- 1067 Просмотров
- Обсудить
Счастливый Зайцевский1, поэт и герой! Позволь хлебопашцу-гусару Пожать тебе руку солдатской рукой И в честь тебе высушить чару. О, сколько ты славы готовишь России, Дитя удалое свободной стихии! Лавр первый из длани камены младой Ты взял на парнасских вершинах2; Ты, собственной кровью омытый, другой Сорвал на гремящих твердынях; И к третьему, с лаской вдали колыхая, Тебя призывает пучина морская. Мужайся!- Казарский3, живой Леонид4, Ждет друга на новый пир славы... О, будьте вы оба отечества щит, Перун вековечной державы! И гимны победы с ладей окриленных Пусть искрами брызнут от струн вдохновенных! Давно ль под мечами, в пылу батарей И я попирал дол кровавый, И я в сонме храбрых, у шумных огней, Наш стан оглашал песнью славы?.. Давно ль... Но забвеньем судьба меня губит, И лира немеет, и сабля не рубит.
Примечания
1. Зайцевский Ефим Петрович (1800—1861) — морской офицер, герой штурма Варны, поэт.
2. Лавр... ты взял на парнасских вершинах — по древнегреческим мифам, в городе Дельфы
на склонах горы Парнас находился храм бога поэзии Аполлона; он полюбил нимфу Дафну, которая,
уклоняясь от его преследований, превратилась в лавр. Листья лавра стали считаться священными — ими
в Греции и Риме увенчивали героев и поэтов (лавр символизирует славу).
3. Казарский — морской офицер, герой войны с турками 1829 года.
4. Леонид — царь древнегреческого государства Спарта, погиб со своим отрядом, защищая
проход через ущелье Фермопилы от огромного войска персидского царя Ксеркса.
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
Вы личиком - пафосский бог, Вы молоды, вы стройны, как Аглая; Но я гусар... я б вас любить не мог, Простите: для меня вы слишком неземная! К вам светской страстью, как к другой, Гореть грешно!- С восторженной душой Мы вам, как божеству, несем кадил куренье, Обеты чистые, и гимны, и моленье!
Примечания
Посвящено С. Кушкиной, дочери соседей Давыдова по симбирскому имению.
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
Вы хороши!- Каштановой волной Ваш локон падает на свежие ланиты; Как мил ваш взор полузакрытый, Как мил ваш стан полунагой! Не вы ль оригинал живой Очаровательной хариты, Кановы1 созданной рукой? Вы хороши!- Но мой покой Неколебим. Осанка величава, Жеманная тоска искусственной любви Не страшны мне: моя отрава - Взор вдохновительный и слово от души. Я их ищу давно, давно не обретая. Вам не сродни крылатый бог2: Жизнь ваша - стрелка часовая, Арифметический итог. Но та, которую люблю, не называя... Ах! та вся - чувство, вся - восторг, Как Пиндара3 строфа живая!
Примечания
Посвящено С. Кушкиной, дочери соседей Давыдова по симбирскому имению.
1. Канова — Антонио Канова (1747—1822) — великий итальянский ваятель,
автор замечательной скульптурной группы «Три грации».
2. Крылатый бог — Амур.
3. Пиндар (VI—V вв. до н. э.) — греческий лирик.
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
Ох, как храбрится Немецкий фон, Как горячится Наш херр-барон. Ну, вот и драка, Вот лавров воз! Хватай, собака, Голодный пес. Кипят и рдеют На бой полки; Знамена веют, Горят штыки, И забияка Палаш вознес! Хватай, собака, Голодный пес. Адрианополь Без битв у ног, Константинополь В чаду тревог. Что ж ты, зевака, Повесил нос? Хватай, собака, Голодный пес. Лях из Варшавы Нам кажет шиш, Что ж ты, шаршавый, Под лавкой спишь? Задай, лаяка, Варшаве чес! Хватай, собака, Голодный пес. "Все это жжется... Я брать привык, Что так дается... Царьград велик. Боюсь я ляха!" А ты не бойсь! Хватай, собака, Российский пес. Так вот кресченды Звезд, лент, крестов, Две-три аренды, Пять-шесть чинов; На шнапс, гуляка, Вот денег воз! Схватил собака, Голодный пес.
Примечания
Сатира на фельдмаршала Дибича-Забалканского,
неудачно командовавшего русскими войсками во время
подавления польского восстания 1831 года.
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
В тебе, в тебе одной природа, не искусство, Ум обольстительный с душевной простотой, Веселость резвая с мечтательной душой, И в каждом слове мысль, и в каждом взоре чувство!
Примечания
Подражание стихотворению Франсуа-Мари Аруэ Вольтера (1694—1778).
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
Не пробуждай, не пробуждай Моих безумств и исступлений, И мимолетных сновидений Не возвращай, не возвращай! Не повторяй мне имя той, Которой память - мука жизни, Как на чужбине песнь отчизны Изгнаннику земли родной. Не воскрешай, не воскрешай Меня забывшие напасти, Дай отдохнуть тревогам страсти И ран живых не раздражай. Иль нет! Сорви покров долой!.. Мне легче горя своеволье, Чем ложное холоднокровье, Чем мой обманчивый покой.
Примечания
Посвящено Евгении Дмитриевне Золотаревой.
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
Я люблю тебя, без ума люблю! О тебе одной думы думаю, При тебе одной сердце чувствую, Моя милая, моя душечка. Ты взгляни, молю, на тоску мою И улыбкою, взглядом ласковым Успокой меня беспокойного, Осчастливь меня несчастливого. Если жребий мой умереть тоской - Я умру, любовь проклинаючи, Но и в смертный час воздыхаючи О тебе, мой друг, моя душечка!
Примечания
Посвящено Евгении Дмитриевне Золотаревой.
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
1 Когда я повстречал красавицу мою, Которую любил, которую люблю, Чьей власти избежать я льстил себя обманом,- Я обомлел!- Так, случаем нежданным, Гуляющий на воле удалец - Встречается солдат-беглец С своим безбожным капитаном. 1834 2 Вошла, как Психея, томна и стыдлива, Как юная пери, стройна и красива,- И шепот восторга бежит по устам, И крестятся ведьмы, и тошно чертям! 1833 3 В тебе, в тебе одной природа, не искусство, Ум обольстительный с душевной простотой, Веселость резвая с мечтательной душой, И в каждом слове мысль, и в каждом взоре чувство! 1829
Денис Давыдов. Стихотворения.
Ленинград: "Советский писатель", 1984.
Давно ли, речка голубая, Давно ли, ласковой волной Мой челн привольно колыхая, Владела ты, источник рая, Моей блуждающей судьбой! Давно ль с беспечностию милой В благоуханных берегах Ты влагу ясную катила И отражать меня любила В своих задумчивых струях!.. Теперь, печально пробегая, Ты стонешь в сумрачной тиши, Как стонет дева молодая, Пролетный призрак обнимая Своей тоскующей души. Увы! твой ропот заунывный Понятен мне, он - ропот мой; И я пою последни гимны И твой поток гостеприимный Кроплю прощальною слезой. Наутро пурпурной зарею Запышет небо,- берега Блеснут одеждой золотою, И благотворною росою Закаплют рощи и луга. Но вод твоих на лоне мутном Все будет пусто!.. лишь порой, Носясь полетом бесприютным, Их гостем посетит минутным Журавль, пустынник кочевой. О, где тогда, осиротелый, Где буду я! К каким странам, В какие чуждые пределы Мчать будет гордо парус смелый Мой челн по скачущим волнам! Но где б я ни был, сердца дани - Тебе одной. Чрез даль морей Я на крылах воспоминаний Явлюсь к тебе, приют мечтаний, И мук, и благ души моей! Явлюсь, весь в думу превращенный, На берега твоих зыбей, В обитель девы незабвенной, И тихо, странник потаенный, Невидимым приникну к ней. И неподвластный злым укорам, Я облеку ее собой, Упьюсь ее стыдливым взором, И вдохновенным разговором, И гармонической красой; Ее, чья прелесть - увлеченье! Светла, небесна и чиста, Как чувство ангела в моленье, Как херувима сновиденье, Как юной грации мечта!
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
В былые времена она меня любила И тайно обо мне подругам говорила, Смущенная и очи спустя, Как перед матерью виновное дитя. Ей нравился мой стих, порывистый, несвязный, Стих безыскусственный, но жгучий и живой, И чувств расстроенных язык разнообразный, И упоенный взгляд любовью и тоской. Она внимала мне, она ко мне ласкалась, Унылая и думою полна, Иль, ободренная, как ангел улыбалась Надеждам и мечтам обманчивого сна... И долгий взор ее из-под ресниц стыдливых Бежал струей любви и мягко упадал Мне на душу - и на устах пылал Готовый поцелуй для уст нетерпеливых... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
Унеслись невозвратимые Дни тревог и милых бурь, И мечты мои любимые, И небес моих лазурь. . . . . . . . . . . . Не глядит она, печальная, На пролет надежд моих, Не дрожит слеза прощальная На ресницах молодых!
Примечания
Посвящено Е. Д. Золотаревой.
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
Жестокий друг, за что мученье? Зачем приманка милых слов? Зачем в глазах твоих любовь, А в сердце гнев и нетерпенье? Но будь покойна только ты, А я, на горе обреченный, Я оставляю все мечты Моей души развороженной... И этот край очарованья, Где столько был судьбой гоним, Где я любил, не быв любим, Где я страдал без состраданья, Где так жестоко испытал Неверность клятв и обещаний,- И где никто не понимал Моей души глухих рыданий!
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
Я помню - глубоко, Глубоко мой взор, Как луч, проникал и рощи, и бор, И степь обнимал широко, широко... Но, зоркие очи, Потухли и вы... Я выглядел вас на деву любви, Я выплакал вас в бессонные ночи!
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
Прошла борьба моих страстей, Болезнь души моей мятежной, И призрак пламенных ночей Неотразимый, неизбежный, И милые тревоги милых дней, И языка несвязный лепет, И сердца судорожный трепет, И смерть и жизнь при встрече с ней... Исчезло все!- Покой желанный У изголовия сидит... Но каплет кровь еще из раны, И грудь усталая и ноет и болит!
Примечания
Посвящено Е. Д. Золотаревой.
Д.Давыдов. Стихотворения.
Москва, "Советская Россия", 1979.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.