- 100798 Просмотров
- Обсудить
ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \ ФИЛОСОФ \ ПСИХОЛОГ \ ИСТОРИК \ СОЦИОЛОГ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ \
МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\ СОЦИОЛОГИЯ \
ГОМЕР ИЛИАДА \ ГОМЕР ОДИССЕЯ \
Но глубоко прав Белинский, возражая современным ему литературным
"фарисеям и тартюфам", объявлявшим Пушкина "безнравственным поэтом". "Никто,
решительно никто из русских поэтов, - писал он, - не стяжал себе такого
неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых
(если в них было и еще не умерло зерно эстетического и человеческого
чувства) читателей, как Пушкин, потому, что мы не знаем на Руси более
нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин" (В. Г. Белинский,
т. VII, стр. 342-343). Эту нравственную, воспитательную силу Белинский
справедливо видел в глубоко гуманистическом характере всего пушкинского
творчества, помогающего воспитывать "человека в человеке".
В стихах Пушкина периода ссылки в Михайловском временами дает себя
знать и прежнее романтическое мировосприятие поэта. Так, сам он позднее
считал одним из самых характерных образцов своей романтической лирики
стихотворение "Буря", написанное в 1825 г. Но в целом и основном пушкинское
творчество этого периода, в том числе и лирика, становится все более и более
реалистическим.
Именно к этому времени относятся и усиленные раздумья Пушкина на тему о
национальной самобытности, национальном "духе", его размышления о понятии
"народности" литературы (см. в т. 6 статью "О предисловии г-на Лемонте к
переводу басен И. А. Крылова" и черновой набросок "О народности в
литературе"). Пушкин уже в творчестве южного периода стремился, употребляя
его собственные слова, "вникать" "в народный дух" (см. стихотворный набросок
1823 г. "Чиновник и поэт"). Это сказывается и в романтических южных поэмах с
их ярко выраженной национально-экзотической - черкесской, татарской,
цыганской - расцветкой, и в его стихотворениях той поры, таких, например,
как "Черная шаль" (1820), которую Пушкин сопроводил подзаголовком
"Молдавская песня". Уже в этих произведениях поэт дает нечто более
конкретное, реальное, чем в значительной степени внешний "местный колорит"
романтиков.
По Пушкину, народность заключается не во внешних признаках; выразить в
своем творчестве национальный "образ мыслей и чувствований", "особенную
физиономию" своего народа - это и значит быть народным. В Михайловском
творчество Пушкина приобретает качество подлинной народности. Он создает
здесь замечательный цикл "Подражаний Корану" (1824), пишет стихотворения на
темы библейской "Песни песней" ("В крови горит огонь желанья...", "Вертоград
моей сестры", 1825), делает набросок большого стихотворения или небольшой
поэмы "Клеопатра". В этих произведениях Пушкин подымается до глубокого
проникновения в национальную сущность далеких культур и народов, и при этом
он остается глубоко национальным, русским поэтом. Эта способность, столь
поражавшая современников, отмечалась и многими последующими русскими
писателями в качестве одного из самых поразительных свойств пушкинского
"мирообъемлющего" гения.
Особенно значительным для всего дальнейшего развития творчества Пушкина
является то, что поэт глубоко проникает в русскую народную жизнь и русское
народное творчество. Он создает в 1825 г. такие произведения, как пролог к
"Руслану и Людмиле" ("У лукоморья дуб зеленый.."), баллада-сказка "Жених",
стихотворение "Зимний вечер".
В ряде стихотворений этого времени все больше дает себя знать
стремление поэта, также связанное со все большим утверждением в творчестве
Пушкина "поэзии действительности", выйти за пределы субъективно-лирического
"одноголосья". Он вносит в лирику элементы эпического и даже драматического
жанра. Последнее в скрытом виде уже проявляется в хорошо известном нам
стихотворении 1823 г. "Демон), прямо осуществляется в "Разговоре
книгопродавца с поэтом" (1824) и в особенности в "Сцене из Фауста" (1825),
представляющей собой диалог между "бредящим наяву" романтиком Фаустом и
трезвым циником Мефистофелем. "Сцена из Фауста" - по существу уже не
стихотворение, а драматическое произведение, являющееся своего рода
промежуточным звеном между "Борисом Годуновым" и "маленькими трагедиями".
Аналогичный процесс происходит и в поэмах Пушкина (законченная в
Михайловском поэма "Цыганы").
Вообще стихи Пушкина по богатству своего индивидуального жизненного
выражения явно выходят за условно-литературные рамки традиционных,
восходящих еще к классицизму XVIII в. стихотворных видов. Характерно, что в
первом издании стихотворений Пушкина (вышло в свет в конце 1825 г., на
титуле - 1826), где стихотворения еще традиционно разбиты по жанровым
рубрикам, самым обширным является раздел, лишенный определенной жанровой
характеристики - "Разные стихотворения". В последующих изданиях Пушкин вовсе
отказывается от жанрового распределения стихотворений и печатает их в
хронологическом порядке.
К этому времени достигает полной зрелости и тот несравненный по своей
художественной силе и выразительности пушкинский стих, о котором Белинский
восклицал: "И что же это за стих!.. все акустическое богатство, вся сила
русского языка явились в нем в удивительной полноте". И дальше, стремясь
дать ощущение этой полноты, критик сам начинал говорить сотканным из
сравнений и метафор языком поэта-романтика "Он нежен, сладостен, мягок, как
ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист,
как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча
в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в
нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем все богатство мелодии и
гармонии языка и рифма, в нем вся нега, все упоение творческой мечты,
поэтического выражения" (В.Г. Белинский, т. VII, стр. 318).
Якорь
x x x
Страшное потрясение Пушкина известием о разгроме вооруженного восстания
декабристов и жестокой правительственной расправе над ними особенно остро
отозвалось именно па лирике поэта. После исключительного расцвета пушкинской
лирики в первые семнадцать месяцев пребывания в Михайловском, за восемь
месяцев 1826 г. (выехал из Михайловского 4 сентября) Пушкиным написано, не
считая немногих мелочей и черновых отрывков, всего семь стихотворений,
причем на содержании большинства из них прямо или косвенно отразились мысли
и переживания поэта, связанные с трагическим исходом восстания декабристов.
Так, странное равнодушие, с которым поэт писал о смерти еще недавно столь
любимой им женщины ( "Под небом голубым страны своей родной...") объясняется
тем, что он как раз в это время узнал о казни пяти декабристов, о чем сделал
пометку в рукописи стихотворения. Прямо связано с разгромом декабристов
стихотворное послание к П. А. Вяземскому: "Так море, древний душегубец...".
Видимо, в конце июля - августе 1826 г. Пушкиным написаны три "Песни о
Стеньке Разине", личностью которого поэт интересовался еще в период южной
ссылки. Вскоре после приезда в Михайловское он назвал Разина "единственным
поэтическим лицом русской истории". Творческое обращение к излюбленному
народом образу вождя грозного восстания XVII в. находилось в несомненной
внутренней связи с крушением изолированного от народа декабристского
движения. В поэме "Братья-разбойники" тема протеста закрепощенного
крестьянства разрабатывалась Пушкиным в литературно-романтическом духе; в
"Песнях о Стеньке Разине" разработка той же темы осуществлена в духе
подлинной народности. Причем народности содержания песен о Разине полностью
соответствует народность формы - образности, языка, стиха, - непосредственно
восходящая к народному поэтическому творчеству. Все это делает их
значительнейшим этапом во всем творческом развитии Пушкина. Наконец, поэтом
создается в эту пору один из величайших образцов его лирики, стихотворение
"Пророк", в котором с исключительной силой выражена мысль о гражданском
назначении поэта-пророка, борца с общественным злом и неправдой, призванного
"глаголом жечь сердца людей". По свидетельству ряда осведомленных
современников, "Пророк" сперва заканчивался острополитическим
четверостишием, гневно бичующим царя - убийцу декабристов.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.