- 1139 Просмотров
- Обсудить
Вот мчится тройка удалая Вдоль по дороге столбовой, И колокольчик, дар Валдая, Гудит уныло под дугой. Ямщик лихой - он встал с полночи, Ему взгрустнулося в тиши - И он запел про ясны очи, Про очи девицы-души: "Ах, очи, очи голубые! Вы сокрушили молодца; Зачем, о люди, люди злые, Вы их разрознили сердца? Теперь я бедный сиротина!.." И вдруг махнул по всем по трем - И тройкой тешился детина, И заливался соловьем.
Три века русской поэзии.
Составитель Николай Банников.
Москва: Просвещение, 1968.
100 Стихотворений. 100 Русских Поэтов.Я кем-то был взнесен на острый верх скалы,- Так мне в младенчестве приснилось,- Кругом меня дробилися валы И море бурное пенилось, И, с воем, стадо чуд кругом скалы теснилось; Огонь горел у них в очах! Я был один - и весь был страх; И сердце в молодой груди чуть билось. И милой жизни я сказал: прости!.. Вдруг пылкий огнь в мои втеснился жилы, И кто-то мне орлины придал крылы И громко возопил: "Лети!" И я, под светлыми летая небесами, Смотрел на мир спокойными очами И видел землю с высоты: Там реки в дальние моря бежали; Там грады пышные, там области лежали, И в них кипела жизнь, шумели суеты И страсти бурные пылали... Но полн я был святых, высоких дум! И я в земной мятеж не опустился И с прахом, от земли летящим, не смесился, И слышал лишь вдали - земной тревоги шум!
Владимир Марков. Упражнение в отборе.
Centifolia Russica. Antologia.
Санкт-Петербург: Алетейя, 1997.
Если хочешь жить легко И быть к небу близко, Держи сердце высоко, А голову низко.
Федор Глинка. Сочинения.
Москва: Советская Россия, 1986.
Отечества и дым нам сладок и приятен! Державин1 Свеча, чуть теплясь, догорала, Камин, дымяся, погасал; Мечта мне что-то напевала, И сон меня околдовал... Уснул - и вижу я долины В наряде праздничном весны И деревенские картины Заветной русской стороны!.. Играет рог, звенят цевницы, И гонят парни и девицы Свои стада на влажный луг. Уж веял, веял теплый дух Весенней жизни и свободы От долгой и крутой зимы. И рвутся из своей тюрьмы, И хлещут с гор кипучи воды. Пловцов брадатых на стругах Несется с гулом отклик долгий; И широко гуляет Волга В заповедных своих лугах... Поляны муравы одели, И, вместо пальм и пышных роз, Густеют молодые ели, И льется запах от берез!.. И мчится тройка удалая В Казань дорогой столбовой, И колокольчик - дар Валдая - Гудит, качаясь под дугой... Младой ямщик бежит с полночи: Ему сгрустнулося в тиши, И он запел про ясны очи, Про очи девицы-души: "Ах, очи, очи голубые! Вы иссушили молодца! Зачем, о люди, люди злые, Зачем разрознили сердца? Теперь я горький сиротина!" И вдруг махнул по всем по трем... Но я расстался с милым сном, И чужеземная картина Сияла пышно предо мной. Немецкий город... все красиво, Но я в раздумье молчаливо Вздохнул по стороне родной...
Примечания
Отрывок из этого стихотворения, под названием «Тройка», приобрел большую популярность в качестве народной песни.
Мы печатаем все стихотворение в первоначальной редакции, в которой
обнаруживается связь сюжета с заграничными походами русской армии в 1813-1815 гг.
Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов.
Москва: Художественная литература, 1988.
Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!.. Исполинскою рукою Ты, как хартия, развит, И над малою рекою Стал велик и знаменит! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных... Это матушка Москва! Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?.. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот?! Ты не гнула крепкой выи В бедовой твоей судьбе: Разве пасынки России Не поклонятся тебе!.. Ты, как мученик, горела, Белокаменная! И река в тебе кипела Бурнопламенная! И под пеплом ты лежала Полоненною, И из пепла ты восстала Неизменною!.. Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град!
Русская Лирика XIX века.
Москва, "Художественная Литература", 1981.
Густая рожь стоит стеной! Леса вкруг нивы как карнизы, И всё окинул вечер сизый Полупрозрачной пеленой... Порою слышны отголосья Младых косцов и сельских жниц; Волнами зыблются колосья Под пылкой ясностью зарниц; И жатва, дочь златого лета, Небесным кормится огнем И жадно пьет разливы света И зреет, утопая в нем... Так горний пламень вдохновенья Горит над нивою души, И спеет жатва дум в тиши, И созревают песнопенья...
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.
О Пушкин, Пушкин! Кто тебя Учил пленять в стихах чудесных? Какой из жителей небесных, Тебя младенцем полюбя, Лелея, баял в колыбели? Лишь ты завидел белый свет, К тебе эроты прилетели И с лаской грации подсели... И музы, слышал я, совет Нарочно всей семьей держали И, кончив долгий спор, сказали: "Расти, резвись - и будь поэт!" И вырос ты, резвился вволю, И взрос с тобою дар богов: И вот, блажа беспечну долю, Поешь ты радость и любовь, Поешь утехи, наслажденья, И топот коней, гром сраженья, И чары ведьм и колдунов, И русских витязей забавы... Склонясь под дубы величавы, Лишь ты запел, младой певец, И добрый дух седой дубравы, Старинных дел, старинной славы Певцу младому вьет венец! И всё былое обновилось: Воскресла в песне старина, И песнь волшебного полна! И боязливая луна За облак дымный хоронилась И молча в песнь твою влюбилась.. Всё было слух и тишина: В пустыне эхо замолчало, Вниманье волны оковало, И мнилось, слышат берега! И в них русалка молодая Забыла витязя Рогдая, Родные воды - и в луга Бежит ласкать певца младого... Судьбы и времени седого Не бойся, молодой певец! Следы исчезнут поколений, Но жив талант, бессмертен гений!..
Примечания
Написано в связи с высылкой Пушкина из Петербурга и, как указал сам Ф. Глинка,
«Стихи сии написаны за год перед сим, по прочтении двух первых песней "Руслана и Людмилы"».
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.
На реках вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Псалом 136 Когда, влекомы в плен, мы стали От стен сионских далеки, Мы слез ручьи не раз мешали С волнами чуждыя реки. В печали, молча, мы грустили Всё по тебе, святой Сион; Надежды редко нам светили, И те надежды были - сон! Замолкли вещие органы, Затих веселий наш тимпан. Напрасно нам гласят тираны: "Воспойте песнь сионских стран!" Сиона песни - глас свободы! Те песни - слава нам дала! В них тайны мы поем природы И бога дивного дела! Немей, орган наш голосистый, Как занемел наш в рабстве дух! Не опозорим песни чистой: Не ей ласкать злодеев слух! Увы, неволи дни суровы Органам жизни не дают: Рабы, влачащие оковы, Высоких песней не поют!
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.
Луна прекрасная светила В тиши лазоревых полей И ярче золота златила Главы подкрестные церквей. А бедный узник за решеткой Мечтал о божьих чудесах: Он их читал, как почерк четкий, И на земле и в небесах. И в книге тайной прошлой жизни Он с умиленьем их читал И с мыслью о святой отчизне Сидел, терпел - и уповал!
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.
Сегодня вихорь парус рвет; И вал на отмель лодку бьет; И гром над безднами ревет; И молния пловцу в глазах ресницы жжет... А завтра - ни грозы, ни бури: Погода... мир... и тишина, Под круглым куполом небесныя лазури Светлеет моря глубина... Для нашей жизни нет картины сей вернее, И - утро вечера бывает мудренее.
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.
На своде неба голубого, Реки в волнистом серебре, На трубке в желтом янтаре И на штыке у часового - Повсюду свет луны сияет! Так повсеместен свет иной, Который ярко позлащает Железный жребий наш земной!
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.
Из шелку и мочал шнур нашей жизни вьется: Кто плакал поутру, тот к вечеру смеется.
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.
Не слышно шуму городского, В заневских башнях тишина! И на штыке у часового Горит полночная луна! А бедный юноша! ровесник Младым цветущим деревам, В глухой тюрьме заводит песни И отдает тоску волнам! "Прости отчизна, край любезный! Прости мой дом, моя семья! Здесь за решеткою железной - Уже не свой вам больше я! Не жди меня отец с невестой, Снимай венчальное кольцо; Застынь мое навеки место; Не быть мне мужем и отцом! Сосватал я себе неволю, Мой жребий - слезы и тоска! Но я молчу,- такую долю Взяла сама моя рука. Откуда ж придет избавленье, Откуда ждать бедам конец? Но есть на свете утешенье И на святой Руси отец! О русской царь! в твоей короне Есть без цены драгой алмаз. Он значит - милость! Будь на троне И, наш отец, помилуй нас! А мы с молитвой крепкой к богу Падем все ниц к твоим стопам; Велишь - и мы пробьем дорогу Твоим победным знаменам". Уж ночь прошла, с рассветом в злате Давно день новый засиял! А бедный узник в каземате - Всё ту же песню запевал!..
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.