Меню
Назад » »

Двенадцать стульев (11)

Глава пятая

Глава X. Голубой воришка

  
   Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. Завхоза звали Александром Яковлевичем, а жену его Александрой Яковлевной. Он называл ее Сашхен, она звала его Альхен. Свет не видывал еще такого голубого воришки, как Александр Яковлевич.
   Он был не только завхозом, но и вообще заведующим. Прежнего зава за грубое обращение с воспитанницами семь месяцев назад сняли с работы и назначили капельмейстером симфонического оркестра. Альхен ничем не напоминал своего невоспитанного начальника. В порядке уплотненного рабочего дня он принял на себя управление домом и с пенсионерками обращался отменно вежливо, проводя в доме важные реформы и нововведения.
   Остап Бендер потянул тяжелую дубовую дверь воробьяниновского особняка и очутился в вестибюле. Здесь пахло подгоревшей кашей. Из верхних помещений неслась разноголосица, похожая на отдаленное "ура" в цепи. Никого не было, и никто не появился. Вверхвела двумя маршами дубовая лестница с лаковыми некогда ступенями. Теперь в ней торчали только кольца, а самих медных прутьев, прижимавших когда-то ковер к ступенькам, не было.
   "Предводитель команчей жил, однако, в пошлой роскоши", -- думал Остап, подымаясь наверх.
   В первой же комнате, светлой и просторной, сидели в кружок десятка полтора седеньких старушек в платьях из наидешевейшего туальденора мышиного цвета. Напряженно вытянув сухие шеи и глядя на стоявшего в центре человека в цветущем возрасте, старухи пели:
  
   Слышен звон бубенцов издалека.
   Это тройки знакомый разбег.
   А вдали простирался широко
   Белым саваном искристый снег.
  
   Предводитель хора, в серой толстовке из того же туальденора и туальденоровых брюках, отбивал такт обеими руками и, вертясь, покрикивал:
   -- Дисканты, тише! Кокушкина -- слабее!
   Он увидел Остапа, но, не в силах удержать движение своих рук, только недоброжелательно на него посмотрел и продолжал дирижировать. Хор с усилием загремел, как сквозь подушку:
  
   Та-та-та, та-та-та, та-та-та-та,
   То-ро-ром, ту-ру-рум, ту-ру-рам.
  
   -- Скажите, где здесь можно видеть товарища завхоза? -- вымолвил Остап, прорвавшись в первую же паузу.
   -- А в чем дело, товарищ?
   Остап подал дирижеру руку и дружелюбно спросил:
   -- Песни народностей? Очень интересно. Я инспектор пожарной охраны.
   Завхоз застыдился.
   -- Да, да, -- сказал он, конфузясь, -- это как раз кстати. Я даже доклад собирался писать.
   -- Вам нечего беспокоиться, -- великодушно заявил Остап, -- я сам напишу доклад. Ну, давайте смотреть помещение.
   Альхен мановением руки распустил хор, и старухи удалились мелкими радостными шажками.
   -- Пожалуйте за мной, -- пригласил завхоз.
   Прежде чем пройти дальше, Остап уставился на мебель первой комнаты. В комнате стояли стол, две садовые скамейки на железных ногах (в спинку одной из них было глубоко врезано имя -- Коля) и рыжая фисгармония.
   -- В этой комнате примусов не зажигают? Временные печи и тому подобное?
   -- Нет, нет. Здесь у нас занимаются кружки: хоровой, драматический, изобразительные искусства, музыкальный кружок...
   Дойдя до слова "музыкальный", Александр Яковлевич покраснел. Сначала запылал подбородок, потом лоб и щеки. Альхену было очень стыдно. Он давно уже продал все инструменты духовой капеллы. Слабые легкие старух все равно выдували из них только щенячий визг. Было смешно видеть эту громаду металла в таком беспомощном положении. Альхен не мог не украсть капеллу. И теперь ему было очень стыдно.
   На стене, простершись от окна до окна, висел лозунг, написанный белыми буквами на куске туальденора мышиного цвета:
   "Духовой оркестр -- путь к коллективному творчеству".
   -- Очень хорошо, -- сказал Остап, -- комната для кружковых занятий никакой опасности в пожарном отношении не представляет. Перейдем дальше.
   Пройдя фасадные комнаты воробьяниновского особняка быстрым аллюром, Остап нигде не заметил орехового стула с гнутыми ножками, обитого светлым английским ситцем в цветочках. По стенам утюженного мрамора были наклеены приказы по дому No 2 Старсобеса. Остап читал их, время от времени энергично спрашивая: "Дымоходы прочищаются регулярно? Печи в порядке?" И, получая исчерпывающие ответы, двигался дальше.
   Инспектор пожарной охраны усердно искал в доме хотя бы один уголок, представляющий опасность в пожарном отношении, но в пожарном отношении все было благополучно. Зато розыски клада были безуспешны. Остап входил в спальни старух, которые при его появлении вставали и низко кланялись. Здесь стояли койки, устланные ворсистыми, как собачья шерсть, одеялами, с одной стороны которых фабричным способом было выткано слово "Ноги". Под кроватями стояли сундучки, выдвинутые по инициативе Александра Яковлевича, любившего военную постановку дела, ровно на одну треть.
   Все в доме No 2 поражало глаз своей чрезмерной скромностью: и меблировка, состоявшая исключительно из садовых скамеек, привезенных с Александровского, ныне имени Пролетарских Субботников, бульвара, и базарные керосиновые лампочки, и самые одеяла с пугающим словом "Ноги". Но одно лишь в доме было сделано крепко и пышно -- это были дверные пружины.
   Дверные приборы были страстью Александра Яковлевича. Положив великие труды, он снабдил все без исключения двери пружинами самых разнообразных систем и фасонов. Здесь были простейшие пружины, в виде железной штанги. Были духовые пружины с медными цилиндрическими насосами. Были приборы на блоках со спускающимися увесистыми дробовыми мешочками. Были еще пружины конструкций таких сложных, что собесовский слесарь только удивленно качал головой. Все эти цилиндры, пружины и противовесы обладали могучей силой. Двери захлопывались с такою же стремительностью, как дверцы мышеловок. От работы дверных механизмов дрожал весь дом. Старухи с печальным писком спасались от набрасывавшихся на них дверей, но убежать удавалось не всегда. Двери настигали беглянок и толкали их в спину, а сверху с глухим карканьем уже спускался противовес, пролетая мимо виска, как ядро.
   Когда Бендер с завхозом проходили по дому, двери салютовали страшными ударами. Казалось, что возвращаются дни гражданской войны.
   За всем этим крепостным великолепием ничего не скрывалось -- стула не было. В поисках пожарной опасности инспектор попал на кухню. Там, в большом бельевом котле, варилась каша, запах которой великий комбинатор учуял еще в вестибюле. Остап покрутил носом и сказал:
   -- Это что, на машинном масле?
   -- Ей-богу, на чистом сливочном! -- сказал Альхен, краснея до слез. -- Мы на ферме покупаем.
   Ему было очень стыдно.
   -- А! Впрочем, это пожарной опасности не представляет, -- заметил Остап.
   В кухне стула тоже не было. Была только жирная табуретка, на которой сидел повар в переднике и колпаке из туальденора.
   -- Почему это у вас все наряды серого цвета, да и кисейка такая, что ею только окна вытирать?
   Застенчивый Альхен потупился еще больше.
   -- Кредитов отпускают в недостаточном количестве.
   Он был противен самому себе.
   Остап сомнительно посмотрел на него и сказал:
   -- К пожарной охране, которую я в настоящий момент представляю, это не относится.
   Альхен испугался.
   -- Против пожара, -- заявил он, -- у нас все меры приняты. Есть даже огнетушитель "Эклер".
   Инспектор, заглядывая по дороге в чуланчики, неохотно проследовал к огнетушителю. Красный жестяной конус, хотя и являлся единственным в доме предметом, имеющим отношение к пожарной охране, вызвал в инспекторе особое раздражение.
   -- На толкучке покупали?
   И, не дождавшись ответа как громом пораженного Александра Яковлевича, снял "Эклер" со ржавого гвоздя, повернул его острым концом к полу, без предупреждения разбил капсуль и быстро повернул конус кверху. Но вместо ожидаемой пенной струи конус выбросил из себя тонкое противное шипение, напоминавшее старинную мелодию "Коль славен наш господь в Сионе".
   -- Конечно, на толкучке, -- подтвердил Остап свое первоначальное мнение и повесил продолжавший петь огнетушитель на прежнее место.
   Провожаемые шипением, они пошли дальше.
   "Где же он может быть? -- думал Остап. -- Это мне начинает не нравиться". И он решил не покидать туальденорового чертога до тех пор, пока не узнает все.
   За то время, покуда инспектор и завхоз лазали по чердакам, входя во все детали противопожарной охраны и расположения дымоходов, 2-й дом Старсобеса жил обыденной своей жизнью.
   Обед был готов. Запах подгоревшей каши заметно усилился и перебил все остальные кислые запахи, обитавшие в доме. В коридорах зашелестело. Старухи, неся впереди себя в обеих руках жестяные мисочки с кашей, осторожно выходили из кухни и садились обедать за общий стол, стараясь не глядеть на развешанные в столовой лозунги, сочиненные лично Александром Яковлевичем и художественно выполненные Александрой Яковлевной. Лозунги были такие: "Пища -- источник здоровья", "Одно яйцо содержит столько же жиров, сколько 1/2 фунта мяса", "Тщательно следи за своими зубами", "Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу" и "Мясо -- вредно".
   Все эти святые слова будили в старухах воспоминания об исчезнувших еще до революции зубах, о яйцах, пропавших приблизительно в ту же пору, о мясе, уступающем в смысле жиров яйцам, а может быть, и об обществе, которому они были лишены возможности помогать, тщательно пережевывая пищу.
   Хуже всех приходилось старухе Кокушкиной, которая сидела против большого, хорошо иллюстрированного акварелью чертежа коровы. Чертеж этот был пожертвован ОННОБом -- Обществом новой научной организации быта. Симпатичная корова, глядевшая с чертежа одним темным испанским глазом, была искусно разделена на части и походила на генеральный план нового кооперативного дома, с тою только разницей, что те места, которые на плане дома были обозначены уборными, кухнями, коридорами и черными лестницами, на плане коровы фигурировали под названиями: филе, ссек, край, 1-й сорт, 2-й, 3-й и 4-й.
   Кокушкина ела свою кашу, не поднимая головы. Поразительная корова вызывала у нее слюнотечение и перебои сердца. Во 2-м доме Собеса мясо к обеду подавали редко.
   Кроме старух, за столом сидели Исидор Яковлевич, Афанасий Яковлевич, Кирилл Яковлевич, Олег Яковлевич и Паша Эмильевич. Ни возрастом, ни полом эти молодые люди не гармонировали с задачами социального обеспечения, зато четыре Яковлевича были юными братьями Альхена, а Паша Эмильевич -- двоюродным племянником Александры Яковлевны. Молодые люди, самым старшим из которых был 32-летний Паша Эмильевич, не считали свою жизнь в доме собеса чем-либо ненормальным. Они жили в доме на старушечьих правах, у них тоже были казенные постели с одеялами, на которых было написано "Ноги", облачены они были, как и старухи, в мышиный туальденор, но благодаря молодости и силе они питались лучше воспитанниц. Они крали в доме все, что не успевал украсть Альхен. Паша Эмильевич мог слопать в один присест 5 фунтов тюльки, что он однажды и сделал, оставив весь дом без обеда.
   Не успели старухи основательно распробовать кашу, как Яковлевичи вместе с Эмильевичем, проглотив свои порции и отрыгиваясь, встали из-за стола и пошли в кухню на поиски чего-либо удобоваримого.
   Обед продолжался. Старушки загомонили:
   -- Сейчас нажрутся, станут песни орать!
   -- А Паша Эмильевич сегодня утром стул из красного уголка продал. С черного хода вынес перекупщику.
   -- Посмотрите, пьяный сегодня придет...
   В эту минуту разговор воспитанниц был прерван трубным сморканьем, заглушившим даже все продолжающееся пение огнетушителя в коридоре, и коровий голос начал:
   -- ... бретение...
   Старухи, пригнувшись и не оборачиваясь на стоявший в углу на мытом паркете громкоговоритель, продолжали есть, надеясь, что их минет чаша сия. Но громкоговоритель бодро продолжал:
   -- Евокрррахххх видусоб... ценное изобретение. Дорожный мастер Мурманской железной дороги товарищ Сокуцкий, Самара, Орел, Клеопатра, Устинья, Царицын, Клементий, Ифигения, Йорк, -- Со-куц-кий...
   Труба с хрипом втянула в себя воздух и насморочным голосом возобновила передачу:
   -- ... изобрел световую сигнализацию на снегоочистителях. Изобретение одобрено Доризулом, Дарья, Онега, Раймонд...
   Старушки серыми утицами поплыли в свои комнаты. Труба, подпрыгивая от собственной мощи, продолжала бушевать в пустой комнате:
   -- ... А теперь прослушайте новгородские частушки...
   Далеко, далеко, в самом центре земли, кто-то тронул балалаечные струны, и черноземный Баттистини запел:
  
   На стене клопы сидели
   И на солнце щурились,
   Фининспектора узрели --
   Сразу окачурились...
  
   В центре земли эти частушки вызвали бурную деятельность. В трубе послышался страшный рокот. Не то это были громовые аплодисменты, не то начали работать подземные вулканы.
   Между тем помрачневший инспектор пожарной охраны спустился задом по чердачной лестнице и, снова очутившись в кухне, увидел пятерых граждан, которые прямо руками выкапывали из бочки кислую капусту и обжирались ею. Ели они в молчании. Один только Паша Эмильевич по-гурмански крутил головой и, снимая с усов капустные водоросли, с трудом говорил:
   -- Такую капусту грешно есть помимо водки.
   -- Новая партия старушек? -- спросил Остап.
   -- Это сироты, -- ответил Альхен, выжимая плечом инспектора из кухни и исподволь грозя сиротам кулаком.
   -- Дети Поволжья?
   Альхен замялся.
   -- Тяжелое наследье царского режима?
   Альхен развел руками, мол, ничего не поделаешь, раз такое наследие.
   -- Совместное воспитание обоих полов по комплексному методу?
   Застенчивый Александр Яковлевич тут же, без промедления, пригласил пожарного инспектора отобедать чем бог послал.
   В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом 1-го сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок.
   -- Сашхен, -- сказал Александр Яковлевич, -- познакомься с товарищем из Губпожара.
   Остап артистически раскланялся с хозяйкой дома и объявил ей такой длиннющий и двусмысленный комплимент, что даже не смог его довести до конца. Сашхен -- рослая дама, миловидность которой была несколько обезображена николаевскими полубакенбардами, тихо засмеялась и выпила с мужчинами.
   -- Пью за ваше коммунальное хозяйство! -- воскликнул Остап.
   Обед прошел весело, и только за компотом Остап вспомнил о цели своего посещения.
   -- Отчего, -- спросил он, -- в вашем кефирном заведении такой скудный инвентарь?
   -- Как же, -- заволновался Альхен, -- а фисгармония?
   -- Знаю, знаю -- вокс гуманум. Но посидеть у вас со вкусом абсолютно не на чем. Одни садовые лоханки.
   -- В красном уголке есть стул, -- обиделся Альхен, -- английский стул. Говорят, еще от старой обстановки остался.
   -- А я, кстати, не видел вашего красного уголка. Как он в смысле пожарной охраны? Не подкачает? Придется посмотреть.
   -- Милости просим.
   Остап поблагодарил хозяйку за обед и тронулся.
   В красном уголке примусов не разводили, временных печей не было, дымоходы были в исправности и прочищались регулярно, но стула, к непомерному удивлению Альхена, не было. Остап даже заскрипел от недовольства. Бросились искать стул. Заглядывали под кровати и под скамейки, отодвинули для чего-то фисгармонию, допытывались у старушек, которые опасливо поглядывали на Пашу Эмильевича, но стула так и не нашли. Паша Эмильевич проявил в розысках стула большое упорство. Все уже успокоились, а Паша Эмильевич все еще бродил по комнатам, заглядывал под графины, передвигал чайные жестяные кружки и бормотал:
   -- Где же он может быть? Сегодня он был, я видел его собственными глазами. Смешно даже.
   -- Грустно, девицы, -- ледяным голосом сказал Остап.
   -- Это просто смешно! -- нагло повторял Паша Эмильевич.
   Но тут певший все время огнетушитель "Эклер" взял самое верхнее фа, на что способна одна лишь народная артистка республики Нежданова, смолк на секунду и с криком выпустил первую пенную струю, залившую потолок и сбившую с головы повара туальденоровый колпак. За первой струей пеногон-огнетушитель выпустил вторую струю туальденорового цвета, повалившую несовершеннолетнего Исидора Яковлевича. После этого работа "Эклера" стала бесперебойной.
   К месту происшествия ринулись Паша Эмильевич, Альхен и все уцелевшие Яковлевичи.
   -- Чистая работа! -- сказал Остап. -- Идиотская выдумка!
   Старухи, оставшись с Остапом наедине без начальства, сейчас же стали заявлять претензии.
   -- Брательников в доме поселил. Обжираются.
   -- Поросят молоком кормит, а нам кашу сует.
   -- Все из дому повыносил.
   -- Спокойно, девицы, -- сказал Остап, отступая, -- это к вам из инспекции труда придут. Меня сенат не уполномочил.
   Старухи не слушали.
   -- А Пашка-то Мелентьевич, этот стул он сегодня унес и продал. Сама видела.
   -- Кому? -- закричал Остап.
   -- Продал и все. Мое одеяло продать хотел.
   В коридоре шла ожесточенная борьба с огнетушителем. Наконец человеческий гений победил, и пеногон, растоптанный железными ногами Паши Эмильевича, последний раз выблевал вялую струю и затих навсегда.
   Старух послали мыть пол. Инспектор пожарной охраны втянул в себя воздух, пригнул голову и, слегка покачивая бедрами, подошел к Паше Эмильевичу.
   -- Один мой знакомый, -- сказал Остап веско, -- тоже продавал государственную мебель. Теперь он пошел в монахи -- сидит в допре.
   -- Мне ваши беспочвенные обвинения странны, -- заметил Паша Эмильевич, от которого шел сильный запах пенных струй.
   -- Ты кому продал стул? -- спросил Остап позванивающим шепотом.
   Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить, может быть даже ногами.
   -- Перекупщику, -- ответил он.
   -- Адрес?
   -- Я его в первый раз в жизни видел.
   -- Первый раз в жизни?
   -- Ей-богу.
   -- Набил бы я тебе рыло, -- мечтательно сообщил Остап, -- только Заратустра не позволяет. Ну, пошел к чертовой матери!..
   Паша Эмильевич искательно улыбнулся и стал отходить.
   -- Ну, ты, жертва аборта, -- высокомерно сказал Остап, -- отдай концы, не отчаливай. Перекупщик что, блондин, брюнет?
   Паша Эмильевич стал подробно объяснять. Остап внимательно его выслушал и окончил интервью словами:
   -- Это, безусловно, к пожарной охране не относится.
   В коридоре к уходящему уже Бендеру подошел застенчивый Альхен и дал ему червонец.
   -- Это 114 статья Уголовного кодекса, -- сказал Остап, -- дача взятки должностному лицу при исполнении служебных обязанностей.
   Но деньги взял и, не попрощавшись с Александром Яковлевичем, направился к выходу. Дверь, снабженная могучим прибором, с натугой растворилась и дала Остапу под зад толчок в 1 1/2 тонны весом.
   -- Удар состоялся, -- сказал Остап, потирая ушибленное место, -- заседание продолжается!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar