- 1070 Просмотров
- Обсудить
ЧИНГИСХАН
От рождения его звали Тэмуужин, но в историю этот человек вошел под именем Чингисхан, которое он присвоил себе лишь в 51 год. Точно не установлены ни год его рождения, ни причинасмерти, ни место захоронения. Многие историки склоняются к версии о том, чтоЧингисхан является собирательным образом. История не сохранила ни одного прижизненного изображенияЧингисхана, а его портреты настолько не похожи друг на друга, что версия о собирательном образе представляется вполне очевидной.2 Происхождение монголов до сих пор остается загадкой. Их считают древнейшим населением Центральной Азии, полагая, что хунны (или гунны), упоминавшиеся китайцами еще за три столетия до нашей эры, были... монголами, а вернее, их прямыми и непосредственными предками. На протяжении многих веков менялись названия племен, населявших Монгольскую возвышенность, но этническая суть народов от этого не менялась. Даже в отношении самого названия — «монголы» у историков нет полного согласия. Одни утверждают, что под именем «мэнгу» или «монгули» эти племена были известны китайцам с Х века. Другие уточняют, что лишь к началу XI века большая часть нынешней Монголии была занята монголоязычными племенами. Но, скорее всего, до начала XIII века такое понятие, как «монголы», вообще не было известно. Есть мнение, что название «монголы» было принято после возникновения при Чингисхане в 1206—1227 годах единого Монгольского государства. А что касается общеупотребляемого гибрида «монголо-татары», то он возник уже в XIX веке. Хотя ни в войсках Чингисхана, ни позднее — Батыя никаких татар не было. Современные татары к народу, обитавшему в XIII веке на границе Монголии с Китаем, не имеют никакого отношения.10Осенью 1206 года в месте, где берет свое начало река Онон, у подножия хребта Хэнтэй, на курултае был выбран Великий хан всех монголов. Им стал Тэмуужин, сын Есугея-багадура и Оэлун, бравый воин, одержавший множество побед, и не раз обманувший смерть. После священного совета Чингисхан был провозглашен шаманами посланником Вечного синего неба, которое повелевало своему сыну править народами.2 Деяния Чингисхана всем известны, но вот его биография обросла легендами и сказаниями, начиная от рождения и заканчивая неожиданной и таинственной смертью. Точно не установлено, в каком году родился будущий повелитель пятой части суши. В различных летописях упоминаются 1155 (по данным Рашид ад-Дина), 1162 («История династии Юань») и 1167 (по данным Г. В. Вернадского) годы.1 Чингисхан вообще не должен был появиться на свет. Его мать Оэлун была сосватана за другого воина - Еке-Чиледу, а хан Есугей-багадур похитил невесту прямо со свадьбы, так сильно приглянулась ему кареглазая красавица. Когда Чингисхан появился на свет, его отец, увидев ручку младенца, сжатую в кулачок, счел это хорошим знаком и нарек наследника Тэмуужином, — в честь... своего врага, поверженного накануне.2 В разных языках имя полководца пишется и произносится неодинаково. Имя, данное при рождении — Тэмуужин в различных источниках может выглядеть как Темуджин илиТемучин, а титул, полученный на курултае, — Чингисхан,Чингис Хан и Чингис Хаан. О детстве и юности Чингисхана почти ничего неизвестно. В три года Тэмуужин уже сидел на коне, в семь — ловко управлялся с луком. В 9 лет Есугей-багатур сосватал сына Борте, 10-летней девочке из унгиратского рода. Оставив сына в семье невесты до совершеннолетия, чтобы они лучше узнали друг друга, он уехал домой. Согласно «Сокровенному сказанию», на обратном пути Есугэй задержался на стоянке татар, где и был отравлен. По возвращении в родной улус, он заболел и через трое суток умер. После смерти Есугея его приверженцы покинули вдов (у Есугея было 2 жены) и детей Есугея (Тэмуужина и его младшего брата Хасара, и от второй его жены — Бектера и Бельгутая): глава клана тайчиутов выгнал семью с насиженных мест, угнав весь принадлежавший ей скот. Несколько лет вдовы с детьми жили в полной нищете, скитались в степях, питаясь кореньями, дичью и рыбой. Даже летом семья жила впроголодь, делая запасы на зиму. Вождь тайчиутов, Таргитай-Кирилтух (дальний родственник Тэмуужина), объявивший себя властелином земель, когда-то занятых Есугеем, опасаясь мести подрастающего соперника, стал преследовать Тэмуужина. Однажды вооруженный отряд напал на стойбище семьи Есугея. Тэмуужину удалось было бежать, но он был настигнут и взят в плен. На него надели колодку — две деревянные доски с отверстием для шеи, которые стягивались между собой. Колодка была мучительным наказанием: человек не имел возможности сам ни поесть, ни попить, ни даже согнать муху, севшую ему на лицо. Тэмуужин нашёл способ ускользнуть и спрятаться в маленьком озере, погружаясь вместе с колодкой в воду и выставляя из воды одни ноздри. Тайчиуты искали его в этом месте, однако не смогли обнаружить. Его заметил батрак из племени сельдуз Сорган-Ширэ, который был среди них, и решил его спасти. Он вытащил из воды молодого Тэмуужина, освободил его от колодки и проводил к своему жилищу, где спрятал в телеге с шерстью. После ухода тайчиутов Сорган-Ширэ посадил Тэмуужина на кобылицу, снабдил оружием и отправил домой (впоследствии Чилаун, сын Сорган-Ширэ, стал одним из четырёх близких нукеровЧингисхана).1 Через некоторое время Тэмуужин нашёл свою семью, которая сразу же перекочевала на другое место, и тайчиуты не смогли их обнаружить. В возрасте 11 лет Тэмуужин подружился со своим ровесником знатного происхождения из племени джадаран (джаджират) — Джамухой, который позднее стал вождём этого племени. С ним в своем детстве Темуджин дважды становился побратимом (андой). Несколькими годами позднее Тэмуужинженился на своей нареченной Борте (к этому времени в услужении у Тэмуужинапоявляется Боорчу, также вошедший в четверку самых близких нукеров). Приданым Бортэ стала роскошная соболья шуба. Тэмуужин вскоре направился к самому могущественному из тогдашних степных вождей — Тоорилу, хану племени кераитов. Тоорил был побратимом (андой) отца Тэмуужина, и ему удалось заручиться поддержкой вождя кереитов, напомнив об этой дружбе и поднеся соболью шубу Бортэ. По возвращении Тэмуужина от Тоорил-хана, один старик-монгол отдал ему в услужение своего сына Джелме, ставшего одним из его полководцев.1 При поддержке Тоорил-хана силы Тэмуужина стали постепенно расти. К нему стали стекаться нукеры; он совершал набеги на соседей, умножая свои владения и стада. Тэмуужин отличался от остальных завоевателей тем, что в ходе сражений старался сохранить в живых как можно больше человек из улуса противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу. Первыми серьёзными противниками Тэмуужина оказались меркиты, действовавшие в союзе с тайчиутами. В отсутствие Тэмуужина, они напали на становище Борджигинов и угнали в плен Бортэ (по предположению, она была уже беременна и ждала первого сына Джучи) и вторую жену Есугея — Сочихэл, мать Бельгутая. В 1184 году (по приблизительным подсчетам, исходя из даты рождения Угэдэя), Тэмуужин с помощью Тоорила-хана и его кереитов, а также Джамухи (приглашенного Тэмуужином по настоянию Тоорил-хана) из рода джаджиратов разгромил меркитов и вернул Борте. Мать Бельгутая, Сочихэл, отказалась вернуться назад. После победы Тоорил-хан отправился в свою орду, аТэмуужин и Джамуха остались жить вместе в одной орде, где они снова заключили союз побратимства, обменявшись золотыми поясами и конями. По прошествии некоторого времени (от полугода до полутора) они разошлись, при этом многие нойоны и нукеры Джамухи присоединились к Тэмуужину (что послужило одной из причин неприязни Джамухи кТэмуужину). Отделившись, Тэмуужин приступил к устройству своего улуса, создавая аппарат управления ордой. Старшими в ханской ставке были поставлены два первых нукера — Боорчу и Джелме, командный пост получил Субетай-багатур, в будущем знаменитый полководец Чингисхана. В этот же период у Тэмуужина появляется второй сын Чагатай (точная дата его рождения не известна) и третий сын Угэдэй (октябрь 1186 года). Свой первый маленький улус Тэмуужин создал в 1186 году (1189 и 1190 годы также являются вероятными) и имел 3 тумена (30 000 человек) войска. Джамуха искал открытой ссоры со своим андойТэмуужином, а поводом стала гибель младшего брата Джамухи — Тайчара — при его попытке угнать из владений Тэмуужина табун лошадей. Под предлогом мести, Джамуха со своим войском в 3 тьмы двинулся на Тэмуужина. Сражение произошло у гор Гулегу, между истоками реки Сенгур и верхним течением Онон. В этом первом большом сражении (по основному источнику «Сокровенное сказание монголов») потерпел поражение Тэмуужин. Первым крупным военным предприятием Тэмуужинапосле поражения от Джамухи была война против татар совместно с Тоорил-ханом. Татары в то время с трудом отбивали атаки цзиньских войск, вступивших в их владения. Объединенные войска Тоорил-хана и Тэмуужина, примкнув к войскам Цзинь, двинулись на татар. Сражение произошло в 1196 году. Они нанесли татарам ряд сильных ударов и захватили богатую добычу. Правительство чжурчжэней Цзинь, в награду за разгром татар, присвоило степным вождям высокие титулы. Тэмуужин получил титул «Джаутхури» (военный комиссар), а Тоорил — «Ван» (князь), с этого времени он стал известен как Ван-хан. Тэмуужин стал вассалом Ван-хана, в котором Цзинь видела наиболее могущественного из правителей Восточной Монголии.1 В 1197—1198 гг. Ван-хан без Тэмуужина совершил поход против меркитов, разграбил и ничего не уделил своему названному «сыну» и вассалу Тэмуужинe. Это положило началу новому охлаждению. После 1198 года, когда Цзинь разорила кунгиратов и другие племена, влияние Цзинь на Восточную Монголию стала ослабевать, что позволило Тэмуужину овладеть восточными районами Монголии. В это время умирает Инанч-хан и найманское государство распадается на два улуса, во главе Буйрук-хана на Алтае и Тайан-хана на Чёрном Иртыше. В 1199 г. Тэмуужин вместе с Ван-ханом и Джамухой, общими силами напали на Буйрук-хана и он был разбит. По возвращении домой, путь загородил найманский отряд. Бой было решено провести утром, но ночью Ван-хан и Джамуха скрылись, оставив Тэмуужина одного в надежде, что найманы покончат с ним. Но к утру Темуджин узнал об этом и отступил, не вступая в бой. Найманы же стали преследовать неТэмуужина, а Ван-хана. Кереиты вступили в тяжелый бой с найманами, и, в очевидности гибели, Ван-Хан направляет гонцов Тэмуужину с просьбой о помощи. Тэмуужин отправил своих нукеров, среди которых отличились в бою Боорчу, Мухали, Борохул и Чилаун. За свое спасение Ван-хан завещал после смерти свой улус Тэмуужину. В 1200 году Ван-хан и Тэмуужин выступили в совместный поход против тайчиутов. На помощь к тайчиутам пришли меркиты. В этом бою Тэмуужин был ранен стрелой, после чего всю последующую ночь его отхаживал Джелме. К утру тайчиуты скрылись, оставив многих людей. Среди них был Сорган-Шира, спасший когда-тоТэмуужина, и меткий стрелок Джиргоадай, который сознался, что именно он стрелял в Тэмуужина. Он был принят в войско Тэмуужина и получил прозвище Джебе (наконечник стрелы). За тайчутами была организована погоня. Многие были перебиты, некоторые сдались в услужение. Это была первая крупная победа, одержанная именно Тэмуужином.1 В 1201 году некоторые монгольские силы (включавшие татар, тайчиутов, меркитов, ойратов и другие племена) решили объединиться в борьбе против Тэмуужина. Они приняли присягу верности Джамухе и возвели его на престол с титулом Гур-хан. Узнав об этом, Тэмуужин связался с Ван-ханом, который незамедлительно поднял войско и прибыл к нему. В 1202 году Тэмуужин самостоятельно выступил против татар. Перед этим походом он издал приказ, согласно которому категорически запрещалось захватывать добычу во время боя и преследования неприятеля: начальники должны были делить захваченное имущество между воинами только по окончании боя. Жестокое сражение было выиграно, и на совете, собранном Тэмуужином после битвы, было решено уничтожить всех татар, кроме детей ниже тележной оси, как месть за убитых ими предков монголов (в частности за отца Тэмуужина). Весной 1203 г. произошло сражение войск Тэмуужина с объединенными силами Джамухи и Ван-хана. Хотя Ван-хан не хотел войны с Тэмуужином, но его уговорили его сын Нилха-Сангум, ненавидевший Тэмуужина за то, что Ван-хан отдавал тому предпочтение перед своим сыном и думал передать ему кереитский престол, и Джамуха, утверждавший, что Тэмуужин объединяется с найманским Тайян-ханом. В этом сражении улус Тэмуужина понес много потерь. Но был ранен сын Ван-хана, из-за чего кереиты покинули поле боя. Чтобы выиграть время, Тэмуужин начал отправлять дипломатические послания, целью которых было разобщить как Джамуху и Ван-хана, так и Ван-хана с сыном. В то же время ряд племён, не присоединившихся ни к одной из сторон, создал коалицию против как Ван-хана, так и Тэмуужина. Узнав об этом, Ван-хан напал первым и разбил их, после чего начал пировать. Когда об этом донесли Тэмуужину, было принято решение молниеносно напасть и застать противника врасплох. Не делая даже ночных остановок, войско Тэмуужина настигло кереитов и наголову их разбило осенью 1203 года. Улус кереитов перестал существовать. Ван-хан с сыном успели бежать, но натолкнулись на караул найманов, где Таян-хан велел срубить голову Ван-хану. Сын Ван-хана смог сбежать, но был убит позднее уйгурами.1 С падением кереитов в 1204 году Джамуха с оставшимся войском примкнул к найманам в надежде на гибель Тэмуужина от рук Таян-хана или наоборот. Таян-хан видел в Тэмуужине единственного соперника в борьбе за власть в монгольских степях. Узнав о том, что найманы думают о нападении, Тэмуужин решился на поход против Таян-хана. Но перед походом он начал реорганизацию управления войском и улусом. В начале лета 1204 года войско Тэмуужина — около 45 000 всадников — выступило в поход на найманов. Войско Таян-хана поначалу отступило с целью заманить войско Тэмуужина в ловушку, но потом, по настоянию сына Таян-Хана — Кучлука, вступило в бой. Найманы были разбиты, лишь Кучлуку с небольшим отрядом удалось уйти на Алтай к своему дяде Буюруку. Таян-хан погиб, а Джамуха скрылся ещё до начала ожесточенного боя, поняв, что найманам не победить. В боях с найманами особенно отличились Хубилай, Чжебе, Чжельме и Субетай. Осенью того же года Тэмуужин, развивая успех, выступил против меркитов, и меркитский народ пал. Тохтоа-беки, правитель меркитов, сбежал на Алтай, где объединился с Кучлуком. Весной 1205 года войско Тэмуужина напало на Тохтоа-беки и Кучлука в районе реки Бухтармы. Тохтоа-беки погиб, а его войско и большая часть найманов Кучлука, преследуемых монголами, утонули при переправе через Иртыш. Кучлук со своими людьми сбежал к кара-китаям (юго-западнее озера Балхаш), где сумел собрать разрозненные отряды найманов и кераитов, войти в расположение к гурхану и стать довольно значительной политической фигурой. Сыновья Тохтоа-бека бежали к кипчакам, взяв с собой отрубленную голову отца. Преследовать их был послан Субетай. После поражения найманов большинство монголов Джамухи перешло на сторону Тэмуужина.1 Есть некоторые обрывочные сведения, что в период с 1180 по 1205 год он несколько раз проходил сакральное посвящение, но вызывает сомнение тот факт, что «простому», пусть и отважному воину шаманы могли позволить провести подобные религиозные обряды несколько раз.2 Один из них, как считается, был проведен в 1201 году после тяжелого ранения, полученногоТэмуужином в битве с войском его названного брата Джамухи. Стрела попала Тэмуужину в шею, перебив артерию, но он выжил, а на следующий день войско Джамухи неожиданно отступило, и никто так и не понял — почему. В конце 1205 года солдаты Джамухи предали своего господина, привезя его в юрту Тэмуужина, который готовился к большому курултаю. Тэмуужин приказал казнить предателей и отпустил Джамуху, который вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах... После того, как на курултае весной 1206 года у истоков реки Онон Тэмуужин был провозглашен великим ханом над всеми племенами и получил титул Чингисхан, Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство. Вступил в силу новый закон — Яса Чингисхана. В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом — трусость и предательство. Все население Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближенных и нукеров. Каждому племени определено было пространство, на котором оно должно было кочевать. В каждом таком племени кибитки были соединены в десятки, сотни, а в многочисленных племенах и в тысячи под управлением особых военно-территориальных начальников. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие. Вооружённые силы Чингисхана, сформированные таким образом, составляли примерно до 95 тыс. воинов.1 Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону (господин, князь - светский феодал в Монголии). Великий хан, собственник всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена (крупного феодального правителя) выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своём уделе мог эксплуатировать труд аратов (крепостных крестьян), раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов (крепостных крестьян), запрещен самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал формальное прикрепление аратов к земле нойонов — за ослушание арату грозила смертная казнь. Вооружённый отряд личных телохранителей, называемый кешик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался для борьбы против внутренних врагов хана. Кешиктены подбирались из нойонской молодёжи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Вначале в отряде числилось 150 кешиктенов. «Чингис-хан хотел иметь не только надежную личную охрану, охрану своих кочевых ставок и отборный корпус войска, но и учреждение, которое под его личным руководством и постоянным наблюдением являлось бы школой, из которой могли бы выходить его верные сподвижники, лично ему известные, которых он мог бы назначать на разные должности и которым мог бы давать различные поручения сообразно индивидуальным особенностям каждого». «Все гвардейцы (кэшиктэн) должны быть аристократического происхождения. Ныне, когда Небо повелело мне править всеми народами, для моей охранной стражи, кэшик, стрелков и других, - повелел Чингис-хан, - пусть наберут десять тысяч человек из тех тысяч и сотен. Этих людей, которые будут находиться при моей особе, должно набрать из детей чиновных и свободного состояния лиц, и избрать ловких, статных и крепких... кто из тысячников, сотников, и десятников, и людей свободных воспротивится, тот, как виновный, подвергается наказанию»8. Эта аристократическая гвардия пользуется различными привилегиями и особым почетом. «Телохранитель моей охранной стражи (кэшиктэн), - повелевает Чингис, - выше внешних (т.е.линейных, армейских) тысячников; домашние их выше внешних сотников и десятников. Если внешний тысячник, считая себя равным кэшиктэну охранной стражи, заспорит и будет драться с ним, то подвергается наказанию»8. Все гвардейцы находятся под личным наблюдением монгольского императора, он сам разбирает все их дела. « Начальствующие над охранной стражей, не получив от меня словесного разрешения, не должны самовольно наказывать своих подчиненных. В случае преступления кого-либо из них непременно должно докладывать мне, и тогда, кому следует отрубить голову, тому отрубят; кого следует бить, того будут бить»8. Кроме того, был создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей («тысяча храбрых», багадуров). Русское слово «богатырь» происходит как раз от монгольского слова «багадур». Привлекая степную аристократию к службе в гвардии и на командных постах в армии, Чингис-хан дал ей прочную организацию, заменившую прежнее хаотическое положение, когда ее представители были недисциплинированными предводителями нестройных и часто случайного состава ополчений. Отныне служба в войсках и обязанности начальников регулировались на основании твердого военного законодательства. В войсках установлена строжайшая дисциплина.8 За многочисленные проступки провинившимся обычно грозила смертная казнь. В случае, если воин бежал с поля боя, казнили весь десяток, к которому он принадлежал, если же бежал десяток, то казнили всю сотню.1 Чингисхан создал сеть линий сообщений, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку, в том числе и экономическую. Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого — Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников — сотников, тысяцких и темников — он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом. Вот несколько изречений из Билика (собрания изречений Чингисхана), заключающих в себе все наставления, данные Чингисханом военным начальникам: «Ст. 3. Беки (начальники) тьмы, тысячи и сотни, приходящие слушать наши мысли в начале и конце года и возвращающиеся назад, могут начальствовать войском; состояние же тех, которые сидят в своей юрте и не слышат мысли, походит на камень, попавший в большую воду, или на стрелу, пущенную в тростниковое место: они исчезают. Таким людям не подобает командовать. (Эта статья показывает, во-первых, что в армии Чингисхана велась постоянная «военно-научная» подготовка командного состава, а во-вторых, что он придавал этой подготовке важное значение.) Ст. 4. Всякий, кто может вести верно дом свой, может вести и владение; всякий, кто может устроить десять человек согласно условию, прилично дать тому тысячу и тьму, и он может устроить хорошо. Ст. 6. Всякого бека, который не может устроить свой десяток, того мы делаем виновным с женой и детьми и выбираем в беки кого-нибудь из его же десятка. Так же поступаем с сотником, тысячником и темником беком. Ст. 9. Всякую лошадь, бегущую хорошо в жирном теле, если она побежит также в полтеле и тощей, можно назвать хорошей. Ст. 10. Старшие беки, которые будут начальствовать, и все воины должны, подобно тому, как, занимаясь охотой, отличать имена свои, означать имя и славу свою, когда занимаются войной; должны всегда молить усердно Бога и со смиренным сердцем просить украшение имени своего с восьми сторон, дабы древний Господь, пребывая в одном месте, с силою держал бы четыре стороны. (Поощряются честолюбие и религия как вдохновляющие на воинские подвиги). Ст. 11. Среди народа должно быть подобным теленку, маленьким и молчаливым, а во время войны - подобным голодному соколу, который является на охоту: должно приниматься за дело с криком. (Этой статьей подчеркивается то напряжение энергии, которое употреблено для войны, и тот смелый наступательный дух, которым, по мнению законодателя, должно быть проникнуто ее ведение.) Ст. 15. В смутах должно поступать так, как поступал Даргай-Уха. Он ехал в смутную пору от племени хатакин, с ним было два нукера (спутники, свита). Издали увидели двух всадников. Нукеры сказали: «Нас три человека, а их два; ударим на них». Он сказал: «Как мы их увидали, так точно и они нас завидели: не следует нападать». Ударив лошадь плетью, он ускакал. После оказалось точно и истинно, что один из тех двух был Тимук-Уха из племени татар; около пятисот человек своих людей он посадил в засаду, а сам показался, чтобы, когда те три всадника напали бы на него, обратиться в бегство, заманить их туда и с помощью нукеров своих схватить их. Так как он (Даргай) понял то значение, то бежал и соединился с двадцатью другими нукерами, которых имел в окрестности, и все видел. Искомое этого есть то, что в делах необходима осмотрительность. (В ведении войны полководцу и вообще воину надлежит храбрость и решительность сочетать с осторожностью.) Ст. 18. Подобно тому, как купцы наши, привозящие парчовые одежды и хорошие вещи в надежде барыша, становятся опытны в тех товарах и материях, и беки армейские также должны обучать мальчиков пусканию стрел и езде на конях, упражнять их в этих делах и делать их столь же смелыми и храбрыми, как опытные купцы в искусствах, которыми владеют. (Подчеркивая значение опыта в военном деле, законодатель указывает обучение начинать с молодых лет. Из этой статьи видно также, что в мирное время на строевых начальниках лежала обязанность «допризывной подготовки» молодежи.) Ст. 20. Бек, жадный к вину и водке, не может держать в порядке дела тысячи, сотни и десятка, не может довести до конца. Простой воин, который будет жаден к питью вина, этот человек подвергается весьма большому столкновению, т.е. его постигает великая беда... (Пьянство понижает уровень энергии у начальника, а солдата может довести до антидисциплинарного поступка.) Ст. 24. Численники (т.е. заведующие числами 10, 100, 1000 и т.д. - командный состав): тысячники и сотники, должны каждый так содержать в порядке свое войско и в готовности, чтобы во всякую пору, как придет указ и приказание, садились на коней, не ожидая, даже ночью. (Требование от войск под ответственностью начальников постоянной «мобилизационной» или боевой готовности.)»7 Дополнением к этим статьям Билика могут служить следующие статьи собственно Ясы: «Ст. 6. Правила подразделения войск на десятки, сотни, тысячи и тьмы должно быть сохранено. Этот порядок позволяет собрать армию в короткое время и формировать командные единицы. Ст. 7. Ко времени начала похода каждый воин получает оружие из рук начальника, которому он подчинен. Он обязан содержать его в исправности и перед сражением предъявлять на смотр своему начальнику. Ст. 9. Если кто-нибудь в битве, нападая или отступая, обронит свой вьюк, лук или что-нибудь из багажа, находящийся сзади его должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее; если он не сойдет с коня и не возвратит упавшее, то предается смерти. Ст. 20. Он обязал войска по возвращении их с похода (с битвы) некоторыми налогами на службу султану (хану), которые они должны исполнить. Ст. 22. Он поставил эмиров (беков) над войсками и учредил эмиров тысячи, эмиров сотни и эмиров десятка. Ст. 24. Он запретил эмирам (военачальникам) обращаться к кому-нибудь, кроме государя, а если кто-нибудь обратится к кому-нибудь, кроме государя, того предавал смерти; кто без позволения переменит пост, того предавал смерти».
От рождения его звали Тэмуужин, но в историю этот человек вошел под именем Чингисхан, которое он присвоил себе лишь в 51 год. Точно не установлены ни год его рождения, ни причинасмерти, ни место захоронения. Многие историки склоняются к версии о том, чтоЧингисхан является собирательным образом. История не сохранила ни одного прижизненного изображенияЧингисхана, а его портреты настолько не похожи друг на друга, что версия о собирательном образе представляется вполне очевидной.2 Происхождение монголов до сих пор остается загадкой. Их считают древнейшим населением Центральной Азии, полагая, что хунны (или гунны), упоминавшиеся китайцами еще за три столетия до нашей эры, были... монголами, а вернее, их прямыми и непосредственными предками. На протяжении многих веков менялись названия племен, населявших Монгольскую возвышенность, но этническая суть народов от этого не менялась. Даже в отношении самого названия — «монголы» у историков нет полного согласия. Одни утверждают, что под именем «мэнгу» или «монгули» эти племена были известны китайцам с Х века. Другие уточняют, что лишь к началу XI века большая часть нынешней Монголии была занята монголоязычными племенами. Но, скорее всего, до начала XIII века такое понятие, как «монголы», вообще не было известно. Есть мнение, что название «монголы» было принято после возникновения при Чингисхане в 1206—1227 годах единого Монгольского государства. А что касается общеупотребляемого гибрида «монголо-татары», то он возник уже в XIX веке. Хотя ни в войсках Чингисхана, ни позднее — Батыя никаких татар не было. Современные татары к народу, обитавшему в XIII веке на границе Монголии с Китаем, не имеют никакого отношения.10Осенью 1206 года в месте, где берет свое начало река Онон, у подножия хребта Хэнтэй, на курултае был выбран Великий хан всех монголов. Им стал Тэмуужин, сын Есугея-багадура и Оэлун, бравый воин, одержавший множество побед, и не раз обманувший смерть. После священного совета Чингисхан был провозглашен шаманами посланником Вечного синего неба, которое повелевало своему сыну править народами.2 Деяния Чингисхана всем известны, но вот его биография обросла легендами и сказаниями, начиная от рождения и заканчивая неожиданной и таинственной смертью. Точно не установлено, в каком году родился будущий повелитель пятой части суши. В различных летописях упоминаются 1155 (по данным Рашид ад-Дина), 1162 («История династии Юань») и 1167 (по данным Г. В. Вернадского) годы.1 Чингисхан вообще не должен был появиться на свет. Его мать Оэлун была сосватана за другого воина - Еке-Чиледу, а хан Есугей-багадур похитил невесту прямо со свадьбы, так сильно приглянулась ему кареглазая красавица. Когда Чингисхан появился на свет, его отец, увидев ручку младенца, сжатую в кулачок, счел это хорошим знаком и нарек наследника Тэмуужином, — в честь... своего врага, поверженного накануне.2 В разных языках имя полководца пишется и произносится неодинаково. Имя, данное при рождении — Тэмуужин в различных источниках может выглядеть как Темуджин илиТемучин, а титул, полученный на курултае, — Чингисхан,Чингис Хан и Чингис Хаан. О детстве и юности Чингисхана почти ничего неизвестно. В три года Тэмуужин уже сидел на коне, в семь — ловко управлялся с луком. В 9 лет Есугей-багатур сосватал сына Борте, 10-летней девочке из унгиратского рода. Оставив сына в семье невесты до совершеннолетия, чтобы они лучше узнали друг друга, он уехал домой. Согласно «Сокровенному сказанию», на обратном пути Есугэй задержался на стоянке татар, где и был отравлен. По возвращении в родной улус, он заболел и через трое суток умер. После смерти Есугея его приверженцы покинули вдов (у Есугея было 2 жены) и детей Есугея (Тэмуужина и его младшего брата Хасара, и от второй его жены — Бектера и Бельгутая): глава клана тайчиутов выгнал семью с насиженных мест, угнав весь принадлежавший ей скот. Несколько лет вдовы с детьми жили в полной нищете, скитались в степях, питаясь кореньями, дичью и рыбой. Даже летом семья жила впроголодь, делая запасы на зиму. Вождь тайчиутов, Таргитай-Кирилтух (дальний родственник Тэмуужина), объявивший себя властелином земель, когда-то занятых Есугеем, опасаясь мести подрастающего соперника, стал преследовать Тэмуужина. Однажды вооруженный отряд напал на стойбище семьи Есугея. Тэмуужину удалось было бежать, но он был настигнут и взят в плен. На него надели колодку — две деревянные доски с отверстием для шеи, которые стягивались между собой. Колодка была мучительным наказанием: человек не имел возможности сам ни поесть, ни попить, ни даже согнать муху, севшую ему на лицо. Тэмуужин нашёл способ ускользнуть и спрятаться в маленьком озере, погружаясь вместе с колодкой в воду и выставляя из воды одни ноздри. Тайчиуты искали его в этом месте, однако не смогли обнаружить. Его заметил батрак из племени сельдуз Сорган-Ширэ, который был среди них, и решил его спасти. Он вытащил из воды молодого Тэмуужина, освободил его от колодки и проводил к своему жилищу, где спрятал в телеге с шерстью. После ухода тайчиутов Сорган-Ширэ посадил Тэмуужина на кобылицу, снабдил оружием и отправил домой (впоследствии Чилаун, сын Сорган-Ширэ, стал одним из четырёх близких нукеровЧингисхана).1 Через некоторое время Тэмуужин нашёл свою семью, которая сразу же перекочевала на другое место, и тайчиуты не смогли их обнаружить. В возрасте 11 лет Тэмуужин подружился со своим ровесником знатного происхождения из племени джадаран (джаджират) — Джамухой, который позднее стал вождём этого племени. С ним в своем детстве Темуджин дважды становился побратимом (андой). Несколькими годами позднее Тэмуужинженился на своей нареченной Борте (к этому времени в услужении у Тэмуужинапоявляется Боорчу, также вошедший в четверку самых близких нукеров). Приданым Бортэ стала роскошная соболья шуба. Тэмуужин вскоре направился к самому могущественному из тогдашних степных вождей — Тоорилу, хану племени кераитов. Тоорил был побратимом (андой) отца Тэмуужина, и ему удалось заручиться поддержкой вождя кереитов, напомнив об этой дружбе и поднеся соболью шубу Бортэ. По возвращении Тэмуужина от Тоорил-хана, один старик-монгол отдал ему в услужение своего сына Джелме, ставшего одним из его полководцев.1 При поддержке Тоорил-хана силы Тэмуужина стали постепенно расти. К нему стали стекаться нукеры; он совершал набеги на соседей, умножая свои владения и стада. Тэмуужин отличался от остальных завоевателей тем, что в ходе сражений старался сохранить в живых как можно больше человек из улуса противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу. Первыми серьёзными противниками Тэмуужина оказались меркиты, действовавшие в союзе с тайчиутами. В отсутствие Тэмуужина, они напали на становище Борджигинов и угнали в плен Бортэ (по предположению, она была уже беременна и ждала первого сына Джучи) и вторую жену Есугея — Сочихэл, мать Бельгутая. В 1184 году (по приблизительным подсчетам, исходя из даты рождения Угэдэя), Тэмуужин с помощью Тоорила-хана и его кереитов, а также Джамухи (приглашенного Тэмуужином по настоянию Тоорил-хана) из рода джаджиратов разгромил меркитов и вернул Борте. Мать Бельгутая, Сочихэл, отказалась вернуться назад. После победы Тоорил-хан отправился в свою орду, аТэмуужин и Джамуха остались жить вместе в одной орде, где они снова заключили союз побратимства, обменявшись золотыми поясами и конями. По прошествии некоторого времени (от полугода до полутора) они разошлись, при этом многие нойоны и нукеры Джамухи присоединились к Тэмуужину (что послужило одной из причин неприязни Джамухи кТэмуужину). Отделившись, Тэмуужин приступил к устройству своего улуса, создавая аппарат управления ордой. Старшими в ханской ставке были поставлены два первых нукера — Боорчу и Джелме, командный пост получил Субетай-багатур, в будущем знаменитый полководец Чингисхана. В этот же период у Тэмуужина появляется второй сын Чагатай (точная дата его рождения не известна) и третий сын Угэдэй (октябрь 1186 года). Свой первый маленький улус Тэмуужин создал в 1186 году (1189 и 1190 годы также являются вероятными) и имел 3 тумена (30 000 человек) войска. Джамуха искал открытой ссоры со своим андойТэмуужином, а поводом стала гибель младшего брата Джамухи — Тайчара — при его попытке угнать из владений Тэмуужина табун лошадей. Под предлогом мести, Джамуха со своим войском в 3 тьмы двинулся на Тэмуужина. Сражение произошло у гор Гулегу, между истоками реки Сенгур и верхним течением Онон. В этом первом большом сражении (по основному источнику «Сокровенное сказание монголов») потерпел поражение Тэмуужин. Первым крупным военным предприятием Тэмуужинапосле поражения от Джамухи была война против татар совместно с Тоорил-ханом. Татары в то время с трудом отбивали атаки цзиньских войск, вступивших в их владения. Объединенные войска Тоорил-хана и Тэмуужина, примкнув к войскам Цзинь, двинулись на татар. Сражение произошло в 1196 году. Они нанесли татарам ряд сильных ударов и захватили богатую добычу. Правительство чжурчжэней Цзинь, в награду за разгром татар, присвоило степным вождям высокие титулы. Тэмуужин получил титул «Джаутхури» (военный комиссар), а Тоорил — «Ван» (князь), с этого времени он стал известен как Ван-хан. Тэмуужин стал вассалом Ван-хана, в котором Цзинь видела наиболее могущественного из правителей Восточной Монголии.1 В 1197—1198 гг. Ван-хан без Тэмуужина совершил поход против меркитов, разграбил и ничего не уделил своему названному «сыну» и вассалу Тэмуужинe. Это положило началу новому охлаждению. После 1198 года, когда Цзинь разорила кунгиратов и другие племена, влияние Цзинь на Восточную Монголию стала ослабевать, что позволило Тэмуужину овладеть восточными районами Монголии. В это время умирает Инанч-хан и найманское государство распадается на два улуса, во главе Буйрук-хана на Алтае и Тайан-хана на Чёрном Иртыше. В 1199 г. Тэмуужин вместе с Ван-ханом и Джамухой, общими силами напали на Буйрук-хана и он был разбит. По возвращении домой, путь загородил найманский отряд. Бой было решено провести утром, но ночью Ван-хан и Джамуха скрылись, оставив Тэмуужина одного в надежде, что найманы покончат с ним. Но к утру Темуджин узнал об этом и отступил, не вступая в бой. Найманы же стали преследовать неТэмуужина, а Ван-хана. Кереиты вступили в тяжелый бой с найманами, и, в очевидности гибели, Ван-Хан направляет гонцов Тэмуужину с просьбой о помощи. Тэмуужин отправил своих нукеров, среди которых отличились в бою Боорчу, Мухали, Борохул и Чилаун. За свое спасение Ван-хан завещал после смерти свой улус Тэмуужину. В 1200 году Ван-хан и Тэмуужин выступили в совместный поход против тайчиутов. На помощь к тайчиутам пришли меркиты. В этом бою Тэмуужин был ранен стрелой, после чего всю последующую ночь его отхаживал Джелме. К утру тайчиуты скрылись, оставив многих людей. Среди них был Сорган-Шира, спасший когда-тоТэмуужина, и меткий стрелок Джиргоадай, который сознался, что именно он стрелял в Тэмуужина. Он был принят в войско Тэмуужина и получил прозвище Джебе (наконечник стрелы). За тайчутами была организована погоня. Многие были перебиты, некоторые сдались в услужение. Это была первая крупная победа, одержанная именно Тэмуужином.1 В 1201 году некоторые монгольские силы (включавшие татар, тайчиутов, меркитов, ойратов и другие племена) решили объединиться в борьбе против Тэмуужина. Они приняли присягу верности Джамухе и возвели его на престол с титулом Гур-хан. Узнав об этом, Тэмуужин связался с Ван-ханом, который незамедлительно поднял войско и прибыл к нему. В 1202 году Тэмуужин самостоятельно выступил против татар. Перед этим походом он издал приказ, согласно которому категорически запрещалось захватывать добычу во время боя и преследования неприятеля: начальники должны были делить захваченное имущество между воинами только по окончании боя. Жестокое сражение было выиграно, и на совете, собранном Тэмуужином после битвы, было решено уничтожить всех татар, кроме детей ниже тележной оси, как месть за убитых ими предков монголов (в частности за отца Тэмуужина). Весной 1203 г. произошло сражение войск Тэмуужина с объединенными силами Джамухи и Ван-хана. Хотя Ван-хан не хотел войны с Тэмуужином, но его уговорили его сын Нилха-Сангум, ненавидевший Тэмуужина за то, что Ван-хан отдавал тому предпочтение перед своим сыном и думал передать ему кереитский престол, и Джамуха, утверждавший, что Тэмуужин объединяется с найманским Тайян-ханом. В этом сражении улус Тэмуужина понес много потерь. Но был ранен сын Ван-хана, из-за чего кереиты покинули поле боя. Чтобы выиграть время, Тэмуужин начал отправлять дипломатические послания, целью которых было разобщить как Джамуху и Ван-хана, так и Ван-хана с сыном. В то же время ряд племён, не присоединившихся ни к одной из сторон, создал коалицию против как Ван-хана, так и Тэмуужина. Узнав об этом, Ван-хан напал первым и разбил их, после чего начал пировать. Когда об этом донесли Тэмуужину, было принято решение молниеносно напасть и застать противника врасплох. Не делая даже ночных остановок, войско Тэмуужина настигло кереитов и наголову их разбило осенью 1203 года. Улус кереитов перестал существовать. Ван-хан с сыном успели бежать, но натолкнулись на караул найманов, где Таян-хан велел срубить голову Ван-хану. Сын Ван-хана смог сбежать, но был убит позднее уйгурами.1 С падением кереитов в 1204 году Джамуха с оставшимся войском примкнул к найманам в надежде на гибель Тэмуужина от рук Таян-хана или наоборот. Таян-хан видел в Тэмуужине единственного соперника в борьбе за власть в монгольских степях. Узнав о том, что найманы думают о нападении, Тэмуужин решился на поход против Таян-хана. Но перед походом он начал реорганизацию управления войском и улусом. В начале лета 1204 года войско Тэмуужина — около 45 000 всадников — выступило в поход на найманов. Войско Таян-хана поначалу отступило с целью заманить войско Тэмуужина в ловушку, но потом, по настоянию сына Таян-Хана — Кучлука, вступило в бой. Найманы были разбиты, лишь Кучлуку с небольшим отрядом удалось уйти на Алтай к своему дяде Буюруку. Таян-хан погиб, а Джамуха скрылся ещё до начала ожесточенного боя, поняв, что найманам не победить. В боях с найманами особенно отличились Хубилай, Чжебе, Чжельме и Субетай. Осенью того же года Тэмуужин, развивая успех, выступил против меркитов, и меркитский народ пал. Тохтоа-беки, правитель меркитов, сбежал на Алтай, где объединился с Кучлуком. Весной 1205 года войско Тэмуужина напало на Тохтоа-беки и Кучлука в районе реки Бухтармы. Тохтоа-беки погиб, а его войско и большая часть найманов Кучлука, преследуемых монголами, утонули при переправе через Иртыш. Кучлук со своими людьми сбежал к кара-китаям (юго-западнее озера Балхаш), где сумел собрать разрозненные отряды найманов и кераитов, войти в расположение к гурхану и стать довольно значительной политической фигурой. Сыновья Тохтоа-бека бежали к кипчакам, взяв с собой отрубленную голову отца. Преследовать их был послан Субетай. После поражения найманов большинство монголов Джамухи перешло на сторону Тэмуужина.1 Есть некоторые обрывочные сведения, что в период с 1180 по 1205 год он несколько раз проходил сакральное посвящение, но вызывает сомнение тот факт, что «простому», пусть и отважному воину шаманы могли позволить провести подобные религиозные обряды несколько раз.2 Один из них, как считается, был проведен в 1201 году после тяжелого ранения, полученногоТэмуужином в битве с войском его названного брата Джамухи. Стрела попала Тэмуужину в шею, перебив артерию, но он выжил, а на следующий день войско Джамухи неожиданно отступило, и никто так и не понял — почему. В конце 1205 года солдаты Джамухи предали своего господина, привезя его в юрту Тэмуужина, который готовился к большому курултаю. Тэмуужин приказал казнить предателей и отпустил Джамуху, который вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах... После того, как на курултае весной 1206 года у истоков реки Онон Тэмуужин был провозглашен великим ханом над всеми племенами и получил титул Чингисхан, Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство. Вступил в силу новый закон — Яса Чингисхана. В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом — трусость и предательство. Все население Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближенных и нукеров. Каждому племени определено было пространство, на котором оно должно было кочевать. В каждом таком племени кибитки были соединены в десятки, сотни, а в многочисленных племенах и в тысячи под управлением особых военно-территориальных начальников. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие. Вооружённые силы Чингисхана, сформированные таким образом, составляли примерно до 95 тыс. воинов.1 Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону (господин, князь - светский феодал в Монголии). Великий хан, собственник всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена (крупного феодального правителя) выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своём уделе мог эксплуатировать труд аратов (крепостных крестьян), раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов (крепостных крестьян), запрещен самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал формальное прикрепление аратов к земле нойонов — за ослушание арату грозила смертная казнь. Вооружённый отряд личных телохранителей, называемый кешик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался для борьбы против внутренних врагов хана. Кешиктены подбирались из нойонской молодёжи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Вначале в отряде числилось 150 кешиктенов. «Чингис-хан хотел иметь не только надежную личную охрану, охрану своих кочевых ставок и отборный корпус войска, но и учреждение, которое под его личным руководством и постоянным наблюдением являлось бы школой, из которой могли бы выходить его верные сподвижники, лично ему известные, которых он мог бы назначать на разные должности и которым мог бы давать различные поручения сообразно индивидуальным особенностям каждого». «Все гвардейцы (кэшиктэн) должны быть аристократического происхождения. Ныне, когда Небо повелело мне править всеми народами, для моей охранной стражи, кэшик, стрелков и других, - повелел Чингис-хан, - пусть наберут десять тысяч человек из тех тысяч и сотен. Этих людей, которые будут находиться при моей особе, должно набрать из детей чиновных и свободного состояния лиц, и избрать ловких, статных и крепких... кто из тысячников, сотников, и десятников, и людей свободных воспротивится, тот, как виновный, подвергается наказанию»8. Эта аристократическая гвардия пользуется различными привилегиями и особым почетом. «Телохранитель моей охранной стражи (кэшиктэн), - повелевает Чингис, - выше внешних (т.е.линейных, армейских) тысячников; домашние их выше внешних сотников и десятников. Если внешний тысячник, считая себя равным кэшиктэну охранной стражи, заспорит и будет драться с ним, то подвергается наказанию»8. Все гвардейцы находятся под личным наблюдением монгольского императора, он сам разбирает все их дела. « Начальствующие над охранной стражей, не получив от меня словесного разрешения, не должны самовольно наказывать своих подчиненных. В случае преступления кого-либо из них непременно должно докладывать мне, и тогда, кому следует отрубить голову, тому отрубят; кого следует бить, того будут бить»8. Кроме того, был создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей («тысяча храбрых», багадуров). Русское слово «богатырь» происходит как раз от монгольского слова «багадур». Привлекая степную аристократию к службе в гвардии и на командных постах в армии, Чингис-хан дал ей прочную организацию, заменившую прежнее хаотическое положение, когда ее представители были недисциплинированными предводителями нестройных и часто случайного состава ополчений. Отныне служба в войсках и обязанности начальников регулировались на основании твердого военного законодательства. В войсках установлена строжайшая дисциплина.8 За многочисленные проступки провинившимся обычно грозила смертная казнь. В случае, если воин бежал с поля боя, казнили весь десяток, к которому он принадлежал, если же бежал десяток, то казнили всю сотню.1 Чингисхан создал сеть линий сообщений, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку, в том числе и экономическую. Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого — Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников — сотников, тысяцких и темников — он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом. Вот несколько изречений из Билика (собрания изречений Чингисхана), заключающих в себе все наставления, данные Чингисханом военным начальникам: «Ст. 3. Беки (начальники) тьмы, тысячи и сотни, приходящие слушать наши мысли в начале и конце года и возвращающиеся назад, могут начальствовать войском; состояние же тех, которые сидят в своей юрте и не слышат мысли, походит на камень, попавший в большую воду, или на стрелу, пущенную в тростниковое место: они исчезают. Таким людям не подобает командовать. (Эта статья показывает, во-первых, что в армии Чингисхана велась постоянная «военно-научная» подготовка командного состава, а во-вторых, что он придавал этой подготовке важное значение.) Ст. 4. Всякий, кто может вести верно дом свой, может вести и владение; всякий, кто может устроить десять человек согласно условию, прилично дать тому тысячу и тьму, и он может устроить хорошо. Ст. 6. Всякого бека, который не может устроить свой десяток, того мы делаем виновным с женой и детьми и выбираем в беки кого-нибудь из его же десятка. Так же поступаем с сотником, тысячником и темником беком. Ст. 9. Всякую лошадь, бегущую хорошо в жирном теле, если она побежит также в полтеле и тощей, можно назвать хорошей. Ст. 10. Старшие беки, которые будут начальствовать, и все воины должны, подобно тому, как, занимаясь охотой, отличать имена свои, означать имя и славу свою, когда занимаются войной; должны всегда молить усердно Бога и со смиренным сердцем просить украшение имени своего с восьми сторон, дабы древний Господь, пребывая в одном месте, с силою держал бы четыре стороны. (Поощряются честолюбие и религия как вдохновляющие на воинские подвиги). Ст. 11. Среди народа должно быть подобным теленку, маленьким и молчаливым, а во время войны - подобным голодному соколу, который является на охоту: должно приниматься за дело с криком. (Этой статьей подчеркивается то напряжение энергии, которое употреблено для войны, и тот смелый наступательный дух, которым, по мнению законодателя, должно быть проникнуто ее ведение.) Ст. 15. В смутах должно поступать так, как поступал Даргай-Уха. Он ехал в смутную пору от племени хатакин, с ним было два нукера (спутники, свита). Издали увидели двух всадников. Нукеры сказали: «Нас три человека, а их два; ударим на них». Он сказал: «Как мы их увидали, так точно и они нас завидели: не следует нападать». Ударив лошадь плетью, он ускакал. После оказалось точно и истинно, что один из тех двух был Тимук-Уха из племени татар; около пятисот человек своих людей он посадил в засаду, а сам показался, чтобы, когда те три всадника напали бы на него, обратиться в бегство, заманить их туда и с помощью нукеров своих схватить их. Так как он (Даргай) понял то значение, то бежал и соединился с двадцатью другими нукерами, которых имел в окрестности, и все видел. Искомое этого есть то, что в делах необходима осмотрительность. (В ведении войны полководцу и вообще воину надлежит храбрость и решительность сочетать с осторожностью.) Ст. 18. Подобно тому, как купцы наши, привозящие парчовые одежды и хорошие вещи в надежде барыша, становятся опытны в тех товарах и материях, и беки армейские также должны обучать мальчиков пусканию стрел и езде на конях, упражнять их в этих делах и делать их столь же смелыми и храбрыми, как опытные купцы в искусствах, которыми владеют. (Подчеркивая значение опыта в военном деле, законодатель указывает обучение начинать с молодых лет. Из этой статьи видно также, что в мирное время на строевых начальниках лежала обязанность «допризывной подготовки» молодежи.) Ст. 20. Бек, жадный к вину и водке, не может держать в порядке дела тысячи, сотни и десятка, не может довести до конца. Простой воин, который будет жаден к питью вина, этот человек подвергается весьма большому столкновению, т.е. его постигает великая беда... (Пьянство понижает уровень энергии у начальника, а солдата может довести до антидисциплинарного поступка.) Ст. 24. Численники (т.е. заведующие числами 10, 100, 1000 и т.д. - командный состав): тысячники и сотники, должны каждый так содержать в порядке свое войско и в готовности, чтобы во всякую пору, как придет указ и приказание, садились на коней, не ожидая, даже ночью. (Требование от войск под ответственностью начальников постоянной «мобилизационной» или боевой готовности.)»7 Дополнением к этим статьям Билика могут служить следующие статьи собственно Ясы: «Ст. 6. Правила подразделения войск на десятки, сотни, тысячи и тьмы должно быть сохранено. Этот порядок позволяет собрать армию в короткое время и формировать командные единицы. Ст. 7. Ко времени начала похода каждый воин получает оружие из рук начальника, которому он подчинен. Он обязан содержать его в исправности и перед сражением предъявлять на смотр своему начальнику. Ст. 9. Если кто-нибудь в битве, нападая или отступая, обронит свой вьюк, лук или что-нибудь из багажа, находящийся сзади его должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее; если он не сойдет с коня и не возвратит упавшее, то предается смерти. Ст. 20. Он обязал войска по возвращении их с похода (с битвы) некоторыми налогами на службу султану (хану), которые они должны исполнить. Ст. 22. Он поставил эмиров (беков) над войсками и учредил эмиров тысячи, эмиров сотни и эмиров десятка. Ст. 24. Он запретил эмирам (военачальникам) обращаться к кому-нибудь, кроме государя, а если кто-нибудь обратится к кому-нибудь, кроме государя, того предавал смерти; кто без позволения переменит пост, того предавал смерти».
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.