Меню
Назад » »

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН / БИОГРАФИЯ

President of Russia
Владимир Владимирович Путин
 
 
 
 
 
Владимир Владимирович Путин (род. 7 октября 1952, Ленинград) — российский государственный и политический деятель; действующий (четвёртый) Президент Российской Федерации с 7 мая 2012 года. Председатель Совета министров Союзного государства (с 2008 года). Второй президент Российской Федерации с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года (после отставки президента Бориса Ельцина исполнял его обязанности с 31 декабря 1999 по 7 мая 2000 года). Имеет юридическое образование. Кандидат экономических наук. Победил на президентских выборах 4 марта 2012 года, набрав 63,6 % (по официальным данным всего 45 602 075 голосов избирателей). 7 марта 2012 года объявлен Центризбиркомом РФ избранным президентом Российской Федерации. 7 мая 2012 года вступил в должность Президента Российской Федерации. Первый человек в истории России, избранный президентом на третий срок, а также ставший президентом вновь, после другого лица. Родился 7 октября 1952 в Ленинграде. Согласно собственному ответу во время переписи населения, русский по национальной принадлежности. Отец Путина, Владимир Спиридонович Путин (23.02.1911 — 02.08.1999) — участник ВОВ (боец 330-го стрелкового полка 86-й дивизии Красной армии, воевал, защищая Невский пятачок, был тяжело ранен), до войны служил на подводном флоте, после войны мастер на заводе им. Егорова. Мать, Мария Ивановна Шеломова (1911—1998), также работала на заводе, пережила блокаду Ленинграда. Его дед, Спиридон Иванович Путин, был известным поваром, готовившим для высших партийных и государственных чинов; ему приходилось готовить для Ленина и Сталина. Владимир был третьим сыном в семье — двое старших братьев, родившихся ещё в тридцатые годы, умерли в детстве. В 2012 году стало известно, что одного из братьев звали Виктором, родился он в 1940 году и умер в 1942 от дифтерита. Похоронен на Пискарёвском кладбище. Второго брата звали Алик (Альберт), и он умер ещё до войны. Семья Путиных жила в коммунальной квартире в Басковом переулке (д. 12) в Ленинграде. Уже став президентом, Путин рассказывал, что ещё с детства он увлекался советскими фильмами о разведчиках и мечтал работать в органах государственной безопасности. В 1960—1965 годах Владимир Путин учился в школе-восьмилетке № 193. После поступил в среднюю школу № 281 (спецшкола с химическим уклоном на базе технологического института), которую он окончил в 1970 году. В 1970—1975 годах учился на международном отделении юридического факультета Ленинградского государственного университета имени Жданова (ЛГУ). В ЛГУ вступил в КПСС. Из этой запрещенной в 1991 году партии не выходил. Во время учёбы впервые встретил Анатолия Собчака, в то время доцента ЛГУ. Тема диплома — «Принцип наиболее благоприятствуемой нации» (науч. рук. Галенская, Людмила Никифоровна, кафедра международного права). В 1975 году закончил юридический факультет ЛГУ. По распределению был направлен на работу в Комитет государственной безопасности. В 1975 году окончил «Курсы подготовки оперативного состава» на Охте («401-я школа»), аттестован младшим офицером (старший лейтенант юстиции) в системе территориальных органов КГБ СССР. После 1977 года работает по линии контрразведки в следственном отделе Ленинградского управления КГБ. В 1979 году закончил обучение на шестимесячных курсах переподготовки в Высшей школе КГБ в Москве и снова вернулся в Ленинград. В 1984 году, в звании майора юстиции, откомандирован на обучение на одногодичный факультет Краснознаменного им. Ю. В. Андропова института КГБ СССР, который окончил в 1985 году по специальности «Внешняя разведка». В КИ КГБ СССР носил «школьную» фамилию Платов, был старостой учебного отделения, изучал немецкий язык. В 1985—1990 годах работал в ГДР. Проходил службу в территориальной разведточке в Дрездене под прикрытием должности директора дрезденского Дома дружбы СССР-ГДР. В течение командировки по выслуге лет повышен в звании до подполковника и в должности до старшего помощника начальника отдела. В 1989 году был награждён бронзовой медалью «За заслуги перед Национальной народной армией ГДР». После окончания загранкомандировки и возвращения в СССР, по словам Путина, добровольно отказался от перехода в центральный аппарат внешней разведки КГБ СССР в Москве. Снова вернулся в штат первого отдела (разведка с территории СССР) Ленинградского управления КГБ. По словам Путина, он дважды подавал рапорт на увольнение из органов КГБ СССР в 1990-х годах после перехода на работу в мэрию Ленинграда. 20 августа 1991 года, во время выступления А. А. Собчака против ГКЧП, Путин написал рапорт об увольнении из КГБ. С начала весны 1990 года основным официальным местом его работы был Ленинградский государственный университет (ЛГУ) им. А. А. Жданова. В ЛГУ Путин стал помощником ректора Станислава Меркурьева (по международным вопросам). Меркурьев позже рекомендовал Анатолию Собчаку Путина как исполнительного работника. С мая 1990 года — советник председателя Ленинградского городского совета Анатолия Собчака. С 12 июня 1991 года, после избрания А. А. Собчака на пост мэра, — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В круг обязанностей Путина на посту руководителя Комитета входили вопросы привлечения инвестиций в Петербург, сотрудничества с иностранными компаниями, организации совместных предприятий. Путин был куратором организации первой валютной биржи в Санкт-Петербурге и способствовал приходу в город нескольких крупных германских фирм. При участии Владимира Путина был открыт один из первых заграничных банков в России — BNP-Drezdner Bank (Rossija). Путин являлся одним из организаторов российско-американских «Игр доброй воли», тогда же он познакомился с крупным американским бизнесменом в сфере средств массовой информации Тедом Тёрнером. С 1993 года глава города Анатолий Собчак на время своих зарубежных поездок стал оставлять заместителем вместо себя Владимира Путина. В марте 1994 года был назначен первым заместителем председателя правительства Санкт-Петербурга, сохранив за собой должность руководителя Комитета по внешним связям. В обязанности Путина как зампреда петербургского правительства входили координация работы и взаимодействие мэрии с территориальными органами силовых и правоохранительных ведомств (ГУВД, Минобороны, ФСБ, прокуратура, суды, Таможенный комитет), а также политическими и общественными организациями. В ведении Путина находились регистрационная палата, а также управления мэрии: юстиции, по связям с общественностью, административных органов, гостиниц. В 1995 году возглавил региональное отделение партии НДР. Помимо Комитета по внешним связям Путин руководил Комиссией мэрии по оперативным вопросам. В качестве основных достижений Комитета по внешним связям при Путине бывший его заместитель, ныне председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров отмечает: Открытие в Санкт-Петербурге первых в стране представительств западных банков. Создание инвестиционных зон «Парнас» и зоны в районе Пулковских высот; первым крупным западным инвестором стала компания «Кока-кола», пустившая в 1995 году первую очередь завода. Завершение укладки волоконно-оптического кабеля на Копенгаген, что позволило обеспечить Санкт-Петербург качественной международной телефонной связью. Создание в 1994 году по инициативе Путина факультета международных отношений СПбГУ. Впоследствии многие из тех, кто вместе с В. Путиным работал в мэрии Санкт-Петербурга (И. И. Сечин, Д. А. Медведев, В. А. Зубков, А. Л. Кудрин, А. Б. Миллер, Г. О. Греф, Д. Н. Козак, В. П. Иванов, С. Е. Нарышкин, В. Л. Мутко и др.) в 2000-е годы заняли ответственные посты в правительстве России, администрации президента России и руководстве госкомпаний. В 1992 году депутатской рабочей группой Ленсовета во главе с Мариной Салье и Юрием Гладковым (так называемой «комиссией Салье») против Путина как руководителя Комитета по внешнеэкономическим связям было выдвинуто обвинение в махинациях в связи с программой снабжения Санкт-Петербурга продовольствием в обмен на сырьё. По утверждению самого Путина, фактически расследования комиссия Салье никакого не проводила, а в «уголовном порядке преследовать было не за что и некого». По мнению Путина, этот скандал часть депутатов Ленсовета пыталась использовать для воздействия на Анатолия Собчака, чтобы тот его уволил. В июне 2008 года, в ходе задержания полицией ряда российских граждан в Испании, внимание некоторых СМИ было вновь привлечено к более ранним публикациям, посвящённым связям Путина в 1990-е с предполагаемым главой «тамбовской» ОПГ Владимиром Кумариным, арестованным в августе 2007 года по обвинению в руководстве данной преступной группировкой. За три года Владимир Путин прошёл путь от заместителя управляющего делами президента до секретаря Совета безопасности. Директор Федеральной службы безопасности РФ Владимир Путин. 1998 год. С августа 1996 года, после поражения Анатолия Собчака на губернаторских выборах, приглашён на работу в Москву в должности заместителя управляющего делами президента Российской Федерации Павла Бородина. В управделами Президента России Путин курировал Юридическое управление и Управление российской загрансобственностью. 26 марта 1997 года назначен заместителем руководителя Администрации президента России — начальником Главного контрольного управления президента Российской Федерации, сменив на этом посту Алексея Кудрина. По словам Путина, результаты проведённой Главным контрольным управлением проверки, связанной с выполнением оборонного заказа, стали одной из причин отставки министра обороны России Игоря Родионова в мае 1997 года. В 1997 году Путин как глава Главного контрольного управления поручил особой комиссии осуществить проверку эффективности работы российского рыболовства. В результате работы комиссии выяснилось: «Вылов в 1997 году 6500 т нерки японскими судами дрифтерным способом (запрещен Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН с 1991 года) и 3300 т этого вида рыбы российскими судами, работающими по научным программам, привел к перелову озерновской нерки и фактически поставил на грань банкротства береговые предприятия Камчатской области, эксплуатирующие её запасы». После завершения работы комиссии в соответствии с её выводами границы у районов рыбного промысла была изменены и за следующее десятилетие вылов нерки вырос в несколько раз — с 2500 до 20000 тонн. 25 мая 1998 года назначен первым заместителем руководителя Администрации президента Российской Федерации, ответственным за работу с регионами. К моменту назначения считался одной из самых влиятельных фигур в Кремле. С 25 июля 1998 года — директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации Своими заместителями Путин назначил генералов Николая Патрушева, Виктора Черкесова и Сергея Иванова, с которыми был знаком по работе в КГБ и в Санкт-Петербурге. Осенью 1998 года Путин провел реорганизацию в ФСБ. За время нахождения Путина на посту главы ФСБ он упразднил управления ФСБ по экономической контрразведке и по контрразведывательному обеспечению стратегических объектов, создал вместо них шесть новых управлений ФСБ. Добился бесперебойного финансирования ФСБ, а также повышения зарплаты сотрудников ФСБ (в этом отношении они были приравнены к сотрудникам СВР и ФАПСИ). С 26 марта 1999 года Путин был назначен секретарем Совета безопасности Российской Федерации, сохранив за собой пост главы ФСБ. К началу мая 1999 года президент Ельцин принял решение о передаче своей власти Владимиру Путину. 5 августа на встрече с Путиным Ельцин сообщил о том, что хочет назначить его премьер-министром страны. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию по экономике под названием «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений (Санкт-Петербург и Ленинградская область)» в Санкт-Петербургском государственном горном институте. Научным руководителем был доктор экономических наук В. А. Федосеев — известный специалист в области экономики минерального сырья. 9 августа 1999 года был назначен первым заместителем и исполняющим обязанности Председателя правительства Российской Федерации. В тот же день в своём телеобращении президент Ельцин назвал его своим преемником. 16 августа 1999 года был утверждён в должности Председателя Правительства 233 голосами депутатов Государственной Думы (84 против и 17 воздержались). Назначение Путина премьером совпало с началом проведения в Дагестане крупномасштабной операции федеральных сил против боевиков, вторгшихся в Дагестан из Чечни. Путин возглавил эту операцию, выступив в качестве энергичного организатора борьбы. К 15 сентября боевики были полностью изгнаны за пределы Дагестана. По мнению историка А.Барсенкова, Владимир Путин выступил в качестве человека, «способного морально и психологически объединить россиян, которые стали связывать с молодым премьером надежды на восстановление стабильности, порядка и постепенное улучшение жизни». О росте популярности Путина свидетельствовал успех поддержанного им нового политического движения «Единство», которое по итогам выборов в Госдуму набрало 23,3 % голосов, заняв второе место. 30 декабря 1999 года в ряде российских изданий была опубликована программная статья Путина «Россия на рубеже тысячелетий», в которой он изложил своё представление о прошлом и о предстоящих перед страной задачах. По мнению Путина, России необходимы сильная государственная власть и консолидация общества. Касаясь экономических проблем, он заявил о необходимости политики, направленной на борьбу с бедностью, обеспечение роста благосостояния населения и повышение эффективности российской экономики. В сентябре 1999 года была осуществлена серия террористических актов — взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске, жертвами которых стали более 300 человек. Согласно приговору Московского городского суда и Верховного суда России, взрывы были совершены карачаевскими и дагестанскими ваххабитами по заказу арабских наёмников Амира Хаттаба и Абу Умара с целью отвлечь внимание российских властей от событий в Дагестане, где в это время шли бои между федеральными войсками и вторгшимися вооружёнными отрядами боевиков из Чечни, которые возглавляли Шамиль Басаев и арабский наёмник Хаттаб (см. Вторжение боевиков в Дагестан). Ядро группировки боевиков, напавшей на Дагестан, составляли иностранные наёмники и бойцы «Исламской международной миротворческой бригады», связанной с «Аль-Каидой». Как отмечают эксперты по вопросам международного терроризма, Хаттаб был тесно связан с международным террористом Усамой бен Ладеном. Журналистка Юлия Латынина полагает, что взрывы домов организовал Басаев. Басаев категорически отрицал свою причастность к взрывам, в том числе в конфиденциальном письме Путину, написанному за 2 дня до захвата заложников в Беслане. В письме он в то же время предлагал, как одно из условий мирной договоренности, возможность «в приемлемой форме» взять эту ответственность на себя. Некоторые считают, что вторжение в Дагестан было организовано и профинансировано входившим в ближайшее окружение Ельцина предпринимателем Борисом Березовским, как полагает журналист Андрей Пионтковский в качестве составной части так называемой операции «Наследник», осуществлявшейся, по его мнению, ельцинской «Семьёй» под общим руководством Б.Березовского. Сайт чеченских сепаратистов Чеченпресс опроверг утверждения о том, что нападение на Дагестан было организовано Березовским и российскими властями Выдвигались версии, согласно которым Путину были выгодны взрывы жилых домов: для поднятия предвыборного рейтинга и обеспечения победы на президентских выборах, создания благоприятного общественного мнения перед вводом войск в Чечню. В частности, в книге Александра Литвиненко и Юрия Фельштинского «ФСБ взрывает Россию» утверждается, что ФСБ произвела подрывы жилых домов с ведома Владимира Путина и Николая Патрушева. Путин охарактеризовал эту версию как бред. 31 декабря 1999 года в связи с досрочным уходом Ельцина в отставку Путин становится исполняющим обязанности президента Российской Федерации. В этот же день Путину были переданы символы президентской власти, в том числе «ядерный чемоданчик». Первым государственным актом, подписанным Путиным на посту и. о. Президента РФ, стал указ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Указ предоставлял бывшим российским президентам (на тот момент таким был только Борис Ельцин) гарантии неприкосновенности. С 26 марта 2000 года избранный президент России. Вступил в должность 7 мая 2000 года. В мае 2000 года назначил на должность председателя правительства России Михаила Касьянова. 24 февраля 2004 года отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, назвав его работу «в целом удовлетворительной». Новым председателем правительства стал Михаил Фрадков. 14 марта 2004 года избран президентом Российской Федерации на второй срок. Вступил в должность 7 мая 2004 года. 12 сентября 2007 года отправил в отставку Михаила Фрадкова, назначив главой правительства Виктора Зубкова. 7 мая 2008 года передал власть избранному президенту, бывшему главе своей администрации Дмитрию Медведеву. За несколько дней до этого Путин занял 2 место в списке Time «100 самых влиятельных людей мира». Как писал кандидат экономических наук Арсений Яценюк, в наследство от ельцинской эпохи Путину досталось потерянное управление страной, клановость, олигархия, внутренние конфликты, сепаратизм, преступность, бардак, война в Чечне, отсутствие места России во внешней системе координат. Во внутренней политике В. В. Путин проводил последовательный и жёсткий курс на централизацию и укрепление вертикали власти. Первым крупным изменением в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган — Государственный совет. Через несколько дней после террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года В. В. Путин объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивировав этот шаг целью усиления борьбы с терроризмом. Согласно одному из опросов ВЦИОМ, это было осуществлено вопреки мнению 48 % опрошенных Также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам. Территориальное представительство в Государственной думе было упразднено, половина членов Совета Федерации стали назначаться губернаторами, в свою очередь назначаемыми президентом. В декабре 2003 года по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия «Единая Россия» (при этом Борис Грызлов стал Председателем Госдумы). Второе, третье и четвёртое места заняли КПРФ, ЛДПР и блок «Родина», соответственно. Победив на выборах и приняв в свой состав большинство независимых депутатов, прошедших по одномандатным округам, всех депутатов от Народной партии и «перебежчиков» из других партий, «Единая Россия» получила конституционное большинство, что позволило ей не считаться с мнением оппозиционных партий. Весной 2005 был принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам. Затем Госдума приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве регионов это право принадлежит «Единой России». Массовый характер принял процесс вступления губернаторов в партию власти. На начало 2007 членами партии являлись 70 из 86 руководителей российских регионов. Членами «Единой России» являются также топ-менеджеры крупных промышленных предприятий, руководители государственных вузов и их структурных подразделений, высшие чиновники федеральных и региональных органов власти. Для кадровой политики Администрации Президента при Владимире Путине было характерно назначение на ответственные посты многочисленных бывших соучеников Путина по университету, сослуживцев по ГДР, коллег по работе в бывшем Ленинграде — и вообще представителей «петербургской команды». В феврале 2006 года заместителем руководителя администрации президента РФ В. Ю. Сурковым была выдвинута концепция суверенной демократии, которая в интерпретации её автора заключается в том, что политика Президента должна в первую очередь пользоваться поддержкой большинства населения в самой России; такая поддержка большинства и составляет главный принцип демократического общества. В качестве положительных результатов политики Путина обычно называются укрепление государственной системы, стабилизация общественно-политической ситуации в России; в качестве отрицательных — утверждается, что произошло подавление гражданских прав и свобод и демократических институтов, ликвидация гражданского общества, сверхцентрализация, усиление бюрократии. Внутренняя политика президента подвергалась жёсткой критике как многими СМИ, так и политическими деятелями, особенно за пределами России. Ряд событий (давление на некоторые СМИ, насилие в отношении ряда журналистов), произошедших в период президентства Путина, некоторые организации трактовали как ущемление свободы слова. По мнению самого Путина, критика его правления объясняется двумя причинами: «Это поддержка тех сил в России, которые некоторые западные политики считают прозападными, а вторая цель — сделать Россию более податливой в вопросах, не связанных ни с демократией, ни с правами человека — разоружение, ПРО, Косово». Динамика естественной убыли и миграционного прироста населения России в 1993—2009 годах, в тыс. чел Подводя экономические итоги пребывания Путина на посту президента России (2000—2008 годы), The Wall Street Journal писал: «Экономика не только вернула себе все позиции, утраченные в 1990-е, но и создала жизнеспособный сектор услуг, который практически не существовал в советский период. В России накоплен третий по объёму золотовалютный запас после Китая и Японии». Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао в 2007 году отмечал: «В последние годы под руководством Президента Путина в условиях социально-политической стабильности экономика страны развивается быстрыми темпами. Жизнь населения улучшается с каждым днем». Главный экономист Всемирного банка по России в марте 2008 года констатировал, что Россия на фоне замедления темпов роста мировой экономики показывает неплохие результаты. Как отметил экономист, Россию можно считать одним из островков экономической стабильности в мире, что отражает качество макроэкономической политики, рост внутреннего спроса, накопленные золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд. В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5,7 %, в 2002 — 4,9 %, в 2003 — 7,3 %, в 2004 — 7,2 %, в 2005 — 6,4 %, в 2006 — 7,7 %, в 2007 — 8,1 %, в 2008 — 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 18 % в 2004), увеличение объёмов потребительского кредитования (за 2000—2006 годы рост составил 45 раз). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %. Индекс развития человеческого потенциала в России увеличился с 0,691 (2000 год) до 0,725 (2005), таким образом по этому показателю Россия вошла в список стран с высоким уровнем человеческого развития. В то же время по результатам международных сопоставлений Россия опустилась с 57 места (доклад 2004 года) на 67 (доклад 2007 года, данные за 2005). Одной из опередивших Россию стран была Белоруссия. С 1999 по 2007 год средняя ожидаемая продолжительность жизни населения России увеличилась с 65,9 до 67,5 лет. В 1990-е годы уровень налогообложения в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово уклоняться от налогов. В 2000-е годы В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3,6 раза (с 54 до 15). Также была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой государственным бюджетом, с менее чем с 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году. В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост. Налоговая реформа оценивается экспертами как один из самых серьёзных успехов В. В. Путина. В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения. Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. В президентском послании Федеральному собранию в 2003 году В. В. Путин поставил задачу добиться конвертируемости российского рубля по текущим и капитальным операциям. К 1 июля 2006 года эта задача была выполнена. В мае 2003 года в Бюджетном послании Федеральному собранию Путин поставил задачу создания Стабилизационного фонда РФ. 1 января 2004 года Стабфонд был сформирован. Основной целью создания фонда являлось обеспечение стабильности экономического развития страны. В 2005 году В. В. Путин объявил о начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов в социально-экономической сфере: «Здоровье», «Образование», «Жильё» и «Развитие АПК»[148][149]. В январе 2008 года В. В. Путин заявил, что нацпроекты более эффективны, чем другие государственные программы. По его мнению, подобного результата удалось добиться благодаря концентрации административного и политического ресурса. В президентском послании Федеральному собранию в 2006 году В. В. Путин объявил о мерах по стимулированию рождаемости в России: увеличение детских пособий, введение «материнского капитала» и т. п. В президентском послании Федеральному собранию в 2007 году Путин обозначил нанотехнологии в качестве одного из наиболее приоритетных направлений развития науки и техники и предложил учредить Российскую корпорацию нанотехнологий. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (Роснано) была учреждена в июле 2007 года специальным Федеральным законом. К 2011 году при участии Роснано было создано 16 новых производств продукции, в которой применяются нанотехнологии. Наблюдалось значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию: с 11 млрд долларов в 2000 году до 115 млрд долларов в 2010 году. Отток капитала из России, составлявший в 1990-е годы в среднем 10-20 млрд долларов, сменился его притоком и составил в 2007 году рекордные 81 млрд долларов США. Средний сбор зерна в России увеличился с 65 млн тонн в 1996—2000 годах до 79 млн тонн в 2001—2006 годах, урожайность зерна повысилась за те же годы на 24 %. Рост производства продуктов животноводства за 2001—2006 годы составил 16 %. Отставание темпов роста производства сельхозпродукции от темпов роста реальных доходов населения привело к увеличению зависимости от импорта продовольствия и мировых цен на продукты питания. В феврале 2008 года эксперты, опрошенные РБК daily, позитивно оценили итоги восьмилетнего развития экономики при Путине. По мнению Госдепартамента США, российская экономика в 1999—2008 годах росла благодаря девальвации рубля, осуществлению ключевых экономических реформ (налоговой, банковской, трудовой и земельной), жёсткой налогово-бюджетной политике, а также благоприятной конъюнктуре цен на сырьевые товары. По мнению редактора отдела экономики «Новой Газеты» Алексея Полухина экономический рост в 2000—2007 годах в значительной мере обусловлен устойчивым повышением мировых цен на углеводородное сырьё.; но нефтегазовая «отрасль фактически исчерпала месторождения с легкоизвлекаемой нефтью и новые проекты — шельфовые, в Восточной Сибири и прочие требуют масштабного финансирования». Несмотря на рост бюджетных доходов всех уровней, по-прежнему не решена проблема развития инфраструктуры, в особенности дорожной, в структуре российского экспорта в 2008 г. доля машин, оборудования, автомобилей составила лишь около 4 %. Американский профессор, занимавшийся ранее исследованием экономики СССР, Маршалл Голдман в начале 2008 года для характеристики экономической модели, построенной при Путине, создал термин «petrostate» («нефтегосударство»): Petrostate: Putin, Power, and the New Russia. В своей книге профессор утверждал, что главный личный вклад Путина в экономическую политику заключался в создании «national champions» (крупных контролируемых государством компаний) и ренационализации основных энергетических активов, следствие чего стало создание нового класса олигархов, которых он называет «силогархами» (от термина «силовик»). В декабре 2008 года экономист Андерс Ослунд заявил, что главным проектом Путина было «развитие огромных, неудобоуправляемых государственных мастодонтов, называемых „национальными чемпионами"» и что последние «задушили большие сектора экономики через свою инерцию и коррупцию, при этом препятствуя диверсификации»[168]. С 2001 по 2004 года доля малых предприятий в ВВП России удвоилась, а в 2007 году их число превысило один миллион. Доля малых и средних предприятий в производстве российского ВВП по состоянию на 2009 год — 21 %. Выступая 2 марта 2009 года на форуме «Стратегия-2020», первый заместитель руководителя Администрации Президента Владислав Сурков, говоря о глубокой рецессии, в которую вошла Россия в конце 2008 года и истоках предшествующего ей роста, сказал: «… когда мне говорят, что во всём виновата Америка, я хочу напомнить, что наш экономический рост — производная от того пузыря, который американцы надували. Мы ведь не заслуживали этот рост». Американский журнал Time назвал президента Владимира Путина человеком 2007 года. Таким образом, российский лидер обошёл среди прочих претендентов бывшего вице-президента США Альберта Гора. «Путин проявил исключительное мастерство в руководстве страной, которую он принял в состоянии хаоса и привел к стабильности»,- заявил ответственный секретарь журнала Times Ричард Стенгел. [править]Взаимоотношения власти и крупных предпринимателей По мнению журнала «The Economist», в 2000 году, после прихода на пост президента, В. В. Путин возможно заключил негласное соглашение с олигархами: правительство закроет глаза на все предшествующие нарушения закона при условии, что олигархи будут вести себя безупречно, что означало отказ от сомнительных сделок, характерных для начала и середины 1990-х. Кроме того, с точки зрения Путина, это означало согласие оставаться вне политики. 28 февраля 2000 года на встрече со своими доверенными лицами Путин озвучил тезис «равноудалённого положения всех субъектов рынка от власти», дав для СМИ термин для обозначения своего нового курса в отношении крупного бизнеса — «равноудаление олигархов». Через четыре дня после инаугурации Путина, 11 мая 2000 года, прошли обыски в главном офисе холдинга ЗАО «Медиа-мост» — компании Владимира Гусинского, который, по мнению некоторых, осенью 1999 года, во время думской предвыборной кампании, посредством контролируемого им телеканала НТВ поддерживал главных политических противников Путина — блок Юрия Лужкова и Евгения Примакова «Отечество — Вся Россия (блок)» (ОВР) (гендиректор НТВ Евгений Киселёв утверждал, что такое мнение о роли НТВ есть распространённое заблуждение); 13 июня того же года сам Гусинский был взят под стражу и помещён в следственный изолятор. По мнению Михаила Горбачева, 20 июля 2000 года в камере Бутырской тюрьмы министр печати Михаил Лесин предложил арестованному Владимиру Гусинскому подписать соглашения, включающие предложение — т. н. «секретный протокол № 6» — прекратить уголовное преследование Гусинского в обмен на передачу им акций телекомпании НТВ Газпрому на предложенных условиях. Экс-президент СССР, председатель Общественного совета НТВ Михаил Горбачев назвал этот факт «вопиющим свидетельством грубого государственного шантажа». В разгар скандала Михаил Лесин заявил о том, что Владимир Путин знал о подписанном в Бутырке «протоколе № 6». В мае 2004 года Европейский суд по правам человека, рассмотрев жалобу Владимира Гусинского, пришёл к выводу, что «лишение свободы Заявителя использовалось в качестве стратегии ведения коммерческих переговоров, и такие институты публичного права, как уголовное преследование и содержание под следствием, не должны использоваться с данной целью». За незаконный арест ЕСПЧ обязал Российскую Федерацию выплатить Владимиру Гусинскому 88 тысяч евро в качестве компенсации судебных издержек. Борис Березовский осенью того же года был вынужден эмигрировать и продать контрольный пакет акций телеканала ОРТ. За долги была передана в собственность «Газпрома» телекомпания НТВ Гусинского, после чего было прекращено вещание ТВ-6 (ТВС) — телевизионного канала Березовского, на который перешла работать группа журналистов НТВ. Основные телевизионные каналы — ОРТ (Первый канал), «Россия» и НТВ стали принадлежать государству или государственным компаниям. 25 октября 2003 года по обвинению в нарушениях, допущенных в ходе приватизации ЗАО «Апатит», был арестован владелец НК ЮКОС Михаил Ходорковский. Уголовное преследование началось вскоре после того, как он заявил о том, что будет финансировать оппозиционные партии — СПС, «Яблоко». 31 мая 2005 года Ходорковский вместе со своим деловым партнёром Платоном Лебедевым был осуждён за мошенничество и хищения в особо крупных размерах, а также за неуплату налогов. В декабре 2004 года, для урегулирования долговых обязательств НК ЮКОС перед государством, была продана принадлежащая ей нефтедобывающая компания «Юганскнефтегаз». После «дела ЮКОСа» практически все нефтяные компании уточнили свои цифры по уплате налогов и стали вносить в бюджет значительно большие суммы. В 2004 году рост сбора налогов составил 250 % от уровня 2003 года. В 2005 году контролируемая государством компания «Газпром» выкупила по рыночной цене (13,1 млрд долларов США) 75,7 % акций нефтяной компании «Сибнефть» — последний крупный актив Романа Абрамовича в России («Сибнефть» была приватизирована в 1996 году за $100 миллионов в ходе залоговых аукционов). К 2008 году капитализация «Сибнефти» (переименованной в «Газпром нефть») увеличилась до 25 млрд долларов США. В результате национализации активов ЮКОСа и «Сибнефти» была значительно увеличена доля государства в нефтегазовой промышленности. Ряд миллиардеров (таких, как, например, Сергей Пугачёв), сделавших своё состояние в 1990-е, согласно сообщениям СМИ, пользовались близостью к путинскому Кремлю. Оценки изменения уровня коррупции в президентство Путина В рейтинге международного агентства Transparency International за 1999 год по индексу восприятия коррупции Россия поделила с Эквадором 82-83-е места из 99 рассмотренных стран. В первые годы президентства Путина индекс восприятия коррупции (ИВК), рассчитываемый международным агентством Transparency International, рос (чем выше этот индекс, тем меньше коррупция с точки зрения внутренних и иностранных экспертов). Так, если в 2000 году он составлял 2,1 балла, то в 2002 году — 2,7 балла, в 2004 году — 2,8 балла. Затем произошло снижение ИВК, который к 2007 году опустился до 2,3 балла. В 2008—2010 годах он колебался в диапазоне 2,1-2,2 балла. А в 2011 году вновь поднялся до 2,4 балла. По данным, опубликованным в сентябре 2007 года, в индексе восприятия коррупции Россия за последний год правления Путина в качестве президента сместилась к концу списка на 17 пунктов (143-му месту в мире). В СНГ, по данным агентства, хуже ситуация с коррупцией была только в Азербайджане и всей Средней Азии. В 2010 году в индексе восприятия коррупции Россия опустилась на 154 место в мире. В 2011 году Россия поднялась до 143 места. По данным опросов, проведённых Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), коррупционное давление на российские предприятия в 2000-е годы снизилось по сравнению с его уровнем в 1990-х годах. По мнению учёного секретаря ИНП РАН Дмитрия Кувалина, это стало следствием, прежде всего, «постепенного наведения порядка в стране, что выразилось в улучшении экономического законодательства, а также в совершенствовании судебной и правоприменительной практики» Существует мнение, что в период президентства Путина уровень коррупции вырос по сравнению с временем правления Ельцина. Согласно исследованию фонда ИНДЕМ, за 2001—2005 гг. объём коррупции в сфере отношений власти и бизнеса возрос почти в 10 раз (с 33,5 до 316 млрд долл., что превышает расходы федерального бюджета России за 2005 г.), бытовая коррупция — выросла в 4 раза, а средний размер взятки увеличился с 10,2 тыс. долл. до 135,8 тыс. долл. за тот же период. По мнению старшего научного сотрудника Института международной экономики им. Петерсона, Андерса Аслунда, «все вокруг Путина абсолютно коррумпированы». В феврале 2008 г. деятель партии СПС Б. Немцов и бывший заместитель министра энергетики России В. Милов опубликовали доклад «Путин. Итоги», где утверждали, что одним из самых негативных итогов президентства Путина стало значительное повышение уровня коррупции. Данная тема получила развитие в ещё двух докладах под тем же авторством: «Путин. Итоги. 10 лет» (опубликован движением «Солидарность» в июне 2010 г.) и «Путин. Коррупция» (опубликован Партией народной свободы в марте 2011 г., в числе авторов также — политик В. Рыжков). По данным Росстата число зарегистрированных преступлений категории «взятничество» выросло с 7 тыс. в 2000 г. до 13,1 тыс. в 2009 г. Некоторые западные предприниматели утверждали, что испытывали затруднения при ведении бизнеса в России из-за ряда законодательных ограничений и действий чиновников. По мнению Сергея Митрохина, во второй срок президентства Путина приобрела актуальность тема «государственного рейдерства». С другой стороны, имеются и противоположные утверждения: к примеру, президент и главный исполнительный директор Cisco Systems Джон Чемберс в начале 2012 года заявил дословно следующее: В настоящее время намного проще заниматься бизнесом в Великобритании, Канаде, России — о которой я никогда не думал, что так скажу, — или Китае. По утверждению «Новой газеты», расследования коррупции в 1990-е годы, включая обвинения в хищении транша (кредита) МВФ в августе 1998 г. (4,782 млрд долларов), не было произведено, а международные расследования саботируются. В частности, по мнению критиков, это проявилось в том, как активно российское руководство выступило в 2001 г. в защиту бывшего управделами Кремля Павла Бородина, обвинявшегося юстицией США и Швейцарии в отмывании денег и разного рода махинациях. Согласно исследованию британской аудиторской компании Ernst & Young, проведенному весной 2012 года, за 2011 год коррупционные риски в России значительно снизились и по многим параметрам стали ниже среднемирового уровня. В исследовании Ernst & Young приняли участие свыше 1500 топ-менеджеров крупнейших компаний из 43 стран мира. Так, если в 2011 году 39 % опрошенных в России менеджеров заявляли о необходимости давать взятки наличными для защиты бизнеса или достижения корпоративных выгод, то в 2012 году таких стало 16 %. Внешняя политика В июне 2000 г. указом Путина была утверждена «Концепция внешней политики Российской Федерации». Согласно этому документу, основными целями внешней политики страны являются: обеспечение надежной безопасности страны, воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире. В 2000—2007 Путин принимал участие в саммитах «Группы восьми» («Большая восьмёрка») на Окинаве (Япония, 2000), в Генуе (Италия, 2001), Кананаскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Си-Айленде (США, 2004), Глениглсе (Великобритания, 2005) Санкт-Петербурге (Россия, 2006) и Хайлигендамме (Германия, 2007). 6—8 сентября 2000 Путин участвовал в Саммите тысячелетия (официальное название «ООН в XXI веке») в Нью-Йорке. В июне 2001 Путин первый раз встретился с Президентом США Джорджем Бушем (младшим) в столице Словении Любляне. В ходе президентских выборов на Украине в конце 2004 российские власти поддерживали Виктора Януковича — кандидата от Партии регионов Украины, выступавшей за экономическое сотрудничество с Россией в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и придание русскому языку статуса второго государственного. Почтовая марка Азербайджана, посвящённая рабочему визиту Владимира Путина в Баку 9 — 10 января 2001 года (2001, 1000 манат) 14 октября 2004, в ходе визита в Пекин, Путин подписал договор о передаче КНР острова Тарабарова и половины Большого Уссурийского острова (всего 337 км²); при этом был начат процесс демаркации границы в данном спорном районе. Территория спорных островов была поделена между двумя странами.. 24 февраля 2005 Путин провёл встречу с Бушем в Братиславе (Словакия), главной темой которой стала ситуация с демократией в России. 25 апреля 2005 в Послании Федеральному Собранию Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой и призвал общество к консолидации в деле обустройства новой демократической России. 9 мая 2005 в ходе торжеств по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Путин и другие мировые лидеры призвали к борьбе с нацизмом XXI века — терроризмом и поблагодарили победителей фашизма[239]. В сентябре 2005 Путин участвовал в юбилейных торжествах по случаю 60-летия ООН. В 2006 году Россия председательствовала в «Группе восьми» («Большая восьмёрка»). 7 июня 2007 года Путин подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира", о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему», который некоторые сочли «открывающим границы для натовских солдат». Ряд деятелей и организаций ставят в вину Путину имевшее по их мнению место ослабление геополитических позиций России, передачу половины спорных островов Китаю, низкие темпы модернизации армии, закрытие некоторых военных баз. Издание Коммерсант, со ссылкой на анонимный источник «в делегации одной из стран НАТО» утверждает, что В. Путин говорил Дж. Бушу во время встречи «Россия-НАТО» в Сочи 5 апреля 2008 года: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство! Что такое Украина? Малая часть её территории — это Восточная Европа, а значительная часть подарена нами!» Оценки президентства (2000—2008) По мнению британского историка, заведующего кафедрой международных отношений Билькентского университета Нормана Стоуна, В. В. Путину «удалось вырвать Россию из исторической тенденции, которая при её продолжении могла привести к распаду России как государства». Президент Института энергетической политики и оппозиционный политик Владимир Милов в ноябре 2007 года полагал, что «почти все реформы, которые он (Путин) начинал, вступив в должность, провалились»: пенсионная реформа, реформа государственного медицинского страхования и льготного лекарственного обеспечения, судебная реформа, реформа местного самоуправления, военная реформа, реформа ЖКХ; а принятие Земельного кодекса, по мнению аналитика, «так и не привело к формированию развитого ликвидного рынка земли», новый же Трудовой кодекс «обернулся проблемами для работодателей». Российский социолог Игорь Эйдман, директор по коммуникациям ВЦИОМ, характеризовал сложившийся окончательно в президентство В. Путина общественно-политический строй как «власть чиновничьей олигархии», имеющий «черты крайне правой диктатуры — господство государственно-монополистического капитала в экономике, силовых структур в управлении, клерикализма и государственничества в идеологии». Директор «Левада-центра» Лев Гудков в январе 2008 года полагал, основываясь на опросах общественного мнения, что за годы путинского правления «события в верхнем эшелоне власти перестали интересовать людей», кроме того, 45 % опрошенных респондентов считают, что «разрыв между властью и народом за последние восемь лет резко увеличился» (36 % полагают, что он остался на прежнем уровне). Вскоре после произнесённой Путиным 8 февраля 2008 года речи на расширенном заседании Госсовета, которую некоторые комментаторы расценили как его «политическое завещание» или конкретизацию «Плана Путина». Журналист Марк Симпсон в «The Guardian» писал, что Путин возродил российское государство и российскую мощь и не боится отстаивать российские интересы. Председатель Правительства (2008—2012) 8 мая 2008 года, на следующий день после инаугурации Дмитрия Медведева, кандидатура Владимира Путина была утверждена Думой на пост председателя правительства России, и был подписан указ о его назначении. 12 мая Путин огласил состав своего нового правительства. Заместителями Путина в качестве Председателя Правительства стали многие сотрудники из Администрации Президента — Игорь Шувалов, Игорь Сечин, Сергей Собянин. 27 мая 2008 года Председатель Высшего государственного совета Союзного государства Беларуси и России Александр Лукашенко назначил Владимира Путина председателем Совета министров Союзного государства.. В ноябре 2010 года В. В. Путин занял 4-е место в рейтинге самых влиятельных людей мира, составленном американским журналом Forbes. 24 сентября 2011 года Владимир Путин на съезда партии «Единая Россия» в Москве согласился баллотироваться в президенты страны на выборах 4 марта 2012 года. «Хочу вам высказать слова благодарности за положительную реакцию на предложение баллотироваться мне в качестве президента России, для меня это огромная честь», — заявил Путин. Собравшиеся стоя приветствовали его овацией. Путин выразил надежду, что после его победы на президентских выборах правительство России возглавит действующий президент РФ Дмитрий Медведев. В ноябре 2011 года Путин занял 2-е место в рейтинге самых влиятельных людей мира, составленном американским журналом Forbes. Главным достижением Путина в 2011 году журнал назвал идею создания к 2015 году Евразийского союза между Россией и рядом республик постсоветского пространства, включая Казахстан, Белоруссию и Украину. 8 апреля 2010 В. В. Путин сообщил, что до 2012 государство выделит не менее 38 млрд рублей на поддержку научных исследований в вузах. Внешняя политика С 2009 года Путин стал выступать за более тесную экономическую интеграцию с Казахстаном и Белоруссией, следствием чего стало создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. В процессе создания Таможенного союза были приняты ряд документов по образцу и подобию ЕС, которые сняли торговые барьеры, существовавшие ранее между странами. Снятие торговых барьеров стимулирует развитие бизнеса и позволяет восстановить производственные цепочки, разорванные после распада СССР. В августе 2011 года на встрече глав правительств трёх стран Таможенного союза была поставлена более амбициозная задача — к 2013 году преобразовать организацию в «Евразийский экономический союз». Путин заявил после встречи: «Это событие поистине огромного межгосударственного и геополитического значения. Впервые после распада Советского Союза сделан первый реальный шаг по восстановлению естественных экономических и торговых связей на постсоветском пространстве». В октябре 2011 года главы правительств России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Молдавии, Киргизии и Таджикистана подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. В день подписания договора Путин заявил: «Принятие договора позволит убрать многие барьеры и сделать новый качественный шаг к развитию наших экономик. Создание зоны свободной торговли означает, что по целым группам товаров мы отменим экспортные и импортные пошлины». Экономический кризис 2008—2010 годов По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Начавшийся в конце мая 2008 года понижающий тренд на российских фондовых рынках, перешёл в обвал котировок в конце июля того же года, вследствие, как полагают некоторые эксперты, заявлений В. В. Путина в адрес руководства компании «Мечел» в июле и военно-политических действий руководства РФ в начале августа (российско-грузинского конфликта). По мнению финансиста Дж. Сороса (февраль 2009 года), «… хотя вторжение в Грузию оказалось успешным и в политическом, и в военном плане, оно вызвало неожиданные финансовые последствия. Капитал побежал из России. Фондовый рынок начал стремительное падение, а рубль стал слабеть. Совпав по времени с мировым финансовым кризисом, последствия войны оказались катастрофическими. Череда margin calls обнажила роковой изъян путинского режима: у бизнеса не было доверия к режиму из-за его произвола. Предприниматели держали деньги за границей, а свой бизнес вели на заемные средства. Margin calls вылились в ряд дефолтов, изменивших экономический ландшафт». В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора». 1 октября 2008 года В. Путин возложил всю ответственность за финансовый кризис на правительство и «систему» США, заявив: «Всё, что сегодня происходит в сфере экономики, финансов, началось, как известно, в США». 31 октября 2008 года председатель правительства В. Путин объявил о возможном сокращении расходов бюджета и госмонополий; дальнейшая поддержка бизнеса должна будет осуществляться преимущественно без дополнительных расходов государства. 8 ноября 2008 года В. Путин утвердил подготовленный в соответствии поручением президента Дмитрия Медведева «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики». 11 декабря 2008 года В. Путин объявил о временном повышении ввозных пошлин на иностранную сельскохозяйственную технику. Эта мера была направлена на поддержку российских производителей сельхозтехники. 19 декабря 2008 года В. Путин объявил о мерах по поддержке автомобильной промышленности, в частности, о субсидировании ставок по кредитам на покупку автомобилей и о помощи автопроизводителям по привлечению финансов. В 2008—2009 годах на фоне экономического кризиса чистый отток капитала из России составил $191,1 млрд долларов США. В начале 2010 года приток капитала в Россию возобновился. 12 января 2009 года, вступило в силу постановление правительства РФ «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», подписанное 5 декабря 2008 года Председателем Правительства В. В. Путиным, которым вводились новые, повышенные, таможенные пошлины на импортируемые в Россию грузовые и легковые автомобили иностранного производства. Решение правительства вызвало массовые акции протеста в городах Дальнего Востока, Сибири и других регионов в декабре 2008 года, которые продолжились в начале января 2009 года, уже преимущественно под политическими лозунгами отставки Путина. 19 января 2009 года В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция — на уровне 13 %, рубль, девальвированный до 35 руб/$. 19 июня 2009 года В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой — социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система. 10 августа 2009 года В. Путин объявил о выделении в 2010 году на антикризисную поддержку российских регионов более одного триллиона рублей. 30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена. В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство. По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа — всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста».
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar