Меню
Назад » »

Троицкие Листки (50)

223. Братие, пожалеем согрешающих! Когда мы сами согрешаем пред Богом, с каким снисхождением смотрим мы на свои грехи! "Что делать? — так обыкновенно рассуждаем мы тогда. — И рады бы не грешить, да враг попутает — поневоле согрешишь, мы — не Ангелы безплотные, мы — люди грешные, слабые. Бог ведь знает наши немощи и не осудит нас"... Такими рассуждениями мы стараемся заглушить в себе голос совести — судии неподкупного. И обманываем себя и других, думая оправдаться тем пред судом правды Божией! Совсем другое дело, когда мы видим других согрешающих: о, тогда мы являемся строгими ревнителями закона Божия и беспощадными обличителями неправды людской; тогда мы восстаем против греха со всей ревностью и судим согрешившего строже суда Божия: Бог еще щадит грешника, ожидая его покаяния, а мы уже выставляем его на позор людской и — что греха таить? — иногда, под видом сожаления, с тайным каким-то злорадством указываем на его грехи... И вот, этот несчастный грешник, который, может быть, и согрешил-то только по неведению, по увлечению, по недостатку опытности духовной, а иногда и потому, что мы же его натолкнули как-нибудь на грех, — этот, говорю, грешник, не видя к себе ни в ком участия, примечая, как все от него отвращаются с холодным презрением, падает духом и начинает все глубже и глубже втягиваться в смрадную тину греха, и доходит, наконец, до мрачного отчаяния: "Все равно-де уж погибать: прежнего не воротишь!" А кто знает? Если бы мы после первого его падения отнеслись к нему с состраданием, покрыли бы его грех любовью, подали бы ему руку помощи, помогли бы ему встать... Кто знает? Может быть он и встал бы, и опять стал бы добрым человеком, да еще получше нас, черствых сердцем и холодных душою самолюбцев!.. Много может любовь христианская; много бывало примеров, когда братская беззаветная любовь извлекала несчастных грешников из пропасти греха и обращала на спасительный путь покаяния. Вот что рассказывает святитель Христов Иоанн Златоуст в трогательном слове своем к Феодору падшему: "Скажу тебе и во дни наши случившееся, чему сам ты можешь быть свидетелем. Ты знаешь Финикса, Урванова сына, этого юношу, который остался в безвременном сиротстве господином великого имения, множества слуг и поместий. Сперва он, оставив занятие в училищах, сбросил с себя свои блестящие одежды и, облекшись в убогое рубище, пошел в ту пустыню, которая на горах наших. Там показал такое великое любомудрие, какое прилично не только его возрасту, но хотя бы кому из великих и чудных мужей, и удостоился священного сана. Между тем, некоторые развратные люди, посещавшие его по праву родства, успели соблазнить его: юный подвижник вернулся в город и стал разъезжать на гордом коне, окруженный множеством последователей. Разжигаемый пресыщением, он впал, наконец, и в непотребную любовь. Тогда некоторые святые мужи, встречая заблудшего на торжище, подходили к нему и ласково приветствовали. Юноша с высоты коня своего, стороною и как бы мимоходом, разговаривал с ними. Но добрые люди не стыдились сего; они заботились только о том, как бы овцу исхитить от волков; и их терпение увенчалось успехом. Юноша, устыдившись их великого усердия, как скоро видел издалека, что они идут, тотчас сходил с коня, кланялся низко, и в молчании слушал все, что они говорили в наставление ему. Таким-то образом они скоро, по благодати Божией, возвратили его в пустыню. И он так просиял добродетелями, что прежняя жизнь его, сравниваемая с жизнью по падении, совершенно ничего не значит. Но Финикс, быв еще юношей, пал и востал. Другой же некто, после многих трудов, понесенных им в пустыне, достигавший уже старости, сатанинским наваждением впал в плотское похотение. Он явно, без стыда, открыл свою мысль жившему с ним брату. Напрасно сей убеждал его оставить пагубное намерение: пустынник не послушал и ушел в город. Товарищ, издалека идя, наблюдал за ним. Увидев, что он вошел в непотребный дом, и дождавшись, пока тот вышел, он встречает его с распростертыми объятиями, любезно целует, и нисколько не упрекая за сделанный грех, умоляет только, чтоб он опять возвратился в пустынное жилище. Такая великая кротость устыдила падшего: он тотчас очувствовался, умилился — и последовал за товарищем на гору. Там он просит друга затворить его в другой келлии, двери наглухо заключить, подавать ежедневно один хлеб и воду, и всем спрашивающим о нем сказывать, что он умер. Немного спустя случилась страшная засуха; все сокрушались и плакали. Тогда одному из сетующих велено было во сне идти и просить затворника, чтоб он помолился и отвратил бездождие. Отправились несколько человек, но нашли только одного товарища, а о затворнике услышали, что он умер. Думая, что сновидение обмануло их, они обратились к молитве. Сновидение повторилось. Тогда они упрашивали отшельника показать им затворника. "Он жив, а не умер", — говорили все. Видя, что тайна обнаружилась, отшельник приводит своих посетителей к святому затворнику. Разломав стену, все вошли к затворнику, упали к ногам его, рассказывали о своем бедствии и умоляли его спасти от голода. Святой муж сперва отказывался, но потом, будучи не в состоянии переспорить их, помолился, — и Бог послал дождь". Таково было раскаяние падшего пустынника. А что было бы с ним, если бы любящий брат-сподвижник не вернул его опять в пустыню? Может быть он погиб бы в отчаянии... Братие мои! Возненавидим грех, но пожалеем согрешающих! Ведь и сами мы не лучше их — такие же грешники, а... «творяй грех раб есть греха» (Ин. 8; 34). Пока покрывает нас благодать Божия, дотоле этот господин наш — грех — не имеет власти над нами; отступает благодать Божия — и он заставляет грешника творить волю свою... А за осуждение-то ближнего и оставляет нас благодать Божия, и мы впадаем в те же грехи, которые осуждали в ближних своих. Не напрасно один святой подвижник, когда видел согрешающего, всегда говорил сам себе: "Горе мне! Брат мой согрешил сегодня, а я согрешу завтра; он покается, а мне даст ли Господь покаяться — этого еще не знаю!" Пожалеем, братие, согрешающих, вспомним грозное слово Спасителя: «имже бо судом судите, судят вам; и в ню же меру мерите, возмерится вам. Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем не чуеши?.. Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяты сучец из очесе брата твоего» (Мф. 7; 2-3, 5). Не будем, братие, осуждать согрешающих: им — Бог судия! «Ты кто еси судяй чуждему рабу?» — строго вопрошает Апостол Христов. Что тебе за дело до чужих грехов, когда у тебя своих не перечесть? «Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его» (Рим. 14; 4). Он встанет, а ты упадешь; его Бог помилует, а тебя, судию дел чужих, осудит в муку вечную... Пожалеем, други мои, согрешающих: ведь все они братия наши. Помолимся о них Господу теплой молитвой сердечной любви, да обратит их Господь на путь покаяния... Поплачем за них о грехах их, скажем им слово братского вразумления: много может слово любящей души! Кто знает? Может быть наше слово падет добрым семенем в душу согрешившую, может быть оно, согретое нашей любовью, орошенное благодатью Божией, принесет плод покаяния... Кто знает? Силен Бог благословить наше слово доброе; может быть согрешивший умилится сердцем и воздохнет ко Господу в чувстве покаяния... Ах, други мои! Какая радость будет тогда у Господа, у Ангелов Божиих о сем грешнике кающемся! И причиной этой радости будет слово ваше доброе!... Слышите, что глаголет Господь: «...аще изведеши честное от недостойнаго», если сделаешь бесчестного честным, негодного добрым — «яко уста Моя будеши» (Иер. 15; 19). Какая высокая честь, какая награда великая! Вот и Апостол Христов увещевает: «Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти — слышите, други: спасет душу от вечной смерти! — и покрыет множество грехов» (Иак. 5; 19-20). Аминь. Оглавление 224. Благодатное утешение скорбящему Слово скорбящего. «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей!» (Иов. 6; 2-3). «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга... что найти гроб? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода» (Иов. 3; 20-22,24) «...оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» (Ис. 49; 14). «Чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье!» (Иов. 3; 25-26). Слово утешающего. «Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть "? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плач. 3; 37-38). «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2; 10). «Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои» (Плач. 3; 39). «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога» (Лк. 12; 6), «...не упадет на землю без воли Отца вашего» Небесного (Мф. 10; 29). «А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12; 7). «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро» (Плач. 3; 22-23). Слово скорбящего. «За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание» (Иер. 15; 18). «Нет мира в костях моих от грехов моих... я совсем поник, весь день сетуя хожу... я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего!» (Пс. 37; 4, 7, 9). Слово утешающего. «Искушает тебя Господь, Бог твой, чтобы узнать, любишь ли ты Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души» твоей (Втор. 13; 3). «Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь» (Притч. 17; 3) «...Души праведных в руке Божией... хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна безсмертия» (Прем. 3; 1,4). «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай...» (Иов. 5; 17)... «Господь, кого любит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12; 6-7). «Будучи... судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11; 32). Слово скорбящего. Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? ... Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя? (Иов. 6; 11-12) ...сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей... не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле (Пс. 101; 5, 6, 8). Слово утешающего. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12; 11,9-10, 8). Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен (Иак. 5; 11). Слово скорбящего. Господь отдал меня в руки, из которых не могу подняться ...око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою... (Плач. 1; 14,16). Слово утешающего. Близок Господь к сокрушенным сердцем... (Пс. 33; 19). Утешайся Господом... Предай Господу путь твой (Пс. 36; 4, 5). Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя (Пс. 54; 23). И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби (Пс. 9; 10). Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов. 5; 18). Слово скорбящего. Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою! (Пс. 6; 7). Слово утешающего. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью (Пс. 125; 5) ...кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4; 17). При умножении скорбей... в сердце... утешения Божий услаждают душу... (Пс. 93; 19). Слово скорбящего. ...неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?(Пс. 76; 8, 10). Слово утешающего. ...не на век оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей (Плач. 3; 31, 32). Слово скорбящего. ...душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней... я стал как человек без силы... (Пс. 87; 4, 5). Слово утешающего. ...если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4; 16). Взирай на начальника и совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами... (Евр. 12; 2-3) ...Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2; 21). Слово скорбящего. Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня (Пс. 54; 5)... Заступник мой! для чего Ты забыл меня? (41, 10) ...не закрой уха Твоего от воздыхания моего, от вопля моего! (Плач. 3; 56). Слово Господа. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя... Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой... (Ис. 49; 15, 26). Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас (Ис. 66; 13). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас! (Мф. 11; 28). Слово скорбящего. Доколе, Господи... будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать... скорбь в сердце моем день [и ночь ?] (Пс. 12; 2-3). Око мое истомилось от горести (Пс. 87; 10) ...Надо мною прошла ярость Твоя... (Пс. 87; 17). Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня? (Пс. 87; 15). Слово Господа. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприиму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя... (Ис. 54; 7-8). Слово скорбящего. Восстань, что спишь, Господи... Для чего скрываешь лице Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше... Восстань на помощь нам... (Пс. 43; 24, 25, 27). Слово Господа. ..не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис. 41; 10). Слово скорбящего. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. (Пс. 21; 12). Я же беден и нищ... Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли (Пс. 39; 18). Слово Господа. ...не бойся... ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. (Ис. 43; 1-2). Слово скорбящего. Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным... (Пс. 12; 4)... и с печалью сойду... в преисподнюю (Быт. 37; 35). Слово Господа. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет... Веришь ли сему? (Ин. 11; 25, 26). Слово скорбящего. Так Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий (Ин. 11; 27), Ты крепость моя. В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30; 5-6)... да будет воля Твоя... (Мф. 6; 10) ...да будет мне по слову твоему! (Лк. 1; 38)... Ты держишь меня за правую руку... и с Тобою я ничего не хочу на земле (Пс. 72; 23, 25). (Выписки из Священного Писания) Оглавление 225. Священная песнь Богоматери Кто был первый песнотворец новозаветной Церкви? Кто прежде всех новозаветных песнописцев воспел славу и величие Господа, когда Он, Царь Небесный, благоволил приклонить небеса и сойти с небесного Своего престола на нашу грешную землю? Из чьих уст раздалась первая песнь хвалы и славословия Богу — Спасителю грешного рода нашего? Из уст Пречистой и Преблагословенной Его Матери! Она, как древняя оная Мариам, сестра Моисеева, предначала все наши новозаветные хвалебные песнопения в честь Своего Божественного Сына; Она воспела Его милость и правду, всемогущество и святость, еще в то время, когда Он, Господь и Творец неба и земли, восприяв от пречистых кровей Ее человеческое естество, яко младый младенец пребывал в Ее девственных ложеснах! И что это за чудная, поистине Божественная песнь! Как радуется сердце, когда поют ее в церкви Божией! А поют ее почти каждый день, на утрене, пред 9-ю песнию канона (исключая некоторые праздники), поют, предваряя торжественным возглашением: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» — поют с каждением всей церкви и припевают после каждого стиха в честь Самой Составительницы сей песни: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем!» — Неземною радостью радуется душа при этом пении; и так полна радости эта чудная песнь Матери Божией, что, как говорит один пастырь Церкви, и в самые горькие минуты забудешь свое горе, и возрадуешься духом, если только достанет у тебя сил воспеть эту дивную песнь. И это потому, что от великой радости воспета она Самою Матерью Божией, ибо подумайте только, какой радостью было преисполнено сердце Пресвятой Девы Богородицы, когда Она в первый раз воспела эту песнь? Не нашему грешному сердцу чувствовать эту радость: ее могут понимать только Ангелы Божий... Приникнем благоговейным вниманием к глубокому смыслу самой песни; а чтобы лучше уразуметь ее, раскроем Священное Евангелие и послушаем, что благовествует Богоглаголивый Лука о том, когда и по какому случаю Матерь Божия воспела Свою дивную песнь. «Во дни тыя» — вскоре после благовещения Архангела Пресвятой Деве Марии о зачатии и рождении от Нее Сына Божия, — «воставши же Мариам... иде в горняя»— в нагорную страну Иудейскую, иде «со тщанием» (с поспешностью), ибо вся Она, Благодатная, была теперь преисполнена небесной радостью, а кто ж не знает, кто на себе не испытал, как сильное чувство радости побуждает нас поскорее поделиться им с людьми близкими? Ведь от избытка сердца глаголют уста! И с кем ближе всего было поделиться Благодатной Деве Своей радостью, если не с близкой Своей сродницей, праведной женой старца — священника Захарии — Елисаветою, о которой притом от того же Архангела узнала Она, что и ее, всеми поносимую за неплодство, посетил Бог Своею милостью, что и она, Елисавета, теперь зачала во чреве сына, и радуется великой радостью о Боге Спасителе? И вот идет Пресвятая Дева, идет со тщанием в горняя, «во град Иудов», лежавший к юго-западу от Иерусалима; «и вниде в дом Захариин и целова (приветствовала) Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино (лишь заслышала старица Елисавета знакомый голос возлюбленной своей сродницы), взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет...» И открылась тогда пред духовными очами матери Предтечевой тайна, никому из людей еще недоведомая; она познала, кто пришел посетить ее, и от избытка счастия «возопи» (воскликнула) она «гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего: и откуда мне сие (чем заслужила я грешная такую великую честь, такое счастье), да приидет Мати Господа моего ко мне; се бо (ибо вот), яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами (радостным трепетанием) во чреве моем: и блаженна Ты, веровавшая, яко будет (сбудется непременно) все, глаголанное Тебе от Господа!» Глубоко тронула смиренную Деву Марию эта необыкновенная встреча; из уст Елисаветы Она услышала повторение благовестия Архангелова; и вот тогда-то из Ее пречистых уст излилась вдохновенная песнь во славу Бога Спасителя. «И рече Мариам: величит (славит) душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». В Нем едином все Мое счастие, вся радость, все блаженство; Сама Я — раба непотребная, Он — Мой Спаситель: «яко призре» (Он милостиво призрел) «на смирение рабы Своея» (на Мою бедность и ничтожество) «се бо отныне ублажат Мя» (будут благословлять и превозносить Меня как Матерь Божию) «вси роди» (все люди, все народы), все те, кто уверует в Моего Сына и Бога, «яко сотвори Мне величие Сильный» (Он Всемогущий сотворил со Мною великое дело), и да будет «свято имя Его» — слава Ему Всесвятому, творящему дивная чудеса! «И милость Его» — Его несказанное милосердие — изливается и переходит от отцов на детей, от предков к потомкам «в роды родов к боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею» — Он явил силу Своего всемогущества: расточи (рассеял, обезсилил, уничижил) «гордыя мыслию сердца их», надменных своим знанием и происхождением, «низложи сильныя со престол» — смирил гордыню самонадеянных язычников, избрав для совершения спасения уничиженный народ еврейский: «и вознесе смиренныя: алчущия» (сердечно желавших спасения) «исполни благ» — щедро оделил благами Царства Небесного — и богатящыяся (гордо хвалящихся своими мнимыми добродетелями) отпусти тщы (оставил ни с чем). «Восприят» — опять взял под Свое отеческое попечение народ еврейский — «Израиля отрока Своего, помянути милости», исполнив древние обетования, якоже глагола чрез пророков о грядущем Спасителе «ко отцем нашым, Аврааму и семени его» (его потомству); и эта милость Божия продлится ко всем людям отныне и до века! (Изложение Святого Евангелия от Луки (1; 39-56)) Оглавление 226. Рождество Предтечи Господня Иоанна Когда незаходимое Солнце — Христос Спаситель наш благоволил воссиять миру и, приклонив небеса, сошел в святейшее самого неба девическое чрево, надлежало явиться пред Ним деннице — от неплодной старицы Святому Предтече Иоанну, дабы он предвозвестил людям пришествие Господне. И вот, когда исполнилось время чревоношения святой Елисавете, жене священника Захарии, она родила сына в старости своей, подобно тому, как некогда Сарра родила Исаака. Так чудо предшествовало чуду: прежде нежели Пресвятая Дева Мария родила Христа, престарелая Елисавета родила Предтечу Христова, дабы видевшие необычайное по законам природы рождение от неплодной старицы, уверовали потом превышеестественному рождению от безмужной Девы: ибо всемогущая сила Божия, разрешившая неплодство старицы Елисаветы, конечно могла и нетленную отроковицу Марию соделать Матерью, ибо Создателю послушно всякое естество. Когда же Елисавета родила сына, и узнали о том ее соседи и сродники, то все радовались милости Божией, какую явил ей Господь, сняв с нее поношение безчадства. И исполнились тогда слова благовестника Гавриила, который говорил Захарии: жена твоя родит тебе сына, и многие о рождестве его возрадуются. В восьмой день по рождении собрались в дом Захарии священники и другие сродники, чтобы обрезать младенца, и хотели назвать его по имени отца — Захариею, но мать не соглашалась на сие. Будучи супругою пророка и матерью величайшего из пророков, Елисавета и сама была исполнена дара пророческого, и как пророчица желала, чтобы ее сына нарекли Иоанном. Тогда обратились к отцу младенца и знаками стали спрашивать его: как бы он желал назвать сына? Немотствующий Захария попросил дощечку и написал: «Иоанн будет имя ему». И тотчас отверзлись уста Захарии, и разрешился язык его, и он стал говорить, прославляя Бога. И дивились все таким чудесам: дивились тому, что старица неплодная родила сына, и что отец и мать избрали для сына необыкновенное имя, и что по написании сего имени немой отец стал говорить. И был страх на всех живущих вокруг их; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. И все, слышавшие о сем, говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с младенцем, умножая в нем благодать Божию, и охраняя жизнь его. Дошел слух о чудесном рождении Иоанна и до царя Ирода. И вот, когда родился Господь наш Иисус Христос, и Ирод послал в Вифлеем воинов, чтобы избить там всех детей, он вспомнил тогда и об Иоанне, сыне Захарии, и подумал: не он ли будет царем Иудейским? И послал он воинов в дом Захариин; но посланные не нашли там Иоанна, ибо лишь только святая Елисавета услышала, что в Вифлееме началось избиение младенцев, тотчас же взяла свое дитя и убежала с ним в горы соседней пустыни, а святой Захария в то время находился в Иерусалиме, совершая служение во храме по чину среды своей. Между тем, Елисавета, укрываясь в горах, усердно молила Господа защитить ее с младенцем. Раз она увидела издалека воинов, которые искали ее; и воскликнула она к горе каменной, которая была пред нею: "Гора Божия! Сокрой мать и дитя!" И расступилась пред нею гора, и скрылась там святая Елисавета со своим сыном. А воины возвратились к Ироду ни с чем. Тогда Ирод послал к Захарии в церковь сказать: "Отдай мне твоего сына Иоанна!" — Святой Захария отвечал: "Я теперь служу Господу Богу Израилеву, а где мой сын — не знаю". И разгневался Ирод; и послал к Захарии в другой раз с приказанием: если не отдаст он сына своего, убить его самого. И пришли свирепые убийцы, как звери лютые, и говорили со гневом священнику Божию: "Где ты скрыл своего сына? Отдай нам его — так царь повелевает! А если не отдашь, то сам сейчас же умрешь!" — И отвечал им святой Захария: "Вы убьете тело мое, а Господь приимет душу мою!" — и бросились на него беззаконные, и убили его между алтарем и храмом. И застыла его святая кровь на мраморном помосте подобно камню, на вечное обличение Ироду. А Елисавета пребывала в пещере горы той, покрываемая Богом вместе с Иоанном; и появился там для них повелением Божиим источник ключевой воды, и выросла финиковая пальма с плодами, которыми и питались они. Спустя сорок дней после убиения Захарии преставилась и святая матерь Предтечи. А святой Иоанн, питаемый Ангелом, возрастал и хранимый Богом пребывал в пустыне той до дня явления своего Израилю. Оглавление Родина Предтечи Иоанна К юго-западу от Иерусалима, на один час с четвертью езды, в обширной горной лощине, между садов и обработанных полей, красиво расположено селение Айн-Карим (в древности — Горняя, или Горний град Иудов); это — родина Предтечи Христова Иоанна. На том месте, где родился величайший из рожденных женами Пророк, находится теперь францисканский монастырь. Церковь здесь трехпрестольная; левый престол стоит над местом рождения Иоанна Предтечи. Из храма, по восьми мраморным ступеням спускаются в пещеру, где под мраморной доской престола горят шесть неугасимых лампад, а под ними помещена вырезанная из мрамора же звезда с латинской надписью: "Здесь родился Предтеча Господень". Свод и стены пещеры обложены мрамором и покрыты богатой материей, а пол украшен мозаикой. Главный престол храма стоит на том месте, где счастливый старец Захария воспел свою благодарственную песнь: «благословен Господь Бог Израилев...» (Лк. 1; 67 и далее). За монастырем в конце селения виден под тенью смоковниц водоем, называющийся "Источником Марии". Предание говорит, что сюда ходила черпать воду Матерь Божия, когда гостила у Своей сродницы Елисаветы. Невдалеке от этого водоема находились развалины дома святых Захарии и Елисаветы. Ныне в Горней Русской миссией устроены приют для православных поклонников и женская обитель православных, с церковью. (Синаксарь на 24 июня) Оглавление 227. Похвала Златоуста святому апостолу Павлу «Аще хвалитися (ми) подобает, о немощи моей похвалюся» (2 Кор. 11; 30). Видишь ли, что апостол Павел никогда не хвалится чудесами, а всегда гонениями и искушениями? На него ополчались иудеи, восставали язычники, с ним препирались лжебратия, его оскорбляли немощные братия. Везде против него были смятения и возмущения — и от своих, и от чужих. «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть... яко не лгу, — говорит он. — ...языческий князь Арефы царя стрежаше Дамаск град, яти мя хотя» (2 Кор. 11; 31 -32). Смотри же, какова брань, ежели князь ради его стерег город. Когда же говорю о брани, разумею ревность Павлову. Если бы Павел не дышал таким огнем ревности, то не воспламенил бы такого неистовства в областном правителе/Столько терпел и никогда не поколебался, но все, что ни встретится, переносил мужественно, однако же не вдавался безрассудно в опасности и не бежал им навстречу. Смотри, на какое средство согласился он, чтобы избегнуть осады: «...оконцем в кошнице свешен бых». Хотя желал он переселиться из сей жизни, но вместе искал и спасения помощию человеков, чтобы сберечь себя для проповеди. Но и здесь опять все приписывал Богу. Вот славная победа, вот победные знамения Церкви! Так низлагается диавол нашими злостраданиями. Диавол чем больше наводил на Павла опасностей, тем больше был поражаем. Он ввергал его то в труды, то в скорбь, то в страх, то в болезнование, то во все вдруг; но Павел во всем оставался победителем. Не с такой силой множество труб поколебало каменные стены города Иерихона и разрушило их, с какою глас Павлов ниспровергал своим звуком твердыни диавола и, отнявши у него множество пленников, Павел сам вооружал их, составлял из них свое воинство и с помощью его побеждал чудесно. Как лев, рыкающий и испускающий из уст пламень, он для всех был нестерпим. Непрестанно являлся всюду. Приходил к одним, спешил к другим, появлялся у тех, переносился к другим, налетал скорее ветра. И, управляя вселенной, как одним домом или одним кораблем, то извлекал утопающих, то укреплял изнемогающих, то давал приказания пастырям Церкви: всем был все, чтобы всех спасти (25-я беседа на послание 2 Кор.) — и демоны убегали, и болезни удалялись, и где бы только ни показался Павел, — все уступало ему дорогу, и как те, которые много раз терпели на войне поражение, трепещут при одном виде оружия, нанесшего им раны, так точно и демоны удалялись при виде платков и опоясаний Павловых (13-я беседа на послание 1 Кор.). Он все терпел, чтобы только других освободить от зла. И заметь, он претерпел кораблекрушение, чтобы остановить кораблекрушение вселенной; и день пробыл во глубине морской, дабы извлечь людей из глубины обольщения; был в трудах, чтобы успокоить трудящихся; терпел язвы, дабы уврачевать изъязвленных диаволом; сидел в темницах, чтобы сидящих во узах и мраке известь на свет; многократно бывал при смерти, чтобы избавить других от лютой смерти; пять раз получал он по сорок ударов без одного, чтобы избавить от бичей диавольских тех, которые его бичевали, был бит палками, чтобы других привести под жезл Христов; забросан был камнями, чтобы других освободить от бесчувственных камней; был в пустыне, чтобы извлечь из пустыни; был в путешествиях, дабы остановить заблудших и открыть путь, ведущий к небу; подвергался опасностям в городах, чтобы указать горний град; терпел голод и жажду, чтобы избавить от лютейшего голода; был в наготе, чтобы обнаженных грехом облечь в одежду Христову; терпел нападение от народа, чтобы отвести от нападения демонского, был спущен в корзине в окно по стене, дабы поднять поверженных долу... Будем ли еще говорить, когда не знаем всего, что претерпел Павел? Мученик умирает однажды, а сей блаженный одним телом и одной душою претерпел столько бед, что они могут и самую крепкую душу привести в трепет (25-я беседа на послание 2 Кор.). И сей-то Павел, который торжественно восклицает: «благодать Его (Христова), яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся» (1Кор. 15; 10); сей-то Павел, смиренномудрствуя, говорит: «Аз бо есмь мний (меньший) Апостолов, иже несмь достоин нарещися Апостол» (1 Кор. 15; 9). Видишь образец величайшего смирения? Видишь, как Павел уничижает себя, как именует себя самым меньшим из Апостолов! Размысли, кто произнес оные слова? Павел, гражданин небесный, хотя еще облеченный немощным телом, столп Церквей, земной Ангел, человек небесный!.. (Беседа о покаянии). Сей Павел, когда заставляла нужда рассказывать о своих заслугах, касался их слегка; и хотя бы мог написать многие книги, если бы стал распространяться о каждом подвиге, перечислять Церкви, о которых заботился, говорить о темницах и о подвигах своих в них, о подробных обстоятельствах каждого труда, о нападениях на него, однако же не захотел сего (25-я беседа на послание 2 Кор.). Люблю я говорить о сем муже и созерцать красоту его добродетели! Восходящее солнце светлыми лучами не столько озаряет очи мои, сколько лицо Павла освещает мою душу. Солнце озаряет зрение, а Павел восторгает ум к самым сводам небесным. Он возносит душу выше солнца и луны (Беседа о покаянии). О, кто дал бы мне ныне прикоснуться к Павлову телу, прильпнуть ко гробу и увидеть прах того тела, которое носило язвы Господа Иисуса и повсюду посеяло проповедь Евангелия, прах тела, через которое вещал Христос, через которое проглаголал Павел оные вожделенные слова: «молил бых ся бо сам аз отлучен быти от Христа по братии моей...» (Рим. 9; 3), через которое говорил он перед царями и не стыдился! Не столько страшен для нас гром, сколько страшен для демонов голос и даже одежды Павловы. Этот голос связывал демонов, очищал вселенную, прекращал болезни, изгонял пороки, поселял истину, — в этом голосе почивал Сам Христос!.. О, как желал бы я видеть прах этих уст, через которые Христос изглаголал великие и неизреченные тайны, которые изгоняли бесов, очищали грехи, заграждали уста тиранов, связывали язык мудрецов, привели вселенную к Богу!.. Желал бы я узреть и прах этого сердца, которое, не погрешая, можно назвать сердцем вселенной, источником бесчисленных благ. Ибо из этого сердца разливался на все дух жизни. Оно было так пространно, что вмещало в себе целые города, племена и народы, сгорало скорбью о каждом из погибающих, мучилось болезнями рождения о чадах несовершенных... — сердце превысшее небес, пространнейшее вселенной, блистательнейшее лучей солнечных, горячейшее огня, твердейшее алмаза!.. В этом сердце был источник текущий и напояющий не лицо земли, но души человеческие... Оно жило новой, а не этой нашей жизнью, — было сердцем Христовым, скрижалью Духа Святого, книгой благодати!.. Желал бы я увидеть и прах этих рук, — и узы носивших, и через возложение низводивших Духа Святого, и написавших оные письмена: «видите, колицеми книгами писах вам моею рукою» (Гал. 6; 11). И прах этих очей, которые сначала потерпели омрачение, но прозрели для спасения вселенной, еще в теле удостоились видеть Христа; которые смотрели на земное, но не видели его, созерцали невидимое, но не знали сна, бодрствовали ночью! Желал бы я увидеть и прах этих ног, обтекавших вселенную, но не утруждавшихся, ног, которые когда забиты были в колоду, то поколебалась темница, и которые обходили всю землю и несколько раз измеряли ее стопами своими!.. О, как желал бы я увидеть гроб, в котором почивают все эти члены, воистину Христовы — члены, пригвожденные страхом Божиим, носившие на себе язвы Христовы!.. Но, возлюбленные, и Павел был подобострастный нам человек, и у него было то же естество, которое имеем и мы! Только он явил величайшую любовь ко Христу и потому взошел превыше небес и сравнялся с Ангелами... Итак, не дивиться только ему будем и не изумляться только его подвигам, но постараемся, по возможности, и подражать ему, ибо слышите, что говорит он? «Молю... вас, братие, подобии мне бывайте, якоже и аз Христу» (1 Кор. 4; 16), — будем же подражать ему, дабы, по отшествии из сей жизни, сподобиться и нам узреть его и участвовать с ним в неизреченной славе, которую да сподобит Бог получить всем нам, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему же вкупе со Отцом и Святым Духом слава, держава и честь во веки веков. Аминь (32-я беседа на послание к Рим).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar