- 301 Просмотр
- Обсудить
568. Христиане ли мы? Спрашиваю: христиане ли мы? Не оскорбитесь, братие, таким вопросом. Говорю вообще, имею в виду всех христиан. Апостол Павел говорил же христианам своего времени: «Себе искушайте, аще есте в вере: себе искушайте" (2 Кор. 13; 5). Необходимо испытывать себя, проверять свою жизнь. И учеников испытывают, и служащих проверяют, и купец наблюдает за своими делами, и богач учитывает свой капитал. Как же нам, христианам, не наблюдать за собой, не испытывать себя, не проверять своей жизни? Разве мы не дорожим своим христианством? Разве хотим только называться христианами, а жить как-нибудь, как водится и как хочется? В таком случае какая нам польза от нашего христианства? Для чего и быть в числе христиан, и называться христианами? Итак, не лишний, очевидно, братие, и не бесполезный вопрос, и я повторяю его: христиане ли мы? Знаю, мне скажут: "Да как же мы не христиане? Мы крестились во Христа, исповедуя Бога Отца и Сына и Святаго Духа, и всегда носим на себе крест Христов: как же мы не христиане?" Так. Действительно, мы сподобились этой великой благодати Божией. Мы крестились, вступили в Церковь Христову и сделались верными. Но помним ли мы эту, принятую нами благодать? Понимаем ли, ценим ли достоинство звания, в которое вступили? Храним ли те обеты, которые дали при крещении? По большей части— нет и нет... Мы носим на себе крест. Неужели этого и довольно для христианина? А располагаем ли мы жизнь свою по примеру распятого за нас Господа, исполняем ли закон Христов? Говорят: "Мы ходим в церковь святую и молимся Богу: как же мы не христиане?" Так. Ходим в церковь, но часто ли, и всегда ли, когда должно? Ходим в церковь, но так ли, как следует? Надо ходить в церковь с верой, благоговением и страхом Божиим; ведь церковь — дом Божий, тут Сам Бог невидимо присутствует. Надо и стоять в церкви смиренно, благочинно и благоговейно, как перед лицем Божиим. Но так ли и всегда ли так бывает? Мы молимся, но внимательно ли, усердно ли, сокрушенно ли? Как мы ведем себя в церкви, как изображаем на себе крест, как полагаем поклоны? Не по привычке ли только, не по обычаю ли одному? Не забудем, что Спаситель наш Господь не раз изгонял из храма недостойных и за недостойные дела. Не забудем, что и молитва, по словам пророка, бывает иногда не во спасение, а во грех (Пс. 108; 7). Ходим в церковь и молимся, а много ли жертвуем на церковь? Не более ли — на свои удовольствия? Да, в церковь — копейки, а на удовольствия и забавы — десятки и сотни. По-христиански ли это? "Мы, — говорят, —постимся в известные дни и времена, как установила Христианская Церковь как же мы не христиане?" Постимся? Да все ли и всегда ли? О нет и нет! Многие из нынешних христиан не знают никаких постов, у них "сплошная седмица" во весь почти год, нарушение правил церковных не ставится почти ни в какой грех. Да и те, которые соблюдают посты, недалеко ушли по пути христианского воздержания. Есть одну постную пищу — еще не значит поститься, а ведь наше постничество почти всегда и состоит только в том, что не едим скоромного, а постное едим без простоты и умеренности, и вовсе не заботимся воздержаться от прихотей и страстей. Говорят: "Мы говеем, и некоторые — не один раз в год, как же мы не христиане?" Так. Действительно, многие говеют каждый год, иные даже по несколько раз в год или во все посты. Но сколько таких, которые не говеют вовсе, не говеют по два, по три, по пяти и более лет? Пусть мы говеем, и говеем часто, но как говеем? С искренним ли раскаянием, с полным ли исповеданием грехов? Желаем ли всем сердцем оставить грехи или, по крайней мере, противиться грехам? Остерегаемся ли после говения повторения прежних грехов? Трудно, братие, сказать, что все это именно так. А ведь истинное, Богоугодное и душеспасительное говение непременно этого требует. Иначе говение наше может быть для нас без пользы. Мало того, может быть— от чего, Боже, сохрани — и в осуждение. Апостол говорит: «ядый бо (Тело Господне) и пияй (Кровь Господню) недостойне, суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11; 29). Говорят еще: "Мы празднуем христианские праздники: как же мы не христиане?" Точно, празднуем, хотя не все и не всегда. Как и сколь усердно празднуем — об этом уже и не говорим. Бываем в церкви на службе час, два, а может быть, и подольше. А затем? Что делается днем, что — вечером? Со службой церковной у нас решительно оканчивается Божий праздник. День и вечер уже принадлежат другому празднику: простой народ пьянствует, предается веселью, часто самому безчинному, а люди богатые и образованные забавляются роскошными обедами, блестящими балами, языческими представлениями. И это христианские праздники? Не скажет ли и нам Бог, смотря на наше празднование: «праздников ваших ненавидит душа Моя» (Ис. 1; 14). "Мы — христиане". А какова жизнь наша? Каково поведение наше? О чем вся забота у нас? Знаем ли мы свою веру, свои христианские обязанности? Что у нас читают в домах? По большей части не книги, а книжонки, пустые, бесполезные, часто соблазнительные, а то еще одни только газеты. А Священное Писание? О, это чтение скучное, тяжелое, это чтение для духовных, даже, пожалуй, для одних монахов, — так думаем мы. Что поют у нас в домах? Песни мирские, чувственные, греховные... А песни священные, Божественные? Эти певали, может быть, когда-нибудь в старину. Какие у нас дела? На что обращены все заботы, все труды? На то ли, чтобы служить Богу, прославлять Его благочестивой и добродетельной жизнью? Не на одни ли земные житейские нужды? Еще апостол Павел говорил о христианах своего времени: «вcu бо своих си ищут, а не ямсе Христа Иисуса» (Флп. 2; 21). Что же должно сказать о нас? Говорить ли о делах наших, противных закону Божию, посрамляющих нашу веру святую? И в этих срамах у нас недостатка нет. А если еще проверить наши мысли, намерения, движения сердечные, то видно будет, что мы живем только плотью, руководимся только законом греховной природы нашей, а не законом Божиим. Где же подвиги против греха, где чистота и непорочность? А ведь это все необходимо каждому христианину. Сам Господь требует этого от нас: «Святи, — говорит, — будите, яко Аз свят есмь» (1 Пет. 1; 16), А нам редко и на ум приходит вечность, мало мы думаем и о том, что будет с нами по смерти. Судите сами, братие, какие же мы христиане? Может быть, скажут мне: "Христианин ведь человек же, не ангел, нельзя же ему быть безгрешным; да и Господь, ведая немощь природы нашей, милостив к нам, грешным. Нельзя христианину быть безгрешным"... Так что же будет значить благодать Христова? Что же будет значить закон Божий, заповедующий нам чистоту и непорочность? Не требуют от нас чистоты Ангельской, заповедуется чистота, свойственная только человеку, такая, которая при всех наших немощах по благодати Божией возможна, что и оправдали в жизни своей тысячи, миллионы истинных христиан. "Господь милостив". Да, слава милосердию Его! Он уже явил нам столь великую милость, сколь велика бесконечная благость Его. Но разве Он отступил уже от Своей правды? Разве отменил уже муку вечную? А если не отменил и не отменит, как в истине непреложный, то для кого же она, как не для грешников, и особенно грешников из христиан? Хорошо бы, по милосердию Божию, быть в раю; а что, если, по правде Его, за грехи наши придется быть в муке? "Не весь же, — скажут, — христианский мир так развращен; не всегда же и не везде бывает так, как мы видим у нас". И сохрани, Господи, если бы все были таковы, и всегда и везде было бы так. Тогда бы последовал и долготерпению Божию конец, тогда бы наступила кончина мира, Страшный Суд и вечное осуждение нечестивым. Но Господь долго терпит. Значит, есть, есть истинные последователи Ему, живут они посреди соблазнов мира, как розы среди тернов, цветут и благоухают христианскими добродетелями. Господь долго терпит. Значит, ожидает еще покаяния и исправления грешников. О, если бы мир оправдал на себе долготерпение Божие! Если бы христиане показали себя достойными великого своего призвания! Если бы дух истинной веры оживотворил сердца верующих и закон Христов соединил все христианские народы в одно святое семейство избранных и искупленных рабов Божиих! Как бы тогда боголепно и величественно было благохваление наше: Боже наш, слава Тебе! Аминь. (Из книги "Сеятель Благочестия" протоиерея В. Нордова) Оглавление 569. Праздник входа Господня в Иерусалим в Церковных песнопениях Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен грядый во имя Господне! Изыдите, языцы (народы), изыдите и людие, и видите днесь Царя Небеснаго, яко на престоле высоце, на жребяти худе во Иерусалим входяща... Приидите, уготовим Господеви к сретению, ветви добродетелей носяще Ему. Тако бо Его приимем в душе нашей, как во граде Иерусалиме покланяющеся и поюще Его. Яко из горы Елеонския, от высоты милостыней, секуще ветвие добродетелей, приидите, людие, уготовим к нам мысленно пришествие Христово, поюще, благословяще Его и превозносяще во вся веки. Принесем, братие, ваиа (ветви) добродетелей Христу Богу, волею грядущему нас ради человечески пострадати, Божества крепостию всем бессмертие даровати. Прежде шести дней Пасхи глас Твой услышася, Господи, во глубинах адовых: темже и Лазаря четверодневна воздвигл еси; дети же еврейския взываху: осанна Боже наш, слава Тебе. Честное воскресение Твое прообразуя нам, повелением Твоим, Блаже, из гроба воздвигл еси умершаго, бездыханнаго Лазаря друга, четверодневна, смердяща, темже и на жребя восшед образно (знаменовательно), как на колеснице носим, языки (народы) укротевая, Спасе; сего ради и хваление приносит возлюбленный Израиль из уст ссущих (грудных) и младенец незлобивых, зрящих Тя, Христе, входяща во святый град, прежде шести дней Пасхи. Камень ожесточения отвали, Господи, от моего сердца; умерщвленную страстьми воздвигни душу мою, Благий, во умилении принести Тебе ваиа добродетелей, яко Победителю ада, Владыко, сподоби; яко да вечный живот улучу, песнословя Твою державу и благоутробие Твое, едине Человеколюбче. Се, предвозгласил еси, Иисусе, взыдем ко граду святому, и руками убийц воистинну предамся кресту, убитися плотию. Пророков проповедания исполняя, в пророкоубийственный град, Христе щедрый, пришел еси убиен быти волею, убиенна мя тлею спасая. Со страхом пою Твое страшное смотрение, еже осанна взываю Тебе: мене бо грядеши спасти, благословенный Господи. Имея престол небо и подножие землю, Бога Отца Слово и Сын соприсносущный на жребяти бессловеснем смирися днесь, в Вифанию пришед; темже дети еврейския, ветви руками держаще, хваляху гласом: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев! На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати! На Серафимех страшных в вышних, Христе, носимый, яко Бог же и всех Творец, Сам на жребя на земли всести идеши, яко сый по нам человечески: Вифания веселится, приимши Тя, Спасе, Иерусалим радуется, яко чаяй Тя прияти; смерть умертвися, предощутивши Лазаря приити из мертвых; и мы с ваиами (пальмовыми ветвями) сретение совершающе, в радости воспеваем державу благости Твоея, Господи. Внегда хотел еси достигнути в Вифанию, Христе, двоицу ученик Твоих посылавши привести Тебе жребя, на неже никтоже от человек вседе: кроме бо Тебе, Спасе, никтоже бессловесныя языки повину (никто не может подчинить себе неверные народы). Всесвятый Дух, апостолы научивый глаголати иными странными языки, Той детем еврейским неискусозлобным (невинным) повелевает звати: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев! Хотящу Ти внити во святый град, Господи, ветви садов людие ношаху, Тебе поюще всех Владыку, и зряще Тя на жребяти седяща, как на Херувимех зряху, сего ради сице вопияху: осанна в вышних, благословен еси пришедый и паки грядый во имя Господне! От незлобивых младенец, Христе, на жребяти седя, приял еси победную песнь, грядый ко страсти, трисвятым пением от Ангел воспеваемый. Множество народа, Господи, постилаху по пути ризы своя; друзии же резаху ветви от древес и ношаху; предъидущии же и последующии зовяху глаголюще: осанна Сыну Давидову, благословен еси пришедый и паки грядый во имя Господне! Собезначальный и соприсносущный Сын и Слово Отчее, на жребяти бессловеснем седя, прииде днесь во град Иерусалим; Его же Херувими со страхом зрети не могут, дети восхвалиша, с ваием и ветвьми, хвалу таинственно воспевающе: осанна в вышних, осанна Сыну Давидову, пришедшему спасти от прелести весь род наш! Прииде Спас днесь во град Иерусалим исполнити Писания, и вси прияша в руки ваиа, ризы же подстилаху Ему, ведуще, яко Той есть Бог наш, Ему же Херувими вопиют непрестанно: осанна в вышних, благословен еси, Имеяй множество щедрот, помилуй нас! Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой, глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних! Слава Тебе, Христе, в вышних седящему на престоле и ныне чаемому с честным Твоим крестом!.. Темже веселится дщи Сионова (Иерусалим), радуются языцы (народы) земнии, ветви держат дети, ризы же ученицы, и вся вселенная научися вопити Тебе: благословен еси, Спасе, помилуй нас! Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже: темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, бессмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне! Понеже ада связал еси, Бессмертне, и смерть умертвил еси, и мир воскресил еси, с ваиами младенцы воспеваху Тя, Христе, яко Победителя, зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову! Не ктому бо заклани будут младенцы за Младенца Мариина, но за вся младенцы и старцы Един распинаешися. Не ктому на нас вместится меч, Твоя бо ребра прободутся копием. Темже радующеся глаголем: благословен еси грядый Адама воззвати! Бог Господь и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа, Спаса нашего! Пядию измеривый небо, дланию же землю, Господь прииде: Сион бо избра, во немже жити и царствовати изволи, и возлюбил люди, верно вопиющия: слава силе Твоей, Господи! Радуйся и веселися, граде Сионе; красуйся и радуйся, Церкве Божия, се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних, благословен еси, Имеяй множество щедрот, помилуй нас! Веселися, Иерусалиме, торжествуйте вси любящии Сиона, царствуяй бо во веки Господь Сил прииде; да благоговеет вся земля от лица Его и да вопиет: благословите вся дела Господня, Господа. Сионе Божий, горо святая, и Иерусалиме, окрест очи твои возведи, и виждь собранная чада твоя в тебе: се бо приидоша издалеча поклонитися Царю твоему. Мир на Израиля и спасение языком (для всех народов). Восхвалите согласно, людие и языцы: Царь бо Ангельский взыде ныне на жребя, и грядет, хотяй на кресте поразити враги, яко силен; сего ради и дети с ваиами взывают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю; слава Тебе, Спасу Христу; слава Тебе, благословенному единому Богу нашему! Воспойте, людие, боголепно в Сионе, и молитву воздадите Христу во Иерусалиме: Сам бо грядет во славе со областию (со властию), в Немже утвердися Церковь, зовущи: осанна, благословен еси грядый! С ветвьми воспевше прежде, с древесы последи яша Христа Бога неблагодарнии Иудее; мы же верою непреложною присно почитающе яко Благодетеля, выну вопием Ему: благословен еси, грядый Адама воззвати! Страшно еже впасти в руце Бога жива: Сей Судия есть помышлений и мыслей сердечных. Никтоже да внидет искушаяй веру непорочную, но в кротости и в страсе Христу приступим, да приимем милость, и благодать обрящем, во благовременную помощь". Оглавление 570. Слово о тайной вечере Христовой Смотрю я на премудрые творения Создателя, — как они дивны и изумительны! И все это премногое и чудное сотворил Господь глаголом уст Своих. Он распростер это превысочайшее небо и украсил его бесчисленными звездами, поставил на нем два великих светила, владычествующих днем и ночью. Он устроил землю, неодержимо тяготеющую, великое множество вод собрал в обширные вместилища и положил им пределом песок. И все эти неизмеримые громады, все эти ничем не поддержанные тяжести стоят твердо и неизменно. Из каких мест выходят ветры и куда скрываются? А сколько живых творений и на земле, и в морях, и в воздухе! И все их неисчислимое множество живет и питается! Но я спрошу вас, возлюбленные, чему больше должно удивляться: премудрым ли делам Создателя или Его безмерному смирению? От велелепной славы, с пресветлого неба Он сошел на землю. Владыка всяческих, подобно рабу, «воста от вечери и положи ризы, и приемь лентион, препоясася; потом влия воду во умывалницу и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан» (Ин. 13; 4-5). О, кто ныне из верных не удивится умом, не умилится душой и не ужаснется сердцем, видя безмерное человеколюбие и благость Иисуса Христа, великого Бога нашего! Прежде совершал Он премногие чудеса и благодеяния злодеям и убийцам Своим; теперь смотрите, что творит Он ученикам Своим! Преклонив Свои пречистые колени, Он, перед Которым склоняются небо, земля и преисподняя, Он, Которому Херувимы предстоят с ужасом, Серафимы, закрывая лица свои, и все Силы бесплотные раболепно повинуются, — наклоняется пред прахом подножия ног Своих, исполняет самое последнее, нижайшее служение: омывает ноги учеников! О, Владыка вселенной! Чудно это дело Твое больше всех дел Твоих! Вонми, небо, и внуши земле: созовите ныне обитателей ваших и смотрите на Творца своего, Который словом привел вас из небытия в бытие! Ныне Господь умывает ноги рабов Своих и Создатель преклоняет колени перед созданием. «Начат умывати ноги учеником... Прииде же к Симону Петру...» Но Петр стал сопротивляться, он ужаснулся душой, умилился сердцем и потому со слезами и рыданием сказал: «Господи! Ты ли мои умывши нозе?» Как Ты прикоснешься к ним Своими пречистыми руками, которыми отверзал очи слепых, исцелял прокаженных, воскрешал мертвых? Но Господь остановил Петра: что ты делаешь, Петр? Зачем прекословишь Создателю твоему? «Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумевши же по сих» (Ин. 13; 6-7), когда Я восприиму смерть, воскресну из гроба, вознесусь на небо и сяду одесную Отца Моего, где был Я и прежде. Пред лицем Моим трепещут небо и земля, а ты, Петр, стоишь предо Мной без страха, с дерзновением прекословишь Мне, когда Небесные невидимые Силы со страхом и трепетом предстоят Мне и благоговейно исполняют Мои повеления? Ты осмеливаешься сказать: «Не умывши ногу моею во веки» Неужели ты еще и теперь не вразумился? Разве забыл ты слова, некогда сказанные тебе: «иди за Мною, сатано?» (Мф. 16; 23). Но знаешь ли, что если не умою ног твоих, то «не имаши части со Мною» — ты больше не ученик Мой? Что сказал на это "теплый и горящий"? Воспрянул со словом, скорый как молния: «Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу!» (Ин. 13; 9). Видно, страшно показалось ему быть отлученным от пресладкого Учителя, ибо знал, что Он есть Сын Божий, Свет миру, Жизнь и Воскресение всех. Не позволял он Учителю своему умыть ноги себе по причине горячей веры своей, но скорый на сопротивление, скор был и на послушание, ибо то и другое было в нем от великой любви. Когда возлежал Господь на последней вечере с учениками Своими, Он, «приемь... хлеб и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И приемь чашу и хвалу воздав, даде им, глаголя: пиите от нея ecu, сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26; 26-28). О сладчайший Иисусе, Царю всесвятый! Ты даровал ныне нам спасительную вечерю в воспоминание пречистых Твоих страданий, — вечерю, которой многие цари и пророки желали бы сделаться причастниками, вечерю бесценную, дивной премудростью и светом Трисиятельного Божества сияющую. Поистине это великая и таинственная вечеря: на ней закалается Агнец Божий за всех верных и приносится в жертву Богу Отцу Своему. О святая и преблагословенная вечеря, на которой предлагается небесная и бессмертная манна! И блажен тот, кто вкусит ее сладости: он жив будет вовеки! Даровал нам Господь вкусить сладости манны небесной, этого хлеба, для Ангелов вожделенного, хлеба небесного, хлеба живота вечного. Иудеи часто хвалились манной, которой отцы их питались в пустыне. Но Господь сказал им: «отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша», но кто будет с верой вкушать хлеб, который Я дам ему, тот «не умрет, но жив будет во веки» (Ин. 6; 49-51). Есть и ныне между нами много таких неверующих: это новые фарисеи — лицемеры. В гордости своей они обезумели, дерзают возражать Господу, а верных учеников Его поносят, и вслед за иудеями зловерными говорят: "Как может быть в хлебе Тело Сына Божия, а в вине — Кровь Его?" Ты же, православный воин Христов и Сын Церкви Сионской, так должен спросить у злочестивого хулителя Святых Таин: "Может ли Бог совершить что-нибудь выше сил и разума человеческого?" А когда он ответит: "Конечно может", то ты скажи ему: "Почему же Он не может дать Плоть Сына Божия в снедь? Что для тебя неудобно, то для Бога весьма удобно и возможно. Если мне не веришь, спроси у Ангела, и он тебе скажет: «не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лк. 1; 37). «Той рече и быша — произошло все видимое и невидимое. Словом Господним небеса утвердишася» (Пс. 32; 6). Тем же словом Божиим претворяются хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы для причащения верных. Христос, Сын Божий, как все исполняющий, и по земле ходил, и на кресте страдал, и во гробе возлежал, но в то же время и в преисподнюю сходил, ад разрушал, пленников его освобождал. Но со Отцем никогда не разлучался, а всегда был во славе Его. То же самое Тело Сына Божия приносится на престол и раздается верным; хотя и делится, но остается целым; хотя с нашим телом совокупляется, но от Христа не отделяется и само не умаляется; с немощными пребывает, а само не болезнует; приемлющих укрепляет, а само не изнемогает. Если тебя удивляет, как это Христос и на небе, и на жертвеннике один и тот же, то дивись и тому: как это солнце в одно время и нас здесь освещает и согревает, и на небе светит, одно и то же оно и на небе и на земле, и на востоке и на западе, и во всех странах мира? Если таковы свойства и действия твари, то тем более Творец везде действует властью Божества Своего. И потому Христос в одно и то же время присутствует и на небе, и на земле в Пречистых Таинах, как Всемогущий и Всесильный. Еще: если ты дивишься тому, как во многих частицах пребывает единый и целый Христос и всем верным равно подается, то удивляйся и тому, как это мой голос и у меня в устах, и в ваших ушах один и тот же. Если таково свойство твари, то что сказать о Творце? Когда разобьется зеркало на многие осколки, почему образ человека в зеркале не раздробляется, но во всех осколках отражается весь, как и в целом зеркале? Как от одной свечи ты можешь зажечь тысячи свечей и свет первой свечи от этого не убавится? Разумей все это, маловерный, и не испытывай непостижимого Таинства, но только принимай его с верой и воздавай благодарение Страшному и Всемогущему за неисповедимые Дары Его". Мы же, христолюбцы, будем веровать несомненно и удивляться премудрым судьбам Божиим — тому, как со делал Господь спасение наше. Сам Господь наш Иисус Христос, истинный Бог, узаконил эту Безкровную Жертву, самое преславное чудо из чудес Его, а верным Ему — отраднейшее утешение. Зная это, возлюбленные, не возгордимся таким великим даром Божиим. Не умедлим приступить к нему, но и не дерзнем принимать его недостойно. Молю вас, возлюбленные, пусть каждый из вас сначала испытает свою совесть, а потом приступает. Говорю это не для того, чтобы вы совсем не приступали, но для того, чтобы приступали со страхом и верой. Причащаться без рассуждения о величии Дара — беда, а не причащаться этой трапезы — голод и смерть. А я, недостойный, желаю вам и исправления жизни, и причащения Святых Таин, и после этой временной жизни вечного соединения со Христом. Аминь. (Из древней рукописи "Статир" по изданию протоиерея И. Яхонтова) Оглавление 571. Что претерпел за нас Господь наш? «Вси проходящии путем, обратитеся и видите: аще есть болезнь, яко болезнь Моя?» (Плач. 1; 12). Христос Спаситель наш собирает нас под крест Свой, чтобы мы могли видеть, какие болезни претерпел Он ради нас, грешных: «обратитеся, — говорит Он устами святого пророка Иеремии, — и видите: аще есть болезнь, яко болезнь Моя?» Но кто измерит, кто постигнет всю тяготу крестных страданий нашего Господа? Остановим наше благоговейное внимание хотя бы на некоторых событиях из истории Его спасительных страданий. Начало болезней Христовых было еще в Гефсиманском саду: еще там Он начал скорбеть и тосковать, начал ужасаться и говорить: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мк. 12; 33-34). Там молился Он с воплем крепким Отцу Своему, там видны были капли пота Его, «яко капли крове каплющия на землю» (Лк. 22; 44). Там вооруженные оружием и дрекольем слуги фарисейские, как волки лютые, бросились на Него, Агнца Божия, связали Его и повлекли на заклание вольное. Из сада Гефсиманского привели Его к первосвященнику Анне, и здесь Он, Архиерей вечный, прошедший небеса, предстал перед злочестивым архиереем, связанный по рукам и ногам как злодей, здесь заушен был в ланиту от последнего слуги, и исполнилось тогда на Нем пророческое слово: «покры срамота лице Мое» (Пс. 68; 8). Анна послал Его к Каиафе, где уже собрались все книжники и фарисеи, «вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс. 2; 2), где эти алчные львы с нетерпением ждали своей давно желанной добычи, и —какой язык изречет, какие уста в состоянии поведать, сколько претерпел страданий в этом мучилище Иисус Христос? Воистину там мог Он сказать о Себе пророческое слово: «ищущии злая Мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз оке яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст Своих...» (Пс. 37; 13-14). Когда все лжесвидетельства против Него оказались бессильными, тогда встал со своего места сам беззаконный судья, сам заклинал Его, сам судил, и свидетельствовал, и Невинного признал повинным смерти. И лишь только вышло из его богомерзких уст это лукавое слово: «повинен есть смерти», как нечестивые воины схватили пресладкого нашего Господа Иисуса, отвели Его во двор и там всю ночь издевались над Ним: били по пречистому лицу Его руками, оскорбляли Божественный слух Его ругательствами, плевали в Его Божественные очи... И сбылись на Нем слова пророческие: «плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний» (Ис. 50; 6). Поистине достойно удивления: как Силы Ангельские, взирая на все это, не поразили беззаконных Иудеев? Как земля не поглотила их, подобно тому, как поглотила она Дафана и Авирона? Или огонь не сошел с неба и не истребил их подобно тем воинам, которые пришли взять пророка Илию? Но не было на это изволения Божия, потому что в предвечном совете Божием было предопределено пострадать за мир Сыну Божию. Но и это все было только преддверием более тяжких страданий Христовых. Лишь только солнце показало лучи свои, как старцы и книжники Иудейские повели Господа к Пилату, чтобы тот осудил Его на распятие. Пилат увидел злобу Иудеев, не раз пытался отпустить Христа, не раз заявлял им: «аз не обретаю в Нем вины», но в ответ слышал только неистовые крики: «распни, распни Его!» Тогда Пилат подвергает Его бичеванию. И вот с Него совлекают одежды, и Он, краснейший паче сынов человеческих, стоит весь обнаженный среди этих беззаконников, и сбывается на Нем слово пророческое: «Аз на раны готов» (Пс. 37; 18). Его привязывают к столбу, бьют бичами до тех пор, пока, по пророчеству Исаии, «от главы и до ногу (не остается) в Нем целости» (Ис.1; 6). Его венчают тернием, ударяют тростью по главе, преклоняют пред Ним колени и насмехаются... Наконец Пилат передает Его Иудеям на распятие. О, как возрадовалсь тогда злоба Иудейская! Вот когда было бы прилично повторить слово пророка Иеремии: «Отерзоша на Тя уста своя ecu врази Твои, позвиздаша (свищут) и поскрежеташа зубы своими, и реша: поглотим Ю: обаче сей день, егоже чаяхом»—только этого дня мы и ждали, и дождались наконец (Плач. 2; 16). С какой поспешностью готовят они крест, гвозди, молотки, лестницы, веревки, губу, оцет, желчь... С каким злорадством возлагают они крестное древо на Христа, уже кровью истощенного и от бесчисленных ударов изнемогшего, от холода трясущегося, и гонят они Его, и сами поспешно идут на Голгофу; и идет Он, новый Исаак, неся Сам на Себе древо Свое, и падает в изнеможении под этой ношей — Тот, Кто небо и землю держит дланью, и нуждается в помощи Симона Киринеянина Тот, Кто легко исполняет всякое прошение наше. Но вот и Голгофа. Воины водрузили крест, подняли на него Господа, пронзили руки и ноги Его острыми гвоздями. Кто постигнет эту муку нестерпимую? Но и тут еще не конец Его страданиям: Ему подают на трости оцет, с желчью смешанный, над Ним ругаются и, кивая главами своими, кричат Ему: «э, разоряли церковь и треми денми созидаяй, спасися Сам!..» (Мк. 15; 29). Какие страдания человеческие могут сравниться с этими страданиями Христовыми? Соберем ли все страдания всех святых мучеников? Но и их страдания в сравнении с болезнями Иисусовыми — то же, что прах мелкий против всей тяжести земной. Ведь они страдали Его же благодатью подкрепляемые, а Он Сам говорил о Себе: «ждах соскорбящаго... и не обретох» (Пс. 68; 21), Он к Самому Отцу Своему вопиет: «Боже Мой, Боже Мой, векую Мя ecu оставил?» (Мф. 27; 46). Кроме того, ведь Он предвидел тогда, кто и какие муки за Него будет терпеть, и Он все эти муки тогда на Себе чувствовал, за всех страдал, чтобы для всех исходатайствовать у Отца Своего благодать терпения в этих муках. И от кого же Он предан был на эти страдания? От одного из двунадесяти учеников Своих, которого Сам избрал на апостольство, которому наравне с другими апостолами дал власть "целити всяк недуг и всяку болезнь", которому наравне с другими вчера ноги умыл... Поистине Он мог с Давидом сказать Своему предателю: «аще бы враг поносил Ми, перетерпел бых убо... ты же... знаемый Мой, иже купно наслаждался ecu с Мною», не только брашен гибнущих, но и бессмертной Моей трапезы причастником был (Пс. 54; 14-15). А кто те, которые так бесчеловечно мучили Его? Это — народ избранный, это дети тех, которых Он же питал манной в пустыне, которым дал землю, текущую медом и млеком, о которых Сам Он говорил: «несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому Израилева» (Мф. 15; 24). Какая мука, какая болезнь может быть больнее такой неблагодарности? Воистину Он мог сказать Своим распинателям: людие Мои, что сотворил Я вам? Слепцов ваших Я просветил, прокаженных очистил, мертвых воскресил, отцам вашим в пустыне хлеб ангельский посылал, воду из камня источал... А вы, за все эти благодеяния, воздаете крестом и смертью. «Слыши, небо, и внуши, земле: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» (Ис. 1,2), «и воздаша Ми лукавая за благая» (Пс. 34; 12). «Видите, аще есть болезнь, яко болезнь Моя?» А когда мы, братие, помыслим еще, за кого так пострадал и умер Господь наш, то еще лучше поймем, что нет, не было и не может никогда быть болезни больше болезни Христовой. Слышите ли, что говорит нам возлюбленный ученик Его, вместе с пречистой Матерью Его, стоявший под крестом? «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» (Ин. 3; 16). За мир грешный страдал Господь наш, за врагов Своих пролил Он бесценную кровь Свою, а страдать за врага, умирать за врага — дело от века неслыханное. Плакать нам, окаянным, надобно, плакать неутешно, что грехами своими стали виновны в смерти Христовой, но вместе и радоваться надобно: Господь пролил Свою пречистую Кровь, чтобы нас омыть ею от грехов, Он умер, чтобы нам даровать вечную жизнь. Убоимся же, возлюбленные, как бы нам не оказаться неблагодарными за такие великие благодеяния Господа нашего: ведь тот, кто остается нераскаянным грешником, тот еще раз распинает Сына Божия и уже навеки лишается Его милости. Возблагодарим же Господа, нашего Спасителя, возопием Ему в умилении сердца: Господи, Спасителю наш! Мы простерли руки к плоду запрещенному, а Ты за нас простер руки Свои на кресте; мы вкусили заповеданный плод, а Ты запил его оцетом и желчью. Благодарим Тебя, Господи, и молим: сподоби нас отныне жить для Тебя, умершего за нас, чтобы каждый из нас мог сказать о себе неложно: «живу не к тому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2; 20). Аминь. (Из "Поучительных Слов" Гедеона, епископа Псковского)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.