Меню
Назад » »

Адорно Т. Исследование авторитарной личности. (22)

5. Врожденный либерал

В отличие от только что описанного, следующий синдром откровенно открыт для реакций и мнений. Опрашиваемые данного типа высоко ставят автономию и независимость. Вмешательство извне в их личные убеждения они не переносят, и сами они не хотят вмешиваться в дела других. У них хорошо развито чувство Я, но не проникнуто либидностью. Они редко настроены нарциссически. Тем не менее, они не без колебания соглашаются с тенденциями Оно и делают из этого выводы - как это наблюдается у "эротического типа" Фрейда.27
Примечательным признаком является гражданский кураж, который часто преодолевает все рациональные сомнения разума. Они не могут "молчать", если происходит несправедливость, даже если это будет связано для них с серьезной опасностью. Так как они сами являются четко выраженными индивидуалистами, то и других они рассматривают как индивидуумов, а не как представителей какого-либо рода. "Врожденный" либерал разделяет некоторые черты с другими синдромами N. Как и "импульсивный", он ничуть не стесняется, ему даже трудно держать себя под "контролем". Однако его эмоциональная подчеркнутость не слепа, а направлена на другого в качестве субъекта. Его любовь - это также сопереживание, а не только желание, так что его почти можно было бы назвать "сочувствующим" N. Так же как и "протестующий", он энергично идентифицирует себя с обделенными, однако без признаков принуждения и сверхкомпенсации; он не филосемит. Как и "непринужденный", он антитоталитарен, однако более осознанный и без их сомнений и нерешительности.
Скорее эта констелляция является единственной чертой, которая характеризует "врожденного" либерала. Часто, по-видимому, имеются эстетические интересы.
Наш пример являет собой девушку, "врожденная" либеральная структура характера которой выступает более отчетливо, когда она, как говорит интервьюирующий, политически наивна, как и большинство наших студенток, причем не важно, имеют ли они высокое или низкое количество очков.
307

"Ярлыки" не установлены. F5J5
21-летняя студентка, красивая брюнетка с темными блестящими глазами, излучающая темперамент и живость. У нее ничего нет от низкой женственности, которая часто присуща Н, и она, наверняка, презирала бы женские хитрости и трюки таких дам. Она, напротив, весьма непринужденна и чистосердечна и имеет спортивную фигуру. Она производит впечатление очень страстной натуры, и сам испытываешь сильное желание интенсивно включиться во все ее отношения. Наверное, она с трудом может удержать себя в границах общепринятого.
Кроме своего полупрофессионального интереса к музыке, она находит также удовольствие в рисовании и играет в театре, однако она еще колеблется в отношении своей будущей профессии У нее образование помощницы медсестры. Ей нравилось помогать людям таким образом.
Это доставляло мне радость. Я чувствовала, что могу позаботиться о больном человеке. Мне ничего не стоило опорожнять судна и бутылки от мочи. Я научилась соприкасаться с телом больного и не испытывать при этом брезгливости. Я научилась быть тактичной в некоторых вещах. Кроме того. это было также и патриотично! /чуть шутливый тон/ Люди меня любили. (Почему они Вас любили?) Так как я улыбалась и все время шутила, как сейчас.
Ее позиция в вопросах меньшинств определяется ее пониманием индивида:
Меньшинства должны иметь такие же права, как и большинство. Они такие же люди и должны иметь столько же прав, как и большинство. Меньшинств не должно быть. Должны быть только индивиды, и они должны оцениваться как индивиды. Точка. Этого достаточно? (Негры?) Это то же самое! Они также индивиды. Их кожа черная, но они тоже люди. У каждого в отдельности своя жизнь, свои заботы и радости. Я не считаю, что их всех необходимо убить, искоренить или обособить лишь только потому, что они другие. Я бы ни за кого из них не вышла замуж, так как я не хочу ни за кого замуж, у кого во внешности есть то, что мне не нравится, например, большой нос или что-то вроде этого. Я не хочу иметь детей с черной кожей. Я не имею ничего против, когда они живут со мной по соседству. (Раньше она указывала, что работая помощницей медсестры, она ухаживала и за черными пациентами, и ей ничего не стоило даже купать их и т.д.) (Евреи?) То же самое! Да, я легко бы вышла замуж за еврея. Я бы вышла замуж и за негра, если бы его кожа была достаточно светлой. Я больше люблю светлую кожу. Я считаю, что евреи не отличаются от белых, так как тоже имеют белую кожу. Действительно глупость. (Каковы, по Вашему мнению, причины предрассудка?) Ревность, (бы можете это объяснить?) Так как они намного проворнее и не хотят конкуренции. Мы
308

же тоже не хотим. Если они ее хотят, они и должны ее иметь. Я не знаю, умнее ли они, но если они таковы, то они и должны быть такими.
Как показывает последнее замечание, она соверешенно не испытывает чувства вины перед евреями. Она при этом добавляет в шутку:
Может быть, если евреи придут к власти, оии ликвидируют большинство. Это не умно, так как мы нанесем ответный удар.
Ее религиозные убеждения, которые имеют легкий юмористический налет, сводятся к идее утопии. Она сама использует это слово при упоминании Платона, которого она читала. Суть ее религии, содержащаяся в предложении "Может быть, мы все спасемся", следовало бы противопоставить "антиутопическому" взгляду, превалирующему у всех остальных опрашиваемых нами.
В описании своих родителей самым необычным образом звучит ее собственный идеал-Я:
- Отец проработал 25 лет в рекламационном отделе по грузоперевозкам на фирме R.R. Со. В его обязанности входило принимать много людей на работу. У него было 150 подчиненных-служащих.
Опрашиваемая описывает своего отца следующим образом:
- Он мог стать вице-президентом - у него был ум, но не пробивной характер. У него не хватало нужных качеств для политика. Он очень великодушен, сначала всегда выслушает обе стороны, прежде чем составит свое суждение. Поэтому он может хорошо аргументировать. У него есть понимание. Он не позволяет себе руководствоваться чувствами, как моя мать. Мать действует в соответствии с чувством. Отец - деловой, мать хорошая. Она - личность. Она дает нам что-то, нам воем. У нее есть чувство. Она всегда заботилась о том, чтобы отец был доволен.
- В каком отношении?
- Она создавала для него настоящий уют, когда он приходил домой:
ему приходилось много работать в своем бюро. Их супружество очень счастливое - каждый это видит. И с детьми тоже добрые отношения - люди это замечают! Мама очень приветливая, отзывчивая. Он а сочувствует людям, с ней охотно разговаривают. Кто-то позвонит ей по телефону, и уже дружба на всю жизнь - только лишь благодаря телефонному разговору. Она впечатлительна. Ее можно легко обидеть.
По отношению к сексу она неуверенна и очень сдержанна. Ее друг,
когда они встречаются, каждый раз хочет увлечь ее в постель - да точно так было и даже во время самой первой встречи, а она этого не хочет. Она плачет каждый раз, когда он делает такую попытку, и поэтому она считает, что он не тот, кто ей нужен. Она считает, что сексуальным отношениям должна предшествовать дружба, но она также думает, что
309

сексуальные отношения - это путь лучше узнать друг друга. Но вот три дня тому назад она с ним порвала. Она говорит это с наигранной печалью. Он предложил остаться друзьями, но она и этого не хотела. Ее беспокоит сексуальная проблема. Когда она танцевала с ним первый раз, он сказал, что у него сложилось впечатление, будто она хотела иметь с ним связь, в то время как она просто хотела быть близкой ему. Она сердится, так как действительно не это имела в виду, однако, может быть, неосознанно все-таки то!
Очевидно, имеется связь между ее эротическими потребностями и не достаточно подавленным чувством к ее отцу: "Я хотела бы выйти замуж за того, кто был бы таким же как и мой отец".
Результат опроса интервьюирующий обобщает следующим образом:
Наиболее решающими факторами, явившимися причиной в этом случае низкого количества очков, оказались отзывчивость родителей и их большая любовь, которую мать опрашиваемой проявляла по отношению ко всем детям.
Если обобщить данное утверждение и сделать выводы для лиц Н, то можно сказать, что растущее значение характера фашистского толка во многом обусловлено основополагающими структурными изменениями в
семье28.

Примечания
' Allport, G. W., Personality: A Psychological Interpretation, New York 1937. ; Masserman, J. Н., Principles of Dynamic Psychiatry, Philadelphia 1946. ? Anastasi, Anne, Differential Psychology, New York 1937. ' Allport, G. W., a. a. 0.
' Harriman, P. Н., ed.. Twentieth Century Psychology, New York 1946. ' Следует вспомнить о том, что противотип Йенша определяется посредством синестезии, т.е. посредством мнимой или действительной способности определенных людей "иметь цветовые ощущения, если они вообще слышат звуки или музыку, и чувство звука, если они смотрят картины или видят цвета" (Бодер. в раб.: Harriman и др. см. выше). Эта склонность у Йенша интерпретируется как синдром дегенерации, и, вероятно, можно предположить, что его толкование основывается скорее на исторических реминисценциях, чем на каких-либо эмпирических психологических данных. Так как культ синестезии играл большую роль в лирике тех же самых французских авторов, которые ввели понятие "декаданса", и прежде всего у Бодлера, в их произведениях синестетические образы несут особую функцию. Затемняя разграничительную линию между разными областями чувственных восприятий, они пытаются одновременно стереть жесткую классификацию различных видов объектов в том виде, в каком она возникла в результате практических требований промышленной цивилизации. Они бунтуют против опредмечивания. В высшей степени характерно, что насквозь административная идеология, как заклятый враг, выбирает позицию, являющуюся прежде всего бунтом против стереотипности. Национал-социалист не может переносить ничего, что не подходит для его схемы, а тем более ничего, что не
310

признает его собственное опредмеченное "стереопатическое" воззрение.
1 Freud, S., Libidinal types. Psychoanalytic Quarterly I, 1932, S. 3-6.
' В работе: Hunt, J. McV., ed.. Personality and the Behavior Disorders, New York 1944.
' Следует подчеркнуть, что нужно различать два понятия типа: во-первых, есть типы в собственном смысле слова - типизированные люди, индивиды, которые глубоко отражают устоявшиеся образцы и социальные механизмы; во-вторых, те, которые могут быть названы типами в формально логическом смысле и которые часто могут характеризоваться как раз отсутствием стандартных качеств. Важно различать действительные, "настоящие" типовые структуры человека и лишь его простую принадлежность к какому-то логическому классу, посредством которого он определяется как бы извне.
?° Ср. с гл. 2.
" Институт социальных исследований. Работы по философии и социологии, стр. 133 и след.
12 См. по этому поводу F. N. 6, стр. 102.
13 См. по этому поводу F. N. 5, стр. 174.
" В : Институт социальных исследований, М. Хоркхаймер (ed.), Studien ueber Autoritaet und Familie, стр. 110 и след.
[! Институт социальных исследований, М. Хоркхаймер (ed.), Studien ueber Autoritaet und Familie; Erikson, Е. Н., Hitlers Imagery and German Youth.
" Институт социальных исследований, Работы по философии и социологии под ред. М. Хоркхаймера. стр. 135 и след.
?7 Lindner, R. М., Rebel without a Cause, New York 1944.
18 А. Р., Кар. XXI, Criminality and Antidemocratic Trends: A Study of Prison Inmates, S. 817 и след.
" Lowenthal, L., und Guterman, N.. Prophets of Deceit, New York 1949.
10 Это конечно только поверхностный аспект. Из психоанализа известно, что насекомые и вредители часто используются как символы братьев и сестер, фантазия, которая здесь задействована, могла бы быть признаком детского желания побить младшего брата, пока он не "оставит в покое". Склонность к манипуляции, вероятно, может быть формой, в которой проявляются пожелания смерти братьям и сестрам. "Организаторами" часто являются лица, которые хотят деспотически властвовать над теми, которые подобны им - замена для братьев и сестер, над которыми они хотели бы властвовать, как отец над близкими, если они их не могут убить. Наш инсектотоксиколог упоминает несколько раз о своих детских ссорах со своей сестрой.
21 См. гл. IV, стр. 176 и след.
22 Это название предложил Д. Ф. Браун.
и В главе V указывалось на то, что религия, если она сильно захватила человека, является действенным противоядием против предрассудка и всего фашистского потенциала, несмотря на ее собственные авторитарные аспекты.
24 Frenkel-Brunswik, Else, und Sanford, R. N., Some personality correlates of anti-Semitism, The Journal of Psychology 20, 1945, S. 271-291.
" Испытуемое лицо, девушка, была выбрана для объяснения данного типа, выросла в семье без мужчин, с матерью и бабушкой.
26 Ср. выше стр. 261 и след.
2' Freud, S., Libidinal types, a. a. 0.
я Ср. Horkheinier, Max, Authoritarianism and the family today. In: Anshen, R. N., ed.. The Family: Its Function and Destiny, New Yourk 1949.
311

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar