Меню
Назад » »

Святитель Афанасий Великий / Толкование на псалмы (16)

78 Псалом Асафу. Пророк воспевает этот псалом над истребленными горькою смертью во времена Антиоховы, и в молитве своей просит Бога отомстить за избиение народа и обратить бедствия на тех, кем причинены они израильтянам. Пс.78:1. Боже, пpиидоша языцы в достояние Твое. Ибо Антиох со множеством народов вошел в Иерусалим и сжег Божественный храм. Оскверниша храм святый Твой. Вот, говорит, иные возобладали Твоим достоянием, и Тебе принадлежащее – во власти иноплеменников. Пс.78:2. Положиша Иерусалим, яко овощное хранилище, то есть из камней сложенное жилище, в котором помещается стерегущий овощи. Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным. По чрезмерности бесчеловечия враги не позволяли сродникам погребать мертвых. Плоти преподобных Твоих звере́м земным. Ибо не преподобны ли пролившие кровь свою за сохранение Закона, каковы были Маккавеи? Пс.78:5. Разжжется яко огнь рвение Твое. Поревнуй, говорит, о имени Твоем, которое хулится врагами. Пс.78:8. Не помяни наших беззаконий первых. Разумеет древние грехи в Египте. Пс.78:10. Да не когда реку́т языцы: где есть Бог их? Хотя множество грехов наших и препятствует нашему спасению; но соделай его ради имени Твоего, ради поношения, «имже поноси́ша Тя» (Пс.78:12), ради «крови раб Твоих пролития» (Пс.78:10), ради «воздыхания окованных» (Пс.78:11). Пс.78:11. По величию мышцы Твоея снабди сы́ны умерщвленных. Силою мышцы Твоей спаси избегших yбиения. 79 Пс.79:1. В конец, о имущих изменитися, свидение Асафу, псалом, [n]на ассириян. В прямом буквальном смысле Псалмопевец просить Бога умилосердиться над порабощенными ассириянином. Но в смысле высшем молит о тех, которые, по распятии Господнем, остаются в духовном плену у мысленных ассириян и князя их, разумею сатану. Поэтому, приносит молитву, прося не умедлить пришествием Спасителя нашего и освобождением всего израильского рода. Пс.79:2. Пасый Израиля вонми. Тебя, Владыко, подобно пастырю промышляющего о народе, умоляю внять молению моему. Седяй на херувимех явися Пс.79:3. пред Ефремом и Вениамином и Манассием. Во время шестая Скинии шли сперва три колена: иудино, Иссахарово и Завулоново; с южной же стороны следовали другие три колена: Ефремове, Вениаминово и Манасиино; а на златых Херувимах вверху ковчега была слава Божия»,» и она предваряла их в шествии. Поэтому Ты, сидящий на Херувимах и предшествующий ковчегу, а потому сущий пред Ефремом, Вениамином и Манасием, даруй спасение всемогущей силою Твоею. Пс.79:9. Виноград из Египта пренесл еси. Разумеет Израиля. Изгнал еси язы́ки, и насадил еси и. Ибо, предшествуя израильтянам, изгонял Ты народы от лица их. Пс.79:11. Покры горы сень Его. «Сень» виноградника есть служение по Закону, потому что Закон имеет «сень... грядущих благ» (Евр. 10, 1). Под «горами» же разумеет горы Силомскую и Сионскую; потому что в этих двух местах водружаема была скиния. Поэтому, Псалмопевец означает не что-либо иное, а то самое, что на этих двух горах совершалось по Закону и было сенью грядущих благ. И ветвия его кедры Божия. «Кедры» суть небесные силы, а «ветви» виноградные суть пророки, которые были восхищаемы в высоту из среды народа и упокоеваемы среди горних и разумных Сил. Пс.79:12. Простре розги Своя до моря. «Розгами» и отраслями винограда называется все множество народа, занимавшего всю страну от реки Евфрата до моря Индийского. Пс.79:13. Вскую низложил еси оплот его? Оплотом ему было хранение Ангелов, которое отнял у них Бог. И объимают и́ вси мимоходящии путем; потому что предан в снедь нечистым демонам, которые пожирают души их, лишая духовных плодов. Пс.79:15. Боже сил, обратися. Поэтому, умоляю Тебя, всемогущего Владыку, воззреть свыше на гибель виноградника и уврачевать злострадание; потому что и прежнее благосостояние даровано ему было Твоим же Промыслом. Пс.79:16. И соверши и́, егоже насади десница Твоя. Поскольку Ты насадил его, а потом стал он Пс.79:17. «пожжет огнем и раскопан» и погиб, потому что Ты подверг его сему наказанию; то «соверши и», и соделай готовым ко спасению, – предуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: «на Сына человеческого» – значит: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях? Пс.79:18. Да будет рука Твоя на Мужа десницы Твоея. Дело же это, то есть спасение народа, которое означается словом «рука», «да будет... на Мужа десницы Твоея», то есть чрез Того Мужа, Который есть Десница Твоя. Кто же это, как не Сын человеческий, Который есть Отчая Десница, хотя и соделался человеком? Когда же совершится это, и спасет нас Десница Твоя, наименовавшаяся Мужем и Сыном человеческим; тогда Пс.79:19. не отступим от Тебе, как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем, т. е. христианами. Пс.79:20. Господи Боже сил, обрати ны. Непрестанно повторяет прошение о скорейшем пришествии Единородного, Который спасет их. 80 Пс.80:1. В конец, о точи́лех, псалом Асафу. Аллилуия. Изъясняя восьмой псалом, сказали уже мы, что «точила» суть Церкви. Поэтому и из этого псалма можно видеть, что Псалмопевец призывает народы к вере в Господа, уча их не отступать от Него, и указывая на отвержение народа первого за нечестие его. Пс.80:2. Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю. Восклицание есть победная песнь. Поэтому, дает совет народам, чтобы воспели победные песни Богу, Который помог им и избавил их от властительства демонов. Пс.80:3. Приимите псалом и дадите тимпан. «Псалмом» называет здесь Божественное учение, а «тимпан» есть музыкальное орудие, сделанное из кож. Поэтому, Псалмопевец говорит: соделавшись послушными Божиим словесам, «представите телеса ваша жертву живу... благоугодну Богови» (Рим. 12, 1). Псалтирь красен с гусльми. Псалтирем именуется опять тело, по причине. установившегося уже стройного согласия между телом и душою, да совершены будут Божии люди, посвятив и души Богу, и тело не миру, а Господу. Пс.80:4. Вострубите в новомесячии трубою. Как древле израильтяне, взяв трубы чувственные, трубили во время новомесячия, потому что повеление это дал Бог, и служило это свидетельством об освобождении их от египетского рабства; так и народ новый, взяв трубу евангельскую, «вещание которой изыде... во всю землю» (Рим. 10, 18), приемлет повеление вострубить в новомесячии, т. е. в обновлении ума своего, исповедуя и свидетельствуя тем, что Бог и его освободил из духовного Египта, то есть от власти тьмы. Пс.80:6. Языка егоже не ведяше услыша. Народ, исшедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. Какой же это язык? Не глас ли Божий к народу и на горе? Пс.80:7. Отъят от бремене хребет его, то есть от тяжести бремен. Разумеет же, что Бог освободил их от тяжестей, какие носили, строя города Фараону. Ру́це его в коши поработасте. Сказано это потому, что в корзинах носили брение и плевы на делание плинф. Пс.80:8. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя. Это подобно сказанному в другом месте: «услыша... стенание их» (Исх.2:24), и глас «их услышах, и снидох изъяти их» (Исх.3:7–8). Услышах тя в тайне бурне, то есть, избавил Я тебя от великой и чрезмерной скорби. Искусих тя на воде пререкания. Когда народ, томясь жаждою, сказал Моисею: «даждь нам воду, да пием», – он отвечал: «что хулите мя? и что искушаете Господа?» (Исх. 17, 2) Пс.80:9. Слышите, люди Мои. Предлагает народу увещание, чтобы соделался он послушным Богу. И если исполнить это, то не поработает богу иному, и сам Господь «не будет ему Бог нов» (Пс.80:10), потому что Он есть Бог, древле избавивший их из Египта. Пс.80:11. «Расшири уста твоя, и исполню я»... Покоряющимся Ему обещает и чувственные и духовные снеди. Пс.80:12. И не послушаша людие Мои гласа Моего. Поскольку Я обещал им это, они же оставались глухими; то Я отверг их, предав наказанию, достойному их начинаний. Пс.80:16. Враги Господни солгаша Ему, и будет время их в век. Яснее сказать: поскольку народ солгал Господу, то настанет для него время наказания, и это есть время будущего века. Пс.80:17. И напита их от тука пшенична. Они, говорит, солгали Богу; но Бог, как благий, напитал их духовною пищею. Пища же сия есть сам Господь, «хлеб животный, иже сшедый с небесе... и даяй живот миру» (Ин. 6:51, 33). И от камене меда насыти их. «Камень» есть сам Господь, а «мед» – Божественные глаголы Его. Итак, Псалмопевец говорит, что Бог насытит их святыми Своими глаголами. 81 Псалом Асафу. Сказав в предыдущем псалме об отвержении народа, здесь яснее излагает причины, по которым Бог отверг израильтян. Пс.81:1. Бог ста в сонме богов. Богами назвал князей иудейских, именовавшихся сынами Божиими. Поэтому, Бог стал посреди них во время спасительного Своего пришествия, что бы рассудить их, обличая дела их. Пс.81:2. Доколе су́дите неправду? Выставляет на среду неправду, какая оказана ими народу. Пс.81:5. Да подвижатся вся основания земли. «Основаниями земли» называет князей века этого, которые прежде народа иудейского понесли наказание, и лишенные возможности мучительствовать над нами, изгнаны по сказанному нам слову: «ныне князь мира этого изгна́н будет вон» (Ин. 12, 31). И они подвигнулись с места прежнего своего стояния, потому что первые низложены крестом Спасителя. А поскольку и народ израильский отвержен, после того как Евангелие проповедано всем народам, то присовокупил потом: Пс.81:6. Аз рех: бози есте́ Пс.81:7. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете. Каких же князей? Не тех ли, которых не задолго пред этим наименовал подвигшимися основаниями земли? 82 Пс.82:1. Песнь псалма Асафу. Приносит молитву Богу, прося наказать ассирийские народы за высокомерие их в войне против Иерусалима. Эти-то народы и разумеются в продолжении псалма. Пс.82:2. Боже, кто уподобится Тебе? не промолчи, ниже укротися, Боже. Никто, говорит, не будет Тебе подобен в непамятозлобии и в долготерпении к неправдам. Но умоляю Тебя – не премолчать при этих несправедливых вражеских на нас нашествиях. Пс.82:3. Яко се врат Твои восшумеша. Всем известна несправедливость их к нам. Пс.82:9. Быша в заступление сыновом Лотовым. Упомянутые выше народы оказывали помощь и споборали сынам Лотовым в войне с нами. Сыны же Лотовы суть моавитяне и аммонитяне. Отсюда узнаем еще, что демоны сзывают друг друга на погибель души, чтобы довести нас до всегубительства и предать забвению пресловутого Израиля. Потом Псалмопевец перечисляет те соседние народы, по призыву которых собрались и другие народы. Пс.82:10. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре. Как никогда мадиамляне, Сисара и Иавин, восстав на израиля, истреблены – одни у водотока Кисоня, а другие в Аендоре, так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с ассуром. Сисара был воевода сил, а Иавин – Царь ханаанский; и оба они у водотока Кисоня обращены в бегство рукою Барака и Девворы, жены израильской, как написано в книге Судей. Пс.82:11. Потребишася во Аендоре, в бесчестном месте, потому что Аендор значит неприличие. Быша яко гной земный. Ибо, оставшись непогребенными, сотлели, и подобно гною смешались с землей. Пс.82:12. Положи князи их яко Орива. Соделай, чтобы идумеи, измаильтяне, моавитяне, агаряне и другие упомянутые выше народы, потерпели то же, что Орив и прочие с ним. А они как злые зле и погибли. Пс.82:14. Боже мой, положи я яко коло. То есть, да не останутся они в том же положении, но да потерпят противное сему. Яко трость пред лицем ветра. Да будут колеблемы точно так же, как и стебель колоса. Пс.82:15. Яко огнь попаляяй дубравы. Да изведают, говорит, того огня, который сами зажгли; и этот огнь да пояст их, как чувственный огнь поядает дубраву. Подобно же это сказанному: се «еси вы огнь раждизаете: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте» (Иса. 50, 11). Яко пламень пожигаяй горы. Речь приточная. Как огнь, ниспав на горы, пожигает их, так да будут и они попалены наказанием, какое Ты пошлешь на них, и которое Псалмопевец, по тяжести и стремительности, уподобил «буре» (Пс.82:16). Пс.82:17. Исполни лица их безчестия. Ибо, обманувшись в своих желаниях, и исполнившись стыда, познают они силу Твою. И взыщут имене Твоего, Господи. Это говорит в том смысле, что наказания обратятся им в пользу. Сказано же «взыщут» вместо «познают». 83 Пс.83:1. В конец, о точилех сыном Кореовым. Псалом. И в этом псалме идет опять речь о церквах; откуда и видно, почему надписывается он о «точилех». Пс.83:2. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил: «Селениями» называет по местам основанные святые Божии церкви; к ним-то стремится всякая боголюбивая душа. Пс.83:3. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Как бы так говорит Псалмопевец: и телом и душою посвятил я себя на служение Богу живому и истинному. Сказано же: «Богу живому» в отличие от идолов, как мертвых, сделанных из вещества неодушевленного. Пс.83:4. Ибо птица обре́те себе хра́мину, и го́рлица гнездо себе, идеже положи́т птенцы своя: олтари Твоя, Господи. Под образом птицы разумеет душу человеческую, уловляемую мысленным ловцом, по сказанному: «душа наша яко птица избавися[f] от сети ловящих» (Пс. 123, 7); а под образом горлицы – душу, которая живет в чистоте и целомудрии. Поэтому говорит, что всякая душа найдет это прибежище, т. е. доступ к алтарям. Пс.83:5. Блажени живущии в дому Твоем[n], т. е. небесном. Пс.83:6. Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе; восхождения в сердце своем положи. Избрав Бога заступником своим, ежедневно назидает он в себе благие помыслы, которые в настоящем псалме назвал и «восхождениями», потому что по ним душа как бы восходит от земного к небесному. Пс.83:7. Во юдоль плачевную. «Плачевною юдолию» называет смертную жизнь. Поэтому говорит: в смертной жизни, назидая их ежедневно, исполнишь благих помыслов; и ощутительно для них стало заступление Твое. Ибо благословение даст законополагаяй. Пс.83:8. По́йдут от силы в силу. Награду, говорит, за благие помыслы воздаст им Законоположник, т. е. Давший им закон Нового Завета. Какие же это благословения? Не те ли, что «по́йдут от силы в силу?» Разумеет же восхождение от здешнего жития по Богу в горний Иерусалим, по отшествии в который «узрят Бога, якоже есть» (1 Иоан. 3, 2). Пс.83:10. Призри на лице Христа Твоего. Христом именует здесь народ, призванный в «царское священие» (1 Пет. 2, 9). Пс.83:11. Яко лучше день един во дво́рех Твоих паче тысящ. Под днем единым «во дво́рех» Божиих, т. е. в церквах, разумеется день воскресения Спасителева. А тысячами, или тысячею (ибо так читается в еврейском тексте) называет подзаконное служение, которое имело силу в продолжение тысячи лет, начав со времен Соломона, которым основан Божественный храм, до пришествия Спасителя. Поэтому, показывает великое превосходство евангельского служения пред подзаконным. Изволих приметатися в дому Бога моего. Как бы так говорит: лучше желаю быть малым и незначительным в числе принадлежащих Церкви, нежели великим в народе грешном. Это имеет приложение к Иудеям, отведенным в Вавилон, но удобоприменимо и к нам. Ибо как их научала благодать Духа не пренебрегать тем, что лишены они Божия дома, так и мы вразумляемся этим любить всегда посвященные Богу храмы и желать быть в них. Пс.83:12. Господь не лишит благих ходящих незлобием, потому что имеющие расположение это наслаждаются всеми этими благами. Ибо из Божественных храмов источается милость, и там весьма обильное преподаяние истины. Там приемлем мы учение благих догматов, там из источников Всесвятого Духа почерпаем Божественную благодать, там делаемся славными и по преимуществу знаменитыми. Короче сказать: там приемлем обилие всех благ, освобождаемся от злобы и лукавства, решившись жить в простоте и истине. 84 Пс.84:1. В конец, сыном Кореовым, псалом. В этом псалме изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов. Псалмопевец вводить также и народ иудейский, который, по призвании язычников, исповедуется, в чем прегрешил, и просить, чтобы и ему сподобиться чрез Христа милости. Пс.84:2. Благоволил еси Господи землю Твою. Ибо действительно Бог и Отец благоволил «возглавити всяческая о Христе» (Еф.1, 10). Возвратил еси плен Иаковль. Ибо проповедовал сперва иудеям, что искупит многих от постигшего их духовного плена. Это, по прочтении пророчества Исаии, в котором сказано: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение» (Ис. 61, 1), – и выразил Спаситель, сказав: «днесь сбыстся писание это во у́шию вашею» (Лк. 4, 21). Ибо Он, разрешив узы наших грехов, соделал, что перестали мы служить прелести многобожия и демонам. Здесь заключается пророчество о том и другом: и о возвращении сынов Израилевых из Вавилона, и о спасении вселенной. И все оно толкуется двояко в таком смысле: Бог благоволить к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносить сторичный плод. Пс.84:3. Оставил еси беззакония людей Твоих, т. е. чрез веру соделавшихся Твоими людьми. Разумеет же обратившихся из язычников, по сказанному пророком Захарией: «в той день прибегнут ко Господу языцы мнози, и будут Ему в люди» (Зах. 2, 11). Пс.84:5. Возврати нас Боже спасений наших. Начинает воссылать молитву от лица народа иудейского, который просить и его сподобить благодати Пс.84:8. Яви нам Господи милость Твою. Когда воцарившийся Кир персидский, по пророчеству Исаии, дал Иудеям позволение возвратиться из плена; спешат они достигнуть отечества, а Поэтому умоляют Бога. по человеколюбию Своему, даровать им скорое спасение. Поспеши, говорят, Владыко, явить нам благость Твою, да сподобимся спасения Твоего и освобождения отсюда. Поэтому Пророк, как от лица их принесший моление это, ожидает от Бога ответа, и говорит: Пс.84:9. услышу, что речет о мне, Господь Бог. И Пророк, кончив молитву, в безмолвии ожидает ответа этого от Духа. Пс.84:10. Обаче близ боящихся Его спасение Его. Пророк в ожидании ответа, какой услышит от Бога о роде своем, познает то, что Бог готовь быть близ всех, если только возлюбят страх Божий. С возлюбившими же его будет то, что вселятся в славе. Вселиши славу в землю нашу. Этим означает домостроительство Единородного во плоти. Ибо Он был нам от Бога Отца «правда» и мир, и милость, и истина (1 Кор. 1, 30). Он, помиловав нас, научил истине, соделал праведными, «умиротворив всяческая в Себе, аще земная, аще ли небесная» (Колос. 1, 20). Пс.84:11. Милость и истина срето́стеся. Ясно проповедует Истину, воссиявшую миру от Богородицы и Приснодевы. Ибо Христос есть Истина, хотя и родился от Жены. Правда и мир[n], явственным образом, облобыза́стася ради Истины, воссиявшей миру от Приснодевы Богородицы. Пс.84:12. И правда с небесе приниче. Подобно сему сказанное Деве: «Дух Святый на́йдет на тя» (Лк. 1, 35) и пр. Пс.84:13. Ибо Господь даст благость. Когда, говорит, по преизбытку благости Господь воссияет сущим на земле, тогда и мы – мысленная земля – принесем духовные плоды правды. Пс.84:14. Правда пред ним преды́дет. Сказав, что мысленная земля даст плод, научает, как даст его. Как же именно? Не под тем ли условием, что правда, предварив делающего благое на пути, ведущем в горнее, направить стопы его в шествии путем этим?
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar