- 286 Просмотров
- Обсудить
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Страстная или Великая седмица – это самая чтимая Церковью неделя, окончанием которой стало самое великое чудо – Воскрешение Господа Иисуса Христа. Во время этой седмицы совершались последние приготовления Спасителя к тому делу, ради которого Он появился на земле – очищение грехов человеческих от начала жизни мира, от самых первых людей, Адама и Евы. Богослужения, совершаемые в Страстную седмицу очень торжественны. Церковь вспоминает каждый шаг Иисуса Христа в эти дни. С давних времен в эту Святую неделю было принято отставлять в сторону свои обиды, распри, осуждения и прощать. Прощать искренне своих обидчиков так, как это делал Господь Иисус Христос. Перед страданиями Иисус Христос все время был в храме, где он проповедовал и учил народ, поэтому богослужения этой недели особенно продолжительны. В первые три дня этой Седмицы на часах прочитывается все Четвероевангелие. ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Если будете иметь веру и не усомнитесь, …всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. В этот день вспоминают целомудренного Иосифа, который стал прообразом Христа в Ветхом Завете, он так же, как и Спаситель претерпел страдания. Иосиф не поддался соблазнам и грехам, в которые хотела вовлечь его жена египетского царедворца. В понедельник читается рассказ о смоковнице: “…и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла”. Смоковница (инжир) – это символ Израиля того времени, который “гордился” своей ученостью и любовью к Богу, которая на деле оказалась показной. Кроме этого Господь, таким образом, показал ученикам, что для вразумления людей, Он может еще и справедливо покарать, а не только миловать и творить чудеса. В понедельник читается почти вся 21 глава Евангелия от Матфея (стихи с 18-44). ВТОРНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой. Во второй день этой недели вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о девах и о талантах. В отличие от Первого Пришествия, говорил Иисус Христос, в следующий раз: “… увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою». Все дела, которые делал человек во время пребывания на земле, будут прочитаны Богом из Книги Жизни и получат свою оценку. “О дне же том и часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец… бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома…, чтобы придя внезапно, не нашел вас спящими”. По человеческой природе, если бы все знали точное время Второго пришествия, то многие попросту отложили бы свое спасение, а праведную жизнь начали бы вести только перед самим Судом. В притче о девах говорится про людей, которые ждали жениха (Второго пришествия). Не все из них подготовились, как надо: “… не взяли с собой масла” для светильников. В толкованиях светильники означают наши души, которые светят, когда есть добрые дела (масло). Ждали долго, вот уже и все масло выгорело (у этих людей добрых дел в течение жизни было меньше, чем злых), пришлось им идти докупать. Пока ходили, пришел жених и всех, у кого во время его прихода горели светильники (кто сделал много добрых дел в своей жизни), взял с собой на пир. Остальные остались за закрытыми дверями и под благодать Божию уже не попали. Свою веру в Бога в течение жизни надо не только хранить, но и умножать, чему учит Спаситель в притче о талантах (деньгах). Ни в коем случае нельзя “закапывать таланты в землю”, т.е. ставить целью своей жизни богатство и славу, а наоборот, Божия благодать будет тем, кто будет усердным в вере, умножать таланты – означает приносить пользу окружающим людям, а не только себе. СРЕДА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. В этот день: “…пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову”. Иисус сказал ученикам, что она: “… предварила помазать Мое тело к погребению”. Это пророчество вскоре сбылось. Иудейские первосвященники и старейшины задумали уничтожить возмутителя их спокойствия Иисуса Христа, они поняли, что своими проповедями о Боге он ослабил их власть над народом. “И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе”. Старейшины боялись, чтобы народ не отомстил им восстанием за убийство человека в праздничный день. На совете они приняли решение сделать это после празднеств. Но Господь по своей воле пошел на Распятие и поэтому именно Он восхотел, чтобы Его Воскрешение было в Пасху. В Страстную среду вспоминается поступок Иуды Искариота. За 30 серебренников (за эти деньги тогда можно было купить надел земли возле Иерусалима) он договорился с властями указать место нахождения Учителя. В среду утром совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Этот день – последний, когда совершаются земные поклоны. Потом, до самой Троицы (Пятидесятницы) земные поклоны совершают только перед Плащаницей. В среду вечером проходит большая исповедь и потом, во многих храмах, не исповедуют до конца Светлой седмицы. ЧЕТВЕРГ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Великий Четверг считается днем духовного очищения. На богослужениях в этот день вспоминаются следующие события из Евангелия: Тайная вечеря, умовение Господом ног своим ученикам, молитва Иисуса Христа в саду Гефсимании и предательство Иуды. На Тайной Вечере, которая стала последней трапезой в земной жизни Господа, было установлено Таинство Евхаристии (Причащения), в этот день православные стремятся причаститься святых Христовых тайн. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов«. По окончании Тайной Вечери Иисус Христос омыл ноги своим ученикам и показал этим Свое смирение и любовь к ним. После Литургии, архиерей, по образу Христа, тоже омывает ноги двенадцати священннослужителям. Несколько десятилетий, во время советской власти, этот обряд не совершался, но после длительного перерыва в 2009 году он был восстановлен Патриархом Кириллом. После Тайной Вечери Иисус Христос с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом был в саду Гефсимании и молился Богу: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 20: 40-46).Он точно знал, что впереди Его ждут тяжелые испытания, боль и унижения, а в конце – смерть. В нашей жизни часто случаются события, осмыслить которые, до некоторых пор, мы не можем. В такие моменты надо принять ситуацию такой, какая она есть, и сказать, как это сделал Иисус Христос в Гефсиманском саду: «Да будет воля Твоя». В этом саду случилось еще одно важное событие, которое часто случается и сегодня – речь идет о предательстве близких людей. Один из учеников Иисуса Христа, Иуда Искариот, предал своего Учителя. Иисус был схвачен воинами, которых привел Иуда. Возможно, предатель рассчитывал на то, что получит деньги, а потом Всемогущий Господь поможет ему выйти их этой ситуации безнаказанным, но все вышло не так, как он задумал. И конечно, если бы Иуда раскаялся в этом грехе, то он смог бы получить от Человеколюбивого Господа прощение. Но увидев последствия своего поступка, Иуда совершил еще один страшный грех, он удавился. Вечером в Великий Четверг совершается одна из самых красивых и длинных служб — «Двенадцать Евангелий». На службе вспоминаются события Страстей Господних — от молитвы Господа в саду Гефсимании до положения Его Тела во Гроб. Этот день еще называется Чистый четверг. По обычаю люди убирают в доме, моются и начинают приготовление к Пасхе: пекут куличи и красят яйца. В Великий Четверг произошло установление одного из главных православных таинств – Таинства Причастия, поэтому очень важно посетить богослужение, исповедаться в грехах и причаститься Святых Христовых Таин. ПЯТНИЦА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Отче – прости им, ибо не знают, что делают. В Великий Пяток Спаситель был приговорен к смерти. Церковь вспоминает Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Самый главный урок, который человечеству преподал Спаситель, будучи распятым на Кресте, это прощение. Невзирая на страшную боль, Иисус Христос просит Отца помиловать своих мучителей: «Отче – прости им, ибо не знают, что делают». Ни проклятие, ни угроза, но прощение прозвучало из уст казненного Человека. Именно этими словами было запечатлено Евангелие потому, что без прощения невозможно ни понимать, ни тем более исполнять Святое Писание. Николай Сербский проповедовал: “И когда нам в голову придет судиться с товарищем из-за его долга…надо нам вспомнить последние слова Христовы, которые Он изрек, умирая на Кресте: «Отче! Прости им». Тот, у кого осталось хоть сколько-нибудь не сожженной совести, устыдится при таких воспоминаниях, и ослабнет его рука, гонящая малых должников его». В этот день Сам Господь принес Себя в жертву, поэтому литургия в Великую Пятницу не проводится, а с раннего утра совершается служба Царских Часов. В третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа, священники совершают вынос Плащаницы с Престола, как будто с Голгофы, на середину храма. Потом священнослужители вместе с молящимися поклоняются перед Плащаницей, которая символизирует Христа, лежащим во гробе. Плащаница на середине храма находится так же, как и Христос во гробе, в течение трех дней. Великий Пяток – это день, когда соблюдается самый строгий пост в году. До самого выноса Плащаницы нельзя принимать никакую пищу. СУББОТА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ День печали В Великую Субботу совершилось погребение Иисуса Христа. Иосиф вместе с Никодимом сняли с креста Тело Спасителя, обвили Его пеленами с благовониями и положили в новый каменный гроб, который был недалеко от Голгофы. Фарисеи и первосвященники знали предсказание Иисуса Христа о том, что Он воскреснет, но не верили этому предречению. Боясь того, что Апостолы похитят Тело Христа, а потом сообщат людям о Его воскрешении, в субботу ко входу погребальной пещеры, они привалили огромный камень и приставили охрану. Но это им не помогло. В Страстную Субботу Церковь вспоминает о пребывании тела Спасителя во гробе, о том, что в этот день Он сошел душою в ад, возвестил там о победе над смертью и избавил, освободил ожидавшие Его души. В Великую Субботу совершается торжественная и долгая Литургия, на которой читаются паремии (ветхозаветные чтения). В них вспоминается спасение израильского народа от египетского рабства, спасение пророка Даниила от огня, которое было прообразом Крестной смерти и Воскрешения Иисуса Христа. Эта суббота – день покоя и скорби. После службы освящают куличи, яйца и пасхи. Считается правильным оставить некоторую часть яств в храме, пожертвовать нищим и бедным. В двенадцатом часу ночи начинается первая служба праздника, Светлого Христова Воскресения. Читается на Полунощнице канон с ирмосом «Волною морскою», в конце которого при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. . А верующие ждут двенадцати часов, после чего начинается самый главный день для христиан – Праздник Воскресения Господа. Пасха!
Страстная или Великая седмица – это самая чтимая Церковью неделя, окончанием которой стало самое великое чудо – Воскрешение Господа Иисуса Христа. Во время этой седмицы совершались последние приготовления Спасителя к тому делу, ради которого Он появился на земле – очищение грехов человеческих от начала жизни мира, от самых первых людей, Адама и Евы. Богослужения, совершаемые в Страстную седмицу очень торжественны. Церковь вспоминает каждый шаг Иисуса Христа в эти дни. С давних времен в эту Святую неделю было принято отставлять в сторону свои обиды, распри, осуждения и прощать. Прощать искренне своих обидчиков так, как это делал Господь Иисус Христос. Перед страданиями Иисус Христос все время был в храме, где он проповедовал и учил народ, поэтому богослужения этой недели особенно продолжительны. В первые три дня этой Седмицы на часах прочитывается все Четвероевангелие. ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Если будете иметь веру и не усомнитесь, …всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. В этот день вспоминают целомудренного Иосифа, который стал прообразом Христа в Ветхом Завете, он так же, как и Спаситель претерпел страдания. Иосиф не поддался соблазнам и грехам, в которые хотела вовлечь его жена египетского царедворца. В понедельник читается рассказ о смоковнице: “…и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла”. Смоковница (инжир) – это символ Израиля того времени, который “гордился” своей ученостью и любовью к Богу, которая на деле оказалась показной. Кроме этого Господь, таким образом, показал ученикам, что для вразумления людей, Он может еще и справедливо покарать, а не только миловать и творить чудеса. В понедельник читается почти вся 21 глава Евангелия от Матфея (стихи с 18-44). ВТОРНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой. Во второй день этой недели вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о девах и о талантах. В отличие от Первого Пришествия, говорил Иисус Христос, в следующий раз: “… увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою». Все дела, которые делал человек во время пребывания на земле, будут прочитаны Богом из Книги Жизни и получат свою оценку. “О дне же том и часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец… бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома…, чтобы придя внезапно, не нашел вас спящими”. По человеческой природе, если бы все знали точное время Второго пришествия, то многие попросту отложили бы свое спасение, а праведную жизнь начали бы вести только перед самим Судом. В притче о девах говорится про людей, которые ждали жениха (Второго пришествия). Не все из них подготовились, как надо: “… не взяли с собой масла” для светильников. В толкованиях светильники означают наши души, которые светят, когда есть добрые дела (масло). Ждали долго, вот уже и все масло выгорело (у этих людей добрых дел в течение жизни было меньше, чем злых), пришлось им идти докупать. Пока ходили, пришел жених и всех, у кого во время его прихода горели светильники (кто сделал много добрых дел в своей жизни), взял с собой на пир. Остальные остались за закрытыми дверями и под благодать Божию уже не попали. Свою веру в Бога в течение жизни надо не только хранить, но и умножать, чему учит Спаситель в притче о талантах (деньгах). Ни в коем случае нельзя “закапывать таланты в землю”, т.е. ставить целью своей жизни богатство и славу, а наоборот, Божия благодать будет тем, кто будет усердным в вере, умножать таланты – означает приносить пользу окружающим людям, а не только себе. СРЕДА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. В этот день: “…пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову”. Иисус сказал ученикам, что она: “… предварила помазать Мое тело к погребению”. Это пророчество вскоре сбылось. Иудейские первосвященники и старейшины задумали уничтожить возмутителя их спокойствия Иисуса Христа, они поняли, что своими проповедями о Боге он ослабил их власть над народом. “И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе”. Старейшины боялись, чтобы народ не отомстил им восстанием за убийство человека в праздничный день. На совете они приняли решение сделать это после празднеств. Но Господь по своей воле пошел на Распятие и поэтому именно Он восхотел, чтобы Его Воскрешение было в Пасху. В Страстную среду вспоминается поступок Иуды Искариота. За 30 серебренников (за эти деньги тогда можно было купить надел земли возле Иерусалима) он договорился с властями указать место нахождения Учителя. В среду утром совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Этот день – последний, когда совершаются земные поклоны. Потом, до самой Троицы (Пятидесятницы) земные поклоны совершают только перед Плащаницей. В среду вечером проходит большая исповедь и потом, во многих храмах, не исповедуют до конца Светлой седмицы. ЧЕТВЕРГ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Великий Четверг считается днем духовного очищения. На богослужениях в этот день вспоминаются следующие события из Евангелия: Тайная вечеря, умовение Господом ног своим ученикам, молитва Иисуса Христа в саду Гефсимании и предательство Иуды. На Тайной Вечере, которая стала последней трапезой в земной жизни Господа, было установлено Таинство Евхаристии (Причащения), в этот день православные стремятся причаститься святых Христовых тайн. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов«. По окончании Тайной Вечери Иисус Христос омыл ноги своим ученикам и показал этим Свое смирение и любовь к ним. После Литургии, архиерей, по образу Христа, тоже омывает ноги двенадцати священннослужителям. Несколько десятилетий, во время советской власти, этот обряд не совершался, но после длительного перерыва в 2009 году он был восстановлен Патриархом Кириллом. После Тайной Вечери Иисус Христос с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом был в саду Гефсимании и молился Богу: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 20: 40-46).Он точно знал, что впереди Его ждут тяжелые испытания, боль и унижения, а в конце – смерть. В нашей жизни часто случаются события, осмыслить которые, до некоторых пор, мы не можем. В такие моменты надо принять ситуацию такой, какая она есть, и сказать, как это сделал Иисус Христос в Гефсиманском саду: «Да будет воля Твоя». В этом саду случилось еще одно важное событие, которое часто случается и сегодня – речь идет о предательстве близких людей. Один из учеников Иисуса Христа, Иуда Искариот, предал своего Учителя. Иисус был схвачен воинами, которых привел Иуда. Возможно, предатель рассчитывал на то, что получит деньги, а потом Всемогущий Господь поможет ему выйти их этой ситуации безнаказанным, но все вышло не так, как он задумал. И конечно, если бы Иуда раскаялся в этом грехе, то он смог бы получить от Человеколюбивого Господа прощение. Но увидев последствия своего поступка, Иуда совершил еще один страшный грех, он удавился. Вечером в Великий Четверг совершается одна из самых красивых и длинных служб — «Двенадцать Евангелий». На службе вспоминаются события Страстей Господних — от молитвы Господа в саду Гефсимании до положения Его Тела во Гроб. Этот день еще называется Чистый четверг. По обычаю люди убирают в доме, моются и начинают приготовление к Пасхе: пекут куличи и красят яйца. В Великий Четверг произошло установление одного из главных православных таинств – Таинства Причастия, поэтому очень важно посетить богослужение, исповедаться в грехах и причаститься Святых Христовых Таин. ПЯТНИЦА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Отче – прости им, ибо не знают, что делают. В Великий Пяток Спаситель был приговорен к смерти. Церковь вспоминает Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Самый главный урок, который человечеству преподал Спаситель, будучи распятым на Кресте, это прощение. Невзирая на страшную боль, Иисус Христос просит Отца помиловать своих мучителей: «Отче – прости им, ибо не знают, что делают». Ни проклятие, ни угроза, но прощение прозвучало из уст казненного Человека. Именно этими словами было запечатлено Евангелие потому, что без прощения невозможно ни понимать, ни тем более исполнять Святое Писание. Николай Сербский проповедовал: “И когда нам в голову придет судиться с товарищем из-за его долга…надо нам вспомнить последние слова Христовы, которые Он изрек, умирая на Кресте: «Отче! Прости им». Тот, у кого осталось хоть сколько-нибудь не сожженной совести, устыдится при таких воспоминаниях, и ослабнет его рука, гонящая малых должников его». В этот день Сам Господь принес Себя в жертву, поэтому литургия в Великую Пятницу не проводится, а с раннего утра совершается служба Царских Часов. В третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа, священники совершают вынос Плащаницы с Престола, как будто с Голгофы, на середину храма. Потом священнослужители вместе с молящимися поклоняются перед Плащаницей, которая символизирует Христа, лежащим во гробе. Плащаница на середине храма находится так же, как и Христос во гробе, в течение трех дней. Великий Пяток – это день, когда соблюдается самый строгий пост в году. До самого выноса Плащаницы нельзя принимать никакую пищу. СУББОТА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ День печали В Великую Субботу совершилось погребение Иисуса Христа. Иосиф вместе с Никодимом сняли с креста Тело Спасителя, обвили Его пеленами с благовониями и положили в новый каменный гроб, который был недалеко от Голгофы. Фарисеи и первосвященники знали предсказание Иисуса Христа о том, что Он воскреснет, но не верили этому предречению. Боясь того, что Апостолы похитят Тело Христа, а потом сообщат людям о Его воскрешении, в субботу ко входу погребальной пещеры, они привалили огромный камень и приставили охрану. Но это им не помогло. В Страстную Субботу Церковь вспоминает о пребывании тела Спасителя во гробе, о том, что в этот день Он сошел душою в ад, возвестил там о победе над смертью и избавил, освободил ожидавшие Его души. В Великую Субботу совершается торжественная и долгая Литургия, на которой читаются паремии (ветхозаветные чтения). В них вспоминается спасение израильского народа от египетского рабства, спасение пророка Даниила от огня, которое было прообразом Крестной смерти и Воскрешения Иисуса Христа. Эта суббота – день покоя и скорби. После службы освящают куличи, яйца и пасхи. Считается правильным оставить некоторую часть яств в храме, пожертвовать нищим и бедным. В двенадцатом часу ночи начинается первая служба праздника, Светлого Христова Воскресения. Читается на Полунощнице канон с ирмосом «Волною морскою», в конце которого при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. . А верующие ждут двенадцати часов, после чего начинается самый главный день для христиан – Праздник Воскресения Господа. Пасха!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.