Меню
Назад » »

Александр Сергеевич Пушкин. (461)

Езиды верят, что души умерших отправляются в место успокоения, где они наслаждаются блаженством в большей или меньшей степени, сообразно заслугам каждого, и что иногда они, являясь в сновидениях родным и друзьям, дают знать о своих желаниях. Это верование они разделяют с турками. Они убеждены также, что в день Страшного суда они проникнут в рай с оружием в руках. Езиды делятся на несколько народностей, или племен, независимых друг от друга. Светская власть верховного вождя их секты распространяется только на одно его племя; тем не менее, когда несколько племен враждуют между собой, его долг взять на себя посредничество в их примирении; и редко употребленные им усилия не увенчиваются успехом. Некоторые их племена живут во владениях князя Джулемеркского, другие на земле князя Джезирехского, некоторые в горах, подчиненных Диарбекиру, другие находятся в области князя Амадийского, К числу последних относится самое родовитое из всех племен, известное под названием шейхан; шейх этого племени, которого они зовут мир, т. е. государь, является верховным духовным вождем езидов и хранителем могилы шейха Ади. Начальники селений, занимаемых этим племенем, происходят все из одной семьи и могли бы оспаривать друг у друга первенство в случае какого-нибудь несогласия. Но самое могущественное и самое грозное из всех племен - это то, которое живет на горе Синджар между Моссулом и рекой Хабур; оно поделено между двумя шейхами, из коих один правит восточной частью, а другой южной. Гора Синджар, обильная плодами всякого рода, малодоступна, а племя, ее населяющее, может выставить свыше шести тысяч стрелков, не считая конницы, вооруженной копьями. Года не проходит без того, чтобы какой-нибудь крупный караван не был ограблен этим племенем. Езиды этой горы выдержали несколько войн против пашей Моссула и Багдада; в таких случаях, после большого кровопролития с той и другой стороны, все в конце концов улаживается за деньги. Эти езиды повсюду наводят ужас своей жестокостью: когда они занимаются вооруженным разбоем, они не ограничиваются ограблением попадающих им в руки, они всех поголовно убивают; если же среди них находятся шерифы, потомки Магомета, или мусульманские законоучители, они убивают их особенно жестоким способом и с особенным удовольствием, полагая, что это составляет большую заслугу. Султан терпит езидов в своих владениях, потому что, по мнению магометанских ученых, следует признавать правоверным всякого, кто исповедует основные догматы: Нет бога, кроме бога, и Магомет - пророк его, хотя бы он и но соблюдал ни одного из остальных предписаний мусульманского закона. С другой стороны, курдские князья терпят езидов ради своей личной выгоды: они даже стараются привлечь в свои владения возможно больше племен этого народа, ибо езиды отличаются испытанной храбростью, они хорошие воины, как пешие, так и конные, и очень пригодны на всякое смелое предприятие и на ночной грабеж в селах и деревнях; вот почему эти князья пользуются ими с большой выгодой как для усмирения непокорных магометанских племен в их владениях, так и для борьбы с другими князьями, воюющими с ними. К тому же магометане твердо убеждены, что всякий, погибший от руки этих сектантов, умирает мучеником: поэтому князь Амадийский постоянно держит при себе палача из езидов для приведения в исполнение смертных приговоров над турками. Езиды того же мнения о турках, и в этом отношении между ними наблюдается взаимность: если турок убивает езида, он совершает поступок, весьма угодный богу, а если езид убивает турка, он совершает дело, весьма достойное в глазах великого шейха, т. е. дьявола. Пробыв несколько лет на службе у князя, амадийский палач оставляет свою должность, чтобы предоставить своему преемнику также возможность заслужить благосклонность дьявола; и куда бы палач, сложив с себя эту обязанность, ни являлся, езиды везде встречают его с уважением, и целуют ему руки, освященные кровью турок. Напротив того, персы и все магометане, принадлежащие к секте Али, не терпят езидов в своих владениях; более того, им запрещено оставлять этих сектантов в живых. Во время войны с езидами туркам разрешается обращать в рабство их жен и детей и либо оставлять для собственной надобности, либо продавать их; езиды, не имея того же разрешения по отношению к туркам, убивают всех. Если езид желает стать турком, ему достаточно, вместо всякого исповедания веры, проклясть дьявола, а затем спокойно учиться молитвам по турецкому обычаю: ибо над езидами совершают обрезание на восьмой день после рождения. Все езиды говорят по-курдски; среди них многие знают по-турецки или по-арабски, потому что им часто случается обращаться с людьми, говорящими на этих языках, а также потому, что они находят более выгодным в надежным вести свои дела без помощи переводчиков. Без сомнения, у езидов есть еще немало других заблуждений или суеверий, но, так как у них нет каких бы то ни было книг, изложенные мною являются единственными, о которых мне удалось получить сведения. Кроме того, многое у них подвержено изменениям вследствие так называемых откровений их кочека, что еще более затрудняет основательное изучение их верований. (Франц.) 1) что вы хотите, мадам, они свежее... 1) перед вечером (франц.). 2) Званый вечер (франц.). 1) легкомысленный (франц.). 2)посредственность, бездельник (франц.). 3) его наперсник (франц.). 4) Франт, вроде Завадовского, шалопай, любовницы, долги. 5) ищет развлечений у своих прежних любовниц, становится мошенником и дуэлистом. 6) в дурном обществе. 7) делается душеприказчиком. 8) Танцовщица. 9) чтобы заработать на жизнь, переводит водевили (франц.). 10) он принимает у себя хорошее общество в мужской части и дурное - в женской. 11) III) Завадовский, паразиты, актрисы, его дурная слава; он влюбляется, Пелымов его наперсник. IV) Похищение. Пелымов приобретает в глазах света репутацию шалопая. В это-то время он вступает в переписку с Натальей. Он получает первое письмо, уходя от Истоминой, которую он утешает по поводу женитьбы Завадовского. V) Двери дома Чоколей для него закрыты; он видит ее только в театре. Он узнает, что его брат - секретарь Чоколея. VI) Пышный образ жизни Завадовского, он дает обеды и балы. Домашние затруднения. Кредиторы. Игра. VII) Поровой и его дуэль. 12) VIII) Сцена у отца. IX) Объяснение с Завадовским. X) Пелымов порывает с Завадовским. I) Продолжение любовных похождений Пелымова. II) Эта глава после катастрофы. Жена Завадовского мужем становится Ф. Орлов. Его новые приятели. Их подвиги. Они на улице нападают на Пелымова. Фед. Орлов узнает его и обращает все в шутку. III) Болезнь, жалкое одиночество и смерть отца Пелымова. IV) Положение брата. V) Убийство (франц.). 1) МАРЬЯ ШОНИНГ и АННА ГАРЛИН, ОСУЖДЕННЫЕ в 1787 г. в НЮРНБЕРГЕ Марья Шонинг, дочь нюрнбергского ремесленника, 17 лет от роду потеряла отца. Она ухаживала за ним одна, так как по бедности принуждена была отпустить единственную их служанку, Анну Гарлин. Возвратившись с похорон отца, она застала у себя двух чиновников податного ведомства, которые потребовали на просмотр бумаги покойного, чтобы удостовериться, платил ли он налоги соразмерно своему имуществу. Они нашли после проверки, что старый Шонинг платил обложение несоответственно своим средствам, они наложили печати. Девушка перебралась в пустую комнату, пока начальники казначейства не решат этого дела. Податные чиновники возвратились с решением своих начальников и с приказом, чтобы Марья Элеонора Шонинг оставила дом, отбираемый в казну. Шонинг был беден, но бережлив. Трехлетняя болезнь истощила все, что он скопил. Марья пошла к чиновникам, плакала, но начальство было неумолимо. Вечером она отправилась на кладбище св. Якова... Она ушла оттуда утром; затем, умирая с голоду, снова очутилась на кладбище... Нюрнбергская полиция выплачивает полкроны ночным сторожам за арест каждой женщины после 10 часов вечера. Марью Шонинг отвели на гауптвахту. На другой день ее привели к судье, который отпустил ее, пригрозив отправить в исправительный дом в случае, если она попадется вторично. Марья хотела броситься в Пегниц... ее окликнули. Она увидела Анну Гарлин, бывшую служанку своего отца, вышедшую замуж за инвалида. Анна утешила ее. "Жизнь коротка, - сказала она ей, - а небо - навсегда, дитя мое". Марья находила приют у Гарлинов в течение года. Она вела там весьма убогую жизнь. В конце года Анна заболела. Наступила зима, работы не было; цена на продукты поднялась. Всю мебель продали вещь за вещью, кроме койки инвалида, который к весне умер. Один бедный врач бесплатно лечил мужа и жену. Иногда он приносил им бутылку вина, но денег у него не было. Анна выздоровела, но сделалась ко всему равнодушной: работы не было совсем. Однажды вечером, в начале марта, Марья вдруг ушла из дому... Она была задержана сторожевым обходом. Капрал велел солдатам окружить ее и сказал ей, что наутро ее высекут. Марья вскричала, что она виновна в детоубийстве... Когда ее привели к судье, она объявила, что родила ребенка, причем принимала Анна Гарлин, которая и похоронила его в лесу, где - она сама уже не знает. Анна Гарлин была тотчас же арестована и, после запирательства, приведена на очную ставку с Марьей - она все отрицала. Принесли орудия пытки. Марья пришла в ужас - она схватила связанные руки своей мнимой сообщницы и сказала ей: "Анна, сознайся в том, чего от тебя требуют! Милая моя Анна, для нас все кончится, а Франк и Нани будут помещены в сиротский дом". Анна поняла ее, обняла и сказала, что ребенок был брошен в Пегниц. Дело было решено быстро. Обеих приговорили к смертной казни. Утром в назначенный день их повели в церковь, где они молитвою приготовились к смерти. Нa повозке Анна была спокойна. Марья волновалась. Гарлин взошла на эшафот и сказала ей: "Еще мгновение, и мы будем там (на небе)!.. Мужайся, еще минута-и мы предстанем перед богом!" Марья воскликнула: "Она невинна, я лжесвидетельница..." Она бросилась в ноги к палачу и священнику... она рассказала все. Палач в изумлении останавливается. В народе раздаются крики... Анна Гарлин, на вопросы священника и палача, говорит с неохотою (простотою): "Разумеется, она сказала правду. Я виновна в том, что солгала и усомнилась в благости провидения". Судьям посылают донесение. Посланный возвращается через час с приказанием исполнить приговор... Палач, отрубив голову Анне Гарлин, лишился чувств. - Марья была уже мертва (франц.).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar