Меню
Назад » »

Александр Сергеевич Пушкин. (350)

образа Онегина, к которому он умеет отнестись с такой критичностью,
сказывается стремление быть полностью верным жизненной правде. Татьяна -
высоко положительный, "идеальный" образ русской девушки и женщины, но этот
образ - не просто объективированная мечта поэта, он не навязывается им
действительности, а взят из нее же самой, конкретно историчен. Чтобы
убедиться в этом, достаточно перечесть хотя бы разговор Татьяны с няней при
отправке письма Онегину. Здесь перед нами - "уездная барышня", помещичья
дочка, глубоко и искренне привязанная к своей "бедной няне", образ которой
связан в ее сознании и памяти со всем самым лучшим и дорогим в ее жизни.
Татьяна зачитывалась иностранными романами, но ведь русских романов такой
впечатляющей силы в ту пору до начала и даже до середины 20-х гг., еще
просто не было. Она затруднялась выразить свои чувства к Онегину на русском
языке, но ведь сам Пушкин печатно заявлял лет через пять после времени, к
которому им отнесено письмо Татьяны, в 1825 г.: "Проза наша так еще мало
обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты для
изъяснения понятий самых обыкновенных". В то же время поэт с помощью тонкого
художественно-психологического .приема раскрывает "русскую душу" Татьяны: в
роман введен сон героини, насквозь пронизанный фольклором.
 Мимо всего этого Онегин полностью проходит. Даже тогда, когда (в
последней главе) в его охладевшем, давно "потерявшем чувствительность"
сердце внезапно вспыхивает настоящее большое чувство, он увлекается не той
Татьяной, какой она была "в деревне", "в глуши лесов", в окружении русской
природы, бок о бок со старушкой няней - "не этой девочкой несмелой,
влюбленной, бедной и простой". Этой Татьяной Онегин "пренебрегал"; останься
она в той же "смиренной доле", пренебрег бы ею и сейчас. Он стал "томиться
жаждою любви" к Татьяне, обрамленной великолепной блистательной рамой
петербургских светских гостиных, - "равнодушною княгиней", "неприступною
богиней роскошной, царственной Невы".
 А ведь все лучшее в духовном облике Татьяны - ее высокое душевное
благородство, искренность и глубина чувств, верность долгу, целомудренная
чистота натуры - связаны - поэт ясно нам это показывает - с ее близостью к
простому, народному. И ей самой "душно здесь", в той новой светской среде, в
которой она и стала так мила Онегину; она ненавидит "волненье света";
презирает окружающую ее "постылой жизни мишуру", "ветошь" светского
"маскарада" - "весь этот шум и блеск, и чад". Вот почему Татьяна, продолжая
любить Онегина, и называет его вдруг загоревшуюся любовь к ней "мелким
чувством". Здесь она и права и не права. Повод к внезапной вспышке этой
любви был действительно "мелок" ("Запретный плод вам подавай, // А без того
вам рай не рай", - с горькой иронией замечает в связи с этим сам Пушкин). Но
Онегин полюбил Татьяну искренне и беззаветно; он "как дитя влюблен".
 Термин "лишний человек" получил широкое употребление лет двадцать
спустя после "Евгения Онегина" (с появлением "Дневника лишнего человека"
Тургенева, 1850). Но это слово в применении к Онегину находим уже у Пушкина.
В одном из беловых вариантов Онегин на петербургском светском рауте "как
нечто лишнее стоит". Действительно, образ Онегина - первый в той обширной
галерее "лишних людей", которая так обильно представлена в последующей
русской литературе. Генетически возводя литературный тип "лишнего человека"
к образу Онегина, Герцен точно определил ту социально-историческую
обстановку, в которой складывался этот характер: "Молодой человек не находит
ни малейшего живого интереса в этом мире низкопоклонства и мелкого
честолюбия. И, однако, именно в этом обществе он осужден жить, ибо народ еще
более далек от него... между ним и народом ничего нет общего" (Герцен "О
развитии революционных идей в России"). Возвращение Онегина в свет в
последней главе романа, увлечение его "светской" Татьяной, сменившее
пренебрежение к Татьяне деревенской, "народной" - своеобразное подтверждение
этого положения Герцена.
 Носитель передового общественного сознания, передовых освободительных
идей, был далек от народа - в этом трагизм всего дворянского периода
русского революционного движения. В этом причина декабрьской катастрофы,
поставившей, по словам Герцена, перед всеми мыслящими людьми "великий
вопрос" о преодолении этого разрыва.
 В "Евгении Онегине", в том виде, в каком он был оформлен автором для
печати, не только нет ответа на этот вопрос, но нет и прямой постановки его.
Нет в романе и непосредственно политической тематики. Вместе с тем, даже и в
этом виде, роман Пушкина о современной ему русской действительности, почти
что о текущем дне, весь овеян дыханием современности. В трагических исходах
индивидуальных частных судеб двух - каждого по-своему типичных -
представителей русской молодежи XIX в., оторванных, далеких от народа,
явственно сквозит общая проблематика эпохи.
 Особенно остро и живо современники ощущали злободневную
знаменательность гибели романтика Ленского. Убийством Ленского, по Герцену,
- были как бы убиты "грезы юности" - поры "надежды, чистоты, неведения":
"Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукою
Онегина, - Онегина, который любил его и, целясь в него, но хотел ранить.
Пушкин сам испугался этого трагического конца; он спешит утешить читателя,
рисуя ему пошлую жизнь, которая ожидала бы молодого поэта" (Герцен "О
развитии революционных идей в России"). Однако Герцен не знал, что Пушкин,
говоря перед этим о возможности для Ленского и другого, противоположного
пути - "славы и добра", - намечал и еще один столь же выразительный его
вариант: Ленский мог бы "быть повешен как Рылеев" (слова из пропущенной и
обозначенной в тексте романа только цифрой, строфы, которая вследствие
именно этих слов и не могла бы появиться в печати). Как видим, здесь уже
открывается прямой просвет в тему декабризма. И этот просвет не случаен. В
окончательном тексте лишь глухо упомянуто о политической настроенности
Ленского - его "вольнолюбивых мечтах". В рукописях Пушкина этот мотив развит
гораздо подробнее. Ленский характеризуется там как "крикун, мятежник и
поэт"; его мечты выразительно определяются эпитетом "неосторожные";
упоминается об его "пылкой вере" в свободу, о том, что "несправедливость,
угнетенье" вызвали в нем "негодованье, ненависть и мщенье", что его стих
"одушевлялся гневною сатирой". В одной из строф, посвященных Ленскому
(строфа VIII второй главы), содержится несомненный намек на деятельность
тайных обществ (в печати соответствующие шесть строк были заменены точками).
Весьма возможно, что не все из этих рукописных вариантов были отброшены
Пушкиным по соображениям цензурного порядка. Но что эти соображения не могли
не присутствовать - совершенно бесспорно. Но и независимо от этих вариантов,
образ Ленского вызывал у некоторых современников характерные ассоциации:
настойчиво указывали, в качестве его прототипа, на поэта-декабриста
Кюхельбекера; "другим Ленским", "полным идей и фантазий 1825 года" и
"задушенным грубыми тисками русской жизни", называл Герцен поэта-любомудра
Дмитрия Веневитинова.
 Еще более значительна попытка обращения автора "Евгения Онегина" к теме
декабризма в связи с образом "главного лица" - Онегина. Развитие фабулы
допускало это. Роман, как он был опубликован Пушкиным в составе восьми глав,
не без оснований представлялся многим неоконченным; во всяком случае, в нем
не было того, что обычно считалось концом: "Вы говорите мне: он жив и не
женат, // Итак еще роман не кончен", - не без иронии писал Пушкин в 1835 г.
в набросках ответа друзьям. Но и помимо отсутствия традиционной развязки,
поэт, покинув своего героя "в минуту злую для него", не досказал даже того,
чем эта минута - неизбежное объяснение с мужем Татьяны, заставшим Онегина в
комнате жены, - закончилась. Между тем душевное состояние героя на
протяжении последней главы романа существенно изменилось. Неожиданная,
захватившая все его существо, страстная влюбленность в Татьяну, чем бы она
ни была вызвана, произвела в нем благодетельный переворот, вернула
"чувствительность" его сердцу, омолодила преждевременно постаревшую душу,
наполнила его пустое и праздное существование содержанием и смыслом:
влюбленный, "как дитя", Онегин даже "чуть... не сделался поэтом" подобно
Ленскому. Последние слова Татьяны, отнявшие у Онегина этот смысл, погасившие
всякую надежду на личное счастье, потрясли все его существо. В состоянии
сильнейшего нравственного потрясения и "оставляет" Пушкин своего героя.
Естественно возникал вопрос - как могло отозваться это страшное потрясение и
на внутреннем мире Онегина, и на дальнейшем его жизненном пути? Этот
закономерный читательский вопрос сформулировал Белинский в своем критическом
анализе "Евгения Онегина": "Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его
страсть для нового, более сообразного, с человеческим достоинством
страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его
обратилась в мертвую, холодную апатию?"
 Сам Пушкин в отношении Онегина подобного вопроса-дилеммы перед собой и
перед читателями не ставит. Вместе с тем мы располагаем твердыми данными,
что, по мысли поэта, Онегин должен был пойти .по первому - героическому -
пути. За год до окончания романа, в 1829 г., во время поездки Пушкина в
Закавказье, на театр военных действий, и встреч его там с некоторыми из
сосланных участников декабрьского движения, поэт рассказывал, что по
"первоначальному замыслу" Онегин "должен был или погибнуть на Кавказе, или
попасть в число декабристов". В этом сообщении, помимо всего прочего, важно
указание на то, что именно таким был уже первоначальный замысел Пушкина,
который, однако, мог возникнуть, конечно, только после восстания
декабристов. Об устойчивости же данного замысла свидетельствует то, что год
спустя после рассказа о нем Пушкин снова попытался было к нему вернуться.
Уже после того, как он счел было свой роман "по крайней мере - как он сам
это указывал - для печати" законченным в составе девяти глав и подвел под
этим черту (соответственный план-оглавление составлен Пушкиным 25 сентября
1830 г.), он, видимо, сразу же принялся за создание новой - десятой - главы.
 Роковое финальное свидание Онегина с Татьяной произошло - это
устанавливается совершенно точно, недаром Пушкин замечал, что все в его
романе строго расположено "по календарю", - весной, примерно в марте -
апреле 1825 г.; другими словами, действие последней главы отделено всего
несколькими месяцами от восстания декабристов. Десятая глава непосредственно
посвящена теме декабрьского восстания. До нас дошли только фрагменты первых
семнадцати строф этой главы, дающих описание исторических событий и
деятельности тайных обществ, предшествовавшей восстанию. "Славная хроника",
- записал П. А. Вяземский в своем дневнике, когда Пушкин прочитал ему,
по-видимому, именно эти строфы. В бумагах Пушкина периода болдинской осени
имеется лаконичная помета: в день очередной лицейской годовщины 19 октября
"сожжена" десятая глава. По этой записи трудно судить с полной
определенностью, была ли написана Пушкиным вся глава, и, если нет, то как
далеко продвинулось ее написание. Но совершенно очевидно, что дошедшие до
нас фрагменты хроникального характера являлись только историческим
введением, за которым должно было следовать дальнейшее развертывание фабулы
романа, конечно, при непременном участии его "главного лица": согласно с
приведенным выше свидетельством самого Пушкина Онегин, очевидно, "должен был
попасть в число декабристов".
 Одним из основных творческих принципов Пушкина, лежащих в основе его
нового реалистического метода, было отсутствие произвольного авторского
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar