министерства народного просвещения реальных училищ с различными профессиональными типами и поручить министру народного просвещения представить, согласно с вышеизложенными соображениями, проект соответствующих изменений в уставе о гимназиях 1864 года и проект самого распределения уроков в реальных гимназиях. Заменявший министра финансов товарищ его Грейг, соглашаясь с проектом преобразования всех гимназий в классические, предъявил возражения против предложенного министром народного просвещения устройства реальных училищ, настаивая на необходимости исключить из их программы все предметы специальные и прикладные и сами специальные названия училищ опустить. Все прочие девять членов присутствия присоединились к мнению графа Толстого. В защиту этого мнения приведены были следующие доводы. Не отрицая общеобразовательного значения учебных заведений и других родов, восемь членов признавали приготовительными к университетам школами одни только гимназии, то есть такие заведения, в которых все учение сосредоточивается главнейшим образом на обоих древних языках и затем на математике. Они находили, что следует отдать этим предметам предпочтение над всеми прочими потому, что как по самому свойству своему, так и по выработанной вполне методе их преподавания они представляют незаменимое средство к развитию способностей; что такого взгляда на среднее образование всегда держалось русское законодательство и что самый устав 1864 года исходил из него. По мнению восьми членов, в сохранении или отмене установленного уже для реальных училищ ограничения относительно поступления их в университеты — заключается, в сущности, весь вопрос о дальнейших судьбах всего научного образования в России. Соглашаясь с заключением министра народного просвещения, они полагали основою общенаучного университетского образования сохранить исключительно систему классическую и внести в гимназический устав проектированные графом Толстым изменения, приняв к ближайшему обсуждению и составленный ими проект устава о реальных училищах. Бывший министр народного просвещения Головнин предъявил еще несколько возражений по частным вопросам: об учреждении восьмого класса в гимназиях, о назначении инспекторов, о прибавке жалованья преподавателям, но прочие четырнадцать членов не согласились с ним и одобрили предложения графа Толстого. При рассмотрении дела в общем собрании Государственного Совета и там проявилось то же разногласие, что и в особом присутствии, по главному вопросу: должны ли давать доступ без экзамена в университеты одни только классические гимназии или же наряду с ними также и реальные училища? В пользу первого мнения высказалось 19 членов, в пользу второго — 29. С обеих сторон приведены были за и против те же доводы. Большинство усвоило заключение шести членов особого присутствия, меньшинство разделяло взгляды министра народного просвещения. В таком виде журнал заседания общего собрания 15-го мая 1871 года представлен был на высочайшее утверждение. Питая к графу Толстому неограниченное доверие и вполне полагаясь на него, император Александр повелел: исполнить по мнению 19 членов, т. е. меньшинства. Согласно такой высочайшей воле, в гимназический устав внесены следующие изменения и дополнения. При всех гимназиях и прогимназиях учреждены приготовительные классы для детей от 8 до 10 лет; курс седьмого класса гимназии продолжен на два года, а впоследствии образован последний, восьмой класс; исключены из гимназического курса естественная история и космография, сокращено число уроков по Закону Божию, русскому и новейшим языкам, географии и истории, и взамен увеличено число учебных часов, посвященных преподаванию математики и особенно латинского и греческого языков, уроки которых доведены в выпускном классе до 84 часов в неделю; воспитание и обучение в гимназиях и прогимназиях поставлены в ближайшую связь привлечением директоров и инспекторов к преподавательской деятельности, а учителей — к воспитательной; улучшено материальное положение учителей увеличением их содержания; пансионы при гимназиях устроены не для одних низших четырех классов, как то было по прежнему уставу, а для всех классов вообще без ограничения их комплекта 80 учениками; облегчены условия для приобретения сословиями, обществами и частными лицами права избрания почетных попечителей гимназий и прогимназий, с предоставлением этого права и земствам, и восставлены права, которыми почетные попечители пользовались по уставу 1828 года; уничтожено разделение гимназий и прогимназий на классические и реальные с тем, чтобы название гимназии и прогимназии присвоено было впредь исключительно средним учебным заведениям с полным классическим курсом. На все эти преобразования потребовался дополнительный кредит в 94 600 рублей. Утверждая мнение Государственного Совета, император Александр повелел: не допускать впредь окончивших курс в реальных училищах ни в один из факультетов университетов; не превращать существующих классических гимназий в реальные училища; составить на основании принятых изменений и дополнений и поднести на высочайшее утверждение новый устав, в котором классические гимназии и прогимназии именовать просто гимназиями и прогимназиями и из которого исключить все относящееся до реальных гимназий; а реальные гимназии оставить на прежнем основании впредь до обсуждения Государственным Советом внесенного министром народного просвещения проекта устава о реальных училищах. Новый устав о гимназиях и прогимназиях получил высочайшее утверждение 30-го июля 1871 года и введен в действие с начала учебного 1871—1872 года. Так введена в России классическая система среднего образования, в основание которой положено изучение латинского и греческого языков. Граф Толстой считал ее существенно отвечающею потребностям русского просвещения и был глубоко убежден в ее плодотворности для возвышения умственного и нравственного уровня русской молодежи. Повсеместное введение ее представляло немало трудностей. Главное затруднение истекало из недостатка в основательно подготовленных преподавателях обоих древних языков, преимущественно греческого. Для устранения его, независимо от учреждения историко-филологических институтов и Филологической семинарии в Лейпциге, усиленно привлекались в Россию иностранные преподаватели классических языков, особенно из чехов. Выступавшие в печати горячими сторонниками и защитниками классической реформы издатели «Московских Ведомостей» Катков и Леонтьев еще в 1869 году основали в Москве образцовое частное учебное заведение с пансионом, обнимающее курс гимназический и университетский, которому по их ходатайству всемилостивейше присвоено, в память почившего царского первенца название «Лицея цесаревича Николая» и дарованы обширные права, между прочим, для служащих в нем лиц — права государственной службы. В 1872 году государь утвердил устав реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения. Подобно гимназическому, и этот устав первоначально выработан в Министерстве народного просвещения и затем рассмотрен и исправлен комиссиею в председательстве графа С. Г. Строганова на следующих главных основаниях: Реальные училища, имеющие целью доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний, преобразуются из бывших реальных гимназий или учреждаются вновь с различными учебными курсами, сообразно с потребностями преобладающей местной промышленности, так, чтобы одни из этих училищ были агрономическими, другие — коммерческими или техническими с преобладанием механики, техническими с преобладанием химии, горнозаводскими и технолого-агрономическими. Курс реальных училищ продолжается от четырех до семи лет и заключает в себе предметы общеобразовательные: математику, отечественный и новейшие языки, историю и географию, а также и предметы специальные; он рассчитан так, чтобы в реальные училища возможен был переход из училищ уездных или имеющих их заменить училищ городских, а также чтобы они служили, по возможности, подготовлением к поступлению в высшие специальные училища. Реальные училища, учреждаемые от правительства взамен реальных гимназий, должны служить образцами, по которым могли бы быть учреждаемы подобные же училища как промышленными классами местных населений, так и вообще земствами с пособием от казны или без оного; наконец, окончившим в них полный курс учения предоставляется право поступать в высшие специальные училища только по поверочному испытанию, а при поступлении в гражданскую службу они сравниваются в правах с воспитанниками прочих средних учебных заведений. Внимание графа Толстого было обращено и на содействие путем образования делу обрусения западных окраин империи. В 1865 году, еще в министерство Головнина, по настоянию генерал-губернатора Муравьева, в Северо-Западном крае упразднено несколько дворянских училищ и учреждены взамен прогимназия в г. Гомеле и 20 двухклассных уездных училищ, и 20 одноклассных для обучения детей женского пола. Вполне разделяя взгляд Муравьева, что гораздо полезнее учреждать в этом крае училища для народа, чем для детей высших сословий, граф Толстой вскоре по вступлении в управление Министерством народного просвещения дал этому взгляду еще более широкое применение и в 1868 году, упразднив две гимназии в Свенцянах и Новогрудке и прогимназию в Тельшах, заменил их в этих трех городах двухклассными уездными училищами; виленскую прогимназию преобразовал в гимназию, изъял слуцкую гимназию из управления виленского реформатского синода и назначил постоянные ежегодные пособия по 700 рублей двухклассным и по 385 рублей одноклассным частным женским училищам в 31 городе Северо-Западного края. В 1869 году училищная часть в юго-западных губерниях была преобразована на тех же основаниях, что и в Северо-Западном крае: при управлении Киевского учебного округа назначено шесть инспекторов народных училищ; для приготовления учителей в народные училища учреждена учительская семинария наподобие молодеченской; упразднено пять сословных дворянских училищ, одно уездное и один женский пансион и взамен их учреждены: 32 двухклассных мужских и столько же женских училищ — во всех городах края, женская гимназия в Киеве и три женских прогимназии — в г. Немирове и в местечках Белой Церкви и Златополе. Сверх того, решено в одном из селений каждой из трех юго-западных губерний основать по одному двухклассному училищу по примеру таких же городских, но с двухгодичным курсом в каждом классе, с целью распространения более основательного образования в среде крестьянского населения и, в частности, для облегчения обществам возможности находить способных людей для должностей сельских учителей, волостных писарей, старшин, сельских старост и т. п. С тою же целью основано 126 училищ одноклассных. Наконец, в распоряжение попечителя Киевского учебного округа ассигновано по 30 000 рублей ежегодно для производства из этой суммы пособий школам, основанным в деревнях и в селах православным духовенством. Основою этих преобразований служила мысль министра, что в Западном крае правительству «сколько по нравственным, столько же и по политическим соображениям, надобно не отвлекать от народа лучшие силы, ставя крестьян путем гимназического образования в несвойственное их рождению положение, а развивать эти силы путем приходских и ремесленных школ и сохранять их народу для его же нужд, и что исключительным талантам всегда найдется место в существующих гимназиях». В конце 1861 года учебные заведения Царства Польского были изъяты из ведения Министерства народного просвещения и для управления ими образована в Варшаве самостоятельная правительственная комиссия. В период с 1864 по 1866 год вся учебная часть преобразована на началах, выработанных Н. А. Милютиным, но с сохранением еще польского языка в преподавании не только в низших, но и в средних учебных заведениях Привислинского края. В начале 1866 года изданы отдельные уставы гимназий как мужских, так и женских, и педагогических курсов для польского и для русского населения. Но в мае следующего 1867 года упразднена польская правительственная комиссия и восстановлен Варшавский учебный округ, подчиненный на общем основании Министерству народного просвещения. В 1868 году из 55 средних учебных заведений этого округа в 20-ти преподавание велось уже по всем предметам учебного курса на русском языке; из остальных же 35-ти — в 33-х происходило на польском и в 2-х на немецком языке, за исключением, однако, русского языка и словесности, а также истории и географии России, которые во всех этих 35 заведениях читались лицами русского происхождения на русском языке. В феврале 1868 года состоялось высочайшее повеление во всех польских заведениях вести на русском языке преподавание физико-математических и исторических предметов, а в двух немецких — всеобщей истории и географии. В мае 1870 года высочайше повелено производить на русском языке преподавание всех предметов учебного курса в гимназиях и прогимназиях Варшавского учебного округа, а в частных учебных заведениях того же округа ограничить пока русское преподавание предметами физико-математическими и историческими с тем, чтобы, однако, со временем ввести русский язык и в преподавание всех прочих предметов, предупредив о том содержателей помянутых заведений. Месяц спустя вместо прежней Главной школы открыт в Варшаве русский императорский университет и преобразован в русский земледельческий институт в Новой Александрии. В 1871 году введено обязательное обучение русскому языку во все без исключения начальные училища Варшавского округа; в 1872 году применен к классическим гимназиям этого округа общий гимназический устав; в 1875 году отменено наименование начальных училищ в Царстве Польском по вероисповеданиям, за исключением лишь училищ еврейских. Заботясь о распространении русского языка и в Прибалтийском крае, граф Толстой принял несколько мер, направленных к достижению этой цели. Так, в 1867 году испрошено им высочайшее соизволение на основание в г. Риге русской мужской гимназии, с наименованием ее Александровскою: на учреждение при каждом из 4-х низших классов гимназий Дерптского учебного округа параллельных классов русского языка; на определение учителя русского языка в дерптскую учительскую семинарию; на пересмотр и исправление программ по русскому языку в том округе; на введение в одной из гимназий оного в виде опыта преподавания всеобщей истории на русском языке; на преобразование дерптского русского одноклассного начального училища в двухклассное; на сравнение содержания законоучителей православного исповедания с таковым лиц, преподающих Закон Божий вероисповедания лютеранского. В 1868 году учреждена в Риге женская русская гимназия, названная Ломоносовскою. В 1869 году, ввиду усиленной деятельности лютеранского духовенства и дворянства в отношении протестантских народных школ, 369 православным сельским училищам Прибалтийского края всемилостивейше назначено в пособие 20 000 рублей. В 1873 году псе эти училища подчинены Министерству народного просвещения и для заведования ими учреждены в Дерптском округе должности инспекторов народных училищ. Для образования преподавателей русского языка в гимназиях этого округа основано шесть стипендий в Петербургском историко-филологическом институте. Преобразования, предпринятые графом Толстым в составе средних учебных заведений, не ограничивались заведениями мужскими, но распространялись и на женские. Положение 6 последних 1860 года пересмотрено и в 1870 году издано новое на следующих основаниях: Женские училища ведомства Министерства народного просвещения 1-го разряда переименованы в женские гимназии, а 2-го разряда — в женские прогимназии. За ними сохранен характер учебных заведений открытых, предназначенных для девиц всех сословий, и содержание их по-прежнему предоставлено преимущественно местным земствам, сословиям и обществам, при пособии от казны. Срок учебного времени в женских гимназиях продолжен с шести до семи лет, в прогимназиях оставлен трехлетний, но, сверх того, при гимназиях учрежден еще дополнительный педагогический курс, продолжающийся один год. В общем учебном курсе сделаны изменения применительно к практическим потребностям женского образования. К каждой губернии начальнику ее предоставлено учреждать особые комитеты для изыскания средств к поддержанию существующих и к открытию новых женских гимназий и прогимназий. Существенные изменения внесены в организацию управления этими заведениями. Учителям, учительницам и окончившим в них курс предоставлены значительные права. Преобразование женских училищ вызвало дополнительный расход в 150 000 рублей в год, ассигнованных в распоряжение Министерства народного просвещения из средств Государственного казначейства. Новое положение о женских гимназиях и прогимназиях введено во всех учебных округах, за исключением Дерптского, Виленского и Киевского. В первом из них женские училища оставлены без изменения; в двух последних образованы, по особым условиям края, чисто правительственные женские гимназия и прогимназия. В тесной связи с вопросом о женском образовании находился выдвинутый временем вопрос о допущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения. Он обсуждался в Совете министров в высочайшем присутствии и получил следующее разрешение: «Государь император, признав необходимым положительно определить круг полезной для государства и общества служебной деятельности лиц женского пола, высочайше повелеть соизволил: 1) Всеми мерами содействовать распространению и преуспеянию правильно устроенных отдельных для женщин курсов акушерских наук и привлечению на оные как можно более слушательниц для того, чтобы дать возможность наибольшему числу женщин приискать себе акушерские занятия во всех частях государства, столь скудно еще наделенных представительницами этой необходимой отрасли. 2) Ввиду пользы, приносимой госпитальною деятельностью сестер милосердия, разрешить женщинам занятия фельдшерские и по оспопрививанию, а также аптекарские в женских лечебных заведениях. 3) Поощрять женщин на поприще воспитательном, где они ныне уже занимают должности учительниц в начальных школах и низших классах женских гимназий, а буде признается возможным, то предоставить учебному ведомству расширить еще круг их деятельности на этом поприще. 4) Допускать женщин: а) по телеграфному ведомству к занятию мест сигналистов и телеграфистов лишь в определенной Министерством внутренних дел пропорции общего числа этих должностей и б) по счетной части в женских заведениях ведомства IV отделения Собственной его величества канцелярии по непосредственному усмотрению главноуправляющего сим отделением. 5) Затем воспретить прием женщин, даже по найму, на канцелярские и другие должности во всех правительственных и общественных учреждениях, где места предоставляются по назначению от начальства и по выборам. 6) О сем объявить всем министрам и главноуправляющим отдельными частями к должному исполнению, производящиеся же по сему предмету дела в высших государственных учреждениях считать конченными».32 Соответственно реформе высших и средних учебных заведений при графе Толстом преобразованы в 1872 году и низшие 402 бывшие уездные училища, переименованные в городские, так как назначением их было доставлять начальное умственное и религиозно-нравственное образование детям жителей городов всех сословий и вместе с тем сообщать, насколько возможно, такие прикладные познания, которые соответствуют нуждам местного городского населения. Они разделялись на четыре разряда, по числу одного, двух, трех и четырех классов. Учебный курс их обнимал Закон Божий, русский и славянский языки, арифметику, практическую геометрию и черчение, отечественную историю и географию, сведения из естественной истории и физики, пение и гимнастику. Одновременно в семи учебных округах, за исключением Дерптского, Варшавского и Киевского, основано семь закрытых учительских институтов для подготовления в них учителей в городские училища. На городские училища положено отпускать ежегодно 1 009 500 рублей, а на учительские институты 202 000 рублей. Преобразование это, по мнению графа Толстого, «завершило приведение нашей училищной системы в правильное и прочное положение на благо истинного просвещения русского общества».33 Оставались еще сельские народные школы, в применении к которым положение 1864 года скоро оказалось не удовлетворяющим своему назначению. Министр народного просвещения нашел их, при личном обозрении учебных округов, в крайне незначительном числе и в самом печальном состоянии. Главными тому причинами он считал несоответственный состав училищных советов как губернских, так и уездных, недостаточную долю участия, отведенную в них представителям учебного ведомства, изъятие их из непосредственного подчинения попечителям учебных округов и самому министерству. Чтобы хотя бы несколько исправить этот существенный недостаток, в 1869 году учреждены в 34-х губерниях, управляемых на общем основании, инспекторы народных училищ, по одному на каждую губернию. Но число это министр признавал недостаточным, а потому в выработанном новом проекте положения о начальных народных училищах предложил для надзора и наблюдения за ними назначить в каждой губернии по одному директору народных училищ, отделив эту должность от должности директора гимназий, и по два к нему помощника, получивших звание инспекторов. Новый проект вносил в прежнее положение многие существенные изменения. Состав училищных советов изменен в том смысле, что согласно обращенному государем призыву к дворянству «стать на страже народной школы» председателем губернского училищного совета имел быть, вместо епархиального архиерея, губернский предводитель дворянства, а уездного — уездный предводитель. Сами советы, в которых непременными членами явились директора и инспекторы народных училищ, непосредственно подчинены в учебном и хозяйственно-распорядительном отношениях попечителям учебных округов и чрез них Министерству народного просвещения. Относительно самих школ граф Толстой выражал мнение, «что для успехов народного образования выгоднее устраивать меньшее число училищ, но хороших и обеспеченных в материальном отношении, чем разводить множество плохих училищ, приносящих мало пользы и даже нередко вредных в том отношении, что они подрывают в обществе доверие к образованию».34 На содержание 34 директоров, 68 инспекторов народных училищ и канцелярий 34 губернских и 358 уездных училищных советов определено ежегодно 404 000 рублей. В 1876 году число инспекторов увеличено на 74 и ассигновано на этот предмет еще по 148 000 рублей в год. В царствование императора Александра II ученым учреждениям постоянно оказывалось деятельное покровительство; преобразованы штаты и увеличено содержание: Академии наук, Публичной библиотеки, Николаевской Пулковской обсерватории, переведенного в Москву Румянцевского музея; щедрые вспомоществования дарованы Археографической комиссии и многим ученым обществам как прежде существовавшим, так и возникшим вновь; некоторые из них приняты под покровительство членов императорской фамилии. С высочайшего соизволения состоялись ученые съезды и международные конгрессы в столицах и других городах; естествоиспытателей, археологов, статистиков, ориенталистов и т. п.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.