- 283 Просмотра
- Обсудить
501. О чем молиться в Новый год? У нас ныне Новый год, и мы пришли в храм Божий молиться; о чем же мы ныне должны молиться, чего должны просить себе у Бога в Новый год? Когда вы шли в храм Божий, слушатели, подумали ли об этом? А подумать надобно бы непременно; так по крайней мере хотя бы теперь побеседуем: чего должны мы просить у Бога в Новый год, о чем ныне должны Ему молиться? Вот о чем: чтобы Господь Бог помог нам с Нового года начать новую жизнь, жить добродетельно и не грешить. Надобно, слушатели, надобно нам позаботиться об этом. Для многих из нас наступающий год, может быть, будет последним годом на земле, а может быть и никто из нас, находящихся теперь в этом храме, не доживет до будущего Нового года. Вот, многие из наших родных, друзей, знакомых тоже думали, желали, старались дожить до нынешнего года, но где они теперь? Впрочем, пусть мы еще долго проживем на земле, что же потеряем, когда будем жить добродетельно? Не только ничего не потеряем, но все возвратим, сохраним, умножим. Да, слушатели, и здоровье немало поправится, если будем жить добродетельно; ибо мы слабы и больны бываем едва ли не чаще всего от того, что ведем жизнь невоздержную и порочную. Наши болезни, большей частью, происходят от грехов или изнуряют нас за грехи. Адам в раю, пока не грешил, был здоров, а как преступил заповедь Божию, то и болезнь узнал. Если мы будем жить добродетельно, то и бедность тяготить нас не будет. Бедность хотя и не порок, но и она очень часто бывает следствием пороков. Святой царь Давид говорил: «я... не видал праведника оставленным, и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36; 25); праведник всякий день дает и милует, а у него все не убывает. Как в реке не убывает вода, хотя она и непрестанно течет, так и у праведника не убывает богатство, хотя он и непрестанно расточает его. И что праведнику богатство? Он и в бедности богат. У праведника малое лучше, чем у грешника большое. Да, слушатели, сладок для того и черный хлеб, кто добывает его трудами собственными. Если мы будем жить добродетельно, то и в бесчестии не будем. Добродетельных все уважают; их уважают и самые небогобоязненные люди. Впрочем, и бесчестия и укоризн от других что бояться тому, у кого душа чиста, и кого совесть ни в чем не укоряет? На всех угодить нельзя. А станешь всем угождать, так, пожалуй, Бога оскорбишь. Если мы будем жить добродетельно, то и в несчастьях не будем несчастны: мы или скоро от них избавимся, или они не так будут для нас тягостны. Для доброго и горести имеют свои сладости; тому и страдать весело, по крайней мере, не тяжело, у кого совесть чиста. После бури и ненастья погода бывает лучше, веселее; так и после горестей и несчастий душа добродетельного бывает еще чище и спокойнее. «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4; 15-16). Словом сказать: если мы будем жить добродетельно, то все нужное для жизни у нас будет и преизбудет. «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, — говорит нам Спаситель, — и сия вся приложатся вам» (Мф. 6; 33), то есть лишь главного не забывайте и живите правдой, а что нужно, — все будет: и пища будет, и одежда, и жилище. Помолимся же, слушатели, теперь Господу Богу, чтобы Он помог нам с нынешнего Нового года начать новую жизнь, жить добродетельно и не грешить, и не теперь только, но и непрестанно будем Его о том просить и молить. Аминь. (Из поучений протоиерея Р.Путятина) Оглавление Новая заповедь («Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13; 34)) Для нас, слушатели, заповедь о взаимной любви самая новая заповедь, потому что мы ее не знаем, забываем, не исполняем, оставляем. И потому, для Нового года выслушайте эту новую заповедь: Любите друг друга, друг друга любите! Мы между собой самые близкие люди, самые сходные друг с другом; мы все сотворены по одному образу и подобию, по образу и подобию Божию; мы все искуплены одной Кровью, Кровью Господа нашего Иисуса Христа; мы все члены одного тела; дети одного Отца и одной Матери. Слышишь ли ты, который рад отнять последнее у другого, слышишь ли эту новую для тебя истину? Ты отнимаешь у самого близкого тебе человека, самого сходного с тобой, самого похожего на тебя. Разве он какое-то бессловесное животное, что ты так жестоко с ним поступаешь? Да и с бессловесными разве хорошо жестоко поступать? «Праведник милует души скотов» (Притч. 12; 10), а ты человеку не хочешь сделать милости, и не только милости не делаешь, но немилосердно поступаешь... Какой же ты человек? Жалкий ты человек, погибший ты человек! Слышишь ли ты, который не желаешь добра другому, не помогаешь ему в нуждах, даже должного, законного не подаешь ему? Слышишь ли ты эту новую для тебя истину? Ведь Бог Отец так его любит, что для его спасения Сына Своего не пощадил, но на смерть отдал: а Сын Божий, ради его спасения, Кровь Свою для него пролил. От тебя терпит другой, от тебя прискорбно ему, от тебя изнемог он, а ты не чувствуешь? А тебе не больно? Какой же ты человек? Ты — не член тела человеческого, ты — не человек. Члены тела друг другу сострадают: когда рука болит, всему человеку больно; а ты не болеешь, не скорбишь, когда человек — член одного с тобой тела человеческого — болеет, скорбит! Спрашиваю, разве же ты человек? Нет, видно, ты не человек! Итак, вот что, слушатели: если мы не будем любить друг друга; если забудем, оставим эту заповедь, то в нас не останется ничего не только христианского, но и человеческого. Если не будем желать друг другу добра, друг другу помогать, снисходить, уступать, то мы — не христиане, и даже не люди будем. И потому с Нового года будем помнить и исполнять эту новую для нас заповедь — любить друг друга. Помните эту истину: что мы делаем или говорим другому во вред, то делаем себе в вечную погибель: обижать другого значит навек губить свою душу. Аминь. (Из поучений протоиерея Р. Путятина) Оглавление Обновляемся ли мы? Начало каждого Нового года напоминает нам о том, что мы как бы снова начинаем жить; ибо все вокруг нас обновляется; а потому и поздравляем друг друга с Новым годом. Действительно, пройдет зима и все вокруг нас зазеленеет, расцветет, возобновится, преобразится; но происходит ли с самим человеком такое обновление? Не об обновлении тела напоминаю вам, братие, а об обновлении души. Потому-то и праздник этот соединен с праздником Обрезания Христова. Как люди весной обновляют дерево? Обрезают сухие и лишние ветви; так и ты, христианин, обрезай все наросты душевные — свои страсти; а это также может делаться не без боли. Привык ты к пьянству — обрежь эту привычку, эту ветвь, этот нарост — брось пить. Ты имел несчастье впасть в плотской грех: брось эту нечистоту; она гибельна для души твоей. Гордость овладела тобой — смирись; гордость свойственна только диаволу. Подобным образом и всякую страсть постарайся отрезать от себя; да не раз, не два, но постоянно обновляй себя постом, покаянием, слезами. Сам Господь принял обрезание для того, дабы нам показать, что обрезание — очищение души от грехов — необходимо; Сам Он исполнил закон Божий, данный евреям — и древний, и новый; Сам Он принял обрезание и крещение, хотя, говорю, был безгрешен. Постараемся же, братие, с Нового года начать новую жизнь: будем внимательны сами к себе, отстанем от грехов и страстей, которые гибельны для человека; сбросим старую одежду беззаконий, которую сшил нам диавол своими соблазнами и искушениями. Больно нам это будет — зато спасительно. Господи! Сам Ты, какими знаешь способами, обнови нас! Аминь. (Из поучений протоиерея В.Байдакова) Оглавление 502. Праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Церковных песнопениях Листок второй Вифлеем и Иордан. — Рождество и Крещение Господа Иисуса Вифлеем оставивше преславное чудо, ко Иордану тецем душею теплою, и тамо узрим страшное таинство: Боголепно бо предста обнажився Христос мой, одевая мя в одежду Небеснаго Царствия. Светел убо мимошедший праздник (Рождества Христова), светлейший же, Спасе, приходящий: Он Ангела имеяше благовестника, и сей Предтечу обрете предуготовителя; во он, кровем (младенцев) изливаемым, яко безчаден рыдаше Вифлеем, — в сей, водам благословенным, многочадна познавается купель; во он Спасу волсви поклонишася, в сем же Владыку раб славен крести; тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа. Воплотивыйся и паки грядый яве, Господи, слава Тебе! Светлейший солнца бысть прешедший праздник Рождества Христова; ясен и пресветел показася приходяй (праздник) Божественнаго явления Его. Во он пастырие со Ангелы славословяще, поклонишася Богу вочеловечшемуся, в сей же Владыце Иоанн прикоснувся десною рукою, с трепетом глаголаше: освяти мене и воды, Едине имеяй велию милость! Неизреченное сошествие Зиждителя, первее от Девы возсиявша, мир озарило есть; паки же Сам Христос, другое таинство ныне совершая, грядет на Иордан, земным в странное (непостижимое для ума) возрождение. О преславнаго чудесе! Иже Духом Святым крещаяй и огнем — на Иордане грядет креститися от Иоанна: Бог не наг, ниже человек прост, но во двою естеству, един тойжде Сын Единородный, ищай убо крещения, яко человек, от смертнаго, — взимая же, яко Бог, грех мира и подая всем велию милость. Царя всех и Владыку зряще на крещение Боголепно грядуща, воспоим Его, вернии; стези сердец наших уготовим любовию, скверны отмывающе лютых прегрешений: се бо спасти род человеческий приходит на струи Иорданския. Ангельския силы, предыдите ко струям Иорданским; предгряди, Иоанне, оставль пустыню; радуйся, реко (Иордан) и уготовися: и вся земля да радуется: Христос грядет — грех Адамов очистити, яко благоутробен. Оглавление Славословия крестившемуся Господу Пришел еси, Господи, на струи (Иорданския) чего ради? кое очищение хотя? Кую скверну отмыти ищяй, Преблагий? Пою Твое снисхождение, еже паче ума, Слове, за милосердие. Поток еси пищный (сладостный), иже моря и источники Соделавый, и како на воды восходиши? Что омыти ищеши, иже всех омовение и очищение песнословящих Тя, Христе, во веки? Пока Иисус мой очищается во Иордане, паче же очищает грехи наша: грядет бо воистинну на крещение, омыти хотя Адамово рукописание, и рече ко Иоанну: гряди, послужи, о Крестителю, таинства страннаго главизне (началу), гряди, простри руку твою скоро и прикоснися верху стершаго змиеву главу и отверзшаго рай, егоже затвори преступление лестию змиевою, вкушением древа иногда. Ко гласу вопиющаго в пустыни уготовайте путь Господень — пришел еси, Господи, зрак рабий (образ раба) приим, крещения прося, не ведый греха. Видиша Тя воды — и убояшася; трепетен бысть Предтеча и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех! Невидимый Боже, Непостижимый Слове! Родился еси от Отца паче естества и слова, паки же в последняя от Девы, не изменив еже бе; грядеши и во струях Иорданских ныне креститися плотию, благоволивый спасти, яко Бог, род человеческий. Ты, Сын Отца пребезначальнаго сый, к сыну Захариину смиренно приходиши, Благоутробне, крещения прося, яко да благодатию сыны Божия сотвориши ны. Явился еси в мир, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе. Дивится всяка душа, помышляющи Твое, Слове, страшное смотрение; како, наздати вся хотя, грядеши внити в речныя струи обнажен, Иже светом одеваяйся. Ужасом содержится небо и Ангельская воинства, видяще Тя, Христе, раболепно идуща к Твоему рабу и просяща крещения. Высота неизреченна и глубина неизмерна есть, Владыко, смотрения Твоего, всяко преходя ума постижение, како водою и всесвятым Духом земныя очищаеши? Рукама создавый, Христе, человека, под руку Предтечеву подклоняешися, яко Человек смиряяся, яко да возвысиши мя, древле смирившася и погибша. Слава славному и страшному строению Твоему. Яко Человек пришел еси существом, не мечтанием, яко Един посреде всех просяй крещения, Един естеством Неповинный, погребсти бо вины человеческия пришел еси, в водах крещаем. Яко Человек, на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче. Господи, аще и Иоанну предстал еси на Иордане яко Человек, но не отступил еси от Престола со Отцем сидяй, и крещся нас ради, мир свободил еси от работы чуждаго, яко Щедр и Человеколюбец. Велие и страшное таинство есть, яко Бог человеком уподобися, и греха отнюдь не ведый яко повинен от Иоанна креститися в реце Иорданстей просит днесь. Благословен явлейся, Боже наш, слава Тебе. Величай, душе моя, Единаго от Троицы, преклоншаго выю и крещение приемша. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение (удостоверял истину слов Бога Отца). Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе! Явльшуся Тебе в Иордане, Спасе, и крещшуся Тебе от Предтечи, Христе, возлюбленный Сын свидетельствован был еси, темже и собезначален Отцу явился еси; Дух же Святый на Тя схождаше, Имже и просветившеся, вопием: слава Богу, сущему в Троице! Троица Бог наш Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным свидетельством сродство возгласи; Дух же голубиным образом сниде с небес; Сын — пречистый верх Свой Предтечи преклони и крещся, человечество от работы избави, яко Человеколюбец. Како Тя, Христе, раби Владыку достойно почтим, яко в водах всех нас обновил еси! Хвалу велегласно Владыце возслем: прииде, явися, восходит на воды, и обнажается — небо одеваяй облаки и крещается, очищая ны воспевающия: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки. Цвет Давидов, возсияв из Девы, прииде Христос ко струям Иорданским — грехи праотца омыти водами: ликуй, Адаме! веселися, Ево! Небо да радуется, людие рцем: благословен пришедый, Боже наш, слава Тебе! Господи, исполнити хотя яже уставил еси от века, от всея твари служители тайны Твоея приял еси: от Ангел — Гавриила, от человек — Деву, от небес — звезду, и от вод — Иордан, в немже беззаконие мирское потребил еси; Спасе наш, слава Тебе! Явльшуся Тебе телом, освятися земля, воды благословишася, небо просветися, род же человеков горькаго мучительства вражия избавися. Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: к Твоей бо славе противозрети Херувими не могут, ниже взирати Серафими, но со страхом предстояще, овии убо носят, овии же славят силу Твою. С ними же, Щедре, возвещаем хвалу Твою, глаголюще: являейся Боже, помилуй нас! Грядый с плотию ко Иордану, Господи, креститися хотя в образе человека, Животодавче, да прельстившихся нас, яко благоутробен, всякия козни и сети змиевы избавив просветиши, от Отца свидетельствуем; Божественный же Дух голубиным видом Тебе предста, но всели в души наша Того, Человеколюбче! Оглавление 503. Книги – наши друзья Один умный человек сказал: "Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу тебе, кто ты, что ты за человек". То же можно сказать и о книгах: "Скажи мне, какие книги ты любишь читать, и я скажу тебе, кто ты, к чему лежит у тебя сердце, чем занята твоя душа". Что пища для тела, то чтение для ума, для души, для сердца. Ныне любят читать газеты да разные хитро придуманные повести, в которых описаны нечистые похождения людей порочных; а взяться за книгу божественную, почитать слово Божие, писания святых отцов, жития святых, или просто хорошую духовную книгу — на это охотников немного найдется. Между тем, сегодня ты читаешь пустословные повести, завтра — то же; спрашиваю тебя: "Как же душе твоей не заразиться тем ядом духовным, которым заражены так называемые герои этих вымышленных рассказов, романов и повестей?" Суди сам: сегодня ты наполнишь сосуд зловонным веществом, завтра — то же, послезавтра — опять то же: мудрено ли, что и самый сосуд наконец пропитается дурным запахом этого вещества? Так вот бывает и с душой нашей, с умом и сердцем нашим. О чем чаще думаешь, о чем читаешь, тем и занята твоя душа, о том даже и во сне тебе грезится. А от мыслей грешных, нечистых — долго ли до самого греха? Жалуемся, что с помыслами грешными не сладим, что страсти одолели нас, что грех так и тянет к себе, а кто виноват? Читаем всякую пустоту, что под руку попало, а эта пустота и отравляет наш ум, наше сердце. Вот ты, трезвый человек, не хочешь водить дружбы с пьяницами, ты, честный человек, бегаешь от знакомства с людьми бесчестными; и хорошо, конечно, делаешь, что бережешь себя от этого знакомства; знай же, возлюбленный, что книги, какие читаешь ты, — то же, что твои друзья и знакомые. Выбирай себе этих друзей осторожнее: они могут научить тебя доброму, но могут и внести в твою душу, в твое сердце много зла... Ты любишь читать, но ведь жизнь наша так коротка, что всех книг не перечитаешь: так не лучше ли читать то, что для будущей жизни вечной нужно знать? Или скажешь: "Духовные книги скучны, не все в них понятно!" Но так ли? Правда ли это? Ужели и слово Божие, и самое Святое Евангелие тебе наскучило? Да читал ли ты его, как должно, не умом только, но и сердцем, с молитвой ко Господу? Стыдно сказать, а нередко бывает, что иной православный христианин наизусть знает сказку какую-нибудь, а о своем Спасителе, о Господе нашем Иисусе Христе не может ничего рассказать... Да если бы ты был даже вовсе безграмотный человек, и тогда тебе стыдно бы ничего не знать о своем Спасителе, и тогда тебе подобало бы всячески стараться узнать: как Он жил, какие чудеса творил, чему людей учил и как пострадал за тебя и за меня и за весь род человеческий, как воскрес, на небеса вознесся и паки приидет судить живых и мертвых; все это, говорю, и безграмотный христианин должен знать; а тебе Бог грамоту дал уразуметь, и ты не хочешь прочитать жизнь своего Спасителя!.. Что же ты после этого за христианин?.. А есть, братие, есть между нами такие грамотеи, которые никогда в жизни Святого Евангелия не читали!.. А еще не стыдятся говорить, что духовные книги — скучны, непонятны! Конечно, если никогда не будешь их читать, то ничего в них не будешь и понимать. В том-то и горе наше, что нам все не хочется себя понудить ни к чему доброму; так душа разленилась, воля ослабела, не хочется и— конец... Завтра помолюсь, завтра почитаю душеполезную книгу, а ныне что-то на ум не идет, голова тяжела... А вот читать газеты — и время, и охота есть; а на пустые сказки-повести и целых часов не жаль... О Господи! Как лукаво сердце-то наше! На грешное дело мы всегда готовы, а на святое и доброе — нас нет и нет... Что это, как не обман один? Сами себя обманываем, а жизнь идет да идет, а дни бегут за днями, годы сменяются годами, а там и не увидишь, как подкрадется к тебе смерть, и кто знает? Может случиться, что так и умрешь ты, не успев ни разу в жизни прочитать сполна всего слова Божия и даже — Евангелия и Давидовой Псалтири... Умрешь, и только тогда добрые люди будут читать над бездыханным телом твоим эту Святую Псалтирь, которую тебе некогда было и раскрыть, пока ты жил на земле!.. Только тогда, при твоем погребении, запоют над тобой дивно-поучительные, сладостно-премудрые, но тебе —увы! —незнакомые глаголы Давидовы: «Блажени непорочныи в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения (хранящие откровения) Его, всем сердцем взыщут Его! Слышишь: блажени испытающии свидения» (Пс. 118; 1-2) — исследующие откровения Господни, а тебе и подумать-то о них было некогда! Что будет чувствовать тогда твоя бедная душа, для которой каждое слово Псалмопевца, повторенное чтецом или певцом над гробом твоим, будет звучать строгим укором, потому что ты не читал никогда этой священной книги?.. Раскрой же, друг мой, пока не поздно, теперь, эту дивную книгу царя-пророка, раскрой и со вниманием прочти в ней хотя бы один этот псалом 118. Если какое-то слово не понимаешь по-славянски, возьми русскую Псалтирь: слава Богу, теперь все Священное Писание, вся Библия есть на русском языке. Прочти этот псалом, и ты невольно почувствуешь, что сердце твое смиряется, умягчается, что в словах Давидовых — глаголы Духа Божия, и ты невольно и не раз повторишь с сердечным вздохом последний стих этого псалма: «Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего!» (Пс. 118; 176). А читал ли ты книги Богослужебные? Сколько сладости, сколько дивной красоты в наших церковных песнопениях! Правда, не все в них понятно; но с тебя довольно и того, что найдешь понятным, а будешь больше читать — поймешь и непонятное. Читал ли ты писания святых отцов? Бога ради, читай! Хоть понемногу, хоть по страничке в день читай! Их писания — сокровищница мудрости христианской; все, что говорят они о спасении души, о доброделании, об угождении Богу — все это они опытом изведали; оттого их слово благодатное — не то, что наше слово грешное; наше слово — медница звенящая, а их — златица бесценная; наше — вода, на стене написанная, а их — живая струя, жажду души утоляющая... А знаешь ли ты житие того угодника Божия, имя которого ты сам носишь со дня твоего крещения? К стыду нашему, немало найдется между нами даже седовласых старцев, которые пятьдесят — шестьдесят лет живут на свете, а все еще не собрались, не удосужились прочитать житие своего Ангела, Небесного своего покровителя, не знают наизусть даже тропаря ему, хотя и считают себя грамотеями... Настанет день их Ангела, придут в церковь, поставят свечу, отслужат молебен и — спокойны, будто все сделали, что сделать нужно в этот день, и начинают служить иному богу— своему чреву... А чтобы хоть в этот-то день прочитать житие своего Ангела и хотя бы мысленно, сердечно провести час-другой с этим угодником Божиим в молитвенном собеседовании? Нет, это нам скучно; лучше побеседуем, попьем, пообедаем с приятелями... Не правда ли, други мои? А еще ожидаем милости и просим молитв за себя у святых Божиих! А сами не хотим прочитать даже жития их! О, какой неисчерпаемый источник самого чистого духовного наслаждения эти книги — жития святых! Недаром многие благочестивые люди читают каждый день житие святого, память которого празднуется в этот день. В житиях святых перед нами раскрываются чудные картины высоких подвигов христианской любви, терпения, самоотвержения; в них увидишь ты светлый лик мучеников, преподобных и праведных, увидишь ряд дивных чудес Божиих в обращении грешников, в спасении всего рода человеческого... Говорить ли тебе о других книгах духовных? Если полюбишь эти книги, то сам их узнаешь, а чтобы полюбить их, довольно и тех, какие сейчас тебе указаны. Читай, учись, принуждай себя к духовному чтению, и, Бог даст, — привыкнешь, и будешь понимать, что читаешь, и полюбишь это чтение, и потом уж не расстанешься с ним, а пустых, бесполезных книг и в руки не возьмешь. И как на душе-то будет у тебя легко тогда! Грешные мысли на ум не пойдут, потому что этот ум освятишь чтением слова Божия и богомудрых писаний святоотеческих; совесть твоя будет мирна и спокойна; сердце будет смиренно и покорно воле Божией, и вся душа твоя будет алкать и жаждать одного: как бы Богу угодить, да чем бы ближнему помочь... Да поможет же и тебе Господь начать чтение книг душеполезных: это такие друзья, которые укажут тебе прямую дорогу в Царство Небесное и познакомят тебя с небожителями. С Богом — за доброе дело! Оглавление 504. Зима «Хвали Бога твоего, Сионе... дающаго снег Свой, яко волну, мглу, яко пепел посыпающаго, метающаго голоть Свой, яко хлебы. Противу лица мраза Его кто постоит? Послет слово Свое, и истает я; дхнет дух Его, и потекут воды» (Пс. 147; 1, 5-7) Вот прекрасное изображение нашей зимы, с ее снегами, морозами и инеем; вот картина нашей северной природы, написанная вдохновенным царем-пророком Давидом так живо, как будто он описывает не свою родную Святую Землю, где сам жил, и где зимы почти не бывает, — а нашу русскую природу. И снег, и иней, и мороз — ведь все это наше русское, родное, с детства нам знакомое и нами любимое. С какой радостью после долгой, сырой, дождливой осени, после непроходимой грязи и слякоти мы встречаем первый снег, белый, нежный, пушистый, мягким, блестящим покровом одевающий уснувшую землю; с каким удовольствием любуемся на это роскошное убранство, которым иней украшает наши леса, сады и самые жилища наши, будто обсыпая их дорогими алмазами и самоцветными камнями, которые блестят и искрятся тысячью цветов при ясном сиянии зимнего солнца; с каким наслаждением вдыхаем свежий, чистый, морозный воздух!.. Легче дышится, здоровее себя чувствует русский человек на морозе, и радуется наступлению зимы, как желанной милости Божией. "Слава тебе, Господи! Бог снежку послал", — говорит он, выходя утром из своей хаты и осеняя себя крестным знамением: "Вот еще подморозит немного и санный путь установится". А дети, — как радуются они первому снегу, первому морозу!.. Да, правду говоришь ты, православный русский человек, что снежок Бог тебе посылает. Вот и царь Давид то же говорит: «Хвали Бога твоего, Сионе... дающаго снег Свой, яко волну». Снег — это воистину дар Божий, милость Божия для нас, жителей северных стран. Без снега глубоко промерзла бы земля, наша кормилица; мороз загубил бы все семена, все посевы озимые; снег — это теплое одеяние земли на холодное время морозов зимних. Хорошо сравнивает царь Давид снег с волною — с нежной, мягкой, белой шерстью, снятой с овец. Спит земля, утомленная летним трудом; спят посевы, луга и сады; вся природа покоится как бы в мертвом сне, и вот, премудрый и милосердный Господь охраняет ее спящую и заботливо одевает и покрывает снегом, как бы некой ризой для защиты от лютости морозов. Без этой дивно сотканной ризы не только зерна и молодые, не укрепившиеся растения погибли бы, но и сами деревья и корни их потерпели бы много от стужи и жестокости холодных ветров. Под снегом же некоторые травы сохраняют даже и зелень свою. Поистине все премудро устрояет благость Господня: «хвали Бога твоего, человече, дающаго снег Свой, яко волну!» Но на что, скажешь, эта зима, эти холода и морозы? Не лучше ли бы — вечное лето, как в жарких странах, где снега никогда не бывает? Для каждой страны, для каждого места Господь дал свои порядки в течение времен года, в жизни природы. Земной шар так устроен Творцом всемогущим, что в одних странах — вечное лето, а в других — лето сменяется зимой. Самая почва жарких стран не нуждается в отдыхе, а для нашей почвы этот отдых необходим. Без него плодовитость ее скоро истощилась бы, — вот зимой Бог и восстанавливает силы земли. Осенний дождь, зимний снег, весенние оттепели, чередуясь одни за другими, помогают гниению разных остатков растений и животных, а этот перегной удобряет почву. Самый снег способствует удобрению земли. Недаром замечают старые люди, что когда зимой много снега, то летом бывает обильный урожай. Весной снег разрыхляет почву, смывает с нее разные нечистоты. Таким образом, когда ты, человек, спокойно отдыхаешь зимой от летних трудов, Господь незримо, незаметно, без всякого усилия и труда твоего приготовляет твои поля и луга для будущего урожая. Да и одна ли земная почва обновляется зимой? И животные, и сам ты испытываешь пользу зимних холодов. Кто не чувствовал от летней жары во всем теле какое-то расслабление и вялость? А зимой мы обыкновенно чувствуем себя и бодрее, и крепче. Люди, живущие в жарком климате, ленивы, неподвижны, и оттого невежественны, грубы и дики. То же было бы и с нами. И опять хвали, человече, хвали, прославляй и благодари Бога, Отца твоего Небесного, «дающаго снег Свой, яко волну, мглу (иней), яко пепел посыпающаго»: в этих снежных сугробах, в этой гололедице и пушистом инее Он посылает тебе Свое небесное благословение. Хвали Творца твоего, «метающаго голоть Свой, яко хлебы» — как ту манну, которую Он посылал Евреям в пустыне, и которая напоминала этот «голоть» — иней... Благодетельны холода зимние и потому, что очищают воздух от заразных испарений. «Противу лица мраза Его кто постоит?» Какая зараза не стихнет от наших трескучих морозов! Теряют свою губительную силу осенние горячки и лихорадки, а в холерные годы люди с нетерпением ждут зимних морозов, в уверенности, что и холера, эта злая гостья, губительница, смирится и утихнет — не устоит перед лицом наших холодов. Так и в хладном веянии зимних морозов ощущается премудрая и всеблагая любовь Божия к Своим созданиям. Но посмотри внимательнее на эти снежинки, на эти пылинки инея, которые так ярко сверкают и искрятся на солнце. Что за дивная красота в устройстве этих без числа разнообразных звездочек и крестиков, столь щедро рассыпанных по земле из снежных туч рукой Отца Небесного! Никакому художнику не придумать такой красоты! И все это премудро приспособлено к своей цели: без этих пушистых крылышек снежинки лежали бы плотным тяжелым слоем на земле; между ними не было бы места воздуху, который дает теплоту этому рыхлому покрову земному; без них пушинки инея не могли бы держаться на растениях; без них снег таял бы слишком медленно... И когда посмотришь на эти необозримые снежные равнины, на эти глубокие сугробы, на толстый лед рек и озер, невольно подумаешь: "Сколько же нужно теплоты, чтобы все это растаяло и обратилось в воду!" Но у Бога все готово: придет желанная весна, послет Он одно слово Свое — Свое Божественное хотение — «и истает я; дхиет дух Его», теплый южный весенний ветерок, «и потекут воды..». И в две — три недели не останется и следа от этих сугробов, и ко дню светлого праздника Воскресения Христова воскреснет обновленная природа; потекут весенние ручьи по долинам, зазеленеют поля и луга, оденется лес и запоют во славу Божию пернатые певцы — птички Божии... Пой и ты с ними и «хвали Бога Творца твоего», разумное создание Божие! «Если бы можно было, — говорит один любомудрый учитель, — найти человека, который не имел бы понятия о перемене времен года, если бы привести зимой этого странника в сад и показать ему обнаженные деревья, и поведать ему о той роскоши, в которую они облекутся весной, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся, — такой несбыточной басней показались бы ему слова ваши! Так и обнаженные сучья деревьев с убедительностью говорят мне: "Мы оживем, покроемся листьями, цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей, в день всеобщего Воскресения!" И они оживут, облекутся плотью, в новом виде вступят в новую жизнь. Как деревья, не выдержавшие лютости мороза, весной срубаются на топливо, так и грешники, удалившиеся от Бога, будут ввергнуты в огнь неугасающий...» (святитель Игнатий Брянчанинов). Так зима, а за ней и весна учат нас истине Воскресения мертвых. Бог всемогущ, Богу все возможно; чудес нет для Него. А для нас и весеннее воскресение природы — чудо, дивное чудо Божие, на которое мы — увы! — смотрим равнодушно... Почему равнодушно? Не потому ли, что и наша душа заснула мертвым сном беспечности, как спят зимой эти бездушные деревья, что и наше сердце охладело в любви к Богу, Творцу своему, как хладны эти застывшие воды в реках?.. Проснись же, открой очи, душа дремлющая! Смотри на чудеса Божии и молись, молись усерднее своему Создателю, чтобы омыл Он и тебя водой покаянных слез и убелил паче снега по слову Своему: «И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю!..» (Ис. 1; 18).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.