- 464 Просмотра
- Обсудить
Священномученик Викторин Петавийский Толкование на Апокалипсис (Commentarh in Apocalypsin) Содержание I. Видение престола II. Открытие книги III. Семь печатей IV. Ангел Востока и семь ангелов с трубами V. Ангел и раскрытая книга «Толкование на Апокалипсис» является самым ранним полным комментарием на Откровение св. ап. Иоанна Богослова, написанным свт. Викторином Петавийским после 260 г. в связи с событиями, которые потрясли Римскую империю: поражение, пленение и позорная смерть имп. Валериана (253–260). Петавийский экзегет здесь раскрывает тему «вечной» борьбы Христа и антихриста. Кульминацией данного произведения является Суд Божий над нечестивыми, так как после него у них уже не останется времени на раскаяние. Впервые публикуется русский перевод с латинского языка 6-ти глав «Толкования на Апокалипсис», выполненный Н.А. Хандогой. I. Видение престола IV.1. Он говорит: дверь открыта на небе. Иоанн1 видит предсказание Нового Завета и [слышит голос], говоривший ему: взойди сюда (Откр 4:1). Когда указывается на открытую [дверь], то очевидно, что прежде она была закрыта для людей. Это было достаточно и полностью разъяснено, когда Христос во плоти взошел на небеса к Отцу. Что касается голоса, который он слышал, [то этим], вне всякою сомнения доказывается упрямым, что Тот, Кто пришел, является Тем же Самым. Кто говорил через пророков. Ибо Иоанн был из обрезанных2, а весь народ, слушая предсказание Ветхого Завета, был наставлен этим голосом. Прежний голос, который он слышал, сказал ему: взойди сюда, – это Иисус Христос. Которого он видел немного раньше, словно Сына Человеческого, посреди семи светильников (Откр 1:13). И теперь, спустя время, он вспоминает о предсказаниях через закон в подобиях, и в написанном он соединяет [вместе] всех первых пророков и открывает Писание. Когда Господь наш призвал на небеса всех верующих во имя Его (см.: Ин 1:12; 2:23; и т.д.) и ниспослал Святого Духа, Который возносит всякого человека на небо, – он говорит: в тот час я был в Духе (Откр 4:2). Поэтому, открываясь через Святого Духа сознанию верных, Он делает очевидным для них, что было раньше предсказано. 2. Очевидно, что стоящий престол – место Суда и Царя. Поэтому он говорит, что на этом престоле он видел Подобного яспису и сардису (Откр 4:2–3). Поскольку яспис – цвет воды, а сардис – цвет огня, то немного спустя проявилось, что эти два завета установлены от престола Божьего вплоть до конца мира. Один из этих двух судов свершился в потопе через воду, другой же осуществится через огонь. Ибо радуга вокруг престола (Откр 4:3), образовывая свод, имеет блестящий свет, из которого Бог говорил с Ноем и его сыновьями, что они могут больше не бояться потопления водой. Он говорил: Я полагаю радугу Мою в облаке (Быт 9:13), поэтому они могут больше не бояться воды, но огня. Ибо перед престолом было море стеклянное, подобное кристаллу (Откр 4:6), – дар Крещения, который Он изливает через Своего Сына во время покаяния, прежде чем учредит Суд. Поэтому перед престолом, как перед судом. Когда же он говорит: море стеклянное, подобное кристаллу, то указывает на воду чистую, неподвижную, не возмущенную ветром, не текущую, как река, но переданную, словно неизменный дар Божий. 3. [Четыре животных] – четыре Евангелия. Он говорит: первое подобно льву, второе подобно тельцу, третье подобно человеку, четвертое подобно орлу летящему. [И каждое из четырех животных имело] по шести крыл вокруг (Откр 4:7–8), глаза внутри и снаружи. Он говорит: они не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель (Ис 6:3). Сидящие на двадцати четырех престолах двадцать четыре старца (Откр 4:10) – книги пророков и закона, содержащие показания Суда. Ибо двадцать четыре старца – двенадцать апостолов и двенадцать патриархов. То есть, животные, которые имеют разные лица, сохраняют число. 4. Животное, подобное льву (Откр 4:7) – это Евангелие от Иоанна, потому что, когда все евангелисты предсказали Христа, ставшего человеком, он называл Его – прежде чем Он пришел и облекся плотью – Богом, говоря: Слово было Бог (Ин 1:1). И поскольку он издавал крик, будто рычащий лев, предсказание его содержит образ льва. [Что же относится к человеческому образу], то Матфей стремится сообщить нам о роде Марии, от которого Христос воспринял плоть. Следовательно, пока он перечисляет [праотцев] от Авраама до Давида и от Давида до Иосифа (см.: Мф 1:1–16), то ведет речь [о Христе] как о человеке. Поэтому предсказание его получило образ человека. Лука начинает [повествование] со священства Захарии, которому явился ангел, когда он приносил жертвы за народ (см.: Лк 1:8–11). Ввиду священства и жертвы описание несло образ тельца. Марк, толкователь Петра, запомнил, чему он учил при служении, и записал, но не по порядку, а со слов пророчества, возвещенного Исаией (см.: Мк 1:2). Следовательно, они начинают, говоря так: Иоанн: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1) – это образ льва; напротив Матфей: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Мф 1:1) – это образ человека; в следствии этого Лука: был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова (Лк 1:5) – это образ тельца; Марк начинает так: Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исаии3 (Мк 1:1–2), – начало с летящего Духа, содержащего образ летящего орла. Однако не только пророческий Дух, но и Само Слово Бога Отца Всемогущего, Которое есть Сын Его, Господь наш Иисус Христос, несет те же самые образы во время Его пришествия к нам4. Поскольку предсказано, что Он как лев и как детеныш льва5 (Быт 49:9) порожден был ради спасения людей для победы над смертью и освобождения всех. Поэтому Он Сам принес Себя в жертву за нас Богу Отцу и назван телцом. И после победы над смертью Он взошел на небеса, раскрывая крылья Свои и защищая народ Свой, именуясь летящим орлом. Следовательно, эти четыре предсказания – хотя их и четыре – являются одним, потому что они исходят из одних уст, равно как и река в раю, – из одного источника, разделена на четыре части (см.: Быт 2:10). 5. У этих животных есть глаза внутри и снаружи6 (Откр 4:8), то есть проповедь Нового Завета, как это показывает предвидение Духа, Который рассматривает тайны сердца и видит все (см.: Сир 42:16, 18–20), что находится внутри и снаружи. Крылья – свидетельства Ветхого Завета, которые являются свидетельствами двадцати четырех книг, – стольких числом, сколько старцев на престолах. Но как животное не может летать, если лишено крыльев, так и проповедь Нового Завета не имеет веры, если не обладает для свидетельства Ветхого Завета теми возвещенными прежде доказательствами, которыми она поднимается от земли и летит. Ведь всегда сказанное раньше, когда обнаруживается впоследствии исполненным в будущем, оказывается тем, что делает веру несомненной. Однако крылья, если не прикреплены к животным, то им неоткуда получить жизнь. Ибо если то, что предсказывали пророки, не исполнилось на Христе, то проповедь их была напрасной (1Кор 15:14). Этим обладает Кафолическая Церковь – предсказанным раньше и позже исполненным. Она заслуженно летит и поднимается с земли, как живое животное. Еретики же, которые не пользуются пророческим свидетельством, подобны животным, которые не летят, являясь земными7. А иудеи, которые не получили проповедь Нового Завета, [подобны крыльям, но они не живут,] приносят людям пустое пророчество, которое не должно быть ими услышано, ибо исполненное не соответствует сказанному. Однако есть книги Ветхого Завета, которые мы находим в сочинении Феодора8. составляющие число двадцать четыре. Кроме того, как мы уже говорили, патриархи и апостолы числом двадцать четыре должны судить народ свой. Ибо, когда апостолы спросили и сказали: мы оставили все наше и последовали за Тобой, что же будет нам? (Мф 19:27) Господь наш ответил: когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19:28). Также и патриархи, которые должны будут судить, что подтверждает патриарх Иаков: он будет судить народ Свой среди братьев своих, как одно из колен Израиля (Быт 49:16). 6. И от престола Божия исходили молнии и громы, и голоса, и семь светильников [огненных горели] (Откр 4:5): это предвещало провозглашение и обетование от Бога, а также наказания. Ибо пришествие Господа означало молнии, напротив, проповедь Нового Завета – голоса. С другой стороны, громы – слова небесные, горящие огненные светильники – поистине дар Святого Духа, ибо, когда от древа погиб первый человек, через Древо Страсти он ожил. 7. И когда это [произошло], пали все старцы и поклонились Господу, в то время как животные воздают славу и честь (Откр 4–10), то есть поскольку Евангелие – а именно дело и учение Господа – исполнило прежде провозглашенное через пророков Слово, то они заслуженно и должным образом возликовали, зная, что правильно служили Слову Господнему (см.: 1Пет 1:12). Поскольку пришел Тот, Кто победил смерть и единственный достоин обрести венец бессмертия, все – сколько бы ни имели венцов как украшение их лучшего деяния – полагают их к ногам Его (Откр 4:10)9, то есть из-за превосходящей победы Христа все остальные победы [полагаются] к ногам Его. Это то, что открывается Духом в исполнение Евангелия, как Господь наш пришел пострадать в Иерусалим и люди вышли навстречу Ему. Некоторые покрывали дорогу, срезая ветви пальм, иные бросали свои туники10 (см.: Мф 21:8), то есть изображено два народа великих мужей: один – из патриархов, другой – из пророков, которые держали победы против грехов в своих руках, бросая их Христу под ноги. Каждая пальмовая ветвь символизирует то, что ничто так не дается как победа. II. Открытие книги V.1. В руке у Сидящего на судейском месте11 была книга, написанная с внутренней стороны, за семью печатями (Откр 5:1), потому что Ветхий Завет в руках Господа нашего есть дар, который Он получил от Отца как судебное установление. Он говорит, что видел вестника, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть эту книгу и снять печати ее? И никто не нашелся достойным ни на небе, ни на земле, ни под землей (Откр 5:2–3). Открыть завет – пострадать за людей и окончательно победить смерть. Никто не найден достойным сделать это: ни среди ангелов на небе, ни среди людей на земле, ни среди душ святых, пребывающих в покое, разве только Христос Сын Божий, о Котором он говорит: видел я Агнца как бы закланного, имеющего семь рогов (Откр 5:6). О Нем было предсказано: какой бы закон через различные дары и жертвы ни был замышлен о Нем, Ему Самому надлежало его исполнить. Он был завещателем12 и победил смерть, был поставлен Богом законным наследником, чтобы обладать и веществом смертного [существа], то есть человеческим телом. 2. Он говорит: вот лев от колена Иудина, корень Давидов, победил (Откр 5:5). Мы читаем о льве от колена Иудина в книге Бытия, где патриарх Иаков говорит: Иуда, тебя восхвалят братья твои: и лег и восстал, как лев, и как детеныш льва13 (Быт 49:8–9). Ибо Он называется львом за победу над смертью, за страдания от людей, как агнец ведомый на заклание (Ис 53:7). Он победил смерть и пришел раньше мучителя. Он называется как будто убитым (Откр 5:6). Здесь Он открывает и снимает печати с [Ветхого] Завета, который прежде запечатал, зная, что это должно было быть запечатано и скрыто до наступления Его Страдания. Моисей-законодатель утаил лицо свое и говорил народу (см.: Ис 34:33), указывая, что слова возвещения скрыты до наступления времени Христа. Читая народу закон, он, взяв шерсть, пропитанную кровью тельца и водою, окропил весь народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами (Евр 9:19–20; Исх 24:8). Следует обратить внимание, что внимательный человек соединит общее возвещение в нечто одно. Ведь недостаточно называться ему законом, поскольку оно именуется заветом, ибо никакой закон не называется и не именуется заветом; за исключением того, что создано теми, кто собирается умереть, и что бы они не завещали, все это запечатано до дня смерти завещателя. Поэтому должным образом [Ветхий Завет] распечатывается как вы закланным Агнцем (Откр 5:6). Который, словно лев, сокрушил смерть и исполнил все возвещенное о Нем: освободил человека, то есть плоть, от смерти, и воспринял субстанцию смертных, то есть человеческую природу. Как через одно тело все люди унаследовали залог смерти, так через одно тело все верующие воскреснут к жизни вечной (см.: 1Кор 15:20; Рим 5:12). Совсем недавно лицо Моисея было скрыто, а сейчас открывается, и поэтому Апокалипсис называется Откровением. Сейчас распечатывается книга Его и открывается [смысл] приношения жертв, ясно понимаются жречество и распоряжения Помазанника, и возведение храма, и свидетельства [пророков]. 3. Двадцать четыре старца и четыре животных, имея гусли и золотые чаши, поют новую песнь (Откр 5–9) – [предсказание Ветхого Завета, соединенное с Новым, указывает на христианский народ, поющий новую песнь], то есть на всеобщее провозглашение своего исповедания [веры]. Новое то, что Сын Божий стал человеком, был предан смерти людьми, на третий день воскрес, даровал людям отпущение грехов, наложил на них печать Святого Духа, и они получили вечное богослужение, ожидая Царства бесконечных обетовании. Гусли, натянутые на древо, обозначат тело Христа, преданное страданию, то есть плоть Христа. Золотые чаши – исповедание веры и поколение нового священства. [Поэтому] множество ангелов (Откр 5:11), никому не вредя, избрали приносить благодарения Господу нашему за освобождение людей от вечной смерти. III. Семь печатей VI.1. Снятие печатей, как сказано нами, это раскрытие пророчеств Ветхого Завета и предсказание того, что произойдет в будущем, о котором пророческое Писание говорит [через снятие] единичной печати. Однако пророчество обретает исполнение, когда открыты сразу все печати. Ведь когда была открыта [первая] печать он видел белого коня и всадника с венцом, имеющего лук (Откр 6:1–2), – это то, что сделано в первую очередь. После того, как Господь наш взошел на небеса (см.: Лк 24: 44–49) и открыл все [печати], Он послал Святого Духа, слова Которого проповедники, подобно стрелам, направили в сердца людей для того, чтобы поразить их неверие14. С другой стороны, венец обещан пророкам на головы от Святого Духа (см.: 2Тим 4:8). Остальные три лошади Господь показывает в Евангелии – [войны], голод и болезнь, явно объясняя это предсказание (см.: Лк 21:9–11). И Он говорит: одно из животных – всех четыре – это одно. Иди же и смотри (см.: Ин 1: 39,46): иди – говорится приглашенным к вере, а смотри – тому, кто не видел. Следовательно, конь белый – слово пророчества Духом Святым, посланным в мир, ибо Господь говорит: проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной во свидетельство всем народам, тогда придет конец (см.: Мф 24:14). 2. Конь вороной (Откр 6:5) означает голод, ибо Господь говорит: и будет голод по местам (Мф 24:7). В подлинном значении эти слова относятся к антихристу, то есть ко временам, когда наступит великий голод и люди будут поражены. Весы в руке15 – книга испытаний, в которой отображается наказание каждого. Ибо Он говорит громким голосом: вина и масла не повреждай (Откр 6:6), то есть духовного человека не наказывай страданиями. Это – конь вороной. Конь рыжий, и сидящий на нем имел меч (Откр 6:4) – это войны, которые произойдут в будущем, как мы и читаем в Евангелии: восстанет народ на народ и царство на царство, и будут большие землетрясения (Лк 21:10–11). Это – конь рыжий. 3. С другой стороны, конь бледный, и сидящий на нем имел имя смерть (Откр 6:8). Это также Господь предсказывал среди прочих бедствий: наступит время разрушений и смертей (см.: Лк 21:11). Ибо когда Он говорит: и ад следовал за ним, то это значит, что Он ведет речь о погибели множества нечестивых душ. Это – конь бледный. 4. И души убитых были замечены под жертвенником (Откр 6:9), то есть под землей. Ибо [жертвенником] называются небо и земля, подобно тому, как предполагаемый закон создал лицо истины, истолкован по отношению к двум жертвенникам: [одному] – золотому изнутри, [и другому – медному снаружи] (см. Исх 30:3; 27:2). Мы же понимаем, что жертвенник называется небом Господом нашим, представившим нам свидетельство. Ибо Он говорит: [когда принесешь дар твой к жертвеннику], – несомненно, наши дары – это молитвы, которые мы обязаны совершать, – и там, когда вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой (Мф 5:23– 24). Несомненно, к небу восходят молитвы. В качестве неба понимается золотой жертвенник, находившийся внутри. Ведь и священник имел повеление Христа раз в году входить в храм к золотому жертвеннику (см. Евр 9:7; Исх 30:10). Это символизировало то, что намеревался сделать Святой Дух, то есть то, что Он единожды пострадал16 (см.: Евр 9:8). Так же понимается и медная земля, под которой находится ад. [Эта земля] – область, удаленная от наказания и огня, покой святых, в которой нечестивые хотя видят и слышат праведников, но не могут перейти к ним (см. Лк 16:26). Тот, кто все видит, хотел, чтобы мы знали, что они – души убиенных – ожидают мщения за кровь, то есть за тело свое, живущим на земле (Откр 6:10–11). Но так как в конце времен придет и вечное воздаяние святых и наказание нечестивых, то сказано, что они ожидают. И в качестве утешения для своего тела они получили, по словам его, белые одежды – то есть дар Святого Духа. 5. [Когда он снял] шестую печать – произошло великое землетрясение (Откр 6:12), [то есть] последнее преследование. Солнце стало как власяница: великолепие учения затмевается неверующими. Луна кровавая: Церковь, отдающая святых для пролития крови за Христа. Звезды пали (Откр 6:13) – верующие колеблются. Смоковница потрясаемая роняет смоквы: преследованием люди отделяются от Церкви. Небо скрылось: Церковь становится разделенной пополам. И горы и острова двинулись с мест своих (Откр 6:14): в последнее преследование каждый уйдет со своего места, то есть верующие спасутся, убегая от преследования. 6. [После этого видел он] четырех ангелов на четырех углах земли или на четырех ветрах реки Ефрат 17(Откр 7:1), [то есть] народов существует четыре, поэтому для каждого народа Бог приставляет ангела, ибо закон говорит: он создал их по числу ангелов Божиих18 (Втор 32:8). Пока число святых наполняется, ими не оставляются пределы [земли], потому что в конце [времен] они выступят против антихриста. 7. Когда он говорит: великое множество людей из всех племен (Откр 7:9), он показывает число всех избранных верующих, которые кровью Агнца (Откр 7:14) очистились Крещением, убелили одежды свои, сохраняя благодать, которую они получили. [И когда он] снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе на полчаса (Откр 8:1) – это начало вечного покоя, однако оно ощутимо отчасти, потому что тишина нарушается: он использует ту же последовательность [событий]. Поистине, если было бы это молчание непрерывным. Откровение бы закончилось. IV. Ангел Востока и семь ангелов с трубами VII. [Что касается] ангела, восходящего от востока солнца (Откр 7:2), то он говорит о пророке Илии, который намеревался опередить время антихриста для восстановления и укрепления церквей от нестерпимого гонения. Об этом мы читаем при открытии книги Ветхого Завета и Нового Возвещения. Ибо говорит Господь через Малахию: вот я пошлю к Вам Илию пророка обратить сердца отцов к детям и сердца человека к ближнему своему19 (Мал 4:5–6), то есть ко Христу через покаяние. Обратить сердца отцов к детям – [означает:] вслед за временем призвания иудеев, идущего за ними народа, заново призвать их к вере. И потому он также указывает число иудеев, которым надлежит уверовать, и большое количество язычников. VIII.1. Ибо мы также читаем в Евангелии, что молитвы Церкви ниспосылают с неба ангела и призывают святых ангелов восстать против излияния гнева и тьмы царства антихриста (см.: Откр 8:3–13). Он говорит: молитесь, чтобы не впасть в искушения (Мф 26:41). Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира, и если бы Господь не сократил те дни, то не спаслась бы никакая плоть на земле (Мф 24: 21–22). Он посылает этих семь великих архангелов для поражения царства антихриста, ведь и Сам Господь сказал в Евангелии: тогда Сын Человеческий пошлет вестников Своих и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф 24:31; см.: Мк 13:27). И прежде Он говорит: тогда будет мир на земле, когда поднимутся семь пастырей и восемь язв20 от людей и поместят Асура, то есть антихриста, в ров Нимрода 21 (Мих 5:5–6), на проклятие дьявола. И Екклесиаст сказал подобным образом: когда задрожат стерегущие дом (Еккл 12:3). Сам же Господь так говорит: придя же рабы домовладыки сказали ему: господин, не доброе ли семья ты сеял на поле твоем, откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы ответили ему: хочешь ли мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, оставьте расти вместе то и другое до жатвы. И во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Мф 13:27–30). Апокалипсис здесь указывает, что жнецы, пастухи и рабы – это архангелы. 2. Труба же является словом власти (см.: Откр 8:6–9:21). И хотя снова возвращается [к образу семи ангелов в сюжете] с чашами (см.: Откр 15:7), он не говорит, что будто это уже произошло. То, что собирается произойти с ними однажды, установлено для них [Богом], чтобы оно случилось, поэтому об этом говорится дважды (см.: Быт 41:32). Все, что в примере с трубами, он выразил кратко, с чашами показал полнее. И не следует обращать внимание на порядок сказанного, ибо Святой Дух, проявляющийся в семи образах, как только направился к итогу [мира] и концу времен, опять вернулся к тому же самому времени и дополнил, о чем сказал недостаточно. И не надо искать в Апокалипсисе порядка, но надо искать смысл, ибо существует и ложное пророчество. Таким образом, написанное о трубах и чашах – это или бедствия от ран, посланных миру, или безумие самого антихриста, или уничтожение народов, или различие несчастий, или надежда на царство святых, или руины городов, или руины Вавилона, то есть города Рима. 3. [Видел он и слышал одного] орла22 летящего посреди неба (Откр 8:13), – этим обозначается Святой Дух, свидетельствующий в двух пророчествах, что близится великая ярость страданий. Хотя это конец мира, кто-то мог бы спастись и прежде. V. Ангел и раскрытая книга Х.1. Ибо он говорит: видел я сильного ангела, сходящего с неба, облеченного облаком, и над головой его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные, и в руке у него была раскрытая книга, и поставил он свою правую ногу на море и сушу (Откр 10:1–2) – это Господь наш. И как выше мы объясняли слова: лицо его как солнце – здесь [речь идет] о Воскресении. Над головою его радуга – это последний Суд, который уже произошел или произойдет в будущем. С другой стороны, книга раскрыта – это Апокалипсис, который получил Иоанн. Ноги его, как мы говорили выше, – воспламененные [верою] апостолы. Ведь то, что Им попираются море и суша, означает, что все положено под ноги Его. Он называет Его ангелом, то есть вестником Отца всемогущего, ведь Он зовется Вестником Великого Совета (см.: Ис 9:6). Громкий голос (Откр 10:3) – голос небес, который сообщает людям слова всемогущего Бога: за окончанием времени, отпущенного на раскаяние, не останется надежды на будущее. 2. Семь громов проговорили голосами своими (Откр 10:3): Дух, проявляющийся в семи образах силы, сообщил через пророков обо всем, что произойдет, и произвел Своим голосом свидетельство в мире. Но так, как он говорит, что хотел было писать о том многом (Откр 10:4), о чем громы сказали голосами своими, то есть обо всем, предсказанном в Ветхом Завете, неясно, – ему было запрещено писать и [сказано] прекратить и запечатать [до времени]. Ибо он был апостол и не имел достаточной благодати – это откроется первому человеку (см.: 1Кор 12:28), ибо время близко (Откр 1:3; 22:10). Ведь апостолы одержали победу над неверием сотворением знамений, чудес, великих деяний (см.: Деян 2:22; 4:30). Вслед за ними уже признанным верой церквам дано утешение в истолковании пророчеств Священных Писаний, толкователи которых названы пророками. Ибо апостол говорит: И поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями (1Кор 12:28) и остальными. И в другом месте говорит: И пророки пусть говорят, двое или трое, а прочие пусть оценивают23 (1Кор 14:29). И возвещает: И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову (1Кор 11:5). Когда же он говорит: И пророки пусть говорят, двое или трое, а прочие пусть оценивают, то вещает не о неслыханных кафолических пророчествах, но об уже бывших24. Оценивают же [прочие]: соответствует ли толкование свидетельствам названных пророчеств? Поэтому Иоанну, вооруженному превосходящей силой, это не было необходимо: Церковь Христова является Телом Христовым, украшенными членами, и он должен быть на своем месте (см.: 1Кор 12:27). 3. С другой стороны, получить книгу и съесть ее (Откр 10:10) – доверить памяти то, что было показано. Сладка в устах – означает, что плод пророчества – наисладчайший для изрекающего и слушающих его, но для проповедаюших и упорствующих в доверенном – самый горький. Надлежит, говорит он, опять пророчествовать (Откр 10:11), то есть возвещать [истину] среди народов, племен и языков. Это означает следующее: когда Иоанн получил Откровение, он был на острове Патмос, осужденный цезарем Домицианом25 на работы в рудниках. Там, вероятно, он и записал Апокалипсис. [Будучи] в преклонном возрасте, он полагал, что после страдания сможет воспринять [блаженство]. После убийства Домициана все суды были прекращены и Иоанн был отпущен с рудников. Позже он передал именно то Откровение, которое получил от Господа. Вот [что означают слова]: надлежит опять пророчествовать. * * * 1Свт. Викторин имеет в виду св. ап. Иоанна Богослова, автора Апокалипсиса. 2Свт. Викторин замечает, что он был по национальности евреем 3В Синодальном переводе: «как написано у пророков». 4Свт. Викторин пытается раскрыть учение о единстве Лиц Святой Троицы. 5В Синодальном переводе: «как лев и как львица». 6В Синодальном переводе: «внутри они исполнены очей». 7Свт. Викторин имеет в виду последователей Маркиона, которые не принимали пророчеств Ветхого Завета. 8Согласно еп. Евсению Кесариискому и блаж. Иероннму Стридонскому, под Феодором нужно понимать свт. Григория Неокесарийского (ок. 213 – ок. 270), первоначально носившего это имя. 9В Синодальном переводе: «полагают венцы свои перед престолом». 10Туника (от лат. tunica) – нижняя домашняя одежда римлян без рукавов, поверх которой мужчины надевали тогу, а женщины – столу. 11В Синодальном переводе: «у Сидящего на престоле». 12Имеется в виду, что Иисус Христос является завещателем, или ходатаем, Нового Завета. См.: Евр9:15; 12:24. 13В Синодальном переводе: «Иуда, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» 14Свт. Викторин рассматривает Святого Духа в субординационистском ключе (от лат. subordinatio – подчиненность), то есть что Он предвечно находиться в подчинении у Сына Божьего. Впоследствии, это учение Церковь Христова отвергла как еретическое, утвердив на II Вселенском соборе (381) 2-ю часть Символа веры (8–12 члены), где говорится: «И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки» (8 член). 15В Синодальном переводе: «меру в руке». 16Свт. Викторин склонен к бинитаризму, то есть смешению Второго и Третьего Лица Святой Троицы. Подобно субординационизму это учение Церковь Христова отвергла принятием Никео-Цареградского Символа веры (381). 17В Синодальном переводе: «и после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево». 18 В Синодальном переводе: «когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых». 19В Синодальном переводе: «вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». 20В Синодальном переводе: «восемь князей». 21Начиная с доникейских времен Ассур и Нимрод были традиционными образами антихриста. 22В Синодальном переводе: «видал я и слышал одного ангела». 23В Синодальном переводе: «прочие пусть рассуждают». 24Христианские пророки не давали новых пророчеств, а толковали предсказания Ветхого Завета. 25Тит Флавий Домициан, называемый просто Домициан, – последний римский император из династии Флавиев (81–96).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.