Меню
Назад » »

А. С. Лучинин Психодиагностика. Конспект лекций (17)

11. Тест тематической апперцепции Тест тематической апперцепции (ТАТ) (ThematicApperceptionTest, ТАТ) – проективная методика исследования личности. Наряду с тестом Роршаха одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана X. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной по имени Г. Мюррея, который внес весомый вклад в ее разработку. Стимульный материал теста тематической апперцепции – стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину. Таблицы, применяемые в настоящее время, – это третья редакция теста тематической апперцепции (1943). В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех: для женщин, мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Возможно использование сокращенных наборов специально подобранных картин. Обычно обследование проводится в два этапа – по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более чем 1 день. Испытуемому предлагают придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится. Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, других особенностей. Обычно прибегают к стенограмме или записи на скрытый магнитофон. При групповом обследовании допускается самостоятельная запись рассказа или выбор одного из множества предлагаемых вариантов. Отмечается время с момента предъявления картины до начала рассказа и общее время, затраченное на рассказ по каждой картине. Завершает обследование опрос, основная задача которого – получение дополнительных данных об обследуемом, а также уточнение источников тех или иных сюжетов, разбор всех обнаруженных в рассказах логических неувязок, оговорок, ошибок восприятия и т. д. Анализ рассказов, записанных при использовании теста тематической апперцепции, строится следующим образом: 1) нахождение героя, с которым обследуемый идентифицирует себя. Разработан ряд критериев, облегчающих поиск, героя (например, подробное описание мыслей и чувств какого-либо из персонажей; совпадение с ним по полу и возрасту, социальному статусу; употребление прямой речи и др.); 2) определение важнейших характеристик героя – его чувств, желаний, стремлений, или, по терминологии Г. Мюррея, «потребностей» (табл. 7). Таблица 7 Перечень потребностей (needs; n) по Г. Мюррею (в порядке латинского алфавита) Следующие потребности были постулированы, но систематически не исследовались. Также выявляется давление среды, т. е. силы, воздействующие на героя извне. Как потребности, так и давление среды оцениваются по пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете рассказа. Сумма оценок по каждой переменной сравнивается со стандартной для определенной группы обследуемых; 3) сравнительная оценка сил, исходящих от героя, и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует тему (отсюда – тест тематической апперцепции), или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. По Г. Мюррею, содержание тем составляет: а) то, что обследуемый реально совершает; б) то, к чему он стремится; в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях; г) то, что он испытывает в настоящий момент; д) то, каким ему представляется будущее. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, и способах их разрешения, другую информацию. Осуществляется также формальный анализ рассказов, включающий в себя расчет длительности рассказов, их стилевых особенностей и др. Этот аспект анализа может быть полезен для обнаружения патологических тенденций. Диагностическая ценность ТАТ основывается на признании существования в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций. Первая из них выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум, в соответствии со своим прошлым опытом. Вторая тенденция состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается прежде всего на собственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей. В завершенном виде теория личности, разработанная Г. Мюрреем, названная им персонологией и сформировавшаяся под сильным воздействием психоанализа, носит достаточно эклектический характер. Она была критически рассмотрена в работах отечественных психологов ( Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер, 1978; Е. Т. Соколова, 1980 и др.). Надежность теста тематической апперцепции неоднократно изучалась различными исследователями. В большинстве работ обсуждается проблема повторяемости тем рассказов по истечении определенного периода времени. Согласно С. Томкинсу корреляция при повторе теста через 2 месяца была равна 0,80, через 6 месяцев – 0,60, а через 10 месяцев составила 0,50. Валидность теста тематической апперцепции, несмотря на то что в случае проективных методик этот вопрос не может быть решен традиционно психометрически, подтверждается многочисленными исследованиями. Известны различные подходы к анализу и интерпретации данных (подробнее см. Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер, 1978; Е. Т. Соколова, 1980). Существует множество модификаций теста тематической апперцепции (для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушителей, людей пожилого и старческого возрастов и др.). В отечественных исследованиях ТАТ впервые был использован в начале 1960-х гг. в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева для выявления значимых, прежде всего патогенных отношений личности, дифференциальной диагностики неврозов, психозов и пограничных состояний ( И. Н. Гильяшева, 1983). Позднее ТАТ начинают применять в общепсихологических исследованиях ( В. Г. Норакидзе, 1975 и др.). 12. Тест Роршаха Тест Роршаха (РТ) (RorschachTest) – проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Тест Роршаха по своей популярности в психодиагностических исследованиях личности занимает ведущее место среди других проективных методик. Стимульный материал теста Роршаха состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (так называемые пятна Роршаха). Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.). Иногда дополнительно применяется процедура определения пределов, сущность которой состоит в прямом призыве обследуемого к определенным реакциям-ответам. Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям. 1. Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей). 2. Детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д… 3. Уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто). 4. Содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.). 5. Оригинальность – популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30 % обследуемых). Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются суммарные оценки, т. е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности. Основным теоретическим предположением Г. Роршаха является то, что активность индивидуума определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности (в которой личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны вызывающие ее стимулы) автор теста Роршаха вводит понятия интроверсии и экстратенсии, соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности. Экстратенсивный тип – это такой тип личности, который преимущественно обусловливает свое поведение причинами, лежащими вне его «я», а интровертированный строит свою деятельность исходя из внутренних, присущих его «я» интенций. Здесь следует заметить, что содержание роршаховских понятий экстратенсии и интроверсии не полностью совпадает с таковым у других психологов, использовавших их в своих работах (например, К. Юнг, Г. Айзенк и др.). Соотношением между параметрами интроверсии и экстратенсии определяется тип переживания – важнейший показатель теста Роршаха. Тип переживания указывает на то, как, а не что переживает индивидуум, как он взаимодействует с окружением. Помимо установления общей направленности личности (типа переживания), тест Роршаха позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность индивидуума ( Л. Ф. Бурлачук, 1979). Диaгностические показатели теста Роршаха не имеют строго однозначного психологического значения. Однозначность достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением. Дифференциально-диагностическое значение данных, получаемых при использовании теста Роршаха, тем определеннее, чем большая совокупность показателей, относящихся к конкретной задаче, изучается. Несмотря на то что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста Роршаха доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 1980–1990 гг. подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом ( Дж. Экснер, 1980, 1986 и др.). Развитие теста Роршаха привело к появлению шести наиболее известных в мировой психодиагностической практике схем анализа полученных результатов, которые имеют как формальные, так и интерпретативные различия. Известны тесты чернильных пятен, разработанные по образцу теста Роршаха, его модификации для проведения группового обследования. В советской психологии тест Роршаха использовался преимущественно в клинико-психологических исследованиях личности ( Л. Ф. Бурлачук, 1979; И. Г. Беспалько, 1983 и др.). Велась значительная работа по стандартизации теста (Б. И. Белый, 1982; И. Г. Беспалько, 1983), которая позднее не получила дальнейшего развития. В работах советских психологов результаты, получаемые с помощью теста Роршаха, анализировались не только на личностном уровне, но и на уровне более элементарном – перцептивном. По настоящее время сфера использования теста в СНГ весьма узка, профессиональная работа с тестом Роршаха все еще остается уделом незначительного числа специалистов-психологов.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar