Меню
Назад » »

Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (6)

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \ ФИЛОСОФ \ ПСИХОЛОГ \ ИСТОРИК \ СОЦИОЛОГ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ НИЦШЕ \  ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ \
МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯЭТИКА \ ЭСТЕТИКАПСИХОЛОГИЯСОЦИОЛОГИЯ \
ГОМЕР ИЛИАДА \ ГОМЕР ОДИССЕЯ \ 

 Новый период в развитии пушкинского творчества, существенно
отличающийся от творческого периода первой половины 20-х гг., начинается
после возвращения поэта в сентябре 1826 г. из ссылки.
 В заключительных строфах шестой главы "Евгения Онегина", написанных
годом позднее, в августе 1827 г., Пушкин всерьез, "без элегических затей",
прощается со своей "юностью" и ее сладостными мечтами, подчеркивает, что его
тревожат "другие хладные мечты", "другие строгие заботы", что он познал
"глас иных желаний", познал "новую печаль". Все это показывает, что в
творчестве поэта назревал существенный перелом, обусловленный резко
изменившейся общественной обстановкой, которая сложилась в стране в первые
годы после поражения декабристов. Настал период злейшей правительственной
реакции, хотя и прикрываемой лицемерно "либеральными" словами и жестами
нового царя; период, когда проявилась вся ничтожность отшатнувшегося от
декабристов "высшего света", когда передовые круги дворянства, из которых
были вырваны их лучшие представители и к которым принадлежал сам поэт,
находились в состоянии тяжкой депрессии. И вот, в резкое отличие от первой
половины 20-х гг., почти за всю вторую половину 20-х гг., до знаменитой
болдинской осени 1830 г., Пушкин создает всего одно крупное законченное
произведение - поэму "Полтава". Зато эти годы являются порой продолжающегося
яркого цветения пушкинской лирики, которая по прежнему, и даже с еще большей
силой и широтой, отражает исключительное богатство и многообразие внутренней
жизни поэта. Продолжает развиваться и личная, интимная лирика, и лирика
гражданская, общественно-политическая. Однако в связи с изменившейся
общественно-исторической обстановкой содержание той и другой существенно
меняется. В поэзии Пушкина начинают занимать все большее место стихотворения
общефилософского характера - раздумья о человеческом существовании, его
смысле и цели ("Три ключа", "Воспоминание", "Дар напрасный, дар случайный.."
и др.), мысли о смерти ("Дорожные жалобы", "Брожу ли я вдоль улиц шумных..."
и др.). Причем большинство этих стихотворений окрашено в несвойственные
солнечному, жизнеутверждающему гению Пушкина мрачные, пессимистические тона,
отражающие те настроения безнадежности, подавленности, безысходной тоски,
которые охватили передовые круги общества. Эти же мотивы звучат в стихах и
многих других поэтов-современников, таких, как Баратынский, Веневитинов.
Однако в отличие от них Пушкин не замыкался в свое одинокое страдающее "я",
он сумел не поддаться до конца этим настроениям, а наоборот, мужественно
боролся с ними и в конечном счете их преодолел. В соответствии с ведущей
традицией предшествовавшей Пушкину прогрессивной русской литературы он искал
выхода из последекабрьского тупика на путях большой общественной
деятельности, патриотического подвига, на путях сближения с народом, от
которого были так оторваны декабристы. Он верил в великие силы нации и тем
самым в ее великое будущее. Пессимизм, бывший отражением и выражением
тягчайшего общественного кризиса и тех труднейших условий - полицейской
слежки, жандармских преследований, цензурного гнета, - в которые была
поставлена жизнь самого поэта, побеждался высоким историческим оптимизмом,
дававшим силы, вдохновлявшим на продолжение литературного "подвига". Очень
выразительна в этом отношении хронологическая последовательность написания
Пушкиным его интимно лирических и гражданских стихов данного периода. Так,
вскоре после минорной, овеянной глубокой грустью "Зимней дороги" (ноябрь -
декабрь 1826 г.) поэт создает мажорные "Стансы" ("В надежде славы и
добра..", декабрь 1826 г.) и выдержанное в той же бодрой, мажорной
тональности послание декабристам в Сибирь ( "Во глубине сибирских руд",
конец декабря 1826 г. - начало января 1827 г.); примерно месяц спустя после
безнадежно-пессимистических "Трех ключей" (18 июня 1827 г.) пишет
стихотворение "Арион" (16 июля 1827 г); после "Воспоминания" ("Когда для
смертного умолкнет шумный день...", 19 мая 1828 г.) и самого безнадежно
мрачного во всей пушкинской лирике стихотворения, написанного поэтом на день
своего рождения, "Дар напрасный, дар случайный..." (26 мая 1828 г.) Пушкин
создает (в основном в октябре 1828 г.) героико-патриотическую поэму
"Полтава".
 В своей гражданской лирике второй половины 20-х гг. Пушкин остается
верен не только чувству большой личной привязанности к своим "братьям,
друзьям, товарищам", как называет он декабристов (послание "И. И. Пущину",
1826, "19 октября 1827" и др.), но и "высокому стремленью" их "дум" -
освободительным идеям декабризма ("Во глубине сибирских руд.."). В
стихотворении "Арион", иносказательно изображая гибель декабристов и свою
тесную связь с ними ("Пловцам я пел..."), поэт подчеркнуто заявляет, что он
продолжает слагать "гимны прежние". Именно таким "прежним гимном",
развивающим с исключительной художественной силой радищевскую тему протеста
против "зверообразного самовластия... когда человек повелевает человеком",
является один из самых замечательных образцов пушкинской гражданской поэзии
- стихотворение "Анчар" (1828).
 В то же время в своих "Стансах" 1826 г. поэт, убедившись в
безнадежности попыток без поддержки народа произвести революционный
переворот и видя полное отсутствие связи между народом и передовыми кругами
общества, пытается побудить Николая I, который своими псевдолиберальными
посулами сумел внушить поэту, как и многим декабристам, доверие к себе, -
пойти, вслед его "пращуру" Петру I, по пути решительных преобразований
страны сверху. Заканчиваются "Стансы" смелым призывом к царю быть "незлобным
памятью", то есть вернуть сосланных на каторгу декабристов. Стихотворение
это, хотя и полное ошибочных надежд и политических иллюзий, все же было
неверно оценено многими современниками, и даже друзьями Пушкина, как его
измена своим прежним убеждениям. Ответом им явилось стихотворение "Друзьям"
1828 г., в котором, объясняя отношение к царю, Пушкин одновременно излагал
свою политическую программу (прощение декабристов, любовь к народу, защита
прав народа, защита просвещения), прямо противостоящую мракобесным призывам
раболепствующих царских "льстецов" - идеологов реакции. Недаром царь
запретил публиковать это стихотворение. Осуждение Пушкина друзьями за его
"Стансы" еще более усилило то острое чувство одиночества, которое испытывал
поэт после своего возвращения из ссылки.
 В эту же пору Пушкин начал ощущать и еще более горькое
чувство-одиночества творческого, связанного с тем, что новые его
произведения, в которых гений поэта восходил все на большую высоту и далеко
опережал своих современников, находили все меньше понимания со стороны
окружающих.
 Чувство это нашло резкое выражение в цикле стихов Пушкина о поэте и его
назначении, об отношении между поэтом и обществом ("Поэт", 1827, "Поэт и
толпа", 1828, "Поэту", 1830, и др.). Стихотворения эти, негодующе
направленные в адрес реакционной великосветской и литературной "черни",
совершенно неправильно истолковывались многими последующими критиками, как
якобы выражающие аристократическое пренебрежение к простому народу, с
которым в действительности Пушкин все теснее сближался в своем творчестве.
Равным образом в 60-е гг., когда разгорелась ожесточенная борьба между
революционными демократами и сторонниками антиобщественной теории "чистого
искусства", последние неправомерно стремились взять эти пушкинские стихи на
свое вооружение. На самом деле в них выражается неизменная точка зрения
Пушкина на поэзию как на большое искусство и в то же время утверждается ее
высокое гражданского назначение. Поэт в этом цикле стихотворений предстает в
двойном и вместо с тем слитом воедино образе "служителя муз", "жреца
Аполлона" и пророка-борца. В то же время в ответ на посягательства
реакционных кругов подчинить себе "перо" певца декабристов - использовать в
своих целях его могучее дарование и колоссальную популярность - Пушкин
энергично выдвигает лозунг свободы и независимости творчества, обращается к
писателю с энергичным призывом - идти "дорогою свободной" "туда, куда влечет
свободный ум". Все это придает и данному циклу неизменно свойственное поэзии
Пушкина свободолюбивое звучание.
 Создание в 1828 г. "Полтавы", самовольная, без разрешения властей,
поездка Пушкина в 1829 г. на театр военных действий в Закавказье, где он
становится свидетелем доблестных боевых дел простых русских людей, новое и
гораздо более глубокое соприкосновение с могучей природой Кавказа, встречи и
беседы со ссыльными друзьями-декабристами, - все это оказало самое
благотворное влияние на душевное состояние поэта и, несомненно,
способствовало преодолению владевших им тягостных настроений.
 В цикле кавказских стихов и в особенности в стихах, написанных после
возвращения с Кавказа, в таких, например, как ослепительно-солнечное "Зимнее
утро" (1829), прямо противостоящее "Зимней дорою", снова повеяло бодростью,
здоровьем душевным, мужественным, жизнеутверждающим духом. С новой силой
возрождается и пушкинская "лелеющая душу гуманность". Безнадежно-мрачные, ни
на минуту не покидающие поэта думы о смерти, об обреченности всего его
поколения разрешаются в стихотворении "Брожу ли я вдоль улиц шумных..."
(1829) светлой альтруистической концовкой - благословением грядущего: "И
пусть у гробового входа // Младая будет жизнь играть". Глубоко человечным
чувством проникнуто и стихотворение Пушкина "Цветок" (1828), и исполненные
безграничной самоотверженной нежности, светлой печали любовные стихи Пушкина
1829 г.: "Па холмах Грузии лежит ночная мгла..." и в особенности "Я вас
любил..".
 Среди стихотворений этого периода необходимо особенно отметить послание
"К вельможе", в котором поэт подымается на высоты широкого
философско-исторического созерцания: не только воссоздает типический образ
русского "просвещенного" вельможи XVIII в., но и развертывает, исключительно
скупыми средствами - в лапидарных и предельно выразительных
образах-характеристиках, - картины жизни дореволюционной Европы, гибели в
"вихре" революции старого строя и становления нового века, "века-торгаша" -
буржуазных общественных отношений.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar