Меню
Назад » »

Данте Алигьери. Божественная комедия (129)

    ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

Круг шестой (продолжение) 11. "Labia mea, Domine" (лат.) - "Уста мои, господи [отверзи...]". 25-27. Эрисихтон срубил дуб Цереры, за что богиня наслала на него такой неутолимый голод, что, продав ради пищи все, даже родную дочь, он начал есть собственное тело (Метам., VIII, 739-878). 28-30. Вот те... - Данте сравнивает исхудалых грешников с голодными иудеями в дни осады Иерусалима римлянами (70 г.), когда еврейка Мариам съела своего грудного младенца (Иосиф Флавий, "Иудейская война", VI, 3). 32-33. Кто ищет "omo"... - Считалось, что в чертах человеческого лица можно прочесть "Homo Dei" ("Человек божий"), причем глаза изображают два "О", а брови и нос - букву М. 48. Форезе Донати - флорентиец, брат Корсо (см. прим. Ч., XXIV, 82-90) и Пиккарды Донати (Ч,, XXIV, 10; 13-15; Р., Ill, 34-108; прим. Р., Ill, 49), приятель Данте и родственник его жены Джеммы Донати. Умер в 1296 г. 73. Ведь та же воля - то есть воля к страданию. 74. "Или!" - по-еврейски: "Боже мой!" 84. Там, где выплачивают срок за срок - то есть в Предчистилище, среди нерадивых (см. Ч., IV, 128-132). 87. Моею Неллой - вдовой Форезе. 94. Сардинская Барбаджа - горная область в Сардинии, заселенная выходцами из Африки. По словам старых комментаторов, тамошние женщины ходили с обнаженной грудью или даже вовсе нагие - из-за жары и распущенности нравов. 96. Пред той Барбаджей... - то есть перед Флоренцией. 121. Сестра того - сестра Солнца, то есть Луна (ср. А., XX, 127).

    ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Круг шестой (окончание) 10. Пиккарда - сестра Форезе (см. прим. Ч., XXIII, 48). 15. На высотах Олимпа - то есть в Раю (Р., III, 34-108). 19. Бонаджунта Орбиччани - луккский поэт, представитель сицилианской школы (см. прим. 52-54), умерший ок. 1300 г. 21. Расшитый темным цветом - то есть покрытый шелудями. 22-24. Святую церковь звал женой своей "супруг церкви", папа Мартин IV (с 1281 по 1285 г.), родом француз. 28. Пильский Убальдин - Убальдино дельи Убальдини, владелец замка Пила (Pila). 29-30. Бонифаций Фьески - архиепископ равеннский с 1274 по 1295 г., он не столько насыщал свою духовную паству нравственной пищей, сколько своих приближенных - лакомыми блюдами. 31. Мессер Маркезе дельи Аргольози был родом из Форли. 37-48. Изгнанник Данте одно время жил в Лукке (в 1308 или 1315 г.). Джентукку отождествляют с Джентуккой Морла, вышедшей замуж за Бонаккорсо Фондора. 38. Я чуял там - то есть на устах Бонаджунты. 43. Еще без покрывала - то есть не замужем. 52-54. Когда любовью я дышу... - В этой терцине Данте формулирует психологическую основу как своей поэтики, так и вообще "нового пленительного лада", или "сладостного нового стиля", "doice stil nuovo" (ст. 57), пришедшего на смену господствовавшим до него течениям: сицилианской школе, подражавшей провансальским образцам, и так называемой "ученой" школе. 56. Гвиттон - Гвиттоне д'Ареццо (Ч.,. XXVI, 124-126), глава "ученой" школы, умер в 1294 г. Нотарий-Якопо да Лентино, поэт сицилианской школы, нотариус двора Фридриха II (см. А., X, 119 и прим.), умер ок. 1250 г. 59. Ваши перья - представителей "doice stil nuovo": Данте, Гвидо Кавальканти, Лапо Джанни, Дино Фрескобальди и др. 65. Птиц, зимующих вдоль Нила - то есть журавлей. 79. Край, мне данный в обитанье - Флоренция. 82-90. Зачинщика всех бед - Корсо Донати, брата Форезе. Он был главою Черных и руководил погромом Белых зимой 1301 г. (см. прим. Р., XVII, 48). В 1308 г., обвиненный в измене, он бежал, но был схвачен. На пути к Флоренции он нарочно упал с коня, и его убили. Данте придает всей картине аллегорический смысл: Корсо, как изменник и убийца, привязан к хвосту коня, и тот влачит его к бездне Ада. 115. Отпрыск древа познания добра и зла (Ч., XXXII, 37-39), которое растет на высотах (ст. 116), то есть в Земном Раю. 121-123. Сыны Нефелы, "двутелые" кентавры, упившись на свадьбе Пирифоя, хотели похитить женщин, но Тезей и его товарищи одолели их (Метам., XII, 210-535). 124-126. Гедеон, выступив против мадианитян, отослал, как негодных, тех воинов, которые, придя к воде, пили "вольготно", став на колени (Библия).

    ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ

Восхождение в круг седьмой. - Круг седьмой. - Сладострастники 2-3. Смысл: "В южном полушарии было два часа пополудни, а в северном два часа пополуночи". 22. Мелеагр - сын калидонского царя Ойнея и Алфеи. При его рождении парки положили в огонь полено, предсказав, что Мелеагр будет жить не дольше, чем оно. Алфея загасила его и спрятала. Когда Мелеагр убил братьев своей матери, та, мстя за них, бросила головню в огонь, и Мелеагр умер (Метам., VIII, 270-545). Этим примером Вергилий хочет пояснить, что души могут чахнуть без видимой, казалось бы, причины. 25-26. Как всякому движенью движеньем вторят ваши зеркала - так и оболочка душ отражает их внутреннее состояние. 31-108. Вечный строй я излагаю... - Стаций излагает, близко следуя Фоме Аквинскому (см. прим. Р., X, 82), учение об утробной жизни человека, о происхождении разумной души и о посмертном ее существовании в бестелесной оболочке. 48. Б высшем месте - в сердце. 63-66. Мудрейшего, чем ты... - Аверроэса, арабского философа XII в. (А., IV, 144). "Возможный разум" - схоластический термин, обозначавший познавательную способность. 79. Лахезис - см. прим. Ч., XXI, 25. 86. К одному из берегов - к устью Тибра или к берегу Ахерона (см. прим. Ч., II, 94-105). 91-96. Здесь Данте расходится с Фомой Аквинским, утверждавшим, что душа, покинув тело, становится вполне бестелесной. 121. "Summae Deus clementiae" (лат.) - "Бог высшей милости" - начальные слова молитвы о ниспослании душевной и телесной чистоты. 127. "Virum non cognosco!" {лат.) - "Мужа не знаю!" - слова девы Марии. 131. Позор Гелики. - Диана изгнала из своего леса нимфу Гелику (Каллисто), обесчещенную Юпитером. Ревнивая Юнона превратила Гелику в медведицу, но Юпитер вознес ее на небо вместе с ее сыном Аркадом, в виде созвездий Большой Медведицы и Волопаса (Метам., II, 401-530) (ср. Р., XXXI, 32-33).

    ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ

Круг седьмой (продолжение) 16. Почтительность - к Вергилию и к Стацию, идущим впереди. 18. Жаждет услышать ответ и горит в очищающем пламени. 24. Из душ одна - Гвидо Гвиницелли (см. ст. 74 и 91). 40. Гоморра и Содом - по библейской легенде, города, спаленные богом за противоестественный разврат их обитателей. 41. Пасифая - см. прим. А., XII, 12-13. 44. Одна к пескам - Африки, другая на Рифей - к северным горам. 59. Там есть жена - дева Мария (см. А., II, 94-99). 77-78. Цезарь грешил содомией с царем Вифинии Никомедом, чем и заслужил прозвище "царицы" и насмешки во время галльского триумфа. 82-87. Наш грех, напротив, был гермафродит - то есть: "Это была любовь двух полов, но по-скотски безудержная. Поэтому, "себе в позор", мы и поминаем Пасифаю". 91. Гвидо Гвиницелли из Болоньи, поэт "ученой" школы, ближайший предшественник "doice stil nuovo" (см. прим. Ч., XXIV, 52-54). 94-99. Как сыновья кинулись к своей матери Гипсипиле (см. прим. Ч., XXII, 109-114), так и Данте кинулся бы обнять Гвидо Гвиницелли. 106. От признанья твоего. - См. ст. 55-60. 109. Клятва эта - см. ст. 103-105. 113. Пока продлится то, что ныне ново - то есть поэзия на итальянском языке, возникшая в первой половине XIII в. 115. Вот тот - провансальский поэт Арнаут (Арнальд) Даньель (ст. 142), умерший ок. 1200 г. 118. В сказах - то есть в повествовательных поэмах. 120. Лимузинец - провансальский поэт Джираутде Борнель (конца XII-начала XIII в.), уроженец Лимузинской области. 124. Гвиттон - то есть Гвиттоне д'Ареццо (см. прим. Ч., XXIV, 56). 140-147. Арнальд отвечает на провансальском языке.

    ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

Круг седьмой {окончание). - Восхождение к Земному Раю 1-5. На горе Чистилища близилась ночь, и солнце клонилось к закату, готовясь "ударить первыми лучами в те страны", где расположен Иерусалим. В этот час в Испании, где льется Эбро, небесный меридиан занят созвездием Весов, и там полночь, а над волнами Ганга- полдень (см. прим. Ч., II, 1-3; 4-6). 7. "Beati mundo corde!" {лат.) - "Блаженны чистые сердцем!" 37-39. Юноша Пирам, думая, что его возлюбленную Фисбу растерзала львица, заколол себя мечом. На зов подоспевшей Фисбы он в последний раз открыл глаза. Тутовое дерево, обрызганное кровью Пирама, налилось красным соком, и ягоды его почернели (Метам., IV, 55-166). 59. "Venite, benedicti Patris mei!" {лат.) - "Придите, благословенные отца моего!" 95. Цитерея - Венера. 97-108. Лия, символ жизни деятельной, - прообраз Мательды, которую Данте встретит в Земном Раю. Рахиль, символ жизни созерцательной, - прообраз Беатриче. 115. Тот сладкий плод - то есть истинное, высшее благо. 142. Митрой и венцом. - Данте облекается полной властью над самим собой. (Императорская корона состояла из митры, окруженной венцом.)

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar