- 953 Просмотра
- Обсудить
О Радости и Печали
И тогда женщина сказала: Скажи нам о Радости и о Печали.
И он ответил так:
Твоя радость – это твое горе без маски.
Ведь тот же самый колодец, из которого поднимается твой смех, был часто заполнен твоими слезами.
И разве может быть иначе?
Чем глубже твое горе проникло в тебя, тем больше и радости может вместится в тебя.
Разве не та же чаша, что содержит твое вино, обожглась когда-то в печи гончара?
И разве лютня, услаждающая твой дух, не то самое дерево, которое страдало под ножами резчиков?
Когда ты радуешься, загляни глубоко в свое сердце, и ты обнаружишь, что только то, что приносило тебе печаль, дает тебе и радость.
И когда тебе горько, загляни снова в свое сердце, ты увидишь, что в действительности ты плачешь о том, что было твоей радостью.
Кто-то из вас может сказать: «Радость больше, чем печаль», а другие скажут: «Нет, горе больше».
Но я скажу вам: Они неразлучны.
Вместе пришли они, и когда одна из них сидит с тобой за столом – помни, другая спит на твоей кровати.
Действительно, как стрелка весов, ты колеблешься между горем и радостью.
И только когда ты пуст, она неподвижна в равновесии. Но чуть лишь хранитель сокровищ поднимет весы, чтобы взвесить свое золото и серебро, обязательно твоя радость иль горе на чашах поднимутся иль упадут.
О Жилищах
Тогда каменщик вышел из толпы и сказал: Расскажи нам о Жилищах.
И он ответил так:
Когда вы строите дом внутри городских стен, вообразите, что вы строите жилище среди дикой природы.
Именно его видит странник, спрятанный в вас, как бы ни был он одинок и далек.
Ведь ваш дом – продолжение вас самих.
Он растет под солнцем и спит в спокойствии ночи. И, конечно, у него есть сны. И разве ваш дом не мечтает? И мечтая, разве он не уходит из города в рощу или на вершину холма?
Ах, если бы я мог собрать ваши дома в свою руку и: как сеятель, разбросать их по лесам и полям.
И тогда бы долины стали вашими улицами и зеленые тропинки – дорогами, чтобы вы могли ходить друг к другу через виноградники и приносить аромат земли на одеждах.
Но время это еще не настало.
Ваши предки в страхе столпили вас слишком тесно друг к другу. Этот страх пока еще не прошел. И стены вашего города будут пока отделять ваши очаги от ваших полей.
И скажите мне, люди Орфалеса, что есть у вас, в ваших домах? Что храните вы там, за дверьми, что закрыты?
Есть ли там мир, спокойные желания, говорящие о том, что вы сильны?
Есть ли там воспоминания, эти мерцающие своды, соединяющие вершины умов?
Есть ли там красота, ведущее сердце от вещей, сотворенных из камня и дерева, к священным вершинам?
Скажите, есть ли все это в ваших домах?
Или есть у вас только комфорт и стремление к комфорту – это вороватый пришелец, который входит в дом как гость, потом становится хозяином, а потом и властелином.
И как укротитель зверей, он железным крючком и бичом превращает ваши самые большие желания в марионетки.
Хоть у него и мягкие руки, сердце его из железа.
Он убаюкивает вас, только чтобы стать у кровати и смеяться над достоинством вашего тела.
Он высмеивает ваши разумные чувства и заворачивает их в мягкий пух сухих трав моря, как хрупкие амфоры.
Вот так стремление к роскоши убивает пыл души, а потом идет, улыбаясь, на похоронах.
Но вы, дети пространств, неугомонные даже во сне, вы не дадите себя поймать и укротить.
Ваш дом будет не якорь, но мачта.
Он будет не блистательным покровом, скрывающим рану, но веком, защищающим глаз.
И вы не сложите крыльев, только чтоб проходить через двери, и не склоните голову, только чтобы не удариться о низкий косяк. И вы не будете боятся дышать оттого, что стены при этом могут треснуть и упадут.
Вы ведь не будете жить в гробницах, сделанных мертвыми для живых.
Ведь как ни красив и богат ваш дом, он не сохранит вашей тайны и не спрячет вашей тоски.
Ведь то в вас, что не имеет границ, остается во дворце неба, чья дверь – утренний туман и чьи окна – песни и молчание ночи.
Об Одеждах
И тогда ткач сказал: Скажи нам об Одеждах.
И он ответил:
Ваши одежды скрывают большую часть того, что в вас прекрасно, но они не скрывают того, что в вас некрасиво.
И хотя вы в одеждах ищете свободу иметь свою тайну, вы найдете свою тайну, вы найдете в них лишь хомут и цепи.
А без них вы смогли бы встретить солнце и ветер вашей кожей, а не только хитоном,
Потому что дыхание жизни заключено в луче солнца и рукой жизни можно назвать ветер.
Кое-кто из вас скажет: «Те одежды, что носили мы, сотканы северным ветром».
И я скажу: "Да, это северный ветер,
Но стыд был его ткацким станком, и ваша изнеженность была его ниткой.
И когда он кончил эту работу, он смеялся над вами в лесу".
Не забудьте, что скромность – это щит против глаза, который нечист.
И когда нечистых не будет – не станет ли скромность лишь уздой и обманом ума?
И не забудьте – земле так приятно чувствовать ваши босые ноги, а ветрам так хочется играть вашими волосами.
О Купле и Продаже
И сказал купец: Расскажи нам о Купле и Продаже.
И он ответил так:
Вы те, кому земля отдает свои плоды, и вы не будете нуждаться, если знаете, что с ними делать.
Ведь в обмене даров земли вы найдете и богатство, достаток и удовольствие.
И все же, если обмен не будет сделан с любовью и добрым согласием, он приведет одних к жадности, а других – к голоду,
Вы, – те, кто уходит в туманное море, иль идет в поле за плугом, иль подрезает лозу, – придя на базар, вы встречаете тех, кто делает ткани, и обжигает горшки, и собирает душистые пряности.
Позовите тогда главного духа Земли, чтобы он появился среди вас и освятил бы ваши весы и вашу способность считать, сколько весит каждая ценность по отношению к другой.
И сторонитесь бездельников в ваших делах – тех, что будут пытаться продать свое пустомельство за труд ваш.
Такому скажите:
"Иди со мной в поле иль с братьями нашими в море и закинь там сеть свою сам,
Потому что земля или море будут к тебе так же щедры, как были щедры к нам".
И если туда к вам придут певцы, танцоры, флейтисты – купите и их дары тоже.
Потому что и они – лишь собиратели плодов, и то, что они с собой принесли на продажу, – это тоже хорошая пища для вашей души, хоть она сделана только из мечты и видений.
И прежде чем покинете вы ту базарную площадь, проследите, чтоб ни один не ушел бы ни с чем.
Потому что главный дух Земли не уснет спокойно, пока не будет удовлетворен и самый малый из вас.
О Преступлении и Наказании
И тогда один из судей города вышел вперед и сказал: Скажи нам о Преступлении и Наказании.
И он ответил, сказав так:
Когда дух ваш уходит бродяжничать, как игрушка ветров,
Вот тогда-то вы, одинокий и незащищенный, и совершаете злодеяние против других, а значит, и против себя.
И за это плохое, что вы совершили, вы должны набраться терпения и ждать, постучавшись у ворот, что открыты только для благословенных.
Как океан, велика божественная часть вашего Я;
Она всегда остается неоскверненной.
Но, как эфир, она держит на себе только тех, у кого есть крылья.
И на солнце похожа божественная часть вашего Я;
Она не знает путей, которыми пробирается крот, или нор, по которым ползают змеи.
Но божественное вашего Я живет не одно в вас.
Многое в вас еще от человека и многое даже от того, кто был еще до него,
То, что живет бесформенно в вас от вашего предка-пигмея, бродит сонно в тумане, стараясь проснуться.
Но только с тем, что в вас Человек, говорю я,
Ведь не божественное вашего Я и не часть его, что от пигмея, а только то в вас, что от Человека, знает, что есть преступление и каково за него наказание.
Часто слышал я – вы говорили о том, кто сделал зло, так, будто он не был одним из вас, а был для вас странник, пришелец из мира другого.
А я говорю, что как святой и праведный не может подняться выше самого высокого, что есть в каждом из вас,
Так и злой и слабый не может пасть ниже самого низкого, что также есть в каждом из вас,
И как лист одинокий не становится желтым без молчаливого согласия целого дерева,
Так и обидчик не может сделать плохое, если все вы не желаете того же тайком.
Ведь не одиночками, а как процессия идете вы все к божественному вашего Я.
И вы одновременно и путник, и ваша дорога.
И когда один из вас падает, он падает за тех, кто позади, чтобы те не споткнулись о камень.
Да, но он падает из-за тех, кто впереди, кто, хоть и силен в ногах и проворен, все же не убрал камень с дороги.
И скажу еще то, что будет вам не очень по нраву:
Убитый не свободен от ответственности за убийство свое,
И ограбленный не безвинен за то, что ограблен
И праведный не может отгородиться от дел греховодника,
И тот, у кого чистые руки, – не чист в делах обманщика.
Да, виновный часто сам – жертва пострадавшего,
И еще чаще осужденный несет свое бремя за тех, кто остался без греха и кого не винят.
Но нельзя отделить справедливое от несправедливого и хорошее от греховного,
Потому что они всегда едины перед лицом солнца, как белая нитка и черная, свитые вместе.
И когда порвется черная нитка, ткач не только осматривает весь уже сотканный материал, а также проверит и ткацкий станок.
И если кто-то из вас возьмется судить о чьей-то неверной жене,
Пусть он взвесит и сердце мужа ее на весах, и измерит душу его по всем меркам.
И пусть тот, кто готовит плетку обидчику, всмотрится в душу того, кто обижен.
И если кто из вас будет наказывать от имени праведных, готовый обрушить топор на дерево зла, пусть он всмотрится и в корни его;
И, конечно, он найдет там корни зла, но найдет он там также и корни добра, корни полезного и корни вредного свитыми вместе в тишине сердца земли.
И вы, судьи, желающие быть справедливыми,
Что за приговор прочтете вы тому, кто чист телом, но вор в душе?
И что за наказание наложите вы на того, кто был убит другими в душе?
И как вы накажите того, кто по делам своим – обманщик и угнетатель И в то же время сам – жертва обмана и жертва насилия?
И как вы накажите тех, чье раскаянье стало большим уже, чем то, что они совершили?
Ведь разве раскаяние не есть то, что как раз и хочет получить от виноватого правосудие, которому вы рады служить?
И все же вы не можете дать раскаянье невиновному иль отобрать его от сердца виноватого.
Неутолимо будет приходить оно ночью, чтобы человек мог проснуться и взглянуть на себя.
А вы, стремящиеся понять справедливость, как вы поймете ее, не взглянув на дела все в полном свете дня?
Только тогда вы поймете, что тот, кто стоит, и тот, кто упал, – всего лишь один человек, находящийся в сумерках между ночью пигмейства и светом того, что божественно в его душе,
Ведь и самый главный из камней основания храма ничуть не выше самого нижнего камня в его фундаменте.
О Законах
И тогда сказал адвокат: Что ты думаешь о наших Законах, учитель?
И он ответил так: Вы с удовольствием создаете законы,
И с еще большим удовольствием их нарушаете.
Как дети на пляже у океана строят играя все новые песчаные башни, чтоб со смехом сломать их.
Но пока вы строите свои песчаные башни, океан приносит на берег все новый и новый песок,
И, когда вы ломаете то, что построили, океан всегда смеется над простодушными.
Но как быть с людьми, для которых жизнь – не океан и созданные человеком законы не песочные замки,
Как быть с теми, для кого жизнь – это скала, а закон – это кирка, с которой они хотят изменить форму скалы по своему желанию?
Как быть с калекой, ненавидящем танцы?
Как быть с влюбленным в хомут свой домашним волом, для которого гуляющие по лесу лось и олень – только бродяги без дома и племени?
Как быть со старым змеем, который уже не может сбросить свою старую кожу и поэтому называет всех других, кто ее сбрасывает, голыми и бесстыжими?
И как быть с тем, кто приходит самым первым на свадебный пир, а когда наевшись, устанет – уходит, говоря, что все пиры – это лишь нарушенье порядков, а те, кто пирует, нарушают законы?
Что я скажу о них всех – только то, что они хоть стоят в лучах солнца, но на солнце смотрят их спины?
А они видят лишь свои тени, и тени свои принимают они за законы.
И что для них солнце, если не простой создатель теней?
И разве признанье законов для них не есть лишь падение ниц, чтоб ползти по земле вдоль их теней?
Но вы, кто идет лицом к солнцу, – разве рисунки на бренной земле остановят вас?
И вы, кто в дружбе с ветрами, – нужен ли вам флюгер вертлявый, чтоб указать ваш путь?
Какой закон человека свяжет вам руки, если вы сами, сбросив хомут свой, не тронули тюремные двери других?
Какой закон человека испугает вас, если, танцуя, вы не спотыкаетесь о коварные цепи других.
И кто осудит вас, если вы сорвете с себя одежды, но не бросите их на дороге другого?
Люди Орфалеса, вы можете заставить замолчать барабан и ослабить струны лиры, но кто может приказать жаворонку замолчать?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.