- 305 Просмотров
- Обсудить
Книга 6 27 (Maur. 58). Амвросий епископу Сабину736 1. Мне стало известно, что Павлин,737 по знатности рода не имеющий равных в землях Аквитании, продав имения, как свои, так и супруги, и обратив имущество в деньги, ради веры предпочел такой образ жизни, что уподобился бедным. Сделавшись из богача бедняком, словно сложив с себя тяжкое бремя, он распрощался с домом, родиной и родными, чтобы усерднее служить Богу, и, как утверждают, избрав удаленный город Нолу, там, вдали от суеты, проводит свои дни. 2. Также и супруга738 не уступает мужу добродетелью и рвением, и всецело разделяет его намерения. И вот, передав другим права на свои имения, она устремляется вслед за мужем и, довольствуясь малым клочком земли, принадлежащим супругу, будет утешаться богатством благочестия и милосердия. Потомства у них нет, и потому они жаждут продолжить себя в подвигах. 3. Когда услышат об этом сильные мира сего, что они скажут? Из такой семьи, такого рода, наделенный такими дарованиями и таким красноречием – и ушел из сената, прервал преемство столь знатной семьи: это же невыносимо!739 Между тем сами они сбривают себе волосы и брови, посвящаясь в таинства Исиды, а если вдруг христианин из усердия к святому благочестию станет иначе одеваться, называют это позорным преступлением. 4. Я же скорблю, что таково упорство во лжи и пренебрежение к истине, что многие стыдятся показаться слишком усердными в святом благочестии, не думая о словах рекшего: кто постыдится Меня пред людьми, того постыжусь и Я пред Отцем Моим Небесным.740 Но не постыдился Моисей, который, будучи позван в царский дом,741 сокровищам Египта предпочел поношение Христово.742 Не постыдился Давид, который плясал пред ковчегом завета на глазах у всего народа.743 Не постыдился Исаия, который ходил среди народа нагой и босой, возглашая небесные пророчества.744 5. Есть ли что позорнее для взора очей, чем подражать телодвижениям актеров и по-женски изнеживать тело? Спутница наслаждений и игрушка роскоши – вольная пляска.745 Но о чем же сам он возгласил, воспевая: Все народы, восплещите руками (Пс. 46. 2)? Ведь если мы представим себе, как это выглядело со стороны, то подумаем, что он с постыдным шумом хлопал в ладоши, смешавшись с толпой танцовщиц. Ведь и о Иезекииле сказано: Всплесни руками твоими и топни ногою твоею (Иез. 6. 11). 6. Но то, что постыдно на поверхностный взгляд, с точки зрения святого благочестия заслуживает уважения, так что те, кто это порицает, сами вовлекают свои души в сети порицания. Вот ведь укорила Мелхола пляшущего Давида и сказала ему: Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь своих? И ответил ей Давид: Пред Господом играть буду, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа своего Израиля; пред Господом играть буду; и обнажусь, и сделаюсь ничтожным в глазах твоих, и пред служанками, пред которыми, ты говоришь, я обнажился, буду славен (2 Цар. 6. 20–22). 7. Итак, Давид не постыдился женских пересудов и ради выполнения священного долга не побоялся принять поругание в глазax женщин. Играл пред Господом отрок Его, и тем более угодил, что так смирил себя пред Богом, чтобы, отложив царское величие, подобно рабу, сослужить Богу нижайшую службу. И вот та, которая укорила его за эту пляску, была наказана бесплодием и не дала царского потомства,746 чтобы не производить на свет гордецов, и, что истинно, не продолжила себя ни в потомстве, ни в подвигах. 8. Если кто-то все еще сомневается, то пусть возьмет евангельское свидетельство, ибо сказал Сын Божий: Мы пели вам, а вы не плясали.747 И вот оставлены иудеи, не плясавшие, не умевшие восплескать руками своими:748 призваны народы, которые духовно восплескали Богу. Ибо глупый сложил руки свои и пожирает нутро свое (Екк. 4. 5), то есть занят плотскими делами, и пожирает нутро свое, словно смерть одолевающая (Ис. 25. 8), и потому не обрящет жизни вечной; мудрый же, вознося труды свои,749 чтобы они светили пред Отцом его, сущим на небесах (Мф. 5. 16), не пожирает плоть свою, но возносит ее к благодати воскресения. Это и есть славная пляска мудреца, которую плясал Давид; и потому он до самого престола Христова вознесся в возвышенности духовной пляски, чтобы увидеть и услышать слова Господа Господу Его; Седи одесную Меня (Пс. 109. 1)! 9. Поэтому, если ты не счел неуместным это наше толкование пляски, не сочти за труд вместе со мной поразмыслить об Исаии, о том, что тебе хорошо известно, что он не на позор, но для высшей славы обнажился на виду собравшегося народа, ибо на устах его звучали пророчества Господни.750 10. Но, возможно, кто-то скажет: разве не постыдно, чтобы муж шествовал среди людей совершенно нагим, в то время как навстречу ему попадались люди как мужского пола, так и женского? Разве сам вид его не ранил взоры всех, и в особенности женщин? Разве сами мы не стыдимся, по большей части, смотреть на наготу? По крайней мере, срамные места у людей прикрываются, чтобы неподобающим зрелищем не смущать взора смотрящих? 11. Согласен и я, но подумай, что прообразует это деяние и что означает такой вид: что нагими будут ходить отроки иудейские и девы, когда их возьмут в плен, как отрок, сказано, Мой Исаия ходил нагим и босым (Ис. 20. 3). Он мог бы это выразить и словами, но предпочел более яркий пример, чтобы сам облик внушал больший страх и чтобы того, от чего они отвращались, глядя на тело пророка, они испугались в самих себе. Ибо в чем тяжелее ужас позора, в теле пророка или в грехе вероотступников, который заслужил себе таковое бедствие плена? 12. Но если бы в теле пророка ничто не вызывало порицания? Ведь он имел в виду не телесное, но духовное. Ведь в исступлении ума он не сказал: Я услышу, что мне говорить, – но: что будет говорить во мне Бог (Пс. 84. 9), – и не добавил, наг будет или одет. Ведь и Адам до грехопадения был наг, но не знал, что он наг,751 потому что был облечен в добродетели; но после того как совершил грех, увидел свою наготу и прикрыл ее.752 Ной обнажился, но не стыдился, ибо был полон наслаждения и духовной радости,753 а тот, кто посмеялся над его наготой, сам оказался повинен вечному осуждению за безобразие.754 А Иосиф, чтобы не обнажиться постыдно, оставил одежду и нагим бежал.755 Так кто же заслуживает позора: та, которая удержала чужую одежду, или тот, кто снял свою? 13. Но чтобы было яснее, что пророки не видят ни себя, ни того, что у них под ногами, но видят только небесное, напомню: Стефана побивали камнями, а он видел небеса отверстые и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7. 55–56), и потому не чувствовал ударов камней, не замечал ран телесных, но устремлял очи ко Христу, к Нему прилеплялся.756 Потому и Исаия не видел себя нагим, но всецело предавал себя Богу как орган божественной речи, чтобы выразить то, что чрез него говорил Бог.757 14. Но хоть бы и видел он себя, разве он мог не сделать того, что приказано? Мог ли он постыдно раздумывать над тем, что приказывал Бог? Сарра, зато что засмеялась, получила упрек в неверии,758 а Авраам заслужил похвалу, что не задумался о слове Божием, и удостоился Величайшей награды, ибо уверовал, что по повелению Божию благочестивым может стать даже детоубийство.759 15. И здесь мог ли пророк думать о стыде, когда под видом одного прообразовалось другое? Иудеи, оставленные Господом Богом за свои прегрешения, начали терпеть поражения от своих неприятелей, хотели уйти в Египет, чтобы тот защитил их от ассирийцев, в то время как должны были бы вернуться к вере, если бы задумывались о благе. Разгневанный Господь послал им знак, что тщетно они надеются смыть оскорбление, нанесенное Богу, еще большим грехом – потому что будут побеждены те, на чью помощь надеялся народ иудейский.760 Таковы исторические события. 16. А прообразование – следующее: кто надеется на египтян,761 кто предан роскоши, тот порабощен распутством. Роскоши762 предается лишь тот, кто отступает от заповедей истинного Бога. Когда человек начинает предаваться роскоши, он начинает уклоняться от истинной веры. Итак, он совершает два величайших преступления: позорит плоть и оскверняет душу. Следовательно, кто не следует за Господом Богом своим, тот бросается в водоворот роскоши и похоти, пагубных страстей телесных. А кто попал в водоворот и погряз в болоте, тот попадает в силки неверия. Ибо народ сел есть и пить (1 Кор. 10. 7), и потребовал себе богов.763 Поэтому учит Господь, что с того, кто предался душой этим двум родам порока, совлекается покров не шерстяной одежды, но живой добродетели, покров которой не временен, но вечен. Прощай и люби нас, ибо и мы тебя любим. 28 (Maur. 50). Амвросий Хромацию764 1. Неужто Бог может лгать? Но нет, Он нелжив,765 ибо невозможно Богу солгать (Евр. 6. 18). И неужто это невозможно – признак немощи? Конечно, нет: ибо кто может все, если чего-то сделать не может? Так что же для Него невозможно? Не то, что Ему не по силам, но то, что противно Его природе. Невозможно, сказано, Ему солгать. И это невозможно есть признак не немощи, но силы и могущества, ибо истина не приемлет лжи, а сила Божия – легкомысленного заблуждения. Именно потому Бог верен, а всякий человек лжив (Рим. 3. 4). 2. Итак, истина всегда в Нем, Он пребывает верен, ибо измениться и Себя отречься не может (2 Тим. 2. 13). Ведь если Он станет отрицать, что истинен, солжет, а ложь – признак не силы, но бессилия. Ни измениться не может, ибо природа Его не приемлет немощи. Следовательно, это «невозможно» Его – от полноты, которая не может ни умалиться, ни возрасти, а не от немощи, которая даже в том, что возрастает, слаба. Отсюда и выходит, что Божие «невозможно» – могущественнее всего. Ибо что могущественнее, чем полное неведение немощи? 3. Есть, однако, и другое немощное Божие, которое сильнее человеков, и немудрое Божие, которое мудрее человеков (1 Кор. 1. 25), но это по кресту, то – по Божеству. Следовательно, если то, что у Него немощно, есть сила, что от силы, как оно немощно? Итак, мы утверждаем, что Бог нелжив. 4. Но по закону Божию нет места и прорицателю прорицания во Израиле.766 Так как же Валаам говорит, что Господь чрез прорицание запретил ему проклинать народ Израиль,767 и он пошел, и встретился ему ангел Господень, который запретил ему идти дальше и остановил ослицу, на которой он ехал, и при этом сам сказал Валааму, чтобы он шел, но говорил то, что будет вложено в его уста?768 Если нет места прорицателю во Израиле, как же может голос Божий, открывающий будущее, быть обращен к тому, кто был прорицателем? Если он изрек пророчество Божие, откуда он получил дар божественного вдохновения? 5. Но не удивляйся, что Господь влагает слово в уста прорицателя, что ему говорить, если в Евангелии ты читаешь, что такое слово было вложено даже в уста начальника синагоги, одного их гонителей Христа: Подобает, чтобы один человек умер за народ (Ин. 11. 50). Здесь нет дара пророчества, но есть утверждение истины, когда даже противники свидетельствуют о ней, так что нечестие неверных обличают даже их собственные прорицатели. Потому и халдей Авраам769 был призван к вере, чтобы умолкло халдейское суеверие. Таким образом, это не заслуга того, кто прорицает, но пророчество Призывающего, благодать Бога, дающего откровение. 6. Так в чем он навлек на себя обвинение, если не в том, что говорил одно, замышлял другое? Богу нужен чистый сосуд, не запятнанный грязью и нечистотами. Стало быть, Валаам был испытуем, а не вознаграждаем, потому что был исполнен коварства и злодейства.770 И когда он в первый раз спросил, должен ли он идти к этому суетному народу, и было ему запрещено, он отказался, а потом, когда посланные к нему князья стали знатнее, обещания – щедрее, дары – обильнее, он соблазнился ими и, хоть и должен был отказаться, решил спросить вновь, как будто Бога могут преклонить деньги или дары.771 7. И ответ ему был дан как алчному, а не как тому, кто ищет истины, и скорее чтобы поглумиться над ним, нежели чтобы наставить.772 Он отправился в путь, и встретился ему ангел на узкой тропе, показавшись ослице, но не показавшись прорицателю.773 Ей открылся, им пренебрег! Однако, чтобы и он наконец уразумел, отверз очи его. Прорицатель увидел и, однако же, не поверил очевидному пророчеству и, притом что должен был поверить хотя бы очам своим, ответил уклончиво и двусмысленно. 8. Тогда Господь, вознегодовав, сказал чрез ангела: «Иди, но то, что Я вложу тебе в уста, то и будешь говорить,774 – то есть говорить не то, что ты хочешь, но что вынужден. Ты будешь звучать Мною, словно полый музыкальный инструмент. Говорить буду Я, а не ты, ибо ты станешь произносить то, что будешь слышать, но не будешь понимать.775 Не будет тебе выгоды в этом путешествии, вернешься ты и без денежного вознаграждения, и без прибытка благодати». И первые слова его были: Как прокляну я того, кого Бог не проклинает ? (Числ. 23. 8) – чтобы показать, что не по своей воле благословляет он еврейский народ, но по благодати Божией. 9. С вершины гор, – сказал он, – увижу я его, ибо не могу охватить очами этот народ, который будет жить отдельно (Числ. 23. 9), отмечая свои владения не земельными границами, но возделыванием добродетелей и исключительными нравственными достоинствами пролагая себе путь в вечность. Ибо кто причислится к нему из других племен,776 кто из соседних народов превосходит его высотой праведности? Кто постигнет становление рода сего? Мы видим, что тела их зародились и выросли от человеческого семени, но души произросли в рассадниках вышних и дивных. 10. Да умрет душа моя среди душ их (Числ. 23. 10), умрет для этой телесной жизни, чтобы среди душ праведных (Числ. 23. 10) стяжать благодать жизни той, вечной.777 Здесь уже открыто величие небесного таинства святого Крещения, чрез действие которого люди умирают для древнего греха и для дел неправедных, чтобы в обновленной жизни (Рим. 6. 4), преобразившись в уделе праведных, воскреснуть с их нравственными достоинствами. И что удивительного, если люди умирают для греха, чтобы жить для Бога?778 11. Слыша это, Валак вознегодовал и сказал: Я привел тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты благословляешь (Числ. 23. 11)! А тот ответил: Поношение терплю из-за того, чего не ведаю, ибо я ничего не говорю от себя, но, как кимвал звучащий,779 издаю звук.780 И когда его стали водить с места на место,781 он вновь, желая проклясть, благословлял: Нет бедствия в Иакове, и нет несчастья (Числ. 23. 21), Бог защищает этот народ. И затем приказывает приготовить семь жертвенников и жертвоприношения. Конечно, он должен был просто уйти, но в слабости ума своего и переменчивости суждения полагал, что может отклонить волю Божию. Пребывая в исступлении ума, он желал одного, а говорил другое. 12. Как прекрасны, – изрек он, – жилища твои, воинство еврейское! Шатры твои расстилаются как рощи тенистые, как сады при реке, как кедр у воды. Выйдет человек из Иакова и будет властвовать над множеством племен, и возвысится царство его (Числ. 24. 5–7), и на земле распространит он владычество свое на Египет.782 Благословляющий его благословен, и проклинающий его проклят (Числ. 24. 9). Так о ком же говорит Бог и кого Он благословляет, как не народ Христов, в самую сердцевину которого снизошло слово Божие, до разделения души, составов и мозгов (Евр. 4. 12)? И Валаам стяжал бы благодать Господню, если бы благословил его по собственной воле и собственным чувством. Но так как душа злая связана своими помышлениями, а тайны духа обличаются, выходя на поверхность, поэтому истинное его лицо раскрывается в последующих кознях. 13. Достойную мзду получил он за свою злонамеренность! Ведь, увидев, что в исступлении ума не может проклинать, он дал царю такой совет783: «Пророчество – это то, что дает Бог. Принимай решение вопреки пророчествам Божиим. Народ этот праведен, Бог ему покровительствует, ибо предан он не гаданиям и прорицаниям, но одному вечному Богу: потому он и превосходит других верой. Однако и верные души поддаются на телесные соблазны и приманки привлекательной внешности. Есть у тебя множество женщин, и большинство из них не обделены красотой. Мужской же пол ничем так быстро не уловляется, как женской прелестью, особенно если жар сердца воспламеняется частыми встречами, и точно от факела возгорается, – тогда муж, упиваясь надеждой на обладание, всецело отдастся своему чувству. Поэтому пусть женщины твои расставят ловушки при помощи своих обольстительных голосов, и не держатся неприступно, но, и по виду сговорчивые, и общительные на словах,784 пусть бродят вокруг войска, окружая его, и своим искусством привлекают мужей, но не соглашаются сойтись с ними иначе, как истребовав от них, в доказательство взаимности, соучастия в кощунстве. Так те смогут лишиться небесного покровительства: если сами вероломно отойдут от Господа Бога своего».785 14. Итак, отнюдь не праведен Валаам, вдохновлявший на блуд и святотатство, как ясно написано и в Откровении евангелиста Иоанна, когда Господь говорит ангелу церкви Пергамской: Есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов (Откр. 2. 14–15). Откуда явно произошли святоатства манихеев, которые к кощунству примешивают и присовокупляют дела постыдные.786 15. И так, ни Бог не был неправедным, ни воля Его – изменчивой. Ибо Он видел душу Валаама и тайники сердца его; и потому испытывал его как одаренного божественным даром, но не избрал в пророки. И конечно, ради благодати таковых пророчеств и высоты откровении следовало Валааму обратиться. Но душа, исполненная порочности, слова произнесла, а веру не внесла, желая советом отвратить то будущее, которое сама предвозвестила. И так как пророчества лгать не могут, Валаам дал лживые советы, из-за которых легкомысленный народ иудеев подвергся искушению, но не был порабощен. Ибо праведность одного мужа-священника рассеяла все замыслы человека преступного,787 и намного удивительнее, что через одного человека стало возможно освободить войско отцов, чем то, что его возможно было ввести в заблуждение. 16. Этот маленький подарок я послал святой твоей душе, ибо ты желаешь, чтобы я собрал кое-что из толкований древних писателей. Я же предпочел написать письма языком простым, но доносящим аромат отеческих нравов. Если ты их одобришь, мне и дальше не стыдно будет посылать тебе нечто в том же духе. Ведь я предпочитаю о вещах возвышенных поразмыслить вместе с тобой по-старчески, что по-гречески называют ἀδολεοχῆοαι. Ἐξηλθεν γὰρ Ίσὰκ εὶς τὸ πεδίον ἀδολεοχῆσαι,788 с приближением Ревекки, духом провидя таинства будущей Церкви. Я, повторюсь, предпочитаю поразмыслить с тобой по-старчески, чтобы не показалось, что я оставил это искусство, – нежели вещать высокопарно, что нам уже не подходит ни по устремлениям, ни по силам. Прощай и люби нас, ибо я вас люблю. 29 (Maur. 43). Амвросий Оронциану 1. Ты признался, что тебя озадачило прочитанное тобою в «Шестодневе»,789 который я написал: ты обратил внимание, что и в повествовании Божественного Писания, и в моем сочинении так много говорится о человеке, как ни об одном другом из живых существ на земле, а между тем всех их, крылатых, или сухопутных, или тех, что в воде, земля и вода произвели на свет еще до человека,790 ради которого они сотворены, и ты просишь у меня объяснения того, о чем и Моисей умолчал и чего я не посмел бы коснуться791. 2. Возможно, истолкователь божественного пророчества намеренно умолчал об этом, чтобы не показалось, что он выставляет себя судьей божественного домостроительства и замысла. Ведь одно дело – говорить то, что внушено Духом Божиим, другое – истолковывать волю Божию. Мы же, выступая не как истолкователи Бога, но, по человеческому разумению как бы собирая воедино семена разума, полагаем, что можем, основываясь на том, что в других областях Сам Господь отдал человеку в удел, составить мнение, почему человека подобало сотворить последним. 3. Ибо тот, кто устраивает пир, как тот евангельский богач792 – ведь нам следует, насколько возможно, божественное, сравнивать с божественным, – он все готовит заранее – закалывает быков и тучных тельцов – и тогда уже приглашает друзей на пир. Таким образом, сначала готовится то, что не так важно, и только потом приглашается тот, кому оказывается почесть. Потому и Господь приготовил для человека угощения в виде различных животных и лишь потом как друга позвал его на свой пир, и поистине как друга, как причастника божественной любви и наследника славы.793 Поэтому и говорит ему: Друг, как ты вошел сюда (Мф 22. 12), на брак? Следовательно, сначала делаются приготовления, друга же приглашают в самом конце. 4. Возьми другой пример: что есть мир, как не ристалище для состязаний? Потому и в Откровении Господь говорит: Побеждающему дам венец жизни (Откр. 2. 7, 10). И Павел говорит: Подвигом добрым я подвизался (2 Тим. 4. 7): а в другом месте: Никто не увенчивается, кроме того, кто будет подвизаться законно (2 Тим. 2. 5). Учредитель этого состязания конечно же всемогущий Бог. И если Он устраивает состязание в этом веке, разве не приготовит Он все, что необходимо для состязания, и тогда только, приготовив наградные перевязи, зовет атлетов, чтобы они боролись за венец, чтобы не было никакого промедления и чтобы сразу был награжден тот, кто победит? Следовательно, награды человека – плоды земли и свет неба:794 те ради нужд нынешний жизни, этот – ради надежды жизни вечной. 5. Стало быть, как атлет последним выходит на ристалище, воздевает очи к небу, видит, что и небесная тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде (Рим. 8. 20).795 Видит, что вся тварь совокупно стенает, ожидая искупления (Рим. 8. 22–23), видит, что весь труд впереди. Воздевает очи, видит венцы светочей, созерцает шары луны и звезд,796 ибо праведные, которые победят, будут как звезды на небе.797 И усмиряет тело свое,798 чтобы оно не противилось ему в поединке, умащает его елеем милосердия, упражняет в ежедневной палестре добродетелей, осыпает пылью ристалища, бежит, не как на неверное (1 Кор. 9. 26), направляет удар, напрягает мышцы, но не тщетно,799 наносит удар противнику, которого не видит, ибо он устремлен лишь к Тому, Кому уступают все прочие, тоже невидимые, Чьим именем сокрушаются власти воздушные.800 Так что он рассчитывает удар, а Христос наносит, он подъемлет пяту, а Христос направляет. Так, Павел не видел, кого бил, однако бил, а не сотрясал воздух,801 ибо проповедью Христовой поразил всех духов злобы, которые ему противились.802 Итак, по праву последним на ристалище пришел человек, которому был уготован венец, чтобы предшествовало ему небо как награда. 6. Но наша брань не только против духов злобы поднебесных, но также и против плоти и крови (Еф. 6. 12), брань против сытости, брань с самими плодами земли, брань с вином, которым даже праведный опьяняется,803 которым даже все войско иудеев было покорено,804 брань с дикими зверями, брань с птицами небесными, от которых утучненная плоть не покоряется рабству,805 брань с опасностями путей, с опасностями на реках,806 как говорит Павел, брань с древесными побегами, которыми избивали апостолов.807 Видишь, сколько сражений! Стало быть, земля для человека – ристалище, небо – венец. Итак, они должны были предварить его либо как друга – слуги, либо как атлета – награда. 7. Вот тебе еще один пример: во всяком деле самое главное – начало и конец.808 Если взять дом, важнее всего фундамент и крыша, если поле, то посев и жатва, посадка лозы и сбор винограда. Как милы древесные посадки, как желанны плоды! Точно так же первым было создано небо, а последним человек, как существо небесное на земле. Ведь хотя телом он подобен животным, духом причисляется к существам небесным; ибо как мы носили образ перстного, так носим и образ небесного (1 Кор. 15. 49). Как же не небесного, если он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1. 26– 27)? 8. Стало быть, верно, что при создании мира первым было небо, и последним небо,809 и над ним Бог небесный. И скорее всего, об этом говорится: Небо престол Мой (Ис. 66. 1), – ведь не над стихиями восседает Бог, но в сердце человека. Поэтому и Господь говорит: Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14. 23). Стало быть, начало мирового здания – небо, конец – человек. 9. Небо от мира, человек – над миром; ведь то – часть мира, этот – насельник рая, владение Христово. Небо считается нетленным – и преходит,810 человек, по общему мнению, тленен, но облекается в нетление,811 образ неба проходит,812 человек как бессмертный воскресает,813 но и небо, и человека сотворили руки Господа по свидетельству Писания. Ведь как мы читаем о небесах: И дела рук Твоих суть небеса (Пс. 101. 26), так и человек говорит: Руки Твои сотворили меня и создали меня (Пс. 118. 73), а также, подобное этому: Небеса повествуют о славе Божией (Пс. 18. 1). И как небо блистает сиянием звезд, так и люди источают свет благих деяний, ибо дела их сияют пред Отцом, сущим на небесах. Верхний свод – это твердь небесная; это также похоже на твердь,814 о которой сказано: На сем камне Я создам Церковь Мою (Мф. 16. 18). То твердь стихий, это – добродетелей. Вот еще более замечательное: Вкушали елей от твердой скалы (Втор. 32. 13), ибо камень – плоть Христова,815 искупившая небо и весь мир. 10. Стоит ли еще к этому добавлять, как будто гоняя тебя по всему ристалищу, что человека Бог сотворил причастником Божеского естества (2 Петр. 1. 4), как читаем в послании Петра? Отчего не без оснований некоторые говорили: Мы Его и род (Деян. 17. 28).816 Ибо Он дал нам от родства Своего, то есть разумной природы, чтобы мы искали то божественное, которое недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17. 27–28). 11. Итак, когда Он приготовил для человека дары высшей благодати, Он как существу самому дорогому и родному отдал ему все, что есть в этом мире, чтобы он не нуждался ни в чем необходимом для жизни, причем для хорошей жизни, и одни богатства благ земных дал ему для наслаждения, другие – для познания небесных тайн, чтобы они воспламеняли ум человека любовью и стремлением к знаниям, посредством которых мы можем проникнуть в тайники вышние и божественные.817 Стало быть и то и другое превосходно: иметь в своей власти все богатства мира, всех пернатых, сухопутных, а также рыб и дары моря, иметь подобно царю стихий, без труда, не зная нужды, в достатке иметь все для подражания и уподобления досточтимому Творцу; жить среди высшего изобилия и открывать для себя пути и ступени для восхождения в Царство Небесное. 12. И ты легко узнаешь путника на этом трудном пути: это тот муж, который воспитан в такой твердости духа и воли, что менее всего привязан к собственному телу818 и не вступает ни в какое общение с пороками; его не услаждают речи льстецов, и никакой благоприятный поворот колеса фортуны не заставит его презирать униженных; он бежит печали, не разбирает придирчиво и не преуменьшает заслуг святых и не растрачивает жар души в поисках славы или в надежде на богатство; духа его не отяготит печаль, не сокрушит несправедливость, не смутит подозрение, похоть не возбудит, не завоюют страсти телесные, не лишит покоя стремление к суетному, обаяние наслаждений.819 Добавь сюда добродетели: целомудрие, трезвенность и умеренность, способность легко обуздать неистовые порывы своевольных страстей и положить предел своим удовольствиям и пожеланиям. Такой человек с беспристрастием судит о неоднозначном, со спокойствием ума разбирает сомнительное и, как будто сведя воедино все разногласия тела и ума, подобно доброму судье, блюдет согласие между внешним человеком и внутренним,820 примиряя их в самом себе,821 и, если понадобится, никакой дурной советчик-страх822 не отвратил от венца мученичества: и конечно, он будет принят Отцом не только как друг, но и как сын, чтобы получить богатства славы и наследия Его ( Еф. 1. 18). 13. Итак, неслучайно человек создан был последним, как завершение природы, к праведности,823 как справедливый судья среди прочих живых существ, и если уместен будет такой пример: как среди людей конец закона – Христос, к праведности всякого верующего (Рим. 10. 4). Мы же как скот в очах Господних; ибо так говорит пророк: Κτηνώδης προοελογίσΟην παρά σοι, то есть как скот я был пред Тобою (Пс. 72. 22). И какое еще может быть сравнение, если Он погибающих искупил,824 мы – закалаем. Он рабов призвал к свободе, мы – свободных обрекаем на пленение? Но кто подобен Богу?825 14. Однако из всех творений последним явился в мир человек, видом благолепный, умом возвышенный, чтобы быть на диво всей природе,826 ибо в нем по подобию вечного Бога присутствует невидимый νοῦς,827 облаченный в человеческую плоть. Этот νοῦς – крепость души, словно правитель, отвоевавший себе первенство у души и тела. Его хотя и не видят прочие живые существа, однако трепещут, как мы боимся Бога, Которого не видим, – и тем более страшимся, поскольку не видим.828 15. Ведь по образу Его и подобию,829 как написано – предпочтем сказать, – когда Бог изливает Себя полнотой Своей благодати и видит все: небо, воздух, земли, море, – все объемля, во все вникая и ничего не пропуская, и нет ничего, что не держалось бы на Нем, не зависело бы от Него и не было бы Им полно, как Сам Он говорит: Небо и землю Я наполняю, говорит Господь (Мер. 23. 24), – так νοῦς человека видит все, а сам невидим, имея собственную невидимую сущность, при помощи знаний, мыслей и чувств он объемлет глубины забвения,830 проникает в тайники моря и сокровенные уголки всех земель, он исследует обе природы по подобию вышнего Бога, Которому он подражает и за Которым следует и Чей образ крошечными частичками присутствует в каждом.831 Возносясь в воздух и проходя сквозь облака, устремляется он к выси небесной в жажде познания и влечении к мудрости, а там, помедлив, охваченный восторгом перед звездами небесными, и насладившись ясностью светочей, глядя с высоты на этот мир, и достигнув Геспера и Арктура и прочих ἀπλανεῖς πλανήτας,832 и видя что непреткновенно то «блуждание», которое они совершают «без блуждания», чтобы обойти все творение, а между тем кажется оно уклонением и заблуждением, – с еще большим рвением возносится на самое лоно Отчее, туда, где Единородный Сын Божий,833 возвещающий тайны Божии, которые впоследствии должны быть открыты лицом к лицу.834 Но сейчас Он лишь отчасти и гадательно (1 Кор. 13. 12) являет их тем, кого почитает достойными, и в то же время Духом и ликом Своим изливает сияние света, словно поток,835 чтобы просвещенный Им сказал: И был как бы горящий огонь в костях моих, и я сделался расслабленным и не мог его понести (Иер. 20. 9). И Давид говорит: От лица Твоего суд мой изыдет (Пс. 16. 2). 16. Итак, этой крепостью ума – чтобы мне вернуться к начатой мысли – человек охватывает внешнее, видит отдельное и отдаленное, подчиняет себе животных, превосходящих его силою, и внушает прочим такое почтение к себе, что все повинуются ему как царю, слушаются его голоса и, будучи неразумными, приобретают разум, которым не наделила их природа, и удерживают его при помощи обучения. Даже дикие звери, видя кротость человека, по его приказу становятся кроткими. Нередко они останавливаются в самом броске, если их окликает человеческий голос. Мы видим, как собаки ловят зайцев, не поранив их зубом, и сами львы, если услышат голос человека, бросают добычу, леопарды и медведи ярятся и успокаиваются, на голос идут кони, от рукоплесканий они убыстряют бег, от молчания – замедляют; часто не требуется им и хлыста, и неподстёгнутые обходят подстегнутых, потому что быстрее подгоняет их бич языка. 17. А что говорить об их приношениях? Баран отращивает такую шерсть, какая нравится человеку, и погружается в поток, чтобы она лучше блестела. И овцы избирают лучшие пастбища, чтобы сладчайшим молоком наполнить плодоносное вымя,836 претерпевают родовые муки, чтобы принести человеку свои дары; волы целыми днями, стеная, вжимают плуг в борозду.837 Верблюды, помимо того, что носят грузы, позволяют себя стричь, подобно овцам. И так, словно царю, различные животные приносят человеку свою дань и платят годичную подать. Конь, хвалясь всадником, гордо гарцует,838 и он же подставляет спину под седло, чтобы дать господину сесть.839 И если тебя все еще смущает, что человек был создан последним, пусть конь покажет нам, что человека следует почитать, а не презирать. Конь несет того, кто появился после него, и не пренебрегает им, но боится и, труждаясь, носит его повсюду. За один миг человек проезжает значительное пространство, достигает мест отдаленных, то верхом на коне, то на триумфальной квадриге.840 18. И раз уж я вспомнил триумфальные квадриги, надо добавить сюда и колесницу Илии, в которой он был унесен по воздyxy,841 и колесницу, запряженную слонами, стоя на которой человек-победитель хоть и последним пришел в мир, но правит теми, которые были первыми. Точно так кормчий корабля сидит на корме и правит всем кораблем.842 Поэтому я думаю, что неслучайно сказано в Евангелии, что Господь Иисус спал на корме, а потом, проснувшись, запретил ветру и морю843 и усмирил бурю, показав, что потому и пришел последним, что пришел как Кормчий. Потому и апостол говорит: Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба (1 Кор. 15. 45–47). 19. Следовательно, справедливо, что человек явился последним, как вершина всего творения, как причина мира, тот, ради кого было создано все. Как насельник всех стихий, он живет среди зверей, плавает с рыбами, летает выше птиц, беседует с ангелами, населяет землю и воюет на небе, бороздит море, питается воздухом:844 он возделыватель земли, путешественник глубин, рыбарь потоков, птицелов воздуха, наследник неба, сонаследник Христа: все по усердию. 20. Добавь к этому и то, что Моисей, возвысившись над человеческой природой, ходил по дну моря,845 а по морской поверхности – апостолы,846 Аввакум летал без крыльев,847 Илия жил на земле, триумф же справил на небе.848 Прощай, сын, и люби нас, ибо мы тебя любим. 30 (Maur. 24). Амвросий императору Валентиниану849 1. Хотя ты подтвердил свое доверие к предыдущему моему посольству850 тем, что отчет о нем от меня не требовали, – ведь все стало ясно уже из того, что меня удерживали несколько дней в Галлии, где я не принял условий, угодных Максиму,851 и не согласился с тем, что было скорее выгодно ему, нежели обещало мир. Наконец, ты не поручил бы мне второго посольства,852 если бы не одобрил первого. Но так как накануне моего возвращения Максим вынудил меня встретиться с ним, я считаю 853нужным доложить тебе в письме о моем посольстве, пока кто-нибудь не соткал речь из правды и лжи.854 прежде чем мое возвращение полностью ее опровергнет и удостоверит печатью истины. 2. По прибытии моем в Тревиры855 на следующий день я отправился во дворец. Ко мне вышел некий галл, препозит опочивальни,856 царский евнух. Я потребовал аудиенции. Он спросил, есть ли у меня письменное распоряжение твоей милости. Я ответил, что есть. Он ответил, что принять меня могут только в консистории. Я сказал, что не таков обычай принимать епископов и что есть вещи, о которых я должен серьезно поговорить с его повелителем наедине. Что еще? Он посоветовался с принцепсом, но ответил то же самое, из чего явствовало, что и первый ответ был дан по согласию с ним. Однако я сказал, что, хотя это не соответствует нашему сану, я не отступлю от своих обязанностей; смирение мне по душе, особенно в твоем деле и, что правда, в деле братской любви. 3. Когда он расположился в консистории, я вошел. Он поднялся, чтобы дать мне целование. Я встал рядом с членами консистория.857 Они начали побуждать меня взойти на возвышение, и он позвал. Я ответил: «Зачем тебе давать целование тому, кого ты не признаешь?858 Если бы ты признавал меня, то увидел бы меня не в этом месте». – «Ты этим раздосадован, епископ», – сказал он. – «Я не обижаюсь, – отвечаю, – а чувствую неловкость из-за того, что стою на чужом месте». – «И в первое посольство, – говорит он, – тебя принимали в консистории». – «В том, – говорю я, – не было моей ошибки, это вина не того, кто пришел, а того, кто пригласил». – «Так почему же, – говорит, – ты пришел?» – «Потому что тогда я просил мира для младшего, теперь для равного». – «Чьим же это благоволением – говорит, – равного?» – Я ответил: «Всемогущего Бога, который сохранил для Валентиниана данное ему царство». 4. Наконец его прорвало: «Потому что вы меня обманули! И этот Бавтон,859 который хотел заполучить царство, прикрываясь мальчишкой, который даже варваров против меня послал, как будто мне некого привести, притом, что у меня служат тысячи варваров и получают от меня содержание! Если бы меня не удержали тогда, во время твоего прибытия, кто бы мог противостать мне и моей силе?!». 5. На это я ответил мягко: «Не стоит тебе волноваться, когда нет никакой причины для волнения. Но выслушай терпеливо, каков будет ответ на эти обвинения. Потому я и пришел, что в первое мое посольство, когда ты мне якобы доверял, ты уже распространял слухи, будто я тебя обманул. Но и это я принимаю как похвалу ради блага сироты-императора. Ибо кого, как не сирот, мы, епископы, должны защищать? Ведь написано: Защищайте сироту, вступайтесь за вдову, спасайте угнетенного (Ис. 1. 17). И в другом месте: Судьи вдов и отцы сирот.860 6. Однако я не стану попрекать Валентиниана моими благодеяниями. Сказать по правде, где я воспрепятствовал твоим легионам, чтобы ты не вошел в Италию? Какими скалами? Каким войском? Каким числом воинов? Или я своим телом закрыл тебе Альпы? О, если бы я мог! Я не боялся бы упреков, не страшился бы твоих наветов. Какими посулами я обманул тебя, чтобы ты согласился на мир? Разве не в Галлии, возле города Мотонциака,861 со мной встретился комит862 Виктор, которого ты направил просить мира? Так в чем же тебя обманул Валентиниан, которого ты просил о мире раньше, чем он тебя? В чем обманул тебя Бавтон, который выказал преданность своему императору? В том ли, что не предал своего принцепса? 7. И в чем тебя обманул я? Когда я первый раз пришел, а ты говорил, что Валентиниан должен явиться к тебе как сын к отцу, я ответил, что несправедливо, чтобы суровой зимой мальчик вместе с матерью-вдовой совершал путь через Альпы; а без матери можно ли было его отпустить в столь опасный путь? Цель моего посольства состояла в переговорах о мире, а не в том, чтобы обещать его прибытие. Разумеется, мы не могли обещать того, что нам не было поручено, я уж точно ничего не обещал, так что ты даже сказал: Подождем, какой ответ принесет Виктор. И ясно, что он достиг Медиолана, пока я был удерживаем здесь, и ему было отказано в том, чего он требовал. Стремились только договориться о мире, а не о прибытии императора, которому не следовало отправляться в путь. Я был еще здесь, когда вернулся Виктор. Так каким же образом я переубедил Валентиниана? Послы, вновь направленные в Галлию, сообщившие, что он не приедет, застигли меня в Валенции Галльской. Возвращаясь, я натолкнулся на солдат обеих сторон, охранявших горные перевалы. Так каким же твоим войскам я воспрепятствовал? Каких орлов863 повернул вспять oт Италии? Каких варваров послал комит Бавтон? 8. И что удивительного, если бы Бавтон, будучи родом из-за Рейна, сделал это, когда ты угрожал Римскому государству пешими и конными отрядами с той стороны пограничного вала и оплачивал их из налогов провинциалов? Смотри же, какова разница между твоими угрозами и кротостью юного Валентиниана Августа. Ты угрожал, что вторгнешься в Италию с отрядами варваров, Валентиниан отразил гуннов и аланов, приближающихся к Галлии через земли Алемании. Разве повод для ненависти, если Бавтон заставил варваров решать спор с варварами? Пока ты использовал римских солдат – причем они воевали и с той и с другой стороны, друг против друга, – в самом сердце Римской империи ютунги грабили Рецию, и поэтому против ютунгов864 были призваны гунны. Однако когда гунны, вторгнувшись с соседней территории, сокрушили Алеманию и уже угрожали вторжением в Галлию,865 они были принуждены оставить свои завоевания, чтобы не вызвать у тебя страх. Сопоставь деяния обоих: ты стал причиной набегов на Рецию, Валентиниан своим золотом купил для тебя мир.866 9. Посмотри также на того, кто стоит по правую руку от тебя,867 кого Валентиниан отпустил к тебе с почетом, хотя мог отомстить за свое горе. Ибо Валентиниан удерживал его в своих землях, но даже при самом известии об убийстве брата он обуздал свой порыв и не воздал тебе тем же, хотя, если достоинство и не было равным, равной была степень родства. Итак, сравни, будь судьей деяний каждого: он отпустил к тебе твоего брата живым, ты же верни ему хотя бы мертвого! Почему ты отказываешь в останках брата тому, кто не отказал тебе в помощи вопреки собственным интересам? 10. Но ты боишься, как бы с возвращением праха не возобновилась скорбь солдат, ведь так ты утверждаешь. Неужели они будут защищать после смерти того, кого они оставили, когда он был жив? Что ж ты боишься мертвого, которого убил, хотя мог сохранить ему жизнь?» – «Я, – говорит, – убил моего врага». – «Не он твой враг, а ты – его. Он уже не нуждается в защите, подумай о собственном положении: если кто-то вздумает захватить твою власть в этих пределах, ты ему враг или он тебе? Что скажешь? Если я не ошибаюсь, захватчик начинает войну, император блюдет свое право. Почему же ты отказываешься вернуть останки того, кого не должен был убивать? Пусть император Валентиниан получит хотя бы прах брата в качестве залога мира с тобой. И как ты можешь утверждать, что не приказывал убить того, кого не позволяешь похоронить? Можно ли поверить, что ты не лишил жизни того, кого лишаешь даже погребения? 11. Но вернусь к себе самому. Я слышал, что ты жалуешься, будто сторонники императора Валентиниана обратились к императору Феодосию. А на что ты надеялся, когда ты требовал наказать беженцев, а захватив их, убивал, а Феодосий одаривал богатствами, награждал почестями?» – «Кого, – говорит, – я убил?» Я ответил ему «Валлиона,868 и какого мужа, какого воителя! И не в том ли была причина его гибели, что он сохранил верность своему императору?» – «Не я, – говорит, – приказал его убить». Я ответил: «Мы слышали, что он был убит по приказу». – «Но если бы он сам не наложил на себя руки, я бы приказал его отправить в Кабилун869 и там заживо сжечь». Я ответил: «Стало быть, потому и считают, что ты его убил. Кто же будет уверен в собственной безопасности, если убит храбрый воитель, верный солдат, деятельный комит?» И когда я уходил, он сказал, что готов вести переговоры. 12. Однако вскоре после этого, увидев, что я сторонюсь епископов, которые находились в общении с ним и требовали убийства неких людей, отступивших от веры,870 раздосадованный этим, он приказал мне немедленно уехать. И я пустился в путь весьма охотно, хотя многие не верили, что я избегну засады, печалясь только о том, что узнал об отправлении в изгнание старика-епископа Гигина,871 который и так-то еле дышит. И, договорившись с комитами Максима, чтобы они не дали старцу отправиться в изгнание без завесы и подушки,872 я отправился в изгнание сам. 13. Таков отчет о моем посольстве. Будь здоров, император, и остерегайся человека, который под покровом мира скрывает войну. Будь здоров!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.