Меню
Назад » »

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (49)

§5. Охота как символ платоновского учения об идеях

Из множества платоновских образов, рассчитанных на подвижную и в то же самое время на вполне целенаправленную эстетику восприятия, мы хотели бы остановиться на образе охоты, который неизменно появляется у Платона в самые ответственные моменты его эстетики.

1. Образ охоты у Платона в сравнении с другими греческими писателями

На этот раз мы находимся в более счастливом положении, чем в случае с принципом игры у Платона. В современной литературе о Платоне уже имеется достаточно подробно представленный на платоновских материалах анализ платоновской охоты69.

Прежде всего у Платона необходимо указать как раз те моменты, которые для него не очень характерны (конечно, их мы тоже должны принимать во внимание) и которые попадаются в более ранней литературе. Для характеристики образа охоты и у Платона и у других греческих писателей необходимо иметь в виду не просто одно слово "охота", но и все действия, связанные с охотой: охотиться, преследовать, выискивать, догонять, овладевать, бороться, ловить, ускользать, убегать, скрываться, и пр. У Платона читаем: "охотиться за именами" (Theaet. 166 с); "охотиться за словами" (Gorg. 490 а); "обойти и поохотиться" словами (Euthyd. 295 d); "ловить слова и, если кто ошибся в выражении, считать это находкой" (Gorg. 489 b; ср. Ion. 532 d); софист – "ловчий" (Soph. 231 d); "бежать"употребляется у Платона в смысле "ускользать" от ответа, в случае невозможности дать правильный ответ (Euthyd. 297 b).

Эти образы охоты Платон употребляет в отношении самых высоких предметов: "преследовать" приятное или удовольствие (Gorg. 501 е; Phaedr. 239 c; Phileb. 47 b); "охота" за добрым и за приятным (Gorg. 500 d); добродетель "преследуется" (492 с); "преследовать" благо (468 b); "преследовать" благое и прекрасное (480 с); "преследовать" истину (482 е, 492 с); "окружить кругом", в смысле "победить на словах" или "припереть к стене" (Phileb. 19 а) ; "порядочный ловчий должен преследовать добычу... а не оставлять ее"; и, далее, – "пригласим на ловлю и Никия" (Lach. 194 b), в смысле трудности выразить понятие в словах; "я и посейчас брожу повсюду – все выискиваю и допытываюсь", нельзя ли признать кого мудрым (Apol. 23 b; ср. 41 b).

Таким образом, удовольствие и приятное, красота, добродетель, благо, мудрость и истина – все это для Платона является предметом ловли в том же смысле, в каком охотник гоняется за своей добычей. То, что к этим предметам причисляется и красота, этот главный предмет эстетики, после всего нашего исследования никого не может удивлять, поскольку красота у Платона мало чем отличается от удовольствия, добра и добродетели, истины и мудрости (ср. Crit. 48 b).

2. Новое у Платона в символе охоты

Гораздо более интересны те места из Платона, где охотничья терминология применяется специально к научному исследованию и, в частности, к диалектике.

Уже в ранних диалогах Платон употребляет такое выражение, как logos hairei ("рассуждение требует", Crit. 48 с), указывающее на стремление Платона исследовать внутреннюю логику предмета или дать то или иное целенаправленное рассуждение. Вот эту внутреннюю и последовательную логику предмета, или целенаправленное рассуждение, Платон часто и понимает как деятельность охотника.

Познание прекрасного "ускользает" при неправильном его "преследовании" (Hipp. Mai. 294 e). Фукидид мог бы "разыскать" (exeyrein an) нужных ему людей (Меп. 94 d). Доказательство "ускользает" (Phaed. 89 с), как и истина (Parm. 135 d). Ищущие истину в непроходимых и темных местах могут "нападать на след" искомого (R. Р. IV 432 d). Говорится также и о "нападении на след" Гомерова представления о правильности имен (Crat. 393 b) или на "след" правильного рассуждения о мнении (Theaët. 187 е); так же приводится предположительная этимология слова doxa от слова diöxei, то есть от "преследования" знания (Crat. 420 b) ; или – надо старательно "исследовать" дело (421 d). "Рассуждение принудило нас ускользнуть" (logos diephygen, Politic. 284 b) от нужной мысли (ср. Parm. 130 d). Путь исследования "скрывается" (diaphygoysa, Phileb. 16 b). "Нам, точно собакам-ищейкам, надо разыскать, что является прекрасным в телодвижениях, пляске, напеве и песне. Если же это от нас ускользает, все наше рассуждение о надлежащем воспитании, эллинском или варварском, – пустяки" (Legg. II 654 е). "Лукавое учение" может "ускользнуть" из наших рук (X 892 d). Единство и целость тоже могут "ускользнуть" от нас (XII 965 d).

3. Логический метод как охота

В "Лисий" понятие любви и сама любовь рисуются исключительно при помощи терминов охоты. Уже в начале диалога Сократ говорит своему собеседнику, что тот "нашел" (aneyres) в Лисий благородную и превосходную любовь (204 е). Далее тут же читаем: "поймать" предмет любви или "убежать" от него (205 е, ср. об "уловках" домогающегося любви, Conv. 182 е); "поймать" любовь; "ловить" любовь и "ловец" любви (Lys. 206 а); дружба "легко ускользает и уходит от нас" (216 d). По поводу определения понятия дружбы Сократ говорит: "Тут я и сам очень обрадовался, будто какой ловчий, любующийся тем, что поймал" (218 с). В "Хармиде" читаем: "Ты ищешь (ereynön) какого-то сходства" между рассудительностью и знаниями (166 b); "Ты давно уже водишь меня в кругу, скрывая (perielceis cyclöi)" самое главное о благополучии (174 b). "Протагор" так и начинается (309 а) с заявления об "охоте за красотой Алкивиада". Зевс "преследует" (metëlthen) Прометея (322 а). В том же диалоге (350 d) говорится об использовании известного способа для доказательства тождества мужества и мудрости. Здесь стоит причастие metiön в смысле "преследуя", то есть опять взят термин из области охоты.

Таким образом, в ранних диалогах Платона, кончая "Протагором", либо все исследование искомого понятия трактуется как охота, либо символ охоты встречается в самых ответственных местах, имеющих отношение к познанию.

В "Горгии" угодничество "скрывается" за одним из четырех искусств и "охотится" за безрассудством, "приманивая его всякий раз самым желанным наслаждением" (464 cd). "За врачеванием прячется поварское угодничество", а косметика, "прячась" за гимнастикой, "заставляет гнаться за чужой красотой" (465 b, ср. 466 b). В этих текстах мыслится методическая направленность действия, выражаемая терминами охоты.

В "Меноне" (74 d) говорится о "преследовании" предмета (metëiei ton logon). Уже тут глагол "преследовать" характерным образом соединяется с не менее характерным термином logos, что по-русски в данном случае целесообразно было перевести "предмет". Когда в этом диалоге говорится (97 с) о том, что правильное мнение "достигает цели" или что статуи Дедала остаются на месте, если они "связаны", и разбегаются, если они между собой "не связаны" (97 а – 98 а), то на первый взгляд здесь употребляются слишком общие глаголы, как будто бы не имеющие никакого отношения к охоте. Однако вся эта картина настолько конкретна, что здесь необходимым образом мыслится нечто вроде охоты. А так как этим символом иллюстрируется устойчивость и определенность наших текучих представлений, зависящие от воспоминаний об идеальном мире, то и здесь функционирование идей мыслится как охотничья деятельность в отношении чувственных вещей. Чувственность охотится за идеями, чтобы быть чем-то определенным; а идея охотится за чувственностью, чтобы реально осуществиться. Нечто вроде этого мы находим и в "Кратиле" (397 а), где говорится об "образце, следуя которому можно в самих именах отыскать подтверждение того, что не произвольно устанавливается каждое имя, а в соответствии с некоей правильностью".

Эта "охотничья" символика является у Платона одним из самых основных способов представлять себе соотношение идеи и материи.

4. Охотничья сущность – "путь" и "метод" диалектики

В "Пире" употребляется слово "путь", которое, как мы сейчас увидим, связано и с термином "метод", что по-гречески как раз и означает "путь за чем-нибудь", "целенаправленный путь", "последовательный путь", "преследование".

Диотима, рисуя восхождение к чистой идее, говорит о начале этого пути как о любви к прекрасным телам (210 а), а потом и о конце этого пути в результате достижения вечной идеи красоты (210 е). В заключение она тоже говорит об этом общем пути (211 b).

Однако, прежде чем вскрыть "охотничье" значение платоновского философско-эстетического "пути" и "метода", отметим, что саму диалектику Платон весьма охотно отождествляет с таким философским "путем" и "методом".

Предварительное разъяснение по этому поводу дает уже "Евтидем" (290 bс):

"Никакая охота... не простирается далее цели поймать и схватить. Но, схватив, что ловили, охотники не могут пользоваться своей добычей: напротив, псари и рыболовы отдают ее поварам; геометры, астрономы и счетчики (ибо и они охотники, потому что не сами делают фигуры, а находят уже готовые), по крайней мере благоразумнейшие из них, умея не употреблять, а только ловить, доверяют пользоваться своими открытиями диалектикам".

Таким образом, уже здесь диалектика вполне определенным способом связывается с весьма ярким символом охоты.

В "Федре" это положение дела укрепляется и усугубляется. Здесь, если Орифия была "похищена" (hërpasthë) Бореем (229 d); если душа в своем небесном путешествии была "постигнута" какой-нибудь случайностью и, отяжелев, "пала" на землю (248 с); если спутники Зевса "ищут" Зевсовой души в своих любимцах (252 е); если "побеждают" лучшие склонности влюбленных (256 b); и если кто "гоняется" за мнимыми представлениями об истине и потому пользуется дурным красноречием (262 с), то "все великие искусства, сколько ни есть, нуждаются в тщательном исследовании" природы и ее возвышенных явлений" (270 а), и "путь" к истине труден и долог (274 а), так что нужно идти по соответствующим "следам" (276 b), и ритор должен определить "свой путь" в риторике (263 b). В конце концов, связь этого "пути" с диалектикой формулируется в диалоге с не допускающей никакого сомнения ясностью: Сократ "гоняется" за диалектикой "по пятам, как за богом" (266 b); а Федр говорит Сократу, что они диалектику как раз и "упустили" (266 с). Это – термины охоты.

Нечто диалектическое Платон мыслит даже при негативном использовании термина "путь": если от знания отнять его устойчивый предмет, то "оно начинает идти беспредельным путем" (Theaet. 147 c), a также и при переходе "на новый путь исследования", более совершенный (191 а). Образ охоты, несомненно, мыслится Платоном и там (155 е), где идет речь о тех неуемных людях, которые хотят схватить бытие и истину голыми руками, и там, где происходит "постепенное исследование" предмета (168 е).

5. Символ охоты в учении о диалектическом методе преимущественно в "Федоне" и "Государстве"

Скажем несколько слов о термине methodos. Мы утверждаем, что этот "метод" первоначально взят из области охоты. Правда, с этим не все согласны70.

Однако аргументы приведенного у нас выше К. Классена71 едва ли можно опровергнуть.

а) Прежде всего обращает на себя внимание способ рассуждения и беседы в "Федоне". Тут даже и без соответствующей терминологии явно идет речь о разыскании, отыскании, преследовании и поимке, причем предметом всех этих процессов является определенного рода logos, или, конкретнее говоря, смысл души и доказательство ее бессмертия. Здесь мы прямо так и читаем о "способе метода" (ton tropon tes methodoy, 97 b), или, другими словами, о способах "разыскивания" истины. Кажется, это чуть ли не в первый раз мы встречаем данный термин у Платона. Среди всего лабиринта доказательств бессмертия души в "Федоне" мы еще раз встречаем этот термин (ее taytës tes methodoy 79 e) как указание на путь исследования.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar