- 354 Просмотра
- Обсудить
191. К Евсевию другу (171) (Благословляет заочно брак его с Евопией, извиняясь болезнью, что не мог быть на нем) Евопия — твоя возлюбленнейшая; настало время бракосочетания, положено основание жизни, исполнены родительские обеты. Но не с вами я, которому особенно надлежало бы и быть у вас, и молитвы свои соединить с вашими, как и обещал я, потому что надежда шла вслед за желанием, а желания достаточно для того, чтобы ввести себя в обман. И неоднократно собираясь в путь и неоднократно откладывая путешествие до времени, наконец одолен я болезнью. Итак, пусть другие призывают к вам Эротов, потому что на свадьбе в обычае и пошутить; другие пусть изображают красоту девы, величают любезность жениха и брачное ложе вместе с цветами осыпают и словами привета. А я пропою вам брачную песнь: «Благословит вас Господь от Сиона», Сам сочетает ваше супружество, «и узриши сыны сынов твоих» (По 127, 6-7), не много будет сказать, еще лучших тебя. Этого пожелал бы я вам, будучи с вами; этого желаю и теперь. Прочее да будет предоставлено вашему попечению, да возложит на вас венцы отец, как желал: это предписал я, как будто бы сам был при бракосочетании. Их будут венцы, а мои молитвы, которые, насколько знаю, не ограничиваются местом. 192. К Диоклу (193) (По случаю брака его дочери, как должно торжествовать христианские браки) Не зван я был на бракосочетание нашей дочери, однако ж явился, и праздную вместе, и принимаю участие, и желаю вам всего наилучшего. А одно из лучшего, чтобы сам Христос присутствовал на свадьбе, потому что где Христос, там благопристойность, и чтобы вода стала вином, то есть, все превратилось в лучшее; а поэтому не было бы смешиваемо несоединимое между собой, и не были сводимы вместе епископы и смехотворы, молитвы и рукоплескания, псалмопения и звуки свирелей; потому что, как и все прочее, так и свадьбы христианские должны иметь благопристойность, а благопристойным делает степенность. Вот что приносим в дар бракосочетанию; а ты воздай нам благопокорностью. И в зяте, если последует этому, будем иметь сына, а если нет — воина. 193. К Иакову (147) (По вступлении его в должность правителя Каппадокии, просит заступиться за Симпликию, вдову Алипия (387 г.)) Хотя по слуху только знаю твою досточестность, однако же дивлюсь тебе, как немногие из живших с тобой долгое время. Столько у всякого речей о твоей доброте! Посему и сам я осмелился на эту просьбу. Оставил нас чудный Алипий, общий заступник любомудрых и попечитель сирот; немалое это для вас несчастье; а к этому присоединилась и другая беда — достолепнейшая супруга его заботится о сиротах. Утешь ее своим человеколюбием в настоящем случае, доставь безопасность своим детям, благодеянием сиротам докажи, что свои лучше чужих. А к этому присоединится и то, что доставишь удовольствие мне; почтив же сколько-нибудь меня, почтишь самого Бога, для Которого удостоился быть я настоятелем и служителем, хотя и не достоин такого сана. 194. К нему же (146) (О том же) Если бы столько было у меня телесных сил, что мог бы взять на себя труд, то сам бы пришел к тебе и удовлетворил желание с тобой видеться и переговорить, о чем хотелось, потому что у нас речь не о маловажном. Но поскольку держит меня болезнь, то по необходимости прибег я к письму. И достолепнейшую матерь нашу Симпликию, бывшую супругу прекрасного и доброго Алипия, этого украшения всей нашей родины, представляю твоему благородству под жалкими именованиями вдовства и сиротства; представляю для того, чтобы она нашла у тебя справедливость, в чем будет ей нужно. Обрати внимание на великость бедствия: еще не осушала она слез, беспокоится о сиротах, предпринимает дальние путешествия при таком немощном теле, при такой неопытности в делах, без привычки выезжать из дома. Что бедственнее этого? Нет места и слезам; страдание заставляет отложить и стыд благородства. Поэтому, рассудив все сие и оказав уважение моей просьбе, не дожидайся, чтобы над тобой, великим и добрым Иаковом, стал другой судия, не поставь ее в необходимость предпринять еще дальнейшую поездку, потому что она весьма полагается на справедливость своего дела, как уверяет многих и меня. Напротив того, прочитав письмо и по всей правде исследовав ее права, возврати ее к нам с более спокойным духом А прежде всего подумай о том, что Бог дал тебе великую власть, имение, славу, свободный путь еще к большему счастью. Охраняй же все это для себя самого настоящим человеколюбием; и, как отец детям, избавившийся из одних опасностей, а другим идущий навстречу, держи это в уме и воспользуйся настоящим случаем, чтобы надежды свои на Бога сделать благоуспешными. 195. К Саннавадаинскому братству (180) (Утешает сие братство, опечаленное смертью настоятеля Левкадия) Благоговеинейшему и всем приукрашенному в Христе в Саннавадаине братству блаженного Левкадия, монашествующим и девам, освященным в Христе Иисусе, Григорий желает о Господе радоваться! Для имеющих ум нет повода к словам в том, что случилось по усмотрению Божию; а именно, что подвижник после доброго подвига, который он совершил, сошел со своего поприща и взят Подвигоположником, чтобы принять венец правды и умножить собой лик Ангелов. Все это и подобное сему бывает причиной радости и веселия для тех, которые, по Евангелию, прозревают в истину. Но поскольку превозмог обычай сетовать о преставлении святых и желать утешение от любящих, то хотя и сам не берусь говорить вам что-нибудь печальное и унылое, и вам не советую склонять слух к подобным речам, однако же выполняю свой долг и подаю вам утешение, советую вашему благолепию, взирая друг на друга, иметь всегда его перед очами; ибо того желаю, чтобы каждый и каждая из вас отпечатлевали в себе жизнь блаженного, а поэтому чтобы, взирая друг на друга, удостоверялись вы, что останавливаете взор на его чертах. Да отпечатлеваются в жизни вашей его чистота, негневливость, смиренномудрие, деятельное любомудрие, непрестанное стремление души к Богу, неразвлекаемость прелестями мира сего, чтобы вы, видя это друг у друга, изобразили ему памятник в себе самих и чтобы ни он, ни вы не стали добычею смерти; потому что и он всегда будет представляться живым в вашей жизни, и вы добрым житием сделаете себя чуждыми общения со смертью. Душевно здравых и преуспевающих телесной силой Святого Духа Господь да покроет вас, поминающих и обо мне в молитвах своих! 196. К Палладию (229) (Представляет ему пресвитера Сакердота) Если осмеливаюсь так часто писать, причиной тому не моя дерзость, но твоя кротость. Не знаю и сытости беседовать с тобой через письма, потому что не могу иначе, когда Бог так устроил дела мои. Досточестнейшему сыну моему и сопресвитеру Сакердоту, которого особенно любил и люблю, искренне любомудрствующему и живущему в единении с Богом, теперь же по домашним делам отправляющемуся в город, который ради тебя стал великим, не знаю, какую большую оказать услугу, как сделав его известным твоей доброте. 197. К Стагирию (92) (О том же) О, как мы стали разделены между собой, потому что Богу угодно так устроить дела! О, священный дом, и совокупное жительство, и общая пристань всех боящихся Господа! Другие наслаждаются нашими благами. А мне остались одно воспоминание и ревность к приобщившимся. Но чтобы и тебе иметь часть в ваших благах, знакомлю тебя с честнейшим братом и сопресвитером нашим Сакердотом, увидев которого, очень хорошо знаю это, скажешь: Григорий подлинно любитель всего прекрасного. 198. К Кастору (93) (Посылает к нему Сакердота для общего с ним любомудрия) О, как ты самовластен и насильствен! Едва показалось твое письмо, и я презрен. Но вот тебе и многоценный Сакердот, твой брат, а мой сын и сообщник страданий. Но чтобы мне несовершенно быть побежденным, как можно скорее доставь это утешение жизни, чтобы любомудрствовать и поучаемому и поучающему. Ибо как единомыслию всего более способствует то, если мы вместе страждем, так для совещания — всего важнее единомыслие. 199. К Фотию (91) (Того же Сакердота поручает его попечению) Все, что ни имеешь — мое, — начну речь Божиим словом — говорю же: мое, не по одному общению духа, но и потому, что а настоящему состоянию Церкви немало способствовал я, пока еще ведал делами и владел ходом обстоятельств. Ибо теперь у меня об одном забота — об отходе, к которому собираюсь и приготовляюсь. Да будет же и мое о твоим, по общению любви; а лучшее из моего стяжания — честнейший сопресвитер мой Сакердот, через которого и приветствую тебя, и как бы сам с тобой вижусь. 200. К Елладию (216) (Просит сего Кесрийского епископа возвратить Сакердоту должность смотрителя над богадельнями, данную ему еще Василием Великим, или, по крайней мере, не лишать другой должности – смотрителя за монастырями (388 г.)) Что ни буду говорить тебе все буду говорить из доброго расположения; а потому всего справедливее будет тебе выслушать мой совет или, по крайней мере извинить меня в том, что подаю советы. Не многие одобряют наш поступок с достопочтенным нашим братом и сопресвитером Сакердотом, как основанный больше на какой-то клевете, а не на справедливом суде. И хвалят именно те, которые, хотя, может быть, не знают дела полностью, однако же видят конец, каков он сам по себе. Это, может быть, увидишь и сам, потому что не мое дело входить в твои дела, так как сам ты имеешь право предписывать другим, что делать. Но умоляю твою доброту, во-первых, о том, чтобы предоставил ты человеку сему все попечение о делах, о которых он доселе заботился. Ибо, сколько бы кто ни был терпелив или тверд в любомудрии, однако же нелегко ему простирать свое любомудрие до того, что бы перенести великодушно, когда лишают его стольких трудов и настолько привычных ему занятий. Если же это невозможно, то, во-вторых, прошу, чтобы касательно попечения бедных распорядился ты, как тебе заблагорассудится, возложив его на людей, которых сам признаешь годными, заботу же об обителях и о братьях оставил за ним, чтобы не огорчить его новым распоряжением, а еще более не огорчить братьев, которые привязаны к нему привычкой и для которых удаление его болезненно так же, как и расторжение единого тела или члена. Ибо некоторые из них приходили уже ко мне и оплакивали это. Если находишь, что этот человек и сам по себе имеет нечто достойное уважения, что и справедливо, то уважь его ради него самого, ради седины и ради трудов, как тех, какие подъял для Бога, показав в себе благоговение выше своего возраста, так и тех, какие нес он, быв кормильцем нищих и представителем братьев. А если это кажется тебе малым, конечно, не оставишь без уважения меня и ей просьбы. И прежде всего прошу тебя, отложи гнев свой на него и огорчение; и умоляю приблизь его к себе, как отец сына. Если чем и огорчил тебя, чего, однако же, не думаю, то прости это ему для меня. Не пиши и не говори о нем ничего недостойного как его, так и твоей кротости. А если что и написано, изгладив это, не выводи наружу своей скорби, которую лучше скрывать, нежели объявлять посторонним; ибо таким примером, кроме прочего, научишь и его великодушию. 201. К нему же (217) (Не получив просимого в предыдущем письме, посылает к нему самого Сакердота для личного оправдания) Послание твое отчасти весьма человеколюбиво и кротко, а отчасти, не умею как и сказать, по крайней мере, для меня огорчительно; да и не без причины, как сам себя уверяю в этом. Ибо, или справедливо (чего, однако же, не думаю) обвиняется брат и сопресвитер наш Сакердот— и сие прискорбно (и как не скорбеть, когда такое благоговение и столько трудов уничтожены в такое короткое время?), или это клевета, подстроенная завистниками, — и в таком случае горько видеть, что по наветам отчуждается тобой человек, такой близкий к тебе по жизни. Посему прими мое рассуждение, которое в настоящих обстоятельствах признаю самым лучшим и полезнейшим. Послал я к тебе самого брата, лучше же сказать — сопроводил, когда сам он шел уже к тебе, чтобы самому исцелить скорбь и открыть тебе все по самой истине. Он утверждает, что готов в одном оправдаться, а о другом доказать, что это донесено ложно. В этом уверил и меня, как человек, который говорит со страхом Божиим. 202. К Сакердоту (212) (Поздравляет сего священника) Поздравляю тебя, новую мою надежду, украшенного сединой в юности; желаю и молю тебе всего для тебя наилучшего. А тебе небезызвестно первое из благ— стяжать всегда Бога и через приближение и восхождение к Нему делаться Его стяжанием. Это, насколько знаю, ты и сам себе вменишь в закон. 203. К нему же (213) (Утешает его в том, что епископ Елладий отнял у него должность миотрителя богаделен) Что для нас страшно? Ничто, кроме уклонения от Бога и от Божественного. А прочее, как Бог управит, так и да будет! Устраивает ли Он дела наши «оружии правды десными» и милостивыми или «шуими» (2 Кор. 6,7) и тяжкими для нас; причины тому знает Домостроитель жизни нашей. А мы будем бояться единственно того, чтобы не потерпеть чего-либо, противного любомудрию. Кормили мы нищих, упражнялись в братолюбии, услаждались псалмопениями, пока сие было можно. А если отнята эта возможность, посвятим себя другому роду любомудрия. Благодать не скудна. Изберем уединение, жизнь созерцательную, станем очищать ум Божественными видениями; а это, может быть, еще выше, нежели перечисленное прежде. Но мы поступаем не так; как только не удается одно, думаем, что уже лишились всего. Нет, всмотримся, не осталось ли для нас еще какой благой надежды. И не допустим, чтобы с нами случилось то же, что бывает с молодыми конями, которые, не свыкнувшись со страхом, свирепеют при всяком шуме и сбрасывают с себя всадников. 204. К нему же (214) (Увещевает быть терпеливым) Если ты не чаял для себя никаких неприятностей, когда приступал к любомудренной жизни, то начало было не любомудренное, и я порицаю твоих учителей. Если же ожидал неприятностей, но пока не встретил, то благодарение Богу! А когда встретил, или переноси с терпением, или сделаешься нарушителем своего обета. 205. К нему же (215) (Убеждает к тому же собственным своим примером) Что не испытано, тому нельзя назначить и цены, а что изведано на самом деле, тому совершенно определяется цена, как золоту в горниле. И если ты достаточно утвердился в сем любомудрии, то благодарение за сие Богу! А если еще не совершенно, то представляю тебе в пример себя и свое положение. Меня оскорбляли, меня ненавидели; ибо каких не потерпел я бедствий, сколько зависело это от злоумышлявших? А потом избавился я от огорчавших меня, и кто мог оказать мне большее, чем они, благодеяние? Представляя себе это, и ты за искушение воздай благодарением, если не причинившим тебе искушение, то Богу. 206. К Евдокию (235) (Зовет его к себе для личного примирения с Сакердотом) Единомышленный и сострадателен; а сострадательность искренняя; искренность же, если подает совет, достойна доверия. Поэтому, так как я старше вас по благочестию, опытом изведал многих людей и их нравы (а опытность — матерь благоразумия); вы же походите на молодых коней, недавно узнавших упряжь, и едва начинаете подвиги свои для Бога (а все начинающее горячо, и как по горячности духа способно с успехом выполнять многие свои обязанности, так по неведению может во многом и не достигать успеха), то соблаговоли дойти до меня, почтить как старца, уважить как отца и употребить в посредники в ссоре с достоуважаемым братом и сопресвитером моим Сакердотом (потому что и он у меня), чтобы вам, уладив между собой дело, и епископу услужить, и прекратить соблазн многих, а что всего важнее — умилостивить Бога и разрешить дело, такое важное и славное, — разумею ваше единодушие и ваши взаимные условия жить по Богу — в столь короткое время. 207. К нему же (236) (Оправдываясь в жестокости предыдущего письма, просит исполнить данное обещание свидеться с Сакердотом) Признаюсь, что прекрасный и добрый сопресвитер Сакердот — мне друг, и пусть будет другом, тем более что он привязан к тебе. Ибо, и обвиняя тебя, не отложил своей приязни, но сделал скорее братский упрек, нежели враждебное обвинение. Впрочем, я не так прост и опрометчив, чтоб произнес суд прежде, нежели выслушаю обоих; и не подозревай этого. Да и в самом письме, которое ты осудил в дерзости (если только прочел его не без внимания) касался я не столько тебя, сколько тех, которые поджигают вас и из нашего малодушия извлекают ту выгоду, что есть чем самим позабавиться. В каком же расположении писал я к тебе, можешь узнать это таким образом: объезжающие молодых коней упражняют их в езде в таких местах, где есть яркие цвета, что-нибудь страшное, крутизна и скаты, и это нужно не для того, чтобы их пугать, но чтобы приучить не пугаться. И я, то же имея в виду, сделал письмо свое несколько жестким. Ибо много есть способов упражняться в любомудрии. И благодарение Богу, что нашел тебя не чуждым любомудрия и не привязанным к веществу, но кротким и принадлежащим к нашему двору; почему и пишешь скромно и желаешь свидания! Поэтому ежели одаришь нас оным, то хорошо сделаешь, и будь уверен, мы примем тебя с отеческим оком. А если удерживает тебя еще зима, то попотчуем пока таким увещеванием: ничего не предпочитай, даже и теперь, дружбе и единомыслию с братом Сакердотом и, поверь мне в этом, случившееся между вами признавай ни чем иным, как искушением лукавого, завидующего твоему любомудрию. Но ты смело и мужественно веди себя при первом искушении, чтобы не сделал он второго, потом третьего, а вслед за этим и многих искушений, напротив же, удалился от тебя побежденный и пристыженный. Ибо знаю, какие брани воздвигает он; я научен этому и долговременностью, и борьбой с ним. 208. К нему же (224) (Упрекает за неисполнение обещания, но не отрекается принять, если прийдет) После войны вспоможение! И хотя следует прежде подумать, а потом сделать, мы поменяли порядок: сделав, обдумываем; поэтому, если нужно льстить и сделать худое, то нашел я много путей лести, и это дело легко и многим ныне удается. Но поскольку причинять вред — не мое дело, особенно же причинять вред душе, еще новоосвященной и только что приступающей к добродетели, то выслушай истину. Не начальствования домогается человек любомудрый. И худую любовь оказали тебе твои услужники, под другим лицом осмеявшие собственные свои дела. Поэтому если переменишься теперь и уврачуешь грех, то, может быть, рана и подживет, хотя и не без труда; если же останешься при том же и станешь величаться худой победой, то болезненная «язва моя», говорит Писание, «откуду исцелюся» (Иер.15,18), потому что твое считаю своим. Но хотя так думаю и так пишу, однако же, если желаешь свидания со мной, то отрекусь от сего. 209. К Омофронию (237) (Извиняется в том, что не был у него на празднике, как обещался, и просит укреплять Сакердота в терпении) Приглашаешь меня на Собор. Желал бы я столько иметь телесных сил, чтоб прийти к вам и без зова и видеть ваш священный дом — этот Христов приют, корень святых ветвей — воистину — «яко матерь о чадех веселящуся» (По 112,9); также веселящихся. Знаю это, уверовав в Господа, и потому, если и прискорбное нечто встретилось ныне с вами, с дерзновением говорю, что не будет угашен светильник Израиля, хотя он и тушится дыханием лукавого, и не скроется более благость Божия, хотя Господь по неизреченным законам Своего домостроительства и скрывает ее от боящихся Его, а напротив, будет более прославлена и возбудит удивление вашим терпением и непостыждающим упованием. Это же внуши и досточестнейшему сыну моему Сакердоту, то есть не унывать духом и не подвергать чему-либо недостойному себя самого, но так управлять обстоятельствами, чтобы и скорбное обращать в предмет любомудрия. Пусть еще послужит досточестнейшему нашему епископу, пусть еще укрепляет братьев, чтобы паче всего не нарушилось дело мое, которое предположил я ради Господа и которое так важно и славно. А если сие невозможно, то покажем себя умеренными и преодолеем зависть, чтобы не подать против себя никакого повода лукавым и напрасно питающим к нам враждебность. 210. К нему же (238) (Радуется его подвижнической жизни) Слышу, что живешь отшельнически; о, если бы ты стал у нас Иоанном Крестителем или Илией Кармилитом! И, о, если бы ненавистники причиняли ту единственную обиду, что приводили бы к Богу и освободившихся от дел и мятежей заставляли бы искренне посвящать себя высшему, таким образом невольно делая нам добро, когда не могут сделать его по доброй воле!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.