Меню
Назад » »

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (119)

II. Нравы 
(12-17, 1388 b 32 – 1391 b 12) 

Нравы (черты характера) людей в различных вопросах; черты, свойственные юности (12, 1388 b 32 – 1389 b 12).

Черты характера старости (13, 1389 b 13 – 1390 а 28).

Черты характера зрелого возраста (14, 1390 а 29 – b 14).

Черты характера, свойственные людям благородного происхождения (15, 1390b 14 – 32).

Черты характера, свойственные людям богатым (16, 1390b 32 – 1391 а 19).

Черты характера, свойственные людям 1) могущественным (обладающим властью), 2) счастливым (удачным) (17, 1391 а 20 – b 7). 
III. Общие способы доказательства 
(18-25, 1391 b 8 – 1403 b 2) 

Цель всякого оратора – добиться решения в свою пользу. Общие формы достижения этой цели (18, 1391 b 8 – 1392 а 7).

Понятие возможного и невозможного. Доказательства, основанные на предположении (вероятности) – 1) относительно прошедшего и 2) будущего. О большем и о меньшем (19, 1392 а 8 – 1393 а 21).

Пример и энтимема. Два рода примеров – сравнения и басни (притчи). Употребление примеров (20, 1393 а 23 – 1394 а 19).

Изречение, его отношение к энтимемам. Четыре рода изречений. Как пользоваться изречениями? Две выгодные стороны употребления изречений (подведение под общепринятые взгляды и эпическая сторона) (21, 1394 а 19 – 1395 b 22).

Энтимема, ее необходимые свойства. На основание чего опираются энтимемы? Два рода энтимем, – показательные и обличительные (22, 1395 b 22 – 1397 а 6).

Различные топы (элементы) энтимем. Преимущество энтимем обличительных (большое исследование) (23, 1397 а 7 – 1400 b 34).

Кажущиеся энтимемы и их различные топы (24, 1400 b 35 – 1402 а 28).

Два способа уничтожения силлогизмов: построение противоположного силлогизма и возражение (из правдоподобия, примера, доказательства и признака, 25, 1402 а 29 – 1403 а 15).

Преувеличение и умаление (26, 1403 а 16 – b 2). 
III КНИГА. 
О стиле 
(1-12, 1403 b 6 – 1414 а 31) 
и построении речи 
(13-19, 1414 а 31 – 1420 а 8)

I. О стиле 
(1-12, 1403 b 6 – 1414 а 31) 

Связь с предыдущим. Три качества, обусловливающие достоинство стиля (декламации): сила, гармония и ритм. Важное значение стиля (люди не только есть голый рассудок, но и живут внешним). Различие между поэтическим и риторическим стилем (последний гораздо ближе к разговорному языку) (1, 1403 b 6 – 1404 а 39).

Достоинство стиля – ясность. Выражения, способствующие ясности стиля. Что годится для речи стихотворной и что для прозаической? Употребление синонимов и омонимов. Употребление эпитетов и метафор. Метафоры нужно выбирать в соответствии с тем, высокий или низкий предмет имеется в виду, и – пользуясь более красивыми словами ("розоперстая" заря лучше, чем "пурпуроперстая", и это лучше, чем "красноперстая"). Эпитеты – на основании дурного ("матереубийца") и хорошего ("каратель за отца") (2, 1404 b 1 – 1405 b 33).

Четыре причины, способствующие негодности стиля: 1) употребление сложных слов, 2) необычных выражений, 3) ненадлежащее пользование эпитетами, 4) употребление неподходящих метафор (3, 1405 b 34 – 1406 b 19).

Сравнение, его отношение к метафоре. Употребление сравнения (тут у Аристотеля приведено много интересных примеров) (4, 1406 b 20 – 1407 а 18).

Пять условий, от которых зависит правильность языка: 1) правильное употребление союзов, 2) собственных слов, а не описательных выражений, 3) отсутствие двусмысленных выражений (кроме намеренных), 4) правильное употребление родов имен, 5) соблюдение последовательности в числе, идет ли речь о многих, или о немногих, или об одном. Удобочитаемость и удобопонимаемость письменной речи. Причина неясности речи (5, 1407 а 19 – b 25).

Что способствует пространности и сжатости стиля? Взаимная замена имени и его определения, употребление метафор, эпитетов и пр. (6, 1407 b 26 – 1408 а 9).

Надлежащие качества стиля. Они достигаются тогда, когда стиль "полон чувства, если он отражает характер и соответствует истинному положению вещей". Употребление этих приемов кстати и некстати (7, 1408 а 10 – b 20).

Стиль не должен быть ни метрическим, ни лишенным ритма. Аристотель требует для прозы ритмичность, не доходящую, однако, до метра (8, 1408 b 21 – 1409 а 24).

Стиль связный и стиль периодический. Период простой и период сложный. Два вида сложного периода (разделительный и противоположительный). Противоположение, противоречие, уподобление (9, 1409 а 24 – 1410 b 5).

Приятные и удачные сравнения – ясные и сообщают знание; они основаны на 1) метафоре, 2) противоположении и 3) наглядности. Из четырех родов метафор наиболее заслуживают внимания метафоры, основанные на аналогии (масса примеров) (10, 1410 b 6 – 1411 b 21).

Наглядность есть изображение вещи в ее действии. Аналогизируемые вещи не должны быть абсолютно сродны (иначе пропадет самая меткость метафоры). Откуда следует заимствовать метафоры? "Обманывание" слушателя: апофтегмы, загадки, пародии, шутки, основанные на перестановке букв и на созвучии, омонимы. Сравнение, отношение его к метафоре. Пословицы и параболы и их отношение к метафоре (11, 1411 b 22 – 1413 b 2).

Каждому роду речи соответствует особый стиль. Стиль речи письменной и устной. Разница между тем и другим. Речь и сценические приемы. Заключение о стиле (12, 1413 b 3 – 1414 а 31). 
II. О построении речи 
(13-19, 1414 а 31 – 1420 а 8)

Две части речи: нужно назвать предмет (изложение) и нужно доказать его (убеждение, доказательство). Другое разделение. Более подробное деление: предисловие, рассказ, доказательство, заключение (13, 1414 а 31 – b 18).

А. Предисловие 

Сравнение предисловия с мелодией. Предисловия к речам эпидиктическим и судебным, к произведениям дифирамбическим, эпическим, трагическим и комическим. Другие виды предисловия, общие для всех родов произведений и характер их содержания (14, 1414 b 19 – 1416 а 3).

Обвинение и различные способы его опровержения (15, 1416 а 4 – b 15). 
Б. Рассказ

Построение и свойства рассказа в речах эпидиктических, судебных, и перед Народным собранием (16, 1416 b 16 – 1417 b 20).

В. Доказательство 

Источники и способы доказательства в трех указанных родах речей (17, 1417 b 21 – 1418 b 39).

Три случая, когда в речи уместно прибегать к вопросу. Двусмысленные вопросы. Шутки (18, 1419 а 1 – b 9). 
Г. Заключение

Четыре части заключения, состоящие 1) из старания оратора хорошо расположить слушателей к себе и дурно – к противнику, 2) из преувеличения и умаления, 3) из стремления разжечь страсти слушателей, 4) из напоминания (19, 1419 b 10 – 1420 а 8).

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar