- 292 Просмотра
- Обсудить
Творение жизни Бог сказал: "да произрастит земля зелень, траву... и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод" (Быт. 1, 11). Затем Бог сказал: "да произведет земля душу живую... скотов... и зверей" (Быт. 1, 24). Отчего в Писании сказано: "да произрастит", а в другом месте: "да произведет"? ...Деревья, растения и плоды ежегодно произрастают, и вследствие того, что семена их каждый год должны оставаться в земле и происходить непременно из нее, и сказано: "да произрастит земля". А что касается животных и зверей, то они только однажды по слову Всемогущего Бога были порождены землей и вновь рождаются уже не из земли, а по естественному преемству друг от друга. Вот почему относительно животных и сказано Создателем: "да произведет земля", то есть раз и навсегда да породит земля животных. "И стало так" (Быт. 1, 24),-говорится в Писании. Слово Всемогущего Бога осуществилось: земля украсилась растениями и животными (40, 755). ...Всемогущему Богу угодно было даровать земле растения, водам же Он даровал рыб и птиц. ...Потому что Он впервые даровал вселенной жизнь через воды, то и повелевает прежде всего водам же и произвести живую природу с той очевидной целью, чтобы ты, возлюбленный, знал, откуда происходит корень жизни. Святитель Иоанн Златоуст (40, 767). Поскольку же Создатель мира по Своей природе есть Жизнь, то и самую природу вод Он сделал матерью плавающих в них и летающих по воздуху. Земле же повелел произвести многообразную природу животных и бесчисленные виды диких зверей. И несомненно. Он произвел все, что Ему было угодно, и превыше всякого умопостижения. Святитель Кирилл Александрийский. Творения, ч. 4, М., 1886, с. 10-11. Когда сказал Бог: "да произведет земля" (Быт. 1, 24), это не значит, что земля производит уже находившееся в ней, но Давший повеление даровал земле и силу произвести (113, 157). "Да произрастит земля зелень" (Быт. 1,11). И земля, соблюдая законы Создателя, начав с ростка, в краткое мгновение времени осуществила все виды возрастания и тотчас довела их до совершенства (4, 73). Как шар, брошенный по наклонной поверхности, катится вниз и не останавливается до тех пор, пока не окажется на плоскости, так и живая природа, подвигнутая одним повелением, совершает равномерные переходы существ от рождения к разрушению, сохраняя единообразную последовательность видов, пока не до стигнет конца. От лошади рождается лошадь, от льва-лев, от орла-орел, и каждое животное, сохраняемое из рода в род, продолжается до скончания вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств животных. Напротив, природа их, как недавно созданная, существует вместе со временем. Святитель Василий Великий (4, 137). Земля все произвела из себя при содействии света и вод. Хотя Бог и без них мог произвести все из земли, однако такова была воля Его и тем хотел Он показать, что все, сотворенное на земле, сотворено на пользу человеку и на служение ему. ...Бог... повелевает земле произвести злаки, и траву, и различные плодоносные деревья. Злаки возникли в одно мгновение, но сразу стали такими, как будто росли месяцами. Также и деревья во время своего сотворения возникли в один день, но по совершенству и по плодам на ветвях казались порождениями многих лет. ...После собирания вод во второй день появились реки, источники, озера и болота, и тогда воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию, породили из себя пресмыкающихся и рыб; в безднах сотворены киты и из воды в то же время взлетели в воздух птицы. Преподобный Ефрем Сирин. Творения, ч. 8, М., 1853, с. 256, 264, 267. Сам Бог наш, прославляемый в Троице и Единице, сотворил небо и землю, и все, что в них, приведя из небытия в бытие все без изъятия: одно-из вещества, которого прежде не существовало, как, например, небо, землю, воздух, огонь, воду; другое же-из этих происшедших от Него (элементов), как, например, животных, растения, семена. Ибо это по повелению Творца произошло из земли и воды, и воздуха, и огня. ...Итак, в начале, как говорит Божественное Писание (Быт. 1, 2), земля покрывалась водами и была "безвидна", то есть лишена украшения. Когда же Бог повелел, произошли вместилища вод и возникли горы, и земля, по Божественному повелению, приняла свое украшение-всякие злаки и растения, в которые Божественное повеление вложило и силу, способствующую возрастанию, и силу питающую и заключающую в себе семя, то есть способную к рождению подобного каждому из них. По повелению же Творца земля произвела и разнообразные роды животных-как пресмыкающихся, так и зверей и домашнего скота. Всех-ради благовременного пользования со стороны человека, но одних-в пищу ему, как, например, оленей, мелкий скот, серн и другое подобное, других же-для служения ему, как, например, верблюдов, волов, лошадей, ослов и другое подобное, иных же-для увеселения, как, например, обезьян, и из птиц: как сорок, так и попугаев, и другое подобное. А также и из растений и трав: одни земля произвела приносящими плоды, другие-съедобными, иные- благоухающими и цветущими, дарованными нам для наслаждения, как, например, розу и другое подобное, иные-для излечения болезней. Ибо нет ни живого существа, ни растения, в которое не вложил бы Творец какой-либо силы, годной для человеческого употребления. Ибо "Знающий все прежде бытия его" (Дан. 13, 42) зная, что человек самовольно нарушит Божественную заповедь и предастся погибели, создал все: и то, что на тверди, и что на земле, и что на водах, чтобы он благовременно пользовался этим. Прежде нарушения Божественной заповеди, конечно, все было послушно человеку. Ибо Бог поставил его начальником над всем, что на земле и в водах. А также и змий был дружествен к человеку больше остальных живых существ, приходя к нему и своими приятными движениями беседуя с ним. Поэтому виновник зла-диавол-через него предложил прародителям самый злой совет (Быт. 3, 1-5). А с другой стороны, земля сама собою приносила плоды, чтобы ими пользовались подчиненные человеку живые существа; и не было на земле ни дождя, ни зимы. После же преступления, когда человек уподобился "животным, которые погибают" (Пс. 48, 13), как только неразумная похоть стала управлять одаренной разумом душой, когда он преступил заповедь Господа, подчиненная тварь восстала против избранного Творцом начальника, и ему было назначено в поте возделывать землю, из которой он был взят. ...Сверх того, после преступления произросло из земли терние-согласно с изречением Господним, по которому даже прекрасная роза имеет шипы,- приводящее нас к воспоминанию о преступлении, из-за которого земля была осуждена прорастать для нас терниями и волчцами. Что это так, должно верить потому, что слова Господа: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт. 1, 28) поддерживают непрестанное существование всего того до настоящего времени. Однако и земля прейдет и изменится. Блажен же наследующий землю кротких (Мф. 5, 5). Ибо земля, которая примет к себе святых, бессмертна. Следовательно, кто мог бы достойно выразить удивление беспредельной и непостижимой мудрости Творца? Или кто мог бы воздать соответствующую благодарность Подателю столь великих благ? Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894, с. 43-74.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.