- 343 Просмотра
- Обсудить
Знаменитый шведский естествоиспытатель и биолог Карл Линней (1707 - 1778) свидетельствовал: "Вечный, Великий, Всеведущий и Всемогущий Бог прошел мимо меня! Я не видел Его в лицо, но Его отражение охватило мою душу и погрузило ее в благоговение! Я тут и там замечал следы Его в Его творениях. Во всех Его делах, даже самых малых и незаметных, какая сила, какая мудрость, какое невообразимое совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа идут друг за другом непрерывною цепью, примыкая к царству растительному, растения сцепляются с царством минеральным, уходящим во внутренность земного шара, между тем как этот шар кружится в неизменном порядке около Солнца, дающего ему жизнь. Наконец, я видел Солнце и все другие светила, всю звездную систему, бесконечную, неисчислимую в своей беспредельности, движущуюся в пространстве, повешенную среди вечной пустоты Первым Непостижимым Двигателем, Существом существ, Причиною причин, Вождем м Хранителем Вселенной, Господином и Работником всякого дела в мире! Итак, справедливо верить, что есть Бог, Великий и Вечный, не порожденный никаким существом, Который сотворил это всемирное дело и водворил в нем порядок. Он исчезает из наших глаз, хотя и наполняет их светом. Лишь одна мысль постигает Его, лишь в этом глубочайшем святилище сокрыто Его величие". О чем говорит естество человека Помимо видимого мира, содержатся причины к богопознанию в самом естестве человека. Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь - конечно, есть и Ты! Ты есть! - природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет, Ты есть - и я уж не ничто! (Державин, ода "Бог") Каждый из нас представляет собой целый космос, хотя сосредоточенный в совсем небольшом, ограниченном телом пространстве. Мы приобщены к удивительному дару жизни, имеем возможность думать, познавать, радоваться, общаться, быть свободными, счастливыми. Естество наше состоит из души и тела, человек находится в точке соприкосновения миров духовного и физического. В само естество изначально вложена способность творить, созидать. Мы несем на себе следы Божественных премудрости и всемогущества. Поэтому человеку так легко и свободно на сердце, когда он обращается с молитвой к Богу. Также, если мы обращаем внимание на свою судьбу, часто можно видеть действия Промысла Божия, т. е. Его заботу о нас. Особенно это бывает в те моменты жизни, на которые мы сами влиять не в силах. Случается, что планирование будущей жизни и желание осуществить свои планы, как потом оказывалось, явно вело к худшему. Но все почему-то поворачивалось вопреки нашей воле, и вдруг нам давалось лучшее. Отсюда верующий познает, что Господь хранит его, ограждает от возможных ошибок и направляет к истинному благу. Несовершенство первого пути Естественное богопознание, как вы видите, сообщает человеку представление о Боге как Творце и Промыслителе. Оно показывает, что Всевышний заботится о нас. И естественное богопознание подводит к необходимости постоянно помнить о Боге, обращаться к Нему с молитвой. Однако оно не способно подать более глубокого знания о Нем. История показывает, что далеко не все, идя путем естественного познания Бога, достигали чистого, истинного знания о Нем. В мире царит грех, он наложил отпечаток и на всю вселенную, и на естество человека. В природе уже нет первичной гармонии, в ней случаются катаклизмы, царит страдание. На всем живом лежит печать старения и смерти. Ум человека постоянно клонится к земному, он мало способен к богопознанию. Что же необходимо для чистого, правильного познания Бога? Сверхъестественное богопознание Как-то древний индийский правитель Ашока проделал следующий эксперимент над группой детей. Он содержал их со дня рождения в полной изоляции от языковой среды. Лица, ухаживавшие за детьми, в их присутствии не произносили ни единого слова. В результате, достигнув сознательного возраста, дети издавали лишь нечленораздельные возгласы и крики. Способность речи органично присуща человеку. Но человек не произнесет слова, пока кто-то извне не раскроет в нем этот дар. Точно так же душе свойственно познавать Бога. Но этот дар важно раскрыть. Никто не имел бы достоверного знания о Боге, если бы Он Сам не открыл Себя людям. "Бога без Бога познать не можем", - говорил святой Тихон Задонский. Одного лишь желания познать Бога и даже стремления к Нему нам недостаточно. Как бы люди ни рассуждали о Небесном Отце, наблюдая окружающий мир, самих себя и судьбы своей жизни, их рассуждения не всегда поднимутся выше уровня жалких догадок. Человек часто уподобляется страннику, шествующему по душной пустыне, томимому жаждой, а о воде знающему только понаслышке. Необходимо, чтобы Сам Бог открыл Себя человеку, напоил его реальным общением с Собой. "Душа никогда не может возвышаться к боговедению, если Сам Бог, снисшед, не коснется ее и не поведет к Себе", - говорил святой Максим Исповедник. Общение с Богом и есть истинное богопознание. Первый шаг к этому общению всегда совершает Бог. Его обращение к человеку называется Божественное Откровение Что же это такое? Божественное Откровение есть особое воздействие Божие на человека, сообщающее верное знание о Боге, о самом человеке и о нашем спасении. Оно называется сверхъестественным, так как его источник - не что-либо сотворенное, но Сам Бог, находящийся превыше какого-либо естества. Только Он может дать людям духовные истины, превышающие познавательные силы нашего разума и относящиеся к спасению человека. Издревле Создатель открывал Себя людям святым, праведным, чья воля была направлена к познанию Его воли. Это библейские праотцы Авель, Енох, Ной, Авраам, пророки Моисей, Давид, Исаия, апостолы Иоанн, Петр, Павел и многие другие. Некоторые из них записали данное им Откровение Божие. Так постепенно из многих книг появилось Священное Писание. Оно записано пророками и апостолами под воздействием Духа Божия. Поэтому Священное Писание называется также Словом Божиим, что оно есть слово Самого Бога, записанное святыми людьми на человеческом языке. Духовные истины Священного Писания, особенно относящиеся к Богу и спасению человека, как вы увидите далее, уникальны, они не имеют аналогов в учении других религий. И это подтверждает, что христианство по сути не могло заимствовать что-либо из плодов творчества человеческого ума. В этом отношении даже Жан Жак Руссо (1712 - 1778) говорил: "Взгляните на книги философов, как они ничтожны против Библии. Возможно ли, чтобы такая удивительная и вместе с тем простая книга была делом рук человеческих?" Божественное Откровение - сердцевина христианства, его корень и чистый исток. О Священном Писании Встречалась ли вам такая книга, которая, сколько ни перечитывай, всегда остается интересной и познавательной? Наверное, даже самый занимательный роман надоест повторением своего сюжета. Великий немецкий философ Кант признавался: "Все книги, которые я читал, не дали мне того утешения, которое мне дало слово Божие". Священное Писание и есть та самая книга, которая, чем больше читаешь, тем все более интересной она становится. Когда умирал английский писатель Вальтер Скотт (1771 - 1832), то он обратился к своему зятю Локхарду со словами: - Сын, принеси мне книгу. В доме была большая библиотека, и смущенный зять переспросил: - Какую книгу, сэр? Умирающий ответил: - Есть только одна Книга. Сын, принеси мне ее. Тогда Локхард понял, что просит писатель. И он принес ему Библию. Слово "Библия" греческое и означает - "книги". Это имя указывает на то, что Священное Писание составляют многие книги, всего их 77. Мы называем их Священными потому, что они написаны по Божественному вдохновению и указывают путь к святости, т. е. высшему духовному совершенству в единении с Богом. Эти книги писались на протяжении более 1600 лет, что составило жизнь 60 поколений. Они писались более чем 40 авторами из всех слоев общества, среди которых цари и крестьяне, военачальники и рыбаки, философы и пастухи, государственные деятели и врачи, поэты и ученые. Писались на разных языках, в различных местах на трех континентах: Азии, Африке и Европе. Но при этом все они говорят об одном: о том, как человек потерял Рай - свое блаженство и счастье, и как к этому Раю можно вернуться. Библия - это не сборник отвлеченных догматов, не свод моральных запретов и правил. Библия - это тайна общения человека с Богом, такая тайна, которая открывается искренно ищущему. Каждый увидит в Библии самого себя, причины своих ошибок и падений, опору своих надежд. Священное Писание - это ключ к раскрытию сокровищ души человеческой. Оно запечатлевает путь к Богу и обретение Бога. "Все здесь написанное заключает в себе великое богатство мыслей… В Писании нет ни одного слога, ни одной черты, в глубине которой не заключалось бы великого сокровища", - говорил святитель Иоанн Златоуст. Поэтому, когда известный француз-вольнодумец Ля Гарп был брошен в тюрьму с ежедневной угрозой смерти, и ему попала в руки Библия, то, прочитав ее, он обратился к Богу, а выйдя из тюрьмы, стал защитником христианской веры. Священное Писание состоит из Ветхого и Нового Заветов, хотя и является единым целым. Ветхий Завет носит подготовительный характер, он повествует об отношении мироздания к Творцу, о потере человеком своего богоподобного достоинства, о скитаниях и поиске утраченного Бога. Ветхий Завет предвещал о грядущем Спасителе и запечатлел первые духовно-нравственные заповеди людям. Сердцем же всего Божественного Откровения является Новый Завет, и прежде всего, Евангелие, в котором запечатлен образ Господа Иисуса Христа, явленный в событиях Его жизни, в Его делах и словах. Только во Христе Бог действительно, во всей полноте явил Себя людям. Слово Евангелие значит благая весть. Это весть о том, что человеку возвращается вечная жизнь, радость, счастье. "В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца" (Р. Бойль). "Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии. Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось. Несколько раз совершит человечество свое кругообращение… несколько мыслей совершит… оборот мыслей… и возвратится вновь к Евангелию, подтвердив опытом событий истину каждого его слова. Вечное, оно вкоренится глубже и глубже, как дерева, шатаемые ветром, пускают глубже и глубже свои корни" (Н. В. Гоголь). "Мне нужен был… непостижимо высокий идеал веры. И, принявшись за Евангелие, которого я никогда еще сам не читал (а мне было уже 38 лет от роду), я нашел для себя этот идеал" (Н. И. Пирогов). "Вы хорошо поступаете, что ищете успокоения в Евангелии, потому что это неиссякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не найдет" (И. Кант в письме Ю. Штиллингу). "Не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством… Во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу" (А. И. Герцен). "И что это за книга, Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в глубинах Вселенной и восходящая до таинственной лазури небес!.. Воистину - это слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только свое человеческое искусство". "Я уже высказался по поводу превращения, которое, по отношению к Божественным делам, произошло в моей душе. Своим освящением я обязан просто чтению одной книги. Книги? Да, это старая, очень старая книга… и эту книгу называют просто Библией. С полным правом ее называют также Священным Писанием" (Г. Гейне). "Новый Завет есть лучшая книга, какую когда-либо знал или будет знать мир" (Ч. Диккенс). Еще один важный момент Необходимо учесть и еще один важный момент. Не все одинаково воспринимают Священное Писание, и не всегда читающий Слово Божие сразу правильно поймет его смысл. По разному к Евангелию относятся человек неверующий, и человек пришедший к вере, тот, кто только хочет познавать Бога, и тот, кто уже стяжал определенные духовные плоды. Нам крайне важно обращать внимание на духовный опыт тех, кто реально достиг богопознания. Ими являются святые. Они просвещены Самим Богом, и значит, поняли истины Священного Писания во всей их глубине. Святые предлагают правильное понимание Слова Божия в своих письменных произведениях - творениях. Изучение духовного наследия святых открывает дверь к верному осмыслению Слова Божия. Насколько трудно понять учебник без учителя, настолько трудно понять Библию без руководства святых людей. "Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие и толкование его - дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь!.. Святые отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его…Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это - мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний" (святитель Игнатий Брянчанинов). Писания святых, а также богослужебное творчество и весь строй православной жизни составляют Священное Предание, которое хранит сам дух и смысл Священного Писания, доносит и усваивает этот дух и смысл каждому шествующему по пути богопознания. Впрочем, вы наверняка теперь задаетесь вопросом: Кто такие святые? Святые - это люди близкие Богу. Они такие же, как и каждый из нас. Но в один момент они серьезно задумались: "Для чего я живу на этом свете? К чему стремлюсь? Где буду потом?" В начале IV века в Сирии жил некий юноша Ефрем. Его родители были бедные, но они искренно верили в Бога. Ефрем отличался раздражительностью, мог из-за пустяков вступать в ссоры, он предавался худым замыслам, но главное, стал сомневаться, что Бог заботится о людях. Однажды Ефрем запаздывал домой и остался ночевать возле стада овец с пастухом. Ночью волки напали на стадо. А утром Ефрема обвинили, что он подвел к стаду воров. Его посадили в темницу. Затем туда бросили еще двоих: одного обвиняли в прелюбодеянии, а другого - в убийстве, причем также безвинно. Ефрем много размышлял над этим. На восьмой день он услышал во сне голос: - Будь благочестив, и уразумеешь Промысл. Перебери в мыслях, о чем ты думал, и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо. Ефрем вспомнил, как некогда со злым умыслом он выгнал из загона чужую корову, и она погибла. Заключенные с ним поделились, что один участвовал в обвинении женщины, оклеветанной в прелюбодеянии, а другой видел тонувшего в реке человека и не помог. Ефрем решил с этой поры изменить свою жизнь. Все трое вскоре были отпущены на свободу. А Ефрем во сне вновь услышал голос: - Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем назирающее. Отныне Ефрем был крайне внимателен к собственной жизни, он много молился Богу и стал святым. Святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога. А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом - их отличие от обыкновенных, светских героев. Последние пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя. Если Петр I, будучи волевым человеком, сокрушался: "Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу", то святые сумели победить себя. Потому что они полагались на Бога. А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн. Святые - это те, кто увидели замысел Божий о себе, и воплотили этот замысел в собственной жизни. Святой Антоний Великий сказал: "Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым, а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, отделяемся от Него по несходству с Ним. Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми, - становимся отверженными от Него". Святые искореняли в собственных душах все злое даже на уровне мыслей и чувств, поэтому их души стали близки Богу. К сожалению, мы пока не можем дать исчерпывающего определения святости. Это понятие станет более ясным при наших дальнейших поисках. Заметим только, что подвиги святых различаются друг от друга. В зависимости от этих подвигов, святых называют по-разному. Например: преподобные - это святые из лиц монашеских, отказавшихся от супружеской жизни и посвятивших себя особым духовным подвигам; праведные - кто прославился добродетельной жизнью в миру и честном супружестве; мученики - кто были мучимы и убиты за свою веру; исповедники - кто страдал, исповедуя веру, но не был умерщвлен; святители - святые из священнослужителей; благоверные - святые из князей, царей, то есть благородных сословий. Мы сказали, что святые были просвещены благодатью Божией, поэтому у вас теперь вполне естествен вопрос: Что такое благодать? Вы наверняка замечали, что у каждого человека есть свой дух. То есть свое особое внутреннее настроение, даже состояние, которое ощущается другими. Это состояние способно влиять на окружающих. Если человек - тяжелого духа, то общаться или даже просто присутствовать рядом с ним тяжело. В качестве примера обратите внимание на следующий отрывок из автобиографической повести австралийского писателя Алана Маршалла: "Когда он (учитель) наказывал ученика, никто в классе не занимался. Мы только смотрели в растерянном молчании, напуганные приступом гнева, который не могли ни понять, ни объяснить. Его покрасневшее лицо и изменившийся голос казались нам свидетельством каких-то страшных замыслов, и мы тряслись от страха на своих партах". Маршалл дает характеристику сельскому учителю, который не отличался любовью к другим, т. е. был явно тяжелого духа. Этот дух, словно холодная, темная энергия, парализует окружающих. Жизнь замирает от соприкосновения с людьми такого духа. А теперь обратите внимание на иной пример из автобиографических описаний митрополита Вениамина Федченкова. Он рассказывает о своей поездке к старенькому батюшке отцу Исидору в Сергиев Посад. Вениамину сопутствовал молодой парень Иван, потерявший руку. Во время пути они успели несколько раз поссориться. Наконец Вениамин попадает к старцу: "…В это время вошел и Иван. Мы только что пред входом раздраженно о чем-то говорили с ним. Но как только он увидел отца Исидора, с ним произошло какое-то чудесное превращение: он улыбался радостно, сделался милым, и с любовью подошел к батюшке. Отец Исидор ласково благословил его. - Садись, брат Иван, садись - спокойно и любезно указал он на стул. Иван сел, все молча, улыбаясь. - Ах, брат Иван, брат Иван! - грустно, сострадающе-ласково сказал батюшка, - как тебя Бог смирил, а ты все не смиряешься!.. Батюшка особенно примечал людей несчастных, выброшенных из колеи жизни, как говорится - потерянных. Какой-то бывший московский адвокат, исключенный не за хорошие дела своею корпорацией, хотел покончить с собой, но был пригрет батюшкой и спасался им. Всякие бедные, нищие из Сергиевского Посада встречали в нем покровителя. Нередко он не в урочное время ходил к ним, чтобы утешить, как-нибудь помочь. Зимою из рук кормил мерзнущих воробьев. Вот к нему-то, как к солнцу теплому, и привел Бог несчастного калеку. И с той поры Иван так привязался к батюшке, что собственно им, можно сказать, и жил. - Я всем лишний, - говорил он мне много, много после, - только один батюшка Исидор любил меня… "Как тебя Бог смирил!" Скажи это я, была бы буря злобы, упреков, ссоры. Но когда это было сказано от любящего сердца отца Исидора, то Иван ни слова не промолвил, только наклонил покорно голову, и улыбаясь, молчал". Так добрый, любвеобильный дух человека способен преображать, оживлять других. Приведенные описания имеют важное значение. Дело в том, что благодать - это тепло Духа Божия. Благодать несет свет, любовь, жизнь всему существующему. Все добрые качества, которые есть у людей, вся светлость, чистота и благородство их духа - только малое отражение величия Духа Божия - Его благодати. Само слово благодать означает благой, добрый дар, потому что Бог подает только доброе. И светлые качества духа людей - это также Его, Божий дар. Благодать - это спасительная сила, энергия Божия, которая подает людям жизнь, радость, внутреннюю крепость. А что необходимо для принятия благодати? Ищи Господа Великий русский святой Серафим Саровский (1759 - 1831) сказал: "Ищи Господа, но не испытывай, где Он живет". Эта мысль проходит сквозь все духовное наследие Православия. Жизнь не будет иметь полноценного смысла, пока душа не найдет Бога, не вступит с Ним в ближайшее личное общение. Однако обретение Бога не означает нахождение чего-то физического, материального, пространственного. Для богообщения не нужно летать в космос или изобретать сотовый телефон. Что же для этого нужно? Известный старец Силуан Афонский (1866 - 1938) рос в семье православного русского крестьянина. Отец любил оказывать гостеприимство странникам. Однажды к ним пришел неверующий человек и стал спорить о вере. Мальчика особенно поразили его слова: "Где Он, Бог-то?" И будущий преподобный подумал: "Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога". Он повзрослел, и как-то услышал подробный рассказ о жизни уже покойного подвижника Иоанна Сезеновского (1791 - 1839), и о том, какие чудеса происходят на его могиле. Рассказ так глубоко запал в душу Силуана, что он подумал: "Если он святой, то, значит, Бог с нами и незачем мне ходить по всей земле - искать Его". Бог совсем недалеко от каждого из нас. С Ним можно реально встретиться, как это было с каждым святым. Если Он преобразил их души, и они могли познавать Бога, значит, то же самое возможно и в нашей жизни. Но уточним еще один важный вопрос. Существуют ли Пределы нашего познания Всматривались ли вы когда-нибудь вдаль, в горизонт? И наверняка вам известно, что сколько ни приближайся к горизонту, никогда не достигнуть эту линию соприкосновения неба и земли. Так и в постижении Бога невозможно достичь конца. Богопознание составляет то совершенство, которому нет предела. При этом, святые отцы единогласно свидетельствуют: мы можем постигнуть Божии свойства, Его проявления в этом мире, можем приобщиться благодати Господа, но сущность Божия - непостижима. Неизъяснимый, непостижимый! Я знаю, что души моей Воображения бессильны И тени начертать Твоей… (Державин, ода "Бог") Нам открыто, что Бог существует, и Его Собственное Откровение даже указывает, Каков Он. Но никто, нигде и никогда не постигнет и не сможет узнать, что такое Бог в Самом Себе. "Сущность Божия выше всякого ума и выше всякого человеческого ведения", - говорит святитель Василий Великий. Человек не вполне понимает сущности даже материальных вещей. Наши органы чувств улавливают лишь отдельные качества, свойства предметов. Подробное исследование материи открывает, что она делится на молекулы, атомы, электроны, мельчайшие частицы-волны, и далее - бесконечная пропасть неизвестного. Время мы измеряем годами, днями, минутами, оно являет постоянные перемены в мире. Но что есть время в самом себе - никто постичь не может. Если же от нашего ведения ускользает сущность пространственного и временного, то как можно познать сущность Того, Кто - вне пространства и времени? "Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности", - писал святитель Григорий Богослов. Как же Его познать? О Боге Священное Писание говорит, что Его "никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6: 16). Существо Божие навеки останется тайной. Христианин благоговеет пред этой тайной, осознавая величие, святость, неприступность Господа Бога. Может быть, кто-то спросит: если существо Божие непостижимо, то зачем и рассуждать о Нем? Но если нам не выпить всю реку, то неужели не брать из нее воду той мерой, которая соответствует нам? Если невозможно смотреть открыто на солнце, то разве не нужно пользоваться его светом? И когда вы входите в прекрасный сад и не можете съесть всех плодов, то значит ли это, что следует выйти из сада голодными? Тайна непостижимости Бога не означает духовное одиночество человека. Пусть сущность Божия сокрыта от нас, но Сам Он близок каждому человеку, подобно тому, как воздух, хотя и невидим, окружает нас со всех сторон и сообщает кислород, необходимый для жизни. Так и Бог может даровать Свою освящающую силу - благодать любому, кто искренно Его ищет. Именно в этой спасительной силе, в Своей благодати Всевышний открывается человеку. Кто смотрит на небо через малое отверстие и говорит: вижу небо, тот не лжет, хотя видит лишь малую часть неба. Нам не нужно постигать существо Божие или испытывать, "где Он живет", потому что Господь и без этого всего Себя вверяет человеку, вверяет, насколько мы бываем способны Его принять и насколько наше сердце открыто навстречу Ему. Святой праведный Иоанн Кронштадтский (+ 1908) утверждал: "Бог любит тебя больше, чем ты сам себя любишь, и заботится и печется о тебе более, чем ты сам можешь о себе позаботиться. Бог ближе к нам всякого человека во всякое время: ближе моей жены, отца, матери, дочери, сына, друга, ближе моей одежды, ближе воздуха, света, ближе ко мне, чем я сам себе". Господь всегда открыт человеку, дело остается только за самим человеком. Если в комнате - тяжелый, удушливый воздух, необходимо всего лишь открыть окно, и тогда свежий воздух сам заполнит помещение. Паскаль говорил: "Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее". И русский философ Б. П. Вышеславцев утверждал: "Великое познание есть дитя великой любви". Возможно ли понять другого человека, не проявив к нему никакого внимания, сочувствия, любви? Так и Бога познать возможно, только полюбив Его и искренно обратившись к Нему. Мы познаем Бога в той мере, в какой любим Его, и в какой открываем Ему свое сердце. Там, в глубинах сердца находятся причины веры и неверия, познания Бога или полного Его отвержения. Как-то древнегреческий философ Фалес (VI в. до Р. Х.) вышел ночью со старухой наблюдать звезды, но вдруг свалился в яму и стал кричать. А старуха сказала: "Что, Фалес? Ты не видишь того, что у тебя под ногами, а хочешь познать то, что в небесах". Дальше - тайна души человеческой. А чаши суда мы уже вверили вам. "Душа моя, Господи, занята Тобою целый день и всю ночь, я ищу Тебя. Дух Твой влечет меня искать Тебя, и память о Тебе веселит мой ум. Душа моя возлюбила Тебя, и радуется, что Ты - мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе. И хоть в мире все красиво, но ничто земное не занимает меня, и душа жаждет только Господа. Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит как малое дитя, потерявшее мать: - Скучает душа моя по Тебе и слезно ищу Тебя". Преподобный Силуан Афонский Что же такое богопознание и зачем оно необходимо? Какое главное условие познания Бога? Расскажите о двух путях богопознания? Зачем человеку нужно Священное Писание? Почему при чтении Священного Писания важно обращаться к Священному Преданию? Что такое святость? Какое воздействие на человека производит Божия благодать? Как вам кажется, может ли человек, не познавший Бога, быть счастливым? ЧТО БОГ ОТКРЫЛ О СЕБЕ ЛЮДЯМ О, Ты, пространством бесконечный, Живой в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в Трех Лицах Божества! Дух, всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто все Собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем: Бог. (Державин, ода "Бог") Когда мы высказываем что-либо о Боге, необходимо помнить, что Творец бесконечно превосходит все земное. Он - Всевышний, поэтому наши слова и понятия не могут быть в полноте приложимы к Нему. Но Создатель Сам явил Себя людям. И именно поэтому человек способен выражать свои представления о Нем. О Боге мы знаем то, что Он Сам о Себе открыл. Как-то отец Павел Флоренский спросил свою кухарку, простую, необразованную женщину: "Что такое солнце?" Она посмотрела на него с недоумением: "Солнце? Ну так посмотрите, что такое солнышко". Отец Павел остался доволен ответом. Действительно, есть вещи, которые невозможно объяснить, их можно только увидеть. А Бог Сам показал, явил Себя людям. Господь познается в тех Его свойствах, в которых Он проявил Себя в тварном мире. Многие из свойств Божиих в Священном Писании означаются под определенными именами. Давайте обратим на эти имена и свойства Божии внимание. Господь и Владыка К Богу обращаются, именуя Его Господом и Владыкой, признавая таким образом Его верховное господство над Вселенной. В Священном Писании вы встретите и другие имена: Господь Саваоф, то есть Господь небесных воинств, Господь (ангельских) сил, Господь веков, Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих. Бог обладает абсолютным, верховным владычеством над всем существующим. Он также именуется Вседержителем, потому что все содержит в Своей благодатной власти, премудро руководит происходящим и поддерживает порядок во Вселенной. Бог есть Личность "Я верю в Бога, как в Личность", - говорил Эйнштейн. И все, чье сердце коснулось веры, ощущают самой душой, что Бог есть Живая Личность. Вы согласитесь, что личное бытие - это высшее бытие. Только личность способна любить, общаться, заботиться. Личность - самое глубокое и сокровенное явление во всем, что существует. А что не является личностью, то несовершенно и несамостоятельно. Так, самая низшая форма неличного бытия есть вещь - холодный камень. Во всей полноте личен только Бог. Как личность, Он свободно действует, и знает, что и как совершать. Блаженный Августин, встретив в своей жизни эту Высшую Личность, воскликнул: "Господи! Ты коснулся словом Твоим сердца моего, и оно возлюбило Тебя". Благодаря именно тому, что Бог - Личность, люди имеют драгоценную возможность обращаться к Нему в молитве на "Ты". Будучи Личностью, Всевышний открывается человеку как Небесный Отец, Который любит, видит и заботится о нем. Самобытный Возможно ли указать какую-то причину для существования Бога? - Но нет ничего прежде Бога. Если все находящееся во Вселенной не самобытно и когда-то получило начало, то Сам Бог по Своему бытию ни от кого не зависит. В Нем Самом сосредоточено всецелое, самостоятельное, первичное бытие, которое не начиналось и не прекратится. Себя Собою составляя, Собою из Себя сияя, Ты свет, откуда свет истек. Создавый все единым словом, В твореньи простираясь новом, Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек! (Державин, ода "Бог") Поэтому вы не ошибетесь, когда скажете: Бог есть Источник жизни и бытия. Древний пророк Моисей (XIII в. до Р. Х.) однажды увидел куст, который был покрыт огнем и не сгорал (Исх. 3: 14). И вдруг Сам Бог обратился из этого пламени к пророку. "Я есмь Сущий", - сказал Он Моисею. "Сущий" (по евр. "Ягве") значит Существующий, Имеющий бытие, Тот, Кто есть. Только Бог существует самым полным и совершенным образом. Бытие Божие превосходит бытие всего существующего, как и живой человек превосходит свое отражение в зеркале. Весь бесконечный, сложный мир зависит от Создателя. Все обладает существованием только по причастию к Божиему дару жизни. Самобытность Всевышнего в смысле "Я есмь" означает не просто факт Его существования. Это самая суть, смысл всего бытия вообще, живое присутствие Господа в мире. Создатель словно говорит: "Я живу. Я здесь. Я рядом с тобой". Без Бога все будет мертво. "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин. 1: 4), - говорит Священное Писание. А Собственные слова Господа: "Я есмь Сущий" (Исх. 3: 14) и еще "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин. 11: 25) свидетельствуют, что Бог, как самобытная Жизнь, оживляет вокруг Себя все. Бестелесный Можно ли сказать, что Богу присуще тело или что Он имеет в Себе что-либо такое, из чего состоит наш видимый мир? - Но Он есть Дух высочайший, чистейший, совершеннейший. Всевышний чужд всякой телесности, материальности. Поэтому неуместно представлять себе Бога в человеческом образе. И нельзя увидеть Его телесными глазами. Господь не может быть измерен, Его невозможно ни с чем сопоставить или сравнить. Но почему, спросите вы, в Священном Писании иногда говорится, что Бог, например, ходит в Раю, смотрит, слышит, отворачивает лицо, восседает на престоле и тому подобное? - Все человекообразные выражения в отношении Бога употребляются не в буквальном, а символическом смысле. Они приспособлены к уровню нашего сознания, которое не может понять Божественное и невещественное без соответствующих вещественных символов и образов. Как верно замечает святой Иоанн Дамаскин (VIII в.), "все то, что телесным образом сказано о Боге, имеет некоторый сокровенный смысл". Под телесными образами кроется смысл духовных свойств и действий Бога. Так, хождение Бога в раю означает наиболее благодатное Его там присутствие. Восседание на престоле есть образ верховной власти и всемогущества Господа. Обращение на что-либо взора Божия означает Его всеведение и действие Промысла Божия. Слышание Им кого-либо есть принятие молитвы верующего. Отвращение же Его лица значит отъятие спасительной благодати от грешников. Часто, и это вполне естественно, человек, переживая личный опыт познания Бога как Живого Существа, прибегал к земным словам и образам для выражения своего опыта. Вечный и бессмертный Вам известно, что все существующее в мире имеет начало. Оно когда-то появилось на свет. Здесь все быстротечно, стремится к своему завершению. Потому что существа сотворенные зависят от времени. А Творец? - Он - вне времени. Бог вечен и бессмертен, потому что Бог есть всегда. Всевышний не имеет начала, не имеет и конца. "Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог" (Пс. 89: 3). Некий царь часто размышлял о вечности и не мог понять ее. Ему сообщили о мальчике-пастухе, который может давать разумные ответы на вопросы. Царь позвал мальчика и спросил: - Скажи мне, как долго продолжается один миг в вечности? Мальчик подумал и ответил: - В одной стране есть гора из чистого адаманта (легендарный драгоценный камень, отличающийся удивительной прочностью). Она имеет семь верст в ширину, семь в длину и семь в высоту. К этой горе один раз через каждые сто лет прилетает маленькая птичка и точит о нее свой крохотный клюв. Когда птичка источит своим клювом всю эту гору, тогда и пройдет один миг в вечности. Не правда ли, этот миг очень долог? Что же такое вечность Всевышнего? - Это не сумма каких-то промежутков времени или мигов времени, а одно постоянно и неизменно пребывающее настоящее. "У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3: 8). Но, будучи над временем, Бог действует и во времени. Он проявляет Свое присутствие в истории людей. При этом, события истории нисколько не довлеют над Ним, но Сам Он премудро направляет все к определенной цели. Всесовершенный и неизменяемый Нуждается ли Господь в возрастании, укреплении Самого Себя, процессе самопознания? - Но Он есть Высшее Совершенство. Бог не испытывает в чем-либо недостатка, в Нем нет никакой перемены. "Я - Господь, Я не изменяюсь" (Мал. 3: 6), - сказал Он о Самом Себе. Ведь всякое изменение связано либо с усовершенствованием, либо с деградацией уже существующего. Возможно ли подобное во Всесовершенном Боге? "Божество не подлежит превратностям и изменениям, - писал святой Григорий Нисский (IV в. по Р. Х.), - так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться (измениться)". Если в окружающем мире вы видите, что все постоянно растет, стареет, уничтожается, одно сменяет другое, то Бог всегда одинаковый и постоянный. Он не стареет, но Какой был всегда, Такой есть теперь и Таким останется навеки. Однако неизменяемость в Боге не есть неподвижность или замкнутость в себе, о Нем нельзя думать как о застывшем абсолюте. Бог - сама Жизнь, которую невозможно описать с помощью привычных нам понятий "покоя" и "движения". Он есть Жизнь в Самом Себе, и эта Жизнь проявляется вовне. "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1: 4 - 5), - свидетельствует Евангелие. Лучи Божественной Жизни согревают все существующее во Вселенной. Всемогущий Если вы захотите что-то соорудить, то вам понадобится определенный материал. А Создатель? - Он может сделать все, что пожелает и без какого-либо материала. Бог всемогущ, потому что полностью свободен в Своих желаниях и решениях. Некогда в Дании царствовал король Канут, которого называли "великим владыкой морей". Однажды он стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными. Они превозносили могущество короля, говорили, что для него нет ничего невозможного, ибо он всемогущ. Тогда король попросил поставить кресло на краю скалы и сел. Между тем, поднялся ветер, и волны стали с шумом набегать на берег. - Не смей подходить ко мне, море! - грозно крикнул Канут. - Ведь оно должно исполнить мою волю? - спросил царь придворных, которые молча поклонились в знак согласия. - Так подойдите ко мне ближе, друзья. Они подошли. Буря разыгрывалась все сильнее. Придворных разбирал страх. А король будто ничего не замечал. Но вот одна волна так сильно ударилась о берег, что окатила всех водой. Придворные закричали и отскочили назад. - Как вы можете, стоя подле меня, бояться моря? - спросил царь. - Разве не сами вы сказали, что я - повелитель морей и ветров? Придворные молчали. - Я - ваш король, - сказал тогда Канут. А затем, указав рукой к небу, добавил, - А там ваш Бог… Если бы Канут был на самом деле всемогущим повелителем моря, тогда оно повиновалось бы ему. Есть только единый Истинный Бог, Который всемогущ и Которому повинуются и ветры, и моря, и люди, и все Им созданное. Сила Создателя беспредельна. Ничто постороннее не может удержать или стеснить действия Божии. Весь видимый мир - Его творение. "Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось" (Пс. 32: 9). Одно лишь желание Бога о мире стало действенной, всемогущей силой, творящей бытие. Всемогущество Божие проявляется в Его заботе о каждой, даже самой мельчайшей частице Вселенной. Господь управляет стихиями, подает Вселенной устойчивость. "В Его руке душа всего живущего" (Иов 12: 10), и без попечения Всевышнего немедленно истребилась бы жизнь, все потеряло бы гармоничность и стройность. Вместе с тем, Божественное всемогущество не есть произвол. Поэтому будет бессмыслен вопрос: может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? Словно в ответ на подобный вопрос святой Иоанн Дамаскин писал: "Божество все, что хочет, - может, но не все, что может, - хочет". Господь - не только Всемогущество, но еще и Мудрость. Он всегда действует в согласии с разумностью, целесообразностью Своих действий. Но если Бог всемогущ, почему Он терпит зло? - Потому, что даровал человеку свободу и ищет добровольного стремления к правде и добру. Свободная воля - это великий и, одновременно, страшный дар. Свободная воля есть отличительная черта человека, она - и огромная ответственность. Нам дана полная власть: или следовать данному Богом добру или же уклоняться от него. Именно от этого зависит вечная участь человека. Существует такая притча. Однажды люди собрались вместе и, выйдя в поле, сделали вызов Богу: "Если Ты, Бог, есть, то почему в мире царит жестокость, происходят грабежи, насилия, убийства, войны?" И вдруг Бог Сам обратился к ним: "А вам это не нравится?" - "Нет, конечно", - ответили они. "Тогда зачем вы грабите, насилуете, убиваете, воюете?"… Вопрос о несправедливостях среди людей обращен в первую очередь к самим людям. В дальнейшем, этот вопрос будет проясняться на наших страницах. Но часто даже зло Господь обращает во благо человеку. Вездеприсутствующий Один человек, желая испытать веру родственника мальчика, спросил: "Если ты скажешь мне, где находится Бог, то я сделаю тебе прекрасный подарок". Мальчик ответил: "А я сделал бы вам два подарка, если б вы сказали мне, где Его нет!" Всевышний всегда, во всякое время находится везде. Никто, никогда и нигде не сможет укрыться от Него. Потому что нет такого места в мире, где бы Бога не было. "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя" (Пс. 138: 7 - 10). Создатель не подлежит никакому ограничению пространством, но наполняет Собой все. И вернее будет сказать, что Бог существует вне категорий пространства, свободен от всякого ограничения и недостатка. При этом, Господь присутствует на каждом месте не как бы Своей частью, но Сам целиком и полностью. Солнечный свет, освещая и согревая землю, не сливается ни с чем из находящегося на земле. Так и Бог не сливается с тем, в чем присутствует. По замечанию святого Иоанна Дамаскина, "Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто". "Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему Собственному естеству", - писал святой Афанасий Александрийский (IV в.). Как мы уже говорили, сущность Господа запредельна миру. Она не подлежит восприятию. Однако Бог пребывает во всем Своими благодатными, животворными силами - энергиями. Так Он присутствует в каждом атоме этого мира, в Раю и даже в аду, в душах праведников и грешников, только воспринимается теми и другими по-разному. Всеведущий Вы, да и каждый человек постоянно чему-то учитесь, непрестанно узнаете что-то новое. Но возможно ли знать буквально все, что существует или происходит в мире? Может ли кто-то одновременно все слышать и видеть, знать и настоящее, и прошлое, и будущее? Только Бог! Он один знает все, что было, есть и будет. Только Он во всякое время видит и слышит все. "Все обнажено и открыто перед очами Его" (Евр. 4: 13), - говорит Священное Писание. Всевышний знает каждого из нас, причем лучше, чем мы сами себя знаем. Он видит не только, что мы делаем и говорим, но даже что думаем и чего желаем. "Господи! - восклицает пророк Давид, - Ты разумеешь помышления мои издали... и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно" (Пс. 138: 1 - 4). Бог видит каждый шаг человека, проникает в самую глубину его сердца. Вам известна трагическая судьба декабриста К. Ф. Рылеева. За участие в организации восстания 14 декабря 1825 года его приговорили к смертной казни. А знаете ли, что когда он, будучи еще младенцем, сильно заболел, мать молилась Богу о его выздоровлении, и ей было видение? Она увидела, как сын ее выздоровел, стал взрослым, участвовал в незаконных собраниях, проходивших в табачном дыме за закрытыми дверями, а затем - площадь, эшафот, смерть. - Все равно исцели, Господи, лишь бы жил, - молилась она. Очнувшись от сна, мать увидела, что сын выздоровел. Потом все пошло, как было открыто в видении. И когда она увидела эшафот, то вспомнила минувшее откровение, упала на колени пред Богом и произнесла: - Прав Ты, Господи! Господь прекрасно знает судьбу каждого. Бог - вне времени, будущее для Него как настоящее, поэтому Он видит, что мы сами для себя в жизни изберем: лучшее или худшее. Но это не значит, что Он предопределил нас к такому жизненному выбору. Кстати, Рылеев перед смертью принес глубокое покаяние, часто призывал священника для исповеди, Причащения и просто для беседы. Он просил свою жену во всем слушаться священника. "Бог все предвидит, но не все предопределяет, - пишет святой Иоанн Дамаскин. - Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти (наши поступки), но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силой к добродетели". Божественное предвидение человеческих поступков не ограничивает нашу свободу. Ведь и свобода нашего ближнего не нарушается тем, что мы видим его поступки. Вечная жизнь открыта для всех, но не все возлюбят добро и отвергнут зло. Премудрость Святой Антоний Великий, посвятивший всего себя служению Богу, не учился грамоте. Но, как замечали современники, он был удивительно мудр, отличался тонкостью и проницательностью ума. Потому что его мудрость была - дар Божий за чистоту души. Однажды к Антонию пришли два языческих философа, желая посмеяться над ним. Святой догадался, что это за люди и, встретив их, спросил: - Почему столько беспокоитесь вы, философы, для человека несмысленного? Когда же они ответили, что не считают его несмысленным, а напротив - весьма умным, то он продолжил: - Если шли вы к человеку несмысленному, то напрасен труд ваш. А если почитаете меня разумным, то будьте, каков я; потому что хорошему должно подражать, а я - христианин. Философы удалились с удивлением. По свидетельству Священного Писания, в Боге "сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 2: 3). Господь Бог есть Сама Высшая Мудрость. Он - Источник истинного разума, лишь в Боге - осмысленность, разумность всего существующего. Без Бога не было бы не только мудрости, но и вообще какого-либо смысла жизни. Лишь Он один, как Творец всего, в полноте знает смысл и цель всего существующего. Господь премудро управляет Вселенной, заботится о жизни каждого человека, постоянно направляет нашу судьбу к возможности выбрать лучшее, вечное, доброе. Весь видимый мир свидетельствует о мудрости Божией, так что, по слову святого Василия Великого, "одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена". Мудрость земная часто основана на собственном, искаженном, рассудочном знании, она не способна вполне удовлетворить человека. Земная мудрость не познает истину. Лишь Господь Бог "дает мудрость мудрым и разумение разумным" (Дан. 2: 21). В другой раз к святому Антонию пришли также философы, желавшие осмеять его в том, что он не учился в грамоте. Антоний спросил их: - Как скажете: что первоначальнее - ум или письмена? И что чему причиною: ум ли письменам или письмена уму? Когда же они ответили: ум первоначальнее и он изобретатель письмен; то Антоний сказал: - Поэтому, в ком здравый ум, тому не нужны письмена. Ушли удивленными и эти философы. Настоящие мудрость и разум не являются естественными способностями человека, но даруются достойным душам, которые искренно ищут Бога. Таковым Господь подает "сердце разумное, чтобы... различать, что добро и что зло" (3 Цар. 3: 9). Святость Встречались ли вам люди со светлой, отзывчивой, искренней душой? От общения с ними сердце согревается удивительным теплом. Но все, что существует в людях светлого и доброго, не есть только навык самого человека. Мы не можем придумать и доставить своей душе качества, к которым бы она не была предназначена свыше. Добро проявляется в нас лишь по причастию к Источнику Святости - Богу. Господь именуется Святостью, Святыней, Освящением, Благостью, потому что в Нем заключается вся полнота добра и святости. "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!" (Ис. 6: 3) - так, согласно видению пророка Исаии, восклицали ангелы, окружая престол Божий. Святость - это не просто отсутствие зла, а высшая духовная чистота, сияние вечного Божественного света. Поэтому близки друг другу понятия "свят" и "свет". Один лишь Господь Бог свят по естеству, по Своей природе. Он - Источник святости для всего существующего, и все становится свято по приобщению Богу. Свято все, что исходит от Бога или служит Ему: свято имя Его, слово и закон Его, святы храмы Его и люди, которые близки Ему. И святыми мы называем тех, кто стал причастником Божественных благодати и освящения. "Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш" (Лев. 19: 2; 20: 26). Верность Случалось ли в вашей жизни, что вас подводил ваш друг? Человек не всегда способен понять другого и помочь ему. Но есть Тот, Кто не подведет никого, никогда и нигде. Один современный нам работник таможни Василий Е. служил в морфлоте. Как-то их часть оказалась на берегу. Они испытывали батисферу - большой, металлический, пустотелый шар, вверху которого задраивался люк, и который опускался глубоко в воду без всякой связи с берегом и без подачи воздуха. К этому времени Василий и его друг со свойственным молодости легкомыслием выпили и полезли отсыпаться в батисферу. Никто этого не знал, их закрыли крышкой, завинтили все гайки и опустили на глубину. Там они проснулись. Воздуха все меньше, кругом вода, полная тьма. Сами они полусонные, полуживые. Когда Василия призывали в армию, мать сказала ему: "Вася, когда будет тебе плохо там, помяни Господа…" "Да ладно тебе", - ответил он. Но теперь понял Василий, что только Бог может спасти их от гибели. Всею душою он взмолился: - Господи, прости меня , помоги, спаси отсюда! В это время командир воинской части сидел в кабинете на берегу. Он вдруг ясно услышал голос: - Поднять из воды - там люди! Тут же командир отдал по телефону приказ поднять батисферу. Приказ выполнили, отвинтили гайки, открыли крышку - а там два человека. - Ребята, вы живы? - Живы, - ответили они, глубоко дыша свежим воздухом, чувствуя счастье в груди, - Бог спас! Древнему пророку Исаии (VIII в. до Р. Х.), а в его лице и всем людям Всевышний сказал: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя" (Ис. 49: 15). Если верность человека часто слабеет, то Сам Бог верен человеку всегда и везде. Его помощь подобна прочнейшей скале, о которую разбиваются волны скорбей и напастей.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.