Выход из Ада к подножию горы Чистилища
4. Второе царство - то есть Чистилище. Данте изображает его в виде
огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид
усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют
Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно
Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного
Рая.
7. Мертвое... песнопенье - потому что описывало область вечной смерти -
Ад.
9-12. Пусть Каллиопа... - Девять дочерей фесалийского царя Пиера,
Пиериды, дерзнули состязаться с музами в искусстве песнопения, но были
посрамлены и превращены в сорок. На стороне муз выступала Каллиопа, муза
эпической поэзии, старшая из девяти муз (Метам., V, 294-678).
19-21. Маяк любви, прекрасная планета - то есть Венера, затмевающая
своей яркостью созвездие Рыб, в котором она находилась.
22. К остью - то есть к небесному полюсу, в данном случае южному.
23-27. Четыре звезды (Ч., VIII, 91-92; XXXI. 106) символизируют четыре
"основные" ("естественные") добродетели древнего мира (мудрость,
справедливость, мужество и умеренность).
24. Первых озарял людей - то есть Адама и Еву, обитавших в Земном Раю.
29. К остью полуночи - в сторону Северного небесного полюса.
30. Колесница - Большая Медведица, скрытая за горизонтом.
31. Некий старец - Катон Младший Утический (95-46 гг. до н. э.),
государственный деятель последних времен Римской республики, который, не
пожелав пережить ее крушение, покончил с собой (в городе Утике - см. ст.
74). Данте делает его стражем Чистилища, на вершине которого, по мысли
поэта, дух обретает свободу (Ч., XXVII, 140-142).
41. Слепой водопад - подземный ручей, вдоль которого поэты поднимались
из Ада.
42. Оперенье - величавая борода Катона.
58. Последний вечер - то есть смерть. В стихах 59-60 имеется в виду
духовная смерть, угрожавшая заблудшему.
71. Он восхотел свободы - духовной свободы, которая достигается
посредством нравственного очищения. Этой свободе, не осуществимой без
свободы гражданской, Катон посвятил и отдал жизнь (ст. 73-75).
75. В грозный день - то есть в день Страшного суда.
77. Минос. - Вергилий, как обитатель Лимба, не подвластен Миносу.
78. И круг мой - тот, где Марция твоя... - Лимб, где обитает Марция,
жена Катона (А., IV, 128).
80. Считать ее своей. - Катон уступил Марцию своему другу Гортензию,
после смерти которого она снова вернулась к Катону, желая умереть "его
Марцией".
82. Твои семь царств - то есть семь кругов Чистилища.
88. Зловещий вал - волны Ахерона, окаймляющего Ад.
89. Изведенный силою чудесной - из Лимба (А., IV, 46-63).
94. Тростьем опояшь его - тростником, символом смирения.
98. Первому из слуг - ангелу-привратнику (Ч., IX, 76-84).
У подножия горы Чистилища. - Новоприбывшие души умерших
1-3. По Данте, гора Чистилища и Иерусалим расположены на
противоположных концах земного диаметра, поэтому у них общий горизонт. В
северном полушарии вершина небесного меридиана ("полдневного круга"),
пересекающего этот горизонт, приходится над Ерусалимом. В описываемый час
солнце, видимое в Иерусалиме, клонилось к закату, чтобы вскоре появиться на
небе Чистилища.
4-6. А ночь... - Согласно средневековой географии, Иерусалим лежит в
самой середине суши, расположенной в северном полушарии между Полярным
кругом и экватором и простирающейся с запада на восток всего лишь на 180ь
долготы. Остальные три четверти земного шара покрыты водами Океана. В равном
отдалении от Иерусалима находятся: на крайнем востоке - устье Ганга,
текущего с запада на восток, на крайнем западе - Геркулесовы столбы, Испания
и Марокко. Когда в Иерусалиме заходит солнце, то со стороны Ганга
надвигается ночь. В описываемое время года, то есть в пору весеннего
равноденствия, ночь держит в руках весы, то есть находится в созвездии
Весов, противостоя солнцу, находящемуся в созвездии Овна. Осенью, когда она
"одолеет" день и станет продолжительнее, чем он, она выйдет из
созвездия Весов, то есть "выронит" их.
16. И снова да сверкнет! - Данте жаждет после смерти снова очутиться у
горы Чистилища, на берегу спасения.
26. В той первой белизне. - То, что белело по сторонам приближающегося
света, были крылья ангела; то, что белело внизу, - его одежда. Средоточием
света было его лицо.
46. "In exttu Israel" (лат.) - "Когда вышел Израиль [из Египта]".
56-57. Сбив с небесной середины Козерога. - При восходе солнца
созвездие Козерога было на меридиане, а теперь начало склоняться к западу.
86. И тут ее узнал я. - Данте узнал тень своего друга, композитора и
певца Каселлы (ст. 91).
91-92. Ради возвращенья сюда же - ради того, чтобы после смерти
оказаться в Чистилище, а затем в Раю.
94-105. Каселла рассказывает поэту, что души тех, "кто не притянут
Ахероном" (ср. А., III, 70-129), то есть не осужден на муки Ада, слетаются
после смерти к устью Тибра (ср. Ч., XXV, 85-87), откуда ангел отвозит их в
челне на остров Чистилища. Хотя он долго не брал с собой Каселлу, тот не
усматривает в этом обиды, будучи убежден, что желание ангела-перевозчика "с
высшей правдой сходно". Но сейчас весна 1300 г., в Риме, начиная с
рождества, справляется церковный "юбилей" (см. прим. А., XVIII, 28-33),
щедро отпускаются грехи живым и облегчается участь мертвых. Поэтому вот уже
три месяца, как ангел "берет свободно" в свою ладью всех, кто ни попросит
112. "Любовь, в душе беседуя со мной". - Так начинается одна из канцон
Данте, открывающая собою третий трактат "Пира".
119. Величественный старец - Катон.
У подножия горы Чистилища - Умершие под церковным отлучением
7. Его самоупреки - в том, что он остановился послушать пение Каселлы.
25-27. По повелению императора Августа тело Вергилия, умершего (19 г.
до н. э.) в Брундузии (Бриндизи), было перенесено в Неаполь и там погребено.
Когда в Чистилище раннее утро, в Неаполе - вечер.
37. Quia - латинское слово, означающее "потому что", а в средние века
применявшееся также в смысле quod ("что"). Схоластическая наука, следуя
Аристотелю, различала двоякого рода знание: scire quia - знание
существующего и scire propter quid - знание причин существующего. Вергилий
советует людям довольствоваться первого рода знанием, не вникая в причины
того, что есть.
40. Ты - то есть "род людской" (ст. 37).
50. Замок Лериче и местечко Турбйя - крайние точки., восточная и
западная, гористого побережья Лигурийского моря.
59. Чреда теней - души людей, умерших под церковным отлучением, но
раскаявшихся перед смертью в своих грехах. Они ждут доступа в Чистилище в
течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в
"распре с церковью" (см. ст. 136-141).
112-113. Манфред-король Неаполя и Сицилии (с 1258 по 1266 г.), сын
Фридриха II (А., X, 119 и прим.), внук Костанцы (см. прим. Р., III,
118-120), непримиримый противник папства, отлученный от церкви. Для борьбы с
ним папский престол призвал Карла Анжуйского (см. прим. Ч., VII, 112-114). В
битве при Беневенто (1266 г.) Манфред погиб, и его королевство досталось
Карлу
115-116. Моей прекрасной дочери... - Костанце, вдове Педро III
Арагонского (см. прим. Ч., VII, 112-114), овладевшего Сицгшией в 1282 г.
117. Не верить лжи лукавой - тому, что Манфред, как отлученный от
церкви, находится в Аду.
124. Страницу эту прочитать - евангельскую страницу, где сказано:
"Приходящих ко мне не изгоню вон".
125-131. Манфред был погребен у моста Беневенто, и каждый воин
вражеского войска, чтя храброго короля, бросил камень на его могилу, так что
вырос целый холм. Исполняя волю папы Климента IV, архиепископ города
Козенцы, поклявшийся изгнать Манфреда из его владений, вырыл его останки и
перенес их на другой берег реки Верде, за пределы Неаполитанского
королевства.
132. Куда он снес их, погасив огни. - Когда хоронили отлученного, то у
его гроба гасили свечи и затем несли их опрокинутыми.
Первый уступ Предчистилища. - Нерадивые
1. Одну из наших сил душевных - то есть слух или зрение.
5. Опровержимо заблужденье - учение платоников о тройственности
человеческой души и манихеев - о ее двойственности.
12. Эта связана, а та парит. - Одна сила поглощена каким-либо
ощущением, а другая бездействует - парит.
15-16. Солнце успело подняться над горизонтом на 50ь.
25-26. Сан-Лео, Ноли, Бисмантова - труднодоступные горные местности в
Италии.
60. Аквилон - северный ветер. Здесь в смысле: север.
61-66. Смысл: "Если бы солнце (зеркало) было сейчас в созвездии
Близнецов (Диоскуров), ты видел бы, что "рдеющая" часть зодиака (та, где
находится солнце) вращается еще ближе к Северному полюсу (к созвездиям
Медведиц), если только солнце не изменит своего вековечного пути". Другими
словами: "В июне ты видел бы солнце еще ниже над горизонтом в северном
направлении".
68. Сион - то есть Иерусалим (см. прим. Ч., II, 1-3).
71-72. Дорога, где несчастливый правил Фаэтон - зодиак (см. прим. А.,
XVII, 106-108).
79. Вращатель вселенной - девятое небо, или Перводвигатель (Р.,
XVIII-XXIX).
104. Расположились люди. - Это нерадивые, до смертного часа медлившие
покаянием.
123. Белаква - флорентиец, выделывавший грифы к лютням и гитарам. Данте
с ним дружил и любил послушать его игру.
137-139. На горе Чистилища сейчас полдень, а над противоположным ей
северным полушарием простерлась ночь, от устья Ганга, на востоке, до
западного берега суши - до Моррокко (Марокко) (см. прим. Ч., II, 4-6).
Второй уступ Предчистилища - Нерадивые, умершие насильственною смертью
24. "Mzserere" (лат.) - псалом: "Помилуй [меня]".
38. Горящий пар - молния или падучая звезда (по Аристотелю).
64-84. Один сказал. - Это Якопо дель Кассеро, уроженец города Фано в
Анконской марке, лежащий между землею Карла II Анжуйского, то есть
Неаполитанским королевством, и Романьей. Враждуя с Адзо VIII д'Эсте,
маркизом Феррарским, и приглашенный в 1298 г. на должность подеста в Милан,
он из осторожности поехал через падуанские владения, но здесь, в Орьяко, был
убит наемниками Адзо.
75. Антеноры - падуанцы, потому что Падуя считалась основанной троянцем
Антенором.
79. Мира - городок между Орьяко и Падуей.
88-93. Я был Бонконте. - Буонконте, сын графа Гвидо да Монтефельтро
(см. прим. А., XXVII, 4), предводительствовал аретинскими гибеллинами в
войне против флорентийских гвельфов и 11 июня 1289 г. пал в битве на
Кампальдино (см. прим. А., XXII, 5).
89. Джованна - вдова Буонконте.
95. Аркьяно - река в области Казентино, приток Арно.
97. Где имя ей не нужно боле- то есть где Аркьяно впадает в Арно и
теряет свое название.
106-108. Вечное - душа Буонконте, которую ангел уносит в Рай,
"пользуясь слезинкой" его раскаяния. Дьявол решает завладеть хотя бы
"прочим", то есть его телом.
116. Долина Арно, в том месте, где погиб Буонконте, лежит между горным
хребтом Пратоманьо и большой грядой Апеннин.
122. К большой реке - к Арно.
129. Своей добычей - то есть камнями и песком.
133-136. Пия деи Толомеи, родом из Сьены, вышла замуж за Нелло деи
Панноккьески, который из ревности убил ее тайно в одном из своих замков в
Сьенской Маремме.