Меню
Назад » »

Святитель Иннокентий Пензенский / Богословие деятельное (9)

1) От избытка сердца говорят уста (Мф.12, 34) 2) И первый завет имея постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с ланкою, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение (Евр.9,1-6). 3) И сказал Господь Моисею: «Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам; не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе; сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моею, Я приду к тебе и благословлю тебя» (Исх. 20, 24). 4) Объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания... Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день (Лев. 23, 2 и 37). 5) И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте (Исх. 25,8-9). 6) Величайте Господа со мною и все вместе превознесем имя Его (Пс.33, 4). Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий (1Кор. 6, 20). Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5,16). 7) И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения, ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую юру Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов (Ис.56, 6—7). Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8). 8) Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1Кор. 11, 23—24). 9) Итак охотно принявшие слово его крестившись, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян.2, 41—42). 10) Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали...» Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу... И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением (Деян.4,19-31). 11) И сказал ей Илий: «Доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня". И отвечала Анна, и сказала: «Нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе». И отвечал Илий и сказал: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него (1Цар. 1,14-17). 12) Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12,34-37). 13) Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). 14) Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем,— всегда Господни (Рим. 14, 7—8). 15) И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14, 13). 16) Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире (Рим. 1, 8). 17) Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки (Пс.144, 2). Величайте Господа со мною и все вместе превознесем имя Его (Пс.33,4). 18) Нет подобного Тебе, Господи!. Ты велик, и имя Твое велико могуществом (Иер.10, 6). 19) Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий,— Святый имя Его (Ис.57, 15). 20) Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами. Да исповедают имя Твое великое, ибо оно страшно и свято (Пс.98, 2—3). 21) Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10,13). 22) Отче! Прославь имя Твое (Ин. 12, 28). 23) Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедующие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде (Ис.48,1). 24) Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им (Пс.98, 6—7). 25) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх.20,7). 26) Свт. Григорий Назианзин. Слово о богословии. 27) Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, употребили хитрость... Они пришли к Иисусу в стан Израильский в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам: «Из весьма дальней земли пришли мы; итак заключите с нами союз...» Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества. А чрез три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них; ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их были: Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим. Иисус и сыны Израилевы^ побили их, потому что все начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым. За это все общество Израилево возроптало на начальников. Все начальники сказали всему обществу: «Мы клялись им Господом Богом Израилевым и потому не можем коснуться их; а вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им». И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества (Нав.гл.9). 28) Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7). 29) Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 9-10). 30) И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф.10, 22). Итак, всякого, кто исповедует Меня перед людьми, исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным (Мф.10, 32). 31) Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5, 19). Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом (2Кор. 4,1-2). 32) Господа же Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Будем держаться исповедания упования неуклонно: ибо верен Обещавший (Евр.10, 23). 33) Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге (1 Ин. 4,15). 34) Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп.2, 9—11). Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5, 7). 35) Итак воздайте теперь исповедание и славу Господу Богу отцов наших и сотворите волю Его (2Езд. 9, 8). Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его (Ев. 3, 1~2). 36) Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим (Флп.1, 12—13). 37) Апология Тертуллиана. 38) И большая часть из братьев о Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие (Флп.1, 14). 39) Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят (Лк. 11, 49). 40) Когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его (Деян.22, 20—21). 41) И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (Апок.6, 9). 42) Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: «Иди за Мною» (Ин. 21,19). 43) На мне. Боже, обеты, которые исполню во славу Твою (Пс.55,13). 44) И сказал Господь Моисею, говоря: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка» (Чис. 6,1—3). 45) И дал Иеффай обет Господу и сказал: «Если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд, И, 30-31). 46) И дала обет, говоря: «Господи, Всемогущий Боже, Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его в дар Тебе до смерти его, и вина и опьяняющего не будет он пить, и бритва не коснется головы его» (1Цар. 1, 11). 47) Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше (1Кор. 7, 36—38). 48) И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет. 2, 5). 49) Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице (Иов. 31,1). 50) Он же сказал им: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19,11-12). 51) Если даешь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех: если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими (Втор. 23, 21—23). 52) Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл.5, 4). 53) Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бою; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога (Рим. 14, 6). 54) Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; До исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он (Чис.6, 5). 55) Принеси Богу жертву хвалы и исполни пред Всевышним обеты твои, и призови Меня в день скорби твоей; и избавлю тебя, и ты прославишь Меня. Грешнику же сказал Бог: зачем ты проповедуешь уставы Мои и дожить завет Мой в устах своих, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои отвергаешь? (Пс.49,14-17). 56) Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13, 2). 57) Вострубите трубою в Сионе, освятите пост и проповедайте исцеление (Иоил.2,15). 58) И пришел весь народ предложить Давиду хлеба, когда еще продолжался день; но Давид поклялся, говоря: «То и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2Цар.3,35). 59) Вкусного хлеба я не ел; и мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней (Дан. 10, 3). 60) Вот, вдень поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других. Таков ли тот пост, который Я избрал? (Ис.58,3-4 и 5). 61) Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя (Ис.58, 6-8). 62) Я же, когда они притесняли меня, облачался во вретище, смирял постом душу мою, но молитва моя возвращалась в недро мое (Пс.34,13,). 63) Но усмиряю и порабощаю тело мое, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор. 9, 27). 64) Собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему (Неем.9,1-3). 65) Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.17, 21). 66) И вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: «Корнилий! Услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом» (Деян.10, 30-31). 67) И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. И увидел Бог дела их, что они обратились от путей своих лукавых, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3, 5 и 10). 68) Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.. И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: «Вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам» (Иоил.2,15и18-19). 69) Вот пост, который Я избрал: когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень: и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают (Ис.58, 6 и 9—11). 70) Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею много раз был я в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2Кор. гл. 11). 71) И Господь услышал голос их и призрел на скорбь их; и во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя (Иудифь 4, 13). 72) И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф.4, 2). 73) Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня ни днем, ни ночью. Я со служанками моими буду также поститься (Есф.4,16). 74) Тут была также Анна пророчица... вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 37). 75) И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле (2Цар. 12,16). 76) Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф.6, 16). Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? (Ис.58, 5). 77) И вы — тело Христово, а порознь — члены (1Кор. 12, 27). 78) И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать (Лк. 4, 16). И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил. Уверовали во имя Его (Ин. 2, 23). Каждый день с вами сидел Я, уча в храме (Мф. 26, 55). 79) И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2, 46). Петр и Иоанн ^ми вместе в храм в час молитвы девятый (Деян.3,1). 80) Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение Аня оного (Ев. 10, 25). Одного просил я у Господа, и того только ищу: чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм святой Его (Пс.26, 4). 81) Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18,20). 82) Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес. 5,14). 83) Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12, 22—23). 84) Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков они восхвалят Тебя (Пс.83,5). 85) Прежде всего прошу творить молитвы, моления, прошения, благодарения за всех человеков: за Царя и за всех начальствующих, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2,1—2). 86) И, взяв Ездра книгу закона пред народом, со славою сел пред всеми; и когда он объяснял закон, все стояли прямо; и благословил Ездра Господа Бога Всевышнего, Бога Саваофа, Вседержителя. И весь народ возгласил: «Аминь!» и, подняв кверху руки и припав на землю, поклонились Господу. Также... и левиты поучали закону Господа и читали пред народом закон Господа, объясняя притом чтение. И сказал Атфарат Ездре, первосвященнику и чтецу, и левитам, которые поучали народ, ко всем: «День сей свят Господу, и все плакали во время слушания закона» (2 Езд.9, 45—50). 87) Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1Кор.14,15). Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их (Деян.16, 25). Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя (Ев. 2,12; Пс.21, 23). 88) Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение (1Кор. 3,9). 89) Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада (Деян.20, 28—29). Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям (1 Пет. 5,1-5). 90) Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян.4, 34—35). 91) Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. (1Кор. 9,13—14). 92) Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5, 24). 93) И говорил им: «Написано,— дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21,13). 94) Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? (Мл. 23,17). 95) Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: чем мы бесславим Тебя? — Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения (Мал. 1, 7). 96) Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1 Тим. 5,17). 97) И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в День седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2,2). 98) И помни, что и ты был рабом в земле египетской, но вывел тебя Господь Бог твой оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь Бог твой соблюдать день субботний и святить его (Втор. 5,15). 99) Помни день субботний, чтобы святить его (Исх. 20,8). 100) В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться на следующий день, беседовал с ними, и продолжил слово до полуночи (Деян.20,7). 101) Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; ибо воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового coma (Сир. 24, 22). И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша (Ис.26, 8). И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подам им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас поедается; сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22,19). 102) И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 40). 103) А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи (Ин. 9, 14). И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: «Стань на средину». А им говорит: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: «Протяни руку твою». Он протянул, и стала рука его здорова, как другая (Мк. 3, 2—5). 104) И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм... Петр сказал: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян.3, 2 и 6). 105) И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится (Исх. 30, 29). 106) Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! (Чис.10,35). 107) Тогда дом Господень наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий. (2 Пар. 5,13-14). 108) За второю же завесою была скиния, называемая Святое-святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище (Евр. 9, 3—5). 109) И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф. 9, 20—21). 110) Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали плаатки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19,11—12). 111) Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян.5,15). 112) Войдем в селения Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его (Пс.131, 7). 113) И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним (Исх. 27, 20-21). 114) И сделай жертвенник для приношения курений... И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши (Исх. 30,1 и 6—8). 115) Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые (2Кор. 13,12). ******* Чем глубже входит человек в познание Бога, тем более считает себя невеждой. Прп. Макарий Египетский Оглавление Глава 3. Об обязанностях человека к самому себе Сущность обязанности человека в отношении к самому себе состоит в непрестанном стремлении сообразоваться с волей Божией во всем, что касается собственно его: поскольку все мы просим об этом в молитве Господней, говоря: да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли (Мф.6, 10), и поскольку к этому нас обязывает Св. Писание[1]. Другие считают, что сущность этих обязанностей — в стремлении к святости, Образец которой — Святой Бог[2], а некоторые — в любви к самому себе[3]. Но любовь к самому себе только тогда бывает истинной и правильной, когда человек всецело стремится к тому, чтобы совершенно, всеми силами души, всем существом своим любить Бога; и, таким образом, любит себя в Боге и через Бога, то есть отвергается самого себя до того, что ничего не приписывает себе, но все — Богу[4]; распинает плоть[5] и готов потерять душу свою за Христа[6]. А это значит то же самое, что и стремление во всем сообразовываться с волею Божией. Стремление человека согласовывать все, что относится собственно к нему, с волей Божией касается главным образом трех вещей; а именно: с волей Божией должно согласовывать дух, или душу, тело и все то, что некоторым образом способствует сохранению тела и святости души, или то, что находится вне человека. В отношении к душе общая обязанность возрожденного человека состоит в том, чтобы посвящать все силы на восстановление в себе образа Божия и на ежедневное преуспеяние в восстановлении этого образа, и чтобы использовать все средства, служащие этой цели[7]. Частные же обязанности возрожденного человека по отношению к способностям души следующие: по отношению к уму — чтобы ум, вместо невежества и безумия, более и более обогащался светом познания и премудрости[8]; по отношению к совести — чтобы она день ото дня делалась чище и тверже, или спокойнее[9]; по отношению к воле — чтобы в ней, с уменьшением самолюбия, день ото дня умножались любовь к Богу и ближнему, святость и правосудие[10]; по отношению к воображению — чтобы оно всегда устремлялось к горнему, небесному и святому[11]; по отношению к памяти — чтобы в ней твердо содержалось то, что должно делать[12], и чтобы она забывала самые помыслы о грехах[13]; наконец, по отношению к страстям — чтобы более и более умерщвлять их, особенно те, которые состоят в сильном вожделении, или рвении[14]. Обязанности по отношению к телу как части человека и орудия его действий духовных[15] — так как оно искуплено ценою Крови Христовой и является членом Христовым[16], храмом Духа Святого,— состоят: а) в сохранении тела от вредных влияний, которые могут его разрушить, исключая те случаи, когда более важны причины или слава имени Христова заставят подвергнуть его этим влияниям. Такая обязанность к сохранению тела проистекает из шестой заповеди Десятословия: Не убивай (Исх. 20, 13). б) Поскольку в теле легко возбуждаются беспорядочные движения, силой которых душа увлекается к различным грехам, то к числу обязанностей в отношении к телу надобно отнести умеренность в пище, питье, сне и прочем, дабы подобные движения тела не возбуждались, или не укреплялись[17]; постоянную трезвость, бдение и частый пост. А дабы тело вполне повиновалось духу, для него необходимо упражнение в полезных и честных трудах, под руководством того же духа[18]; правильное распоряжение внешними чувствами[19]; чистоту, или целомудрие[20]; освящение всего тела[21]. Об обязанностях человека по отношению к внешним вещам, или благам, которые содействуют сохранению его жизни, надобно заметить следующее. Есть два предмета таких обязанностей, а именно: 1) отдельное, или исключительное обладание вещами, а потому определенные награды или плата, без которых никто не может получать того, что нужно для поддержания жизни или что способствует ее выгодам; отсюда следует необходимость имуществ; 2) поскольку без властей гражданской и духовной род человеческий не может пользоваться безопасностью и благосостоянием, и образ общественной жизни требует, чтобы в государствах были люди, имеющие различное положение, то отсюда происходят разные общественные должности и достоинства, или чины. То и другое, т.е. и имущества[22], и должности[23], и достоинства, или чины[24], подается от Бога. Обязанности в отношении к имуществам состоят в том, чтобы: а) законно их приобретать, а приобретя, должным образом сберегать[25], как для того, чтобы мы имели средства к поддержанию жизни, так и для того, чтобы мы могли служить другим[26], ибо никто не рождается только для себя, но и для других; и всякий возрожденный, как член Христов, должен заботиться о пользе других[27]; б) без нужды, которая уже определяется вышеозначенными целями, не желать имуществ[28]; в) не прилепляться к ним сердцем[29], или не позволять ему через них увлекаться худыми пожеланиями; г) для приобретения необходимых вещей праведными трудами испрашивать Божию помощь[30]. В отношении к общественным должностям и достоинствам, или чинам, наш долг состоит в том, чтобы: а) мы не желали их, если не будем призваны к тому по воле правительства гражданского или духовного, ибо таковые должности причиняют премного огорчений и усиливают страсти[31]; б) будучи призванными, помнить, что призвание к этим общественным должностям произошло с единственной целью служения ближним; в) смиряться[32] и не превозноситься ни своим достоинством, ни похвалами других, нам приписываемыми[33]; г) постоянно помнить, что мы должны дать отчет Богу в премногом, поскольку мы премного от Него получили[34]; д) пользоваться достоинствами единственно для благосостояния Церкви или общества, для какой цели они и введены[35]. 1) Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Пет. 4,1-2). 2) По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят (1 Пет. 1, 15-16). 3) Возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 22, 39). 4) По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать: но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил (Рим. 12, 3). Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор. 15, 10). 5) Но те, которые Христовы суть, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.5, 24). 6) Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф.16, 25). 7) Вы слышали о Нем и в Нем научились — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф.4; 21—24). 8) Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16). 9) Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми (Деян.24, 16). 10) Итак, облекитесь как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение, снисходя друг Другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12—13). 11) Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3,1—2). 12) Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1Кор.11,2). Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими (2 Пет. 3, 1—2). 13) Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп.3,13-14). 14) Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и любостяжание, которое есть идолослужение; за которые грядет гнев Божий на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь отложите все: гнев, ярость, злобу, сквернословие — от уст ваших (Кол. 3, 5—8). 15) Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Рим. 6, 13). Как предавали вы члены вами в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим. 6,19). 16) Разве не знаете, что тела ваши — ч.пены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1Кор. 6,15). Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф.5, 30). Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий (1Кор. 6,19—20). 17) Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13,14). 18) Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал; сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян.20,33-34). 19) «Не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» — чаще вспоминай, что все истлевает от употребления (Кол. 2, 21—22). 20) Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1Кор.6,13). А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф.5, 3). 21) Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12,1). 22) Наг я вышел ив чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял: как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно (Иов. 1, 21). 23) Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную (1Цар. 2; 6—8). 24) Иисус отвечал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19,11). 25) И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам (1Фес.4, 11 —12). И когда насытились, то сказал ученикам Своим: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6,12). 26) Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор.10, 24). 27) Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12, 5). 28) Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 8—10). 29) Если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца (Пс. 61, 11). 30) Блаженны все боящиеся Господа, ходящие путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! (Пс.127,1—2). 31) Они сказали Ему: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Но Иисус сказал им: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Они отвечали: «Можем». Иисус же сказал им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10, 37—40). 32) Он же сказал им: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк. 22, 25—26). 33) Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор.4, 6—7). 34) И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). 35) Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь — один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим.12; 5—8).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar