Меню
Назад » »

Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (1)

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \ ФИЛОСОФ \ ПСИХОЛОГ \ ИСТОРИК \ СОЦИОЛОГ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ НИЦШЕ \  ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ \
МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯЭТИКА \ ЭСТЕТИКАПСИХОЛОГИЯСОЦИОЛОГИЯ \
ГОМЕР ИЛИАДА \ ГОМЕР ОДИССЕЯ \ 

 Д.Д.Благой.

Якорь
СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА

 

 В исключительно богатом и разнообразном творчестве Пушкина
стихотворения занимают очень большое и значительное место.
 Еще на школьной скамье, в лицее, Пушкин задумывает ряд крупных
литературных произведений: поэму, комедию, роман, - но все эти замыслы не
получают осуществления и остаются не законченными на той или иной стадии
работы. Зато Пушкин-лицеист пишет очень много стихотворений. В них поэт
часто еще не самостоятелен, идет по следам французских поэтов XVII и XVIII
вв., которыми он зачитывался в детские годы в библиотеке отца; среди его
любимых авторов - Вольтер и особенно Парни. В то же время Пушкин развивает
традиции русских поэтов, своих предшественников и старших современников -
крупнейшего поэта XVIII в., представителя позднего классицизма Державина и в
особенности своих непосредственных литературных учителей, поэтов-новаторов -
Батюшкова и главы русского романтизма начала века Жуковского.
 Основной круг мотивов лирики Пушкина в первые лицейские годы (1813
-1815) замкнут рамками так называемой "легкой поэзии", "анакреонтики",
признанным мастером которой считался Батюшков. Молодой поэт рисует себя в
образе мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия.
Начиная с 1816 г. преобладающими в лицейской поэзии Пушкина становятся
элегические мотивы в духе Жуковского. Поэт пишет о муках неразделенной
любви, о преждевременно увядшей душе, горюет об угасшей молодости. В этих
ранних стихотворениях Пушкина еще много литературной условности, поэтических
штампов. Но сквозь подражательное, литературно-условное уже и теперь
пробивается самостоятельное, свое: отголоски реальных жизненных впечатлений
и подлинных внутренних переживании автора. "Бреду своим путем", - заявляет
он в ответ на советы и наставления Батюшкова. И этот "свой путь" то там, то
здесь постепенно вырисовывается в произведениях Пушкина-лицеиста. Так,
стихотворение "Городок" (1815) еще написано в манере послания Батюшкова "Мои
Пенаты". Однако, не в пример их автору, который причудливо смешивал античное
и современное - древнегреческие "лары" с отечественной "балалайкой" - Пушкин
дает ощутить черты жизни и быта маленького провинциального городка,
навеянные ему реальными царскосельскими впечатлениями. Развернутое описание
Царского Села поэт собирался дать в особом произведении, специально этому
посвященном, но, по-видимому, набросал в своем лицейском дневнике только его
план (см. в т. 7 наст. изд.: "Летом напишу я "Картину Царского Села").
 Особенно важно, что уже в это время еще совсем юный Пушкин стремится
выйти из сферы узколичной, камерной лирики и обращается к темам
общественного, всенародного значения. Таковы его подсказанные войной 1812 г.
и проникнутые высоким патриотическим пафосом "Воспоминания в Царском Селе"
(1814), восторженно принятые не только друзьями-лицеистами, но даже
Державиным, который считался величайшим литературным авторитетом того
времени. Еще большее значение имеет вскоре же написанное поэтом яркое
гражданское стихотворение - послание "Лицинию" (1815), смело набрасывающее в
традиционных образах древнеримской античности широкую сатирическую картину
русской общественно-политической действительности и гневно бичующее "любимца
деспота" - всемогущего временщика, за которым современниками угадывался
образ ненавистного тогда всем Аракчеева.
 Характерно, что уже в эту пору Пушкин проявляет острый интерес к
творчеству наиболее передовых писателей-сатириков XVIII в. Под
непосредственным воздействием Фонвизина им написано пространное
стихотворение, по существу даже небольшая сатирическая поэма, "Тень
Фонвизина" (1815); с поэмой Радищева "Бова" прямо связан замысел одноименной
сказочной поэмы Пушкина (1814); с философскими размышлениями Радищева в его
трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" перекликаются
атеистические раздумья Пушкина в стихотворении "Безверие"; высоко ценил поэт
и сатирическое творчество Крылова, называя его в числе своих любимых
писателей.
 Но уже в лицее Пушкин вырабатывает самостоятельное и порой весьма
критическое отношение к своим литературным предшественникам и современникам,
В этом смысле особый интерес представляет "Тень Фонвизина", в которой поэт
устами "известного русского весельчака" и "насмешника", "творца, списавшего
Простакову", вершит смелый суд над литературной современностью.
 С самого начала образования дружеского литературного кружка "Арзамас",
объединившего сторонников "нового слога" Карамзина и приверженцев Жуковского
- Батюшкова, Пушкин своими посланиями, эпиграммами принимает активное
участие в оживленной борьбе "арзамасцев" с литературным обществом "Беседа
любителей русского слова". Общество это было почти официальным объединением,
близким к высшим сферам, в котором литературное "староверие" - отстаиванье
безнадежно переживших себя принципов "высокого" классицизма XVIII в. -
сочеталось, как правило, с политической реакционностью.
 Уже и в это время наиболее чуткие современники начинают ощущать
громадную мощь созревающего пушкинского дарования. Глава русской поэзии
XVIII в., певец "Фелицы" и "Водопада", не обинуясь, провозглашает его своим
непосредственным преемником - "вторым Державиным"; Жуковский называет
"гигантом, который всех нас перерастет". "О, как стал писать этот злодей", -
восклицает Батюшков, прочтя одно из стихотворений Пушкина, написанных им
вскоре после окончания лицея.

Якорь
x x x

 

 Анакреонтические и элегические стихотворения Пушкин продолжает писать
как в эти, так и в последующие годы. Но вместе с тем выход в середине 1817
г. из "монастырских", как называл их поэт, лицейских стен в большую жизнь
был выходом и в большую общественную тематику.
 Пушкин начинает создавать стихотворения, отвечающие мыслям и чувствам
наиболее передовых людей русского общества в период нарастания в нем
революционных настроений, возникновения первых тайных политических обществ,
ставивших своей задачей борьбу против самодержавия и крепостничества.
 В своих, так называемых "вольных стихах" ("Вольность", "Чаадаеву",
"Noël. Сказки", "Деревня", убийственно острые политические эпиграммы)
Пушкин становится выразителем дум и чаяний этих передовых кругов, "эхом
русского народа", каким он уже в ту пору сам себя начинает ощущать.
 Много позднее в явно нецензурном по политическим причинам варианте
одного из своих последних стихотворений "Я памятник себе воздвиг
нерукотворный..." Пушкин подчеркивал, что "он восславил свободу" "вслед
Радищеву", автору "Путешествия из Петербурга в Москву" и оды "Вольность".
Правда, в своих стихах этой поры Пушкин, подобно многим декабристам,
возлагал надежды на просвещенного монарха, который силой своей верховной
власти мог бы осуществить необходимые преобразования - ввести
конституционный "закон", освободить крестьян. Это говорит о том, что Пушкин
по своим политическим взглядам был умереннее Радищева, прямо призывавшего -
и в оде "Вольность" и в "Путешествии из Петербурга в Москву" - к революции.
 Однако пушкинские стихи, пронизанные пафосом вольнолюбия, сочетающие
передовые идеи с небывалой дотоле силой художественной выразительности,
имели громадный общественный резонанс, являлись своего рода декабристскими
поэтическими прокламациями. Они распространялись в многочисленных списках;
отдельные строки их - такие, как "Тираны мира! трепещите! // А вы мужайтесь
и внемлите, // Восстаньте, падшие рабы!" - приобретали в восприятии
читателей современников смысл еще более широкий, чем тот, который вкладывал
в них сам Пушкин: получали характер прямых мятежных призывов, революционных
лозунгов. Поэт становится певцом декабристской революционности и вместе с
тем признанным литературным учителем поэтов-декабристов, начиная с самого
значительного из них, Рылеева.
 В послелицейской лирике Пушкина петербургского периода (1817 - первая
половина 1820 г.), как в известной мере и позднее, продолжают бытовать
многие темы, мотивы, жанровые формы, характерные для лицейских лет
творчества поэта; но они получают новое весьма знаменательное развитие. Так,
в посланиях Пушкина к своим друзьям - сочленам дружеского литературного
общества "Зеленая лампа" (оно являлось вместо с тем негласным филиалом
ранней декабристской организации "Союз благоденствия") - традиционные
анакреонтические мотивы окрашиваются в оппозиционно-политические тона. В
одном ряду с Вакхом и Кипридой поэт воспевает "свободу". Это слово все чаще
приобретает в его стихах несомненное политическое звучание. Есть в дружеских
посланиях Пушкина и недвусмысленные выпады "насчет небесного царя, а иногда
насчет земного". Вместе с тем в некоторых его стихах "анакреонтика"
углубляется до подлинного проникновения в дух античности. Образец этому -
стихотворение "Торжество Вакха" (1818), которое представляет существенный
шаг вперед по сравнению даже с таким замечательным стихотворением Батюшкова
этого рода, как "Вакханка".
 О чрезвычайно большом общественно-политическом значении "вольных
стихов" Пушкина нагляднее всего свидетельствует постигшая поэта - первым из
всех причастных к декабристскому движению - суровая правительственная кара:
шестилетняя ссылка. Причем царь, до которого дошли стихи Пушкина, воспевшего
"вслед Радищеву свободу ", как известно, сперва намеревался сослать его,
вслед Радищеву же, в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Только
благодаря энергичным хлопотам влиятельных друзей (в частности, Карамзина)
удалось добиться замены этой меры высылкой на юг - сперва в Екатеринослав,
затем в Кишинев и Одессу.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar