Меню
Назад » »

А. С. Лучинин Психодиагностика. Конспект лекций (10)

2. Типы критериев валидности В научных исследованиях преобладают специальные лабораторные критерии. Например, конструируется компактный тест-опросник на тревожность. А в качестве критерия валидности для него используется специальный трудоемкий объективный лабораторный эксперимент, в котором воспроизводится реальная ситуация тревожности (испытуемым-добровольцам угрожают за ошибочные действия ударами тока и т. п.). На практике очень часто в качестве критерия валидности используются прагматические критерии – показатели эффективности той деятельности, ради прогнозирования которой предпринимается тестирование. Очень часто в качестве критерия валидности используется экспертная оценка. Например, мы хотим убедиться, что короткий тест на измерение уровня дисциплинированности валиден. Для этого проводится опрос учителей об уровне дисциплинированности хорошо известных им учеников. После этого сравниваются результаты теста и экспертный рейтинг учеников по дисциплинированности. Остановимся подробнее на этом последнем примере. Здесь мы имеем один из самых простых и популярных методов эмпирического (статистического) измерения валидности. Это метод известных групп. К участию в психометрическом эксперименте по проверке валидности теста приглашаются испытуемые, про которых известно, к какой группе по критерию они относятся. В случае с тестом дисциплинированности подбираются ученики, заведомо дисциплинированные по данным экспертной оценки учителей (высокая группа по критерию) и заведомо недисциплинированные (низкая группа по критерию). Ученики со средними показателями по критерию в тестировании не участвуют. После проведения теста производится расчет, например, простейшей корреляции между тестом и критерием (табл. 1). Таблица 1 Расчет простейшей корреляции между тестом и критерием Элемент «a» в этой таблице – это число испытуемых, попавших в высокую группу по тесту и по критерию, элемент «b» – число испытуемых, попавших в высокую группу по тесту, но в низкую группу по критерию и т. д. Очевидно, что при полной валидности теста элементы «b» и «с» таблицы должны быть равны нулю, т. е. тест не должен давать ошибок (говорить о том, что ученик низкодисциплинированный, когда учителя говорят о том, что ученик высокодисциплинированный – случай «с»). 3. Математическое выражение критерия валидности (коэффициент Гилфорда) Меру совпадения (корреляции) между крайними группами по тесту и по критерию оценивают с помощью самого простого Фи-коэффициента Гилфорда: При численности протестированной группы в 30 человек (это минимальная выборка для проверки валидности) статистически значимую связь теста с критерием мы можем констатировать – Ph1 ≥ 0,36. Хотя это и очень невысокая валидность, но все же тест в данном случае дает значимо лучшие результаты, чем случайное гадание. Однако метод известных групп обладает серьезным недостатком. Он не всегда позволяет использовать тест для прогноза. Дело в том, что при формировании известных групп оценивается поведение, которое происходило в прошлом, а мы хотим сделать тест для прогноза поведения, которое будет происходить в будущем. Многие тесты, используемые в образовательной психодиагностике, обладают указанным недостатком. Они проходят в лучшем случае проверку по методике известных групп и не обладают прогностической валидностью (или эта валидность строго экспериментально не доказана). 4. Основные схемы валидизации психодиагностических методик Решение проблемы прогностической валидности под силу только крупным научно-методическим центрам. Ведь к психометрическому исследованию по проверке прогностической валидности надо привлекать на порядок больше испытуемых – не 30, а, как минимум, 300, так как неизвестно, кто из этих 300 попадет в крайние группы. Например, мы хотим использовать тест для прогноза готовности школьников для обучения в вузе. Это типичная прогностическая психодиагностическая задача. Кто-то должен взяться за нелегкую многолетнюю программу проверки прогностического потенциала этого теста. Нужно протестировать 300–500 школьников, а затем подождать, кто из них поступит в вуз и будет успешно там учиться. После двух-трехлетнего интервала можно сформировать критериальные группы и подсчитать корреляцию с прежними тестовыми показателями этих бывших школьников. Только после реализации такой схемы психометрического эксперимента можно утверждать, что тест прошел проверку на прогностическую валидность. Без этого мы исходим только из доверия к научной интуиции разработчика теста и не имеем независимых доказательств того, что тест можно использовать для прогноза. Различение обычной дешевой схемы валидизации теста (по известным группам) и дорогой прогностической схемы валидизации теста – важнейший элемент психодиагностической грамотности не только для психологов, но и для педагогов, как, впрочем, и для любых заказчиков психодиагностической информации. ЛЕКЦИЯ № 14. Стандартизация тестов 1. Тестовые нормы Что, несомненно, должен знать и уметь делать каждый грамотный пользователь теста, так это понимать, что такое тестовые нормы и как ими пользоваться. Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Его называют в тестологии «сырым» тестовым баллом. Применение тестовых норм в профессионально организованной психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в стандартную. Эта процедура называется стандартизацией тестового балла. Допустим, мы провели тест из 20 заданий, и испытуемый дал 12 правильных ответов. Можно ли при этом сказать, что способность у испытуемого выражена лучше или хуже, чем в среднем? Нет. Для такого вывода нужно сравнить балл 12 со средним баллом по представительной выборке испытуемых. Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называется выборкой стандартизации. Ее численность, как правило, не меньше 200 человек. Столько должны принять участие в психометрическом эксперименте по определению тестовых норм – в эксперименте по стандартизации теста. 2. Корреляция качественных признаков Корреляция качественных признаков – метод анализа связи переменных, измеряемых в порядковых шкалах и шкалах наименований (см. шкалы измерительные). Наиболее часто такой корреляционный анализ проводят с помощью коэффициентов ранговой корреляции, используемых в случаях, когда обе переменные измеряются в шкалах порядка или легко могут быть преобразованы в ранги. При измерении сравниваемых переменных в шкалах наименований широко применяются коэффициенты сопряженности, в которых в качестве промежуточной расчетной величины используется критерий согласия Пирсона (см. критерий X2). Наиболее часто в таких расчетах пользуются коэффициентом сопряженности Пирсона: Значение P всегда положительно и измеряется от нуля до единицы. Особенностью коэффициента сопряженности Пирсона является то, что максимальное его значение всегда меньше +1 и в значительной степени зависит от количества наблюдений (размера таблицы). В случае квадратной таблицы (k × k): Так, в таблице размером (5 × 5) Pmax = 0,894; в таблице (10 × 10) Рmax = 0,949. Поэтому окончательной формой выражения связи между переменными с помощью коэффициента Пирсона является его отношение к величине Рmax для данного случая (Р / Рmax). При расчете сопряженности находит применение также коэффициент Чупрова: где t – число столбцов таблицы; k – число строк таблицы. В психологической диагностике описанные коэффициенты используются относительно редко.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar