Меню
Назад » »

Александр Сергеевич Пушкин. (236)

вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он
бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую
руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на
бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки.
Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем
следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части"
("Русский архив", 1880, т. III, стр. 444).
 "Полтава" была новаторским произведением, не понятым ни современниками,
ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить
несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху, и,
как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно осуществил эту
задачу 1).
 Первая тема "Полтавы" - судьба русского государства среди других
европейских государств, способность русского народа отстоять свою
самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба
Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными
еще ему событиями - нашествием Наполеона и поражением его, "когда падением
ославил муж рока свой попятный шаг". Пушкин считал, что, победив в тяжкой
борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.

 Но в искушеньях долгой кары,
 Перетерпев судеб удары,
 Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
 Дробя стекло, кует булат.

 Героем, стоящим в центре этой темы в "Полтаве", является Петр, а
центральным эпизодом - Полтавский бой и пир после победы.
 Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как
государственным мыслителем, - тема многонациональности русского государства,
исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного
государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему
Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы,
пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме
Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как
патриота, борющегося за освобождение своей родины 2), а как коварного
властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. Эту национальную тему
Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи
свою поэму "Мазепа".
 Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме
поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о
человеке. Третья тема "Полтавы" - тема частного человека, раздавленного
колесом истории. Мария - сильная и страстная женщина. Преодолев и
религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества,
она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры
грандиозных и страшных исторических событий. Выделенная поэтом в конце поэмы
(и в конец эпилога), драма Марии придает трагический характер и всему
произведению. "Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная
на все эти ужасы, вот что увлекло меня", - писал Пушкин о "Полтаве" в статье
"Опровержение на критики".
 Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и
освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в
ней. Он предпослал "Полтаве" в первом издании предисловие (см. "Из ранних
редакций", стр. 449-450), где подчеркивал достоверность изображаемого, и
сопроводил поэму примечаниями, цитируя в них подлинные исторические
документы; он горячо полемизировал с критиками, упрекавшими его в искажении
истории. Эту подлинно реалистическую по содержанию поэму Пушкин написал
несколько приподнятым, поэтически украшенным стилем, напоминающим некоторыми
чертами стиль народных украинских песен, исторических сказаний, дум (см.
начало поэмы - "Богат и славен Кочубей", или описание красоты Марии, или
стихи "Не серна под утес уходит...", поэтический монолог Кочубея о трех
кладах; звучащие, как песня, стихи о казаке: "Кто при звездах и при луне так
поздно едет на коне?" 3)).
 "Полтаве" предпослано необыкновенно поэтическое, полное глубокого
чувства посвящение. Кому оно адресовано - до сих пор точно не установлено.
Есть предположение, что Марии Волконской (урожденной Раевской), жене
декабриста С. Н. Волконского, поехавшей за мужем в сибирскую каторгу (см.
стихи "Твоя печальная пустыня, последний звук твоих речей..."; т. 2).
 Так оный хитрый кардинал - кардинал Монтальто (XVI в.). Больной,
ходивший на костылях, он был выбран на папский престол (под именем Сикста V)
кардиналами, которые думали, пользуясь его слабостью, распоряжаться сами
делами католической церкви. Но тотчас после выборов оказалось, что болезнь
была притворной. Сикст V был одним из самых энергичных деятелей римского
престола.
 Полудержавный властелин - А. Д. Меншиков, приближенный Петра I, после
его смерти почти неограниченно распоряжавшийся судьбами государства.

 1) Мощь и слава войны,
 Как и люди, их суетные поклонники,
 Перешли на сторону торжествующего царя.
 Байрон (англ.).

 1) "Самая зрелая изо всех моих стихотворных повестей, - писал Пушкин в
заметке "Опровержение на критики", - та, в которой все почти оригинально (а
мы из этого только и бьемся, хоть это еще и не главное), "Полтава", которую
Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор
ни написал... "Полтава" не имела успеха" (см. т. 6).
 2) В противополжность Рылееву, именно так изобразившему Мазепу в своей
романтической поэме "Войнаровский" (1825).
 3) Сначала Пушкин написал эти стихи даже иным стихотворным размером по
сравнению со всей поэмой (см. "Из ранних редакций", стр. 451), подобно
вставленным в поэму "Цыганы" стихам о птичке.


 Тазит

 Эту неоконченную поэму Пушкин писал в конце 1829 - начале 1830 г.
Впервые напечатана в 1837 г., после смерти поэта. В черновой рукописи сюжет
поэмы продвинут несколько далее (отказ отца невесты Тазита и несколько
набросков, говорящих о горьком одиночестве юного горца; см. "Из ранних
редакций"). О дальнейшем содержании поэмы дает некоторое представление один
из планов ее, сохранившийся в рукописях Пушкина, Там говорится о встрече
отвергнутого своими близкими Тазита с миссионером. По-видимому, он
становится христианином. Возникает война между адехами и русскими. Тазит
принимает участие в сражении - не ясно только, на чьей стороне - и гибнет.
Из плана не видно, примиряется ли перед смертью Тазит с отцом и другими
единоплеменниками, или он так и умирает отверженным. Основная проблема
"Тазита" - национальная (близкая к одной из тем "Полтавы"), вопрос о путях
сближения кавказских народов с русскими. Пушкин много размышлял об этом во
время своего путешествия на Кавказ летом 1829 г. В "Путешествии в Арзрум"
(см. т. 5) он писал: "Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных
пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены. Они час от часу далее,
углубляются в горы и оттуда направляют свои набеги". Пушкин предполагает,
что экономические связи могут содействовать сближению кавказских горцев с
русскими: "Должно, однако ж, надеяться, что приобретение восточного края
Черного моря (нынешнее Черноморское побережье, принадлежавшее тогда Турции.
- С. Б.), отрезав черкесов от торговли с Турцией, принудит их с нами
сблизиться. Влияние роскоши (т. е. европейского культурного быта - С. Б.)
может благоприятствовать их укрощению..." ("Путешествие в Арзрум", глава
первая). Но самым сильным и действенным средством Пушкин считал проповедь
более гуманной религии - христианства. Это средство, по его мнению, должно
смягчить суровые нравы горцев и уничтожить их кровавые обычаи. В поэме
"Тазит", как бы проверяя эту последнюю мысль, Пушкин рисует реальную картину
столкновения новой, христианской морали с суровым бытом и понятиями горцев и
показывает трагические последствия этого столкновения.
 В стиле поэмы, как замечено исследователями, чувствуется стремление
Пушкина приблизиться к формам народного творчества, к приемам восточного
сказания.
 Описание похорон, открывающее поэму, воспроизводит виденные Пушкиным
похороны в одном из осетинских аулов, о чем он рассказывает в первой главе
"Путешествия в Арзрум":
 "Около сакли толпился народ. На дворе стояла арба, запряженная двумя
волами. Родственники и друзья умершего съезжались со всех сторон и с громким
плачем шли в саклю, ударяя себя кулаками в лоб. Женщины стояли смирно.
Мертвеца вынесли на бурке;

 ...like a warrior taking his rest
 With his martial cloak around him; {1}

 положили его на арбу. Один из гостей взял ружье покойника, сдул с полки
порох и положил его подле тела. Волы тронулись. Гости поехали следом. Тело
должно было быть похоронено в горах, верстах в тридцати от аула".
Поучительно сравнить это скупое и сдержанное описание со стихами "Тазита",
где дана та же картина, но обогащенная множеством живых, конкретных,
эмоционально насыщенных поэтических деталей (унылая песнь муллы, мятущиеся
кони, отец покойника между женщинами, два узденя, несущие бурку, огнистый
закат и многое другое). "К сожалению, никто не мог объяснить мне сих
обрядов", - заканчивает Пушкин свое описание в "Путешествии в Арзрум". В
поэме он нашел сам прекрасное поэтическое и вполне убедительное их
объяснение.

 1) Он лежал, как отдыхающий воин, завернувшись в свой боевой плащ
(англ.) (из стих. Ч. Вульфа "Погребение сэра Джона Мура").


 Домик в Коломне

 Написано в 1830 г., напечатано в 1833 г. Содержанием поэмы является
литературная борьба, которую приходилось Пушкину вести в это время.
 С конца 20-х гг. Пушкин сделался предметом настоящей травли со стороны
критиков и журналистов. Его новые произведения, выходившие в это время, не
имели успеха у читателей. Критики упрекали Пушкина в мелкости содержания его
поэзии, в отсутствии серьезной идеи или "цели", как тогда говорили. Они
отрицали какое-нибудь серьезное содержание и в "Полтаве", и в "Евгении
Онегине", а позже - в "Борисе Годунове". За этими упреками скрывалось
требование реакционного общества (и правительства), чтобы поэт прославлял,
воспевал существующий режим, военные успехи правительства, воспитывал своими
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar