- 1278 Просмотров
- Обсудить
Сомнение совести
Ближним охотно служу, но -- увы! -- имею к ним склонность.
Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?
Решение
Нет другого пути: стараясь питать к ним презренье
И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг.
(Шиллер И. Х. Ф. Собр. соч: В 8-и т. Т. I. -- М.; Л., 1937. С. 164).
40 Ср.: Кант. Критика чистого разума. Трансцедентальная аналитика. Кн. II. Введение.
41 Скептики (от греч. "исследующий") -- философы, принадлежавшие к направлению античной философии, основанному Пирроном из Элиды (конец V в. до н. э.). Опирались на аристотелевское учение о недостоверности чувственного знания; объявляли видимость единственным критерием истины, считали бессмысленной задачу обоснования общезначимых норм поведения. Философов, претендующих на знание объективной истины, считали догматиками, себя -- ищущими истину.
Новые академики -- философы, принадлежавшие школе, основанной Платоном в 387 г. до н. э. и в лице Карнеада воспринявших идеи скетитиков; основа этому была заложена еще в Древней Академии с ее склонностью к абсолютизации диалектических споров.
42 Пиррон из Элиды (ок. 365--275 г. до н. э.) -- греч. философ, основатель античного скептицизма. Полагал необходимой "воздержанность в суждении" ("эпохе") и считал ее основным методом философии. Согласно Пиррону, наши представления о вещах и суждения о них не могут считаться ни истинными, ни ложными, поэтому не следует склоняться ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаясь "непоколебимым"; из такого отношения к вещам следует "атараксия" (невозмутимость) -- освобождение от "бредового наваждения", включая преодоление страха смерти и боли.
43 Паралогизм (греч., "неправильное рассуждение") -- логические ошибки, совершаемые непреднамеренно (в отличие от софизма, ошибки, сделанной с намерением ввести кого-нибудь в заблуждение).
44 Лат., "геометрическим способом", т. е. используя аксиоматически-дедуктивное построение.
45 Употребляя ставшие крылатыми слова папы Мартина IV (1281--1285), Шопенгауэр иронизирует над ошибочной, на его взгляд, ньютоновской теорией цветов.
46 Понятия средневековой схоластики, усвоенные из аристотелевской метафизики.
47 Дунс Скот (философ-схоласт второй пол. XIII в.) полагал, что только интеллект извлекает из низшей чувственной способности представления "общую природу" и превращает ее в понятие.
48 Пер. Н. И. Гнедича.
49 Т. е. системы, связанные с таким пониманием морали, когда нравственный мотив истолковывается как исключительно самоценный, не имеющий никакого "внешнего" содержания -- утилитарно-эвдемонистического или теистического (при этом подразумевается, что представление о Боге как чисто внешней, карающей и вознаграждающей инстанции противоречит христианской этике, основывающей добродетель на заповеди бескорыстной любви к Богу и человеку).
50 Стоическая этика эвдемонистична (от греч. "эвдемония", "хорошее расположение духа"), ориентирована на достижение блаженства через обретение внутренней свободы благодаря мудрости; все остальное рассматривается как "адиафора" (безразличное); этический идеал стоиков -- мудрец, достигший "бесстрастия" ("апатия") и не зависящий от внешних обстоятельств ("автаркия"): мудрец следует бесстрастию природы и любит свой "рок".
51 Стоицизм -- школа античной философии, получившая название от портика (греч. "стая") в Афинах Зеноном из Китиона. Общепринятая периодизация и наиболее известные представители: Древняя Стоя (II--I вв. до н. э.) -- Зенон, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (II--I вв. до н. э.) -- Панетий и Посидоний; Поздняя Стоя (I--II вв. н. э.), Др. Рим -- Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
52 Перипатетики (от греч. "перипатео", "прохаживаюсь") -- мыслители, принадлежавшие к философской традиции, основанной Аристотелем школы. Занимались систематической разработкой всех отраслей знания на основе аристотелевского наследия; традиция просуществовала до IV в. н. э.
Эпикурейцы -- последователи Эпикура в античной философии, первоначального- в Афинах; в конце II в. до н. э. эпикурейцы появились среди римлян (наиболее выдающийся -- Лукреций). Эпикурейская этика эвдемонистична: наслаждение, понимаемое как отсутствие страдания, "безмятежность" ("атараксия") -- единственное благо; нужно стремится "прожить незаметно", избегая тревог и опасностей.
53 Гораций. Послания 1, 18, 97. -- Пер. Н. Гинзбурга.
Книга вторая
1 Агриппа Неттесгеймский. Послания V, 14.
2 Этиология (греч.) -- учение о причинах.
3 То, что Шопенгауэр называет кантовским учением об эмпирическом и умопостигаемом характере может быть выведено как следствие из разрешения Кантом "кажущегося противоречия между механизмом природы и свободой в одном и том же поступке" (Критика практического разума. Ч. I. Гл. 3), а именно: "...естественная необходимость, несовместимая со свободой субъекта, присуща лишь определениям той вещи, которая подчинена условиям времени, стало быть лишь определениям действующего субъекта как явления, следовательно, поскольку определяющие основания каждого его поступка лежат в том, что относится к прошедшему времени и уже не в его власти (сюда надо отнести его совершенные уже поступки и определяемый этим характер в его собственных глазах как феномена). Но тот же субъект, который, с другой стороны, сознает себя также как вещь самое по себе, рассматривает свое существование и поскольку оно не подчинено условиям времени... и в этом его существовании для него нет ничего предшествующего определению его воли, а каждый поступок и вообще каждое сменяющееся сообразно с внутренним чувством определение его существования, даже весь последовательный ряд его существования как принадлежащего к чувственному миру существа следует рассматривать в сознании его умопостигаемого существования только как следствие, но отнюдь не как определяющее основание причинности его как ноумена. В этом отношении разумное существо может с полным основанием сказать о каждом своем нарушающем закон поступке, что оно могло бы и не совершить его, хотя как явление этот поступок в проистекшем [времени] достаточно определен и постольку неминуемо необходим; в самом деле, этот поступок со всем проистекшим, что его определяет, принадлежит к единственному феномену его характера, который он сам создает себе и на основе которого он сам приписывает себе как причине, независимой от всякой чувственности, причинность этих явлений" (Кант И. Соч.: В 6-и т. Т.4. Ч. I. М., 1965. С. 426-427).
4 Пер. А. В. Лебедева.
5 Данный термин употреблялся в химии и означал способность неодушевленных химических элементов (несоединимых физическими средствами -- смешиванием, растиранием и проч.) к притяжению и отталкиванию, к расторжению существующих и образованию новых связей, -- как будто они наделены волей. Так, по аналогии, эта способность трактовалась вплоть до 60-х гг. XIX в., в частности, в работе шведского химика Т. Бергмана "De attractianibus selecthis" ("Избирательное сродство", нем. перевод 1772), пока не утвердились окончательно атомно-молекулярные представления.
6 Упоминание этих имен в одном ряду связано с тем, что основой их философии является представление о том. что в мире нет случайности (беспричинности); поэтому наука о мире -- механика (Декарт, Лессаж).
7 Ангелус Силезиус. Херувимский странник 1, 8.
8 Такое противопоставление вполне оправдано, поскольку Платон гипостазирует и онтологизирует идею, преращая ее в объективную реальность, в "вещь в себе", если воспользоваться кантовской терминологией (идея у Платона -- трансцедентальная умопостигаемая) форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней "причастны", объект достоверного знания); у Канта же идея -- конститутивный принцип действия познающего разума, его регулятив и ориентир (ср.: Кант. Критика чистого разума. Трансцедентальная аналитика. Кн. I. Разд. 1).
9 Суть данного учения, получившего название окказиционализм и составлявшего направления в западноевропейской философии XVII в., заключается в том, что материальный повод мысли или волевого акта объявлялся совершенно недостаточной причиной таковых; взаимодействие тела и духа объяснялось как чудо постоянного и прямого божественного вмешательства.
10 Аристотелевская существенная форма -- один из четырех высших "принципов" бытия (наряду с материей, или субстратом, источником всякого движения и благом, или целью процесса становления), а именно -- "эйдос", или "чтойность", сущность ("эссенция") ; в отличие от платоновской идеи она не существует самостоятельно помимо множества вещей, а только -- в их конкретном множестве. См. также кн. 3, прим. 17.
11 Инь и ян (кит., "темное" и "светлое") -- парные понятия-символы древнекитайской мудрости, выражающие дуализм мироустройства: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, женское и мужское, земное и небесное, луна и солнце, чет и нечет и т. д. Космогонический аспект учения о инь и ян характеризует переход от первозданного хаоса к вещной определенности мира; их взаимодествие объясняет процесс изменения, взаимопревращения и слияния вещей, а также миропорядок, устройство всего сущего.
12 Каббала (древнееврейск., "предание") -- основанное на иудаизме тайное учение, основоположения которого сформулированы в написанной на арамейском языке в конце XIII в. в Кастилии "Книги сияния", или "Зогар", автором которой, очевидно, был Моисей Леонский.
Шопенгауэр упоминает каббалу в ряду учений (пифагореизм, китайская книга "И цзин" и др.), построенных на принципе понятийно-символических аналогий между знаками (числами) и мироустройством. Так, в кабаллистической традиции с XVI в. преобладающей становится магически-прикладная сторона, связанная с разложением слов Священного Писания, в частности, имен Бога на буквы как символы космич. явлений, использование числовых значений букв слова с заменой его другим словом с эквивалентным числовым значением и т. д.
13 Гете. Фауст I, 1940 сл. Пер. Н. А. Холодковского. -- Enheiresis naturae (сочетание греч. и лат. терминов) -- "способ действия природы".
14 Плавт. Ослы, 493-495.
15 Речь идет о кантовской космогонической гипотезе образования планетарной системы из первоначальной "туманности" (облака диффузного вещества) в результате действия центробежной силы ("Всеобщая естественная история и теория неба", 1755). Позднее (1796) аналогичную гипотезу выдвинул Лаплас.
16 Согласно мифу, Ифигения, дочь микенского владыки Агамемнона, должна была по воле последнего стать жертвой во искупление дерзости своего отца, убившего лань Артемиды в ее священной роще и похвалявшегося, что в меткости стрельбы из лука он поспорит с самой владычицей лесов (за что богиня лишила попутного ветра направлявшиеся в Трою корабли предводительствуемых Агамемноном ахейцев). Еще в античности сюжет жертвоприношения Ифигении был использован Лукрецием как свидетельство преступной и нечестивой жестокости религии (См.: Лукреций. О природе вещей I, 80--101).
17 Шопенгауэровское сравнение основывается на древнейшей, актуальной и в настоящее время традиции, в рамках которой число (будучи выразителем существа различных музыкальных данностей -- интервалов, порядков ступеней в звукорядах, размеров такта и т. д.) связывает музыку с теми или иными элементами универсально-символического истолкования бытия, в связи с чем появляется возможность понимания музыки как преисполненного глубочайшего метафизического смысла языка -- аналога "языка природы".
18 Телеология природы -- учение о целесообразности природных процессов, отвечающее на вопрос, для чего, ради какой цели они осуществляются: учение, согласно которому идеально положенная цель (конечный результат) предопределяет конкретный ход событий. Шопенгауэр употребляет понятие "телеология природы" в кантовском значении: и для него сама по себе бессмысленная, бессознательная природная целесообразность (по Канту, "целесообразность без цели") в конечном счете может быть понята только из уникальной определенности человеческого предназначения -- нравственной свободы (по словам Канта, "разгадкой того шифрованного письма, посредством которого природа говорит с нами своими прекрасными формами", является следующее: "...природа как бы говорит нам нечто такое, что, кажется, имеет более высокий смысл", -- и так как мы нигде не находим цели, "мы естественно ищем ее в нас самих, а именно в том, что составляет конечную цель нашего бытия -- в нашем моральном предназначении". -- Кант И. Соч.: В 6-и т. Т.5. М., 1966. С. 315-317).
19 Микрокосм (греч., "малый мир") -- категория, соотносительная с парной ей категорией макрокосм (греч., "большой мир"). Концептуальным содержанием этих категорий является отношение подобия между микрокосмом и макрокосмом: если человека
20 рассматривают по аналогии с миром, то это, как правило, ведет к растворению последнего в безличных или сверхличных космических силах и процессах, если наоборот, то сам космос трактуется антропоморфно.
Шопенгауэр в данном случае употребляет условное сравнение, апеллируя к философии Фалеса как типологически-обощенному примеру "космологической" интерпретации соотношения микрокосма и макрокосма и к философии Сократа как примеру ее "антропологического" истолкования. Последнее верно в той мере, в какой Сократ следует дельфийской заповеди "познай самого себя".
Книга третья
1 Платон. Тимей 27 d.
2 Слова из древнего орфического стиха, ставшие поговоркой, близкой по смыслу изречению "много званых, а мало избранных" (Мф. 20,16). Эти слова Платон вкладывает в уста Сократа: "... как говорят те, кто сведущ в таинствах, "много тирсоносцев, да мало вакхантов", и "вакханты" здесь, на мой взгляд, не иные кто-либо, а только истинные философы. Одним из них старался стать и я -- всю жизнь, всеми силами, ничего не пропуская" (Платон. Федон 69d. -- Пер. С. П. Маркиша).
3 Платон. Государство VII, 535 с. -- Пер. А. Н. Егунова.
4 Альберт Великий. Сумма теологии 1, 5, 22. -- См. прим. самого Шопенгауэра с пояснениями по данному термину в § 54 (с. 273 наст. изд.).
5 Платон. Тимей 37d.
6 Согласно свидетельству де Прадта, автора книги "История посольства в Великое герцогство Варшавское" (1816), фразу, которая в данном случае приписывается Томасу Пэну (Пейну), часто повторял Наполеон в декабре 1812 г., во время бегства из России.
7 Байрон. Чайльд Гарольд III, 75.
8 Имеется в виду постоянное вмешательство олимпийских богов в историю, в дела смертных.
9 Говоря о колесе времени, Шопенгауэр, очевидно, хочет подчеркнуть рутинную неизменность временного порядка: колесо, согласно индоевропейской традиции, -- астральный символ, связанный с представлением о движущейся по небу, запряженной конями колеснице солнца.
10 Апперцепция (лат., "восприятие") -- возможность восприятия наличного опыта; осознаваемый опыт. Термин введен Лейбницем в значении: осознанное восприятие в отличие от смутных, бессознательных перцепций.
11 На самом деле: Драйден. Авессалом и Ахитофель I, 163.
12 Шопенгауэр перечисляет сюжеты древнегреческих мифов, символизирующие неизбывную муку и вечное проклятие. Иксион -- царь лапифов в Фессалии; за высокомерие и преступную дерзость (допущенный к трапезе олимпийцев, он домогался любви Геры) обманут Зевсом и прикован к огненному колесу, которое, вечно вращаясь, катится по небесному своду. Данаиды -- дочери царя Даная, несущие за убийство по велению отца своих мужей наказание в Аиде, наполняя водой дырявый сосуд. Тантал -- сын Зевса и Плуто, наказанный за ряд преступлений (кража священной золотой собаки Зевса и клятвопреступное отпирательство в совершении содеянного; похищение нектара и амброзии и раздача их своим близким; убийство сына и угощение богов его мясом ради испытания их всеведения) вечными муками в подземном царстве: в том числе, стоя по горло в воде, он не может напиться, так как вода тотчас же отступает от его губ, как только он наклоняется к ней.
13 Согласно Эпикуру, цель философии -- безмятежность духа ("атараксия"), свобода от страха перед смертью и явлениями природы.
14 Ормузд -- греч. имя Ахурмазды (перс., "премудрый владыка") -- верховного бога в зороастризме и маздаизме; персонификация небесного свода и доброго начала, ведущего постоянную борьбу с Анхра-Майнью (перс., "враждебный дух"), которого греки называлиАриманом, персонификацией зла и тьмы.
15 Ср. с кантовской теорией возвышенного: Кант. Критика способности суждения. Ч. 1. Разд. 1. Кн. 2 (§ 23-29).
16 Пер. Б. Л. Пастернака.
17 Привходящая форма -- термин средневековой схоластики, восходящий к аристотелевскому учению о множестве форм каждого сущего, единство которых обусловлено подчинением высшей, существенной форме; в отличие от последней означает вторичные, несущественные признаки, исчезновение которых не ведет к прекращению бытия вещи. См. также кн. 2, прим. 10.
18 а posteriori (лат., "из последующего") -- знание, получаемое из опыта.
19 Принцип индивидуации -- термин средневековой схоластики; означал постулат онтологически обусловленной раздробленности мира на множество неповторимых индивидов -- сходных, но не тождественных.
20 Гете. Избирательное сродство 1, 6.
21 Антиципация (лат., "предвосхищение") -- способность к предвосхищению, предугадыванию событий. В данном случае -- способность проникновения в идеальный смысл явлений.
22 Имеется в виду опорная идея Г. Э. Лессинга ("Лаокоон, или о границах живописи и поэзии", 1766), связанная с обоснованием им необходимости определения и разграничения специфических законов изобразительного искусства (предмет которых "тела с их видимыми свойствами", где "все дается лишь одновременно") и литературы (имеющей своим предметом расположенные во временной последовательности действия) -- в противовес представлениям о том, что античные поэзия и изобразительное искусство обрабатывали одни и те же сюжеты и пользовались сходными описательными методами, а именно, решали сверхзадачу изображения очищенной, облагороженной природы (гармонизированного, идеально-симметричного мира пластической красоты). Лессинг, в частности, полагал, что античный художник "изображал страдание лишь в той мере, в какой позволяло ему чувство красоты и достоинства": "Применяя сказанное к Лаокоону, -- говорит он, -- мы тотчас найдем объяснение, которое ищем: художник стремился к изображению высшей красоты, возможной в данных условиях, при телесной боли. По своей искажающей силе боль эта несовместима с красотой, и поэтому он должен был ослабить ее; крик он должен был превратить в стон, не потому что крик изобличал бы неблагородство, а потому что он отвратительно искажает лицо" (Лессинг Г. Э. Лаокоон. М., 1957. С. 88-89).
23 Как полагал Лессинг, "материальные пределы" изобразительного искусства ограничены отображением "одного только момента", и "так как это одно мгновение увековечивается искусством, оно не должно выражать ничего такого, что мыслится лишь как преходящее". -- Лессинг Г. Э. Цит. соч. С. 90, 92.
24 Вергилий. Энеида II, 774.
25 "Нахождение Моисея" -- распространенный библейский сюжет европейской живописи. -- См.: Исх. 2, 10 сл.
26 Схоластические термины, связанные с проблемой универсалий (общего) в средневековый философии, которая может быть сформулирована в форме следующего вопроса: существуют ли роды и виды самостоятельно, и в таком случае телесны они или бестелесны, или же они существуют только в мышлении, и в таком случае обособлены они или находятся в чувственных явлениях? Шопенгауэр подчеркивает вторичность и неполноценность понятий по отношению к идеям как истинному бытию.
27 Гораций. Послания I, 19, 19. -- Пер. М. Гаспарова.
28 Вергилий. Энеида I, 118. -- Пер. С. Ошерова под ред. Ф. Петровского.
29 Изготовленный Гефестом щит Ахиллеса был украшен различными изображениями. -- См.: Гомер. Илиада XVIII, 480-609.
30 Согласно церковной традиции, четыре евангелия принято сравнивать с четырьмя необыкновенными животными из книги пророка Иезекииля (Иез. I, 4-28), подобными человеку, льву, тельцу и орлу. В соответствии с этими условными изображениями эмблемой евангелистов стали: Матфея -- человек (он начинает евангелие рассказом о человеческой родословной Христа, которого изображает преимущественно как человека), Марка -- лев (Марк начинает евангелие проповедью Ионна Крестителя, оглашавшего пустыню словом подобно льву рыкающему; изображал Христа как Властителя природы -- чудотворца), Луки -- телец (в начале своего повествования он описывает связанное с жертвоприношением служение Захарии; Христос у него преимущественно Спаситель), Иоанна -- орел (начинает евангелие откровением о Божественности Христа, требующем проницательности орлиного взора).
31 Пер. Н. И. Гнедича.
32 Шопенгауэр имеет в виду мысль Платона об удаленности, оторванности нашего познания от бытия как источника истинного знания, об искажении нашего знания текучей действительностью, миром чувственных представлений.
33 Прозерпина -- владычица подземного царства в древнеримской мифологии (то же, что и Персефона, дочь Зевса и Деметры, супруга Аида -- в древнегреческой). В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, что Аид похитил Персефону, за что ее мать наслала на землю засуху; Зевс повелел вернуть Персефону обратно, но Аид дал ей отведать граната, чтобы она снова вернулась к нему. Поэтому дочь Деметры треть года находится среди мертвых, а две трети -- с матерью; радость матери в это время возвращает земле изобилие.
34 Фабула романа Бальтазара Грациана "Критикон" (1651--1657) представляет собой аллегорию жизненной истории Всякого Человека: после выхода из "пещеры" герой вспоминает о доразумном, темном начале своей жизни, затем перед ним раскрывается Театр Мироздания, Красота Природы, он погружается в Стремнину Жизни, знакомится с Состоянием Века, проходя свой путь вплоть до встречи со Свекрухой Жизни (Смертью) и Острова Бессмертия.
35 Многие мотивы "Критикона" подсказаны "Дон-Кихотом" Сервантеса; однако субъективно-фантастическому, психологическому характеру сатирических аллегорий Сервантеса соответствует логика "объективного безумия" у Грациана. Свифт же, используя в интересах универсальной сатиры грациановскую форму "путешествия", отказывается от явной аллегории, заменив сказочную фантастику "Критикона" точными (масштабными) гиперболами.
36 Шекспир. Гамлет II, 2. -- Перевод Б. Л. Пастернака.
37 Изображение рыбы служило эмблемой для ранних христиан: греч. слово "рыба" рассматривалось как аббревиатура формулы "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель". Это обстоятельство, очевидно, имеет в виду Шопенгауэр.
38 Шамполион Жан Франсуа (1790--1832) -- французский египтолог, дешифровавший древнеегипетское иероглифическое письмо.
35 Откровение, или Апокалипсис (греч.) -- последняя часть Нового Завета, автором которой по традиции считается апостол Иоанн Богослов. Апокалипсис представляет собой символическое описание боговдохновенных видений.
40 Митра -- древнейшее божество индоиранского пантеона, бог небесного света, солнца и правды. Культ Митры (время наиболее широкого распространения в Иране и за его пределами: кон. I тыс. до н. э -- нач. I тыс. н. э.) оставил после себя многочисленные скульптурные изображения.
41 Гомер. Илиада VIII, 485. -- Пер. Н. И. Гнедича.
42 Гете. Годы учения Вильгельма Майстера. Кн. III. -- Пер. Б. Л. Пастернака.
43 Гораций. Об искусстве поэзии, 372. -- Пер. М. Дмитриева.
44 Дерзкое соперничество силена Марсия, игравшего на флейте, с Алоллоном-кифаредом окончилось поражением первого и его наказанием: Аполлон содрал с несчастного кожу.
45 Гете. Фауст I, 582-583.
46 Шиллер. К друзьям, 45-49.
47 Анакреон (Анакреонт) -- древнегреческий поэт, воспевавший размеренное, сознательно культивируемое наслаждение радостями жизни -- на фоне тягот старости и предчувствия смерти. Ангелус Силезиус (Иоганн Шеффлер) -- немецкий поэт-философ религиозно-мистического направления XVII в.
48 Байрон. Чайльд Гарольд III, 72. -- Пер. В. Фишера.
49 Имеется в виду Сэмюэл Джонсон, автор литературно-критических "Жизнеописаний наиболее выдающихся английских поэтов" (1779 -- 1789), в одном из которых, посвященных Шекспиру, он сформулировал упоминаемое Шопенгауэром требование поэтической справедливости.
50 При помощи данного сравнения подчеркивается "закрытость" джонсоновской позиции, принципиально противоречащей трагическому мироощущению, а именно -- свойственному последнему представлению о высоком очищающем (искупительном) значении безвинных страданий; эта закрытость характеризует, согласно Шопенгауэру, и другие упоминаемые в рамках данного сравнения позиции:... плоское оптимистическое ... -- очевидно, имеется в виду трактовка зла как конструктивного начала истории (гибнет тот, кто осужден самим "ходом истории"); ... протестански-рационалистическое ... -- скорее всего -- намек на кальвинистское учение об "абсолютном" предопределении (одних к спасению, других к гибели, причем показателем первого служит земной успех человека в своем деле); ... или, собственно, еврейское мировоззрение -- по-видимому, подразумевается присущая иудаизму идея богоизбранности Израиля, а также -- то, что идуаистски-теистическая традиция является источником, скрытой схемой первых двух позиций.
51 Кальдерон. Жизнь -- это сон I, 2. -- Пер. И. Тыняновой.
52 Обертоны -- призвуки, образующиеся в результате колебаний частей вибратора и входящие в спектр основного музыкального звука (звучат выше последнего). Шопенгауэр имеет в виду только ближайшие обертоны, которые образуют мажорные трезвучие.
53 См. кн. 2, прим. 17.
54 Если придерживаться натурального строя (т. е. математически выраженного высотного соотношения, образующегося на основе опытного наблюдения за колебаниями звука в духовном инструменте, при пении или игре на скрипке) в различных регистрах частотное соотношение тонов одного и того же интервала различается: "до" не совпадает с "до" равномерной темперации. Поэтому с XVII в. октаву принято делить по математической модели на двенадцать равных полутонов по сто центов в каждом. При равномерной темперации разница в 1/9 тона (так называемая пифагорова комма) убирается, октава замыкается, но это достигается ценой потери правильной численной пропорции в соотношении квинт, вместе с которой утрачивается незамкнутость музыкального строя. Темперация -- это, по сути, введение абстракции равномерности в музыке, аналогичной ньютонову пространству, социальному равенству т. п.
55 Натяжка: на самом деле, бас движется как угодно, в том числе и секундой, бас может быть мелодически развит, -- хотя в рамках тривиальной музыкальной нормы шопенгауэровского времени это соответствовало действительности. -- Двойной контрапункт -- разновидность вертикально-подвижного контрапункта, который в свою очередь представляет собой разновидность сложного контрапункта (такого сочетания мелодических линий, из которого производится их новое соединение или несколько соединений при помощи изменения их соотношения); двойной контрапункт -- двухголосное соединение мелодий, из которого производится сочетание с вертикальной перестановкой соединяемых мелодий (линия баса оказывается линией мелодии и наоборот, линия мелодии -- басовой линией), но при этом они продолжают сочетаться гармонично.
56 Allegro maestoso (итал., "быстро и печально") -- темповое обозначение, типичное для части симфонии или сонаты.
57 Adagio (итал., "спокойно", "медленно") -- типичное темповое обозначение части симфонии, а также иногда и отдельного инструментального произведения.
58 Moll (итал., "мягко") -- обозначение минорной тональности; Dur (итал., "твердо") -- обозначение мажорной тональности.
59 Universalia post rem (лат., "общее после вещей"), universalia ante rem (лат., "общее" до вещей"), universalia in re (лат., "общее в вещах") -- схоластические термины. -- См. выше, прим. 26.
60 Da саро (итал. "до знака") -- обозначение, указывающее на необходимость воспроизведения части музыкального произведения, уже встречавшейся ранее.
61 Шопенгауэр, очевидно, имеет в виду свойственное Сократу отождествление знания (ответственного личного мышления) и добродетели -- без опоры на традиционное космологическое обоснование.
62 См. выше, прим. 54.
63 Имеется в виду картина Рафаэля "Святая Цецилия со святыми" (ок. 1514 -- 1516).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.