- 100793 Просмотра
- Обсудить
XVII строф. Замысел создать десятую главу поэт не оставлял и в дальнейшем: наброски, относящиеся к десятой главе, встречаются даже в пушкинских рукописях 1835 г. Из этого видно, какое большое значение придавал он этому замыслу. Строфа I. Властитель слабый и лукавый - Александр I. Строфа II. Его мы очень смирным знали - имеются в виду поражения, нанесенные Александру Наполеоном при Аустерлице в 1805 г., и заключенный Александром в 1807 г., после поражения при Фридланде, невыгодный для России Тильзитский мир. Строфа IV. Мы очутилися в Париже - в марте 1814 г. союзные русско-прусско-австрийские войска заняли Париж, Наполеон отрекся от престола. Строфа VI. Шиболет - отличительный признак данной национальности. Стихоплет великородный - поэт кн. И. М. Долгорукий (1764-1823), автор стихотворения "Авось". Строфа VII. Авось, по манью Николая... - Пушкин иронизирует по поводу своих надежд на то, что Николай I возвратит из сибирской ссылки декабристов. Строфа VIII. Сей муж судьбы - Наполеон. Сей всадник, папою венчанный. - Объявив себя французским императором, Наполеон принудил римского папу короновать себя, по обычаю средневековых императоров Римской империи. Измучен казнию покоя - ссылкой на остров св. Елены. Строфа IX. Тряслися грозно Пиренеи - речь идет о национально-освободительных движениях начала 20-х гг. XIX в.: испанской революции, революции в Неаполе, греческом восстании. Безрукий князь - глава греческого восстания князь Александр Ипсиланти, потерявший руку в сражении под Дрезденом. Морея - южная часть Греции. Восстание Ипсиланти подготовлял в Кишиневе. Строфа X. Наш царь в конгрессе говорил - имеются в виду выступления Александра I в конгрессах реакционного Священного союза, созывавшихся для подавления революционных движений в Европе. Строфа XI. Потешный полк Петра титана - Семеновский полк, сформированный Петром I. В ночь убийства Павла I семеновцы несли караул у дворца и пропустили в него заговорщиков (последние две строки полностью соответствуют трактовке убийства Павла, данной молодым Пушкиным в его оде "Вольность"). В следующих утраченных стихах речь шла, надо предполагать, о восстании Семеновского полка в сентябре 1820 г., жестоко подавленном правительством. Строфы XII-XV посвящены описанию первых тайных обществ - Союза Спасения и Союза Благоденствия. Строфа XIV. У беспокойного Никиты - имеется в виду декабрист H. M. Муравьев (1796-1843), один из наиболее активных деятелей Северного общества, был сослан на каторгу в Сибирь, где и умер. У осторожного Ильи - имеется в виду член Союза Благоденствия И. А. Долгоруков (1797-1848). В дальнейшем устранился от участия в тайных обществах и не понес никакого наказания. Строфа XV. Лунин M. С. (1787-1845) - декабрист, один из первых настаивал на необходимости убить Александра I. Умер в каторжной тюрьме в Сибири. Якушкин И. Д. (1793-1857) - декабрист, предлагал взять на себя убийство царя. Был сослан на каторгу в Сибирь. Хромой Тургенев - декабрист Н. И. Тургенев (1789-1871). Был особенно горячим поборником уничтожения крепостного права. Автобиографическая точность слов: Читал свои ноэли Пушкин подтверждается показанием декабриста И. Н. Горсткина, который писал о времени конца 10-х гг.: "...Я был раза два-три у князя Ильи Долгорукова... у него Пушкин читывал свои стихи, все восхищались остротой..." ("Литературное наследство", т. 58, M. 1952, стр. 159). Строфа XVI. Над Каменкой тенистой - в Каменке, имении декабриста В. Л. Давыдова (1792-1855), находился один из центров ("управ") Южного общества декабристов. Над холмами Тульчина - в местечке Тульчине, неподалеку от реки Буга, был расположен штаб 2-й армии, главнокомандующим которой был генерал Витгенштейн, и находился центр Южного общества во главе с П. И. Пестелем. Холоднокровный генерал - декабрист А. П. Юшневский; Муравьев - декабрист С. И. Муравьев-Апостол (1796-1826), поднявший в конце 1825 г. восстание в Черниговском полку, на юге. Был повешен в число пяти главных участников восстания декабристов. 1) Сестра М. Н. Раевской. Д. Благой C.М. Бонди Борис Годунов Трагедия писалась в Михайловском с декабря 1824 г. по ноябрь 1825 г. Напечатана впервые только в 1831 г. На сцене при жизни Пушкина не могла быть поставлена по цензурным соображениям {1}. Пушкин несколько раз читал ее публично, после возвращения из ссылки в 1826 г., в Москве и позже в Петербурге {2}. Об общем характере замысла и политическом и социальном смысле трагедии Пушкина см. выше вступительную статью "Драматические произведения Пушкина". В двадцати трех сценах "Бориса Годунова" выразительно и исторически верно показана эволюция настроений народа в изображаемую эпоху: сначала политическое равнодушие, инертность, затем постепенное нарастание недовольства, все усиливающееся и, наконец, разрастающееся в народное восстание, бунт, свергающий с престола молодого царя, после чего народ, возложивший все свои надежды на нового, "законного" царя, снова теряет свою политическую активность и превращается в пассивную толпу, ожидающую решения своей судьбы от царя и бояр. Такой характер, как известно, имели все народные восстания до появления на исторической сцене пролетариата. Пушкин несколько сдвинул, сократил процесс народного движения начала XVII в., завершив события своей трагедии воцарением Димитрия Самозванца. Между тем в действительности события бурно развивались и дальше, и кульминацией, высшим подъемом революционных настроений и действий борющегося против своих угнетателей народа было не свержении династии Годуновых (как у Пушкина), а более позднее движение, предводимое Болотниковым. Однако, несмотря на эту историческую неточность {3}, общая схема событий дана у Пушкина очень верно и в высшей степени проницательно. Что главным героем пушкинской трагедии является но Борис Годунов с его преступлением и не Григорий Отрепьев с его удивительной судьбой, а народ, видно из всего содержания и построения трагедии. О народе, его мнении, его любви или ненависти, от которых зависит судьба государства, все время говорят действующие лица пьесы: Шуйский и Воротынский (в 1-й сцене - "Кремлевские палаты"), Борис в своем знаменитом монологе (в 7-й сцене), Шуйский и боярин Афанасий Пушкин (в 9-й сцене - "Москва. Дом Шуйского"), Борис, Патриарх и Шуйский в Царской Думе (сцена 15-я), Пленник (в 18-й сцене, "Севск"), Борис и Басманов (в 20-й сцене"Москва. Царские палаты") и, наконец, Гаврила Пушкин - человек, по замыслу Пушкина, вполне понимающий политическую и общественную ситуацию (21-я сцена, "Ставка"): Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением, да, мнением народным... Сам народ, угнетенная масса, участвует в трагедии в шести сценах. В первой из них (2-я сцена трагедии - "Красная площадь") мы слышим речи более культурных представителей низших классов; это, может быть, купцы, духовные лица (см. традиционно-церковный стиль их реплик). Они обеспокоены положением страны без царя ("О боже мой! Кто будет нами править? О горе нам!"). В следующей сцене ("Девичье поле. Новодевичий монастырь") действует народная масса, равнодушная к политике, плачущая и радующаяся по указке бояр ("О чем там плачут?" - "А как нам знать? то ведают бояре, не нам чета..." - "Все плачут, заплачем, брат, и мы..." - "Что там еще?"-"Да кто их разберет?.."). За пять лот царствования Бориса Годунова настроение народа меняется. В сцене "Равнина близ Новгорода Северского" воины Бориса (тот же народ) стремительно бегут от войск Самозванца не потому, что они боятся поляков и казаков, а потому, что не хотят сражаться за царя Бориса против "законного" царевича, воплощающего, по их мнению, надежды на освобождение - прежде всего
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.