- 311 Просмотров
- Обсудить
Ответ тем, которые говорят, что о Сыне и Отце писано многократно, а о Духе только в крещении А если Отец говорит: в последние дни изолью от Духа Моего на всякую плоть (Иоил.2,28. Деян.2,17); что скажем о Сыне? Ибо здесь не писано о Нем. Если пророк говорит: там и коршуны будут собираться один к другому; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их (Исаи.34,15. 16.), то где Сын? Если говорит: дух и всякое дыхание, Мною сотворенное (Иса.57,16); где Сын? Если Давид говорит: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня (Псал.50,13); где Сын? Если же говорит: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня (Псал.50,12), где Сын? Если он же еще говорит: Дух Твой благий да ведет меня в землю правды (Псал.142, 10); где Сын? Если он же говорит: и Духом владычественным утверди меня (Пс.50, 14); где Сын? Если Иов говорит: Дух Божий создал меня (Иов.33, 4); где Сын? Если тот же Иов говорит: дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов.32,8); где Сын? Если Давид говорит: пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли (Пс.103,30); где Сын? Если говорит: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу (Пс.138,7); где Сын? Если сказано: Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему (Иса.30,1); где Сын? А если говорится: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис.11, 1—3); как отлучу Духа? И если говорит: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы (Иса.61.1); как отлучу Духа? И сколько еще, потрудившись, можно найти в ветхозаветном Писании и в Новом Завете о Духе, Сыне и Отце! Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; ...и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына (Лк. 1, 28-31). И поскольку Мария сказала: как будет это, когда Я мужа не знаю? — ангел говорит ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1, 34-35). И еще тот же ангел говорит Иосифу: не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф.1, 20). И еще евангелист, толкуя слова пророка, говорит: да сбудется написанное: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него (Мф.12, 17-18; Ис.42, 1). И в Евангелии написано: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3, 8). Подобным образом в Евангелии сказано: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Мф.12, 28). И еще написано: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф.12, 31). И во время крещения Дух Святой сошел, и пребывал на Нем (см. Ин. 1, 32). Ангелы же, сошедши, служили Ему (Мф.4, 11). Из сего ты должен познать, что ангелы, сходя, служат в показание рабства, а Дух, пребывающий на Нем (Ин. 1, 32), — чтобы ты, слыша о пребывании, разумел свободу Его естества. Но написано: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (Ин. 14, 10). И еще написано: Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола (Лк. 4, 1-2). И еще: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23). И еще: Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7), Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15, 26). Если же скажут: не от Себя глаголет Дух, но будет говорить, что услышит (Ин. 16, 13), ответим на сие, что и Сын от Себя не глаголет, но говорит: пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить (Ин. 12, 49). Ибо все, что глаголет Дух и что глаголет Сын, словеса суть Божий, и поэтому все Писание богодухновенно и полезно (2 Тим. 3, 16), будучи изглаголано Духом. И это воистину доказывает, что Дух не тварь; потому что всякая разумная тварь глаголет иногда от себя, а иногда Божие, например, когда говорит Павел: я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным... А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь (1 Кор.7,25;10). И пророк: Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако... почему путь нечестивых благоуспешен? (Иер.12, 1). И еще: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня!..» (Иер. 15, 10). Иногда же говорит: Так сказал мне Господь (Иер. 13, 1). И Моисей иногда говорит: человек я не речистый (Исх. 4, 10); а иногда он же говорит: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение (Исх. 8, 1). Но не так Дух; Он не говорит иногда от Себя, а иногда Божие, ибо сие свойственно твари. Напротив того, все глаголы Духа, равно как и глаголы Сына, суть словеса Божий. Поэтому и Сын не глаголет от Себя, ибо говорит: пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить (Ин. 12, 49), не потому, что учится у Отца (сие означало бы простоту и невежество), но потому, что все, что ни глаголет Отец, глаголет чрез Сына в Духе. И еще написано: Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. И еще: Дух все проницает, и глубины Божии (1Кор.2,10-11). Если скажут, что испытующий не знает, потому и испытует, ответим на сие, что и Бог «проникает сердце и испытывает внутренности» (см. Иер.17, 10) и чрез пророков говорит: Я со светильником осмотрю Иерусалим (Соф. 1, 12). И еще написано: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога? (1 Кор. 6, 19). И еще: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). И еще: Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (Рим. 8, 9). И еще написано: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятилисъ, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор.6, 11). И еще: не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия (Рим. 15, 18-19). И в начале посланий святой Павел упоминает об Отце и Сыне и Святом Духе, написав так: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни (Рим. 1, 1-4). И еще: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа (2Кор. 13, 13). И еще: Дары различны, но Дух один и тот же; ...и действия различны, а Бог один и тот же; производящий все во всех (1Кор. 12, 4-6). И Иов говорит: жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих (Иов, 27, 2-3); и Давид говорит: Пошли свет Твой и истину Твою (Пс.42, 3), называя светом Духа и Истиною — Сына. И в другом месте: Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам! (Пс.84, 8). Оглавление О Духе Да утешается всякая душа, ищущая ведения о божественном, если у нее такое око, что может искать сего и видеть невидимо для чувства, и если, ища сего, может, по Писанию, обитать у Самого Искомого. Ибо написано: Если вы настоятельно спрашивайте, то обратитесь и приходите (Ис. 21, 12). Приходит же, когда ищет с верою. Ибо хотя случится и не найти, не удаляется от обитания к вере и Искомого, но говорит с блаженным Давидом: Дивно для меня ведение (Твое), — высоко, не могу постигнуть его! (Пс.138, 6); и с отцом бесновавшегося в новомесячие: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк.9, 24 и Мф.17, 15). И так с сею целью будем в вере искать познания об естестве Святого Духа, ища ведения у Самого Искомого. Ибо Дух есть нами искомое, и Он же Сам подает о Себе ведение. А сколько знаем о Нем из Божественных Писаний. Он есть Тот Самый, Кто творил святыми, и Он же подает божественную жизнь взыскующим у Него Бога. Но необходимо, чтобы Он был досточестнее приемлющих Его, потому что приемлющие делаются святыми, когда Он низойдет на них, и погибают, когда Он оставит их. Дух всегда есть; Он источник вечной жизни. Но что касается до способа подаяния и до того, как Дух бывает во всех и в каждом отдельно, да рассматривает сие ум, который достоин такого рассмотрения и освободился от еретического обольщения, и от жен, чарующих других. Да приступает же в безмолвном состоянии. А безмолвными да будут не только облежащее его тело и телесное волнение, но и все окружающее, небо, земля, море и все разные на них существа. И да представляет себе, что все исполнено Духом, что Дух отовсюду в них внедряется, как бы втекая, вливаясь, проникая и просиявая. Ибо Дух Господа наполняет вселенную и, как всеобъемлющий, знает всякое слово (Прем.1, 7). Просиявает же во всех достойных. Ибо как солнечные лучи делают облако светлым и блистательным, производя в нем златовидность, так и Дух Святой, вошедши в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда оно пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, по вселении в него Духа приял достоинство пророка, апостола, ангела Божия. Но виднее и яснее будет, каковы силы и естество Духа, если размыслим, как содержит Он святых и всякую разумную природу и как управляет ими по Своему изволению. Ибо Он даровал Себя всему множеству небесных Сил и всему множеству праведников. И между праведными, великими и малыми, ангелами и архангелами, освящается Им каждое неделимое. И хотя неделимые бывают розно и как тела находятся одно здесь, другое там, так и другие силы имеют между собою разделяющую их среду; однако же Дух неразделим, и не часть Его, срастворенная с каждыми неделимым, производит в нем божественную жизнь, но все живет всецелою Его силою; Дух повсюду присущ, уподобляясь посылающему Его Богу и в бытии и в том, что везде и во всех одинаково пребывает. И Гавриил, благовествующий Марии, и другой кто-нибудь, благовествующий в другом месте кому-либо из святых, и каждый пророк пророчествующий, и Павел, благовествующий в Риме, и Иаков в Иерусалиме, и Марк в Александрии исполнены были Духом, и никакое расстояние не препятствовало, чтобы в то же время действовала в них та же благодать. И каждый из святых чрез сие есть бог, ибо сказано им от Бога: Я сказал: вы — боги, и сыны. Всевышнего — все вы (Пс. 81, 6); и: Бог богов, очевидно святых, Господь глаголал (Пс. 49, 1); и: явится Бог богов, то есть святых, в Сионе (Пс. 83, 8). Необходимо же Тому, Кто в богах виною, что они боги, быть Божеским Духом и Духом от Бога. Ибо как в веществах горючих причине, от которой они горючи, необходимо быть горючей, и как во святых причине, от которой они святы, необходимо быть святою, так и в богах вине, от которой они боги, необходимо быть Богом. Поскольку же стяжание Духа в такой мере благо и божественно, то, уверовав уже в Него, не бойся взыскать Христа, Подателя Духа. Ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом святым (1Кор. 12, 3). И жизнь, которую Дух дарует другому неделимому, не отлучается от Него, но как теплота огня и в нем пребывает и сообщается им воде или чему-либо подобному, так и Дух в Себе имеет жизнь и причастники Его живут боголепно, стяжав жизнь божественную и небесную. Ибо в Себе Самом содержит все бессмертное, всякий ум всякого ангела, всякую душу, и по причине благобытия не ищет пременения, ни прехождения, потому что все имеет Сам в Себе. Но не ищет и приращения, как совершеннейший. Поэтому и у Него все совершенное: любовь, радость, мир, долготерпение, благость (Гал.5, 22), премудрость, разум, совет, безопасность, благочестие, ведение, святыня, искупление, вера, действия сил, дарования исцелений и все тому подобное. Дух ничего не имеет в Себе приобретенного, но все имеет вечно, как Дух Божий, как от Бога явившийся, Его имеющий виновником и Своим источником, из которого источается. Но Он и Сам — источник исчисленных выше благ. Источающееся же из Бога в существе Божием пребывает, а из Него источаемые блага суть действия Его. Сего-то Духа Святого обильно излиял на нас Бог чрез Иисуса Христа — излиял, а не сотворил; даровал, а не произвел; сообщил, а не создал. В семь противоположении употребляю выражения тождественные, потому что тебе должно отвсюду иметь для себя твердую опору. Кто научается сим Духом, что говорит ему в удовлетворение вопрошающих, тот называется наученным от Бога у пророка, который сказал: и будут все научены Господом (Ис.54, 13). Итак, сей Божий Дух обильно пребывает в разумной душе, если она не хочет по нерадению отступить от самой себя. А душа, приближающаяся к Нему и делающаяся с Ним как бы единым, слышит: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор. 6, 17). Ему слава. Аминь!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.