Меню
Назад » »

Св.Иоанн Кронштадтский / МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ (33)

1346. Жизнь - великая опытная наука. Нет ничего труднее, как проходить эту науку, тесный путь и узкие врата. И кто в школе матерней или в училище не навык вере и страху Божию и житию благочестивому, - тому особенно будет тяжело учиться в школе жизни. Тот, хотя бы он был в школе наук умен, многосведущ, был в большем почете за свои способности, в школе жизни оказывается невеждою, - мало того: иногда ни к чему непотребным, ни к семейной жизни, по причине своего неуживчивого характера или своего необузданного сердца, ни к общественной деятельности. Он бедствует и нередко терпит крушение в жизни, как нагруженное множеством товара судно в море, пущенное во время бури без руля, без снастей и парусов. 1347. Помни, словесное существо, что все сотворено Словом и все существует Им, и имей несомненную веру, что творение или претворение чрез слово твоих уст, властью Божией, есть самое обыкновенное дело; потому же имей величайшее уважение к слову и не трать его по пустому, тем более не употребляй его в орудие лжи, - осудит Господь говорящих ложь. - О, Боже мой! мир духов и мир вещественный созданы и существуют Божиим Словом, Которое со Отцом и Духом есть простое Существо, Дух, Единица, поклоняемая в Троице Ипостасей. 1348. Прося у Бога различных благ, веруй, что Бог все для всех: просишь у Него здравия - веруй, что Он здравие твое; просишь веры - Он вера твоя; любви - Он любовь твоя; мира и радости - Он мир и радость твоя; помощи на врагов видимых и невидимых - Он помощь твоя всесильная; какого бы ты блага у Него ни попросил, Он есть именно это благо, как и всякое, и если найдет благопотребным даровать тебе это благо, то и будет для тебя этим благом. Будет Бог всяческая во всех [1 Кор. 15, 28]. 1349. Слово в устах одних - дух и жизнь, а в устах других мертвая буква (например, во время молитвы и проповеди). Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть [Иоан. 6, 63]. Таковы должны быть по-настоящему и наши слова, ибо мы образы Бога Слова. 1350. Как тело дышит воздухом, так душа дышит милостями Божиими. - Как отец и мать почитают за обыкновенное, как бы природное, необходимое дело - подавать детям ежедневно хлеб или рыбу - самую обыкновенную нашу пищу, и не подают им вместо хлеба камня, вместо рыбы змею, хотя от природы злы и лукавы, - то кольми паче, не бесконечно ли больше благоподателен Отец Небесный, сущая Благость, и не даст ли, кольми паче, Он блага просящим у Него [Мф. 7, 11]? - Как вод преизобильное множество на земле, и все пьют их, приходят и черпают даром, так Господь есть как бы Океан духовных вод, приходи и черпай всякий блага духовные почерпалом истинной, твердой и непостыдной веры. Только простри это сердечное почерпало, и непременно зачерпнешь изобильно воду жизни, прощение грехов и мир совести. Но бойся сомнения: оно лишает тебя средства почерпать всякую милость Божию. 1351. Если не имеешь твердой непостыдной веры в Бога Всеблагого и Всемогущего, не приступай поспешно просить Его о даровании какого-либо блага: иначе диавол сразит и уязвит тебя маловерием или неверием в возможность исполнения твоей молитвы, и отойдешь от лица Божия посрамленным, унылым и мрачным. - Не будь легкомыслен, но наперед сед, разочти, по слову Господню, свое имение душевное, или взвесь веру свою - аще имаши елика суть на совершение. Аще ли же ни, - видящие твою несообразительность бесы начнут смеяться над тобою, говоря: сей человек начат здати и не может совершити [Лк. 14, 28-30]. - Так, прежде молитвы, сообрази степень твоей веры и, нашедши ее достаточною, живою, твердою, непостыдною, - приступай смело к престолу благодати, да приимешь милость и благодать обрящешь во благовременну помощь [Евр. 4, 16]. 1352. Как в вещественном мире Господь благотворит нам чрез солнце, освещая и согревая нас и землю со всем наполнением ее, чрез воздух, воду, растения, животных, - так и в духовном мире Господь, благотворя нам непосредственно, - просвещая умы и сердца наши, заступая, спасая, милуя и сохраняя Своею благодатью (впрочем, и тут чрез священнослужителей), благотворит нам больше посредством Своих слуг, Ангелов, называемых служебными духами, посредством святых Своих и в особенности чрез посредство высшей всякой твари, Пречистой Матери Своей, чрез патриархов, пророков, Апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных и всех святых. Эти святые существа - слуги Божии для нашего спасения. Не вси ли суть служебные духи, в служение посылаемы за хотящих наследовати спасение [Евр. 1, 14]? Они светозарные, умные лучи вечного Солнца правды - Бога. - Как же нам не призывать в помощь и в предстательство о себе эти благие существа, от Самого Господа получившие благодать - служить нашему спасению? Как остаться без должного благоговения и признательности к ним? - Собразно ли это с законами даже человеческого общежития и приличия? 1353. Лютеране говорят: "К чему нам просить молитв святых за себя? Мы просим Самого Бога", и сами себя опровергают: ибо зачем они просят пастора молиться за себя? Молились бы без пастора, если всякий имеет одинаковый доступ к Богу и нет нужды в освященных молитвенниках за нас. - Какая слепота! - Говорят: молясь святым, мы идолопоклонствуем. Неправда. Ни одного святого мы не почитаем за Бога, ни одному святому не молимся как Богу, а только просим молитв его за себя; есть ли тут хоть тень идолопоклонства? - Как просим живых священнослужителей и молитвенников за нас пред Богом, чтоб они помолились о нас, так просим и небесных молитвенников, по любви своей к Богу имеющих великое дерзновение пред Ним; притом весьма многие из них и здесь, на земле, были молитвенниками и ходатаями пред Богом за мир; там, на небесах, эта деятельность их только продолжается, имеет большие размеры и особенно сильна, ибо не воспящается тяжелою и косною плотью. - Все святые, хотя кончили земное поприще, но они живы: несть Бог мертвых, но живых: вси бо Тому живи суть [Лк. 20, 38]. 1354. Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою [Лк. 1, 28]! - Господь и со всякою верующею в Него благочестивою душою. Сопребывание Господа с Девою Мариею, до зачатия Ею Спасителя, не есть особенность, свойственная одной Пречистой Деве: Господь со всякою верующею душою. - Господь с тобою. Эти слова можно сказать всякому человеку, хранящему заповеди Господни. - И ко всем Господь близок: только люди сердцами своими далеки от Него, по мыслям своим, по намерениям и расположениям сердечным, по словам и делам своим, противным закону Божию. С вами есмь, говорит родившийся от Пресвятой Девы Господь наш, до скончания века [Мф. 28, 20], т.е. с каждым из нас во всякое время во все роды, во все времена, на всем земном пространстве, до скончания века. 1355. Я в Боге, с Богом, пред Богом, под Богом. Он жизнь моя. Для телесной жизни Он разлил воздух, воду, произращает пищу, а для души моей - Сам везде Сый и вся исполняяй. Сам и воздух, и пища, и питие. - Постоянно я нахожусь, и хожу, и сижу, и сплю, и ем, и где бы я ни был - нахожусь всегда и на всяком месте в Боге. Первое - образ другого. - Для дыхания нужно держать раскрытыми уста и обоняние; для жизни по духу нужна молитва. - Для того чтобы молитва была искренна, всецело обняла душу, была сосредоточена, для этого нужно внимание к своему сердцу, собранность или устремление ума и сердца к единому Богу, отвержение от сердца всякой лжи, двоедушия, привязанности к земному. 1356. Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно - во всю жизнь, вечером, утром и днем, это - тайный помысл его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь, хотя бы на одно мгновение. Надобно непрерывно утверждать его в Боге, от Которого оно постоянно мысленно отвращается, и великий успех в христианской жизни стяжал тот, кто может искренно воскликнуть с Анною, матерью Самуила: утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем [1 Цар. 2, 1]. 1357. Надобно помнить, что Бог есть Бог живой и оживляющий всех, что и Богородица жива, Ангелы и святые живы и что они слышат нас в Боге. 1358. Духом Святым молящеся [Иуд. 1, 20]. Дух Святой для души - воздух; Иисус Христос - пища животворящая, что впрочем нераздельно: и Дух и Сын; как воздух и пища одинаково необходимы и одно с другим нераздельны, так Дух Святой и Сын нераздельны Сами в Себе и в действиях Своих в нас; а Бог Отец, чрез Сына и Святого Духа, действует начально и благоволительно, как Их Начало и Вина. 1359. Те, которые прикасались к одежде Спасителя, исцелялись. Почему употребляющие ныне святую воду с верою исцеляются? - Крест, погружаемый в воду с молитвою веры, есть как бы Сам Господь животворящий. Как одежды Спасителя проникнуты были Его жизнью, так вода, в которую погружается животворящий крест, сама проникается жизнью; оттого она и целительна. 1360. Нет ничего ближе к нам Бога. - Он Бог сердец, самых сердец, а сердце, в свою очередь, всего к нам ближе. Это весь человек, потаеный сердца человек [1 Пет. 3, 4], по Апостолу. 1361. Я шел к утрени. Солнце было на востоке и отражалось в висящем на столбе фонаре. Отражение было так полно и ярко, что нельзя было смотреть на него, как на самое солнце. Я подумал: если вещественное, сотворенное солнце отражается с такою полнотою сияния в прозрачном стекле, то мысленное несозданное Солнце-Бог не отражается ли в чистом от греха (как темного начала) сердце человека, не отражается ли Он блистательно в святых Своих, ради соединения с Ним, ради любви к Нему очищающих себя здесь от всякая скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии [2 Кор. 7, 1]? Да, велелепотно отражается Он в душах избранных Своих, и эти чистые души, эти образы Божии, как стекло прозрачное, блестят, как злато на солнце, как алмазы лучшей воды, но блестят для Бога и Ангелов, не выказывая своего блеска людям, впрочем по Божию устроению, сияя для них светом своей веры, своих добродетелей, как бы необходимо, подобно свече, поставленной на свещнице в комнате и освещающей комнату со всеми, которые в ней находятся. Еще: если сотворенное солнце отражается в фонаре, то не отражается ли то несозданное мысленное Солнце все - и притом существенно - в Пречистой Плоти и Крови Своей на алтаре Господнем действием Духа животворящего? - Да, отражается все и со всем светом Своим и со всею любовью Своею, - так что ядый плоть Мою и пияй кровь Мою в Боге пребывает, и Бог в нем [Иоан. 6, 56]: Тело и Кровь бывает всецелый Христос. 1362. В молитве - прошение - против гордой плоти нашей, все приписывающей себе; благодарение - против бесчувственности плоти нашей к бесчисленным благодеяниям Божиим; славословие - против плотского человека, ищущего славы только для себя. 1363. Молитва - доказательство моей разумной личности, моей богообразности, залога моего будущего обожения и блаженства. Я из ничего создан, я ничто пред Богом, как ничего своего не имеющий, но я, по милости Его, есмь лице, имею разум, сердце, волю свободную и при своем разуме и свободе могу сердечным обращением к Нему постепенно увеличивать в себе Его бесконечное Царствие, постепенно, все больше и больше умножать в себе Его дарования, почерпать из Него, как из приснотекущего, неисчерпаемого Источника, всякое благо духовное и телесное, особенно духовное. Молитва внушает мне, что я образ Божий, что при смиренном и благодарном расположении своей души пред Богом, при своей свободной воле, я, бесконечно умножая духовные дары Божии, могу, таким образом, в бесконечность усовершаться и до бесконечности увеличивать мое богоподобие, мое небесное блаженство, к которому я предопределен! О! молитва есть знак моего великого достоинства, которым почтил меня Создатель. - Но она, в одно и то же время, напоминает мне о моем ничтожестве (из ничего я и ничего своего не имею - потому и прошу Бога о всем), как и о моем высочайшем достоинстве (я образ Божий, обоженный, я могу другом Божиим назваться, как Авраам, отец верующих, только бы веровал я несомненно в бытие, благость и всемогущество Бога моего и уподоблялся Ему в сей жизни делами любви и милосердия). 1364. Всегдашняя теплая молитва приводит нас к самому искреннему и твердому убеждению в бессмертии нашей души и в блаженстве того невещественного века: ибо все наслаждения молитвы человек почерпает от Бога Духа; всю силу заимствует от Него, равно как, по Его благодати, от Матери Божией (Она избавляет от бед души наши, покоит, радует, оживляет), от Ангелов и святых. 1365. Не весте ли яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас [1 Кор. 3, 16]? Воздвигий Христа от мертвых оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас [Рим. 8, 11]. Будьте внимательны и благоговейте, братия, к живущему присно в вас Духу Святому и помните, что тайна и чудо воскресения вашего из мертвых совершится тем же Духом, Который ныне живет в вас, по благодати и дару Христа, ради крещения водою и Духом, ради покаяния и особенно причащения животворящих Таин Его. 1366. Бог есть Истина: и молитва моя должна быть истинна, как и жизнь; Бог есть Свет: и молитва моя должна быть приносима во свете ума и сердца; Бог есть Огнь: и моя молитва, как и жизнь, должна быть пламенна; Бог всесвободен: и моя молитва должна быть свободным излиянием сердца. Какое богатство духа человеческого: только помысли он сердечно о Боге, только пожелай сердечного соединения с Богом, и Он сейчас с тобою: и ни стены дома, никакие заклепы темниц, ни горы, ни пропасти не воспрепятствуют этому соединению. Бог сейчас с тобою, так и Ангелы и святые: с Богом они все пред твоими глазами, у твоего сердца, как самые близкие друзья, как присные тебе. О, богатство духа человеческого! 1367. Дух так прост, что проходит сквозь всякое существо духовное и вещественное, сквозь всех разумных духов и сквозь все неразумные души, небесные тела, землю и все ее органические и неорганические тела, нимало ими не ограничиваясь, будучи всегда выше их и оживляя их, как Дух Божий, или проходит удобно всякое вещество, не оживляя его, как горы, камни, стены зданий, так, как бы вовсе не было никакого вещества. Бог есть так, как бы вовсе не было никакого ни духовного, ни материального существа: и потому-то я могу всегда сказать, что я всегда с Богом, или есть только как бы один Бог да я. Со мною еси [Пс. 22, 4], говорит псалмопевец. Аз есмь с тобою [Деян. 18, 10], говорит Господь Апостолу Павлу. 1368. Стоя и молясь усердно на молитве, или сидя, или лежа, или ходя, и вдруг иногда посещаемые Духом Божиим и слыша глас Его, мы замечаем, что Он проникает в душу не чрез рот, и не чрез нос, не чрез уши (хотя чрез слово и дыхание и подавал Духа Спаситель и хотя вера от слуха) [Рим. 10, 17] , а прямо сквозь тело - в сердце, как Господь прошел сквозь стены дома к Апостолам по воскресении, и действует вдруг, как электричество и быстрее всякого электрического тока: и тогда тебе делается необыкновенно легко, потому что вдруг разрешается твое бремя греховное, посещает тебя дух сокрушения о грехах, умиления, мира, радости. Смотри, как Ангел является в запертой темнице ночью для освобождения Петра: двери заперты, стражи стоят у дверей; но вот Ангел вдруг предстал, и во мгновение свет воссиял в храмине [Деян. 5, 19]. Так Дух Божий посещает мгновенно храмину души нашей - тело, и свет возсиявает в ней. 1369. Как святые слышат нас? Слышат, как едино с нами во Святом Духе - да и тии в нас едино будут [Иоан. 17, 21], как члены единой Церкви Божией, возглавляемой единым Христом и одушевляемой единым Духом Божиим. - Святые зрят и слышат нас в Духе Святом так, как мы телесными глазами и ушами видим и слышим посредством света и воздуха; но наше телесное зрение и слух далеко не совершенны в сравнении с зрением и слухом духовным: на далеком расстоянии мы не видим весьма многих предметов, не слышим весьма многих звуков. Духовное зрение и духовный слух совершенны: от них не ускользают ни одно движение сердца, ни одна мысль, ни одно слово, намерение, желание, потому что Дух Божий, - в коем пребывают, видят и слышат нас святые, - всесовершен, всеведущ, все видит и слышит, потому что вездесущ. 1370. Сила молитвы, например, отворять и затворять небо, прелагать огонь в росу. Чья молитва особенно сильна? Молитва Божией Матери (святыми Твоими и всесильными мольбами) и святых на небе; на земле - молитвы священников, как Самим Богом поставленных у самого Его престола - для молитвы о себе и людях - (о наших гресех и о людских невежествиих [Евр. 9, 7]), молитвы преподобных, отшельников (точию лице его прииму [Иов. 42, 8]). Леность на молитву христиан, - оттого скудость веры, надежды и любви: грехи и беззакония, беды душевные и телесные. 1371. Иерей Божий! верь от всего сердца, верь всегда в благодать, данную тебе от Бога молиться за людей Божиих: да не будет вотще в тебе этот великий дар Божий, которым ты можешь спасти многие души; скоро слышит Владыка твою сердечную молитву о людях и удобно преклоняется на милость к людям, как на молитву Моисея, Аарона, Самуила, Апостолов. Искупай всякий молитвенный случай - в церкви, когда совершаешь Богослужение или таинство, в домах при совершении таинств, молитвословий и молебнов, везде и во всякое время помни о спасении людей Божиих, и стяжешь великую себе благодать Божию. 1372. Что ты каждое мгновение живешь животворящею Троицей, - в этом будь всегда так же убежден, как и в том, что ты освещаешься чувственным светом, питаешься пищею и питием и дышишь воздухом - тремя сими, во едино для тебя соединяющимися. 1373. Вещество мира яко ничтоже [ср. Пс. 38, 6]; везде и во всем Дух Божий, животворящий, превысший всего. Когда молишься Богу, представь, что вещество как бы не существует и все твари яко не сущие и что один только Бог всюду сущий и единый, Коему нет места, Который все Собою наполняет, объемлет, зиждет и хранит. Если и ты будешь беспристрастен к вещественному и будешь упражняться в посте и молитве, то и в тебе дух как бы поглотит плоть и ты будешь духовен и будешь везде созерцать в природе Духа Бога, - тогда как, напротив, пристрастные к земному, особенно к пище, к питью, к деньгам, суть телесни, духа не имущи [Иуд. 1, 19] и во всем видят только плоть, не созерцая духа и даже отвергая духовную сторону в предметах. 1374. Где строящееся вещество, там непременно предположить надо и Строителя его, потому что вещество, само по себе не имеющее никакого смысла и силы, не может само организоваться, расти и приносить плоды: очевидно, каждое мгновение в жизни им правит бесконечный Ум, всесильная Рука. 1375. Как солнце вещественное отражается всем своим кругом и сиянием в бесчисленных прозрачных предметах на земле, так Солнце духовное - Бог благоволит отобразить Себя в бесчисленных существах на небе и на земле, - там в Ангелах, а здесь в людях; и как свет, даже вещественного солнца, не стесняется плотными, хотя прозрачными телами, но проходя сквозь оные беспрепятственно, сияет и в запертых со всех сторон от внешнего воздуха покоях дома или прозрачных предметах, обращенных к нему, так свет духовного Солнца не стесняется для духовных существ никакими вещественными преградами, ни стенами дома, ни мрачными стенами и сводами темниц, ни громадами гор, в пещерах коих скрываются рабы Божии, ни пропастями земными; всюду Он проникает и везде сияет, во всякой душе, способной принять в себя сияние небесной истины. (Павел и Сила молятся в темнице, поя Богу, и Господь внимает их молитве [Деян. 16, 25, 26]). 1376. Когда мы молимся, тогда уши Господа в молитву нашу: Он так же тогда, да и вообще всегда, близок к нам, как икона, пред которой стоим, даже гораздо ближе: Он у самого нашего сердца. Присутствие Его при нас ясно, как видимая икона, и потому икона, действительно, есть наглядное представление того, как близок к нам Господь, как Он смотрит и слышит нас. - А святые Божии в Духе Святом так близки к нам, как близок к нам Дух Святый, везде сый и вся исполняяй, - Егоже (Христа) дом мы есмы [Евр. 3, 6; ср. 1 Кор. 3, 16; 6, 19], и в Духе Святом они видят и слышат нас так, как мы видим и слышим людей, говорящих с нами. - Ведь Дух же Святый посредствует и в видении и слушании обыкновенном. 1377. Вы видели, что на иконах святых пишется вверху Господь Иисус Христос с державою в руке и с благословляющею рукою. Это взято с самого дела. Господь всегда призирает с небес на подвизающихся ради Его на земле, деятельно помогает им, как всемогущий Царь, в борьбе со врагами спасения, благословляет подвижников своих миром и радостию о Дусе Святе [Рим. 14, 17] и дарует им, по совершении земных подвигов, венец жизни. - Итак, христиане, укрепляйтесь все в вере и надежде, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса [Евр. 12, 2], Который всегда призирает на вас, на все ваши действия с высоты небесной, как Он взирал на первомученика Стефана, открывши для него небо и славу Свою, как взирал на Савла, впоследствии Павла, а также показал ему Себя в небесах, осиявши его светом Своим и огласивши его Своим гласом. 1378. Цель нашей жизни - соединение с Богом: в этой жизни - в вере, надежде и любви, а в будущей - в любви всесовершенной. Посмотрите, как враг и мы сами искажаем здесь эту цель. Мы соединяемся сердцем с разными предметами, по различию наших страстных привязанностей. Иногда - о, ужас! - наша любовь обращается к сребру, к пище, питию, одежде, дому, убранству, к подобным нам людям - до забвения Бога. Иногда мы гордимся, завидуем, ненавидим, лжем - и тогда мы соединяемся прямо с самим диаволом, который есть олицетворенная злоба, ложь, гордость, зависть, - и как мы оскорбляем своего Владыку, Который сотворил нас по образу Своему и по подобию, как не искажаем этого богописанного и с Самого Бога писанного образа! Но мы слишком мало об этом думаем, слишком несведущи в том, что касается существенного для нас дела - соединения с Богом! 1379. Кто знает постоянство и злобность над собою врагов бесплотных, тот не станет много унывать, хотя и всячески они повергают сердце его в уныние; тот не станет и раздражаться на все, зная, что они (враги) всячески побуждают к раздражительности, всячески побуждают злобиться, завидовать, прилепляться к деньгам и вещественным стяжаниям. Только - необходимое условие - надо быть внимательным к себе, ибо враг нередко прикрывается нашим самолюбием и как бы ратует за наше благополучие, сам же положительно губит нас. - Надежда христианская! Сколь многие лишены тебя чрез козни невидимых врагов! Сколь многие впадают в отчаяние и лишают себя жизни! Вспомним добровольных удавленников, утопленников и иным образом налагающих на себя руки, затем пьяниц и проч. 1380. Господь сказал слово обетования, и исполнится слово Его: речет, и не пребудет ли? - Господь указывает на законы природы, на постоянство и твердость их как на доказательство верности Своих обещаний. 1381. Вы ощутили в теле своем во время молитвы или при чтении Слова Божия и других книг священного содержания (а иногда и светских - благонамеренного содержания, где, например, описывается какой-либо случай, представляющий действие Промысла Божия над людьми), или в благочестивых разговорах - глас хлада тонка, так что по телу вашему как будто пробежит электричество. Это Господь посещает вас. Глас хлада тонка - и тамо Господь [3 Цар. 19, 12]. 1382. Когда молишься Владычице или святому какому-либо, вообрази твердо, что ты член Церкви, в которой Владычица - главный камень здания, Начальница мысленнаго наздания [акаф. Пресв. Богор., икос 10], и знай, что ты тесно связан внутренне со всеми небожителями, как камень здания, хотя и мягкий и нетвердый. Так понимая себя, поймешь, почему молитвы столь легко доходят к святым: ибо все мы под одним Главою Христом и все одушевлены одним Духом Божиим. 1383. Господь - причина и постоянная поддержка (держава) моей органической телесной жизни, чрез действие легких, желудка, сердца, жил, мускулов, и духовно-органической жизни духа - чрез ум и мышление, чрез озарение сердца светом Своим. 1384. Чудно могущество веры! - живая мысль о Боге, сердечная вера в Него - и Он со мною; сердечное покаяние во грехах с верою в Него, и Он со мною; добрая мысль, и Он со мною; благочестивое чувство, и Он со мною. Но диавол входит в меня чрез помысл сомнения, страха, гордости, раздражительности, злобы, скупости, зависти; значит, его власть надо мною совершенно от меня зависит: только будь я внимателен к себе да содержи непрестанно в уме имя Господа Иисуса Христа с верою и любовью, и он бессилен сделать мне какой-либо вред. 1385. Старайся все делать напротив того, чего хочет враг бесплотный. Он побуждает тебя к гордости, к самохвальству и осуждению брата, - ты смирись до земли и пепла и осуждай как можно строже себя самого, а брата восхвали в сердце. Если брат твой, по действию врага, обходится гордо и злобно, ты обходись с ним смиренно и с любовью. Если враг побуждает тебя к скупости, будь щедр с доброхотством. Так поступай во всех подобных случаях, и заслужишь великую благодать Божию и сам собственными сердечными очами увидишь ее. - Нет у тебя внутренней силы поступать так, враг силен, говоришь ты: проси же в молитве Всесильного на всякое время и на всякий час, и Он поможет тебе. 1386. По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною пред св. иконою, например Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, - так что, если вера твоя в присутствие лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут. Пример - чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь и проч., потому именно все они смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможного для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека? - Также чудесно Он может сделать это с живописным образом. Вся возможна верующему [Мрк. 9, 23], и к верующему чудесно сходит Вышний. - Соединяется же Он с знамением Креста Животворящего и чудодействует. 1387. Что такое человек, как не образ Божий, художнически вделанный в землю, потому что тело человеческое - земля? Не дивись же, что в вещественных образах является Бог и даже говорит устами образа, ибо вся возможна суть у Бога [Мрк. 10, 27]. Когда нужно было, Он чрез ослицу проговорил человеческим голосом [Числ. 22.28]. 1388. Так живописен и точен, говорят иногда о каком-либо портрете, что только не говорит; если человек так умеет искусством своим оживлять холстину, или доску, или бумагу, - то что же невозможно для Бога? - Почему не вдохнуть Ему и жизни в образ, почему не дать ему способности проговорить, если Ему это угодно? - Только не говорит; - ты все сделал, художник, дай же докончить Господу, и Он заставит образ говорить. 1389. Есть мир духовный; есть общение душ, удаленных расстоянием, и людей умерших, видят и слышат они нас, и вот очевидное доказательство: одна женщина, которой муж был болен и лежал в комнате - в 600 верстах от нее, - в один вечер видела, какие у него посетители, что он делал: слышала, какие слова он говорил. Не так ли видят нас святые? не так ли слышат они наши молитвы? 1390. Видя лица других, я вижу свое лицо, ибо все мы как один, сотворены Богом, от одного человека, от одной крови, и все равно по образу Божию, - и потому на всех должно смотреть чисто, неблазненно, не враждебно, не лукаво, не корыстно, а с чистою Божией любовью. - Также видя на иконах лики святых человеков, лик Божией Матери и Самого Богочеловека Господа Иисуса Христа, я вижу в них себя, ибо и они человеки, а Иисус Христос, Бог наш, во всего меня облекся чрез воплощение и вочеловечение, почтив человечество безмерною честью, изгнав смрад греховный из верующих и крестившихся в Него и облагоухав их святынею Духа Святого, вселяющегося в них чрез веру и крещение и причащение Его Божественных Тела и Крови. Итак, виждь в других себя, да и другие видят в тебе себя, люби всех, как себя; - также виждь во Христе, в Его Пречистой Матери и в ликах святых себя и человечество и присвояйся Богу и святым чрез подражание их святыне, - да и они увидят в тебе себя, насколько ты уподобишься Богу и им, по добродетели, - и узнают в тебе своего члена, когда ты предстанешь на суд всемирный, и возьмут тебя к себе, как своего. 1391. Следует радоваться тому, что мне приходится очень часто носить в уме и в сердце и произносить устами имя Божие, имя Владычицы Богородицы, св. Ангелов и св. угодников Божиих, как всех по имени в продолжение года, так и особливых, упоминаемых в ежедневных молитвах церковных или при водосвятных молебнах. Ибо воспоминаемое искренно, от сердца, имя Божие освящает нас, оживляет и утешает, также и имя Божией Матери, всесильной Ходатаицы; и святые, наши ходатаи пред Богом, молятся за нас, когда мы их призываем в молитве, и светят нам своими добродетелями многоразлично. Хорошо иметь союз с Богом и небожителями. 1392. Молитвою мы отмаливаем грехи свои. - Весь долг он (оный) отпустих тебе, понеже умолил Мя еси [Мф. 18, 32]. Опыт говорит то же. 1393. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем [Иоан. 6, 56]. Это осязательно, и опыт подтверждает это. Преблажен, преисполнен жизнью тот человек, который с верою причащается Св. Таин, с сердечным раскаянием во грехах. - Эта истина осязательна, ясна еще из противного. Когда без искреннего раскаяния во грехах и с сомнением приступаешь к Св. Чаше, тогда входит в тебя сатана и пребывает в тебе, убивая твою душу, и это бывает чрезвычайно ощутительно. 1394. "У Бога, - говорит пословица, - все близко". Точно все близко: все твари духовные и чувственные, Ангелы, души усопших, все живые люди, все животные, все миры вещественные. - Дух Божий сквозь все проходит; дух разумичный, чистый, тончайший и живет в каждой верующей, благочестивой душе. - Красота сельная со Мною есть [Пс. 49, 11], говорит Он. - Аз с вами есмь во вся дни до скончания века [Мф. 28, 20]. Как для бесконечного Духа, для Бога нет ничего отдаленного, но все пред Ним, как на ладони. Весь Он везде и все в Нем. Все Им живет и существует. 1395. Бог и сотворенные духи и души усопших людей, как и живых, суть существа мысленные, а мысль быстра и некоторым образом вездесуща. - Помысли от всего сердца о них, и они присущи тебе, - Бог всегда и необходимо, а другие - по дару и власти Божией. Помянух Бога, и возвеселихся [Пс. 76, 4]. Почему? Потому что Он с тобою и в тебе. 1396. Когда сердце наше покрывается мраком сатанинским, мраком страстей, тогда оно отрицает Бога, хотя бы следовало, как и должно, отрицать свет самого сердца; оно помрачилось, потому смежило духовные очи свои, не видит Бога, а не то, что Бога нет. Рече безумен в сердце своем: несть Бог [Пс. 13, 1]. Воистину безумен.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar