Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (135)

Письмо 162 К тому же: Описание одного сновидения, о голосе своего сердца, необходимости одиночества, телесном и душевном подвигах. 2-го декабря получил я письмо твое; а на 30 ноября видел тебя во сне. И вот - какой был сон мой: вижу - в руках моих какая-то вновь изданная книга, похожая форматом на посланную тебе мною "стихотворения Св. Григория Богослова", только печать её покрупнее, - как-бы печать брошюрки "Валаамский монастырь". Холодно, без внимания перебираю листы книги, - останавливаюсь на какой-то статье, узнаю: что твои новые сочинения, существующия в моем предчувствии! - много тут мыслей, целых тирад из нашей переписки. С сердечным интересом и утешением, начинаю разсматривать, читать книгу; в ней все мне так нравится! Вдруг предо мною картинка, премиленькая, пречистенькая картинка, как-бы живая, - с движением! Смотрю: - Ваш монастырь; пред ним тихое, покойное, уединенное поле. По полю идешь ты в послушническом подряснике, с шапочкой на голове. Навстречу тебе, от монастыря едет на коне Божия Матерь, подобно тому, как Господь, Сын Её, въезжал в Иерусалим на жребяти осли. Поравнявшись с тобою, Она остановилась, благосклонно обратилась к тебе, благословила тебя, говорит так милостиво свято, мирно: "Ты будешь жить в...; тебе здесь не утешиться". - При этом разлилась в сердце моем необыкновенная приятность; от сильнаго её действия я проснулся, - и чувствую: та-же приятность, которую ощущал я во сне, сладит душу мою на яву. Где тебе жить ускользнуло от слуха моего... в вере!! - но, что ты под кровом и попечением Божией Матери, меня несказанно радует. "Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его" . В этом сне мне все - по мысли. Сущность его:слова кротчайшия и милостивейшия Богоматери. Ими не осужден монастырь, не осужден и ты: все покрыто Божественным снисхождением. Чудно и мудро ускользнуло от слуха название места, определеннаго тебе в жительство. Этим умолчанием оставляется сердце в свободе. Весь сон - только утешает. Милость Божия посетила тебя в день приобщения св. Христовых Тайн. Это было истинное утешение, утешение начальное, объемлющее поверхность ума; дальнейшия утешения, которые тебя ожидают по благости Божией, будут гораздо глубже. Понял-ли ты, как оно уняло кровь, какое разстояние между им и кровяным восторгом, которым жалко тешат себя самообольщенные? Вкушение утешения начнет малопомалу просвещать ум твой познанием Божественным. От вкушения - просвещение и разум духовный: "вкусите и видите, яко благ Господь"" , - говорит Писание. - Ты хранишь мою тайну, и храни ее: этим дашь свободу моему сердцу быть откровенным с тобою, вполне свободным; - с другими открывается соразмерно им. Родство по плоти не имеет ни каких прав на связи и отношения духовные, - разве сделается достойным, породнившись о Господе духом. Оставляй меня таким, каким мне велит быть сердце мое. В откровенности моей пред тобою нет ничего премудраго и разумнаго, - одно, - дерзаю сказать - невинное, утешительное в Боге. С этою откровенностию говорю следующее: хотя я весь погружен в страстях, но молил Бога, признавая эту молитву сообразною воле Божией: "Господи! даруй Леониду ощутить духовное утешение, чтоб вера его соделалась верою живою, - верою от извещения сердечнаго, не от одного слуха". - Как и ты - я слаб на язык, непрестанно падаю им, хотя непрестанно более и более убеждаюсь в достоинстве молчания. По этой слабости, недели две тому назад повторил С.: "слышу сердцем моим, как в Леониде действует утешение". Получив письмо твое, я показал ему те твои строки, в которых написано .о утешении, чтоб он и этот случаи приложил к прочим своим опытам, полезным для души его. Храни утешение, и не позволяй уму твоему вдаваться в мечтания. Утешение сперва действует на ум, обновляя мысли; а он, почувствовав оживление, охотно вдается по неопытности своей в мечтательность, - и в ней безплодно и безрассудно истощает дарованную ему сладость. Сказывает тебе это сердце твое? Ведь - оно говорит, только мы не вдруг навыкаем разслушивать голос его. При утешении вдавайся более в благодарение, в молитву и самоукорение; утешение будет возрастать и возрастать. Я желал для тебя, чтоб ты был причастником блаженной трапезы утешения духовнаго: вкусивший её соделывается мертвым для мира, стяжевает особенную силу к совершению пути духовнаго. Так, святый пророк Илия, по вкушении пищи, принесенной ему Ангелом Господним, "идв в крепости яди тоя четыредесят дней и четыредесят нощей до горы Божия Хорив" 3 Цар.19, 8 , там сподобился сперва явственнейшей беседы с Господом, а потом и совершеннейшаго Боговидения "во гласе хлада тонка" (там-же ст. 12). Эти утешения - таинственная манна, названная в Писании "хлебом небесным" Псал. 77, 24 , пропитывающая новых Израильтян - христиан - во время путешествия их по пустыне - во время странствования земнаго. Эти утешения - "манна сокровенная" Апок. 2, 17 Апокалипсиса, о которой сказал, явившийся Иоанну Богослову Сын Божий: "побеждающему дам ясти от манны сокровенные". -" Она - точно "сокровенная": незрима человеками; ее видит подающий Бог - видит невидимо, видит ощущением приемлющий раб Божий. Таковый раб Божий, пребывая во множестве людей, пребывает один с единым Богом, видимый и невидимый, знаемый и никому неведомый. Теперь скажи: хорошо-ли быть одним? Теперь скажи: каков приговор, которым я на тебя грянул: "ты должен быть один"? Приговор смерти и жизни! Только минуты перехода трудны; когда же вкусишь жизнь, - смерть нипочем! Так-ли, герой?... Трапеза духовнаго утешения - как пища и вместе как отрава! Кто вкусит её, теряет живое чувство ко всему вожделенному мирскому. Все, многоуважаемое миром, начинает казаться ему пустою, отвратительною пылью, смрадною мертвечиною. Очень приятно мне, что спутником твоим приходится быть Н. - Расположение к тебе этого старца - дар Божий. Дары Божий надо содержать в чистоте. Пойми: Христос - Законоположитель любви - заповедал отречение не от любви, а от пристрастия, этого недуга, искажения любви. Имей любовь ко всем, в особенности к рабам Божиим; а пристрастие врачуй, ограждайся от него, отречением от твари - от меня и от всякой другой - преданием твари Творцу. Не усвояй себе тварь; приноси свою свободу в жертву единому Богу. При таком самоотвержении и отречении от всего, или во всем от самости, возмешь иметь духовную любовь ко всякому ближнему, возмешь иметь, много и многих - Богом, в Боге, - и вместе пребывать в нестяжании и безстрастии, в священном безмолвии и уединении о Господе. В молитвенном подвиге будь свободен. Поступай, как привык поступать; вкушай то, что тебе по вкусу, что тебя питает, - удовлетворяет. Не гоняйся за количеством молитвословий, а за качеством их, то есть чтоб они произносимы были со вниманием и страхом Божиим. Дальнейшее покажут время и состояние души твоей... Леонид! ты счастливее меня! Завидую тебе! Когда я поступил в монастырь, - ни от кого не слыхал ничего основательнаго определнтельнаго. Бьюсь двадцать лет, как рыба об лед! Теперь вижу несколько делание иноческое; но со всех сторон меня удерживают, не впускают в него... Живем в ужасное время: в преддвериях развязки всему. Прочитай книгу "Цветник". Там много сказаноо телесных подвигах; в них явлено самоотвержение, что вполне справедливо, истинно. Книга эта для преуспевших уже иноков; это увидишь, это говорит и сам писатель. Всякая книга, хотя бы исполненная благодати Духа, но написанная на бумаге, а не на живых скрижалях имеет много мертвости: не применяется к читающему ее человеку! Потому-то живая книга - бесценна! Тебе надо умеренною наружною жизнию сохранить тело в ровности и здравии, а самоотвержение явить в отвержении всех помышлений и ощущений противных Евангелию. Нарушение ровности нарушит весь порядок и всю однообразность в занятиях, которые необходимы для подвижника. "Плоть и кровь" не в плоти и крови собственно, а в плотском мудровании. Оно поставляет душу под влияние, власть плоти и крови, а плоть и кровь под полную власть и управление греха. И тела Святых имели плоть и кровь, но свергшия ярем греха мудрованием духовным, вступившие под управление и влияние Святаго Духа. Иные так устроены Создателем, что должны суровым постом и прочими подвигами остановить действие своих сильных плоти и крови, тем дать возможность душе действовать. Другие вовсе не способны к телесным подвигам: все должны выработать умом; у них душа сама по себе, без всякаго предуготовления, находится в непрестанной деятельности. Ей следует только взяться за оружия духовные. Бог является человеку в чистоте мысленной, достиг-ли ее человек подвигом телесным и душевным, или одним душевным. Душевный подвиг может и один, без телеснаго, совершить очищение; телесный же, если не перейдет в душевный, - совершенно безплоден, - более вреден, чем полезен: удовлетворяя человека, не допускает его смириться, напротив того, приводит к высоте мнение о себе, как о подвижнике, не подобном прочим немощным человекам. Впрочем, подвиг телесный, совершаемый с истинным духовным разсуждением, необходим для всех одаренных здоровым и сильным телосложением, с него надо начинать общее правило иноческое. Большая часть тружеников Христовых, уже по долговременном упражнении и укоснении в нем, начинают понимать умственный подвиг, который непременно должен увенчать и подвизающагося телесно, без чего телесный подвижник, - как древо без плодов, с одними листьями. Мне и тебе нужен другой путь: относительно тела - нам надобно хранить и хранить благоразумную ровность, не изнурять сил телесных, которые недостаточны для несения общих подвитой иночества. Все внимание наше должно быть обращено на ум и сердце: ум и сердце дожны быть исправлены по Евангелию. Если же будем изнурять телесные силы по пустой, кровяной ревности к телесным подвигам, то ум ослабеет в брани с духами воздушными, миродержителями тьмы века сего, поднебесными, падшими силами, ангелами, сверженными с неба. Ум должен будет ради немощи тела оставить многая, сильные, существенно необходимые ему оружия, - и потерпеть безмерный ущерб. Говорю тебе испытанное на самом деле, познанное на горьких опытах. Когда я был юношею, - все это говорило мне сердце мое, - не так ясно, не определительно, - но говорило. Другаго голоса, другаго свидетеля, который бы подтвердил, объяснил свидетельство сердца - не было. И не устоял, негарддержанный никем, глагол моего сердца пред умом моим! Не умел я слушать моего сердца! Страшным, опасным казалось мне слушать его! Тонок, таинствен его голос!... Старцы, общею молвою прославленные, как одаренные духовным разсуждением, говорили другое, издавали другое мнение об этих предметах, не так, как я понимал и видел их. Всегда я себе не верил: мысль слабая, увертка ума в другом, казалась мне предпочтительнее моей мысли, прямой и сильной. Много времени протекло в таком состоянии; не много лет, как я оказался освобожден от последования мнениям других; - встречаю приходящее к уму моему мнение человека и книги не как страннолюбец гостеприимный и приветливый; но как строгий судия, как привратник, хранитель чертога, облеченный в этот сан милостию Всемилостиваго Бога моего, после безчисленных, смертных, долговременных язв и страданий. В этом сане привратника стою у врат души твоей. Мое - твое. Мне данное туне после лютых ударов, ты взял туне верою. Христос - подающий. Ему Единому слава! Аминь! К брату, занимающемуся умною молитвою - О смешении в людях добра со злом - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 163 К брату, занимающемуся умною молитвою: о смешении в людях добра со злом, "определительности", сочинения, написанные из "мнения". Мир тебе! Благодать Божия да сопутствует тебе, да хранит тебя, да устраивает твое внешнее положение. Будь спокоен: все совершающееся с тобою совершается как бы с рабом Христовым, которому должно ".многими скорбями внити в Царствие Божие" , которому должно "пройти сквозь огнь и воду и введену бысть в покой", которого сердцу предназначено "возвеселиться утешениями Божиими по множеству болезней его". При утешениях - за верное, за непрелестное, за Божие принимай одно вполне невещественное духовное действие, являющееся в мире сердца, необыкновенной тишины его, в какой-то хладной и вместе пламенной любви к ближнему и всем созданиям, любви, чуждой разгорячения и порывов, любви в Боге и Богом. Этот духовный пламенный хлад, этот всегда однообразный тончайший пламень - постоянный характер Спасителя, постоянно и одинаково сияющий из всех действий Спасителя, из всех слов Спасителя, сохраненных и передаваемых нам Евангелием. В этот характер облекает Дух Святый, при производимых Им утешениях, служителя Христова, снимая с души его одежду Ветхаго Адама, облекая душу в одежду Новаго Адама, и доставляя таким образом существенное познание Христа, познание вполне таинственное и вполне явственное. От всего вещественнаго отвращайся - явится-ли оно очам телесным, или воображению. Оживить чувства, кровь и воображение старались западные; в этом успевали скоро, скоро достигали состояния прелести и изступления, которое ими названо святостью. В этой стране все их видения. Читающий их непременно заражается духом прелести, любодействует в отношении к Святой Истине - Христу, подвергает сам себя роковому определению Божественнаго Писания; оно говорит: "Яко се, удаляющий себе. от Тебе погибнут потребил еси всякого любодеющаго от Тебе" Пс. 72, 27 . Восточные и все чада Вселенской Церкви идут к святыне и чистоте путем совершенно противоположным вышеприведенному: умерщвлением чувств, крови, воображения и даже "своих мнений". Между умом и чистотою - страною Духа - стоят сперва "образы", т.е. впечатления видимаго мира, а потом мнения, т.е. впечатления отвлеченные. Это двойная стена между умом человеческим и Богом. Из жизни образов в уме составляется плотской, а из мнений душевный разум, неприемлющие веры, неспособные к живой вере, являемой делами, вообще всем поведением, и рождающей духовный разум, или разум Истины. Потому-то нужно умерщвление и воображения и мнений. Понимаешь-ли, что мнение - прелесть? Эту прелесть Писание называет "лжеименным разумом" Тим. 6, 20 , т.е. произвольным ложным умствованием, присвоившим себе имя разума. Точное и правильное понятие о Истине есть "знание", знание от видения, видение - действие Св. Духа. Когда нет знания истиннаго в уме, оно заменяется знанием сочиненным. Люди часто сознаются в этом невольно, не понимая сами, какое глубокое значение имеет их сознание; они говорят: "мы приняли так понимать", т.е. составили, за неимением знания точного, мнение, чуждое всякой точности. И так мнение - прелесть! Избавляемся от прелести заповеданным в Евангелии самоотвержением, погублением души своей. Погублением души названо отречение от своих мнений, от своей воли. от стяжательности, от кровяных движений, от чувств - словом сказать от всей вместе взятой прелести, обнявшей всего человека, все части его. все существо его. Прелесть так усвоилась нам, что сделались как бы жизнью, как бы душой нашей, совершенно заглушила естество наше, как заглушают плевелы хлеб на поле, чрезмерно удобренном. Устранение у себя прелести названо Богомудрым Писанием с чрезвычайною правильностью: самоотвержением; ненавидением, погублением души своей и проч. Выслушай и следующее: человеческое повреждение состоит в смешении добра со злом: исцеление состоит в постепенном удалении зла, когда начинает в нас действовать более добро. Совершенное отделение добра от зла, чистое действие одного добра бывает в одни совершенных и то на время и по временам Место, где действует одно чистое добро - Небо, на земле - смешение. При наших духовных утешениях продолжает действовать это смешение. только количеством добра превозмогается количество зла, - оттого и утешение. Следовательно при утешении надо наблюдать крайнюю осторожность, зная, что грех, падение, прелесть близ нас. "Работайте Господеви" - завещевает Пророк, - со "страхом, и радуйтеся Ему со трепетом" . Отвергай с тихостию, как-бы отказываясь, как недостойный, всякое изображение, являющееся уму или телесным очам, света ли или какого Святаго и Ангела, Самаго Христа и Божией Матери, всего, всего. Старайся иметь ум твой единственно внимающим словам молитвы, безвидным, незапечатленным никаким образом (как бы этот образ тонок ни был!), незанятым никаким мнением, в полном самоотвержении. Мы пали отвержением Божиего, оживлением своего: а свое у нас ничтожество, небытие; ведь все, что имели мы до бытия, начиная с которого, включая которое, все получили мы от Бога. Устранив из себя Божие, оживив в себе свое, мы родили "смерть". Провести себя в небытие мы не в силах; но исказить свое бытие, сделать его худшим небытия, родить смерть - мы 'могли (разумеется смерть душевную! телесная пред душевной малозначительна, результат ее. Она была бы еще отрадою, если бы не давала большего развития вечносуществующей смерти душевной). Чтоб умертвить смерть, надо устранить из себя все свое, приведшее и хранящее смерть: в самоумерщвленнаго проникает Дух, и, как Создатель дарует ему "пакибытие". - Когда действия чисто духовные умножатся в душе твоей, тогда всякое чувственное явление потеряет цену на весах твоего ума и сердца. Хорошо делаешь, что приходящих к дверям твоей душевной клети просишь подождать до свидания с твоим привратником. С этой же целью храню твои письма; большую часть писем, получаемых мною, истребляю по прочтении и ответе. - Несколько раз ты слышал от меня слово "определительность", и не совсем ясно для тебя, что я хочу высказать этим словом. Определительность от "знания", - неопределительность - непременно чадо "мнения". Определительность есть выражение знания в себе мыслями, для других словами. Ей свидетельствует сердце чувством мира. Мир - свидетель истины, плод ее. - Мне очень не нравятся сочинения: ода "Бог", Переложения Псалмов, все, начиная с переложений Симеона Полоцкого, Переложения из Иова Ломоносова, athale de Raine все, все поэтические сочинения, заимствованные из Священнаго Писания и Религии, написанные писателями светскими. Под именем светскаго разумею не того, кто одет во фрак, но кто водится мудрованием и духом мира. Все эти сочинения написаны из "мнения", оживлены "кровяным движением". А о духовных предметах надо писать из "знания", содействуемаго "духовным действием", т.е. действием Духа. Вот! этого-то хочется мне дождаться от тебя! оду "Богу" слыхал я, с восторгом читывал один дюжий барин после обеда, за которым он отлично накушивался и напивался. Бывало читает, и слюна брызжет изобильно на всех и все, как картечь из крупнокалибернаго единорога... Приличное чтение после сытаго обеда! Верен, превелик восторг, производимый обилием ростбифа и шампанского, поместившихся во чреве! Ода написана от движения крови, - и мертвые занимаются украшением мертвецов своих! Не терпит душа моя смрада этих сочинений! По мне уже лучше прочитать, с целью литературною, "Вадима", "Кавказскаго пленника", "Переход через Рейн": там светские поэты говорят о своем, - и в своем роде прекрасно, удовлетворительно. Благовестие же Бога да оставят эти мертвецы! Оно не их дело! Не знают они - какое преступление: переоблачать духовное, искажать его, давая ему смысл вещественный! Послушались бы они веления Божия "не воспевать песни Господней на реках Вавилонских". Кто на реках Вавилонских, не отступник от Бога Живаго, на них тот будет плакать. Не унывай! Будь мирен, и со спокойствием, с душевною беспопечительностью предайся водительству веры. Обстоятельства сами покажут, что должно делать. Трудности да научат тебя вере, которую да подаст тебе Податель всех благ видимых и невидимых, Христос! Описание одного из своих поэтических переживаний - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 164 К тому же, писавшему по приказанию своего настоятеля, письмо благодарственное Арх. Игнатию (Описание одного из своих поэтических переживаний) Когда, прочитывая письма из Н. монастыря, дошел я до твоего девятистрочия, гляжу на него, хочу прочитать... не читаю!... не могу!... Не дает мне неодолимая сила, - куда-то уносит меня!... Ты знаешь; воображенье, вдохновенье - свободы сыны своевольные, прихотливые, неукротимые... Несусь!... Несусь!... И вот! - Я поставлен за тридевять земель и за сорок столетий... Стою в чертоге обширном, великолепном, - во временах, как будто бы Библейских. Некогда мне подробно осматривать зодчество чертога, - скажу только: оно массивно, величественно, роскошно. - Все внимание мое влечется к совершающемуся в чертоге действию. Могущественный, прекрасный собою Властелинрисуется на возвышении. Небрежно и живописно раскинулся длинный блистающий плащ его; одни оконечности плаща лежат на возвышении, другие свесились по ступеням, Тщетно в черных, ясных очах властелина суровостию и гневом усиливаются закрыться благость, участие, любовь!... Пред ним в молчании, в цепях чужестранец - юноша с поникшим в землю, убитым взором... На них, - на властелина и юношу, - выпучены пресмешно глаза всех присутствующих, сгорающих любопытством, но не могущих понять - в чем дело... взглянул я на этих любопытных, ищущих, ненаходящих толку, - улыбнулся... и только лишь начал догадываться, что я в Египте, - что вижу Иосифа, проданнаго туда в рабы, соделавшегося властелином, - что пред ним Веньямин, возвращенный с дороги, как похититель драгоценной волшебной чаши; -- взвилась картина очаровательная, - исчезла!... Опять гляжу на твое девятистрочие; - прочиталего; - положил на стол. - говорю: " Ты, Исчитывающий звезды, Странствующий в беспредельной бездне, - от века Начертавший им пути их! Призри на эту душу, - душу, направившую полет свой в неизмеримые пространства желаний Небесных... Скажи ей путь ее!..." Молись о мне... А мечту мою безотчетливую, своенравную, да простит мне поэт великодушный!... Письмо 165 В ответ к некоторому брату. Любовь ради Христа Неожиданным, приятнейшим утешением было для меня получение строк твоих. Ангел мой!... Кто научил тебя быть таким милым, добрым Ангелом? - Во второй раз поступаешь со мною, как Ангел. В первый раз поступил так, когда встретившись на дороге, пришел нарочно взглянуть на меня, познакомиться со мною, во второй раз - ныне. Сердце мое чувствительно, заметливо, памятливо. Ты два раза записал на нем воспоминания о тебе. Не я предварил тебя приветствием моим; ты предварил это в глазах моих с своей ценою, с полною ценою. Помни меня, Ангел!... Помните меня, Ангелы!... Не умею быть приветливым поверхностно для приличия светского, - приветлив ради Христа. Христос вечен и пресвят: Он хранит любовь, которая ради Него, в святыне, в неизменяемости, в ровности, в мире, в постоянстве. Письмо 166 К брату, подвергшемуся душевному смущению от обвинения ближних. Об обвинении себя, вреде безвременного покоя, должном отношении к ближним. ""Возлюбиши искренняго твоего яко сам себе" Матф. 22, 39 , заповедует нам Слово Божие. В исполнении этой заповеди Евангелия предлагаю тебе врачество, которое всегда приносило пользу душе моей, когда душа моя прибегала к нему. Когда душа моя забывала об этом врачестве, искала облегчить болезнь свою оправданиями человеческими, думала разрешить задачу страданий человека на земли иначе нежели крестом Христовым; тогда она - лишь трудилась напрасно! Тогда мучения её - только умножались и усиливались! Врачество, о котором я говорю "обвинение себя". Много прекрасных изречений о обвинении себя произнес Святый Пимен Великий. Прочитай их в книге, которая есть у тебя: "Достопамятное сказание о подвижничестве святых и блаженных Отцов". Инок, обвиняющий себя, устоит во всех напастях! Какая скорбь может сокрушить того, кто признал себя достойным всякой скорби? - того, кто всякую приходящую скорбь встречает словами блаженнаго разбойника: "достойное по делам моим приемлю; помяни меня. Господи, во Царствии Твоем!" Какой скорби устрашится тот, кто верует,что на него неуклонно взирает око Божие, что никакая скорбь не может прикоснуться к нему без попущения или мановения Божия? - Огради душу твою крестным знамением, и с верою пустись в море скорбей иноческих! Благополучный попутный ветер да надувает паруса твои, да несет быстро ладию души твоей в пристанище безстрастия и святыни. Этот ветер, дующий всегда благотворно, всегда постоянно, в одном направлении Божия Духа и Истины: учение Евангелия, учение св. Отцов Православной Церкви. Один из этих Отцов, св. Иоанн Лествичник, сказал: "кто отверг обличение, правильно или неправильно, тот отвергся своего спасения". Научись носить немощи ближних, угождать им ради Бога, а не себе, научись полагать душу свою за ближних твоих! научись претерпевать выговоры и оплевания! держись за обвинение себя, как упавший в воду держится за кинутую к нему веревку, - и избавишься от потопления в смущении и печали! Некий великий инок, наставник многочисленнаго собрания монашествующих в горе Нитрийской сказал: "Нужнейшее душевное далание инока: непрестанно обвинять себя". - Новый человек, описанный, изображенный в Евангелии, да снидет мало-помалу из Евангелия в твою душу, да изобразится в душе твоей. Да изгладятся из неё черты человека ветхаго, черты которые получаем наследственно при рождении, которые внезапно явились на душе нашего Праотца, согрешившего, - и обезобразили эту душу - дотоле образ совершенный Совершеннаго Бога. Из этого расстройства - все наши смущения и мучения, временные и вечные! - Как безобразна душа, когда она в смущении! Как она прекрасна, когда спокойна! Еще прекраснее, когда завеет в ней благодатный мир от Господа. Это спокойствие, самый этот святой мир исходит в душу, обвиняющую себя, и вот тому причина: "душу, которая будет обвинять себя, - сказал великий Пимен, - Господь возлюбит". Обвинять себя может только умерщвляющийся для человеков. Кто же попустит себе малейшее пристрастие к человеку, тот не возможет сохраниться в самоосуждении, а потому и в мире. Надо отдать всех людей Богу. Этому научает нас и Церковь; она говорит: "сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим". Кто предаст себя и всех Богу, (тот может сохранить мертвость ко всем; без этой мертвости не может возсиять в душе духовное оживление. Если пребудешь верным Богу, и сохранишь умерщвление к человекам, то явится, в свое время, нетленное духовное сокровище в душе твоей, узришь воскресение души твоей действием Духа. Об этом плотские люди не могут составить никакого понятия. Когда же, в свое время, человек увидит себя измененным, возсозданным - удивляется, как бы вновь сотворенный, рассматривает страну Духа, в которую ввел его неожиданно Бог, недоумевает - за что-бы излилась такая милость Божия на ничтожное создание - человека. Не унывай при случившихся переменах. Никому из людей не свойственно постоянное, без всяких унижений, пребывание в добре: тем более не свойственно это новоначальному! Отдай долг страстям! - сказал некоторый святой наставник монашествующих. Побеждения врачуй покаянием! Борьба нового человека с ветхим соделает тебя искусным в невидимых бранях, твердым, мужественным. Не желай преждевременно состояния спокойного! Во время войны воин обогащается корыстями. Да даст тебе Господь полную и славную победу над грехом, да даст состояние нерушимаго мира в свое, законное время. Всему есть время! Безвременно снятый плод хотя и с превосходного древа, - кисел, горек, жидок. Спокойствие безвременное - потеря, - не приобретение! - лишает драгоценных опытов, духовнаго преуспеяния и просвещения. Предай "Богу" скорбящего брата. Бог устроит о нем во благо, и изведет от печали душу его. - Сохраняет святую любовь к ближнему тот, кто имеет с ним общение ради Бога; сохраняет эту святую любовь и тот, кто ради Бога удаляется от таковаго общения. Наше естество повреждено падением: повреждена им и наша естественная любовь. Поэтому, для исполнения условий святой любви надо руководствоваться не сердечными чувствами и влечениями, а велениями Евангелия, всесвятыми заповедями Господа нашего Иисуса Христа. Одна из таких заповедей говорит: "аще десная рука твоя соблазняет" тя, "отсецы ю, и верзи от себе" Мф. 5, 30 , т.е. если какой-нибудь человек, столько нужный и близкий тебе как правая рука, приносит тебе душевный вред, - прерви с ним общение. Так велит нам поступать заповедь Законоположителя совершенной любви. А мечты и чувствования нашего падшего сердца легко могут увлечь нас в пропасть!... Христос с тобою! О трех родах подвига - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 167 О трех родах подвига Есть подвиг телесный, есть подвиг умственный и душевный, есть подвиг веры. Подвиг телесный и подвиг умственный одни, сами по себе не только не полезны, - вредны: они растят в человеке его Я. Тщетно думаем ими противостать греху: только более и более запутываемся в его сетях, погружаемые в его пропасти. Стяжи подвиг веры! - им сокрушишь всех врагов твоих. Подвиг веры умерщвляет человеческое "Я", оживляет Бога для человека, - и живый Бог совершает знамения в земле Египетской, вводит Израиль в землю обетованную, избивает от лица его иноплеменников дождем каменным и громами небесными, созидает стены Иерусалима. Стяжи подвиг веры - и будешь всемогущ, будешь всегда победителем. Тогда захочешь-ли употребить в дело подвиг телесный, или подвиг душевный, - увидишь их ожившими, возмогшими о Господе. Если же захочешь обойтись без них, - одною челюстию ослею - смирением - поразишь иноплеменников. Верою возвеличь в себе Бога и Он возвеличит тебя безстрастием и духовным разумом. Письмо 168 Утешение в скорби по поводу умопомешательства Бог да утешит Вас в постигшей скорби. Влас главы нашей не падает без воли Его! Иначе взирает мир на приключения с человеками, и иначе Бог. Видим, что св. Нифонт Епископ четыре года страдал умоизступлением, св. Исаакий и Никита (который был впоследствии Святителем Новгорода) долго страдали умоповреждением. Некоторый св. Пустынножитель - упоминает об этом событии Сульниций, писатель 4-го века, в разсказе Пустоминиана, путешествовавшаго по монастырям Востока, - творивший множество знамений и заметивший от этого возникшую в себе гордость, молил Бога, чтоб для уничтожения славы человеческой попущено было ему умоповреждение и явное беснование, которые и попустил Господь смиренномудрому рабу Своему. Веруем, что без воли Божией не может к нам приблизиться никакая скорбь; всякую скорбь, как приходящую от руки Божией, приемлем с благоговейною покорностию воле Божией, с благодарением, славословием всеблагаго Бога, непостижимаго в путях Его, дивнаго во всех делах Его. Письмо 169 Советы, желающему вступить в монастырь ""Блюдите како опасно ходите, яко дние лукави суть"" , - сказал Апостол. Если в его время нужно было это наставление спасающимся, тем нужнее оно в наше время. Точно! Нужны нам большая осторожность, большая осмотрительность, более благоразумия: примеры святости, средства к достижению святости уменьшились, - примеры соблазнительные, средства разстроить себя грехом умножились. Беда и в пустынях, беда и в городах! но есть еще спасающияся и спастись еще возможно по неизреченной милости Божией. Руководствуясь советом Евангелия (Лук. 14, 28), сочти силы свои, и душевные и телесные, соответственноим избери себе место жительства. Тот-же Бог, Который спасает в пустыне, спасает и в городе. Тот-же грех, который губит в городе, губит и в пустыне. Почему городской-ли, пустынный-ли монастырь изберешь в место жительства соответственно твоим силам, помни Бога, держись близ Его, удаляйся от греха, от всех поводов ко греху, - и Бог будет с тобою. Займись чтением святых Отцов Восточной Церкви: они научат тебя непогрешительно идти путем иноческой жизни. Удаляйся от излишних знакомств вне и внутри монастыря, и от всего, что приводит в развлечение; развлечение, подобно инею, уничтожает все младые прозябения иноческих добродетелей. Развлечение - начало всех зол для инока: так назвали его святые Отцы. Ограничься знакомством, необходимым для твоих нужд, душенных и телесных. Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие. Таковы: Лествица, сочинения Ефрема Сирскаго и Аввы Дорофея, письма Великаго Варсонофия, Патерик Скитский, Добротолюбие, и другая. Образуй себя чтением их и молитвою в сокрушении духа. Постарайся найти и хорошаго, добросовестнаго духовника. Если найдешь его, - и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники - великая редкость. Многие возлагают тяжкия бремена на рамена ближних, но мало таких, которые научили и помогли носить бремена. - Остерегись от сети диавола, который внушает непременно человеку приняться за жительство и подвиги, превышающие силы его: диавол делает это с тем умыслом, чтоб истощить преждевременно силы человека и сделать его неспособным ни к какому душеполезному занятию. Христос с тобою. Поручаю себя твоим святым молитвам. 18 августа 1848 Письмо 170 Советы настоятельнице монастыря В терпении Вашем стяжавайте душу Вашу и души словесных овец Ваших, предавая их умственно воле и Промыслу Божиим: мы, настоятели - не более как орудия Промысла Божия. Мы, сами по себе, ничего не "значим" , и, без особенной помощи Божией, не можем окормлять не только ближних, но и самих себя. Таковое размышление будет доставлять спокойствие сердцу Вашему. Я говорю с Вами, как-бы с самим собою. О непокоряющихся и не внимающих слову спасения, не надо очень печалиться; но сказав им подобающее, предавать их воле Божией, которая может их обратить на правый путь чрез другая орудия и средства, которых в деснице Его бесчисленное множество. К несчастию нашего времени, точно, как Вы изволите говорить, многие, вступая в монастырь, занимаются одним земным и пребывают чуждыми монашеской цели и монашескаго направления; сверх того, примером своим и влиянием потрясают и других неутвержденных. Что-ж делать? Такое положение очень бедственно; но и это бедственное положение должно возлагать на волю Божию, и от души признавать, что мы не заслуживаем другаго положения, а если б заслуживали, то правосудный и милосердый Бог непременно даровал-бы оное. Таковые размышления доставляют душе истинно ищущей Бога мир и спокойствие: потому что Слово Божие определило нам успокоение душевное находить в едином смирении и самоукорении. На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самаго всесильнаго Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно. Он отверзл сердечный слух для внимания словам Павла; а в тех случаях, когда не действовал перст Божий на слушателей, слова самаго великаго Павла оставались безплодными. Будем, достопочтеннейшая мать, пасти вверенных нам овец прилежными и многими о них молитвами, верою, смирением, терпением, душеназидательным посильным и умеренным словом, чтоб слово учащаемое не произвело, по замечанию некоторого великаго Отца, отвращения к слову в слушателях. И Бог да покроет нас. Письмо 171 Наставление, как подавать ближним советы Преподобнейшая мать Вирасавия! Простите меня за невнимательное прочтение письма Вашего, которое Вы писали ко мне в декабре. Я уничтожен болезненностию, а лечением, начавшимся с половины сентября, до конца уничтожен, - так это лечение разслабляет меня. Приходящих к Вам за советами принимайте со страхом Божиим и, при каждом приходе их, моля Бога, чтоб Он давал Вам сказать ближнему слово полезное. Обращаясь с молитвою к Богу пред каждою беседою с ближним. Вы будете очищать Ваши беседы от тщеславия. Говорите с осторожностию, не вдаваясь в многословие. Пустых, любопытных вопросов приходящим не делайте, и от разговора о делах монастыря и о всех делах мира сего старайтесь уклониться. Если же увлечетесь и скажете что-либо не по совести, т.е. с нарушением написанных здесь правил: то мысленно укорите себя и раскайтесь пред Богом. Таким образом приход ближних принесет Вам существенную пользу, открывая Вам, Вашу немощь, которая без этого могла бы оставаться закрытою, что очень душевредно. Хотя Вы и недостаточны для преподавания советов, как недостаточен и я, но, по скудости нашего времени, мы должны делиться с ближними нашим скудным знанием. Если будете совершать это дело со смирением, не попуская действовать своему "Я" то и за это дело, как оно ни недостаточно, Божия милость осенит Вас. Просящий Ваших святых молитв и призывающий на Вас благословение Божие 17 февраля 1865 Недостойный Епископ Игнатий. Письмо 172 Поздравление с праздником и вручение себя и м. Вирсавии Промыслу Божию Преподобнейшая мать Вирсавия! Приношу Вам искреннейшую благодарность за воспоминание Ваше о мне и поздравление с праздниками, с которыми равномерно поздравляя Вас, усерднейше желаю Вам всех благ, какими Господу благоугодно ущедрить Вас. Тому, что Вам нечем похвалиться, кроме - немощей Ваших, весьма радуюсь: это значит, что Вы приблизились к опытному познанию Искупителя. Мое здоровье находится в обычном положении; случаются изменения к лучшему и худшему, которые в отношении к общему, никакого значения не имеют. Слава Богу, руководящему нас непостижимым Промыслом Своим. Вручая и себя и Вас этому всемогущему и всеблагому Промыслу, имею честь быть Вашего преподобия покорнейшим слугою. 30 декабря 1865 Епископ Игнатий. Письмо 173 Об осуждении благонамеренных людей Преподобнейшая мать Вирсавия! Примите мою усерднейшую признательность за воспоминание Ваше о мне и поздравление с Праздником Праздников, с которым равномерно поздравляя Вас, желаю Вам всех истинных благ и приветствую всерадостным приветствием: Христос Воскресе! Ныне дух времени лежит громадною тяжестью на всем христианстве и монашестве; все стонут под бременем его. Замечают, что ныне стало поступать в монастыри из мира очень-очень мало благонамеренных, неиспорченных людей. Надо понимать время, и с особенною бдительностью заботиться о своем спасении, удаляясь, по возможности, от общения с людьми, чтоб избежать как заразы грехов ближнего, так и осуждения греха в ближнем. Просящий Ваших святых молитв и призывающий на Вас благословение Божие, 31 марта 1866 недостойный епископ Игнатий. Письмо 174 О необходимости покаяния Преподобнейшая мать Вирсавия! [...] Точно, как Вы говорите, переселение в вечность- близко для каждого из нас и необходимо покаянием омывать наше прошедшее и покаянием же привлекать к себе милость Божию, чтоб в надежде и радости переселиться в вечность.[...] 1 января 1867 Епископ Игнатий. Письмо 175 Совет не отказываться от игуменской должностив Вологодском монастыре, об обновлении покаянием Преподобнейшая мать Вирсавия! Письмо Ваше от 22-го марта я получил 30-го, и немедленно же отвечаю; но не знаю, скоро ли попадет мой ответ на почту, потому что у нас открывается уже распутица, во время которой сообщение с городами прекращается. К сделанному Вам предложению я мирен и полагаю,что это предложение устроилось по промышлению Божию о Вас. Не отказывайтесь от него. Вологда - город мирный; там много благочестия. Это моя родина. В монастыре и в игуменских келлиях я был в 1832-м году. Келлии каменные, удобные, двухэтажный. Воздух в городе мягкий, вода в реке здоровая; рыбы много и отличнаго достоинства. Когда человек обновится покаянием, тогдагрехи юности его не препятствуют ему заботиться о душах ближних. Так понимала Церковь издревле и святой Нифонт, епископ Кесарии Кипрской, по откровению Божию, принял на себя обязанности пастыря, хотя в юности и подвергался тяжким преткновениям. Житие его 23-го декабря. Просящий Ваших святых молитв и призывающий на Вас благословение Божие Ваш покорнейший слуга Епископ Игнатий. 30 марта 1867 Письма к мирянам Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Наставление новобрачным - Земная жизнь - путешествие Письмо 176 К некоему СЕМЕЙСТВУ. Жизнь изменчива, как море.- Любовь к ближнему - величайшее наслаждение, благодарение Богу за дар дружбы В тихом уединении, на берегу величественной Волги, часто вспоминаю Вас, благословенная чета! И Вы - на берегу моря, которое по временам бывает тихо, бывает чисто, как зеркало, а по временам, встревоженное бурею, покрывается мутными волнами, седою пеною. Такова наша жизнь! В ней тишина и буря сменяют одна другую; а время уходит, уходит, стремится погрузиться в бездну вечности. Блажен тот пловец житейскаго моря, который часто устремляет взоры к небу. По светилам небесным он направляет путь свой, не унывает при бурях, не доверяет и тишине моря: оно - так изменчиво! Взоры, для которых доступно небо - вера; ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово. На этом небе сияет Евангелие, как солнце. Ветхий Завет, как луна, - писания святых Отцов, как звезды. Пишу к Вам прямо из сердца, пишу то, что внушилось ему сказать Вам. Мое сердце - с такой же сладостною простотою к Вам, как и Ваше ко мне. Такия отношения - истинное сокровище. Любовь к ближнему - величайшее наслаждение! А то утешает меня особенно в моих отношениях дружеских, что причина этих отношений - Бог. Он - как говорит Писание, - "святяй и освящаяй всяческая" Он источник всякаго истиннаго блага, всякаго истиннаго, чистаго наслаждения. Он сохранит меня в Вашей памяти, а Вас в моей. Он даст нам усугубить талант дружбы, полученный от Него-же. Вот чего я желаю: желаю, чтоб при вступлении в вечность мы сподобились в сонме благих и верных рабов предстать Господу, сказать Ему: "Ты даровал нам прекрасный талант дружбы, приносим Тебе приобретенный на него другой талант: - талант драгоценный спасения". 2 сентября 1847 Николо-Бабаевский монастырь. Письмо 177 Описание Николо-Бабаевского монастыря. Друзья - благословение Божие Пишу к Вам из уединенной пустыни, в которую, наконец, после продолжительных разъездов я прибыл, и где начинаю лечиться. Дорогу совершил с большим утомлением; два раза возвращалась ко мне петербургская болезнь моя, т.е. отнимались ноги. Теперь идет из них сильнейшая испарина и чувствую некоторое облегчение. Скажу Вам о Бабаевском монастыре, что он мне чрезвычайно нравится во всех отношениях. Местоположение премилое. Какой воздух! Какия воды, какия кристальные, ключевые воды! Бьют, кипят из горы и в таком количестве, что было бы их достаточно, думаю, для всего Петербурга. Какия рощи с дубами, с вековыми дубами! Какие поляны! Какая Волга! Какая тишина! Какая простота! Раскрываю книгу аскетическаго писателя, читаю ее, - вижу, что здесь можно исполнить советы её на самом деле, между тем, как в Петербурге можно исполнять их только в воображении и желании. Словом сказать: для земнаго странствования моего, в эту минуту, не жалал-бы другаго, лучшаго приюта. С сердечною приятностию вспоминаю моих друзей петербургских; вспоминаю их с признательностию, призываю на них благословение Божие. Друзей мне дал Бог: эту мзду принял я от Всесвятой десницы Его за мысль самоотвержения, которой последовал с дней юности моей. Уже самый опыт убеждает в евангельской истине, повелевающей оставить все, чтоб наследовать все. Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно. Из тихаго пристанища, из дальней пустыни повторяю то же, что говаривал из пустыни близкой: "не увлекайтесь шумным, бурным потоком мира!" Да будут уши сердец Ваших внемлюще гласу моления моего!... 4 сентября 1847 Христос с Вами! Письмо 178 Наставление новобрачным: земная жизнь - путешествие Из моего уединения, с живописных берегов Волги, величественной и великолепной Волги, поздравляю Вас с благополучным совершением начатаго дела в семействе Вашем, которое для родительского сердца вместе и так радостно, и так трудно. Благословение Божие да осенит новобрачных! Благословение обильное, такое, чтоб Вы ясно его видели, утешались, и за него благодарили Бога. Он тем, кого любит, посылает скорби, а в след за скорбями - утешения. То, что скорби сменяются утешениями, а утешения скорбями, рождает веру к Богу и мертвость к миру. Вера, взяв человека за руку, поставляет его пред Богом. - Такой человек возносится превыше мира: под ногами его - мрачный хаос сомнений, неверия, заблуждений, умствований напыщенных и вместе суетных. Так под ногами того, кто взошел на вершину высокой горы: облака, утесы, пропасти, шумящие и скачущие по скалам водопады. Земная жизнь - ни на час не прерывающеесяпутешествие. Идем, идем: внезапно отворяются врата вечности, и мы теряемся в её невообразимом пространстве. Как прекрасно говорит святый Давид: "Пришлец, аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоея!" Точно: закон Христов - нить, по которой мы выбираемся из мрачнаго лабиринта земной жизни в блаженную вечность. 6 сентября 1847 Будьте здоровы, благополучны.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar