- 1359 Просмотров
- Обсудить
Книга четвертая
1 Т. е. учение о самоизлиянии (эманация -- лат., "истечение"; пер. с греч.) вовне высшего абсолютного принципа ("Первоединое" у Плотина), образующего менее совершенные, низшие ступени бытия; объясняет появление зла в мире как недостаток совершенства в низшем.
2 Вероятно, имеется в виду гностическое учение об отпадении мира от Бога, согласно которому, мир предельно удален от божественного первоначала и есть его антипод, но в человеческом познании ("гносисе") происходит восстановление единства бытия.
3 Имеется в виду шеллинговская концепция, комментируя которую Шопенгауэр пишет: "... фон Шеллинг (в "Рассуждении о человеческой свободе" -- А. Ч.) ... заставил в своем Боге основание отойти от следствия и сделал этот раскол еще прочнее... поучая нас, что "в Боге находится не Он сам, а Его основание, как первооснование, или лучше Безоснование"... Впрочем, теперь достаточно известно, что он всю эту сказку заимствовал из "Основательной вести о земном и небесном таинстве" Якоба Беме; но откуда сам Беме взял ее ... этого, кажется, не знают ... Это -- ... бездонная глубина, Безоснование валентинианцев (еретическая секта второго века), оплодотворившее консубстанциальное ему Молчание, которое родило разум и мир" (Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. М., 1900. С. 15-16). В целом, по мнению Шопенгауэра, данная концепция однотипна со спинозовским понятием субстанции как "причины самой себя" и является модификацией "онтологического доказательства": сначала постулируется сущность, а затем от нее заключают к существованию (см. там же, § 8).
4 Тримурти (санскрит, "тройственный образ") -- божественная триада Брахмы, Вишну и Шивы: первый -- творец мира, второй -- его хранитель, третий -- разрушитель. Различные секты толкуют Тримурти как три ипостаси единого верховного бога, который обычно получает имя одного из членов триады -- преимущественно Вишну или Шивы.
5 Лингам (санскрит, "линга", "знак пола") -- обозначение мужского детородного органа как основного символа Шивы. В линге воплощено представление о созидающей энергии этого бога, хотя в индуистской триаде ему отведена преимущественно роль уничтожителя мира и богов в конце каждого "дня" Брахмы. Ожерелье из черепов -- один из атрибутов изображений Шивы как "великого аскета".
6 Имеется в виду разговор от 2 мая 1824 г.
7 Орк (Оркус) -- древнеримск. название царства мертвых, а также бога смерти; соответствует древнегреч. Аиду.
8 Гете. Границы человечества. -- Пер. А. А. Фета.
9 Речь идет о великой битве на Курукшетре, перед началом которой эпический персонаж Кришна становится колесничим героя Арджуны и являет себя последнему как высшее божество (Вишну), возвещая свое откровение "Бхагаватгиту" (Махабхарата VI, 23-40).
10 Пер. В. Левина.
11 Шопенгауэр, очевидно, имеет в виду пафос "героического энтузиазма" Д. Бруно (любовь к бесконечному, возносящую мыслителя, поэта, героя над повседневностью и уподобляющую его божеству), а также родственную данной позиции принадлежащую Спинозе идею "свободной необходимости", связанную с отрицанием поверхностного учения о свободной (произвольной) воле и исходящую из мировоззренчески однотипного по отношению к концепции Бруно учения о бесконечной субстанции как едином основании множества вещей.
12 Пристли в гл. VI-й данной работы ("Философское учение о необходимости", 1777), в частности, пишет: "Способность принимать решения без мотивов или способность самоопределения независимо от суждения совести или склонности невозможна. Допускать ее -- значит признавать следствие без причин ... Если же мы признаем только один бесспорный факт, а именно, что воля, не может определять саму себя, а всегда определяется мотивами, т. е. наличным состоянием духа и отношением к находящимся перед ним вещам, -- если признать это, то мы имеем перед собой необходимое определение, подчиненное столь же строгим и неизменным законам, как законы механики" (Английские материалисты XVIII в. Собр. произведений: В 3-х т. Т. 3. М., 1968. С. 421-422).
13 Схоластический термин, восходящий к Августину.
14 Имеются в виду следующие слова апостола Павла: "А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему [его]: "зачем ты меня сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?" (Рим. 9, 20-21).
15 Гете. Ифигения в Тавриде IV, 5. -- Пер. Н. Вильмонта.
16 Магомет (Мухаммад) -- основатель ислама, создатель Корана. Описываемый в Коране рай предполагает возможность чувственных наслаждений, в частности -- плотских утех праведников с девами-гуриями.
17 Гомер. Илиада XVIII, 113. -- Пер. Н. И. Гнедича.
18 Имеется в виду семейная драма царя Давида -- его борьба за престол со своим любимым сыном Авессаломом, убившим брата и восставшим против отца (2 Цар. 13-18). В рамках приводимого сравнения Шопенгауэр истолковывает эту историю в том смысле, что главной заботой Давида (не желавшего смерти сына и скорбевшего о его утрате) было все-таки достижение своих "политических" целей, а не судьба Авессалома.
19 Овидий. Лекарство от любви, 293. -- Пер. М. Л. Гаспарова.
20 Квиетив (от лат. quietus, "спокойный", "бездействующий") --термин, означающий мотивацию к полному безволию, неучастию в жизни.
21 Еккл. I, 18. -- Когелет (евр., от "кагал", религиозное собрание) -- тот, кто исполняет обязанность говорить в собрании, проповедник: в греч. переводе -- Екклезиаст, ставшее нарицательным имя, обозначающее автора одноименной книги Ветхого Завета, отождествляемого с царем Соломоном.
21а Здесь и далее пер. Ф. А. Петровского.
22 Ювенал. Сатиры X, 81.
23 Гомер. Илиада XXI.272. -- Пер. В. А. Жуковского
24 Гомер. Одиссея XI.620. -- Пер. В. А. Жуковского
25 Гораций. Оды II, 3 -- Пер. А. Семенова-Тян-Шанского,
26 Согласно религиозно-философским представлениям древних индийцев, гуна -- обозначение трех состояний природной субстанции: раджас-гуна -- подвижное, страстное, деятельное начало; сатва-гуна -- уравновешенное, благое; тамас-гуна -- косное, инертное, темное; эти начала, постоянно изменяясь, сменяя одно другое, порождают страдание, радость, безразличие.
27 Шекспир. Гамлет III, I
28 В указ. месте Геродот приводит сентенции Артабана, дяди Ксеркса, заканчивающиеся словами: "... смерть для человека -- самое желанное избавление от жизненных невзгод...". -- Пер. Г. Стратановского под ред. Н. Мещерского.
29 См.: Данте. Ад XXXIII, 13-76.
30 Лейбниц. Теодицея 1,8
31 Адам, с которым Данте беседует на "восьмом небе". -- Рай XXVI, 100-142.
32 Т. е., согласно брахманистской традиции, достигшие четвертой степени совершенства (санскр. "саньяса"), живущие подаянием, без одежды, не имея собственности и т. п., что ведет к смерти, разрывающей цепь рождений.
33 Парки -- богини судьбы в римской мифологии: Нона, Децима (покровительствовавшая рождению ребенка) и Мора (от mors, "смерть"). Отождествлялись с греч. Мойрами, прядущими и обрезающими нить жизни.
34 Гете. Торжество чувствительности IV.
35 Эpoc (греч.," (сильное) желание", "любовь") -- бог-персонификация любви. Одновременно -- одно из космогонических и теогонических первоначал наряду с Хаосом, Геей, Тартаром.
36 Amor (лат.) -- то же, что и греч. Эрос. Понимание параллели с Майей требует отсылки к поэме Парменида "О природе": во второй ее части Эрос порождает мир видимости.
37 Фаллос -- божество производительных сил природы в античной мифологии. Обычно изображалось в виде уродца с гигантским фаллосом или фаллообразной головой и пр.
38 Имеется в виду книга Ларошфуко "Максимы и моральные размышления" (1665).
39 Эрида -- персонификация раздора в античной мифологии; одна из первичных космогонических сил, дочь Ночи, внучка Хаоса.
40 Законы Шану -- приписываемый мифическому прародителю людей, Ману (санскр., "человек"), сборник предписаний с правилами поведения индийца в соответствии с религиозными догматами брахманизма; содержит также наставления по управлению государством и судопроизводству.
41 Под естественным правом понимают идею наличия некоторых прав, норм и принципов, продиктованных самой природой человека -- и потому универсальных и неотчуждаемых. Эта идея восходит к античности и средневековью; наиболее интенсивно эксплуатировалась в XVIII в.; стала основой американской "Декларации независимости" (1776) и французской "Декларации прав гражданина и человека" (1789).
42 См.: Платон. Государство II, 358с--359с.
43 См.: Гоббс. О гражданине V, 9.
44 См: Цицерон. О законах III, 3, 8.
45 Втор. 32, 35. -- Этот текст истолковывается следующим образом: праведный не мстит за себя, но, уповая на Бога, он передает ему отмщение за попранную правду.
48 Ср. с одной из формулировок кантовского категорического императива:";.. поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" (Кант. И. Соч. В 6-и т. Т.4. 4.1. М., 1965. С. 270).
47 Ср.: "Pas Märchen vom Schlaraffenland" (в русском пер. "Облаженной стране небывалой") -- N 158 по каноническим изданиям сказок братьев Гримм.
48 "Дважды рожденными" считаются брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы): второе рождение -- обряд посвящения ("ула-наяна"), который проходят только те, кто принадлежит к данным кастам.
49 Формула, означающая единство Атмана и Брахмана.
50 Шопенгауэр имеет в виду учения о сансаре (перерождении) и карме (жребии): перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного; характер нового рождения определяется кармой -- суммой всех совершенных поступков и их последствий; и только тот не родится вновь, кто не запятнан. В настоящее время шопенгауэровская интерпретация учений о сансаре и карме как мифологическом, морально-практическом отображении некоей глубинной сути ведийской мудрости считается неправомерной: такое противопоставление, не имеет смысла.
51 Лат. перевод из "Чхандогья Упанишада" (VIII, 15).
52 Согласно буддистским представлениям, путь спасения открыт для любого, вне зависимости от его кастовой принадлежности.
53 Платон воспринял учение о переселении душ (как философский миф) из пифагорейской традиции (см.: Государство X, 614--621 d). Пифагор, согласно античным биографическим свидетельствам, в юности совершил путешествие на Восток, в том числе и в Египет.
54 Гернгутеры -- протестанская секта, основная идея которой -- непротивление злу насилием. Шопенгауэр, очевидно, имеет в виду родственность непротивленческой идеи гернгутеров древнейшему индуистскому принципу воздержания от нанесения вреда живому (ахинса).
55 Возможно, имеется в виду космогонический гимн из Ригведы (X, 129), согласно которому первичное состояние сущего -- Единое, в котором нет ни сущего, ни не-сущего.
56 Т. е. вкладывает в понятие правосудия (справедливости) двойной смысл -- правовой и этико-метафизический одновременно.
57 "Определение, которое Шопенгауэр дает ниже понятию gut, яснее для русского читателя, чем для немецкого, так как первый обладает синонимами добрый и хороший; оттого на этих страницах мы передаем немецкое gut не однообразно, а то одним, то другим, из названных русских слов, -- смотря по оттенку мысли." -- Прим. Ю. Айхенвальда.
58 Summum bohum -- термин патристики и схоластики.
59 "Телос" (греч., "цель") -- термин античной философии, обозначающий предназначение отдельных вещей, человека и мира в целом.
60 Схоластический термин, возникший на основе аристотелевского учения о целевой причине; высшее благо как целевая причина.
61 Т. е. совершение церковных таинств.
62 Согласно древнегреческому мифу, Фиест ел мясо собственных детей, поданное ему его братом Атреем в отместку за то, что он соблазнил жену последнего.
63 "Агапе"(греч.) -- "жертвенная, братская" любовь; "каритас" (лат.) -- сострадательная любовь-жалость; и первая и вторая включают в себя элемент подлинного бескорыстия; поэтому их синонимичное объединение возможно в рамках протипоставления "эросу" -- любви-страсти.
64 Pietá (итал). -- милосердие как слияние двух понятий, самозабвенной любви-сострадания и сознательной любвиверности (благочестивой преданности); образ скорбящей Божьей Матери.
65 Петрарка. Канцоньере, 21.
66 В русском синодальном издании: "... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие"(Мф. 19,24).
67 Ангелус Силезиус. Херувимский странник I, 275.
68 Будда -- имеется в виду основатель буддизма, индийский принц Сидхадха Гаутама (Шакьямуни -- "мудрец (из племени) Шакья"; 623-543 или 560-480 до н. э.). -- Бодхисатва -- тот, кто принял решение стать буддой (просветленным); стремящийся выйти из бесконечной цепи перерождений (сансары) и спасти все живые существа от страданий.
69 Спиноза. Этика V, теор, 42, схол.
70 Саманы (на яз. пали) -- бродячие отшельники.
71 Святой Франциск Ассизский (Джованни Бернардоне, 1182 -- 1226) -- проповедник и поэт, основатель нищенствующего братства миноритов ("меньших братьев"), образованного в 1207-1209, впоследствии -- орден францисканцев. Сын зажиточного торговца, испытавший в молодые годы болезнь, крушение честолюбивых надежд и положение изгоя; пережил духовный переворот; отказавшись от имущества; проповедовал нищету, смирение, братство со всеми Божьими твореньями, милосердие и мученическое самоотречение в подражание Христу как Страдающему Богу. Согласно преданию, видел на горе Альверно над собой распростертое крестом существо, подобное серафиму; видение ввергло его в экстаз сострадания, после чего Франциск обнаружил следы гвоздей на своих ладонях. Канонизирован в 1228.
72 Святой Бонавентура (Джованни Фиданца, 1221-1274) -- генерал ордена францисканцев (с 1273), первый теолог-францисканец, один из крупнейших представителей поздней схоластики, соединивший ее с мистической традицией, "серафический доктор"; был причислен к лику святых (1482) и к Числу десяти величайших учителей церкви (1588). Согласно Бонавентуре, святой Франциск увидел на горе Альверно в огромном зеркале свою душу, способную страдать если не как Бог, то как ангел.
73 Ср.: Ион. 16, 33
74 Очевидно, Шопенгауэр имеет в виду неприемлемость для христианской ортодоксии ряда идей Майстера Экхарта, в частности, той, что богопознание возможно благодаря наличию в самом человеке несотворенной и единосущной Богу "искорки"; отрешаясь от своего я и соединяясь с божественным ничто, человеческая душа становится орудием вечного порождения Богом самого себя.
75 Самому новозаветному вероучению свойственно противопоставление Нового Завета Ветхому (однако не абсолютное, как у Шопенгауэра): сущность ветхозаветного Закона остается в силе, но проповедь Иисуса представляется новым учением, центральное место в котором занимает заповедь любви (Мф- 12, 36-40); изложенная и в Законе (Лев. 19, 18), эта заповедь обновляется, поскольку любовь отныне должна подражать искупительной любви Христа. Другая отличительная черта Нового Завета заключается в том, что Закону Моисея противопоставляется "Дух Бога живого", записанный не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца (2 Кор. 3,3-18).
76 Имеется в виду история любви Петрарки к героине его сонетов Лауре, поэтически отождествляемой с Дафной: согласно легенде, преследуемая влюблённым Аполлоном, Дафна взмолилась о помощи, и боги превратили ее в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Апполон, сделавший отныне лавр своим священным растением.
77 Новозаветное слово, которым обозначается благодать -- греч. "харис", означает и источник дара у дающего, и Действие, производимое даром у получающего: это -- чарующее сияние красоты, затем -- внутреннее сияние добра, наконец -- дары, свидетельствующие о щедрости дарителя. Согласно христианскому вероучению, пришествие Христа показывает, как далеко простирается щедрость Бога: до дарования нам Сына Своего (Рим. 8, 32); в лице Христа явлены благодать и истина, познание которых есть познание Бога и Его Сыне (Ин. 1, 17-18), познание того, что "Бог есть любовь" (Ин. 4, 8 сл.). Однако жизнь по благодати не есть только состояние, установленное Богом, она -- обновленная жизнь с воскресшим Христом через внутренний переворот к новой жизни (Ин. 3,3 сл.).
78 Докеты -- одна из раннехристианских гностических сект, считавших телесное рождение, существование и особенно смерть Христа лишь кажущимися ("докео", греч., "казаться") понимали Христа как космическое существо и доказывали невозможность его воплощения в человеке Иисусе.
79 Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс, ок. 160-после 220), -- раннехристианский писатель, представитель латиноязычной патристики; защищал тезис о непостижимости для человеческого разума богооткровенных истин: "Сын Божий распят -- не стыдно, потому что постыдно. И умер Сын Божий -- это вполне достоверно, потому что нелепо. И погребенный воскрес -- это верно, потому что невозможно" ("О теле Христовом", 5).
80 Согласно Пелагию, человек в силу присущей ему свободы воли способен к достижению спасения самостоятельно, без содействия Божественной благодати (тем самым фактически отвергался догмат о первородном грехе), и Божественное предопределение есть предзнание будущих событий, но не вмешательство в них. Учение бл. Августина о предопределении было направлено против пелагианства: Августин утверждал, что Богом предызбраны праведники, которые спасутся ("община святых"), что человек без помощи Бога способен только на грех. Впоследствии это учение оказало влияние на Лютера.
81 Лютер, в частности, пишет: "Избранные же благочестивые исправятся через Дух Святой, а прочие погибнут неисправленные. Ведь и Августин не говорит, что ни у кого не будут или, наоборот, что у всех добрые дела будут вознаграждены, а говорит, что некоторые будут вознаграждены, значит, все-таки будут такие, которые исправят свою жизнь"; "Если бы я мог хоть каким-нибудь образом уразуметь, как это Бог милосердный и справедливый являет нам столько гнева и несправедливости, то не было бы нужды в вере. Ныне, когда понять этого нельзя, как раз есть место для обучения вере, и это следует проповедовать и возвещать. А именно то, что когда Бог убивает, то смертью Он учит вере в жизнь" (Мартин Лютер. О рабстве воли. -- В кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987. С. 327-328, 330).
82 Шопенгауэр, вероятно, имеет в виду, что с философской точки зрения бессмысленная задача теодицеи как бы еще более осложняется и обрастает новыми противоречиями при рассмотрении ее в рамках проблемы взаимодействия между разнородными "мыслящей" и "протяженной" субстанциями (что и составляло предмет упоминаемых им споров). В этих концептуальных рамках необходимо либо предполагать чудо непрерывного божественного вмешательства, либо постулировать однажды заложенную в основание продолжающего существовать самостоятельно мира "предустановленную гармонию" -- в любом случае, однако, зло тварного, феноменального мира остается неустранимой, "нерастворимой" реальностью.
83 Платон. Софист 258d.
84 Имеется в виду объяснение Эмпедоклом ощущений принципом подобия органа и объекта ощущения.
85 Речь идет о Брахмане -- высшей метафизической реальности, безличном начале, в котором все возникает, существует и продолжает свое существование; сам же он -- вне времени и пространства, вне причинно-следственных отношений, бескачественен и неопределим, что характеризуется при помощи отрицательных определений: непознаваемый, неизменяемый, безначальный, бесконечный и т. д.
86 Нирвана (санскрит., "угасание") -- одно из главных понятий буддизма: конечная цель человеческих стремлений, высшее состояние, которое в негативном отношении связано с отсутствием желаний, в позитивном -- с не поддающимся определению внутренним единством интеллекта, чувств и воли; одновременно достижение этого состояния означает раскрытие реального несуществования, уход от обычных, связанных с целеполаганием человеческих ценностей и обретение покоя (блаженства) и абсолютной независимости, свободы (не преодоление, а снятие мира, благодаря чему исчезает противоположность между жизнью и смертью). В буддистских текстах нирвана изображается как противоположное всему существующему и потому непостижимое и невыразимое.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.