Меню
Назад » »

А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (16)

Эстетическая образность природы у Гомера уже не мифологическая, но она сама призвана объяснить миф. Эта образность, то бурно-катастрофическая, то пластически-уравновешенная, есть результатэпического стиля Гомера. Тут сказались все те принципы гомеровского стиля, о которых мы говорили выше. В картинах природы, данных в гомеровских сравнениях, мы находили объективность эпоса, т.е. отсутствие болезненной субъективности, фантастики, большую подробность и деловитость рассказа, и живописность наряду с пластикой, и традиционность наряду со стандартом и т.д., не говоря уже о том, что и все элементы свободного эпического стиля, включая его свободомыслие и тонкую игру ума, – все это можно найти в гомеровских сравнениях, если только читатель даст себе труд подробно их изучить. С одной стороны, природа здесь объясняет человека, как оно и должно быть в эпосе, где общее всегда превалирует над индивидуальным, а, с другой стороны, уже то одно, что здесь перед нами не мифология, а свободная эстетическая образность, указывает на небывалый прогресс человеческого гения, перешедшего со ступени мифологии на ступень поэзии и тем самым уже ставшего на путь овладения неведомыми до того тайнами природы.

Гомер находится в пограничном положении между двумя общественно-историческими формациями, и это особое положение и дало ему возможность воспользоваться мировыми достижениями обеих формаций и в то же время не поддаться их исторической ограниченности.

в) Природа с точки зрения растущего субъективизма, или природа эстетического сознания в условиях свободной ориентации в ней человеческого субъекта. Картины природы, как они даны в гомеровских сравнениях, хотя и далеко выходят за пределы мифологии и становятся уже вполне самостоятельным эстетическим предметом, тем не менее все еще достаточно связаны со старой мифологией и со строгим эпосом. Но у Гомера имеется еще и то новейшее отношение к природе, когда он уже покидает точку зрения сравнений и всей связанной с ними эпической условности и рисует картины природы в свете свободно чувствующего субъекта, наделяя природу различными тонкими, глубокими и изящными настроениями. В той природе, которую мы видим в гомеровских сравнениях, нет никаких ярко выраженных настроений. Это либо очень бурная динамика, либо весьма уравновешенная и спокойная пластика. Но Гомер, кроме всего этого, уже умеет давать картину природы в свете того или другого вполне свободного и глубоко пережитого субъективного настроения. "Илиада" в этом отношении еще мало показательна. Но "Одиссея" представляет в этом отношении совсем другую картину. В ней уже ясно выступает тенденция к свободному и творческому переживанию картин природы, как бы этому ни препятствовали эпические рамки гомеровской поэзии. Но именно здесь, а не в сравнениях сказался свободный эпический стиль Гомера. Без учета этого обрисовка гомеровского понимания природы была бы весьма неполной, гомеровское творчество в области изображения природы не предстало бы перед нами в виде живого порыва и могучего взлета художественной фантазии, сумевшего перейти от древних мифических форм пока еще смутно грезящего и пассивного человеческого субъекта – к творческой фантазии эмансипированного субъекта периода восходящей цивилизации.

Итак, по крайней мере, три огромных периода в истории представления о природе нашли для себя отражение в творчестве Гомера: период чисто мифологический, период перехода к эстетическому пониманию природы и период свободно-эстетического ее понимания. Последние два периода будет целесообразно рассмотреть подробнее.

2. Природа в гомеровских сравнениях

Больших, разработанных сравнений в "Илиаде" около 182, в "Одиссее" – около 48. Их изучение привело к созданию большого числа исследований, которых нельзя не иметь в виду при анализе стиля эстетики Гомера. Сравнения Гомера часто содержат развернутые картины природы, причем картины природы привлекаются здесь для объяснения, толкования человеческой жизни. Рассматривая эти сравнения, мы предполагаем единство стиля и мировоззрения. С точки зрения мировоззрения, гомеровские сравнения исходят из непосредственного констатирования природной жизни; с точки зрения стиля, они являются прообразами, объясняющими человеческую жизнь, и принципом ее толкования. Отсюда становится понятным, почему прекрасное в природе давно в таком, на первый взгляд, странном виде – в виде сравнений. Приведем некоторые наиболее интересные примеры сравнений из "Илиады", разделяя их по отдельным группам.

а) Метеорологические сравнения. Очень часты у Гомера сравнения военных действий с явлениями метеорологическими и, прежде всего, с ветрами, тучами, бурей, грозой и вообще ненастьем. Прочитаем следующие тексты.

№1. IV 275-282

275 Так же, как если с вершины скалистой огромную тучу 
Козий пастух заприметит, гонимую с моря Зефиром, 
Издали взору его, как смола, представляяся черной, 
Мчится над морем она и ведет ураган за собою; 
С ужасом смотрит пастух и стада свои гонит в пещеру. 
Схожие с тучей такой, за Аяксами к жаркому бою 
Юношей, Зевсом вскормленных, стремились густые фаланги, – 
Черные, грозно щетинясь щитами и жалами копий.

№2. IX 4-8

Так же, как ветры волнуют богатое рыбами море, – 
Ветры Борей и Зефир, что из Фракии дуют далекой; 
Сразу они налетают; и черные волны горами 
Вверх поднимаются, тину морскую швыряя на берег, – 
Так же и дух разрывался в груди меднолатных ахейцев.

№3. XII 132-136

Словно два дуба высоковершинных в горах. Каждодневно 
Дождь их сечет проливной, и ветер их треплет жестокий. 
Твердо, однако, стоят на корнях они крепких и длинных. 
Так же и оба лапифа, на руки и силу надеясь, 
Не убегая, на них наступавшего Асия ждали.

№4. XIII 334-338

Так же, как яростным вихрем свистящие крутятся ветры 
В знойную пору, когда глубочайшая пыль на дорогах; 
Тучу огромную пыли, сшибаясь, они поднимают. 
Так же сшибались и вражьи войска, порываяся жадно 
Тесно схватиться друг с другом и резаться острою медью.

№5. XIV 414-418

Так же, как падает дуб под ударом родителя-Зевса. 
Вырванный с корнем, и вьется от дерева запах ужасный 
Серы, и тот, кто вблизи это видит, никак уж отваги 
Не испытает: тяжка ведь для всякого молния Зевса. 
Так же и Гектора сила стремительно наземь упала.

№6. XVII 53-60

Как человек деревцо молодое маслины выводит 
В месте безлюдном, в котором струится родник многоводный; 
Пышно растет деревцо; дыхание ветров различных 
Нежно колеблет его; и белым цветет оно цветом; 
Но налетает внезапно с сильнейшею бурею ветер; 
Вон деревцо вырывает из ямы и наземь бросает, 
Схожего с тем деревцом копьеносного мужа Евфорба, 
Смерти предавши его, обнажал Менелай от доспехов.

Это развернутые, роскошные сравнения из метеорологической области. Примерами кратких сравнений могут являться следующие места: герой сравнивается с бурей и ливнем в XI 747, XII 375, XX 51; движение коней – с ветрами в Х 437, Х 71 149; пыль – с облаками или бурным ветром в XXIII 366; речь Одиссея – со снежной бурей в III 222; оружие – с молнией в Х 153 сл., XI 65 сл., XIV 386 и др.

б) Сравнения с огнем. Второй большой отдел гомеровских сравнений относится к сфере огня, причем Гомер особенно любит огонь в движении, где-нибудь на горе или в лесу.

№7. II 455-458

455 Как на вершинах горы истребитель-огонь сожигает 
Лес беспредельно великий и заревом блещет далеко, 
Так в проходивших войсках от чудесно сверкающей меди 
Блещущий свет доходил по эфиру до самого неба.

№8. XI 155-159

155 Так же, как хищный огонь на несрубленный лес нападает; 
Вихрь его всюду разносит, и падает вместе с корнями 
Частый кустарник вокруг под напором огня беспощадным. 
Падали головы так под рукою могучей Атрида В бег обращенных троянцев.

№9. XV 604-610

Впрочем, к тому же и сам порывался. Свирепствовал Гектор, 
Словно Арес, потрясатель копья, иль огонь-истребитель, 
Яро бушующий в чаще густого нагорного леса. 
Пена была на губах, под бровями, нависшими грозно, 
Ярко сверкали глаза, и качался, вздымаяся гребнем, 
Ясно сияющий шлем на висках летавшего бурно Гектора.

№10. XVII 736-741

Но бой возрастал по следам их, – 
Бурный, подобный пожару, который, возникнув внезапно. 
Вдруг нападает на город людей; рассыпаются зданья 
В зареве ярком; бушует огонь, раздуваемый ветром. 
Так от коней колесничных и храбрых мужей копьеборцев 
Страшный, неистовый шум по следам удалявшихся несся.

№11. XX 490-494

490 Так же, как бурный пожар по глубоким свирепствует дебрям 
Горного леса сухого. Вся чаща лесная пылает. 
Ветер гонит огонь пред собою, повсюду бушуя. 
Так повсюду он пикой свирепствовал, богу подобный, 
И избивал убегавших; земля струилася кровью.

в) Сравнения с водной стихией. Прочитаем несколько сравнений из третьей области, излюбленной у Гомера. Это сфера водной стихии и в особенности моря. Сильные, энергичные, очень динамичные образы преобладают и здесь.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar