Меню
Назад » »

Александр Мень. Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус (4)

На самом деле... Мережковский заблудился между простыми вещами. Потому что пол не есть явление вечное. А полнота человека способна открываться во всем. И если это индивидуум, который принадлежит, скажем, к мужскому полу, совершенно не обязательно, что он должен нести в себе и женский элемент. Духовно человек стоит выше пола, поэтому апостол Павел говорит, что во Христе нет ни мужчины, ни женщины. Но для нашего единства, для нашей любви друг к другу обязательно должно быть различие: в характере, в типе мышления, в типе эмоциональной жизни. Но на самом деле это не столь существенно, чтоб об этом можно было писать и размышлять всю жизнь.
 
Правда о земле - это было то, что действительно достойно из наследия Мережковского. Да. И мы (мы, христиане, мы, богословы) должны честно признать, что он был прав в том, что на протяжении истекшего времени, двадцати столетий, нередко бывало так, что христиане и руководство церквей не уделяли достаточно внимания проблемам жизни, проблемам мира сего. Понять это можно и простить можно, потому что люди хотели сохранить и развить в себе силу внутреннюю, силу духа, чтобы пойти в мир, но в процессе развития духа потом забывали, для чего это делается. И в мир не шли. Вероятно, многие из вас знают о святом Серафиме Саровском. Он много лет прожил в затворе, он много лет не общался с людьми, но когда в нем созрела духовная сила, сила Благодати Духа Божия он открыл дверь своей хижины для людей. Он понес свое сердце наполненное Святым Духом людям. Вот это и есть та диалектика христианства, которая не отрицает мир и не принимает его огульно
 
Христианство не становится мирским, омирщвленным: всегда есть откат, для того чтобы принять, для того чтобы преобразить, для того чтобы одухотворить. И вот этот синтез, который совершается в истории Церкви, и будет совершаться, и был совершен раз и навсегда в лице Христа, он мыслился и представлялся в философии Мережковского как нечто расколовшееся, не соединенное, как то, что должно соединиться в каком-то грядущем Третьем Завете. И мы сегодня говорим ему: нет, Новый Завет есть Завет вечный. Третий Завет ни Церкви, ни миру не нужен, но христианство сегодня как и вчера несет в себе потенциальную возможность освящения, постижения, проникновения во все сферы мира.
 
Нет, друзья мои, ничего светского, нет ничего, находящегося вне Бога. Вне Бога находится только небытие. Все связано с Ним и все находится перед Его Лицом. За много сотен лет до нашей эры первая заповедь, которую дал Господь Аврааму, нашему отцу, отцу всех верующих на всей земле, была: «Ходи передо Мной... - Передо Мной! И будь непорочен». «Ходи передо Мной», - вот основа для христианской деятельности, для христианской любви в семье, для христианского воспитания, для христианского искусства для всего того, что есть. «Ходи передо Мной» - что бы ты ни делал: колол бы ты дрова, сидел бы у постели больного, или рассказывал друзьям смешную историю, чтобы поднять их дух, чтобы они не унывали, безразлично. Все то, что не является грехом, совершается перед Лицом Божьим. Но... мы должны быть благодарны этим искренним людям, которые мучились, страдали и поднимали эти вопросы.
 
В заключение я хочу прочесть несколько строк одного из лучших, с моей точки зрения, стихотворений Мережковского. Это стихотворение называется, как и стихотворение Державина, «Бог». Едва ли, пожалуй, в русской литературе можно найти подобное простое, без всякого декадентского привкуса, стихотворение о самом важном, о самом последнем, о самом прекрасном, о самой сущности нашей жизни и о Том, перед Лицом Которого должны мы все ходить.
 
О Боже мой, благодарю 
За то, что дал моим очам 
Ты видеть мир, 
Твой вечный храм, 
И ночь, и волны, и зарю. 
Пускай мученья мне грозят, - 
Благодарю за этот миг, 
За все, что сердцем я постиг, 
О чем мне звезды говорят... 
Везде я чувствую, везде, 
Тебя, Господь, - в ночной тиши, 
И в отдаленнейшей звезде, 
И в глубине моей души 
Я Бога жаждал - и не знал, 
Еще не верил, но, любя, 
Пока рассудком отрицал, - 
Я сердцем чувствовал Тебя. 
И Ты открылся мне. 
Ты мир. Ты - все. Ты небо и вода, 
Ты - голос бури, Ты эфир, 
Ты - мысль поэта, Ты - звезда... 
Пока живу Тебе молюсь, 
Тебя люблю, дышу Тобой, 
Когда умру - с Тобой сольюсь, 
Как звезды с утренней зарей. 
Хочу, чтоб жизнь моя была 
Тебе немолчная хвала. 
Тебя за полночь и зарю, 
За жизнь и смерть - благодарю.
 
Спасибо, друзья мои!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar